`Der ferne Klang`, `Дальний звон` (`Далёкое звучание`)
Опера в трех действиях
Либретто Франца Шрекера
Премьера 18 августа 1912 г. во Франкфурте

Действующие лица:
Грета Грауман (сопрано)
Её...Читать дальше
`Der ferne Klang`, `Дальний звон` (`Далёкое звучание`)
Опера в трех действиях
Либретто Франца Шрекера
Премьера 18 августа 1912 г. во Франкфурте

Действующие лица:
Грета Грауман (сопрано)
Её родители (бас и меццо-сопрано)
Фриц, молодой музыкант (тенор)
Рудольф, его друг (баритон)
Хозяин трактира «У лебедя» (бас)
Актер второразрядного театра (баритон)
Д-р Вигелиус, подпольный адвокат (бас)
Пожилая женщина (альт)
Граф (баритон)
Барон (бас)
Шевалье (тенор)
Сомнительный индивидуум (тенор)
Полицейский (бас)
Кельнерша (меццо-сопрано)
Посетители трактира, соседи, танцовщицы, обслуживающий персонал, народ
Действие происходит: в небольшом немецком городке – недалеко от Венеции – в большом городе – в наши дни

Первое действие
Фриц и Грета, дочь мелкого чиновника на пенсии, любят друг друга. Прежде чем жениться, Фриц хотел бы создать большое произведение и найти для него таинственное «далекое звучание», которое представляется ему в воображении. Грета напрасно старается изменить его настрой, Фриц решает расстаться с возлюбленной и уходит. Едва за ним закрывается дверь, как появляется пожилая женщина, которая, к удивлению Греты, расспрашивает ее о Фрице и обещает помочь в случае нужды.
У родителей Греты долги, но мать решительно против того, чтобы ее дочь пошла работать. Отец, любитель выпивки и азартных игр, приходит домой в сопровождении нетрезвых собутыльников – актера и адвоката. Он проиграл дочку трактирщику и теперь намерен выдать Грету за него замуж. Протесты дочери приводят его в ярость. Приятели под руки уводят папашу обратно в трактир.
Трактирщик обхаживает Грету и намекает, что надеется за счет ее привлекательности повысить посещаемость своего заведения, девушка, чтобы успокоить мать, притворно уступает, но, улучшив момент, выпрыгивает в окно и спешит вслед за Фрицем.
Так и не догнав Фрица, Грета в изнеможении садится на берегу озера. Желание утопиться вскоре уступает место восхищению красотой вечерней природы, она засыпает с мыслями о любимом. Снова появляется пожилая женщина (на самом деле сводня) и с помощью самых заманчивых обещаний уговаривает девушку следовать за ней.

Второе действие
Десять лет спустя. Грета – признанная королева полусвета – живет на одном из островов неподалеку от Венеции, с успехом выступая в лучшем танцевальном салоне под названием “Casa di Maschere”. Однако счастливой она себя не чувствует и все еще думает о Фрице. Ее благосклонности добиваются благородные господа. В этот день, после долгих колебаний, она обещает, что будет принадлежать тому, чья песня дойдет до ее сердца. Граф и шевалье терпят неудачу, а победителем становится незнакомец, только что прибывший на остров в гондоле. Грета узнает Фрица, несмотря на то, что он сильно изменился, и спешит обнять его. Музыкант, который пока так и не нашел желанное звучание, уже готов забрать ее с собой, но из речей присутствующих ему становится ясно, что его возлюбленная - кокотка. Потрясенный и разочарованный, он отворачивается от Греты, игнорирует графа, вызвавшего его на дуэль, и удаляется. Грета в отчаянии бросается в объятия графа – ей кажется, он немного похож на Фрица.

Третье действие
Прошло еще пять лет, Фриц закончил свою оперу «Арфа». Премьера, поначалу проходившая успешно, завершается под неодобрительный ропот - публике не понравился финал. Грета, опустившаяся уже до обычной проститутки, тоже слушает оперу, и музыка глубоко трогает ее. Когда она возвращается из театра, к ней начинает приставать какой-то субъект, но сидящие в расположенном поблизости ресторанчике адвокат и актер берут ее под свою защиту, и д-р Вигелиус, испытывая нечто похожее на запоздавшее раскаяние, отводит ее к себе.
Фриц, постаревший и уставший, сидит у себя дома. Он слишком поздно осознает, что поломал жизнь не только себе, но и своей возлюбленной. Рудольф напрасно старается утешить друга, призывает переписать оперу. Силы Фрица на исходе, единственное его желание – еще раз увидеть Грету, которую он дважды от себя оттолкнул. Он просит Рудольфа разыскать ее. Но совершенно неожиданно ее приводит д-р Вигелиус. Фриц и Грета счастливы. Наконец-то Фриц отчетливо слышит те необычные, как бы из другого мира идущие звуки, которые ему никак не удавалось уловить прежде. В радостном волнении он собирается переделать конец своей оперы, но вместо этого умирает на руках Греты.

Х Свернуть

Опера в трех актах. Либретто композитора. (премьера Франкфурт - на - Майне, 1912 год) Запись 1989 года. Филармонический оркестр г. Хаген. Хор городской оперы.
         (2)  


branmist (26.05.2019 12:16)
Может, все-таки, устоявшийся вариант `Дальний звон`? (см. Муз.энциклопедию под ред.
Келдыша в 6 томах, Википедию) Всегда забавно смотреть, как кто-то (явно не
проф.переводчик) начинает заново переводить названия, не зная, что все уже давно
переведено и зафиксировано в академических источниках.

weina (26.05.2019 22:31)
branmist писал(а):
Может, все-таки, устоявшийся вариант `Дальний
звон`? (см. Муз.энциклопедию под ред. Келдыша в 6 томах, Википедию) Всегда забавно
смотреть, как кто-то (явно не проф.переводчик) начинает заново переводить названия, не
зная, что все уже давно переведено и зафиксировано в академических источниках.
Как ни
странно, это профессиональный переводчик так опростоволосился - не потрудился свериться с
энциклопедиями, да и оперу слушал не слишком внимательно, одновременно переводя синопсис.
А там в финальном акте действительно не раз возникают нежные перезвоны.
Спасибо, что обратили внимание.



 
     
classic-online@bk.ru