Скачать ноты
1. Andante
2. Allegretto furioso
3. Adagio
4. Allegretto

Rubio Quartet: Dirk van de Velde - violin; Dirk van den Hauwe - violon; Marc Sonnaert - viola; Peter Devos - cello. Belgium, 2002.
         (46)  


Mikhail_Kollontay (09.02.2015 21:53)
Не хотелось бы писать такие квартеты.

musikus (09.02.2015 23:03)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Не хотелось бы писать такие
квартеты.
Я вот тоже подумал-подумал да и решил: не буду я, пожалуй, писать такие
стихи как Пастернак писал. Чегой-то не хочется... :-)

Mikhail_Kollontay (09.02.2015 23:20)
musikus писал(а):
Я вот тоже подумал-подумал да и решил: не буду я,
пожалуй, писать такие стихи как Пастернак писал. Чегой-то не хочется... :-)
Вы не
говорили, что Вы поэт, кажется.

musikus (09.02.2015 23:57)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Вы не говорили, что Вы поэт,
кажется.
Ой, что Вы! Я - универсальный Творец, только вот не хочется чтой-то, писать
и как Пастернак, и как Шостакович, и как, ну не знаю, Шагал... Строить как какой-нибудь
там Гауди тоже лень. Ну просто лень... А так-то я - ого-го! Открыть что ли что-нибудь
гениальное. Надо подумать...

Mikhail_Kollontay (09.02.2015 23:59)
musikus писал(а):
Строить как какой-нибудь там Гауди тоже лень. Ну
просто лень... А так-то я - ого-го
Я думаю, что без профессиональной подготовки,
ленись не ленись, архитектором не стать никак.

shark_bmt (10.02.2015 01:22)
musikus писал(а):
только вот не хочется чтой-то, писать и как
Пастернак, и как Шостакович, и как, ну не знаю, Шагал... Строить как какой-нибудь там
Гауди тоже лень. Ну просто лень... А так-то я - ого-го! Открыть что ли что-нибудь
гениальное. Надо подумать...
так Пастернак же писал `как Пастернак`, Вы же в науке не
повторяли чей-то путь один-в-один, а свой прокладывали

victormain (10.02.2015 08:26)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Не хотелось бы писать такие
квартеты.
А следующие мне нравятся. 11-й частично (самый трупный из всех, наверное),
но 13 и 15 без балды. Когда-то и 14-й любил очень.

Mikhail_Kollontay (10.02.2015 09:13)
victormain писал(а):
А следующие мне нравятся. 11-й частично (самый
трупный из всех, наверное), но 13 и 15 без балды. Когда-то и 14-й любил очень.
Дело в
том, что я когда-то все эти квартеты прошел, вон партитуры лежат. Но давно. А сейчас
поражаешься. как всё здорово, и как вместе с тем всё никак. Так-то да, В ВОСПОМИНАНИЯХ и
12-й назову тоже. (11-й забыл совершенно.) Собственно, я это к тому, как сам страдаю,
борясь с этой инерцией, которой, мне кажется, наполнен весь 10-й, дошло до того, что
упорно сижу над партитурой, а иногда и в неделю ни одной ноты не могу написать. Хотя вроде
бы написать её абсолютно ничего не стОит.

Чувство-море (10.02.2015 12:31)
Страшно представить, что эта музыка в своё время была бы принята `на ура`.
Вообще - интересно. Спасибо за наводку). в принципе узнаю Шостаковича (в частности это
сочинение) и в современной музыке. да вот не далее чем вчера, из современников. кажется
она повсюду. но больше всего стали памятными Симфонии - как было трудно бултыхаться и
тонуть в грузных, тяжёлых водах самых первых впечатлений. но чем дальше, тем ярче,
прозрачней становилась твердь глубины. разверзлась живым, богатейшим простором. и сказала
я тогда, что это - Океан. и принялась ловить орк. состав аки Рыб). Музыка Океан.

Ещё раз, Спасибо )

Samikid (10.02.2015 14:00)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Дело в том, что я когда-то все эти
квартеты прошел, вон партитуры лежат. Но давно. А сейчас поражаешься. как всё здорово, и
как вместе с тем всё никак. Так-то да, В ВОСПОМИНАНИЯХ и 12-й назову тоже. (11-й забыл
совершенно.) Собственно, я это к тому, как сам страдаю, борясь с этой инерцией, которой,
мне кажется, наполнен весь 10-й, дошло до того, что упорно сижу над партитурой, а иногда и
в неделю ни одной ноты не могу написать. Хотя вроде бы написать её абсолютно ничего не
стОит.
О какой инерции вы говорите?

Mikhail_Kollontay (10.02.2015 14:04)
Samikid писал(а):
О какой инерции вы говорите?
Технологическая
инерция.

Samikid (10.02.2015 14:06)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Технологическая инерция.
Ничего не
понимаю. Разъясните пожалуйста.

Mikhail_Kollontay (10.02.2015 14:24)
Samikid писал(а):
Ничего не понимаю. Разъясните пожалуйста.
1.
Говорю только о своих, абсолютно личных ощущениях и мучениях. Квартет отличный.

2. Чем дальше, тем больше композитор пробивает колею, привычную. И наступает момент,
когда он уже не может никуда поворачивать, а только ездит как трамвай. А если зарыться
поглубже, поосно, то и двигаться уже не может. Назовем это синдромом Тапиолы, по названию
последнего сочинения Сибелиуса. Вот он там так засел, что уже не выехал никогда.
Шостакович выехал, конечно, но чуть позднее.

3. См. пункт 1 - всё это пишу коллегам скорее, жалуясь на собственные профессиональные
проблемы. Ехать днищем по земле уже невозможно, а чтоб выдернуть себя за косу - нету сил.
Или их уже маловато, может, так точнее.

Osobnyak (10.02.2015 14:57)
victormain писал(а):
трупный
Всё правильно? Вы это имели в виду?

abyrvalg (10.02.2015 15:35)
Osobnyak писал(а):
Всё правильно? Вы это имели в виду?
А что,
даже если ашипка вышла - то все равно круто.

Osobnyak (10.02.2015 15:42)
abyrvalg писал(а):
А что, даже если ашипка вышла - то все равно
круто.
В 20 в. сколько её навалено

abyrvalg (10.02.2015 15:48)
Osobnyak писал(а):
В 20 в. сколько её навалено
Кто-то ж должен
зарабатывать на чужих ошибках.

precipitato (10.02.2015 16:45)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Чем дальше, тем больше композитор
пробивает колею, привычную. И наступает момент, когда он уже не может никуда поворачивать,
а только ездит как трамвай.
Этой колеи почти ни один автор не миновал, выскочить
удалось очень немногим. Стравинский особенно глубоко увязал, но выскочил блистательно.

Mikhail_Kollontay (10.02.2015 16:50)
precipitato писал(а):
Этой колеи почти ни один автор не миновал,
выскочить удалось очень немногим. Стравинский особенно глубоко увязал, но выскочил
блистательно.
Конечно.

musikus (10.02.2015 18:39)
akriize писал(а):
- Страшно представить, что эта музыка в своё время
была бы принята `на ура`.

- Симфонии - как было трудно бултыхаться и тонуть в грузных, тяжёлых водах...
-
Чего ж так пужаться-то. Она и сейчас `на ура`. (А что вот теперь не страшно - узнать бы.
Страсть как интересно).
- Ныне-то полегчало? А то темна больно вода во облацех...

Чувство-море (10.02.2015 19:08)
musikus писал(а):
А что вот теперь не страшно - узнать бы.
- Ныне-то полегчало?
Увольте), зачем писать дважды. в (моём) первом комментарии всё
написано ).

musikus (10.02.2015 19:16)
precipitato писал(а):
Этой колеи почти ни один автор не миновал,
выскочить удалось очень немногим. Стравинский особенно глубоко увязал, но выскочил
блистательно.
Наверное, я чего-то не понимаю. Казалось, что ИФС не однажды
`выскакивал`, а - вполне регулярно, никогда не следовал по одним и тем же рельсам: от
Es-dur-ной симфонии - в `Жар-птицу`, от нее - в `Петрушку`, `Весну` (серьезно отличную от
`Петрушки`), затем - в швейцарские вещи типа `Истории солдата`, оттуда - в неоклассицизм,
а то еще в джаз и проч. А под конец - известно во что... То есть все время неожиданно
сворачивал с наезженного. Не? (Кстати говоря, у Лютославского примерно такая же картина -
от `Силезского триптиха` к `Венецианским играм` и проч. Да и у классиков: разве `Риенци`
похожа на `Парсифаль`?).

musikus (10.02.2015 19:18)
akriize писал(а):
Увольте), зачем писать дважды. в (моём) первом
комментарии всё написано ).
Хорошо бы с переводом.

Mikhail_Kollontay (10.02.2015 19:23)
musikus писал(а):
ИФС не однажды `выскакивал`
Я не знаю, что
precipitato думал - сам же полагаю так, что ИФ под влиянием Римского въехал в такую
методику работы с фольклорными и полуфольклорными попевками, что не мог отделаться очень
долго от такого технического приёма, и в других квазистилистиках тоже. Причём тут был
неблагоприяитный фон: нерасположенность Стравинского к созданию протяжённых мелодий. Так
что ему не так легко было, думаю. И 12тоновая композиция до известной степени спасла.

Чувство-море (10.02.2015 19:41)
musikus писал(а):
Хорошо бы с переводом.
Хорошо бы ). однако,
извините, что так уж, как есть. почитай нарочно, самой интересно :)

musikus (10.02.2015 19:53)
Mikhail_Kollontay писал(а):
- не мог отделаться очень долго от такого
технического приёма
- 12тоновая композиция до известной степени спасла.
С точки зрения
непрофессионального слушателя, каковым и являюсь, повороты ИФС (извиняюсь за терминологию)
от стиля НАРК к импрессионизму, от него - к `неопримитивизму`, далее - к конструктивизму,
неоклассицизму, джазу - повороты ничуть не меньшие, чем финальный уклон к додекафонной
технике. Иначе получается, что где-то до 52-го года ИФС писал в одном неизменном стиле
(?!), и только с появлением септета резко `соскочил`, обратившись в додекафонную веру.

abyrvalg (10.02.2015 20:02)
Mikhail_Kollontay писал(а):
...... Причём тут был неблагоприяитный
фон: нерасположенность Стравинского к созданию протяжённых мелодий. Так что ему не так
легко было, думаю. И 12тоновая композиция до известной степени спасла.
У меня
аналогичное мнение сложилось. Революционное начало фольклорно-попевочного творчества
приобрело эволюционный путь развития, логично пришедшее к 12 тонам. Антиромантизм,
антимелодизм и структурность - вот необходимый джентльменский набор, за который и
ухватился ИФС, увидев в 12-ти тоновых энтих самых спасательный круг.

victormain (10.02.2015 20:10)
Osobnyak писал(а):
Всё правильно? Вы это имели в виду?
Ну да,
конечно. 11-й из самых таких музык у него вообще. Все эти глиссанды в натуральные
флажолеты, совершенно бездушные и безжалостные (это щипчиками так расчленяют), моторика
безысходная. Жуткий опус, очень сильно сделан.

victormain (10.02.2015 20:19)
musikus писал(а):
Наверное, я чего-то не понимаю. Казалось, что ИФС
не однажды `выскакивал`, а - вполне регулярно...
Если не заострять на частностях, то
периодов всерьёз всего три: фольклорный (= неофольклорный), классицистский (=
неоклассицистский) и серийный (= неосерийный). И везде во всём ярко индивидуальный подход
к решению проблем. Особенно замечательно перекликаются первый и последний периоды. Не было
бы Весны или Свадебки - не были бы найдены принципы серийного интонирования и организации
в Treni и Реквиеме.

musikus (10.02.2015 20:19)
abyrvalg писал(а):
Антиромантизм, антимелодизм и структурность - вот
необходимый джентльменский набор, за который и ухватился ИФС, увидев в 12-ти тоновых
энтих самых спасательный круг.
Можно подумать, что ДО ТОГО он был романтиком, сугубым
мелодистом и противником структурности. Да и в 12-тоновый период он оставался самим
собой...

abyrvalg (10.02.2015 20:30)
musikus писал(а):
Можно подумать, что ДО ТОГО он был романтиком,
сугубым мелодистом и противником структурности. Да и в 12-тоновый период он оставался
самим собой...
Да не, я не о том, у него действительно было туго с оригинальной
мелодикой, вообще с мелодиями, он даже струнные периодически из оркестра исключал, чтоб
ничего не напоминало о романтическом настрое.

musikus (10.02.2015 20:32)
victormain писал(а):
Если не заострять на частностях, то периодов
всерьёз всего три: фольклорный (= неофольклорный), классицистский (= неоклассицистский) и
серийный (= неосерийный). И везде во всём ярко индивидуальный подход к решению проблем.
Особенно замечательно перекликаются первый и последний периоды. Не было бы Весны или
Свадебки - не были бы найдены принципы серийного интонирования и организации в Treni и
Реквиеме.
Заострять все таки хочется. Даже внутри `русского периода` очень много
различий в работе с материалом. Для уха `Жар-птица` и `Петрушка`, `Петрушка` и `Весна`,
даже `Весна` и `Свадебка` ОЧЕНЬ различны. Мотивная работа в `Истории солдата`, `Байке` -
совершенно особый пласт. Я подчеркиваю - для уха слушателя, который не очень задумывается
о принципах серийного интонирования. Но при этом, как совершенно верно Вы заметили, подход
везде - ярко индивидуальный.

musikus (10.02.2015 20:36)
abyrvalg писал(а):
Да не, я не о том, у него действительно было туго
с оригинальной мелодикой, вообще с мелодиями, он даже струнные периодически из оркестра
исключал, чтоб ничего не напоминало о романтическом настрое.
Но вспомните хотя бы
среднюю часть Базельского концерта - и струнные, и очаровательная мелодика...

abyrvalg (10.02.2015 20:55)
musikus писал(а):
Но вспомните хотя бы среднюю часть Базельского
концерта - и струнные, и очаровательная мелодика...
Ну, есть у него что-то там....
У меня какая-то дырка в голове со Стравинским. Мне все время кажется, что я его музыку не
помню. Но как включишь что-нибудь - сразу узнаю. А так - не помню, за исключением разве
что так называемого русского периода.

precipitato (10.02.2015 21:13)
musikus писал(а):
Наверное, я чего-то не понимаю. Казалось, что ИФС
не однажды `выскакивал`, а - вполне регулярно, никогда не следовал по одним и тем же
рельсам
Мне все таки кажется, что в неоклассицизме он изрядно завяз, сколько-то лет
по инерции работал ( сам об этом говорил ).

abyrvalg (10.02.2015 21:18)
precipitato писал(а):
Мне все таки кажется, что в неоклассицизме он
изрядно завяз, сколько-то лет по инерции работал ( сам об этом говорил ).
Булез
вообще говорил, что он дурака валял в этот период.

victormain (10.02.2015 21:21)
musikus писал(а):
Заострять все таки хочется. Даже внутри `русского
периода` очень много различий в работе с материалом. Для уха `Жар-птица` и `Петрушка`,
`Петрушка` и `Весна`, даже `Весна` и `Свадебка` ОЧЕНЬ различны. Мотивная работа в `Истории
солдата`, `Байке` - совершенно особый пласт. Я подчеркиваю - для уха слушателя, который не
очень задумывается о принципах серийного интонирования. Но при этом, как совершенно верно
Вы заметили, подход везде - ярко индивидуальный.
Понятно, что внутри основных
градаций многое отличается друг от друга, порой и очень далеко. Но это же естественно для
человека, ведущего настолько бурную интеллектуальную жизнь и работающего в настолько
различных жанрах.
Я же исхожу из следующего. Я вообще считаю главным показателем языка манеру (или тип, ещё
важнее - природу) интонационного мышления. Так вот весь ранний ИФ по природе своей
диатоничен ( отличные квартетные экзерсисы или японские трёхстишия - это лишь впечатления
от знакомства с нововенцами ); в то же время практически весь его неоклассицистский период
сильно хроматизирован в общеевропейскую сторону (чудеса Псалмов - исключение, арка из
раннего в позднее). В серийном же периоде ИФ вновь (после некоторого прощупывания)
возвращается к диатонике своей природной интонации, строя серии диатоническими сегментами.
То есть - возвращение на круги своя в главном, но с учётом новых методов организации
ткани.

victormain (10.02.2015 21:29)
precipitato писал(а):
Мне все таки кажется, что в неоклассицизме он
изрядно завяз, сколько-то лет по инерции работал ( сам об этом говорил ).
Ещё как
завяз. Мне кажется, ему по-настоящему не по себе должно было на `Повесе` стать. Много
классного письма, порой и вообще замечательно, но пыли ещё больше. Вот это он, кажется,
именно тут почувствовал, на таком большом масштабе. Отсюда и перелом.

musikus (10.02.2015 22:31)
precipitato писал(а):
Мне все таки кажется, что в неоклассицизме он
изрядно завяз, сколько-то лет по инерции работал ( сам об этом говорил ).
Да,
неоклассический период большой и, ну скажем так, разреженный, творчески более вялый, если
не считать, имхо, Симфонию псалмов, Скрипичный концерт, `Дамбартон Оукс`.

abyrvalg (10.02.2015 22:46)
musikus писал(а):
Да, неоклассический период большой и, ну скажем
так, разреженный, творчески более вялый, если не считать, имхо, Симфонию псалмов,
Скрипичный концерт, `Дамбартон Оукс`.
У него в 20-х годах был даже период, когда за
пять лет сочинил всего полтора часа музыки.
Сейчас вдруг вспомнил слова Тарускина, который назвал различные творческие периоды
Стравинского - `процессом прогрессирующей абстракции`.

abyrvalg (10.02.2015 22:50)
victormain писал(а):
или японские трёхстишия - это лишь впечатления
от знакомства с нововенцами );
Есть такое, да. `Три стихотворения из японской лирики`
как подражание Шенбергу; он же тотчас после посещения Берлина, где услышал `Лунного
Пьеро`, и сочинил свой цикл.

victormain (10.02.2015 23:04)
abyrvalg писал(а):
Есть такое, да. `Три стихотворения из японской
лирики` как подражание Шенбергу; он же тотчас после посещения Берлина, где услышал
`Лунного Пьеро`, и сочинил свой цикл.
Это не просто подражание, как и Пьесы для стр.
квартета. Это - `пощупать`, а что у меня из такого получится? Получилось отлично,
отложилось про запас со спокойной душой.

Mikhail_Kollontay (11.02.2015 00:06)
musikus писал(а):
С точки зрения непрофессионального слушателя,
каковым и являюсь, повороты ИФС (извиняюсь за терминологию) от стиля НАРК к
импрессионизму, от него - к `неопримитивизму`, далее - к конструктивизму, неоклассицизму,
джазу - повороты ничуть не меньшие, чем финальный уклон к додекафонной технике. Иначе
получается, что где-то до 52-го года ИФС писал в одном неизменном стиле (?!), и только с
появлением септета резко `соскочил`, обратившись в додекафонную веру.
Мне кажется,
что принцип работы с `материалом` ИФ не менял, и не мог понять как изменить. А в
неофольклоре он находился или в неоклассицихме или в рахманиности третьей свежести
(Симф.псалмов) - безразлично. Различия только внешние.

musikus (11.02.2015 10:50)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Мне кажется, что принцип работы с
`материалом` ИФ не менял, и не мог понять как изменить.
Между Es-dur-ной симфонией и
Cantikum sakrum нет разницы? Вообще был бы благодарен за пример (еще лучше - примерЫ)
того как к-р таки понимает как можно и следует изменить принцип работы с материалом. Я-то
по-профански просто сравниваю мышление к-ра в начале пути, по его ходу и - в финале. И
создается впечатление, что эволюция не только заметная, но, подчас, огромная... И разве
может быть иначе у человека творческого? Вот у Вас, Михаил Георгиевич, есть такая разница
между Первой симфонией и `Синим лучом` (хотя это, конечно, еще не финал)? Единственно, что
мне здесь как-то понятно, это то, что творческая индивидуальность автора, особенно если
она сильна (как у ИФС), всегда будет выпирать, несмотря ни на какие повороты стиля.

Mikhail_Kollontay (11.02.2015 11:30)
musikus писал(а):
Между Es-dur-ной симфонией и Cantikum sakrum нет
разницы? Вообще был бы благодарен за пример (еще лучше - примерЫ) того как к-р таки
понимает как можно и следует изменить принцип работы с материалом. Я-то по-профански
просто сравниваю мышление к-ра в начале пути, по его ходу и - в финале. И создается
впечатление, что эволюция не только заметная, но, подчас, огромная... И разве может быть
иначе у человека творческого? Вот у Вас, Михаил Георгиевич, есть такая разница между
Первой симфонией и `Синим лучом` (хотя это, конечно, еще не финал)? Единственно, что мне
здесь как-то понятно, это то, что творческая индивидуальность автора, особенно если она
сильна (как у ИФС), всегда будет выпирать, несмотря ни на какие повороты стиля.
Если
о себе самом, то да, глубокоуважаемый musikus, разницы нет, в том смысле, что мышление,
отпечатки пальцев даже, не меняются. Интересно, что буквально на днях вот именно эти два
мои сочинения (записи) сравнивали мои друзья-музыканты (благо я сейчас в Москве), и именно
был вывод, что внешняя разница не имеет значения - музыка одна и та же. Причем я
безуспешно пытался говорить об обратном. - О Стравинском я не могу так уверенно говорить,
потому что меня он никогда близко не затрагивал, и мои понятия о его творчестве довольно
смутны. Симфонию я совершенно не помню, а Кантикум Сакрум ведь уже использует 12тонную
систему - мы и говорили, кажется, о том, что она несколько помогла ИФ вылезть из рутины.
Другое дело, что `система` для Стравинского совсем не то, что для Шёнберга, её ведь тоже
можно поворачивать разными боками. Тут victormain писал, как я понял, на эту тему. 12фонию
Стравинский тоже наклоняет в привычном ему наклонении. Но всё же она достаточно тверда и
тупа для того, чтобы быть корсетом.

musikus (11.02.2015 14:07)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Интересно, что буквально на днях вот
именно эти два мои сочинения (записи) сравнивали мои друзья-музыканты (благо я сейчас в
Москве), и именно был вывод, что внешняя разница не имеет значения - музыка одна и та
же.
Тайна сия велика есть.



 
     
classic-online@bk.ru