«Воццек» Манфреда Гурлитта, немецкого композитора и дирижёра, был написан за год до премьеры берговского «Воццека», совершенно независимо от последнего. Этот факт можно интерпретировать как результат воздействия духа времени (Zeitgeist), побудившего двух композиторов написать произведения одинакового жанра на один и тот же текст практически в одно время. Музыкальный язык гурлиттовского «Воццека» несколько более традиционен (неоромантизм с экспрессионистскими обертонами и политональными эпизодами), чем последовательная атональность берговского, что не мешает этому произведению быть «мощным и захватывающим», по словам обозревателя Gramophone Magazine (ноябрь 1995 г.). Важное отличие `Воццека` Гурлитта - в придании особой значительности (и великолепного музыкального материала - Сцены 3-5,13,15) образу Мари, которая `окружена аурой утончённости` (по словам того же обозревателя из `Грамофона`.) Оркестровое письмо Гурлитта в `Воццеке` по `авангардности`, изощрённости и драматической силе не уступает берговскому.
precipitato
(13.04.2012 02:02)
yarunskiy писал(а):
СОркестровое письмо Гурлитта в `Воццеке` по `авангардности`, изощрённости и драматической силе не уступает берговскому.
Сережа,ну наверно-хоть чуточку уступает,человечество не могло так массово ощибиться.
op132
(13.04.2012 02:07)
yarunskiy писал(а):
отличие `Воццека` Гурлитта - в придании особой значительности (и великолепного музыкального материала - Сцены 3-5,13,15) образу Мари, которая `окружена аурой утончённости`
у Берга Мари тоже достаточно `утончена`: тут тебе и молитва, и фуга, и ее совсем не простая колыбельная.
Сергей, огромное спасибо за выкладку! и скажите - есть ли еще какие-нибудь принципиальные отличия в либретто?
Andrew_Popoff
(13.04.2012 02:08)
Но вообще очень симпатично, слушается интересно. Но я не стал бы с Бергом сравнивать. И зачем сравнивать?
op132
(13.04.2012 02:11)
Andrew_Popoff писал(а):
Но вообще очень симпатично, слушается интересно. Но я не стал бы с Бергом сравнивать. И зачем сравнивать?
Андрей, слушать гурлиттовского Воццека и НЕ сравнивать его с Бергом - это какое-то совершенно даосское занятие, простым смертным не под силу.
yarunskiy
(13.04.2012 02:12)
op132 писал(а):
Сергей, огромное спасибо за выкладку! и скажите - есть ли еще какие-нибудь принципиальные отличия в либретто?
Нету, вроде... принципиальных, но, прав Андрей - не надо сравнивать с Бергом. Это два разных сочинения.
Andrew_Popoff
(13.04.2012 02:14)
op132 писал(а):
Андрей, слушать гурлиттовского Воццека и НЕ сравнивать его с Бергом - это какое-то совершенно даосское занятие, простым смертным не под силу.
Ну как, а `Лунная соната` В.Екимовского? ;)
yarunskiy
(13.04.2012 02:15)
op132 писал(а):
Андрей, слушать гурлиттовского Воццека и НЕ сравнивать его с Бергом - это какое-то совершенно даосское занятие, простым смертным не под силу.
... а Рейху, Крауса, Враницкого - с Моцартом???
Это же вообще разные музыкальные парадигмы.
Вполне- под силу)))
op132
(13.04.2012 02:17)
Andrew_Popoff писал(а):
Ну как, а `Лунная соната` В.Екимовского? ;)
его же Бранденбургский концерт. Да мало ли найдется занятий для совершенномудрых, укрепляющих свой дух?
Andrew_Popoff
(13.04.2012 02:17)
Andrew_Popoff писал(а):
Ну как, а `Лунная соната` В.Екимовского? ;)
Поначалу, конечно, сравниваешь автоматически, но быстро становится понятно, что это совсем другая музыка.
op132
(13.04.2012 02:18)
yarunskiy писал(а):
... а Рейху, Крауса, Враницкого - с Моцартом???
Это же вообще разные музыкальные парадигмы.
Вполне- под силу)))
Рейху лично я слушаю совершенно отдельно от остальных. Но если бы он написал `Реквием` (а он его написал!), Дон-Жуана, Волшебную флейту 41 симфонию - боюсь, без Дао дэ цзин было бы не обойтись.
Andrew_Popoff
(13.04.2012 02:21)
op132 писал(а):
Рейху лично я слушаю совершенно отдельно от остальных. Но если бы он написал `Реквием` (а он его написал!), Дон-Жуана, Волшебную флейту 41 симфонию - боюсь, без Дао дэ цзин было бы не обойтись.
К тому моменту, как оба автора принялись сочинять оперы, Бюхнер был давно и глубоко мертв, успел стать национальным достоянием. С `Волшебной флейтой` несколько иначе дело обстояло, там свежак.
Andrew_Popoff
(13.04.2012 02:22)
op132 писал(а):
41 симфонию
Подозреваю, что у Гайдна (и не только) тоже есть 41 симфония. :)
yarunskiy
(13.04.2012 02:23)
yarunskiy писал(а):
«Воццек» Манфреда Гурлитта, немецкого композитора и дирижёра, был написан за год до премьеры берговского «Воццека», совершенно независимо от последнего.
Гурлитт был первым, а Берг - вторым. А теперь - всё наоборот?
yarunskiy
(13.04.2012 02:26)
Andrew_Popoff писал(а):
Подозреваю, что у Гайдна (и не только) тоже есть 41 симфония. :)
... и у Михаэля Гайдна, и у Розетти, Диттерсдорфа, Ванхаля, Саммартини...
victormain
(13.04.2012 03:42)
op132 писал(а):
Рейху лично я слушаю совершенно отдельно от остальных. Но если бы он написал `Реквием` (а он его написал!), Дон-Жуана, Волшебную флейту 41 симфонию - боюсь, без Дао дэ цзин было бы не обойтись.
Ну да. А то постановка вопроса такая, будто ВОЦЦЕК есть некий метажанр:))
Кстати, `Воццек` Берга был дописан начисто весной 22-го года. Так что все вопросы о первичности, думаю, снимаются. Интонационная семантика порой (я послушал пока 3 картины) на диво параллельно работает, что комплимент, в 1-ю очередь... Бюхнеру. Жду, что будет использована картина в театрике, которой нет у Берга.
yarunskiy
(13.04.2012 03:59)
victormain писал(а):
Интонационная семантика порой (я послушал пока 3 картины) на диво параллельно работает, что комплимент, в 1-ю очередь... Бюхнеру. Жду, что будет использована картина в театрике, которой нет у Берга.
Музыкальная трагедия в 18 сценах с Эпилогом
precipitato
(13.04.2012 04:06)
victormain писал(а):
Жду,
Что-неужели реально слушаешь? Ты просто герой!
Romy_Van_Geyten
(13.04.2012 04:08)
Любопытно, что действие пьесы разворачивается в Дармштадте и соответственно персонажи разговаривают на тамошнем диалекте - т.е. через пень колоду. Ломанные структуры в предложениях, паратаксис, проглатывание слов, разговоры ведущие в никуда, - авангардуха, в общем. Судя по всему Бюхнер уже тогда готовил почву для появления Дармштадтских летних курсов новой музыки))
премьеры берговского «Воццека», совершенно независимо от последнего. Этот факт можно
интерпретировать как результат воздействия духа времени (Zeitgeist), побудившего двух
композиторов написать произведения одинакового жанра на один и тот же текст практически в
одно время. Музыкальный язык гурлиттовского «Воццека» несколько более традиционен
(неоромантизм с экспрессионистскими обертонами и политональными эпизодами), чем
последовательная атональность берговского, что не мешает этому произведению быть «мощным и
захватывающим», по словам обозревателя Gramophone Magazine (ноябрь 1995 г.). Важное
отличие `Воццека` Гурлитта - в придании особой значительности (и великолепного
музыкального материала - Сцены 3-5,13,15) образу Мари, которая `окружена аурой
утончённости` (по словам того же обозревателя из `Грамофона`.) Оркестровое письмо Гурлитта
в `Воццеке` по `авангардности`, изощрённости и драматической силе не уступает берговскому.
`авангардности`, изощрённости и драматической силе не уступает берговскому.
наверно-хоть чуточку уступает,человечество не могло так массово ощибиться.
значительности (и великолепного музыкального материала - Сцены 3-5,13,15) образу Мари,
которая `окружена аурой утончённости`
тебе и молитва, и фуга, и ее совсем не простая колыбельная.
Сергей, огромное спасибо за выкладку! и скажите - есть ли еще какие-нибудь
принципиальные отличия в либретто?
зачем сравнивать?
интересно. Но я не стал бы с Бергом сравнивать. И зачем сравнивать?
гурлиттовского Воццека и НЕ сравнивать его с Бергом - это какое-то совершенно даосское
занятие, простым смертным не под силу.
есть ли еще какие-нибудь принципиальные отличия в либретто?
принципиальных, но, прав Андрей - не надо сравнивать с Бергом. Это два разных сочинения.
сравнивать его с Бергом - это какое-то совершенно даосское занятие, простым смертным не
под силу.
сравнивать его с Бергом - это какое-то совершенно даосское занятие, простым смертным не
под силу.
Это же вообще разные музыкальные парадигмы.
Вполне- под силу)))
;)
укрепляющих свой дух?
;)
это совсем другая музыка.
Это же вообще разные музыкальные парадигмы.
Вполне- под силу)))
бы он написал `Реквием` (а он его написал!), Дон-Жуана, Волшебную флейту 41 симфонию -
боюсь, без Дао дэ цзин было бы не обойтись.
остальных. Но если бы он написал `Реквием` (а он его написал!), Дон-Жуана, Волшебную
флейту 41 симфонию - боюсь, без Дао дэ цзин было бы не обойтись.
оба автора принялись сочинять оперы, Бюхнер был давно и глубоко мертв, успел стать
национальным достоянием. С `Волшебной флейтой` несколько иначе дело обстояло, там свежак.
только) тоже есть 41 симфония. :)
и дирижёра, был написан за год до премьеры берговского «Воццека», совершенно независимо от
последнего.
есть 41 симфония. :)
Саммартини...
остальных. Но если бы он написал `Реквием` (а он его написал!), Дон-Жуана, Волшебную
флейту 41 симфонию - боюсь, без Дао дэ цзин было бы не обойтись.
постановка вопроса такая, будто ВОЦЦЕК есть некий метажанр:))
Кстати, `Воццек` Берга был дописан начисто весной 22-го года. Так что все вопросы о
первичности, думаю, снимаются. Интонационная семантика порой (я послушал пока 3 картины)
на диво параллельно работает, что комплимент, в 1-ю очередь... Бюхнеру. Жду, что будет
использована картина в театрике, которой нет у Берга.
картины) на диво параллельно работает, что комплимент, в 1-ю очередь... Бюхнеру. Жду, что
будет использована картина в театрике, которой нет у Берга.
сценах с Эпилогом
просто герой!
разговаривают на тамошнем диалекте - т.е. через пень колоду. Ломанные структуры в
предложениях, паратаксис, проглатывание слов, разговоры ведущие в никуда, - авангардуха, в
общем. Судя по всему Бюхнер уже тогда готовил почву для появления Дармштадтских летних
курсов новой музыки))