Symphony No. 1 in C minor, Op. 30 No. 1 (1902): I. Adagio - II. Allegro molto - III. Scherzo (Allegro vivace) - IV. Finale (Allegro vivace) / Tampere Philharmonic Orchestra, cond. Leonid Grin / Recorded at Tampere Hall, May 1994.
Влияние Густава Малера очевидно в симфониях Мелартина, и неудивительно: композитор учился в Вене на рубеже веков, в то самое время когда Малер был на пике дирижёрской карьеры. Несколько лет спустя сам Мелартин дирижировал первым исполнением музыки Малера (Анданте 2-й симфонии) в Северной Европе. Симфонии Мелартина, как и Малеровские, содержат различные звуковые эффекты, пафос позднего Романтизма и граничащие с банальностью народные мотивчики. Как и Малеру, Мелартину удалось обратить банальность в преимущество благодаря чистой искренности.
Первая Симфония была закончена в 1902, но премьера её состоялась лишь в следующем году: Мелартин был осторожен - сознательно или подсознательно - ведь он шёл по стопам Сибелиуса, дебютировавшего в роли симфонического композитора всего несколькими годами ранее. Хотя симфония была очень хорошо принята, композитор в 1905 внёс в неё ряд изменений.
Первая часть в форме сонаты - драматическое развитие в направлении Малеровского звукового идеала. Квинты и октавы главной темы отсылают к Брукнеру. В заключительной трети музыка переходит в мажорную тональность, оркестр резко обрывается, и слышится удар гонга - превосходный драматический момент. Главная тема возвращается как лейтмотив в последующих частях. Адажио в тональности ми мажор начинается с развёрнутой темы струнных, которая становится более страстной и повторяется рожками и трубами. Малый и большой барабаны переводят музыку в лихорадочный ритм, но всё заканчивается в более медленном, лирическом настроении.
Скерцо первой симфонии сразу стало популярным и самостоятельным элементом концертных программ. Причиной этого стала, возможно, включённая в него народная песня, Ol` kaunis kes
Cypros
(13.04.2012 09:48)
Cypros писал(а):
Ol` kaunis kes
(`Был ясный летний вечер`): любая ссылка на финскую тему во времена, когда страна находилась под властью Российской короны, являла собой политический жест и пробуждала национальные чувства.
Самая заметная тема финала позднее получила развитие в наиболее известной театральной музыке Мелартина, Праздничном марше к спектаклю `Принцесса Руусунен` (Спящая красавица). Финал симфонии - яркий пример приверженности композитора к контрапункту для связи воедино нескольких мотивов.
Влияние Густава Малера очевидно в симфониях Мелартина, и неудивительно: композитор учился
в Вене на рубеже веков, в то самое время когда Малер был на пике дирижёрской карьеры.
Несколько лет спустя сам Мелартин дирижировал первым исполнением музыки Малера (Анданте
2-й симфонии) в Северной Европе. Симфонии Мелартина, как и Малеровские, содержат различные
звуковые эффекты, пафос позднего Романтизма и граничащие с банальностью народные
мотивчики. Как и Малеру, Мелартину удалось обратить банальность в преимущество благодаря
чистой искренности.
Первая Симфония была закончена в 1902, но премьера её состоялась лишь в следующем году:
Мелартин был осторожен - сознательно или подсознательно - ведь он шёл по стопам Сибелиуса,
дебютировавшего в роли симфонического композитора всего несколькими годами ранее. Хотя
симфония была очень хорошо принята, композитор в 1905 внёс в неё ряд изменений.
Первая часть в форме сонаты - драматическое развитие в направлении Малеровского звукового
идеала. Квинты и октавы главной темы отсылают к Брукнеру. В заключительной трети музыка
переходит в мажорную тональность, оркестр резко обрывается, и слышится удар гонга -
превосходный драматический момент. Главная тема возвращается как лейтмотив в последующих
частях. Адажио в тональности ми мажор начинается с развёрнутой темы струнных, которая
становится более страстной и повторяется рожками и трубами. Малый и большой барабаны
переводят музыку в лихорадочный ритм, но всё заканчивается в более медленном, лирическом
настроении.
Скерцо первой симфонии сразу стало популярным и самостоятельным элементом концертных
программ. Причиной этого стала, возможно, включённая в него народная песня, Ol` kaunis kes
любая ссылка на финскую тему во времена, когда страна находилась под властью Российской
короны, являла собой политический жест и пробуждала национальные чувства.
Самая заметная тема финала позднее получила развитие в наиболее известной театральной
музыке Мелартина, Праздничном марше к спектаклю `Принцесса Руусунен` (Спящая красавица).
Финал симфонии - яркий пример приверженности композитора к контрапункту для связи воедино
нескольких мотивов.