Это `предпремьерное` исполнение пьесы; `официально` пьеса будет премьерно исполнена завтра, в пятницу, 20 апреля, в Киеве на проекте solo nostri temporis III скрипачом Ensemble Nostri Temporis Андреем Павловым. Пьеса стала своеобразным экспериментом, а именно - музыкальным произведением, написанным современным композитором для исполнителя-аматора (исполнивший пьесу 15-летний Андрей не является в полном смысле слова музыкантом-профессионалом, занимаясь на скрипке в качестве хобби). Это ещё один реверанс в адрес деакадемизации пространства нашей деятельности, но об этом напишу как-нибудь в другой раз.
Это моё второе сочинение 2012 года (первое, `Два трансцендентных этюда` для кларнета и фортепиано, будет исполнено, надеюсь, корректно 27 апреля на моём сольном концерте, после чего будет запись); но идейно оба сочинения продолжают `послевоенную` (в смысле, после пьесы для альта `Война`) тему второй половины 2011 года. К ней, кроме `Войны` (август 2011), относятся ансамблевый `Голем` , фортепианная `nobles et sentimentales` (сентябрь 2011), и две ансамблевых `No fate` и `Прощание` (ноябрь 2011). Что это за тема?
Если очень упростить, речь идёт о процессе прохождения по некоему инерционному маршруту. Процесс этот труден, требует вслушивания (иногда непроизвольного...) и сопровождается сопротивлением (из-за высокого порога посторонних шумов, или тихой динамики, или медленного темпа, или ничтожно малой `классической` событийности, или ещё чего-то). Собственно контент (структурно-образная карта) при восприятии подобного процесса возникает как бы между событиями, или даже помимо их. Композитор словно бы не присутствует в данной конкретной точке временной/событийной карты, самоустраняясь от прямой коммуникации: полем взаимодействия между автором/исполнителем и слушателем становится само ощущение сворачиваемого времени, без сопровождающих `искусственных` конструкций.
Отсюда избранные средства выразительности: крайне нейтральные звуковысотность и тембральность, умеренная динамика, неторопливо-ожидающие паузы, отсутствие заметного рельефа узловых точек в драматургии, или устоев в звуковысотной структуре, или метроритмических формул. Наличествующее `нечто` в качестве материала в процессе слушания постепенно превращается в `ничто` в качестве субъективной временной шкалы; я-автор показываю слушателям пустынную дорогу с еле заметной извилистостью, по которой предлагаю неторопливо, погрузившись в свои размышления, пройтись.
Избранная модель не подразумевает отстранения от собственно музыкальной логики текста; `композиторское` не отключается, контролируя на сочетании рационального и интуитивного все параметры - звуковысотность, тембр, динамику, метроритм... Специфичность, скорее, заключается в ощутимой дистанции между материалом и автором, между материалом и полем развития; в конечном итоге - между автором и слушателем.
Важным фактором является роль естественной среды: концертного зала, репетиционной обстановки, низкодецибельного шума города/домашней обстановки и так далее. Эта музыка не предполагает стерильно-студийной акустики, напротив, приветствует постороннее, `случайное` в качестве текстуры, на (фоне) которой непосредственно текст только приобретает стереометричность, прирастает рельефно. В качестве примеров приведу шум зала в записях `No fate` и `Прощания`.
Именно тонкость, граничность возникающих-таки в результате этого `проблемного` восприятия ощущений (и, на уровне обобщения - содержательно-смысловых конструкций) и привлекает меня в выбранной модели, позволяя мне, действуя в общем-то просто, получать крайне гибкий, зыбко-беззащитный и при этом многомерный результат.
Немного о самой пьесе. Интермеццо - короткий, малозначительный сам по себе промежуток между чем-то драматургически более важным; в данном случае - отражение нейтральности избранного образа и способа сообщения; но не только. Меня в самом синтаксисе пьесы заинтересовала рояль
а) коротких промежутков между `вопросом` и `ответом` в структуре фраз;
б) собственно больших пауз между фразами.
Парадоксальность `разрешения` вопроса в ответ, парадоксальность продолжения действия, как-бы-развития, - вот то, что привлекло меня в этом все-`промежуточном`, все-интермедийном образе.
Отзывы и критика приветствуются :)
Через пару дней залью нотки.
kushkush
(19.04.2012 23:49)
alexshmurak писал(а):
из-за высокого порога посторонних шумов
то ли на записи возлагаемые надежды на посторонние шумы таки сработали, то ли это намеренно открыто окно и кто-то мимо идя, говорил.
kushkush
(19.04.2012 23:50)
alexshmurak писал(а):
зыбко-беззащитный и при этом многомерный результат.
а это мне нравится.
kushkush
(19.04.2012 23:51)
alexshmurak писал(а):
полем
взаимодействия между автором/исполнителем и слушателем становится само ощущение
сворачиваемого времени
что-то почему-то Широкова вспомнила в связи с этим.
victormain
(19.04.2012 23:54)
Отличная работа, Лёша, поздравляю, и счастливо на завтра.
Andrew_Popoff
(19.04.2012 23:55)
alexshmurak писал(а):
Через пару дней залью нотки.
С премьерой Алексея и Андрея! Жду нотки. Идея очень нравится, пьеса весьма визуальна - в том смысле, что реконструирует в голове слушающего визуальные образы броуновского движения окружающего пространства вокруг застывшего во времени солиста.
kushkush
(19.04.2012 23:56)
kushkush писал(а):
Парадоксальность `разрешения` вопроса в ответ, парадоксальность продолжения действия,
как-бы-развития, - вот то, что привлекло меня в этом все-`промежуточном`,
все-интермедийном образе.
А вот это п****ц как офигишмительно.
Как бэ высказались музыковеды 20-вековой закалки - `светлая грусть`. Но они оказались бы не правы и надо было бы их за это повесить.
а я-то вроде вразумила твой месседж.
alexshmurak
(19.04.2012 23:56)
kushkush писал(а):
что-то почему-то Широкова вспомнила в связи с этим.
Я не буду возражать!)
kushkush
(19.04.2012 23:58)
alexshmurak писал(а):
Я не буду возражать!)
потому что я отчасти права своей ассоциацией или почему?
alexshmurak
(20.04.2012 00:00)
kushkush писал(а):
то ли на записи возлагаемые надежды на посторонние шумы таки сработали, то ли это намеренно открыто окно и кто-то мимо идя, говорил.
ну разумеется намеренно!) тут всё намеренно, кроме конкретных действий конкретных людей в других комнатах и на улице)
alexshmurak
(20.04.2012 00:03)
kushkush писал(а):
потому что я отчасти права своей ассоциацией или почему?
ну, это даже не ассоциация, это совершенно конкретно сходство, со-чувствование. Мне Кирилл во многом помог (в т. ч.) за последнее время, сам того, может, не зная
op132
(20.04.2012 00:03)
alexshmurak писал(а):
ну разумеется намеренно!) тут всё намеренно, кроме конкретных действий конкретных людей в других комнатах и на улице)
а как же другие квартиры, дома? ты что - не выписываешь это в партитуре?!
alexshmurak
(20.04.2012 00:04)
victormain писал(а):
Отличная работа, Лёша, поздравляю, и счастливо на завтра.
Спасибо! Завтра конечно такого красивого фона не будет. Ничего, как-то будем выкручиваться!
alexshmurak
(20.04.2012 00:04)
op132 писал(а):
а как же другие квартиры, дома? ты что - не выписываешь это в партитуре?!
Схалтурничал, согласен...
kushkush
(20.04.2012 00:04)
alexshmurak писал(а):
ну разумеется намеренно!) тут всё намеренно, кроме конкретных действий конкретных людей в других комнатах и на улице)
приготовление дополнительного пространства
`я ушел в шкаф, и поиграл ансамбль с Нарнией` :D
op132
(20.04.2012 00:06)
alexshmurak писал(а):
Схалтурничал, согласен...
эх ты, алеаторщик... Булеза на тебя нет.
а пьеса отличная.
и я рада видеть Андрея-Интермеццо в новой ипостаси на этом форуме!
kushkush
(20.04.2012 00:06)
op132 писал(а):
а как же другие квартиры, дома? ты что - не выписываешь это в партитуре?!
это в легенде можно еще указать
`открыть окна и двери` к примеру
kushkush
(20.04.2012 00:07)
alexshmurak писал(а):
Спасибо! Завтра конечно такого красивого фона не будет. Ничего, как-то будем выкручиваться!
ну я поёрзаю на стульчике, можно? )
alexshmurak
(20.04.2012 00:08)
kushkush писал(а):
ну я поёрзаю на стульчике, можно? )
я бы просил также шептать фоново... но у тебя фобия, так что не нужно...
kushkush
(20.04.2012 00:10)
alexshmurak писал(а):
я бы просил также шептать фоново... но у тебя фобия, так что не нужно...
какая это у меня фобия?
alexshmurak
(20.04.2012 00:10)
op132 писал(а):
а пьеса отличная.
и я рада видеть Андрея-Интермеццо в новой ипостаси на этом форуме!
спасибо
присоединяюсь к `радости видеть`!))
alexshmurak
(20.04.2012 00:10)
kushkush писал(а):
какая это у меня фобия?
ну, с шёпотом фоновым... ты ж писала недавно в жж...
Andrew_Popoff
(20.04.2012 00:10)
alexshmurak писал(а):
Спасибо! Завтра конечно такого красивого фона не будет. Ничего, как-то будем выкручиваться!
Может, сделать постановочно? Чтобы солист играл, а вокруг ходили бы люди, шуршали газетами, отправляли смс-ки, разбрасывали и собирали мусор? Тогда, конечно, надо бы выписать в партитуре.
alexshmurak
(20.04.2012 00:11)
kushkush писал(а):
это в легенде можно еще указать
`открыть окна и двери` к примеру
вообще-то всё там есть!)) выложу ноты - увидите)))
alexshmurak
(20.04.2012 00:12)
Andrew_Popoff писал(а):
Может, сделать постановочно?
Постановочно - НЕ ТО) среда должна быть естественной. как в `Прощании` у меня, в зале какой-то ребёнок всё время разговаривает (помимо прочих шумов). Безо всякой партитуры. Но очень точно соответствует необходимости акустической. Вообще эта пьеса не для зала, конечно)
kushkush
(20.04.2012 00:13)
alexshmurak писал(а):
ну, с шёпотом фоновым... ты ж писала недавно в жж...
не, ты не понял. Это раздражение, и только в том случае, когда я сплю.
kushkush
(20.04.2012 00:14)
alexshmurak писал(а):
Вообще эта пьеса не для зала, конечно)
именно.
alexshmurak
(20.04.2012 00:17)
kushkush писал(а):
не, ты не понял. Это раздражение, и только в том случае, когда я сплю.
сорьки...
Andrew_Popoff
(20.04.2012 00:22)
alexshmurak писал(а):
Вообще эта пьеса не для зала, конечно)
Вспоминается история с Джошуа Беллом на вокзале. Кстати, именно это вспомнилось, когда слушал Вашу пьесу.
много раз читал о! история поучительна. но, как мне кажется, аналогия тут, скорее, в противоположности, в том смысле, что Джошуа там был бы рад, если бы его `идентифировали`, а Андрей тут, скорее, старательно стремится слиться со средой. То есть интенции противоположные.
Andrew_Popoff
(20.04.2012 00:33)
alexshmurak писал(а):
То есть интенции противоположные.
Это я понял, конечно. Тут важен именно процесс, а не его смысл. Я оцениваю тут с точки зрения того, что происходит, а не зачем. Есть внешняя статика и есть псевдо-динамика, которая только подчеркивает эту статику. Классная идея, мне очень нравится.
alexshmurak
(20.04.2012 00:42)
Andrew_Popoff писал(а):
Есть внешняя статика и есть псевдо-динамика, которая только подчеркивает эту статику.
Очень точно выражено! Хотел бы подчеркнуть, что в такого рода `геометрии` важна позиция не только медиума-исполнителя, но и наблюдателя-слушателя. Скажем, `проходя мимо`, это бы вообще не идентифировали как нечто нарративное, скорее, как звуковой объект типа гудящего фонаря либо капающей воды с крыши.
alexshmurak
(20.04.2012 00:42)
alexshmurak писал(а):
`проходя мимо`, это бы вообще не идентифировали как нечто нарративное, скорее, как звуковой объект типа гудящего фонаря либо капающей воды с крыши.
*не идентифицировали
alexshmurak
(20.04.2012 00:43)
... но именно в наблюдательной интенциональности заложен потенциал эстетизации подобного рецептивного процесса. именно ТАК я-музыкант слушаю качели на детской площадке во дворе, шум голубей на площади, шум волн и т. д. :)
precipitato
(20.04.2012 01:44)
alexshmurak писал(а):
ТАК я-музыкант слушаю качели на детской площадке во дворе, шум голубей на площади, шум волн и т. д. :)
Леша-не обититесь?-могу процитировать-в Вас талант к нищенству заложен с детства.
Romy_Van_Geyten
(20.04.2012 01:46)
precipitato писал(а):
Леша-не обидитесь?-могу процитировать-в Вас талант к нищенству заложен с детства.
Паниковский overdrive!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
alexshmurak
(20.04.2012 01:47)
precipitato писал(а):
Леша-не обититесь?-могу процитировать-в Вас талант к нищенству заложен с детства.
Обижаться - не мой конёк (с) но я совершенно не помню контекста цитаты))
precipitato
(20.04.2012 01:54)
alexshmurak писал(а):
Обижаться - не мой конёк (с) но я совершенно не помню контекста цитаты))
Киса-отказывается просить,Остап настаивает,Киса пробует,Остап в восторге.Просто такую пьесу нужно играть в подземном переходе,желательно -на одной ноге.При этом-нравится мне очень,вот этим и......
alexshmurak
(20.04.2012 02:05)
precipitato писал(а):
Просто такую пьесу нужно играть в подземном переходе,желательно -на одной ноге.При этом-нравится мне очень,вот этим и......
А, кстати, хороший образ!) Спасибо)
DzhiTi
(20.04.2012 02:08)
Andrew_Popoff писал(а):
Может, сделать постановочно? Чтобы солист играл, а вокруг ходили бы люди, шуршали газетами, отправляли смс-ки, разбрасывали и собирали мусор?
+100500 возьмите меня шуршателем газет!
victormain
(20.04.2012 07:04)
precipitato писал(а):
Киса-отказывается просить,Остап настаивает,Киса пробует,Остап в восторге.Просто такую пьесу нужно играть в подземном переходе,желательно -на одной ноге.При этом-нравится мне очень,вот этим и......
Андрей большой молодец. Безо всякого опыта современной музыки и практически без опыта концертных выступлений, без фактического педагога - проделал огромную работу, имею в виду, над звуком и образом, ведь то, как он здесь играет - результат многочисленных `репетиций` (по Интернету), обсуждений технической стороны, смен приёмов, темпов, как играть, зачем именно так и так далее.
SergeySibilev
(14.05.2012 20:22)
alexshmurak писал(а):
Отзывы и критика приветствуются :)
мне кажется, что я не очень понял.... можешь пояснить поп подробней как композитор самоустраняется? В чём конечная цель преодоления этого инерционного маршрута? И правильно ли я понял, что в конечном итоге сама музыка(в плане то что ты написал) отходит как бы на второй план, становится второстепенной ну, или просто хоть и является важной частью действия, но всё же не является самым главным персонажем? Здесь написанная музыка служит скорее для того, чтобы сосредоточить внимание слушателя на целой музыкальной картине? Правильно я понял?
alexshmurak
(14.05.2012 20:53)
SergeySibilev писал(а):
можешь пояснить поподробней как композитор самоустраняется?
самоустранение композитора происходит на уровне отношения к органике материала. Когда органика принимается как данность, такая, какая она есть, без композиторского вмешательства `по ходу действия` (ну, почти без вмешательства, так будет точнее), задача композитора - позволить инерции, заложенной в материал, действовать почти самостоятельно. Подмечать слабые какие-то точки в общей картине `сворачивающегося времени`, усиливать их, сильные, наоборот, ослаблять. Такая, очень тонкая (в буквальном смысле) работа
alexshmurak
(14.05.2012 20:56)
SergeySibilev писал(а):
В чём конечная цель преодоления этого инерционного маршрута?
Собственно, преодолевается не маршрут, а препятствия на его пути :) Цель преодоления - выход на какой-то иной уровень вслушивания, ощущения
alexshmurak
(14.05.2012 21:18)
SergeySibilev писал(а):
И правильно ли я понял, что в конечном итоге сама музыка(в плане то что ты написал) отходит как бы на второй план (...) не является самым главным персонажем?
я написал часть музыки. В этой конкретно пьесе то, что я написал (звуковысотность, динамика, временная организация) - это как бы один из многочисленных вариантов существования этого звукового объекта (Андрей со скрипкой), всё остальное - равноправные участники звукового процесса (шум микрофона, шум компа, шум улицы, голоса в доме и т. д.)
SergeySibilev
(14.05.2012 21:21)
alexshmurak писал(а):
я написал часть музыки.
Ну всё же, для уточнения - эта часть имеет такую же степень важности как и все остальные или немного большую?
alexshmurak
(14.05.2012 21:22)
SergeySibilev писал(а):
Ну всё же, для уточнения - эта часть имеет такую же степень важности как и все остальные или немного большую?
Важности с какой точки зрения? Видишь ли, это как спросить у Малера: у Вас главная в этой симфонии партия второго кларнета или третьей трубы?
SergeySibilev
(14.05.2012 21:22)
alexshmurak писал(а):Извини, я не очень понял.... можешь дать конкретный пример?..
alexshmurak
(14.05.2012 21:24)
SergeySibilev писал(а):
Извини, я не очень понял.... можешь дать конкретный пример?..
Конкретный пример чего, и что ты не очень понял?
SergeySibilev
(14.05.2012 21:24)
alexshmurak писал(а):
Важности с какой точки зрения? Видишь ли, это как спросить у Малера: у Вас главная в этой симфонии партия второго кларнета или третьей трубы?
Важности с точки зрения внимания слушателя, а так же нагрузки материала - например - будет ли иметь смысл эта пьеса, записанная без посторонних звуков?
SergeySibilev
(14.05.2012 21:29)
alexshmurak писал(а):
Конкретный пример чего, и что ты не очень понял?
Ну, хотелось бы чтоб ты дал пример того как, например, сочинял эту пьесу(или любую другую, опирающуюся на пост-военную идею...)
alexshmurak
(14.05.2012 21:30)
SergeySibilev писал(а):
Важности с точки зрения внимания слушателя, а так же нагрузки материала - например - будет ли иметь смысл эта пьеса, записанная без посторонних звуков?
А, ок
с точки зрения внимания слушателя важно абсолютно всё. Т. к. я не знаю, на что будет нацелено его восприятие в частном случае, но могу рассчитать, на что будет нацелено его восприятие глобально (на затруднённое шумами постижение некоей картины, причём неважно, что будет производить бОльшее впечатление - игра скрипки, шум среды, конкретный шум голосов в конкретном месте)
эта пьеса, записанная без посторонних звуков, будет другой пьесой.
будет ли она иметь смысл - не знаю, т. к. я такую пьесу не писал, не слышал, не играл :)
alexshmurak
(14.05.2012 21:33)
SergeySibilev писал(а):
Ну, хотелось бы чтоб ты дал пример того как, например, сочинял эту пьесу(или любую другую, опирающуюся на пост-военную идею...)
я не понял вопроса. что значит - как сочинял? тебя, что, история создания интересует? типа, о чём я подумал раньше, о чём позже и т. д.?
SergeySibilev
(14.05.2012 21:36)
alexshmurak писал(а):
А, ок
Спасибо. Тогда задам другой вопрос(на который ты может быть уже ответил - поэтому заранее перед тобой извиняюсь=)) просто хочу задать тебе немного радикализированный вопрос:
т.о. получается, что твоя роль(композиторская) сводится, если не до ничтожной, то до достаточно минимальной - таким образом слушая пьесу исчезает пафос композитора-создателя сочинившего 150% всего произведения и полностью контролирующего его. Здесь, выходит роль более скромная - ты как бы являешься `соавтором` этого произведения вместе с обстоятельствами, залом, шумами итд? правильно?
SergeySibilev
(14.05.2012 21:38)
alexshmurak писал(а):
я не понял вопроса. что значит - как сочинял? тебя, что, история создания интересует? типа, о чём я подумал раньше, о чём позже и т. д.?
Нет. Именно сам процесс композиции. Процесс работы с материалом.. просто понятней будет если ты даш пример того как всё это осуществляется на практике..
Igor2
(14.05.2012 21:38)
Очень тонко уловлен надрыв истерии хаоса в сочетании неизвестным будущим молодого человека с музыкальным образованием в современной постиндустриальной действительности, где клубничные глянцевые журнальчики и договоры аренды нередко подменяют подлинно высокие и глубокие чувства, отрицание которых неумолимо приводит к безысходности бытия!
Такой хоккей нам нужен!!!
alexshmurak
(14.05.2012 22:02)
Igor2 писал(а):
Очень тонко уловлен надрыв истерии хаоса в сочетании неизвестным будущим молодого человека с музыкальным образованием в современной постиндустриальной действительности
мммм да. наверное)
alexshmurak
(14.05.2012 22:05)
SergeySibilev писал(а):
получается, что твоя роль(композиторская) сводится, если не до ничтожной, то до достаточно минимальной
меня мало волнует степень моей власти над акустической ситуацией, и гораздо больше - моё ощущение этой акустической ситуации. `чукча не читатель, чукча писатель`, так вот, композитор обязан быть прежде всего слушателем, а потом уже кем-то иным (моё личное мнение). если в этой пьесе я бы сочинил один звук, я всё равно был бы доволен в том случае, если бы общий акустический результат меня бы устраивал
alexshmurak
(14.05.2012 22:07)
SergeySibilev писал(а):
Здесь, выходит роль более скромная - ты как бы являешься `соавтором` этого произведения вместе с обстоятельствами, залом, шумами итд? правильно?
Любой композитор является соавтором произведения вместе с мастерами, изготовившими инструменты, исполнителями, создавшими интерпретацию, предшественниками и культурными традициями, заложившими некие закономерности, привычки
SergeySibilev
(14.05.2012 22:07)
alexshmurak писал(а):
композитор обязан быть прежде всего слушателем, а потом уже кем-то иным
согласен полностью!
alexshmurak
(14.05.2012 22:08)
SergeySibilev писал(а):
Нет. Именно сам процесс композиции. Процесс работы с материалом.. просто понятней будет если ты даш пример того как всё это осуществляется на практике..
В этой пьесе или какой-то иной?
SergeySibilev
(14.05.2012 22:08)
alexshmurak писал(а):
В этой пьесе или какой-то иной?
Ну, допустим, в этой.
alexshmurak
(14.05.2012 22:14)
SergeySibilev писал(а):
Ну, допустим, в этой.
Ну первое предложение (до, ре, ми, фа, ми, фа-диез - соль, фа) уже заложило всю инерцию `моей части` пьесы
Следующие мои действия - позволить этой инерции иметь время, пространство для заполнения.
С помощью `дыхания` пауз, каких-то интонационных ходов, синтаксических изменений (разбить предложение, оторвать ответ от вопроса и т. д.)
alexshmurak
(14.05.2012 22:16)
Следующий уровень работы - определить темп, характер звука, акустическое окружение. Это мы делали уже в контакте с Андреем. Конкретное звуковое решение (пианистически говоря - туше, как это будет по-скрипичному - не в курсе), геометрию пространства, темп придумал он.
Intermezzo
(14.05.2012 23:40)
Ох, а я так ничего здесь и не написал...
Во-первых, и в-главных, хотелось бы поблагодарить всех за такое теплое приятие исполнения. Т. к. это мой первый опыт (как experience на английском) в совр. музыке, было сначала немного некомфортно прежде всего что касается текста. Долго пытались найти приемлемый звук не только у меня, но и окр. В конце концов, пришлось встать к самой двери, повернувшись спиной к компьютеру.)
завтра, в пятницу, 20 апреля, в Киеве на проекте solo nostri temporis III скрипачом
Ensemble Nostri Temporis Андреем Павловым. Пьеса стала своеобразным экспериментом, а
именно - музыкальным произведением, написанным современным композитором для
исполнителя-аматора (исполнивший пьесу 15-летний Андрей не является в полном смысле слова
музыкантом-профессионалом, занимаясь на скрипке в качестве хобби). Это ещё один реверанс в
адрес деакадемизации пространства нашей деятельности, но об этом напишу как-нибудь в
другой раз.
Это моё второе сочинение 2012 года (первое, `Два трансцендентных этюда` для кларнета и
фортепиано, будет исполнено, надеюсь, корректно 27 апреля на моём сольном концерте, после
чего будет запись); но идейно оба сочинения продолжают `послевоенную` (в смысле, после
пьесы для альта `Война`) тему второй половины 2011 года. К ней, кроме `Войны` (август
2011), относятся ансамблевый `Голем` , фортепианная `nobles et sentimentales` (сентябрь
2011), и две ансамблевых `No fate` и `Прощание` (ноябрь 2011). Что это за тема?
Если очень упростить, речь идёт о процессе прохождения по некоему инерционному маршруту.
Процесс этот труден, требует вслушивания (иногда непроизвольного...) и сопровождается
сопротивлением (из-за высокого порога посторонних шумов, или тихой динамики, или
медленного темпа, или ничтожно малой `классической` событийности, или ещё чего-то).
Собственно контент (структурно-образная карта) при восприятии подобного процесса возникает
как бы между событиями, или даже помимо их. Композитор словно бы не присутствует в данной
конкретной точке временной/событийной карты, самоустраняясь от прямой коммуникации: полем
взаимодействия между автором/исполнителем и слушателем становится само ощущение
сворачиваемого времени, без сопровождающих `искусственных` конструкций.
Отсюда избранные средства выразительности: крайне нейтральные звуковысотность и
тембральность, умеренная динамика, неторопливо-ожидающие паузы, отсутствие заметного
рельефа узловых точек в драматургии, или устоев в звуковысотной структуре, или
метроритмических формул. Наличествующее `нечто` в качестве материала в процессе слушания
постепенно превращается в `ничто` в качестве субъективной временной шкалы; я-автор
показываю слушателям пустынную дорогу с еле заметной извилистостью, по которой предлагаю
неторопливо, погрузившись в свои размышления, пройтись.
Избранная модель не подразумевает отстранения от собственно музыкальной логики текста;
`композиторское` не отключается, контролируя на сочетании рационального и интуитивного все
параметры - звуковысотность, тембр, динамику, метроритм... Специфичность, скорее,
заключается в ощутимой дистанции между материалом и автором, между материалом и полем
развития; в конечном итоге - между автором и слушателем.
Важным фактором является роль естественной среды: концертного зала, репетиционной
обстановки, низкодецибельного шума города/домашней обстановки и так далее. Эта музыка не
предполагает стерильно-студийной акустики, напротив, приветствует постороннее, `случайное`
в качестве текстуры, на (фоне) которой непосредственно текст только приобретает
стереометричность, прирастает рельефно. В качестве примеров приведу шум зала в записях `No
fate` и `Прощания`.
Именно тонкость, граничность возникающих-таки в результате этого `проблемного` восприятия
ощущений (и, на уровне обобщения - содержательно-смысловых конструкций) и привлекает меня
в выбранной модели, позволяя мне, действуя в общем-то просто, получать крайне гибкий,
зыбко-беззащитный и при этом многомерный результат.
Немного о самой пьесе. Интермеццо - короткий, малозначительный сам по себе промежуток
между чем-то драматургически более важным; в данном случае - отражение нейтральности
избранного образа и способа сообщения; но не только. Меня в самом синтаксисе пьесы
заинтересовала рояль
а) коротких промежутков между `вопросом` и `ответом` в структуре фраз;
б) собственно больших пауз между фразами.
Парадоксальность `разрешения` вопроса в ответ, парадоксальность продолжения действия,
как-бы-развития, - вот то, что привлекло меня в этом все-`промежуточном`,
все-интермедийном образе.
Отзывы и критика приветствуются :)
Через пару дней залью нотки.
ли на записи возлагаемые надежды на посторонние шумы таки сработали, то ли это намеренно
открыто окно и кто-то мимо идя, говорил.
результат.
взаимодействия между автором/исполнителем и слушателем становится само ощущение
сворачиваемого времени
Алексея и Андрея! Жду нотки. Идея очень нравится, пьеса весьма визуальна - в том смысле,
что реконструирует в голове слушающего визуальные образы броуновского движения окружающего
пространства вокруг застывшего во времени солиста.
парадоксальность продолжения действия,
как-бы-развития, - вот то, что привлекло меня в этом все-`промежуточном`,
все-интермедийном образе.
Как бэ высказались музыковеды 20-вековой закалки - `светлая грусть`. Но они оказались бы
не правы и надо было бы их за это повесить.
а я-то вроде вразумила твой месседж.
этим.
права своей ассоциацией или почему?
шумы таки сработали, то ли это намеренно открыто окно и кто-то мимо идя, говорил.
разумеется намеренно!) тут всё намеренно, кроме конкретных действий конкретных людей в
других комнатах и на улице)
почему?
со-чувствование. Мне Кирилл во многом помог (в т. ч.) за последнее время, сам того, может,
не зная
кроме конкретных действий конкретных людей в других комнатах и на улице)
другие квартиры, дома? ты что - не выписываешь это в партитуре?!
на завтра.
будем выкручиваться!
выписываешь это в партитуре?!
кроме конкретных действий конкретных людей в других комнатах и на
улице)
`я ушел в шкаф, и поиграл ансамбль с Нарнией` :D
алеаторщик... Булеза на тебя нет.
а пьеса отличная.
и я рада видеть Андрея-Интермеццо в новой ипостаси на этом форуме!
выписываешь это в партитуре?!
`открыть окна и двери` к примеру
не будет. Ничего, как-то будем выкручиваться!
просил также шептать фоново... но у тебя фобия, так что не нужно...
фобия, так что не нужно...
и я рада видеть Андрея-Интермеццо в новой ипостаси на этом форуме!
присоединяюсь к `радости видеть`!))
фоновым... ты ж писала недавно в жж...
не будет. Ничего, как-то будем выкручиваться!
солист играл, а вокруг ходили бы люди, шуршали газетами, отправляли смс-ки, разбрасывали и
собирали мусор? Тогда, конечно, надо бы выписать в партитуре.
`открыть окна и двери` к примеру
постановочно?
у меня, в зале какой-то ребёнок всё время разговаривает (помимо прочих шумов). Безо всякой
партитуры. Но очень точно соответствует необходимости акустической. Вообще эта пьеса не
для зала, конечно)
жж...
конечно)
случае, когда я сплю.
конечно)
вспомнилось, когда слушал Вашу пьесу.
http://www.youtube.com/watch?feature=player_detailpage&v=hnOPu0_YWhw
вокзале
скорее, в противоположности, в том смысле, что Джошуа там был бы рад, если бы его
`идентифировали`, а Андрей тут, скорее, старательно стремится слиться со средой. То есть
интенции противоположные.
понял, конечно. Тут важен именно процесс, а не его смысл. Я оцениваю тут с точки зрения
того, что происходит, а не зачем. Есть внешняя статика и есть псевдо-динамика, которая
только подчеркивает эту статику. Классная идея, мне очень нравится.
которая только подчеркивает эту статику.
что в такого рода `геометрии` важна позиция не только медиума-исполнителя, но и
наблюдателя-слушателя. Скажем, `проходя мимо`, это бы вообще не идентифировали как нечто
нарративное, скорее, как звуковой объект типа гудящего фонаря либо капающей воды с крыши.
как нечто нарративное, скорее, как звуковой объект типа гудящего фонаря либо капающей воды
с крыши.
рецептивного процесса. именно ТАК я-музыкант слушаю качели на детской площадке во дворе,
шум голубей на площади, шум волн и т. д. :)
площадке во дворе, шум голубей на площади, шум волн и т. д. :)
обититесь?-могу процитировать-в Вас талант к нищенству заложен с детства.
талант к нищенству заложен с детства.
талант к нищенству заложен с детства.
помню контекста цитаты))
помню контекста цитаты))
пробует,Остап в восторге.Просто такую пьесу нужно играть в подземном переходе,желательно
-на одной ноге.При этом-нравится мне очень,вот этим и......
переходе,желательно -на одной ноге.При этом-нравится мне очень,вот этим и......
кстати, хороший образ!) Спасибо)
играл, а вокруг ходили бы люди, шуршали газетами, отправляли смс-ки, разбрасывали и
собирали мусор?
пробует,Остап в восторге.Просто такую пьесу нужно играть в подземном переходе,желательно
-на одной ноге.При этом-нравится мне очень,вот этим и......
ногах, но тогда одной рукой)
исполнение.
практически без опыта концертных выступлений, без фактического педагога - проделал
огромную работу, имею в виду, над звуком и образом, ведь то, как он здесь играет -
результат многочисленных `репетиций` (по Интернету), обсуждений технической стороны, смен
приёмов, темпов, как играть, зачем именно так и так далее.
кажется, что я не очень понял.... можешь пояснить поп подробней как композитор
самоустраняется? В чём конечная цель преодоления этого инерционного маршрута? И правильно
ли я понял, что в конечном итоге сама музыка(в плане то что ты написал) отходит как бы на
второй план, становится второстепенной ну, или просто хоть и является важной частью
действия, но всё же не является самым главным персонажем? Здесь написанная музыка служит
скорее для того, чтобы сосредоточить внимание слушателя на целой музыкальной картине?
Правильно я понял?
самоустраняется?
материала. Когда органика принимается как данность, такая, какая она есть, без
композиторского вмешательства `по ходу действия` (ну, почти без вмешательства, так будет
точнее), задача композитора - позволить инерции, заложенной в материал, действовать почти
самостоятельно. Подмечать слабые какие-то точки в общей картине `сворачивающегося
времени`, усиливать их, сильные, наоборот, ослаблять. Такая, очень тонкая (в буквальном
смысле) работа
инерционного маршрута?
пути :) Цель преодоления - выход на какой-то иной уровень вслушивания, ощущения
сама музыка(в плане то что ты написал) отходит как бы на второй план (...) не является
самым главным персонажем?
написал (звуковысотность, динамика, временная организация) - это как бы один из
многочисленных вариантов существования этого звукового объекта (Андрей со скрипкой), всё
остальное - равноправные участники звукового процесса (шум микрофона, шум компа, шум
улицы, голоса в доме и т. д.)
уточнения - эта часть имеет такую же степень важности как и все остальные или немного
большую?
такую же степень важности как и все остальные или немного большую?
точки зрения? Видишь ли, это как спросить у Малера: у Вас главная в этой симфонии партия
второго кларнета или третьей трубы?
конкретный пример?..
конкретный пример?..
как спросить у Малера: у Вас главная в этой симфонии партия второго кларнета или третьей
трубы?
например - будет ли иметь смысл эта пьеса, записанная без посторонних звуков?
понял?
любую другую, опирающуюся на пост-военную идею...)
так же нагрузки материала - например - будет ли иметь смысл эта пьеса, записанная без
посторонних звуков?
с точки зрения внимания слушателя важно абсолютно всё. Т. к. я не знаю, на что будет
нацелено его восприятие в частном случае, но могу рассчитать, на что будет нацелено его
восприятие глобально (на затруднённое шумами постижение некоей картины, причём неважно,
что будет производить бОльшее впечатление - игра скрипки, шум среды, конкретный шум
голосов в конкретном месте)
эта пьеса, записанная без посторонних звуков, будет другой пьесой.
будет ли она иметь смысл - не знаю, т. к. я такую пьесу не писал, не слышал, не играл :)
например, сочинял эту пьесу(или любую другую, опирающуюся на пост-военную идею...)
не понял вопроса. что значит - как сочинял? тебя, что, история создания интересует? типа,
о чём я подумал раньше, о чём позже и т. д.?
вопрос(на который ты может быть уже ответил - поэтому заранее перед тобой извиняюсь=))
просто хочу задать тебе немного радикализированный вопрос:
т.о. получается, что твоя роль(композиторская) сводится, если не до ничтожной, то до
достаточно минимальной - таким образом слушая пьесу исчезает пафос композитора-создателя
сочинившего 150% всего произведения и полностью контролирующего его. Здесь, выходит роль
более скромная - ты как бы являешься `соавтором` этого произведения вместе с
обстоятельствами, залом, шумами итд? правильно?
тебя, что, история создания интересует? типа, о чём я подумал раньше, о чём позже и т.
д.?
будет если ты даш пример того как всё это осуществляется на практике..
с музыкальным образованием в современной постиндустриальной действительности, где
клубничные глянцевые журнальчики и договоры аренды нередко подменяют подлинно высокие и
глубокие чувства, отрицание которых неумолимо приводит к безысходности бытия!
Такой хоккей нам нужен!!!
неизвестным будущим молодого человека с музыкальным образованием в современной
постиндустриальной действительности
сводится, если не до ничтожной, то до достаточно минимальной
степень моей власти над акустической ситуацией, и гораздо больше - моё ощущение этой
акустической ситуации. `чукча не читатель, чукча писатель`, так вот, композитор обязан
быть прежде всего слушателем, а потом уже кем-то иным (моё личное мнение). если в этой
пьесе я бы сочинил один звук, я всё равно был бы доволен в том случае, если бы общий
акустический результат меня бы устраивал
бы являешься `соавтором` этого произведения вместе с обстоятельствами, залом, шумами итд?
правильно?
изготовившими инструменты, исполнителями, создавшими интерпретацию, предшественниками и
культурными традициями, заложившими некие закономерности, привычки
а потом уже кем-то иным
работы с материалом.. просто понятней будет если ты даш пример того как всё это
осуществляется на практике..
допустим, в этой.
предложение (до, ре, ми, фа, ми, фа-диез - соль, фа) уже заложило всю инерцию `моей части`
пьесы
Следующие мои действия - позволить этой инерции иметь время, пространство для заполнения.
С помощью `дыхания` пауз, каких-то интонационных ходов, синтаксических изменений (разбить
предложение, оторвать ответ от вопроса и т. д.)
делали уже в контакте с Андреем. Конкретное звуковое решение (пианистически говоря - туше,
как это будет по-скрипичному - не в курсе), геометрию пространства, темп придумал он.
Во-первых, и в-главных, хотелось бы поблагодарить всех за такое теплое приятие
исполнения. Т. к. это мой первый опыт (как experience на английском) в совр. музыке, было
сначала немного некомфортно прежде всего что касается текста. Долго пытались найти
приемлемый звук не только у меня, но и окр. В конце концов, пришлось встать к самой двери,
повернувшись спиной к компьютеру.)