В этот день, в 1879 году, родился Отторино Респиги - итальянский альтист, композитор-симфонист, музыкальный педагог. Респиги проделал эволюцию от импрессионизма до неоклассицизма. Какое прекрасное адажио! Виолончель просто поет!
Volovikelena
(09.07.2020 20:05)
mkaplya писал(а):
В этот день, в 1879 году, родился Отторино Респиги - итальянский альтист, композитор-симфонист, музыкальный педагог. Респиги проделал эволюцию от импрессионизма до неоклассицизма. Какое прекрасное адажио! Виолончель просто поет!
Спасибо большое! Прекрасная музыка. И Датский Национальный оркестр на высоте. Соль Габетта - аргентинская виолончелистка. Интересно, что у нее и Российские корни есть. Но большую часть жизни и гастролей проводит в Европе, где и получила образование. Звук у нее потрясающий. Спасибо, Саша.
А вчера кто родился?)
mkaplya
(09.07.2020 20:21)
Volovikelena писал(а):
Спасибо большое! Прекрасная музыка. И Датский Национальный оркестр на высоте. Соль Габетта - аргентинская виолончелистка. Интересно, что у нее и Российские корни есть. Но большую часть жизни и гастролей проводит в Европе, где и получила образование. Звук у нее потрясающий. Спасибо, Саша.
А вчера кто родился?)
Вартослав Лисинский (1882-1961),Хорватия. Перси Олдридж Грейнджер (1882-1961),США. Джордж Антейл (1900-1959),США.
Niksti
(09.07.2020 21:35)
Volovikelena писал(а):
Спасибо большое! Прекрасная музыка. И Датский Национальный оркестр на высоте. Соль Габетта - аргентинская виолончелистка. Интересно, что у нее и Российские корни есть. Но большую часть жизни и гастролей проводит в Европе, где и получила образование. Звук у нее потрясающий. Спасибо, Саша.
А вчера кто родился?)
Образование хоть и европейское, но учителя-Иван Монигетти (Базель) и Давид Герингас (Берлин)-оба ученики Ростроповича.
Volovikelena
(09.07.2020 23:32)
Niksti писал(а):
Образование хоть и европейское, но учителя-Иван Монигетти (Базель) и Давид Герингас (Берлин)-оба ученики Ростроповича.
Как хорошо, что пересечение с Россией, да ещё через таких замечательных людей.
Volovikelena
(10.07.2020 00:13)
mkaplya писал(а):
Вартослав Лисинский (1882-1961),Хорватия. Перси Олдридж Грейнджер (1882-1961),США. Джордж Антейл (1900-1959),США.
Антейла знаю. У него обширная подборка в Архиве. Мне его 1 фортепианный концерт понравился. В нем много перекличек с Прокофьевым и Стравинским, да и по времени они совпали. Но у него далеко не всё легко слушается. Лисинского и Грейнджера совсем не представляю.
Спасибо.
LAKE
(10.07.2020 00:45)
mkaplya писал(а):
/// Виолончель просто поет!
Соль Габетта играет на виолончели Маттео Гоффриллера (1659–1742), созданной им в 1730 году в Венеции.
somm
(10.07.2020 01:30)
кто бы мог подумать, что такая наивная музыка найдет у меня такой отклик. Притом, что сегодня хожу, как бес, все раздражает, аж искры из глаз . А тут включил и сразу подобрел процентов на 40
victormain
(10.07.2020 04:56)
Volovikelena писал(а):
Как хорошо, что пересечение с Россией, да ещё через таких замечательных людей.
Герингас, Монигетти и Мстислав Леопольдович Ростропович просто олицетворение России-матушки, да.
alexshmurak
(10.07.2020 05:10)
victormain писал(а):
Мстислав Леопольдович Ростропович просто олицетворение России-матушки, да
почему нет?
victormain
(10.07.2020 05:31)
alexshmurak писал(а):
почему нет?
Контекст. Я имел в виду всю троицу.
Volovikelena
(10.07.2020 11:21)
victormain писал(а):
Контекст. Я имел в виду всю троицу.
Сейчас не принято писать `Советский`, хотя родились они в СССР, как бы аллергично для кого-то это не звучало. Монигетти, несмотря на то, что преподает в Швейцарии, указан в википедии российским виолончелистом, а Герингас - литовским. Это если вот корни разбирать - обязательно, когда слушаешь музыканта? Так необходимо четко знать, еврей он или немец, а вдруг итальянец. Без этого никуда, когда музыку слушаешь? Разве не важнее, у какого человека они учились и каких учеников сами воспитали?
victormain
(10.07.2020 13:20)
Volovikelena писал(а):
... Это если вот корни разбирать - обязательно, когда слушаешь музыканта? Так необходимо четко знать, еврей он или немец, а вдруг итальянец. Без этого никуда, когда музыку слушаешь? Разве не важнее, у какого человека они учились и каких учеников сами воспитали?
Конечно, этника здесь дело 118-е. Просто в посте забавно прозвучала российская гордость за совсем не российскую троицу.
steinberg
(10.07.2020 13:25)
Из вечного: великий русский художник Левитан родился в бедной еврейской семье (с).
sir Grey
(10.07.2020 13:29)
Volovikelena писал(а):
Сейчас не принято писать `Советский`, хотя родились они в СССР, /.../
Почти злющая ирония получилась. А злющий сейчас - я. Меня все злит последнее время.
Да, двое из трех родились в СССР, плачьте и смейтесь! А родился бы Монигетти на три года позже, то все трое были бы советские люди.
Я заболел конститувирусом. От этой болезни человек злеет.
Люди, я очень злой стал. И велосипед меня не спасет.
Serbimolod
(10.07.2020 13:30)
sir Grey писал(а):
Почти злющая ирония получилась. А злющий сейчас - я. Меня все злит последнее время.
Да, двое из трех родились в СССР, плачьте и смейтесь! А родился бы Монигетти на три года позже, то все трое были бы советские люди.
Я заболел конститувирусом. Люди, я очень злой стал. И велосипед меня не спасет.
Не госпитализируют?
victormain
(10.07.2020 13:45)
Volovikelena писал(а):
Сейчас не принято писать `Советский`, хотя родились они в СССР, как бы аллергично для кого-то это не звучало...
Шопен родился в Российской Империи. Монюшко всю жизнь был её подданным. So what?
sir Grey
(10.07.2020 14:32)
steinberg писал(а):
Из вечного: великий русский художник Левитан родился в бедной еврейской семье (с).
А есть великий еврейский художник, родившийся в бедной русской семье?
Надо обязательно, чтобы в его стихах, картинах, музыке звучали еврейские мотивы. А семья - чтоб обязательно русская. Папа, мама - православные. Рабоче-крестьянская семья. Ну ладно, просто инженеры какие-нибудь. За 120 р. А сын - начитался Талмуда. На него повлияли.......евреи разные.... соблазнили....
Стал думать на древнееврейские темы.....
Начал писать стихи......
Может, это Кисин?!!!
Нет, у него вокруг все - не русские.
Я устал от собственной злости.
Я от собственной злости устал,
Ничего от нее не приемлю,
И терпеть не могу эту землю,
Оттого, что иной не видал....
sir Grey
(10.07.2020 14:33)
Serbimolod писал(а):
Не госпитализируют?
Нет.
steinberg
(10.07.2020 14:43)
sir Grey писал(а):
А есть великий еврейский художник, родившийся в бедной русской семье?
Хороший вопрос. И стих хороший.
Volovikelena
(10.07.2020 15:56)
steinberg писал(а):
И стих хороший.
Да уж, хороший! Это переиначенный на СэрГрэевский лад Мандельштам.
Volovikelena
(10.07.2020 15:59)
sir Grey писал(а):
А есть великий еврейский художник, родившийся в бедной русской семье?
Я от собственной злости устал,
Ничего от нее не приемлю,
И терпеть не могу эту землю,
Оттого, что иной не видал....
Вы переиначили стихотворение поэта из еврейской семьи, который принял Православие. Так что здесь как раз обратный случай.
steinberg
(10.07.2020 16:23)
Volovikelena писал(а):
Да уж, хороший! Это переиначенный на СэрГрэевский лад Мандельштам.
Ах вот оно что! (Неужели Вы думаете, я не догадался?) )) ...О православии Мандельштама совсем нет повода говорить (или я чего-то не знаю, тогда расскажите). ...Шатры Страха Ваймана и Рувина одно из самых глубоких и интересных, по-моему, на эту тему.
Volovikelena
(10.07.2020 17:30)
steinberg писал(а):
Ах вот оно что! (Неужели Вы думаете, я не догадался?) )) ...О православии Мандельштама совсем нет повода говорить (или я чего-то не знаю, тогда расскажите). ...Шатры Страха Ваймана и Рувина одно из самых глубоких и интересных, по-моему, на эту тему.
Ближе к концу он принял православие. Читала в интернете, источник поищу. Саму удивило когда-то. К тому же, вероисповедание не обязательно суживает границы творчества.
sir Grey
(10.07.2020 18:40)
Volovikelena писал(а):
/.../вероисповедание не обязательно суживает границы творчества.
Швейк бы сказал: `Совершенно верно; и наоборот`. Ладно, мы опять шутим.
Он крестился как методист перед поступлением в университет.
А вот любопытно, что Википедия этот вопрос почему-то решила обойти этот тонкий момент.
Что еврей - есть. Что в университет поступил - есть. А что между?
Volovikelena
(10.07.2020 20:02)
steinberg писал(а):
Ах вот оно что! (Неужели Вы думаете, я не догадался?) )) ...О православии Мандельштама совсем нет повода говорить (или я чего-то не знаю, тогда расскажите). ...Шатры Страха Ваймана и Рувина одно из самых глубоких и интересных, по-моему, на эту тему.
`И слова евангельской латыни
Прозвучали, как морской прибой;
И волной нахлынувшей святыни
Поднят был корабль безумный мой.
Нет, не парус, распятый и серый,
С неизбежностью меня влечет –
Страшен мне «подводный камень веры»,
Роковой ее круговорот!`
Сэр Грэй прав абсолютно насчёт методистской церкви. О Православии в жизни Мандельштама читала на одном из православных сайтов. Но подтвердить цитатой не могу - не нашла. Скорее всего, там шла речь о крещении, а конфессия могла не упоминаться, поэтому я решила, не сомневаясь, за православие, так как речь шла все таки еще о России. Если найду подтверждение - сообщу. Но пока не могу вспомнить, где читала - дело давнее. А ещё вот это:
`Неумолимые слова…
Окаменела Иудея,
И, с каждым мигом тяжелея,
Его поникла голова.
Стояли воины кругом
На страже стынущего тела;
Как венчик, голова висела
На стебле тонком и чужом.
И царствовал и никнул Он,
Как лилия в родимый омут,
И глубина, где стебли тонут,
Торжествовала свой закон.`
1910.
В 1912 году у Мандельштама появляется «странное», по выражению Аверинцева, стихотворение.
Образ твой, мучительный и зыбкий,
Я не мог в тумане осязать.
«Господи!» сказал я по ошибке,
Сам того не думая сказать.
Божье имя, как большая птица,
Вылетело из моей груди.
Впереди густой туман клубится,
И пустая клетка позади…
sir Grey
(10.07.2020 20:36)
Volovikelena писал(а):
/.../
В 1912 году у Мандельштама появляется «странное», по выражению Аверинцева, стихотворение.
Образ твой, мучительный и зыбкий,
Я не мог в тумане осязать.
«Господи!» сказал я по ошибке,
Сам того не думая сказать.
Божье имя, как большая птица,
Вылетело из моей груди.
Впереди густой туман клубится,
И пустая клетка позади…
Спасибо, за Мандельштама, а то я совсем озверел сегодня. Целый день новости слушаю, про суды, про аресты, про приговоры… Других сейчас нет.
Давайте, процитируем Аверинцева? По-моему, нам скажут спасибо. Это в том месте, где он пишет об «инфляции священных слов».
«Перед нами не «религиозное» стихотворение — ни по традиционной мерке, ни по расширительным критериям символистской поры. В нем нет ни мифологических образов, ни метафизических абстракций. У него есть сюжет, и сюжет этот очень прост. Обстановка — одинокая прогулка (годом раньше: «Легкий крест одиноких прогулок...»). Зачин описывает негативно характеризуемое психологическое состояние, какие так часто служат у раннего Мандельштама исходной точкой: неназванный образ мучает своим отсутствием, своей неосязаемостью, он забыт, утрачен. «Образ твой» — такие слова могли бы составлять обычное до банальности, как в романсе, начало стихотворения о любви; но нас ждет совсем иное. Вполне возможно, хотя совершенно не важно, что образ — женский. Во всяком случае, в нем самом не предполагается ничего сакрального, иначе «твой» имело бы написание с большой буквы. Но по решающему негативному признаку — по признаку недоступности для воображения — он сопоставим с образом Бога; это как бы образ образа Бога. Одна неназванность — зеркало другой неназванности; и соответствие тому и другому — «туман», симметрически упоминаемый во 2-й строке от начала и во 2-й строке от конца: характерная тусклость мандельштамовского ландшафта. Но вот происходит катастрофа: в напряжении поисков утраченного образа, в оторопи, «по ошибке» человек восклицает: «Господи!» В русском разговорном обиходе это слово — не больше чем междометие. Но одновременно именно оно — субститут самого главного, неизрекаемого библейского имени Бога, так называемого Тетраграмматона. «Господи!» — сказал я по ошибке, // Сам того не думая сказать», — это две строки, легко приближающиеся в читательском восприятии к грани комического: тем резче действует неожиданная серьезность, к которой принуждает читателя поэт. Имя Божие оказывается реальным, живым, как птица, — именно в своей вещественности, в соединении с дыханием говорящего. Но это причина не для умиления и не для эйфории, а для страха: неизреченного не надо было изрекать. Бездумным, случайным выговариванием Имени человек наносит себе урон и убыль: Имя вылетает, улетает, опыт его реальности — одновременно опыт безвозвратного прощания с ним. Этот вывод подсказан и скреплен последней строкой, тяжкая плотность которой возникает из характерного для техники Мандельштама наложения двух семантических характеристик на одно слово — метафорическая «клетка», из которой вылетает «птица», и «клетка» из словосочетания «грудная клетка».»
Volovikelena
(10.07.2020 20:50)
sir Grey писал(а):
Спасибо, за Мандельштама, а то я совсем озверел сегодня. Целый день новости слушаю, про суды, про аресты, про приговоры… Других сейчас нет.
Давайте, процитируем Аверинцева? По-моему, нам скажут спасибо. Это в том месте, где он пишет об «инфляции священных слов».
Тогда уж и самого Мандельштама можно процитировать.
В 1915 году в статье «Скрябин и христианство» Мандельштам писал: «Христианское искусство всегда действие, основанное на великой идее искупления. Это бесконечно разнообразное в своих проявлениях «подражание Христу», вечное возвращение к единственному творческому акту, положившему начало нашей исторической эре… Искусство не может быть жертвой, ибо она уже совершилась, не может быть искуплением, ибо мир вместе с художником уже искуплен, – что же остается? Радостное богообщение, как бы игра отца с детьми, жмурки и прятки духа!.. Вся наша двухтысячелетняя культура благодаря чудесной милости христианства есть отпущение мира на свободу – для игры, для духовного веселья, для свободного «подражания Христу». (…) Христианство стало в совершенно свободное отношение к искусству, чего ни до него, ни после него не сумела сделать никакая другая человеческая религия. (…) Поэтому христианской культуре не грозит опасность внутреннего оскудения. Она неиссякаема, бесконечна…».
victormain
(10.07.2020 21:18)
Volovikelena писал(а):
Ближе к концу он принял православие. Читала в интернете, источник поищу...
Впервые слышу. Будьте добры источник. А то получается очень нездоровая сенсация.
sir Grey
(10.07.2020 21:28)
sir Grey писал(а):
/.../
А вот любопытно, что Википедия этот вопрос почему-то решила обойти этот тонкий момент.
Что еврей - есть. Что в университет поступил - есть. А что между?
-- Поговорим, сэр?
-- Поговорим, сэр.
Что же между? А между - крестился.
Какая горькая нелепость,
Цель не оправдывает средства.
Volovikelena
(10.07.2020 23:13)
victormain писал(а):
Впервые слышу. Будьте добры источник. А то получается очень нездоровая сенсация.
Уже ответила выше, два поста назад.
victormain
(10.07.2020 23:25)
Volovikelena писал(а):
Уже ответила выше, два поста назад.
Ну, после такой ерунды можно было бы и ещё раз потрудиться.
Volovikelena
(10.07.2020 23:29)
victormain писал(а):
Ну, после такой ерунды можно было бы и ещё раз потрудиться.
Хорошо. Автоцитата:
`Сэр Грэй прав абсолютно насчёт методистской церкви. О Православии в жизни Мандельштама читала на одном из православных сайтов. Но подтвердить цитатой не могу - не нашла. Скорее всего, там шла речь о крещении, а конфессия могла не упоминаться, поэтому я решила, не сомневаясь, за православие, так как речь шла все таки еще о России. Если найду подтверждение - сообщу. Но пока не могу вспомнить, где читала - дело давнее.`
К сожалению, сегодня не смогу больше поддержать беседу - есть проблема с набором текста из-за больной спины. Но если возникнет необходимость в моем ответе, думаю, завтра всё получится. Не обижайтесь, пожалуйста.)
victormain
(11.07.2020 02:14)
Volovikelena писал(а):
Хорошо. Автоцитата:
`Сэр Грэй прав абсолютно насчёт методистской церкви. О Православии в жизни Мандельштама читала на одном из православных сайтов. Но подтвердить цитатой не могу - не нашла. Скорее всего, там шла речь о крещении, а конфессия могла не упоминаться, поэтому я решила, не сомневаясь, за православие, так как речь шла все таки еще о России...
композитор-симфонист, музыкальный педагог. Респиги проделал эволюцию от импрессионизма до
неоклассицизма. Какое прекрасное адажио! Виолончель просто поет!
- итальянский альтист, композитор-симфонист, музыкальный педагог. Респиги проделал
эволюцию от импрессионизма до неоклассицизма. Какое прекрасное адажио! Виолончель просто
поет!
Соль Габетта - аргентинская виолончелистка. Интересно, что у нее и Российские корни есть.
Но большую часть жизни и гастролей проводит в Европе, где и получила образование. Звук у
нее потрясающий. Спасибо, Саша.
А вчера кто родился?)
Национальный оркестр на высоте. Соль Габетта - аргентинская виолончелистка. Интересно, что
у нее и Российские корни есть. Но большую часть жизни и гастролей проводит в Европе, где и
получила образование. Звук у нее потрясающий. Спасибо, Саша.
А вчера кто родился?)
Грейнджер (1882-1961),США. Джордж Антейл (1900-1959),США.
Национальный оркестр на высоте. Соль Габетта - аргентинская виолончелистка. Интересно, что
у нее и Российские корни есть. Но большую часть жизни и гастролей проводит в Европе, где и
получила образование. Звук у нее потрясающий. Спасибо, Саша.
А вчера кто родился?)
(Базель) и Давид Герингас (Берлин)-оба ученики Ростроповича.
Монигетти (Базель) и Давид Герингас (Берлин)-оба ученики Ростроповича.
что пересечение с Россией, да ещё через таких замечательных людей.
Олдридж Грейнджер (1882-1961),США. Джордж Антейл (1900-1959),США.
него обширная подборка в Архиве. Мне его 1 фортепианный концерт понравился. В нем много
перекличек с Прокофьевым и Стравинским, да и по времени они совпали. Но у него далеко не
всё легко слушается. Лисинского и Грейнджера совсем не представляю.
Спасибо.
играет на виолончели Маттео Гоффриллера (1659–1742), созданной им в 1730 году в Венеции.
сегодня хожу, как бес, все раздражает, аж искры из глаз . А тут включил и сразу подобрел
процентов на 40
через таких замечательных людей.
Ростропович просто олицетворение России-матушки, да.
олицетворение России-матушки, да
троицу.
не принято писать `Советский`, хотя родились они в СССР, как бы аллергично для кого-то это
не звучало. Монигетти, несмотря на то, что преподает в Швейцарии, указан в википедии
российским виолончелистом, а Герингас - литовским. Это если вот корни разбирать -
обязательно, когда слушаешь музыканта? Так необходимо четко знать, еврей он или немец, а
вдруг итальянец. Без этого никуда, когда музыку слушаешь? Разве не важнее, у какого
человека они учились и каких учеников сами воспитали?
обязательно, когда слушаешь музыканта? Так необходимо четко знать, еврей он или немец, а
вдруг итальянец. Без этого никуда, когда музыку слушаешь? Разве не важнее, у какого
человека они учились и каких учеников сами воспитали?
118-е. Просто в посте забавно прозвучала российская гордость за совсем не российскую
троицу.
родились они в СССР, /.../
все злит последнее время.
Да, двое из трех родились в СССР, плачьте и смейтесь! А родился бы Монигетти на три года
позже, то все трое были бы советские люди.
Я заболел конститувирусом. От этой болезни человек злеет.
Люди, я очень злой стал. И велосипед меня не спасет.
я. Меня все злит последнее время.
Да, двое из трех родились в СССР, плачьте и смейтесь! А родился бы Монигетти на три года
позже, то все трое были бы советские люди.
Я заболел конститувирусом. Люди, я очень злой стал. И велосипед меня не спасет.
госпитализируют?
родились они в СССР, как бы аллергично для кого-то это не звучало...
Российской Империи. Монюшко всю жизнь был её подданным. So what?
родился в бедной еврейской семье (с).
бедной русской семье?
Надо обязательно, чтобы в его стихах, картинах, музыке звучали еврейские мотивы. А семья
- чтоб обязательно русская. Папа, мама - православные. Рабоче-крестьянская семья. Ну
ладно, просто инженеры какие-нибудь. За 120 р. А сын - начитался Талмуда. На него
повлияли.......евреи разные.... соблазнили....
Стал думать на древнееврейские темы.....
Начал писать стихи......
Может, это Кисин?!!!
Нет, у него вокруг все - не русские.
Я устал от собственной злости.
Я от собственной злости устал,
Ничего от нее не приемлю,
И терпеть не могу эту землю,
Оттого, что иной не видал....
бедной русской семье?
переиначенный на СэрГрэевский лад Мандельштам.
бедной русской семье?
Я от собственной злости устал,
Ничего от нее не приемлю,
И терпеть не могу эту землю,
Оттого, что иной не видал....
который принял Православие. Так что здесь как раз обратный случай.
СэрГрэевский лад Мандельштам.
)) ...О православии Мандельштама совсем нет повода говорить (или я чего-то не знаю, тогда
расскажите). ...Шатры Страха Ваймана и Рувина одно из самых глубоких и интересных,
по-моему, на эту тему.
догадался?) )) ...О православии Мандельштама совсем нет повода говорить (или я чего-то не
знаю, тогда расскажите). ...Шатры Страха Ваймана и Рувина одно из самых глубоких и
интересных, по-моему, на эту тему.
интернете, источник поищу. Саму удивило когда-то. К тому же, вероисповедание не
обязательно суживает границы творчества.
границы творчества.
шутим.
Он крестился как методист перед поступлением в университет.
А вот любопытно, что Википедия этот вопрос почему-то решила обойти этот тонкий момент.
Что еврей - есть. Что в университет поступил - есть. А что между?
догадался?) )) ...О православии Мандельштама совсем нет повода говорить (или я чего-то не
знаю, тогда расскажите). ...Шатры Страха Ваймана и Рувина одно из самых глубоких и
интересных, по-моему, на эту тему.
Прозвучали, как морской прибой;
И волной нахлынувшей святыни
Поднят был корабль безумный мой.
Нет, не парус, распятый и серый,
С неизбежностью меня влечет –
Страшен мне «подводный камень веры»,
Роковой ее круговорот!`
Сэр Грэй прав абсолютно насчёт методистской церкви. О Православии в жизни Мандельштама
читала на одном из православных сайтов. Но подтвердить цитатой не могу - не нашла. Скорее
всего, там шла речь о крещении, а конфессия могла не упоминаться, поэтому я решила, не
сомневаясь, за православие, так как речь шла все таки еще о России. Если найду
подтверждение - сообщу. Но пока не могу вспомнить, где читала - дело давнее. А ещё вот
это:
`Неумолимые слова…
Окаменела Иудея,
И, с каждым мигом тяжелея,
Его поникла голова.
Стояли воины кругом
На страже стынущего тела;
Как венчик, голова висела
На стебле тонком и чужом.
И царствовал и никнул Он,
Как лилия в родимый омут,
И глубина, где стебли тонут,
Торжествовала свой закон.`
1910.
В 1912 году у Мандельштама появляется «странное», по выражению Аверинцева, стихотворение.
Образ твой, мучительный и зыбкий,
Я не мог в тумане осязать.
«Господи!» сказал я по ошибке,
Сам того не думая сказать.
Божье имя, как большая птица,
Вылетело из моей груди.
Впереди густой туман клубится,
И пустая клетка позади…
В 1912 году у Мандельштама появляется «странное», по выражению Аверинцева, стихотворение.
Образ твой, мучительный и зыбкий,
Я не мог в тумане осязать.
«Господи!» сказал я по ошибке,
Сам того не думая сказать.
Божье имя, как большая птица,
Вылетело из моей груди.
Впереди густой туман клубится,
И пустая клетка позади…
Целый день новости слушаю, про суды, про аресты, про приговоры… Других сейчас нет.
Давайте, процитируем Аверинцева? По-моему, нам скажут спасибо. Это в том месте, где он
пишет об «инфляции священных слов».
«Перед нами не «религиозное» стихотворение — ни по традиционной мерке, ни по
расширительным критериям символистской поры. В нем нет ни мифологических образов, ни
метафизических абстракций. У него есть сюжет, и сюжет этот очень прост. Обстановка —
одинокая прогулка (годом раньше: «Легкий крест одиноких прогулок...»). Зачин описывает
негативно характеризуемое психологическое состояние, какие так часто служат у раннего
Мандельштама исходной точкой: неназванный образ мучает своим отсутствием, своей
неосязаемостью, он забыт, утрачен. «Образ твой» — такие слова могли бы составлять обычное
до банальности, как в романсе, начало стихотворения о любви; но нас ждет совсем иное.
Вполне возможно, хотя совершенно не важно, что образ — женский. Во всяком случае, в нем
самом не предполагается ничего сакрального, иначе «твой» имело бы написание с большой
буквы. Но по решающему негативному признаку — по признаку недоступности для воображения —
он сопоставим с образом Бога; это как бы образ образа Бога. Одна неназванность — зеркало
другой неназванности; и соответствие тому и другому — «туман», симметрически упоминаемый
во 2-й строке от начала и во 2-й строке от конца: характерная тусклость мандельштамовского
ландшафта. Но вот происходит катастрофа: в напряжении поисков утраченного образа, в
оторопи, «по ошибке» человек восклицает: «Господи!» В русском разговорном обиходе это
слово — не больше чем междометие. Но одновременно именно оно — субститут самого главного,
неизрекаемого библейского имени Бога, так называемого Тетраграмматона. «Господи!» — сказал
я по ошибке, // Сам того не думая сказать», — это две строки, легко приближающиеся в
читательском восприятии к грани комического: тем резче действует неожиданная серьезность,
к которой принуждает читателя поэт. Имя Божие оказывается реальным, живым, как птица, —
именно в своей вещественности, в соединении с дыханием говорящего. Но это причина не для
умиления и не для эйфории, а для страха: неизреченного не надо было изрекать. Бездумным,
случайным выговариванием Имени человек наносит себе урон и убыль: Имя вылетает, улетает,
опыт его реальности — одновременно опыт безвозвратного прощания с ним. Этот вывод
подсказан и скреплен последней строкой, тяжкая плотность которой возникает из характерного
для техники Мандельштама наложения двух семантических характеристик на одно слово —
метафорическая «клетка», из которой вылетает «птица», и «клетка» из словосочетания
«грудная клетка».»
сегодня. Целый день новости слушаю, про суды, про аресты, про приговоры… Других сейчас
нет.
Давайте, процитируем Аверинцева? По-моему, нам скажут спасибо. Это в том месте, где он
пишет об «инфляции священных слов».
процитировать.
В 1915 году в статье «Скрябин и христианство» Мандельштам писал: «Христианское искусство
всегда действие, основанное на великой идее искупления. Это бесконечно разнообразное в
своих проявлениях «подражание Христу», вечное возвращение к единственному творческому
акту, положившему начало нашей исторической эре… Искусство не может быть жертвой, ибо она
уже совершилась, не может быть искуплением, ибо мир вместе с художником уже искуплен, –
что же остается? Радостное богообщение, как бы игра отца с детьми, жмурки и прятки духа!..
Вся наша двухтысячелетняя культура благодаря чудесной милости христианства есть отпущение
мира на свободу – для игры, для духовного веселья, для свободного «подражания Христу». (…)
Христианство стало в совершенно свободное отношение к искусству, чего ни до него, ни после
него не сумела сделать никакая другая человеческая религия. (…) Поэтому христианской
культуре не грозит опасность внутреннего оскудения. Она неиссякаема, бесконечна…».
интернете, источник поищу...
очень нездоровая сенсация.
А вот любопытно, что Википедия этот вопрос почему-то решила обойти этот тонкий момент.
Что еврей - есть. Что в университет поступил - есть. А что между?
-- Поговорим, сэр.
Что же между? А между - крестился.
Какая горькая нелепость,
Цель не оправдывает средства.
получается очень нездоровая сенсация.
после такой ерунды можно было бы и ещё раз потрудиться.
потрудиться.
`Сэр Грэй прав абсолютно насчёт методистской церкви. О Православии в жизни Мандельштама
читала на одном из православных сайтов. Но подтвердить цитатой не могу - не нашла. Скорее
всего, там шла речь о крещении, а конфессия могла не упоминаться, поэтому я решила, не
сомневаясь, за православие, так как речь шла все таки еще о России. Если найду
подтверждение - сообщу. Но пока не могу вспомнить, где читала - дело давнее.`
К сожалению, сегодня не смогу больше поддержать беседу - есть проблема с набором текста
из-за больной спины. Но если возникнет необходимость в моем ответе, думаю, завтра всё
получится. Не обижайтесь, пожалуйста.)
`Сэр Грэй прав абсолютно насчёт методистской церкви. О Православии в жизни Мандельштама
читала на одном из православных сайтов. Но подтвердить цитатой не могу - не нашла. Скорее
всего, там шла речь о крещении, а конфессия могла не упоминаться, поэтому я решила, не
сомневаясь, за православие, так как речь шла все таки еще о России...
дело. Спасибо, Елена.