Le Commissaire du peuple - François Feroleto; François Lefort - Philippe le Chevalier; Pierre le Grand - Christophe Einhorn; Catherine - Anne-Sophie Schmidt; Georges - Erik Freulon; Geneviève - Valérie Suty; Caroline - Céline Victores-Benavente; Alexis - Frédéric Mazzotta; Menchikov - Laurent Malraux; Notaire- Philippe Durot; Mathurin - Joël Thalmann. Le Chœur de chambre de Namur, Orchestre de Chambre - Olivier Opdebeeck. 2001, Théâtre Imp&
         (1)  


abyrvalg (27.01.2015 22:57)
Сплошные какие-то открытия, пока готовил материальчики по Генделю случайно напоролся на
`Петра Великого` Гретри и решил разобраться - что есть эта опера. Вот что из этого вышло.
Полное название звучит так: `Юность Петра Великого, работящего царя` (`La jeunesse de
Pierre le Grand, le Tsar-ouvrier`). Это скорее не опера, а легонький и незатейливый
водевиль со множеством разговорных диалогов.
Интересно было узнать с чего вдруг Гретри решился среди 70 своих опер написать на такой
сюжет - оказалось, что в основе либретто лежит книга Франсуа-Мари Вольтера `История Петра
Великого`. Не менее интересно, что опера-то шла в самый разгар французской революции,
причем была поставлена буквально через пару месяцев после взятия Бастилии.
А сюжет такой: юный Петр, воспитываемый Лефортом, оказывается уже сожителем будущей
Екатерины I (которая, как известно, взошла на ложе уже довольно-таки зрелого царя, когда
Лефорт давно лежал в могиле). В Европе конца 18 века ставить глобальные оперы про
древнегреческих героев и богов было уже совсем немодно ,а вот ставить веселенькие
музыкальные комедии - это другое дело: и публику можно было потешить, и актуальный
политический подтекст протащить втихую. А Гретри, к как известно, был придворным
композитором, любимчик Марии-Антуанетты, и с его политическим тактом можно было ставить
подобные поучительные истории про скромные труды и дни нашего монарха, которые оказывается
имела и коммерческий успех и одновременно была подпоркой в поддержку уже ихнего теряющего
репутацию Людовика XVI. Но уже сравнительно скоро стало ясно, что никакими операми короля
не спасешь.
Кстати говоря, про Гретри впоследствии вспомнил наш Петр Ильич, когда заставил старую
Графиню спеть `Je crains de lui parler la nuit` из его оперы `Ричарда Львиное Сердце`.
Вот такие дела.



 
     
classic-online@bk.ru