1. Äußerst bewegt. Agitatissimo
2. Sehr innig und nicht zu rasch. Con molto espressione, non troppo presto - Intermezzo I
Sehr lebhaft. Molto vivace - Intermezzo II
... Etwas...Читать дальше
1. Äußerst bewegt. Agitatissimo
2. Sehr innig und nicht zu rasch. Con molto espressione, non troppo presto - Intermezzo I
Sehr lebhaft. Molto vivace - Intermezzo II
... Etwas bewegter. Poco più mosso
... Langsamer (Tempo I). Più lento
3. Sehr aufgeregt. Molto agitato
4. Sehr langsam. Lento assai
5. Sehr lebhaft. Vivace assai
6. Sehr langsam. Lento assai
7. Sehr rasch. Molto presto
8. Schnell und spielend. Vivace e scherzando

Х Свернуть

Запись 1984 г.
         (44)  


Igor2 (12.05.2012 22:28)
«Крейслериана» была написана в так называемые кризисные 1844–1845 годы. Тяжелый переезд в
Вену, неудача журнала Шумана в этом городе, жуткая меланхолия. Шуман страдал от
недостаточного композиторского успеха. Он не мог предложить Кларе Вик то, что, по его
мнению, соответствовало бы ее триумфу. Клара Вик – жена Шумана, выдающаяся пианистка,
пользовавшаяся огромной известностью в Европе. Для Роберта она была настоящей музой,
вдохновительницей его творчества.

При всем при этом сохранились свидетельства, что во время написания «Крейслерианы», у
Роберта наблюдалось приподнятое, жизнерадостное настроение, которое все равно чередовалось
с болезненными и акустическими галлюцинациями. Существует мнение, что «Крейслериана», как
и «Весенняя симфония», написаны под влиянием «внутреннего голоса».

Название «Крейслериана» происходит от фамилии Крейслер: так звали безумного
капельмейстера, придуманного романтическим писателем Гофманом. Крейслер, как и все
романтики, был влюблен, гениален, непризнан; как и все романтики, он не склонялся перед
авторитетами и был убежденным неудачником, человеком с причудами: поэты его обожали,
обыватели презирали. В «Крейслериане» Шуман создал его музыкальный портрет, воплотил его
видения и грезы. Этот образ близок Шуману увлеченностью музыкой как голосом романтически
высокой страсти, иронии и бунта, направленного против понимания музыки как средства
увеселения и развлечения. Бунт – самое подходящее слово для характеристики «Крейслерианы».
Этот бунт был и в душе автора.
Музыка получилась такой же радикальной и гипертрофированно романтической как и ее
безумный герой.

«Крейслериана», после депрессивных «Я плакал во сне», «Флорестан и Эвсебия», удивила
многих, даже жену композитора. Об этом произведении Клара Вик говорила: «Как прекрасна эта
вещь, как много здесь юмора и в то же время таинственности. Меня изумляет твоя душа, все
новое в ней». Эти слова еще раз наталкивают на мысль о том, что мировосприятие Шумана было
загадкой и для него самого, и для самых близких людей.

После прослушивания этого произведения у многих критиков сложилось чувство непонятости,
недосказанности. Современник Роберта Шумана Ф.Брендель сравнивал это произведение с
«ландшафтом, подернутым дымкой, из которой лишь кое-где выступают предметы, освещенные
солнцем – это четко и ярко очерченный план и, наоборот, расплывчатый и исчезающий в
бесконечной дали второстепенный план». Как раз этот «второстепенный план» и есть то
смутное, иногда яростное, а местами и деспотичное состояние духа. Мы можем услышать
лирическое волнение, переполненость душевной страстью.

«Крейслериану» можно назвать «взрывом» творчества Шумана. Для этого произведения
характерно сквозное развитие. Конечно, в нем есть определенный структурный, конструктивный
план, но наиболее ощутимое, выразительное значение приобретает не движение к цели,
развязке, финалу, а сам процесс чередования, смены образов, прерывистости и напряженности.
Я думаю, что именно такое чередование было очень характерно для самочувствия Роберта
Шумана, а именно: бурная реакция – повышенная трудоспособность – меланхолия – отторжение
радостей жизни – депрессия. По мнению Антона Ноймайра, подобные перепады настроения и
чувств являются симптомами шизофрении. Американский психиатр Питер Оствальд, знаток
медицинских и музыкальных аспектов жизни Шумана, отмечает, что для композитора были
характерны частые депрессивные состояния, связанные со страхом, которые сопровождались
многочисленными физическими недомоганиями, сменяющимися периодами хорошего настроения и
повышенной активности [3; 4, с.284]. Мнение Питера Оствальда подтверждает диагноз, который
поставил Шуману доктор Груле.

Проводя параллель «творчество – душевное состояние», можно сделать еще одно наблюдение.
В «Крейслериане» отсутствует главная тема, но есть господствующий образ, а также множество
побочных партий, которые, переплетаясь между собой, как бы напоминают нам о том, что бунт,
переживания и сомнения в душе автора еще не дошли до итоговой, критической точки, еще не
пришли к своему логическому завершению. Хотя, когда слушаешь это произведение и
вдумываешься в него, то в тех фрагментах, когда музыка уходит в нижний регистр, возникает
чувство, что она звучит из преисподней. Она наполняется такими красками, что кажется,
будто Шуман уже прочувствовал границу между жизнью и смертью и знал, что находится за этой
чертой. Но почему он смог это прочувствовать?

Творчество Шумана, таким образом, дает нам возможность оценить замечательные
психологические свойства искусства, в значительной мере утраченные поздним музыкальным
романтизмом. Слушая произведения Шумана, мы можем почувствовать, что автор постоянно
пытается критиковать, анализировать себя, бороться со своими не самыми лучшими качествами.
Подчас создается ощущение, что автор сам задает себе какие-то вопросы и не всегда находит
на них ответы. «Крейслериана» – одно из самых личных, интимно-лирических произведений.
Чувства Шумана отразились в нем наиболее полно, четко. Полностью можно согласиться с
Д.В.Житомирским, называющим его «Шуманиана». В то же время, при всей своей субъективности,
это произведение лишено самолюбования, самовозвеличения.

Открытым остается вопрос, что в набольшей мере определило облик творчества Шумана:
болезнь, принесшая ему много горести и погубившая его, или же позитивное начало? В
какой-то степени и то, и другое. Шуман был гениален, и до сих пор ни медицина, ни
философия не могут объяснить, что за болезнь – гениальность.

Скомпоновано и упаковано по материалам
http://music.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=&ob_no=13027
и
http://music.tonnel.ru/index.php?l=music&alb=782

Aelina (22.08.2012 17:10)
Игорь Гедальевич , большое спасибо за подробный комментарий и выкладку.
Слушаю ``Крейслериану ``вторые сутки в подряд.
Оглушена , ошарашена , одурманена.
Ни один музыкальный опус ранее-- не производил на меня столь сильное
головокружительное впечатление !
Это --нереально прекрасный синтез всего животворящего в мире , это откровение свыше , это
исповедь самого Бога.
ШУМАН--ГЕНИЙ !

Mick_M (22.08.2012 17:48)
Aelina писал(а):
Ни один музыкальный опус ранее-- не производил на
меня столь сильное головокружительное впечатление !
А вот за это - моя Вам большая
благодарность! Со мной это уже лет...

Maxilena (22.08.2012 18:08)
Aelina писал(а):
Слушаю ``Крейслериану ``вторые сутки в подряд.
Оглушена , ошарашена , одурманена.

ШУМАН--ГЕНИЙ !
Элиночка, послушай, как Нейгауз играет.

Maxilena (22.08.2012 18:09)
Maxilena писал(а):
Элиночка, послушай, как Нейгауз играет.
В
смысле Генрих Нейгауз.

ViktorPutnikov (22.08.2012 18:16)
И Вирсаладзе не плохо исполняет...

Aelina (22.08.2012 20:05)
Maxilena писал(а):
В смысле Генрих Нейгауз.
Макси , дорогая ,
обязательно послушаю , так как ничего кроме `` Крейслерианы`` мои уши не желают пока
воспринимать.
Уже скачиваю !
Спасибо !!!

Aelina (22.08.2012 20:11)
Mick_M писал(а):
А вот за это - моя Вам большая благодарность! Со
мной это уже лет...
Дорогой наш волшебник и просто замечательный человек , Mick
M!!!!!
Не обессудьте за очередную просьбу...
Если у Вас есть исполнение этого шедевра гениальными руками
М.Поллини и Олейничака , загрузите , пожалуйста !!!!
Буду безмерно рада , просто счастлива !Целую !

Aelina (22.08.2012 20:25)
Дорогой Юрий Константинович , на сегодня моё камлание--это
ШУМАНОМАНИЯ.
Если Вы не против сей акции и одобряете , то буду Вам особо признательна за Ваш
Шумановский списочек ( хотя бы 5-7 пр-ний )Заранее благодарна , и не огорчайте меня ,
пожалуйста ,если не согласны с аксиомой--- ШУМАН--ГЕНИЙ !!!! Целую !

Mick_M (22.08.2012 20:31)
Aelina писал(а):
Если у Вас есть исполнение этого шедевра гениальными
руками
М.Поллини и Олейничака , загрузите , пожалуйста !!!!
Поллини сейчас загружу. А
Олейничак, вообще, ее играет? Никогда об этом не слышал...

Aelina (22.08.2012 20:36)
Mick_M писал(а):
Поллини сейчас загружу.
О !!! Чудесно !!!

muzaR (22.08.2012 23:19)
Aelina писал(а):
Слушаю ``Крейслериану ``
Вы видите в №2
изгибающуюсся спинку кота Мурра? притом - в форме вопросительного знака, с точкой внизу?
Ведь он просто нарисован нотами. И глаза для этого не нужны. В этом 2-м нумере ох не
хватает педальной фортепианной клавиатуры, к которой Шуман так тяготел. Она ведь так
напоминала орган и те старые, давно запылённые годы, к новому проживанию которых его,
романтика, так влекло.

Aelina (22.08.2012 23:24)
muzaR писал(а):
В этом 2-м нумере ох не хватает педальной
фортепианной клавиатуры, к которой Шуман так тяготел.
Да , согласна. А чьё исполнение
этого шедевра предпочитаете
Вы , дорогой muzaR ?

muzaR (22.08.2012 23:27)
Aelina писал(а):
чьё исполнение
Ой, я про исполнения ничего не
понимаю, смотрю в ноты и всё. Все исполнения просто ужасны.

Aelina (22.08.2012 23:34)
muzaR писал(а):
Ой, я про исполнения ничего не понимаю, смотрю в ноты
и всё. Все исполнения просто ужасны.
Все ? Даже Нейгауза и Горовица ?

muzaR (22.08.2012 23:59)
Aelina писал(а):
Все ? Даже Нейгауза и Горовица ?
Какой смысл
слушать людей, демонстрирующих свое понимание (иногда `понимание`) текста, когда, есть сам
текст? Вы предпочитаете Пушкина в исполнении Яхонтова? или сами читаете, глазами?

Aelina (23.08.2012 00:08)
muzaR писал(а):
Какой смысл слушать людей, демонстрирующих свое
понимание (иногда `понимание`) текста, когда, есть сам текст? Вы предпочитаете Пушкина в
исполнении Яхонтова? или сами читаете, глазами?
Ваша мысль мне понятна.Пушкина люблю
читать сама , а вот
музыку предпочитаю слушать в `` понимании других``

muzaR (23.08.2012 00:13)
Aelina писал(а):
Ваша мысль мне понятна.Пушкина люблю читать сама , а
вот
музыку предпочитаю слушать в `` понимании других``
Это как кому нравится. Я вот по
детству-молодости помню, с каким несокрушимым пафосом читалось по радио про `да скроется
тьма` и прочая пропаганда, и тем более как анекдот воспринимаю попытки прочтения с высокой
трибуны музыки, скажем, Шумана, которая вообще для посторонних ушей вряд ли предназначена,
будучи написанной автором для самого себя.

Igor2 (25.08.2012 04:57)
ViktorPutnikov писал(а):
И Вирсаладзе не плохо
исполняет...
насчет Элисо Вирсаладзе
Я кстати как-то извлек и выложил ее концерт
в котором она в частности Крейслериану исполняет
http://classic-online.ru/archive/?file_id=67300

приятного прослушивания!!!
ну что сказать?
вроде бы она это все играет хорошо
и .... все такое
как-то ...
но...

(молчу-молчу-молчу-молчу)
нельзя же полчаса демонически бомбить по клавишам, демонстрируя эксклюзивную технику,
что же касается `человеческого фактора` он там пожалуй только в закатанных глазах)))
(Я наверное тогда и понял, почему Святослав Теофиллович о ней, как о пианистке очень
хорошо отзывался.)
Но все-таки она хорошо играет и надо отдать ей должное
а мои замечания - суть некие нюансы, которые затрагивают 1-2% но не более.

МАксилена рекомендует послушать Нейгауза.
Слушайте обязательно
Она плохого не посоветует.
Вообще дабы `врубиться` в этот шедевр
надо слушать его как можно больше
и в самых различных исполнениях.
Мне например очень импонирует Владимир Самойлович.
Кстати именно ему (наверное???) мы обязаны тем, что эта музыка вылезла `из чулана` и
вернулась на большую сцену.
из многих его исполнений
меня больше зацепил 1969 год
http://classic-online.ru/archive/?file_id=808

PS/ А Вы заметили, что великих композиторов великими зовут не зря.
потому скоропалительные заявления типа `Я не люблю Шуберта (или еще кого??)
они вообще несостоятельны.

PPS Запись Марты посоветовал потому что именно к ней привязан комментарий.
А что для меня, так по мне ВС лучше.
и это не взирая на то, что в технике он проигрывает многим из тек, что идут после него
(особенно это слышно в 7-й части)

Igor2 (25.08.2012 05:00)
muzaR писал(а):
Ой, я про исполнения ничего не понимаю, смотрю в ноты
и всё. Все исполнения просто ужасны.
вот-вот
согласен почти полностью
приходится слушать массу вариантов, а потом откусывать по кусочку от каждого, чтобы
внутренним ухом услышать наконец лучший.

и что самое интересное
(у каждого этот лучший вариант будет индивидуально свой.)

evc (25.08.2012 05:42)
мне проще, я не верю в любую интерпретацию / если нот нет, то слушаю в любом виде,
редуцируя индивидуальные проявления исполнителя, это ужасное существо

muzaR (25.08.2012 10:01)
Igor2 писал(а):
заявления типа `Я не люблю Шуберта
Не люблю еще
ладно, но вот люблю...

muzaR (25.08.2012 10:06)
evc1 писал(а):
мне проще, я не верю в любую интерпретацию / если нот
нет, то слушаю в любом виде, редуцируя индивидуальные проявления исполнителя, это ужасное
существо
А особенно такое существо тяжко переносимо, если оно играет современное
сочинение. Еще страшнее, если оно специалируется на оной. По этой причине я записи
Пекарского не слушаю вообще.

evc (25.08.2012 10:07)
muzaR писал(а):
Не люблю еще ладно, но вот люблю...
анекдот,
понятно, что бородатый: `Гоги, ты любишь помидоры? - Кушать люблю, а так - нет.`

ну если с гендерной стороны глянуть, то я бы Клару Вик любил (как любовницу), или там
Гражину Бацевич (как композитора)

evc (25.08.2012 10:11)
muzaR писал(а):
... А особенно такое существо тяжко переносимо, если
оно играет современное сочинение ...
если говорить о исполнении нынешних авторов, то
все сочинения уже получаются как бы современными, вне зависимости от сложности языка или
направления.
меня просто тоска достаёт, когда выходишь с зала, где твой бедный, пусть и не особо
гениальный, опус распотрошили с гордым видом, ибо как бы тебя облагодетельствовали своей
интерпретацией и фактом исполнения (даже если ты за это заплатил).

sir Grey (23.04.2013 17:58)
muzaR писал(а):
Какой смысл слушать людей, демонстрирующих свое
понимание (иногда `понимание`) текста, когда, есть сам текст? Вы предпочитаете Пушкина в
исполнении Яхонтова? или сами читаете, глазами?
Старый разговор, но `не могу
молчать`. Во-первых, исполнение стихов Пушкина мне иной раз указывает на какие-то оттенки,
которые я не замечал. У Юрского - очень часто.

Во-вторых - сравнение абсолютно не корректно. На русском языке говорит каждый дурак (кто
его с рождения выучил), а ноты умеют читать единицы. Разве композиторы пишут только для
тех, кто умеет читать ноты? Я тут по другому поводу делился: Чайковский написал квинтет...
секстет... забыл. Но сказал, что, дескать, пока не послушаю - издавать не буду. Послушал,
многое переписал, и издал.

Тут - как с литературой. `Фауста` надо читать, а `Ревизора`?

sir Grey (23.04.2013 18:04)
Забыл сказать спасибо Igor 2 за самый первый пост. Хорошо скомпоновал. Я там нажал на
палец, но хочу повториться, что - поддерживаю!

sir Grey (23.04.2013 18:18)
muzaR писал(а):
Какой смысл слушать людей, демонстрирующих свое
понимание (иногда `понимание`) текста, когда, есть сам текст? Вы предпочитаете Пушкина в
исполнении Яхонтова? или сами читаете, глазами?
Я продолжаю возмущаться. В литературе
громкость произносимого слова, тепм чтения - не так важно, как в музыке. И что же? Когда
Вы читаете `глазами` - вы попросту предлагаете свое прочтение. Дескать, на мой взляд, это
исполняется так-то. А почему же отказывать от других взгладов?

Я завидую тем, кто читает музыку глазами, но не завидую тем, кто не хочет ее слушать.

sir Grey (23.04.2013 18:20)
muzaR писал(а):
...для посторонних ушей вряд ли предназначена, будучи
написанной автором для самого себя.
А вот не записывал бы! А раз есть текст, то уже
не для самого себя. Как поздние сонаты Бетховена. Раз сказал, значит, это еще обращение и
к нам тоже.

642531 (23.04.2013 20:45)
sir Grey писал(а):
А вот не записывал бы! А раз есть текст, то уже не
для самого себя. Как поздние сонаты Бетховена. Раз сказал, значит, это еще обращение и к
нам тоже.
Вообще-то около года тому наши глубокоуважаемые композиторы заявили
довольно единодушно и убедительно, что пишут - для себя... Не смею не соглашаться.

sir Grey (23.04.2013 21:00)
642531 писал(а):
Вообще-то около года тому наши глубокоуважаемые
композиторы заявили довольно единодушно и убедительно, что пишут - для себя... Не смею не
соглашаться.
Я в это не верю.

abyrvalg (23.04.2013 21:05)
642531 писал(а):
Вообще-то около года тому наши глубокоуважаемые
композиторы заявили довольно единодушно и убедительно, что пишут - для себя... Не смею не
соглашаться.
Они просто стесняются признаться в обратном.

evc (23.04.2013 21:11)
abyrvalg писал(а):
Они просто стесняются признаться в
обратном.
многие могли бы подтвердить (как и впрочем, не могли бы...), что пока нет
заказов и автор только в становлении своей индивидуальности (напр. в
подростковом/юношеском возрасте), ловчее и спонтаннее идёт процесс сочинительства: редко
потом сохраняется такой поток `графомании`.

Maxilena (23.04.2013 21:17)
sir Grey писал(а):
Я в это не верю.
ЧуднЫе вы все. Каждый
человек, если он любит свою работу, делает ее просто потому, что не может не делать. Это
идет изнутри, это то, что высоким штилем называется - призвание. Не для кого и не для
себя. И вместе с тем - для людей и для себя. Я вот, когда беру в руки свой эндоскоп,
чувствую так, что у меня прирастает недостающий член (это по Пушкину, когда Сальери
почувствовал, что отсЕк... и т.д.), я становлюсь полноценной и забываю обо всем на свете,
и от этого мне щастье. А там более - человек творческий. А тем более - музыкант! Это
просто физиологическое отправление души. Оно - трудно объяснимо и одновременно совершенно
органично. А вы: веришь-не веришь, плюнешь-поцелуешь...

Maxilena (23.04.2013 21:22)
sir Grey писал(а):
Я в это не верю.
Вот посмотрите на лицо
Гульда, когда он играет. Для кого? А ни для кого. Он - ИГРАЕТ, и все. Никого нет, только
музыка...

sir Grey (23.04.2013 21:24)
Maxilena писал(а):
...Это просто физиологическое отправление
души.....
!!!!!

sir Grey (23.04.2013 21:29)
Все так, но искусство - требует жертв. А жертвы - это мы. Это все-таки сообщение. Да,
пишется не для публики, но от нее никуда не деться. Когда героиня в Ионыче пишет романы и
складывает их в стол (ведь у нее есть деньги!) - это маразм крепчал.

А Гульд - это исключение, которое подтверждает правило, во-первых. А во-вторых - он играл
для пластинки, т.е. не для для десятков и не для сотен, а для тысяч. У него тоже - паче
гордости.

Maxilena (23.04.2013 21:35)
sir Grey писал(а):
А Гульд - это исключение, которое подтверждает
правило, во-первых. А во-вторых - он играл для пластинки, т.е. не для для десятков и не
для сотен, а для тысяч. У него тоже - паче гордости.
Ни. Все так, и когда играют, и
когда пишут. Конечно, прежде всего это - работа. Но разве у Вас не бывало в жизни моментов
высокого наслаждения каким-либо делом, статьей, уроком, да хотя бы прической подруги на ее
свадьбу? У меня - бывало! А у творческих людей? Просто у Гульда это очень наглядно. Его
же, когда он играет, - нету!! И меня, когда я его слушаю, тоже нету...

abyrvalg (23.04.2013 21:41)
Maxilena писал(а):
ЧуднЫе вы все. Каждый человек, если он любит свою
работу, делает ее просто потому, что не может не делать.
Можно до умопомрачения
спорить, но все-таки человек пишет музыку с некоторой перспективой, чтоб ее услышали и
оценили. Даже если это маленькое общество друзей и коллег. Признание - хотя бы маленькое,
но признание, - оно необходимо.
А Гульд, с его неземным выражением лица, ну так это его артистизм, шоуменство. Не без
этого. Тут уж кто во что горазд.

Maxilena (23.04.2013 21:55)
abyrvalg писал(а):
А Гульд, с его неземным выражением лица, ну так
это его артистизм, шоуменство. Не без этого. Тут уж кто во что горазд.
Тоже можно до
упоморачения сприть. Но ЭТО - не артистизьм! Это - просто экстаз.

abyrvalg (23.04.2013 22:09)
Maxilena писал(а):
Тоже можно до упоморачения сприть. Но ЭТО - не
артистизьм! Это - просто экстаз.
А `дурной` пример заразителен. Многие нынешние
пианисты такой экстаз изображают на лице по поводу и без поводу, что уж самому как-то
неловко становится.

sir Grey (23.04.2013 22:28)
abyrvalg писал(а):
...человек пишет музыку с некоторой перспективой,
чтоб ее услышали и оценили. Даже если это маленькое общество друзей и коллег.
....
Вот-вот, `с некоторой перспективой`.

Плоды веселого досуга
Не для бессмертья рождены,
Но разве так, сбережены
Для самого себя, для друга
Или для Хлои молодой...

Короче, по-моему, мы все друг друга поняли и все друг с другом согласны. Маленькие
оттенки смысла - и вся разница.

Mikhail_Kollontay (24.04.2013 07:06)
abyrvalg писал(а):
человек пишет музыку с некоторой перспективой,
чтоб ее услышали и оценили.
Совсем нет, и это часто встречающийся вариант. Другой
вопрос, что у Шумана.

sir Grey (24.04.2013 10:56)
Вот мне Аргерих нравится, а Вирсаладзе - не очень. Сейчас включил по ошибке, думаю - как
же играет хорошо Вирсаладзе, а мне не нравилось!

Значит, по крайней мере, мое ощущение было искреннее.



 
     
classic-online@bk.ru