Сочинение 1976 года, исполнено в 1977г. сводным хором студентов Новосибирской консерватории им. Глинки и студентов Новосибирского музыкального училища, хормейстер Б. Ляшко, солисты В. Васильев, М. Дейнека
В основу сочинения положен древнерусский литературный памятник XVI века `Притча о Бражнике, како вниде в рай`. При исполнении солисты допустили некоторые неточности в произнесении слов.
paraklit
(04.06.2012 04:05)
P.S. Подробный анализ сочинения сделан в статье Г. Айвазовой и О. Чечуриной `О концепции `Бражной литургии` Юрия Шибанова`, размещенной на сайте `Академическая музыка Сибири`.
lesovichenko
(04.06.2012 15:04)
О композиторе на том же сайте есть статья Г. Пономарёвой `Многомерный мир Юрия Шибанова`.
yarunskiy
(23.06.2012 21:15)
Интересная композиция. Надо бы ещё раз более внимательно послушать)
paraklit
(28.06.2012 04:36)
yarunskiy писал(а):
Интересная композиция. Надо бы ещё раз более внимательно послушать)
Да, тут все сплавлено в такой невероятный синтез! Вот повод-то для разговоров...
sergey6akov
(22.02.2014 13:08)
paraklit писал(а):
P.S. Подробный анализ сочинения сделан в статье Г. Айвазовой и О. Чечуриной `О концепции `Бражной литургии` Юрия Шибанова`, размещенной на сайте `Академическая музыка Сибири`.
К счастью, я сначала послушал `Литургию`, а потом только эту статью посмотрел - она невероятно подробная, после нее, наверно, и слушать бы не захотелось) Прослушал эти 40 минут на одном дыхании - и музыка в хоровых частях влечет за собой, и, конечно же, сюжет держит в частях-диалогах, которые чередуются с хорами.
andreiKo
(03.08.2014 17:49)
С удовольствием эту музыку послушал, мне вообще нравятся такие сочинения - большие хоровые действа-симфонии. Хочется рассмотреть сочинение как говорится `вблизи` и написать подробнее, так что очень жду нот, которые уважаемый paraklit пообещал выложить.
paraklit
(03.08.2014 19:02)
andreiKo писал(а):
С удовольствием эту музыку послушал, мне вообще нравятся такие сочинения - большие хоровые действа-симфонии. Хочется рассмотреть сочинение как говорится `вблизи` и написать подробнее, так что очень жду нот, которые уважаемый paraklit пообещал выложить.
Ну, ноты все же чуть позже... У меня дома изданной партитуры нет. Надо ждать, когда после отпуска библиотека откроется, вот тогда...
VladGrig
(04.09.2014 18:57)
Конец 70х и 80е среди композиторов идут активные поиски своего индивидуального принципа ладовых построений.
Система ладового концентрического развертывания вокруг малой секунды, изобретенная Ю.И. потрясает энергетикой - на этой системе построены все дальнейшие сочинения Шибанова и первое из этого списка - `Ода` 40-летию окончания Великой Отечественной войны (пока никто не поместил её...).
С Литургией Ю.И. познакомил меня в ноябре 1978 года в ДТК `Иваново` - и я всегда считал, что он именно тогда её заканчивал! Тогда, в ноябре 78 года я знакомил Шибанова с пьесами для трио и романсами на Тютчева буквально через полчаса после завершения каждой из них и встретил в его лице поддержку и доброжелательность и неподдельный интерес к моим новым работам.
То, что здесь указаны дата исполнения (77) меня смутило... (возможно он тогда пытался оформить свою систему в статью, которую позже завершила его жена Айвазова (?); во всяком случае, все виды ладов, развертывающиеся вокруг плавающей секунды, которые он показал мне, на меня произвело эффект, как если бы о системе серийности в додекафонной музыке я узнал лично от Шенберга.
И как любая Система, открытие Шибанова требовало последователей и учеников. Такие мне не ведомы. Впрочем, уехав после консы, я не следил - кто у кого учился... С интересом бы познакомился с продолжателями системы Шибанова.
andreiKo
(04.09.2014 19:05)
Владимир обещал ноты выложить, я очень жду ))
evc
(04.09.2014 19:16)
andreiKo писал(а):
Владимир обещал ноты выложить, я очень жду ))
... у меня очень долго лежала эта партитура в варианте бледного ксерокса, действительно, очень интересный текст в плане технологий письма: вернул недавно Владимиру.
В хорошем виде есть в библиотеке академии, учебный год начался и суета, видимо.
Впрочем, paraklit ответит сам, сорри...
evc
(04.09.2014 19:24)
VladGrig писал(а):
...
С интересом бы познакомился с продолжателями системы Шибанова.
Не уверен насчёт того, что была ли продолжена система Шибанова в творчестве его учеников, но несомненно, влияние на них он оказывал сильное, о чём мне много говорил при встречах композитор и пианист Эдуард Маркаич, к сожалению безвременно покинувший мир два года назад.
Здесь на сайте представлены персоналии Эдуарда как пианиста и композитора:
http://classic-online.ru/ru/composer/Markaich/11916
http://classic-online.ru/ru/performer/11915
paraklit
(05.09.2014 18:50)
evc писал(а):
Впрочем, paraklit ответит сам, сорри...
Будет, будет вам партитура... А продолжателей у Шибанова и правда не было... Ну, Гелла Фрадкина `подсела` было на ладовый принцип, но потом жизнь закрутила... Сейчас, похоже, она ничего не пишет...
andreiKo
(05.09.2014 20:32)
paraklit писал(а):
Будет, будет вам партитура... А продолжателей у Шибанова и правда не было... Ну, Гелла Фрадкина `подсела` было на ладовый принцип, но потом жизнь закрутила... Сейчас, похоже, она ничего не пишет...
а что это за ладовый принцип ? в двух словах
evc
(05.09.2014 21:52)
andreiKo писал(а):
а что это за ладовый принцип ? в двух словах
Владимир Пешняк здесь пишет выше: `Система ладового концентрического развертывания вокруг малой секунды, изобретенная Ю.И. потрясает энергетикой - на этой системе построены все дальнейшие сочинения Шибанова и первое из этого списка - `Ода` 40-летию окончания Великой Отечественной войны (пока никто не поместил её...). `
Видимо об этом речь.
Хотя, мне непонятно, в чём уникальность данного приёма, разве что в его последовательном применении самим Шибановым.
moon_river
(05.09.2014 22:09)
evc писал(а):
Хотя, мне непонятно, в чём уникальность данного приёма, разве что в его последовательном применении самим Шибановым.
Вот вот, в `Малых секундах и больших септимах` Бартока не тот же прием? Сорри, не спец...
paraklit
(06.09.2014 04:30)
moon_river писал(а):
Вот вот, в `Малых секундах и больших септимах` Бартока не тот же прием? Сорри, не спец...
Я тоже не совсем понимаю, о чем идет речь. Теорией ладов ЮШ занимался много, даже перевел 1-й том `Книги ладов` Анатоля Виеру... Кстати, она так и не издана, существует в машинописном варианте. Что касается `Бражной литургии`, то там два кантуса, из которых первый (главный) - двенадцатитоновый. Но он написан так, что поется как простая мелодия. Он составлен из диатонических сегментов.
P.S. Вы оцените, какой тут текст найден! Слушаешь - и порой не верится, что такое сочинили в каком-то 16, ну или 17 веке!
victormain
(06.09.2014 05:05)
В своём роде шедевр опус. Но скорее заточкой, чем собственно музыкой.
paraklit
(06.09.2014 06:35)
victormain писал(а):
В своём роде шедевр опус. Но скорее заточкой, чем собственно музыкой.
О-о... Просто попеть надо - и отношение изменится... Ах, пардон, я очень извиняюсь, что опять сужу всех по себе. Это я, идиот, всю жизнь пою в хорах и ансамблях, и все никак остановиться не могу... Однако, скажу по-существу. Шибанову удалось - при такой звуковой организации - так написать, что в хоре это звучит. Хор ведь коварный инструмент. Сколько композиторов попалось на том, что найденные на рояле созвучия в хоре - просто грязь, фонизм их неадекватен...
andreiKo
(06.09.2014 13:23)
paraklit писал(а):
Сколько композиторов попалось на том, что найденные на рояле созвучия в хоре - просто грязь, фонизм их неадекватен...
...скажу банальную вещь, писать для хора - компромисс между спецификой и традициями хорового письма и собственными композиторскими желаниями - очень сложно писать более-менее интересно (хотя бы для самого себя - для автора) и оставаться при этом в рамках `хоровой музыки` как жанра. Сейчас, например, у нас пишется громадное количество с одной стороны абсолютно вторичной `правильной русской музыки под Свиридова`, с другой стороны - очень популярна музыка типа витакровской - как уже писал Владимир - `стиль евросоюз` - такая же, по сути, безжизненная, как `под Свиридова` С третьей стороны, хор используется и суперсложно гармонически и ритмически - что тоже, как правило, `не звучит` - ну не приспособлен хор (как большой организм) для такой `мелкотни` - это хорошо звучит в камерных вокальных ансамблях - как-то так вот )))))
Бражнике, како вниде в рай`. При исполнении солисты допустили некоторые неточности в
произнесении слов.
`Бражной литургии` Юрия Шибанова`, размещенной на сайте `Академическая музыка Сибири`.
внимательно послушать)
для разговоров...
Айвазовой и О. Чечуриной `О концепции `Бражной литургии` Юрия Шибанова`, размещенной на
сайте `Академическая музыка Сибири`.
потом только эту статью посмотрел - она невероятно подробная, после нее, наверно, и
слушать бы не захотелось) Прослушал эти 40 минут на одном дыхании - и музыка в хоровых
частях влечет за собой, и, конечно же, сюжет держит в частях-диалогах, которые чередуются
с хорами.
действа-симфонии. Хочется рассмотреть сочинение как говорится `вблизи` и написать
подробнее, так что очень жду нот, которые уважаемый paraklit пообещал выложить.
нравятся такие сочинения - большие хоровые действа-симфонии. Хочется рассмотреть сочинение
как говорится `вблизи` и написать подробнее, так что очень жду нот, которые уважаемый
paraklit пообещал выложить.
партитуры нет. Надо ждать, когда после отпуска библиотека откроется, вот тогда...
ладовых построений.
Система ладового концентрического развертывания вокруг малой секунды, изобретенная Ю.И.
потрясает энергетикой - на этой системе построены все дальнейшие сочинения Шибанова и
первое из этого списка - `Ода` 40-летию окончания Великой Отечественной войны (пока никто
не поместил её...).
С Литургией Ю.И. познакомил меня в ноябре 1978 года в ДТК `Иваново` - и я всегда считал,
что он именно тогда её заканчивал! Тогда, в ноябре 78 года я знакомил Шибанова с пьесами
для трио и романсами на Тютчева буквально через полчаса после завершения каждой из них и
встретил в его лице поддержку и доброжелательность и неподдельный интерес к моим новым
работам.
То, что здесь указаны дата исполнения (77) меня смутило... (возможно он тогда пытался
оформить свою систему в статью, которую позже завершила его жена Айвазова (?); во всяком
случае, все виды ладов, развертывающиеся вокруг плавающей секунды, которые он показал мне,
на меня произвело эффект, как если бы о системе серийности в додекафонной музыке я узнал
лично от Шенберга.
И как любая Система, открытие Шибанова требовало последователей и учеников. Такие мне не
ведомы. Впрочем, уехав после консы, я не следил - кто у кого учился... С интересом бы
познакомился с продолжателями системы Шибанова.
))
действительно, очень интересный текст в плане технологий письма: вернул недавно Владимиру.
В хорошем виде есть в библиотеке академии, учебный год начался и суета, видимо.
Впрочем, paraklit ответит сам, сорри...
С интересом бы познакомился с продолжателями системы Шибанова.
того, что была ли продолжена система Шибанова в творчестве его учеников, но несомненно,
влияние на них он оказывал сильное, о чём мне много говорил при встречах композитор и
пианист Эдуард Маркаич, к сожалению безвременно покинувший мир два года назад.
Здесь на сайте представлены персоналии Эдуарда как пианиста и композитора:
http://classic-online.ru/ru/composer/Markaich/11916
http://classic-online.ru/ru/performer/11915
будет вам партитура... А продолжателей у Шибанова и правда не было... Ну, Гелла Фрадкина
`подсела` было на ладовый принцип, но потом жизнь закрутила... Сейчас, похоже, она ничего
не пишет...
Шибанова и правда не было... Ну, Гелла Фрадкина `подсела` было на ладовый принцип, но
потом жизнь закрутила... Сейчас, похоже, она ничего не пишет...
принцип ? в двух словах
словах
развертывания вокруг малой секунды, изобретенная Ю.И. потрясает энергетикой - на этой
системе построены все дальнейшие сочинения Шибанова и первое из этого списка - `Ода`
40-летию окончания Великой Отечественной войны (пока никто не поместил её...). `
Видимо об этом речь.
Хотя, мне непонятно, в чём уникальность данного приёма, разве что в его последовательном
применении самим Шибановым.
Хотя, мне непонятно, в чём уникальность данного приёма, разве что в его последовательном
применении самим Шибановым.
тот же прием? Сорри, не спец...
Бартока не тот же прием? Сорри, не спец...
Теорией ладов ЮШ занимался много, даже перевел 1-й том `Книги ладов` Анатоля Виеру...
Кстати, она так и не издана, существует в машинописном варианте. Что касается `Бражной
литургии`, то там два кантуса, из которых первый (главный) - двенадцатитоновый. Но он
написан так, что поется как простая мелодия. Он составлен из диатонических сегментов.
P.S. Вы оцените, какой тут текст найден! Слушаешь - и порой не верится, что такое
сочинили в каком-то 16, ну или 17 веке!
чем собственно музыкой.
пардон, я очень извиняюсь, что опять сужу всех по себе. Это я, идиот, всю жизнь пою в
хорах и ансамблях, и все никак остановиться не могу... Однако, скажу по-существу. Шибанову
удалось - при такой звуковой организации - так написать, что в хоре это звучит. Хор ведь
коварный инструмент. Сколько композиторов попалось на том, что найденные на рояле созвучия
в хоре - просто грязь, фонизм их неадекватен...
найденные на рояле созвучия в хоре - просто грязь, фонизм их неадекватен...
банальную вещь, писать для хора - компромисс между спецификой и традициями хорового письма
и собственными композиторскими желаниями - очень сложно писать более-менее интересно (хотя
бы для самого себя - для автора) и оставаться при этом в рамках `хоровой музыки` как
жанра. Сейчас, например, у нас пишется громадное количество с одной стороны абсолютно
вторичной `правильной русской музыки под Свиридова`, с другой стороны - очень популярна
музыка типа витакровской - как уже писал Владимир - `стиль евросоюз` - такая же, по сути,
безжизненная, как `под Свиридова` С третьей стороны, хор используется и суперсложно
гармонически и ритмически - что тоже, как правило, `не звучит` - ну не приспособлен хор
(как большой организм) для такой `мелкотни` - это хорошо звучит в камерных вокальных
ансамблях - как-то так вот )))))