1. Allegro ma non troppo - Allegro
2. Presto
3. Andante con moto, ma non troppo
4. Alla danza tedesca. Allegro assai
5. Cavatina. Adagio molto espressivo
6. Finale: Allegro

3апись - апрель 1969 г., Швейцария.
         (48)  


sir Grey (12.11.2012 22:42)
Здесь все нормально. А в предыдущем исполнении перед финалом играется еще черт знает что.
Но моя прошлая жалоба затерялась уже, потому что жизнь не стоит на месте. Люди,
откликнитесь. Что там играют? Какую-то добавочную 7-ю часть. Естественно, здесь и звучит
на 10 мин. меньше.

Romy_Van_Geyten (12.11.2012 23:24)
sir Grey писал(а):
Здесь все нормально. А в предыдущем исполнении
перед финалом играется еще черт знает что.
Людвиг ван поначалу в качестве финала
написал Большую Фугу. Однако подонки венского форума отговорили его, убедив, что для тупых
это слишком сложно. Тогда он написал другой финал, который обычно и играют, а Большую Фугу
выделил в отдельное сочинение. Вы, наверное наткнулись на запись, где исполняется 13
квартет, а следом Большая фуга. Так часто делают.

sir Grey (13.11.2012 07:14)
Romy_Van_Geyten писал(а):
/.../Вы, наверное наткнулись на запись, где
исполняется 13 квартет, а следом Большая фуга. Так часто делают.
Нет, не так.
Заканчивается обычным финалом 13-го квартета, а до него поставлено что-то дикое, но
кажется не фуга. Освобожусь - переслушаю.

Romy_Van_Geyten (13.11.2012 07:43)
sir Grey писал(а):
Нет, не так. Заканчивается обычным финалом 13-го
квартета, а до него поставлено что-то дикое, но кажется не фуга. Освобожусь -
переслушаю.
Я послушал. Они играют в качестве финала Большую Фугу. Т.е., можно
сказать, первый вариант квартета, а потом в качестве довеска или второго финала (называйте
как нравится) обычно исполняемую версию финала.

sir Grey (13.11.2012 11:38)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Я послушал. Они играют в качестве финала
Большую Фугу. .../
Ага. Спасибо большое и что послушали и - ответили. Я до большой
фуги еще не дошел. Остались три квартета, вряд ли успею в этом году, а потом уже - Большая
фуга. Но наслышан, конечно. Что-то неправдоподобное. Я думал, он написал ее после всех
квартетов, оказывается, после 13-го. Интересно все это очень. Спасибо.

balaklava (13.11.2012 12:53)
sir Grey писал(а):
Я до большой фуги еще не дошел. Остались три
квартета, вряд ли успею в этом году...
Да...с такими темпами...Вы - идеальный
слушатель! Гений слуха!

sir Grey (13.10.2015 18:35)
Мне так нравится четвертая часть! И почему-то очень напоминает Трио из Маленькой ночной
серенады.

balaklava (30.09.2019 00:59)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Людвиг ван поначалу в качестве финала
написал Большую Фугу. Однако подонки венского форума отговорили его, убедив, что для тупых
это слишком сложно. Тогда он написал другой финал, который обычно и играют, а Большую Фугу
выделил в отдельное сочинение...
Но вот что любопытно: подонки музыканты, прекрасно
зная эту историю, всё же играют версию навязанную подонками венского форума. Если я не
прав, то найдите мне хотя бы одно исполнение квартета, где бы звучала первоначальная
авторская версия. Варианты искусственных вставок Большой фуги `в конце` или `на конце`
квартета не в счёт.

Romy_Van_Geyten (30.09.2019 10:07)
balaklava писал(а):
Но вот что любопытно: подонки музыканты,
прекрасно зная эту историю, всё же играют версию навязанную подонками венского форума.
Если я не прав, то найдите мне хотя бы одно исполнение квартета, где бы звучала
первоначальная авторская версия. Варианты искусственных вставок Большой фуги `в конце` или
`на конце` квартета не в счёт.
На самом деле Артариа, руководствовавшийся
исключительно деловыми соображениями, настоял на замене непонятной и огромной по размеру
фуги новым финалом. Бетховен уступил.
По мне так это совершенно уникальный случай, когда такого калибра композитор создает два
совершенно разных по характеру финала одного и того же сочинения. У Моцарта, к примеру, в
соль-минорном струнном квинтете тоже есть два варианта финала, но они отличаются лишь
совсем незначительно и не могут быть примером.
Мне у Бетховена нравятся оба варианта.
А то, что музыканты не играют квартет с фугой, вполне понятно - это далеко не всякому по
зубам, да и слушатель не всякий способен такое сочинение переварить. То же самое с
Хаммерклавиром - он далеко не каждому по зубам. Поэтому и слушают и играют сравнительно
редко.

(Любопытно, у кого-нибудь еще есть полноценные альтернативы, как у Б. в 13-м квартете?)

Osobnyak (30.09.2019 10:49)
Romy_Van_Geyten писал(а):
(Любопытно, у кого-нибудь еще есть
полноценные альтернативы, как у Б. в 13-м квартете?)
А 2-я соната Шумана?

Romy_Van_Geyten (30.09.2019 11:20)
Osobnyak писал(а):
А 2-я соната Шумана?
Я не знаю первого
варианта финала. Но Шуман вроде бы от него отказался, как от неудачного. Так что о
полноценной альтернативе вряд ли можно говорить.

Aelina (30.09.2019 12:00)
К примеру: мою любимую оперу Глюка `О и Э` до сих пор исполняют в трех разных версиях, две
из них авторские (1762 и 1774гг) и берлиозовская (под меццо-сопрано, 1859г).
Спрашивается почему?
Наверное, при выборе принимается во внимание и играет решающий фактор вкус дирижера,
музыкантов и оперной вокальной труппы?

balaklava (30.09.2019 12:24)
Romy_Van_Geyten писал(а):
На самом деле Артариа, руководствовавшийся
исключительно деловыми соображениями, настоял на замене непонятной и огромной по размеру
фуги новым финалом. Бетховен уступил...
Это понятно. Обидно за `подонков` благодаря
которым человечество обогатилось ещё одним бетховенским шедевром. Согласитесь, редакторы
были правы и новый финал органично входит в ансамбль. После плясок с крестьянами(Alla
danza...) и слегка задумчивого лицезрения заката в альпийских горах(Cavantina.Adagio...)
логичнее всего закончить день весёлой пирушкой с друзьями, а не заходить в раздолбанную
крестьянскую церквушку...

Opus88 (30.09.2019 14:34)
balaklava писал(а):
Это понятно. Обидно за `подонков` благодаря
которым человечество обогатилось ещё одним бетховенским шедевром. Согласитесь, редакторы
были правы и новый финал органично входит в ансамбль. После плясок с крестьянами(Alla
danza...) и слегка задумчивого лицезрения заката в альпийских горах(Cavantina.Adagio...)
логичнее всего закончить день весёлой пирушкой с друзьями, а не заходить в раздолбанную
крестьянскую церквушку...
Когда op 131 трилогии начинается с контекста Benedictus и
Dona Nobis Pacem, неуместность таких пирушек очень очевидна.

Так и получается: для отдельного исполнения ор 130 - альтернативный финал, вероятно, и
создан.

И очень непонятен выбор Ваших `эпитетов`!
Бетховена вежливо попросили. `Подонков` он бы просто послал...

Wustin (30.09.2019 14:54)
balaklava писал(а):
найдите мне хотя бы одно исполнение квартета, где
бы звучала первоначальная авторская версия.
Присоединяюсь.

Osobnyak (30.09.2019 15:08)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Я не знаю первого варианта финала. Но Шуман
вроде бы от него отказался, как от неудачного. Так что о полноценной альтернативе вряд ли
можно говорить.
Возможно, тоже отговорили. Но иногда играют вместе с сонатой.
Соколов, допустим.

Opus88 (30.09.2019 15:26)
Wustin писал(а):
Присоединяюсь.
Таких записей вполне прилично -
в первой странице поисковика - квартеты Miro и Edding. Вот, например:
https://www.prestomusic.com/classical/products/8167298--beethoven-string-quartet-op-130-gr
osse-fugue-op-133

С другой стороны, вне контекста триады квартетов, эти записи получаются не более
оправданы (и даже, пожалуй и менее), чем альтернативное окончание ор 130 или отдельный ор
133.

И тут важно заметить, что многие квартеты, как Такач к примеру, записывают оба варианта,
чтобы каждый мог выбрать для себя. Хотя с этим и получается частенько каша, когда пытаются
всё разложить по отдельным опусам.

Если поздние квартеты Бетховена вне времён, то и подавно вне всякой опусности.

sir Grey (30.09.2019 17:11)
Romy_Van_Geyten писал(а):
/.../
(Любопытно, у кого-нибудь еще есть полноценные альтернативы, как у Б. в 13-м
квартете?)
А симфонические этюды - это не то?

А пропущенная глава в `Бесах`?

victormain (30.09.2019 19:21)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Я не знаю первого варианта финала. Но Шуман
вроде бы от него отказался, как от неудачного. Так что о полноценной альтернативе вряд ли
можно говорить.
Это Presto passionato было финалом. По просьбе Клары, кажется,
написал другой. А Presto passionato у нас есть,
https://classic-online.ru/ru/production/8836

Osobnyak (30.09.2019 19:35)
victormain писал(а):
Это Presto passionato было финалом. По просьбе
Клары, кажется, написал другой. А Presto passionato у нас есть,
https://classic-online.ru/ru/production/8836
В записи с Аррау я `прилепил` его к
сонате - не решил, как правильно. Поэтому у Аррау искать в записи Сонаты № 2.

Wustin (01.10.2019 12:22)
balaklava писал(а):
Варианты искусственных вставок Большой фуги `в
конце` или `на конце` квартета не в счёт.
Разумеется.

Romy_Van_Geyten (01.10.2019 19:09)
balaklava писал(а):
Варианты искусственных вставок Большой фуги `в
конце` или `на конце` квартета не в счёт.
Ну, например, вот эта запись:
https://youtu.be/i29LA1fy5r4

Wustin (01.10.2019 23:06)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Ну, например, вот эта запись:
https://youtu.be/i29LA1fy5r4
Спасибо, наконец услышал! Особенно ценно, что живое
исполнение, да ещё видео.

cdtnkfyf (02.10.2019 01:46)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Ну, например, вот эта запись:
https://youtu.be/i29LA1fy5r4
Присоединяюсь к благодарностям за видео.

sir Grey (06.06.2020 10:23)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Людвиг ван поначалу в качестве финала
написал Большую Фугу. Однако подонки венского форума отговорили его, убедив, что для тупых
это слишком сложно. Тогда он написал другой финал, который обычно и играют, а Большую Фугу
выделил в отдельное сочинение. Вы, наверное наткнулись на запись, где исполняется 13
квартет, а следом Большая фуга. Так часто делают.
У меня есть две мысли.

1) Бетховен разозлился и вместо фуги написал какую-то танцульку в качестве финала, как
`Ярость о потерянном гроше`. Вот, дескать, это вам будет понятно.

2) Может быть, оно хотел написать такую непроходимую фугу подобно второй части 32 сонаты,
как ее объясняет Манн? Приложить что-то непропорционально-бесконечное.

Вот.

Opus88 (06.06.2020 10:49)
sir Grey писал(а):
У меня есть две мысли.

1) Бетховен разозлился и вместо фуги написал какую-то танцульку в качестве финала, как
`Ярость о потерянном гроше`. Вот, дескать, это вам будет понятно.

2) Может быть, оно хотел написать такую непроходимую фугу подобно второй части 32 сонаты,
как ее объясняет Манн? Приложить что-то непропорционально-бесконечное.

Вот.
А попробуйте после этого квартета с фугой последней частью сразу послушать ор
131, и всё встанет на свои места.

sir Grey (06.06.2020 11:00)
Opus88 писал(а):
А попробуйте после этого квартета с фугой последней
частью сразу послушать ор 131, и всё встанет на свои места.
Последними семью частями?
И тут шесть. Вы шутите?

Opus88 (06.06.2020 11:18)
sir Grey писал(а):
Последними семью частями? И тут шесть. Вы
шутите?
В оригинальном варианте - фуга 6-ой частью ор 130, апогеем трилогии
(132-130-131).

P.S. Склеивать вместе 7 частей (оригинальный и новый финал) - просто недоразумение. Или
или!

sir Grey (06.06.2020 12:42)
Opus88 писал(а):
В оригинальном варианте - фуга 6-ой частью ор 130,
апогеем трилогии (132-130-131).

P.S. Склеивать вместе 7 частей (оригинальный и новый финал) - просто недоразумение. Или
или!
Помню, помню про трилогию. Вы писали. Только я не помню, это Ваше субъективное
мнение или хвакт? И напомните, пожалуйста, они и писались в такой последовательности?

Про 7 частей я имел в виду 14-ый. В 13-ом, мне кажется, в записях иногда добавляют фугу.
Говорят: `Это комплимент от заведения`. Или: `Вместе с финальным аллегро обычно еще
слушают Большую фугу`.

Opus88 (06.06.2020 13:01)
sir Grey писал(а):
Помню, помню про трилогию. Вы писали. Только я не
помню, это Ваше субъективное мнение или хвакт? И напомните, пожалуйста, они и писались в
такой последовательности?

Про 7 частей я имел в виду 14-ый. В 13-ом, мне кажется, в записях иногда добавляют фугу.
Говорят: `Это комплимент от заведения`. Или: `Вместе с финальным аллегро обычно еще
слушают Большую фугу`.
Кввртеты хронологически писались в такой последовательности
(132-130-131), факт.

Последовательность также и излюбленная триада тональностей ЛвБ, факт.

Тематический материал перекликается, факт.

Слушать эти три квартета, и после Большой Фуги сразу ор 131 - полный Космос (из личных
наблюдений).

А на дисках ведь записи по частям, поэтому часто и два финала дают, а сознательный
слушатель сам выберет (или или, как можно вместе - не понимаю!)

И что на дисках часто размещают вместе две финальных части, в формате данного ресурса и
приводит к логистическим проблемам при склейке воедино.

sir Grey (06.06.2020 13:23)
Opus88 писал(а):
Квартеты хронологически писались /.../
Спасибо,
вот мы и отделили зерна от плевел - где факт, где кто.

Шучу, конечно. Буду теперь слушать в правильном порядке.

Привычка, конечно, вторая натура. Я всегда считал второй концерт Шопена более глубоким,
более зрелым, а мне говорят, что он - не второй, а первый.

У гениев, конечно, свой календарь, свои часы. Блок постоянно пишет не о том, что было в
его жизни, а о том, что будет. Он пишет: `Ты ушла на свиданье с любовником...` А она еще
не ушла, и любовника нет никакого.

Поэтому я и говорю, что Бах писал для рояля.

Aelina (06.06.2020 13:54)
Opus88 писал(а):
Слушать эти три квартета, и после Большой Фуги сразу
ор 131 - полный Космос
Кстати о космосе... Я как всегда узнаю последней (но возможно
сэр Грэй не знает), поэтому делюсь:

`Последним полностью завершенным сочинением Бетховена стал си-бемольный квартет № 13 — он
написал его еще в 1825-м, а в ноябре 1826 года заменил в нем финал. Первое исполнение
квартета в окончательном виде состоялось спустя примерно месяц после смерти автора, а
через полтора века после этого запись предпоследней, 5-й, части произведения на золотом
диске отправилась на борту космических аппаратов «Вояджер-1» и «Вояджер-2» в космос, чтобы
спустя четыре десятка лет покинуть Солнечную систему и выйти в межзвездное пространство,
где оба «Вояджера» сейчас и находятся, удаляясь от Солнца.`

sir Grey (06.06.2020 15:32)
Aelina писал(а):
Кстати о космосе... Я как всегда узнаю последней (но
возможно сэр Грэй не знает), поэтому делюсь:

/.../
Откуда мне знать вести с Вашей родины.

Очень интересно, спасибо.

Opus88 (06.06.2020 16:17)
Aelina писал(а):
Кстати о космосе... Я как всегда узнаю последней (но
возможно сэр Грэй не знает), поэтому делюсь:

`Последним полностью завершенным сочинением Бетховена стал си-бемольный квартет № 13 — он
написал его еще в 1825-м, а в ноябре 1826 года заменил в нем финал. Первое исполнение
квартета в окончательном виде состоялось спустя примерно месяц после смерти автора, а
через полтора века после этого запись предпоследней, 5-й, части произведения на золотом
диске отправилась на борту космических аппаратов «Вояджер-1» и «Вояджер-2» в космос, чтобы
спустя четыре десятка лет покинуть Солнечную систему и выйти в межзвездное пространство,
где оба «Вояджера» сейчас и находятся, удаляясь от Солнца.`
Так если б на том диске
записали Большую Фугу, к нам давно бы уж пожаловали инопланетянцы )

И с ор 135, и с этим переписанным финалом, мне кажется ЛвБ снова писал уже для
человеков...

victormain (06.06.2020 17:04)
sir Grey писал(а):
...
У гениев, конечно, свой календарь, свои часы. Блок постоянно пишет не о том, что было в
его жизни, а о том, что будет. Он пишет: `Ты ушла на свиданье с любовником...` А она еще
не ушла, и любовника нет никакого.

Поэтому я и говорю, что Бах писал для рояля.
Сэр, это гениально.

victormain (06.06.2020 17:14)
sir Grey писал(а):
...
2) Может быть, оно хотел написать такую непроходимую фугу подобно второй части 32 сонаты,
как ее объясняет Манн?..
Что Вы, Сэр, во 2-й части 32-й сонаты нет фуги! В 28, 29 и в
31 есть, Вы спутали.

sir Grey (06.06.2020 18:19)
victormain писал(а):
Что Вы, Сэр, во 2-й части 32-й сонаты нет фуги!
В 28, 29 и в 31 есть, Вы спутали.
Этот человек - совсем не такой идиот, каким он вам
покажется, когда вы узнаете его немного поближе (С)

Я знаю, что нет фуги. Но есть непропорционально огромная последняя часть.

А вот у меня такой вопрос. На сайте, который мне тут на Форуме когда-то подсказали
https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_compositions_by_Ludwig_van_Beethoven написано, что
квартет № 16 написан 1826; 23 March 1828. А опубликован 1827. А Аэлина говорит, что
последнее законченное произведение - квартет № 13. Т.е. опубликовали как есть, а потом
кто-то дописал?

ЭТО ВОПРОС КО ВСЕМ!

Romy_Van_Geyten (06.06.2020 19:29)
sir Grey писал(а):
А Аэлина говорит, что последнее законченное
произведение - квартет № 13. Т.е. опубликовали как есть, а потом кто-то дописал?

ЭТО ВОПРОС КО ВСЕМ!
Если учитывать добавленный финал 13-го квартета, то все
правильно - он был написан после 16-го квартета

Opus88 (06.06.2020 19:30)
sir Grey писал(а):
Этот человек - совсем не такой идиот, каким он вам
покажется, когда вы узнаете его немного поближе (С)

Я знаю, что нет фуги. Но есть непропорционально огромная последняя часть.

А вот у меня такой вопрос. На сайте, который мне тут на Форуме когда-то подсказали
https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_compositions_by_Ludwig_van_Beethoven написано, что
квартет № 16 написан 1826; 23 March 1828. А опубликован 1827. А Аэлина говорит, что
последнее законченное произведение - квартет № 13. Т.е. опубликовали как есть, а потом
кто-то дописал?

ЭТО ВОПРОС КО ВСЕМ!
`Дописки` (переписанная последняя часть) - не в счёт.
Оригинальный ор 130 с Фугой в финале - центральная часть триады последних квартетов.

Aelina (06.06.2020 19:53)
```Закончив симфонию, Бетховен приступил к работе над струнными квартетами для князя
Голицына. Эти произведения, известные также как «Поздние Квартеты» оказались очень трудны
для восприятия современниками. Один из показательных откликов: «Мы понимаем, что в них
что-то есть, но мы не можем понять – что именно». Композитор Луис Шпор назвал эти
сочинения «ужасной, неразборчивой абракадаброй». Однако со временем оценки критиков
кардинально поменялись, а формы и идеи, воплощенные в квартетах, позже вдохновили на
собственные изыскания таких композиторов, как Рихард Вагнер и Бела Барток. Любимым детищем
самого мастера стал Четырнадцатый квартет ор. 131 до-диез минор, который он называл одним
из своих самых совершенных произведений малой формы. Примечательно, что услышать
Четырнадцатый квартет было последней предсмертной просьбой Шуберта; воля композитора была
исполнена за пять дней до его смерти.

Тем временем самочувствие Бетховена продолжало ухудшаться, и в апреле 1825-го года в
течение месяца он не вставал с постели. Болезнь и медленный процесс восстановления сил
нашли отражение в настроении Пятнадцатого квартета, который сам композитор называл
«благодарственной молитвой всевышнему за излечение». После Пятнадцатого он завершил
сочинение Тринадцатого, Четырнадцатого и Шестнадцатого квартета. Последним этапом работы
стало создание нового финала для Тринадцатого квартета, оригинальный же финал, слишком
большой и сложный, получил статус отдельного произведения и превратился в «Большую фугу»
(Grosse Fuge). Вскоре после этого, в декабре 1826-го года здоровье композитора ухудшилось
настолько, что приступы рвоты и диареи стали представлять серьезную угрозу его жизни.```

sir Grey (07.06.2020 06:48)
Aelina писал(а):
```Закончив симфонию, /.../его
жизни.```
Спасибо. Это я понимаю. А вот что означает дата 23 марта 1828 года. Кто-то
дописывал 16-ый квартет? Он не считается законченным?

Aelina (07.06.2020 15:12)
sir Grey писал(а):
Спасибо. Это я понимаю. А вот что означает дата 23
марта 1828 года. Кто-то дописывал 16-ый квартет? Он не считается законченным?
23
марта 1828 года - эта дата соответствует первому исполнению произведения в Вене квартетом
Шуппанцига (уже после смерти композитора). 16-й квартет никто не дописывал, в нем четыре
части, и он считается законченным опусом.

И вот какая получается хронология:
15кв. - начат в 1824г. и закончен в конце августа 1825г
14кв.- завершен в конце июня- начале июля 1826г
16кв.-закончен в октябре(30октября 1826г. отправлен в издательство)
13 кв.- в окончательном виде завершен в ноябре 1826г

sir Grey (07.06.2020 17:44)
Aelina писал(а):
23 марта 1828 года - эта дата соответствует первому
исполнению произведения в Вене квартетом Шуппанцига (уже после смерти композитора). 16-й
квартет никто не дописывал, в нем четыре части, и он считается законченным опусом.

И вот какая получается хронология:
15кв. - начат в 1824г. и закончен в конце августа 1825г
14кв.- завершен в конце июня- начале июля 1826г
16кв.-закончен в октябре(30октября 1826г. отправлен в издательство)
13 кв.- в окончательном виде завершен в ноябре 1826г
Понял, спасибо огромное! Я это
все запишу себе.


Но мой дилетантский ум ничего отсюда вывести не может.

Ясно, что это какая-то единая работа, писалось все фактически параллельно. А как
замышлялось – одному богу известно.

Я знаю в литературе это очень часто. Гоголь писал параллельно «Арабески» и «Миргород».
Пушкин «Маленькие трагедии», так называемые, не писал, а записывал. «Герой нашего
времени» вообще никто не знает, как сочинялся. Да миллион примеров, все их знают. Отложил,
что-то другое поделал, вернулся, дописал…

У них в голове что-то вертится, а записывают… как придется. Деньги кончились, влюбился,
запил, в тюрьму сел...

Aelina (07.06.2020 19:23)
sir Grey писал(а):
У них в голове что-то вертится, а записывают… как
придется. Деньги кончились, влюбился, запил, в тюрьму сел...
Этда. Всяко бывает. Вот
например:
Свою симфонию № 3, написанную в 1803–1804 годах и названную «Героической», Бетховен
первоначально посвятил Наполеону Бонапарту, в то время первому консулу Франции, кумиру
многих в Европе тех лет. Когда же Наполеон в 1804 году сделался императором, Бетховен,
превозносивший его, по свидетельству очевидцев, воскликнул: «Значит, он не более, чем
простой смертный! Теперь он тоже будет попирать все человеческие права и преследовать лишь
свои амбиции, станет считать себя выше всех прочих и превратится в тирана!» Композитор
стер посвящение с первого листа партитуры, причем сделал это с такой яростью, что проделал
дыру в бумаге...

Maxilena (07.06.2020 19:38)
Aelina писал(а):
Этда. Всяко бывает. Вот например:
Свою симфонию № 3, написанную в 1803–1804 годах и названную «Героической», Бетховен
первоначально посвятил Наполеону Бонапарту, в то время первому консулу Франции, кумиру
многих в Европе тех лет. Когда же Наполеон в 1804 году сделался императором, Бетховен,
превозносивший его, по свидетельству очевидцев, воскликнул: «Значит, он не более, чем
простой смертный! Теперь он тоже будет попирать все человеческие права и преследовать лишь
свои амбиции, станет считать себя выше всех прочих и превратится в тирана!» Композитор
стер посвящение с первого листа партитуры, причем сделал это с такой яростью, что проделал
дыру в бумаге...
Ой, у нас же стих по этому поводу написали, вот не помню, кто.
Абырвалг, может быть?? А стих запомнила:

`Теперь я всех французов император!`
Сказал Буонапарте-генерал.
Бетховен плюнул, выругался матом,
И в клочья посвященье разорвал.

По-моему, блеск.

karapyzik (07.06.2020 20:05)
Aelina писал(а):
Свою симфонию № 3
После Светланова долго не мог
ни с кем её слушать. Всякое исполнение вызывало чувство протеста. Пока не наткнулся на
Пауля Клецки с Чешским филармоническим. И полился мне бальзам на душу.

victormain (07.06.2020 20:41)
Maxilena писал(а):
Ой, у нас же стих по этому поводу написали, вот не
помню, кто. Абырвалг, может быть?? А стих запомнила:

`Теперь я всех французов император!`
Сказал Буонапарте-генерал.
Бетховен плюнул, выругался матом,
И в клочья посвященье разорвал.

По-моему, блеск.
лучше было бы `разодрал`

Maxilena (07.06.2020 23:17)
victormain писал(а):
лучше было бы `разодрал`
Возможно, так и
было в стихе.



 
     
classic-online@bk.ru