Партитура и голоса:
http://kollontay.org/fd/works/op58/score/
Запись с концерта `Московской осени` 2011 г., зал Дома композиторов.
Я несколько перестарался - трубачам не очень хватает дыхания, и вот не могу решить, надо ли переписывать партитуру, чтобы их разгрузить. А нехватка дыхания приводит к детонации. Есть и премьерные издержки, например, 1-й трубач немножко зажалсяЮ, так что каденция трубы могла бы быть побыстрее и посвободнее, как оно и было на репетициях. Алексей Мочалов - обладатель большого таланта и очень редкого голоса - центрального баса, было удовольствием поработать вместе с Алексеем, и многое удалось, несмотря на краткие сроки репетиций. Надеюсь, доберемся и до окончательной записи.
К моему удивлению, выяснилось, что наши трубачи не владеют игрой на основном тоне (в большой октаве). Поэтому некоторые там в конце просто не играли.
Andrew_Popoff
(11.10.2012 14:24)
Замечательное сочинение! Я в полном восторге!
OlgaKz
(13.10.2012 18:52)
Великолепно! Уникальные данные у солиста. И как он голосом владеет!!! Восхищена!
victormain
(13.10.2012 19:33)
OlgaKz писал(а):
Великолепно! Уникальные данные у солиста. И как он голосом владеет!!! Восхищена!
Мочалов вообще славный. Наверное, единственный в мире Дон Жуан в Моцарте, который сам аккомпанирует себе серенаду на мандолине на сцене. Выучил и все дела.
OlgaKz
(13.10.2012 22:46)
victormain писал(а):
...единственный в мире Дон Жуан в Моцарте, который сам аккомпанирует себе серенаду на мандолине на сцене. Выучил и все дела.
Блеск! Но, к сожалению, в архиве эта запись Мочалова - единственная. А как хорошо было бы иметь их десяток -другой!
Очень интересная пьеса. Шесть труб вместе (двенадцать, правда, есть у Вагнера в `Тангейзере`). Трубы, играющие в басовой октаве, хотя википедия пишет, что басовые трубы вышли из обихода в конце 20 века-в очередной раз википедии нужно верить с осторожностью. Загадочный текст: сочетание русского? условнорусского? с непонятночем на латинице. Как возникла идея такого сочетания, кто её осуществил? Почему именно `Иван`? Сумрачный колорит музыки в сочетании со сквозной формой ( подумалось о Даргомыжском-Мусоргском), обрывающейся в конце, говорит, что пьеса о чём-то невесёлом, м.б., даже трагичном, но о чём? Словом, пьеса-загадка.
Mikhail_Kollontay
(12.09.2021 08:51)
Поскольку был `запрос`, я попробую рассказать что-то, уже прошло 12 лет, отлегло, а тогда как-то было мне трудно.
История восходит к детству. Я с раннего детства в церкви, конкретно - на клиросе, вместе с моей бабушкой. Но так сложилось, что я с 5, и уж точно с 6 лет был толков не по годам, знал церковное пение, легко читал по-церковнославянски, так что по этой причине стоял мелким носом у разножки с книгами и пел. Клирос был левый, по нотам пели мало (хотя до сих пор помню, как мне с некоторым злорадством сунули старинные ноты в сопрановом ключе - ну как, прочтешь с листа? ха ха, а я и не видел такого ключа еще никогда...)
Первую псаломщицу я помню плохо, милейшую старую монахиню, а потом псаломщиком и нашим регентом был Иван Яковлевич (ему сочинение и посвящено). Его потом даже моя жена застала. Иван Яковлевич был много знающий в церковных делах, нравный и, разумеется, поколоченный жизнью человек. До сих пор помню его конфликт на пасхальной заутрени с нашим молодым священником, он был всем теперь (печально, увы) известный отец Николай Эшлиман! Могу рассказать подробности того конфликта, но это не всем будет интересно. Там было как бы молодое усердие не по разуму.
Был Иван Яковлевич - поп-расстрига... ... Это - по рассказу моей бабушки. Еще довольно молодым священником он овдовел. А на руках малолетний ребенок. И вот, он не сдюжил, может быть, некому было помочь с младенцем, сложил с себя сан и женился. Священник вторично жениться не может, канонически это запрещается.
И что же, в юношестве уже - мальчик умер. Утонул. Звали его Гришенька. Иван Яковлевич гладил меня по головке и приговаривал, что я ему Гришеньку напоминаю. Два последние загадочные слОва в сочинении, и суть - гришенька, гришенька.
Что такое священнику без службы, тоже, может быть, не все поймут. Но тут надо поверить, это просто очень, очень тяжело. И - безвозвратно, и пожизненно, вернуться ты не можешь. Это так, дополнительный фон.
Сон вижу. Он не совсем вербальный, понятно. В руке стаканчик с крещенской водой, великой православной святыней, стаканчик переломлен - он как-то странно в руке лопается, отлетает верхняя его часть, по остро изломанной линии, вода выплескивается. За окном очень ранняя заря, запотевшее окно нашего низенького домика, за окном я вижу обнимающуюся, целующуюся, красивую в лучах восходящего солнца, даже еще зари, любовную пару молодых людей, вероятно,то, что и привело к этому второму браку (супруга его, Ольга, забыл отчество, тоже нами всеми была любима, как и И.Я.)
Но главное то, что мне приснились эти трубы с хроматически восходящими минорными трезвучиями. Я практически точно воспроизвел, там дело было простое. Почему, кто говорит `твое имя Иван` - из памяти ушло, но это было. Голос такой был, с этими словами.
Самая первая курсовая работа моей Ирины была о цикле больших догматиков, мы тогда, в первые годы совместной жизни, бывало, ездили к Пречистой (Аристов погост), где уже очень пожилым человек Иван Яковлевич еще служил. Надо понимать, какой редкостью тогда (1974 год) были подобные интересы! И.Я. сказал, что сабж замечательный, что у него есть дома книжка как раз на эту тему, и мы прошествовали к нему домой. Он полез и достал книгу: (копирую): «Объяснение догматиков восьми гласов» — Борзецовский Сергей, диакон (отдельный рассказ о жизни этого отца Сергия, он молодым умер). Издание 1879 года... Книжку, конечно, он с концами Ирине отдал и начал девчонку слегка `экзаменовать` по предмету, а - к моему удивлению - та уже вполне осмысленно и с некоторым знанием вопроса могла поддерживать разговор. Как его все это обрадовало, еще учитывая, что я же `Гришенька`, можете себе представить. Мне был-то еще 21 год только отроду.
Низкие трубы, да, звуки из под могильных камней, да, там нет молчания. Контакт с этими людьми постоянный, жену вижу так примерно через день, и не только ее. Иногда оттуда просят помощи, иногда, наоборот, помогают. Старшего поколения трубачи не умеют на основном тоне играть, там больше уже губами, чем пальцами, конечно.
Всегда до смерти обидно это, но - в неавторском исполнении пропадает примерно так процентов 79 впечатления. Так было и с этюдами, так и с иваном, и с Библейскими сонатами и т.д. Ирка была незабываемо впечатлена, когда я ей сыграл эту партитурку, да и сам я потрясен бывал в таких случаях. Но в записи авторский показ ничегошеньки не дает. Проверено. Так-то вот, можно взять да послушать мою оперу, скажем. Недавно Андрюша Головин ко мне пришел и послушал, но ведь тут композиторское же домысливание по партитуре.
Maxilena
(12.09.2021 16:06)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Священник вторично жениться не может, канонически это запрещается.
Михаил Чехов, рассказ `Единая жена`.
Спасибо Вам огромное в очередной раз! Ваши рассказы так же невероятно интересны, как и Ваша музыка...
http://kollontay.org/fd/works/op58/score/
Запись с концерта `Московской осени` 2011 г., зал Дома композиторов.
Я несколько перестарался - трубачам не очень хватает дыхания, и вот не могу решить, надо
ли переписывать партитуру, чтобы их разгрузить. А нехватка дыхания приводит к детонации.
Есть и премьерные издержки, например, 1-й трубач немножко зажалсяЮ, так что каденция трубы
могла бы быть побыстрее и посвободнее, как оно и было на репетициях. Алексей Мочалов -
обладатель большого таланта и очень редкого голоса - центрального баса, было удовольствием
поработать вместе с Алексеем, и многое удалось, несмотря на краткие сроки репетиций.
Надеюсь, доберемся и до окончательной записи.
К моему удивлению, выяснилось, что наши трубачи не владеют игрой на основном тоне (в
большой октаве). Поэтому некоторые там в конце просто не играли.
голосом владеет!!! Восхищена!
Дон Жуан в Моцарте, который сам аккомпанирует себе серенаду на мандолине на сцене. Выучил
и все дела.
который сам аккомпанирует себе серенаду на мандолине на сцене. Выучил и все
дела.
хорошо было бы иметь их десяток -другой!
`Тангейзере`). Трубы, играющие в басовой октаве, хотя википедия пишет, что басовые трубы
вышли из обихода в конце 20 века-в очередной раз википедии нужно верить с осторожностью.
Загадочный текст: сочетание русского? условнорусского? с непонятночем на латинице. Как
возникла идея такого сочетания, кто её осуществил? Почему именно `Иван`? Сумрачный колорит
музыки в сочетании со сквозной формой ( подумалось о Даргомыжском-Мусоргском),
обрывающейся в конце, говорит, что пьеса о чём-то невесёлом, м.б., даже трагичном, но о
чём? Словом, пьеса-загадка.
как-то было мне трудно.
История восходит к детству. Я с раннего детства в церкви, конкретно - на клиросе, вместе
с моей бабушкой. Но так сложилось, что я с 5, и уж точно с 6 лет был толков не по годам,
знал церковное пение, легко читал по-церковнославянски, так что по этой причине стоял
мелким носом у разножки с книгами и пел. Клирос был левый, по нотам пели мало (хотя до сих
пор помню, как мне с некоторым злорадством сунули старинные ноты в сопрановом ключе - ну
как, прочтешь с листа? ха ха, а я и не видел такого ключа еще никогда...)
Первую псаломщицу я помню плохо, милейшую старую монахиню, а потом псаломщиком и нашим
регентом был Иван Яковлевич (ему сочинение и посвящено). Его потом даже моя жена застала.
Иван Яковлевич был много знающий в церковных делах, нравный и, разумеется, поколоченный
жизнью человек. До сих пор помню его конфликт на пасхальной заутрени с нашим молодым
священником, он был всем теперь (печально, увы) известный отец Николай Эшлиман! Могу
рассказать подробности того конфликта, но это не всем будет интересно. Там было как бы
молодое усердие не по разуму.
Был Иван Яковлевич - поп-расстрига... ... Это - по рассказу моей бабушки. Еще довольно
молодым священником он овдовел. А на руках малолетний ребенок. И вот, он не сдюжил, может
быть, некому было помочь с младенцем, сложил с себя сан и женился. Священник вторично
жениться не может, канонически это запрещается.
И что же, в юношестве уже - мальчик умер. Утонул. Звали его Гришенька. Иван Яковлевич
гладил меня по головке и приговаривал, что я ему Гришеньку напоминаю. Два последние
загадочные слОва в сочинении, и суть - гришенька, гришенька.
Что такое священнику без службы, тоже, может быть, не все поймут. Но тут надо поверить,
это просто очень, очень тяжело. И - безвозвратно, и пожизненно, вернуться ты не можешь.
Это так, дополнительный фон.
Сон вижу. Он не совсем вербальный, понятно. В руке стаканчик с крещенской водой, великой
православной святыней, стаканчик переломлен - он как-то странно в руке лопается, отлетает
верхняя его часть, по остро изломанной линии, вода выплескивается. За окном очень ранняя
заря, запотевшее окно нашего низенького домика, за окном я вижу обнимающуюся, целующуюся,
красивую в лучах восходящего солнца, даже еще зари, любовную пару молодых людей,
вероятно,то, что и привело к этому второму браку (супруга его, Ольга, забыл отчество, тоже
нами всеми была любима, как и И.Я.)
Но главное то, что мне приснились эти трубы с хроматически восходящими минорными
трезвучиями. Я практически точно воспроизвел, там дело было простое. Почему, кто говорит
`твое имя Иван` - из памяти ушло, но это было. Голос такой был, с этими словами.
Самая первая курсовая работа моей Ирины была о цикле больших догматиков, мы тогда, в
первые годы совместной жизни, бывало, ездили к Пречистой (Аристов погост), где уже очень
пожилым человек Иван Яковлевич еще служил. Надо понимать, какой редкостью тогда (1974 год)
были подобные интересы! И.Я. сказал, что сабж замечательный, что у него есть дома книжка
как раз на эту тему, и мы прошествовали к нему домой. Он полез и достал книгу: (копирую):
«Объяснение догматиков восьми гласов» — Борзецовский Сергей, диакон (отдельный рассказ о
жизни этого отца Сергия, он молодым умер). Издание 1879 года... Книжку, конечно, он с
концами Ирине отдал и начал девчонку слегка `экзаменовать` по предмету, а - к моему
удивлению - та уже вполне осмысленно и с некоторым знанием вопроса могла поддерживать
разговор. Как его все это обрадовало, еще учитывая, что я же `Гришенька`, можете себе
представить. Мне был-то еще 21 год только отроду.
Низкие трубы, да, звуки из под могильных камней, да, там нет молчания. Контакт с этими
людьми постоянный, жену вижу так примерно через день, и не только ее. Иногда оттуда просят
помощи, иногда, наоборот, помогают. Старшего поколения трубачи не умеют на основном тоне
играть, там больше уже губами, чем пальцами, конечно.
Всегда до смерти обидно это, но - в неавторском исполнении пропадает примерно так
процентов 79 впечатления. Так было и с этюдами, так и с иваном, и с Библейскими сонатами и
т.д. Ирка была незабываемо впечатлена, когда я ей сыграл эту партитурку, да и сам я
потрясен бывал в таких случаях. Но в записи авторский показ ничегошеньки не дает.
Проверено. Так-то вот, можно взять да послушать мою оперу, скажем. Недавно Андрюша Головин
ко мне пришел и послушал, но ведь тут композиторское же домысливание по партитуре.
канонически это запрещается.
Спасибо Вам огромное в очередной раз! Ваши рассказы так же невероятно интересны, как и
Ваша музыка...