Запись 1987 года с диска `Свет Христов просвещает всех`, получившего Гран-При в Париже за запись хоровой духовной музыки. Исполнители: хор московского храма Всех скорбящих радосте на Большой Ордынке. Регент: Николай Матвеев
Это песнопение самое, пожалуй, известное сочинение И-Р, и хор, исполняющий его - легенда, последний синодальный хор последнего настоящего синодала...
ZashitnikA
(20.03.2013 19:26)
paraklit писал(а):
последний синодальный хор последнего настоящего синодала...
Извиняюсь! Вы уверены насчет синодала и преемственности хора? Посмотрел несколько биографий - ни слова о синодальном училище... Может быть поделитесь ссылкой.
paraklit
(21.03.2013 05:12)
Сейчас тороплюсь на работу, поэтому аргументированно не скажу... Но, однако же, синодал - это не обязательно тот, кто там непременно учился. Хорошо, скажу иначе. Матвеев - последний представитель `чистой` московской школы... Только не иронизируйте по тому поводу, что я вот тут в Сибири о столичных школах рассуждаю - я считаю такую ситуацию правильной: большое видится на расстоянии. Почитайте, если интересно, мои статьи о церковном пении в Сибири - мне пришлось поразбираться со школами, когда встал вопрос, какие же традиции преобладали у нас... Это выложено на сайте `Академическая музыка Сибири` (sibmus.info)... А с Матвеевым мне - увы - лично уже пообщаться не удалось. Я застал его в Скорбященском храме глубоким стариком, его уже под руки к иконе подводили...
ZashitnikA
(02.03.2014 10:13)
paraklit писал(а):
представитель `чистой` московской школы...
Это может быть. Но называть его и хор Скорбященской церкви синодалами ошибочно - по факту.
paraklit
(02.03.2014 14:18)
ZashitnikA писал(а):
Это может быть. Но называть его и хор Скорбященской церкви синодалами ошибочно - по факту.
Если у Вас информации больше - расскажите...
paraklit
(03.03.2014 07:39)
paraklit писал(а):
Если у Вас информации больше - расскажите...
Вы никак не прокомментировали, придется мне высказать некоторое соображение на этот счет. Большое видится на расстоянии, и когда я решил для себя ответить на вопрос, в чем же разнице так наз. `московской` и `петербургской` школ - я нашел причину прежде всего в способе пения стихир, который потом распространялся и на сами песнопения... На пластинке `Свет Христов просвещает всех`, откуда и взято это песнопение, записан образец пения стихиры - это типичная синодальная манера, и, думаю, записал Матвеев это как раз для того, чтобы все знали, что это такое... А я занялся этой проблемой в свое время потому, что в Сибири преобладает питерская школа... Мне нужно было понять, что она из себя представляет, и понято это можно было только в сравнении...Я написал по этому поводу исторический очерк. Он есть на сайте АМС. Повторю: живущим рядом не все так ясно, как нам, находящимся на расстоянии. Для москвичей, например, многое просто само собой разумеется, и кажется, что везде так...
rdvl
(03.03.2014 10:10)
paraklit писал(а):
в Сибири преобладает питерская школа... Для москвичей, например, многое просто само собой разумеется, и кажется, что везде так...
А как там дела на Уэллене, интересуюсь? Какая преобладает метода песнопений?
paraklit
(04.03.2014 05:27)
rdvl писал(а):
А как там дела на Уэллене, интересуюсь? Какая преобладает метода песнопений?
Не волнуйтесь. Там все в порядке.
meister
(04.03.2014 05:52)
rdvl писал(а):
А как там дела на Уэллене, интересуюсь?
Дела на Уэллене - как у Елены.-) (Вчера ещё на постаменте стоял Ленин...)
paraklit
(04.03.2014 09:52)
Ленина нет? Ах, как хорошо! Моя мечта, чтобы его нигде не было...
ZashitnikA
(11.05.2014 20:59)
paraklit писал(а):
Если у Вас информации больше - расскажите...
Если верить статьям, Николай Васильевич учился в Гнесинке, да в архитектурном институте. Если в состав хора входили выходцы из синодального училища, это еще не повод называть весь хор синодальным, по всей матушке разъезжались синодалы (например Толстяков - в сибирь), но история знает лишь один синодальный хор. Синодальный хор, неразделимо связан с Синодальным училищем.
ZashitnikA
(11.05.2014 21:03)
paraklit писал(а):
Матвеев - последний представитель `чистой` московской школы...
А Комаров, Данилин? Мормыль?
ZashitnikA
(11.05.2014 21:26)
paraklit писал(а):
в чем же разнице так наз. `московской` и `петербургской` школ - я нашел причину прежде всего в способе пения стихир
Интересно. Я посмотрел вашу статью.
`Такое, «оживлённое» исполнение стихир с ускорением на «читке» и фразирующими цезурами, можно было услышать в сибирских храмах и в течение всего XX века. Этот способ исполнения гласовых песнопений сложился в Петербурге под воздействием тенденции к большей концертности церковного пения, к большей «светскости» его звучания.`
- Очень любопытно.
Появится время, перечитаю.
paraklit
(12.05.2014 04:57)
ZashitnikA писал(а):
Появится время, перечитаю.
Да? Польщен... А на Иванова-Радкевича я живо реагирую потому, что он прожил у нас больше двадцати лет. `Народную консерваторию` тут открыл - ныне Колледж его имени. Представляете? В нашем городе музыкальный колледж носит имя церковного композитора!
P.S.Что Вы там про Толстякова говорили?
ZashitnikA
(12.05.2014 09:51)
paraklit писал(а):
P.S.Что Вы там про Толстякова говорили?
Ошибка. Тамбов с Тобольском спутал.
paraklit
(12.05.2014 11:23)
ZashitnikA писал(а):
Ошибка. Тамбов с Тобольском спутал.
Спасибо. Я тут собрал некоторый материал про композиторов, которые родились, жили, или имели отношение к Сибири. Написал статью. Она издана. По моим данным, это, кроме упомянутого И-Р, также еще Ф.Мясников (в Красноярске живет его внучка), М.Ступницкий, М.Попов-Платонов, М.Речкунов, И.Степанов. Это - те, кого издавали, и чьи песнопения известны по всей России.
paraklit
(12.05.2014 11:41)
paraklit писал(а):
Спасибо. Я тут собрал некоторый материал про композиторов, которые родились, жили, или имели отношение к Сибири. Написал статью. Она издана. По моим данным, это, кроме упомянутого И-Р, также еще Ф.Мясников (в Красноярске живет его внучка), М.Ступницкий, М.Попов-Платонов, М.Речкунов, И.Степанов. Это - те, кого издавали, и чьи песнопения известны по всей России.
P.S. Извините, главного не сказал. Я перечислил фамилии не просто так. Если Вы знаете еще кого-то, кто мне неведом - напишите...
последний синодальный хор последнего настоящего синодала...
синодала...
несколько биографий - ни слова о синодальном училище... Может быть поделитесь ссылкой.
это не обязательно тот, кто там непременно учился. Хорошо, скажу иначе. Матвеев -
последний представитель `чистой` московской школы... Только не иронизируйте по тому
поводу, что я вот тут в Сибири о столичных школах рассуждаю - я считаю такую ситуацию
правильной: большое видится на расстоянии. Почитайте, если интересно, мои статьи о
церковном пении в Сибири - мне пришлось поразбираться со школами, когда встал вопрос,
какие же традиции преобладали у нас... Это выложено на сайте `Академическая музыка Сибири`
(sibmus.info)... А с Матвеевым мне - увы - лично уже пообщаться не удалось. Я застал его в
Скорбященском храме глубоким стариком, его уже под руки к иконе подводили...
школы...
ошибочно - по факту.
Скорбященской церкви синодалами ошибочно - по факту.
расскажите...
расскажите...
соображение на этот счет. Большое видится на расстоянии, и когда я решил для себя ответить
на вопрос, в чем же разнице так наз. `московской` и `петербургской` школ - я нашел причину
прежде всего в способе пения стихир, который потом распространялся и на сами песнопения...
На пластинке `Свет Христов просвещает всех`, откуда и взято это песнопение, записан
образец пения стихиры - это типичная синодальная манера, и, думаю, записал Матвеев это как
раз для того, чтобы все знали, что это такое... А я занялся этой проблемой в свое время
потому, что в Сибири преобладает питерская школа... Мне нужно было понять, что она из себя
представляет, и понято это можно было только в сравнении...Я написал по этому поводу
исторический очерк. Он есть на сайте АМС. Повторю: живущим рядом не все так ясно, как нам,
находящимся на расстоянии. Для москвичей, например, многое просто само собой разумеется, и
кажется, что везде так...
москвичей, например, многое просто само собой разумеется, и кажется, что везде
так...
преобладает метода песнопений?
Уэллене - как у Елены.-) (Вчера ещё на постаменте стоял Ленин...)
расскажите...
архитектурном институте. Если в состав хора входили выходцы из синодального училища, это
еще не повод называть весь хор синодальным, по всей матушке разъезжались синодалы
(например Толстяков - в сибирь), но история знает лишь один синодальный хор. Синодальный
хор, неразделимо связан с Синодальным училищем.
московской школы...
`петербургской` школ - я нашел причину прежде всего в способе пения стихир
Я посмотрел вашу статью.
`Такое, «оживлённое» исполнение стихир с ускорением на «читке» и фразирующими цезурами,
можно было услышать в сибирских храмах и в течение всего XX века. Этот способ исполнения
гласовых песнопений сложился в Петербурге под воздействием тенденции к большей
концертности церковного пения, к большей «светскости» его звучания.`
- Очень любопытно.
Появится время, перечитаю.
А на Иванова-Радкевича я живо реагирую потому, что он прожил у нас больше двадцати лет.
`Народную консерваторию` тут открыл - ныне Колледж его имени. Представляете? В нашем
городе музыкальный колледж носит имя церковного композитора!
P.S.Что Вы там про Толстякова говорили?
говорили?
спутал.
жили, или имели отношение к Сибири. Написал статью. Она издана. По моим данным, это, кроме
упомянутого И-Р, также еще Ф.Мясников (в Красноярске живет его внучка), М.Ступницкий,
М.Попов-Платонов, М.Речкунов, И.Степанов. Это - те, кого издавали, и чьи песнопения
известны по всей России.
композиторов, которые родились, жили, или имели отношение к Сибири. Написал статью. Она
издана. По моим данным, это, кроме упомянутого И-Р, также еще Ф.Мясников (в Красноярске
живет его внучка), М.Ступницкий, М.Попов-Платонов, М.Речкунов, И.Степанов. Это - те, кого
издавали, и чьи песнопения известны по всей России.
сказал. Я перечислил фамилии не просто так. Если Вы знаете еще кого-то, кто мне неведом -
напишите...