Кстати, интересно, кто самый первый из профессиональных композиторов в качестве основного материала использовал выдержанный, очень длинный звук?
Шельси?
И еще - знал ли Тертерян Шельси?
(Как по мне, Тертерян значительно интереснее)
musikus
(01.09.2020 00:39)
С тех пор как в начале 80-х я привез из Еревана диск Тертеряна с 4 и 5 симфониями (орк. Минкульта с ГНР), не слушал этой музыки, которая тогда – каюсь – воспринималась просо как некий сонорный экспе-римент. И вот сейчас два дня поряд слушал эти сим-фонии (+7-я с Лиссом). И совершенно потрясен. Конструкция, которую использует Тертерян, кажется, на первый взгляд, простой до примитивности: вдруг возникает и повисает на слуху бесконечный, метрически неопределенный, тонический фон, на который, как аппликации, эпизодически накладываются некие дозировнные звучности. Эта музыка почти полностью игнорирует такие компоненты как мелодия, темпо-ритм, гармоническая вертикаль. Но при этом, оказывается, что оставшиеся средства позволяют сказать необычайно много! Симфонии Тертеряна поистине космичны, и в этом отношении неиз-меримо глубже, чем, скажем, такие сочинения как Вселенская симфония Айвза, в сущности - про-вльная. Совершенно ошеломляющее впечатление оставляет финал 4-й симфонии, когда возникает звук барабана, придающий, наконец, музыке мет-ричность, как бы открывает ранее закрытое движе-ние и однозначно ассоциирующийся с угасающим биением и перебоями человеческого сердца…. В свою очередь, 5-я симфония как бы следующий акт драмы. Эпизод из нее, который надо бы назвать не иначе как Тuba mirum, перекрывает, мне кажется, все, что до этого было написано на тему Dies irae.
victormain
(01.09.2020 00:57)
musikus писал(а):
... Симфонии Тертеряна поистине космичны, и в этом отношении неиз-меримо глубже, чем, скажем, такие сочинения как Вселенская симфония Айвза, в сущности - про-вльная...
Совершенно согласен с оценкой симфоний Тертеряна (мне больше всего нравится 6-я), тем более, что мы с Аветом дружили. Но за что Вселенскую симфонию, которой на самом деле нет, есть только многочисленные наброски? Их зачем-то озвучили, затея дурацкая, потому что даёт представление только о поиске, а не о результате. Мы же не судим о 10-й симфонии Бетховена по оставшимся клочкам. И 10-я Малера - не более, чем прекрасная пьеса.
Mikhail_Kollontay
(01.09.2020 01:06)
victormain писал(а):
мы с Аветом дружили
Мы же не судим о 10-й симфонии Бетховена по оставшимся клочкам
А мы с Тертеряном так и не пообщались почему-то, хотя целый месяц в Дилижане сидели за соседними столиками в столовой. Только привет-привет. Вероятно, у меня была слишком стальная репутация в середине 80-х, ну, а я что полезу? И очень глупо вышло.
Восстановленная 10-я, это какой-то ужас просто. Бесстыдное безобразие.
musikus
(01.09.2020 01:10)
victormain писал(а):
Но за что Вселенскую симфонию, которой на самом деле нет,
Это верно. Говорю лишь потому, что `Вселенскую` все же настойчиво пытались реанимировать, и ее идея уж очень была в духе Айвза.
victormain
(01.09.2020 01:17)
Mikhail_Kollontay писал(а):
А мы с Тертеряном так и не пообщались почему-то, хотя целый месяц в Дилижане сидели за соседними столиками в столовой. Только привет-привет. Вероятно, у меня была слишком стальная репутация в середине 80-х, ну, а я что полезу? И очень глупо вышло.
Восстановленная 10-я, это какой-то ужас просто. Бесстыдное безобразие.
А нас с Аветом Шандор Каллош подружил в Дилижане. С Шандором мы сошлись сразу, вскоре и к Авету в коттедж зачастили. У него всегда был хороший коньяк. Шандор много играл на лютне, Авет показал запись 6-й симфонии из Гевандхауза (мне сначала не понравилось соло гобоя, только позже заценил), а у меня была аудиозапись цимбального Дивертисмента с подготовленным роялем, много хорошего услыхал в свой адрес. Ещё был молодой композитор, который потрясающе читал Нарекаци в оригинале. Это 1987 год.
Тертерян зримо ощущал себя частью гор. После столовой мы всегда сидели, болтали, курили, кто курил. И я много раз ловил у Авета взгляд поверх всего и всех, далеко, в горы. Красиво.
victormain
(01.09.2020 01:21)
musikus писал(а):
Это верно. Говорю лишь потому, что `Вселенскую` все же настойчиво пытались реанимировать, и ее идея уж очень была в духе Айвза.
Идея - да)) Но все затеи с реконструкциями незаконченного никогда ни к чему хорошему не приводили, от Моцарта до Скрябина и Пуччини. Удача Берио в Рэндоме по Шуберту в том, что это опус именно `по` Шуберту, а не реконструкция.
victormain
(01.09.2020 06:28)
victormain писал(а):
... Удача Берио в Рэндоме по Шуберту в том, что это опус именно `по` Шуберту, а не реконструкция.
Не Рэндом, а Rendering, оговорился, сорри.
musikus
(01.09.2020 09:21)
victormain писал(а):
. И 10-я Малера - не более, чем прекрасная пьеса.
Вы про авторское адажио или про Кука, Баршая и пр.?
musikus
(01.09.2020 10:19)
victormain писал(а):
(мне больше всего нравится 6-я)
6-я, да. Она мне сильно напоминает атмосферу `Св. Флориана` Шнитке, а заодно и один из мотетов Брукнера,
Ecce sacerdos, страшноватый такой, зловеще-средневековый.
oriani
(01.09.2020 12:49)
Сильнейшее впечатление, пульсации совершенно катарсические. Впервые услышала эту музыку. Так бы и прошла мимо, спасибо всем, кто включил маячки.
victormain
(01.09.2020 18:49)
musikus писал(а):
Вы про авторское адажио или про Кука, Баршая и пр.?
Про авторское, конечно. Прекрасная завершённая пьеса получилась, к которой ничего больше не нужно.
Кстати, интересно, кто самый первый из профессиональных композиторов в качестве основного
материала использовал выдержанный, очень длинный звук?
Шельси?
И еще - знал ли Тертерян Шельси?
(Как по мне, Тертерян значительно интереснее)
Минкульта с ГНР), не слушал этой музыки, которая тогда – каюсь – воспринималась просо как
некий сонорный экспе-римент. И вот сейчас два дня поряд слушал эти сим-фонии (+7-я с
Лиссом). И совершенно потрясен. Конструкция, которую использует Тертерян, кажется, на
первый взгляд, простой до примитивности: вдруг возникает и повисает на слуху
бесконечный, метрически неопределенный, тонический фон, на который, как аппликации,
эпизодически накладываются некие дозировнные звучности. Эта музыка почти полностью
игнорирует такие компоненты как мелодия, темпо-ритм, гармоническая вертикаль. Но при этом,
оказывается, что оставшиеся средства позволяют сказать необычайно много! Симфонии
Тертеряна поистине космичны, и в этом отношении неиз-меримо глубже, чем, скажем, такие
сочинения как Вселенская симфония Айвза, в сущности - про-вльная. Совершенно ошеломляющее
впечатление оставляет финал 4-й симфонии, когда возникает звук барабана, придающий,
наконец, музыке мет-ричность, как бы открывает ранее закрытое движе-ние и однозначно
ассоциирующийся с угасающим биением и перебоями человеческого сердца…. В свою очередь, 5-я
симфония как бы следующий акт драмы. Эпизод из нее, который надо бы назвать не иначе как
Тuba mirum, перекрывает, мне кажется, все, что до этого было написано на тему Dies irae.
отношении неиз-меримо глубже, чем, скажем, такие сочинения как Вселенская симфония Айвза,
в сущности - про-вльная...
больше всего нравится 6-я), тем более, что мы с Аветом дружили. Но за что Вселенскую
симфонию, которой на самом деле нет, есть только многочисленные наброски? Их зачем-то
озвучили, затея дурацкая, потому что даёт представление только о поиске, а не о
результате. Мы же не судим о 10-й симфонии Бетховена по оставшимся клочкам. И 10-я Малера
- не более, чем прекрасная пьеса.
Мы же не судим о 10-й симфонии Бетховена по оставшимся клочкам
и не пообщались почему-то, хотя целый месяц в Дилижане сидели за соседними столиками в
столовой. Только привет-привет. Вероятно, у меня была слишком стальная репутация в
середине 80-х, ну, а я что полезу? И очень глупо вышло.
Восстановленная 10-я, это какой-то ужас просто. Бесстыдное безобразие.
деле нет,
реанимировать, и ее идея уж очень была в духе Айвза.
почему-то, хотя целый месяц в Дилижане сидели за соседними столиками в столовой. Только
привет-привет. Вероятно, у меня была слишком стальная репутация в середине 80-х, ну, а я
что полезу? И очень глупо вышло.
Восстановленная 10-я, это какой-то ужас просто. Бесстыдное безобразие.
Аветом Шандор Каллош подружил в Дилижане. С Шандором мы сошлись сразу, вскоре и к Авету в
коттедж зачастили. У него всегда был хороший коньяк. Шандор много играл на лютне, Авет
показал запись 6-й симфонии из Гевандхауза (мне сначала не понравилось соло гобоя, только
позже заценил), а у меня была аудиозапись цимбального Дивертисмента с подготовленным
роялем, много хорошего услыхал в свой адрес. Ещё был молодой композитор, который
потрясающе читал Нарекаци в оригинале. Это 1987 год.
Тертерян зримо ощущал себя частью гор. После столовой мы всегда сидели, болтали, курили,
кто курил. И я много раз ловил у Авета взгляд поверх всего и всех, далеко, в горы.
Красиво.
же настойчиво пытались реанимировать, и ее идея уж очень была в духе Айвза.
да)) Но все затеи с реконструкциями незаконченного никогда ни к чему хорошему не
приводили, от Моцарта до Скрябина и Пуччини. Удача Берио в Рэндоме по Шуберту в том, что
это опус именно `по` Шуберту, а не реконструкция.
это опус именно `по` Шуберту, а не реконструкция.
сорри.
пьеса.
Она мне сильно напоминает атмосферу `Св. Флориана` Шнитке, а заодно и один из мотетов
Брукнера,
Ecce sacerdos, страшноватый такой, зловеще-средневековый.
Так бы и прошла мимо, спасибо всем, кто включил маячки.
пр.?
ничего больше не нужно.