«К тёмному устью», концерт для голоса и камерного оркестра на слова Михаила Лермонтова и Николая Рубцова
01.Желание (М. Лермонтов)
02.Ангел смерти (М. Лермонтов)
03.В горнице (Н. Рубцов)...Читать дальше
Скачать ноты «К тёмному устью», концерт для голоса и камерного оркестра на слова Михаила Лермонтова и Николая Рубцова
01.Желание (М. Лермонтов) 02.Ангел смерти (М. Лермонтов) 03.В горнице (Н. Рубцов)...Читать дальше
«К тёмному устью», концерт для голоса и камерного оркестра на слова Михаила Лермонтова и Николая Рубцова
01.Желание (М. Лермонтов) 02.Ангел смерти (М. Лермонтов) 03.В горнице (Н. Рубцов) 04.Тамара (М. Лермонтов) 05. Завещание (М. Лермонтов) 06. Вешние воды (Н. Рубцов) Х Свернуть 1. Желание (Лермонтов). 2. Ангел смерти (Лермонтов). 3. В горнице (Рубцов). 4. Тамара (Лермонтов). 5. Завещание (Лермонтов). 6. Вешние воды (Рубцов).`
Дирижер - автор. Записи с концертов, 1986 г., непрофессиональные (диктофон из зала) |
||
1. Желание (романс) - сл. Лермонтова
Но не тем холодным сном могилы...
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб вечно зеленея
Тёмный дуб склонялся и шумел.
2. Ангел смерти (речитатив) - сл. Лермонтова
Есть ангел смерти; в грозный час
Последних мук и расставанья
Он крепко обнимает нас,
Но холодны его лобзанья,
И страшен вид его для глаз
Бессильной жертвы; и невольно
Он заставляет трепетать,
И часто сердцу больно, больно
Последний вздох ему отдать.
Равно во все края вселенной
Являлся ангел молодой;
На всё, что только прах земной,
Глядел с презрением нетленный;
Его приход благословенный
Дышал небесной тишиной;
Лучами тихими блистая,
Как полуночная звезда,
Манил он смертных иногда,
И провожал он к дверям рая
Толпы освобожденных душ,
И сам был счастлив. — Почему ж
Теперь томит его объятье,
И поцелуй его — проклятье?
3. В горнице (песня) - сл. Рубцова
В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмет ведро,
Молча принесет воды...
Красные цветы мои
В садике завяли все.
Лодка на речной мели
Скоро догниет совсем.
Дремлет на стене моей
Ивы кружевная тень.
Завтра у меня под ней
Будет хлопотливый день!
Буду поливать цветы,
Думать о своей судьбе,
Буду до ночной звезды
Лодку мастерить себе...
4. Тамара (сцена) - сл. Лермонтова
Пред нею снова он стоял,
Но, боже! — кто б его узнал?
Каким смотрел он злобным взглядом,
Как полон был смертельным ядом
Вражды, не знающей конца,
И веяло могильным смрадом
От неподвижного лица.
— «Исчезни, мрачный дух сомненья!»
Посланник неба отвечал:
«Довольно ты торжествовал;
Но час суда теперь настал,
И благо божие решенье!
Дни испытания прошли;
С одеждой бренною земли
Оковы зла с нее ниспали.
Узнай! давно ее мы ждали!
Ее душа была из тех,
Которых жизнь одно мгновенье
Невыносимого мученья,
Недосягаемых утех:
Творец из лучшего эфира
Соткал живые струны их,
Они не созданы для мира,
И мир был создан не для них!
Ценой жестокой искупила
Она сомнения свои....
Она страдала, она любила —
И рай открылся для любви!»
И ангел строгими очами
На искусителя взглянул,
И радостно взмахнув крылами
В сиянье неба потонул.
И проклял Демон побежденный
Мечты безумные свои,
И вновь остался он, надменный,
Один, как прежде, во вселенной
Без упованья и любви!...
5. Завещание (походная) - сл. Лермонтова
Наедине с тобою, брат,
Хотел бы я побыть:
На свете мало, говорят,
Мне остается жить!
Поедешь скоро ты домой:
Смотри ж ... Да что? моей судьбой,
Сказать по правде, очень
Никто не озабочен.
А если спросит кто-нибудь...
Ну, кто бы ни спросил,
Скажи им, что навылет в грудь
Я пулей ранен был;
Что умер честно за царя,
Что плохи наши лекаря,
И что родному краю
Поклон я посылаю.
Отца и мать мою едва ль
Застанешь ты в живых...
Признаться, право, было б жаль
Мне опечалить их;
Но если кто из них и жив,
Скажи, что я писать ленив,
Что полк в поход послали,
И чтоб меня не ждали.
Соседка есть у них одна...
Как вспомнишь, как давно
Расстались!.. Обо мне она
Не спросит... всё равно,
Ты расскажи всю правду ей,
Пустого сердца не жалей;
Пускай она поплачет...
Ей ничего не значит!
6. Вешние воды (шутка) - сл. Рубцова
Я умру в крещенские морозы
Я умру, когда трещат березы
А весною ужас будет полный:
На погост речные хлынут волны!
Из моей затопленной могилы
Гроб всплывет, забытый и унылый
Разобьется с треском,
и в потемки
Уплывут ужасные обломки
Сам не знаю, что это такое...
Я не верю вечности покоя!
http://kollontay.org/fd/works/op19b/score/
Автоаннотация:
http://kollontay.org/fd/works/op19b/score/
Дополнительные материалы:
http://kollontay.org/fd/works/op19b/literature/
Разумеется, неприлично было ставить в архив запись такого качества. Однако трудности
сольной партии таковы, что трудно предвидеть другое исполнение. Исполнение собрано с
нескольких концертов: Москва, Пермь, Челябинск, выбраны и склеены мало-мальски приличные
куски. Говорю при этом о самой записи, а также о состоянии оркестров - каждый раз был
новый оркестр, всё новые репетиции и всё новые трудности.
красоте и сложности партия. Да и оркестры оказались на должном уровне. Спасибо за эту
раритетную запись. Тронута до слез.
странность? Мне тоже кажется, как правильно написала Allaya, полная гармония. Просто
мрачновато, но и слова соответствующие.
правильно написала Allaya, полная гармония. Просто мрачновато, но и слова
соответствующие.
по сути - этакая игра со смертью... Хочется сказать - зачем? Лермонтов,например, писал о
ней спокойно, он знал, что она всего лишь переход... Странное - по сочетанию Лермонтова и
Рубцова. Лексика у них очень несхожая. Или бы уж вокруг Рубцова поискать поэтов, или
вокруг Лермонтова. Я бы так поступил...
после 14 Шостаковича... Это надо быть уверенным в том, что будет круче... Знаете, приезжал
в Красноярск один очень известный сегодня композитор - не буду называть кто. Была с ним
встреча. Он показывает записи сочинений, в том числе последней симфонии и говорит: ` я
хотел написать новую ленинградскую симфонию...` А музычка - так себе... Ну и что? Мы
поулыбались, покривились... Я его уважать стал меньше после этого... Как музыканта,
разумеется. Дядька он хороший.
последней симфонии и говорит: ` я хотел написать новую ленинградскую
симфонию...`...
не слышна, все как сквозь мутное стекло. Очень хотелось бы хорошую запись.
записать. Но не решаюсь сейчас просить Наташу Бурнашеву, уж очень много прошло лет, скажем
так. А о других певицах - не могу себе представить, кто может. Нужен такой огромный
темперамент, и это главное, при феноменальных тесситурных возможностях, вверху си, внизу
фа диез. И текст очень непростой тоже. Когда пишешь по мерке человеку, сложно потом.
сейчас просить Наташу Бурнашеву, уж очень много прошло лет, скажем так. А о других певицах
- не могу себе представить, кто может.
Вот здесь можно послушать: http://classic-online.ru/ru/production/38406
Внизу есть соль - точно, красивое, полное. Думаю, и фа-диез вполне реально.
Соль здесь, во второй части. http://classic-online.ru/ru/production/36695
Я могу рекомендовать Ваше сочинение ей.
Дальше - надо думать, если можно, посмотрите, что тут я скажу. Я Гречко, насколько помню,
видел-слышал у Тани Вымятниной, они что-то репетировали, уж не помню. Совершенно
очаровательная женщина, отличная певица, всё так. Но ведь у нее сопрано? причём,
показалось, довольно лёгкое. Что смыкается Соль - прекрасно, но это у сопрано бывает
вполне. У той же Аллы Аблабердыевой, с которой мы бессчётно работали, та же картина. Но
мне нужна примерно так Брунгильда, которая выкрикивает верхнее `си` как `Ойя-то-хо!!!`. Я
боюсь, что будет совершенно другой коленкор - у Гречко то есть. Если я неправ, то скажите,
пожалуйста, тогда я начну всерьез изучать ее данные. - Эксперимент у нас был с хорошей
певицей Ниной Слепковой (она тут поёт моё одно сочинение, для аналогичного голоса, что и
`К тёмному устью`). У неё довольно высокое меццо, как будто бы то, что надо. Но на
концерте оказалось, что она со страху стала всё высветлять, и опять-таки - звучит
сопранчиком таким. Что совершенно выхолащивает содержательную, звуковую суть сочинения. А
с точки зрения выучивания, конечно, думаю, Гречко могла бы сделать. Но может быть полное
разочарование, боюсь. Там же еще и оркестр не так, чтоб сладкий и прозрачный, а довольно
густой.
Еще раз Вам спасибо!
которая выкрикивает верхнее `си` как `Ойя-то-хо!!!`. Я боюсь, что будет совершенно другой
коленкор - у Гречко то есть. Если я неправ, то скажите, пожалуйста, тогда я начну всерьез
изучать ее данные.
наверху, и мощь как у Брунгильды. В любом случае, если у Вас будут к Оле предложения, я
готов содействовать.
может быть, потому что есть два-три сопранно-теноровых (старых) сочинений, если навскидку,
которые не озвучены. У Брунгильды, кстати, си есть в партии, я потому ее назвал, но си
именно такое, что его надо орать, а не петь.
https://1drv.ms/f/s!AlPGrFlU-QHygmhRPOmb9y-OdTRr
Бурнашеву
помню, у неё только вокальное образование в музыке?
некачественная. Очень жаль, по-моему сочинение суперское, и краски оркестра очень важны,
а тут совсем плохо прослушиваются, удивительно, что певицу хорошо слышно
лучше, чем хорошо
эклектичность , конечно, есть, но это не портит. В 14 ДДШ она тоже есть
портит. В 14 ДДШ она тоже есть
только о слове, конкретный трек Коллонтая не слушал -- это использование разных стилей без
quotation marks, неосознанно, то есть одинаково всерьёз и без дистанции.
в машину. Вот сейчас в старбаксе сижу , уже и идти пора, и чай остыл, не допил, сижу и
слушаю, как чумной
говорю только о слове, конкретный трек Коллонтая не слушал -- это использование разных
стилей без quotation marks, неосознанно, то есть одинаково всерьёз и без
дистанции.
прокомментируете
что-то интересное прокомментируете
треш идет:)
- я из очень большого кризиса вылезал тогда в середине 80х, - что даже такую не-запись
вот выложил в виде отчета. Сейчас Наташу уже я не смогу просить. В Москве таких мецц я не
знаю, чтоб разбиться и записать с риском для голоса. В Питере несколько чудеснейших
молодых певиц учили в моей опере роль Екатерины II, примерно такой же по силе и тесситуре,
может, согласились бы, но как же учить, ехать в Питер и жить там?? Все очень сложно, хотя
записать нормально я бы хотел. Ну хоть какое-то впечатление о музыке есть, и ладно. Это
просто диктофон в зале, да еще и, скорее всего, не московские исполнения (у нас были
гастроли с Наташей, я помню Пермь и Челябинск, может, и еще какие-то города, скорее всего
где-то там так вот записали). Кстати об авторских исполнениях: однажды `К темному устью`
включили в `Моск.осень`, и ... после 2 репетиций, при вполне прилежном оркестре! я
сочинение снял. Ну не моя музыка звучит и всё тут. `Не свой` дирижер, хотя и отличный...
Наташа рассердилась, понятное дело, но это выше моих сил было. В архиве исполнение с точки
зрения оркестра и дирижирования тоже ужас, но всё же `мой` ужас, а не чужой-холодный.
просьбе (концертом назвал я, а что в кавычках - она взяла из Рубцова: всё движется к
тёмному устью, одно стихотворение так у него начинается). Кстати, и большие занятия
Лермонтовым тоже начались с ее повышенного интереса к этому писателю, а вот в Рубцова
погрузил меня Евгений Евгеньевич Нестеренко, попросивший для него написать цикл, я уж тот
цикл давно закончил, а мысли продолжались, и вот сюда заехали.