Исполнители: А.Шишлов, С.Пищугин, А.Галковский, А.Корчагин. Исполняются гимны ЗА ВЫЧЕТОМ №№5,9,11,12. Запись с концерта фестиваля `Московская осень`, 1988.
Я уже как то отписывался по этой пьесе, не поленюсь повториться - просто роскошное письмо! Почему то у всех виртуозов -пианистов лучшая музыка - без рояля.
victormain
(28.09.2012 07:52)
precipitato писал(а):
Я уже как то отписывался по этой пьесе, не поленюсь повториться - просто роскошное письмо! Почему то у всех виртуозов -пианистов лучшая музыка - без рояля.
Ну это, наверное, только сейчас, в фортепианный кризис? Раньше-то порядок был: СВР, Прокофьев, да и ДД.
precipitato
(28.09.2012 07:54)
victormain писал(а):
Ну это, наверное, только сейчас, в фортепианный кризис? Раньше-то порядок был: СВР, Прокофьев, да и ДД.
Не, я про щас)
victormain
(28.09.2012 07:56)
precipitato писал(а):
Не, я про щас)
Ну да, я говорю: тогда правда.
victormain
(28.09.2012 07:57)
victormain писал(а):
Ну да, я говорю: тогда правда.
я И говорю; сорри.
precipitato
(28.09.2012 08:27)
victormain писал(а):
Ну да, я говорю: тогда правда.
На втором РК и 5й Тищенко все закончилось, с тех пор - тольео 2й Коллонтая могу выделить, а разливоны Рябова меня не впечатляют как то.
В этом сочинении никогда так и не были сыграны несколько гимнов, что, впрочем, допустимо. Добиться студийной записи мне тоже не удалось, хотя квартет им.Шостаковича довольно долго имел это сочинение в репертуаре и поиграл его немало. В записи финала получилось не совсем то, чтопредполагалось: звук барабана напрочь перекрыл все остальное, чего все же быть не должнО. Для памяти скажу, что трубами (они стояли на балконе) дирижировал Коля Корндорф. В партитуре предписан еще световой эффект (слепящий свет прожектора в глаза публике) в кульминации, но так ни разу не сделали, насколько я знаю.
victormain
(02.10.2012 08:09)
WARNING! Тем, кто слушает в наушниках! Внутри 32-й минуты сильнейшая перемодуляция на акцентах, берегите уши!
victormain
(02.10.2012 08:22)
victormain писал(а):
WARNING! Тем, кто слушает в наушниках! Внутри 32-й минуты сильнейшая перемодуляция на акцентах, берегите уши!
Уточнил: внутри 33-й минуты.
Наверное, я бы вместо тарелки взял гонг. Но это дело индивидуальное. Вообще же очень лихо, и трубы хороши.
Wustin
(16.01.2013 13:07)
Имел счастье слышать `живьем` это сочинение, позже автор подарил мне запись. Нельзя обойти и столь же выдающихся исполнителей. В их коллекции должна быть также запись прекрасного квартета Александра Балашова, в прошлом участника этого квартета. Уважаемый Андрей Анатольевич, нет ли возможности разместить эту запись в Архиве?
Mikhail_Kollontay
(16.01.2013 15:23)
Wustin писал(а):
Уважаемый Андрей Анатольевич
Саша, а Вы уверены, что Андрюша на форуме? - У меня, к сожалению, записи Балашова той нету, хотя композитор был заслуживающий внимания, очень согласен. мы занимались спасением его архива в очень трудное время. - А с моим квартетом Андрею и товарищам его пришлось очень туго, но и результат прекрасный. Но я не смог уговорить Андрея сделать нормальную запись для диска, так и остался только лайф, увы. Много раз пытался кого-то еще попросить выучить, бесполезно.
Mikhail_Kollontay
(16.01.2013 15:24)
Wustin писал(а):
квартета Александра Балашова
Подозреваю, что надо просто Шишлову позвонить и попросить запись Балашова, в оцифрованном виде, но надежда только на Вас, я раньше лета вряд ли буду.
Mikhail_Kollontay
(16.01.2013 15:30)
Кстати, замечу, что вариант полного названия принадлежит именно Андрею Шишлову. У меня сначала было просто `Похвала` (так и изданы ноты), а он предложил добавить еще два слова, и я не вдруг, но согласился. И уж тогда: Александр Вустин был редактором издания, также и инициатором его.
Wustin
(16.01.2013 19:50)
Mikhail_Kollontay писал(а):
...сделать нормальную запись для диска, так и остался только лайф...
Живые записи как раз часто лучше студийных, тем более эта.
victormain
(16.01.2013 19:57)
Wustin писал(а):
Живые записи как раз часто лучше студийных, тем более эта.
Саша, черкни, пожалуйста, где тебе удобнее, как Марина и как идёт подготовка к январскому концерту?
Wustin
(16.01.2013 19:58)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Саша, а Вы уверены, что Андрюша на форуме?
Не уверен. Я с ним никогда не общался, к сожалению. Кстати, редактором был Сумароков.
Mikhail_Kollontay
(17.01.2013 07:31)
Wustin писал(а):
редактором был Сумароков
Витя тут внезапно объявился, но я не понял, как у него дела с собственно сочинением. Наверное, я действительно перепутал, Саша, простите. Что же мы с Вами-то делали, виолончельную пьесу, наверное, `Чувства злодея в Рожд.сочельник`? Андрея спрошу о записи, если увидимся в Москве.
sir Grey
(17.01.2013 14:00)
victormain писал(а):
WARNING! Тем, кто слушает в наушниках! Внутри 32-й минуты сильнейшая перемодуляция на акцентах, берегите уши!
Что значит `перемодуляция`? Хлопки такие?
Wustin
(17.01.2013 14:11)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Что же мы с Вами-то делали, виолончельную пьесу, наверное, `Чувства злодея в Рожд.сочельник`? Андрея спрошу о записи, если увидимся в Москве.
Мы делали с Вами Ваши фортепианные пьесы, очень хорошие (название сходу не вспомню)- это, кстати, ответ precipitato (см. выше) и наверняка что-то еще. Спасибо за ответ, очень надеюсь, что запись Балашова найдется
Mikhail_Kollontay
(17.01.2013 17:07)
Wustin писал(а):
фортепианные пьесы
А, да! вот их Витя и хочет опять издавать, с прибавлением еще двух, неизданных. Там идея - издавать факсимильно, рукописи, а у меня уже 20 лет только компьютер. Поэтому почти нет вариантов.
victormain
(17.01.2013 23:32)
sir Grey писал(а):
Что значит `перемодуляция`? Хлопки такие?
Частотные искажения вследствие переизбытка звукового сигнала.
Wustin
(18.01.2013 02:30)
Mikhail_Kollontay писал(а):
...20 лет только компьютер.
а я сохраняю черновики, по ним выправляю ошибки, всегда неизбежные.
Mikhail_Kollontay
(18.01.2013 05:15)
Wustin писал(а):
а я сохраняю черновики, по ним выправляю ошибки, всегда неизбежные.
У меня черновых давно нет, сразу беловые были рукописи, а потом сразу набор на компьютере стал. Раньше я сначала карандашом бледно писал, потом обводил тушью, и затем стирал этот карандаш. Но, наверное, у нас очень разная и технология самой работы в творчески-техническом смысле. Мне однажды пришлось в рекордные сроки написать некое сочинение для концерта (`К темному устью`), было невозможно писать черновики. Мы тогда жили далеко от центра, в метро и автобусах я продумывал, а потом просто записывал. И эта экстремальная работа меня изменила, в сторону детальной подготовки перед записыванием.
victormain
(18.01.2013 05:36)
Mikhail_Kollontay писал(а):
У меня черновых давно нет...
Без черновиков практически тоже работаю. Только если что-то рассчитать в полифонии и полипространстве нужно - прикидываю, но не сохраняю. Маленькая стопочка есть невошедших разных штук; что-то пригодилось, что-то пока нет.
Wustin
(18.01.2013 13:19)
Mikhail_Kollontay писал(а):
И эта экстремальная работа меня изменила, в сторону детальной подготовки перед записыванием.
Я даже в эстремальных ситуациях не могу без черновиков. А Денисов, например, писал только карандашом, потом переснимал.
Andrew_Popoff
(18.01.2013 14:29)
Wustin писал(а):
Я даже в эстремальных ситуациях не могу без черновиков. А Денисов, например, писал только карандашом, потом переснимал.
Я тоже не могу без черновика. Иногда ведь вначале какие-то отдельные куски возникают, между которыми выстраиваются отношения. Это может вообще быть кода или что-то из середины, а часто вообще отбраковывается. А потом, когда все уже определится, тогда в компьютер. А в докомпьютерную эру также, как МК. Сначала карандашом, потом чернилами или тушью.
Wustin
(18.01.2013 15:28)
victormain писал(а):
Маленькая стопочка есть невошедших разных штук; что-то пригодилось, что-то пока нет.
Это - черновики к черновику!
Mikhail_Kollontay
(18.01.2013 15:45)
Andrew_Popoff писал(а):
вначале какие-то отдельные куски возникают, между которыми выстраиваются отношения. Это может вообще быть кода или что-то из середины, а часто вообще отбраковывается.
Вот это загадочное, чего я не могу совсем. Музыка сочиняется строго от начала до конца, притом в мельчайших деталях фактуры. Я буквально только один случай могу вспомнить, когда пришлось сделать иначе: когда заказывали оперу, потребовали кусок музыки из конца на пробу. Я показал первые 50 страниц партитуры (писать клавир или дирекцион я тоже не умею), но - меня не поняли. Тогда пришлось себя уговорить сочинить и показать фрагмент из-ближе-к-концу. Но теперь в этом месте вечный шов, во всяком случае, в моём восприятии - там, где надо было вводить сочиненное ранее.
Wustin
(18.01.2013 16:02)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Вот это загадочное, чего я не могу совсем. Музыка сочиняется строго от начала до конца, притом в мельчайших деталях факта.
В идеале так и должно быть - увидеть все сразу.
Mikhail_Kollontay
(18.01.2013 16:22)
Wustin писал(а):
В идеале так и должно быть - увидеть все сразу.
У меня другое ощущение: люди ходят и смотрят на план строящегося здания, а я только на брюхе могу ползать и землю грызть, как один известный персонаж.
Andrew_Popoff
(18.01.2013 16:44)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Вот это загадочное, чего я не могу совсем. Музыка сочиняется строго от начала до конца, притом в мельчайших деталях фактуры.
Это так, когда пишется партитура начисто. Но до этого нечто уже как-то должно выстроиться в голове и запечатлеться в виде каракулей в черновике. И есть жанры, в которых я даже не могу представить себе, как можно сочинять от первой до последней ноты последовательно. Практически все полифонические жанры и серийная техника.
Andrew_Popoff
(18.01.2013 16:51)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Но теперь в этом месте вечный шов, во всяком случае, в моём восприятии - там, где надо было вводить сочиненное ранее.
Надо было выкинуть и сочинить заново. Это нормально и естественно. Чистовик часто очень сильно от черновика отличается.
Mikhail_Kollontay
(18.01.2013 16:53)
Andrew_Popoff писал(а):
есть жанры
То есть, видимо, подтверждается, что у всех по-разному... И у композиторов прошлого тоже: у Бетховена записные книжки, у Мусоргского нет черновых. Не знаю, а интересно, как Бах работал - может, кто знает? Из моих друзей - у Котова нескончаемый поток черновых, Рябов все играл, в том числе друзьям, а потом уже записывал, и еще я не уверен, что всегда записывал. А поскольку мне пришлось пропустить много кандидатов на прием в СК, поделюсь опытом - часто встречается и такое: нотная бумага расчерчена вперед до конца тетрадки по 4 такта, каждый такт на 4/4, и, призвав вдохновение - вперед! Потом жирная черта, сочинение закончено, но расчерченные пустые такты продолжаются и продолжаются!
Mikhail_Kollontay
(18.01.2013 16:59)
Andrew_Popoff писал(а):
Надо было выкинуть и сочинить заново. Это нормально и естественно. Чистовик часто очень сильно от черновика отличается.
Увы, это тоже уже было невозможно, как бы Вы правы не были. (Второй раз то же самое - тоже страшная проблема, о чем напишу ниже.) И опять-таки, это был ведь не черновик, а полностью оформленный кусок партитуры. Второй раз мне пару раз пришлось сочинить, когда пропадал файл (я набираю в программе SCORE, где 1 файл - 1 страница, а иногда и несколько файлов на страницу). Последнее, что помнится - это хрюкнул компьютер (сгорел блок питания) вместе с только что написанной страницей. Как ни пытался повторить - не мог. И попал вместо `до минора` в `си минор`. Это во 2-м фп концерте, в финале. И опять-таки там шов получился, каждый раз на этом месте тоже, как в опере, по живому резано.
Andrew_Popoff
(18.01.2013 17:01)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Не знаю, а интересно, как Бах работал - может, кто знает?
Меня тоже это всегда занимало. Это кажется необъяснимой загадкой, при таком количестве опусов. Возможно, все эти сложнейшие соотношения вертикали и горизонтали он видел сразу и отчетливо. Что-то вроде способности некоторых людей за секунды сложнейшие математические вычисления в голове производить. Иначе объяснить невозможно. И, увидев все целиком, уже садился записывать - от первой до последней ноты.
Mikhail_Kollontay
(18.01.2013 17:09)
Andrew_Popoff писал(а):
увидев все целиком
У меня есть друг - математик и музыкант, который и сайт мой сконструировал. Он фундаментально, как бы `с начала` знает многие вещи в том числе в музыке, так вот, он сказал, что Бах имел такую способность: глядя на тему [потенциальной фуги], говорил: эта тема имеет [17] вариантов полифонических соединений. ДРУГИЕ ВАРИАНТЫ НЕВОЗМОЖНЫ. - И вот в видении этой невозможности, по словам моего друга, и содержится недостижимая `счётная` гениальность. - Где он это вычитал, не знаю. В таком варианте, конечно, смешно говорить о расчете индексов и прочем. ЮМБуцко о Моцарте выражается так: он знал [число]... - Наверное, такие наблюдения как-то подтверждает мысль о том, что музыка - явление типологичесвие вневременнОе. Композитор такого надзвёздного уровня видит одномоментно всю сложнейшую балансировку сочинения.
bubusir
(19.01.2013 01:28)
Безусловно , сочинение выдающееся . Введение в струнный квартет ударных и труб производит колоссальное впечатление !
Вопрос к автору : почему все Ваши сочинения ( те , которые я слышал во всяком случае ...) так безумно сложны технически , и физически , такой вот тест на выносливость ? Это само собой так получается , или Вы ставите перед собой такие задачи ?
Просто меня этот вопрос сейчас очень волнует
Wustin
(19.01.2013 02:20)
Mikhail_Kollontay писал(а):
У меня другое ощущение: люди ходят и смотрят на план строящегося здания, а я только на брюхе могу ползать и землю грызть, как один известный персонаж.
Эта запись опровергает Ваше ощущение.
Mikhail_Kollontay
(19.01.2013 09:07)
bubusir писал(а):
почему все Ваши сочинения ( те , которые я слышал во всяком случае ...) так безумно сложны технически , и физически
Вы правильный, конечно, ставите вопрос, и я не очень знаю ответ. Могу только предполагать, в этом ключе и попробую ответить. Причиной, наверное, тому то, что я также и пианист. Вот часть острых вопросов, интересовавших моего школьного педагога Игоря Константиновича Шведова (сына, кстати, весьма известного церковного композитора Константина Шведова, а сын его - Дмитрий - имеет страничку в нашем архиве, работает много лет в `Концертино`):
- что такое движение? заторможенное мышление (он приводил цитаты от известнейших физиологов и философов)?
- почему ухо - орган балансировки, и как, получая удовлетворение от слушания музыки, мы связываем его с математическими ее структурами, и при чем тут вестибулярный аппарат?
- рука пианиста анатомически соответствует крылу птицы, которое не так использует силу, как рефлекторно-тактильно подстраивается к воздушным атмосферным потокам, которые равны в таком случае ф-ной клавиатуре;
- я могу продолжать, а, что я безуспешно пытаюсь тут выразить - все же основа музыкального мышления, которая приходит к нам (музыкантам!) ТАКТИЛЬНЫМИ путями. В этом же смысле, и еще куда более изощренно, глухие умеют слышать музыку пальцами, кладя их на крышку фортепиано (а Бетховен зажимал палочку в зубы и засовывал палочку внутрь инструмента). Отсюда, может быть, следуют исполнительские сложности романтиков, что особенно эстетически выражено у Шопена. Одно слушание его музыки - только часть информации. Я даже склонен ощущать, что главное содержание его музыки - упрощенно выражаясь, массаж! Конечно, я шучу - не грубый чувственный процесс, и не физиотерапия. Но скажу одну для мужчины удивительную вещь: одна моя студентка мне говорила. что она регулярно получает полноценный физиологический оргазм, `лаская` клавиши рояля, будь то концерт или просто тренинг! Может быть, женщинам это понять проще, некоторые из них говорили - да. Смешно, но факт. Разумеется, чувственный подход в таком плане мне совершенно недоступен, но вот то, каким образом Шопен каждый раз ищет новые формы, если хотите, новые `любовные позы` для рук - это содержательно и информативно. А не просто интересно как упражнение, нет, это именно эмоционально-содержательно.
И интересно, как с кистью взаимодействует художник, кстати.
У меня что-то такое началось, в явной и осознанной форме, не с самого начала, но вот в органной Трио-симфонии 1986 года уже совершенно явно и даже слишком акцентированно. Саша Фисейский. который попросил меня что-то написть для него, когда-то занимался каратэ, и вот пригодились старые навыки, как я думаю. Там немыслимые `упражнения` и для рук, и, особенно, в педали. Кроме Саши, больше это играть никто и не пытается - хотя в былые годы, когда АФ очень много играл опус по разным странам, это сочинение у органистов стало, как я слышал, `легендарным` - ездили специально послушать, КАК Фисейский эти невероятия будет играть. Так вот, там не тело следует за лепкой, а наоборот, музыка как бы облепляет физические движения, специальным и умышленным образом устроенные. (В записи, которая тут есть, Саша уж очень затормозил всю послекульминационную зону, но тут у нас с ним не сходятся точки зрения, ничего не мог поделать).
Нечто подобное есть и в моей музыке для струнных. Есть очень близкая и дорогая мне скрипачка Лена Денисова, которая сыграла почти всё, что у меня есть для скрипки, и, к слову, тоже очень продирижировал ее муж Алеша Корниенко, мы планируем и дальше много чего. Но у Денисовой на уровне какого-то личного `задания`, что ли, тут было много лет, о чем даже писать больно - достаточно сказать, что однажды Лена сыграла мое сочинение с только что сломанным мизинцем левой руки - представьте себе это физически... и даже еще страшнее было. Но вот у меня нет аналогичного (да и быть не может) с альтистами, виолончелистами, контрабасистами - и сочинения для этих инструментов или не исполнены, или не исполнены достойно. Да и с духовыми всё не так гладко. Мой однокурсник, скажем - весьма известный человек, Слава Лупачев - играл верхнее `си`, а теперь я и `ля` уже не могу добиться. А увидев верхнее `до` (по письму) кларнета - кларнетист как-то раз начал просить показать ему аппликатуру. - Я веду к тому, что не так моя музыка трудна, как требует настоящего профессионализма и большой доли самоотверженности. = Простите за длиннейшее повествование. надеюсь, что Вы хотя бы не читали подробно. Я сказал все равно только, ну, десятую долю того, что хотел.
bubusir
(19.01.2013 10:55)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Я сказал все равно только, ну, десятую долю того, что хотел.
Я не только прочитал подробно , а очень подробно , и с удовольствием прочитал бы
спасибо за комментарий !
bubusir
(19.01.2013 10:56)
bubusir писал(а):
и с удовольствием прочитал бы
и у довольствием прочитал бы еще !
Maxilena
(19.01.2013 19:45)
bubusir писал(а):
и у довольствием прочитал бы еще !
А я не только прочитала, но и сохранила в своих записках по форуму. И еще как бы почитала еще!
Andreewa
(19.01.2013 20:03)
bubusir писал(а):
и у довольствием прочитал бы еще !
Сегодня очень интересно на форуме, столько интересного узнаешь ))))
balaklava
(19.01.2013 20:28)
Mikhail_Kollontay писал(а):
...музыкального мышления, которая приходит к нам (музыкантам!) ТАКТИЛЬНЫМИ путями...
Как то листал одну изотерическую книжонку, в котором говорилось о музыкальной терапии и другой чепухе. Так вот, запомнился такой пример: один известный хирург перед операцией включал Моцарта, но не для того чтобы его послушать, а для того,чтобы `искупать` свои руки в исходящих из динамика вибрациях...
bubusir
(19.01.2013 21:18)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Я веду к тому, что не так моя музыка трудна, как требует настоящего профессионализма и большой доли самоотверженно
Попытаюсь продолжить эту тему ...Что я могу сказать ---с этими словами ( приведенными в цитате... ) трудно не согласиться
Другой вопрос---а надо ли от исполнителя действительно требовать самоотверженности в плане высочайшей физической нагрузки и больших затрат личного времени ?
Объясню свой вопрос ---не секрет , что высочайший профессионализм как раз познается в простых вещах . Мол , а сыграй-ка ровно вот эти несколько нот...А фиг сыграешь ! А сыграй-ка эту фразу со всеми динамическими и агогическими оттенками , которые выписал в нотах автор ! А оказывается , что вроде и нечего играть , а ---трудно !! я в своей композиторской практике постоянно с таким сталкиваюсь...То есть вещь не требует совсем самоотверженности , а вот профессионализма-то настоящего и не хватает !
Но я все-таки уже имел в своей жизни счастье ( я еще относительно молод ) , когда исполнитель абсолютно адекватно , скрупулезно ( и при этом творчески ! ) прочитывал мой текст ( если хотите , я в личке Вам вышлю таковой пример )
Другой пример ---есть один композитор на Л. , довольно у нас популярный в среде молодежи , его даже называют ` гением ` ( впрочем , кого только так не называют...) , который иногда пишет ( на компьютере ) совсем не -исполнимые вещи . И когда у исполнителя не получается , то обвиняет он во всем исполнителя !
Как-то он меня встречает и говорит , мол , ему нравится , как я играю , и он для меня ` делает сонату ` ( так и сказал ))) . Ну , я говорю, мол , отлично , жду...
Через некоторое время он приносит мне сонату , а там следующее---довольно виртуозная , насыщенная партия фортепиано , и партия виолончели , которая все время в середине фактуры , как педаль , подзвучка...Причем в этой фактурной материи , встречаются вещи, абсолютно неиграбельные , где кострубатось и фальшь практически неизбежны , или ,допустим , встречаются интервалы , как ` ми большой октавы--- си малой ` ,тянущаяся нота...
я играть отказался ...Но потом ее играли , в архиве запись есть ( я отошлю ее Вам в личном сообщении ) , играл очень хороший пианист , хорошая виолончелистка ...Естественно , партия влч существенно исполнительница отредактировала , тем не менее , я остался при своем мнении
К чему я веду ?
Настоящий профессионализм может проявляться и в ` простых ` вещах , и отнюдь настоящий профессионализм не всегда идет в паре с самоотверженностью , а также с физической огромной нагрузкой и страданием , скорее , даже наоборот...
Вот такая у меня мысль , интересно прочитать Ваш ответ , произведение , которое я описал , вышлю Вам в личке...
ak57
(19.01.2013 21:46)
bubusir писал(а):
...Вот такая у меня мысль , интересно прочитать Ваш ответ , произведение , которое я описал , вышлю Вам в личке...
Произведение, которое Вы описали, вычисляется довольно легко. Дать ссылку?
victormain
(19.01.2013 22:19)
Золтан, а что такое `кострубатось`?
bubusir
(19.01.2013 23:10)
victormain писал(а):
Золтан, а что такое `кострубатось`?
Виктор , извините , я случайно употребил украинское слово ))
Это имеется ввиду-- ` неуклюжесть , угловатость `
victormain
(19.01.2013 23:18)
bubusir писал(а):
Виктор , извините , я случайно употребил украинское слово ))
Это имеется ввиду-- ` неуклюжесть , угловатость `
Так чего извиняться, супер, я просто этого слова не знал) Спасибо.
bubusir
(20.01.2013 00:21)
ak57 писал(а):
Произведение, которое Вы описали, вычисляется довольно легко. Дать ссылку?
А чё не дали ссылку ? )
Пожалуй , я сам дам :
http://classic-online.ru/ru/production/26581
( кстати , переслушав вновь , изменил несколько предвзятое свое отношение к этой пьесе , очень достойная работа )
Извините , Михаил , что в Вашей теме невольно возникла тема другого композитора , предлагаю вопросы касательно композитора на Л. обсуждать на его ветке , заодно и возбуждая интерес к этой музыке ))
Andrew_Popoff
(20.01.2013 00:38)
bubusir писал(а):
Настоящий профессионализм может проявляться и в ` простых ` вещах , и отнюдь настоящий профессионализм не всегда идет в паре с самоотверженностью
Золтан, я тут полностью согласен. Но вспоминается, как Ростропович на мастер-классе рассказывал о работе с ССП над концертом-симфонией. Он там увидел в одном месте очень неудобное соло трубы. И сказал об этом Прокофьеву. Тот засмеялся и сказал: так я того и хочу! Представь, как он будет выглядеть - щеки надуты, морда красная!
:)
Кстати, тут есть видео этого мастер-класса.
http://classic-online.ru/ru/production/35113
С 14.30
Mikhail_Kollontay
(20.01.2013 08:22)
bubusir писал(а):
продолжить
Конечно, писать неисполнимые вещи - это совсем не то, что я имел в виду. Когда Денисова принялась учить мои скрипичные каприсы (только спустя лет 15 после их написания отважилась), я сказал: Лена, там как бы недоработанный текст, потому что я надеялся, что неиграемые вещи мы с Вами сядем и откорректируем вместе. Как бы ни было, я же не скрипач, хотя скрипку даже брал в руки, чтоб проверить кое-что. - Нет, сказала, Лена, в том и проблема, что у тебя, как и всегда, именно всё исполнимо, К СОЖАЛЕНИЮ. - И ни ноты не исправили, и даже штрихи, которые сначала не выходили, вместе работая, наладили (быстрое стаккато смычком вниз, но не рикошетное). Если вернуться назад, и я прошу прощения, что говорю о самом себе, то обычно трудности-то больше не технические, а психологические. Проблема в том, что текст выглядит традиционно, но не читается с листа никак. В ф-ном варианте, пока не распихаешь пальцы по клавишам и физически не поймешь, как они там располагаются, ничего не сыграешь даже глядя в ноты. То же и с виолончельной, скажем, музыкой и со всякой другой. Не работают готовые исполнительские паттерны - так, что ли это выразить.
До Вами рекомендованной музыки пока не добрался. С этим у меня очень трудно, я сразу слушать не могу, у меня по слушанию много долгов, прошу прощения. Я постараюсь с долгами разобраться в близкие недели, может быть, примерно через месяц, условно говоря, горизонт очистится. Оптимистично - потому что каникулы тут начались у нас, вернее, начинаются на днях.
Вещи, которые Вы упоминаете составной частью профессионализма, так высоки, что в реальной жизни мне даже не приходится обсуждать их. Люди просто вообще не обращают внимания на темпы, агогику, фразировку и т.д., думают, что если хоть как-то играют написанные ноты в похожем ритме, это предел желаний и даже мечтаний. Что не только современной музыки касается.
Но писать виолончели дуодециму - это экстаз. Мы думать должны на уровне реального понимания хотя бы аппликатуры и штрихов, а тут...
Лунева я знаю как автора `Тутти`, сочинение яркое, но партитуру не видел, ничего сказать не могу. Конечно, одаренный, профессиональный человек. Так что удивительно. Что-то еще попадалось, но впечатлило меньше - не помню, что оно было. Я так понимаю, что он постарше, а времена были такие, когда уже за то спасибо, что люди серьезно работать продолжали, да еще остались жить в Украине. Во всяком случае, в России провал в определенных генерациях - совершенно реальный. Это еще так повезло, что в моем поколении (рожд. начало 50-х) много людей, ну, кто-то уехал, кто-то умер, кто-то бросил это дело, но все же есть хотя бы кем=чем сеять грядку дальше.
Я думаю, Вы меня понимаете - совершенно не стремлюсь к сложности как к таковой, но у меня уже давно сложилось полнейшее робинзонство, я пишу исключительно для себя, музыку мою не играют, играть не будут, и, в целом глядя, она никому не нужна совершенно точно. Поэтому адресатом моего `творчества` является только мое личное удовольствие. Изредка находятся, единично, люди, которым оно интересно исполнительски, ну, конечно, просим-просим, очень рад. Но то частные случаи, а социального значения я ни малейшего себе не придаю, поэтому считаю возможным делать то, что считаю нужным никого не спрашивая. Да иначе и не могу. В конце же концов я так думаю, что если сочинение записано аудио, этого вполне достаточно. Оно уже существует, кто хочет, может слушать. (Но если аудио нет - можно считать, что сочинение и не сочинено, ибо без меня все равно никто не будет играть, а если и будет, то его мать родная не узнает - проверено.) Да, один раз кто-то страшно напряжется (если имеет для этого какой-то мотив), но все прочие могут совершенно не задумываться на эту тему, поскольку дело уже сделано. В эпоху звукозаписи и интернета нет никакой нужды играть еще и еще.
Mikhail_Kollontay
(20.01.2013 08:24)
balaklava писал(а):
`искупать` свои руки в исходящих из динамика вибрациях
А интересно. Только вряд ли эзотерично, или это просто так надеюсь.
Mikhail_Kollontay
(22.04.2017 09:46)
Более полноценно звучащие wav-файлы: https://1drv.ms/f/s!AlPGrFlU-QHygxRRPOmb9y-OdTRr , впрочем, они сделаны с копии на шипучей кассете, а оригиналы должны храниться на радио в Москве.
rdvl
(22.04.2017 10:45)
Mikhail_Kollontay писал(а):
они сделаны с копии на шипучей кассете,
Шипучая кассета звучит приятнее этой цифири.
Mikhail_Kollontay
(22.04.2017 11:04)
rdvl писал(а):
Шипучая кассета звучит приятнее этой цифири.
И вправдку непонятки. Мне всегда было наплевать на звук записи, дома была монорадиола, вплоть до начала 90-х годов. Нисколько не мешало. И моим коллегам-соработникам-приходанам тоже. А искусственые всякие препарации способны привести в ярость. Слушаешь допотопные записи Синодального хора и архидиакона Константина Розова, и изумляешься звуку, строю, тембру и т.д. при том, что начало 20 века.
romkotkas
(19.10.2018 08:41)
Очень нравится. В Вашей музыке есть страсть. Можно слушать и переслушивать.
Mikhail_Kollontay
(07.05.2019 13:42)
Сегодня Андрея Шишлова день. Вечная память (в этом году как раз и радоница сегодня же). Я очень ему благодарен и самые теплые воспоминания храню, не знаю, за что Андрюша так ко мне хорошо относился. Есть что вспомнить.
Zoltan
(05.05.2020 23:33)
Невероятно сильное впечатление!
Спустя несколько лет переслушал, и еще больше да
Получается, у меня сегодня день музыки Коллонтая (и по совместительству день похода в лес. Я сегодня психанул и пешком к лесу 5 километров, и потом еще столько примерно вглубь, и потом назад соответственно столько. Транспорт не ходит, своего не имею, и даже велосипеда нет, а пригодился бы сейчас, ох)
Mikhail_Kollontay
(06.05.2020 02:19)
Zoltan писал(а):
Невероятно сильное впечатление!
Спустя несколько лет переслушал, и еще больше да
Получается, у меня сегодня день музыки Коллонтая (и по совместительству день похода в лес. Я сегодня психанул и пешком к лесу 5 километров, и потом еще столько примерно вглубь, и потом назад соответственно столько. Транспорт не ходит, своего не имею, и даже велосипеда нет, а пригодился бы сейчас, ох)
Только несколько частей что потруднее так и не сыграно... Я договорился на новую запись, но теперь пауза как минимум...
Mikhail_Kollontay
(06.05.2020 03:23)
Zoltan писал(а):
Невероятно сильное впечатление!
Спустя несколько лет переслушал, и еще больше да
Получается, у меня сегодня день музыки Коллонтая (и по совместительству день похода в лес. Я сегодня психанул и пешком к лесу 5 километров, и потом еще столько примерно вглубь, и потом назад соответственно столько. Транспорт не ходит, своего не имею, и даже велосипеда нет, а пригодился бы сейчас, ох)
Послушайте, а не опасно ли хожить в такую глыбь в такой ситуации? может, не надо? кто там в этом лесу сейчас может обитать, какие фармазоны, что знает.
Zoltan
(06.05.2020 17:19)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Послушайте, а не опасно ли хожить в такую глыбь в такой ситуации? может, не надо? кто там в этом лесу сейчас может обитать, какие фармазоны, что знает.
Кстати, именно в глыбь и безопаснее!
Фармазоны - они ближе к краю, там, где загажено особенно. Проскочишь эту зону, а там уже и не страшно
Mikhail_Kollontay
(07.05.2020 01:06)
И вот как раз сегодня память Андрюши Шишлова, 1 скрипача и заводилы. 7 мая.
victormain
(07.05.2020 06:33)
Mikhail_Kollontay писал(а):
И вот как раз сегодня память Андрюши Шишлова, 1 скрипача и заводилы. 7 мая.
Переслушал. По-прежнему изумительно.
Mikhail_Kollontay
(07.05.2020 08:10)
victormain писал(а):
Переслушал. По-прежнему изумительно.
Витя, пожалуйста, научите науке - как Вы умудряетесь слушать? Мне душу мозолит сочиняемое - даже если не занимаюсь собственно этим делом. А когда нет, рвут на части дела разного рода, опять-таки ничего слушать невозможно. - Всю жизнь мучаюсь с этим, никогда не могу освободить уши и все головы эти многочисленные.
Mikhail_Kollontay
(07.05.2020 08:56)
Кстати, я вспомнил - большой, конечно, давности - критику Валеры Котова. Он сказал, что как бы усеченные заключения многих частей - жеманство. Я хоть и попривык за десятилетия, но, нахожу, это тонкое замечание. Больше никакой интересной критики не упомню. А положительных реакций было немало, Задерацкий, Губайдулина что-то такое ободрительно говорили, а ярче всех Михаэль Иосифович Ройтерштейн - `я думал, квартет пишется для пяти, а оказалось, что для восьми` (подоплека такая: там в конце ударник и три трубы, МИ слышал два раза, в первый раз пришел только ударник в фойе, а во второй еще и трубы залезли на балкон, причем Коля Корндорф им там дирижировал, а я ударнику). -- Еще запомнилось, как играли в Питере, ударник из Мариинки принес с собой такоооой треугольник, такого звука и красоты, что я все остальное забыл. Оказалось, это еще чуть не царских времен знаменитый инструмент с неизвестным вот таким звуковым секретом).
Андрюша приснопоминаемый, вечная тебе память! сегодня дома литию по нём спел. - Мы с ним около консерватории случайно встретились не так много лет назад, у него уже руки ходуном от паркинсона, и говорит - Миша, мечтаю, когда умру, чтоб сыграли на гражд.панихиде 8-ю часть. Ох как же лестно такое слышать. И как обидно, что поленились сделать нормальную запись - Андрей комплексовал, что не в состоянии уразуметь прочие части, а не целиком записывать считал несолидным...
Еще с ним воспоминание. Там же есть гитарные приемы игры. Написано: большая дробь. Ни он, ни другие не понимают. Объясняю - тоже не понимают. В итоге сует мне своего Гварнери и говорит - давай покажи. Ну я показал. Звук был адский, Шишлов принялся исследовать весь ли лак остался на месте... (Это еще поищи, чтоб свой драгоценный инструмент чужому в руки, да еще композитору!!)
victormain
(09.05.2020 11:44)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Витя, пожалуйста, научите науке - как Вы умудряетесь слушать? Мне душу мозолит сочиняемое - даже если не занимаюсь собственно этим делом. А когда нет, рвут на части дела разного рода, опять-таки ничего слушать невозможно. - Всю жизнь мучаюсь с этим, никогда не могу освободить уши и все головы эти многочисленные.
Миша, я не так уж много слушаю. Но сейчас я очень мало сплю - часа по 3-4 ночью всего, днём час досыпаю - и времени больше, вот и... Опус этот Ваш - шедевр совсем. И играют изумительно. Да, а вообще - я даже новые выкладки Уэббера стараюсь смотреть в Ютубе, еженедельные, они замечательны. Ну, пока меня хватает, один опус закончил только что, Новую Мессу, 2-й дописываю (последние страницы партитуры), 3-й в уме и 4-й в зачатке, сегодня как раз записал последнюю стр, а 1-х пока нет. Как с цепи сорвался, сам не понимаю - откуда. Но вот Страшный Двор Монюшко до сих пор целиком не посмотрел, а скачал ведь недавнюю трансляцию. Так что нет в мире совершенства. Да, и я спокойно пишу партитуры (когда в голове уже всё готово) под чужую музыку или кино. Вот и успеваю.
Mikhail_Kollontay
(09.05.2020 12:26)
victormain писал(а):
Миша, я не так уж много слушаю. Но сейчас я очень мало сплю - часа по 3-4 ночью всего, днём час досыпаю - и времени больше, вот и... Опус этот Ваш - шедевр совсем. И играют изумительно. Да, а вообще - я даже новые выкладки Уэббера стараюсь смотреть в Ютубе, еженедельные, они замечательны. Ну, пока меня хватает, один опус закончил только что, Новую Мессу, 2-й дописываю (последние страницы партитуры), 3-й в уме и 4-й в зачатке, сегодня как раз записал последнюю стр, а 1-х пока нет. Как с цепи сорвался, сам не понимаю - откуда. Но вот Страшный Двор Монюшко до сих пор целиком не посмотрел, а скачал ведь недавнюю трансляцию. Так что нет в мире совершенства. Да, и я спокойно пишу партитуры (когда в голове уже всё готово) под чужую музыку или кино. Вот и успеваю.
Орёл, Витя. Насчёт продуктивности, думаю, время яблонька гнуть ветки до земли. Как раз в таком саду потрудился в Оптином скиту, и диву давался. Столько плодов! Так что ура, двигайте! двигайтесь! Я спать перестал совсем вот, просто через час-другой иду опять писать... Раньше слушать под писание иногда мог, теперь уже нет, мозг не тот.
Почему то у всех виртуозов -пианистов лучшая музыка - без рояля.
поленюсь повториться - просто роскошное письмо! Почему то у всех виртуозов -пианистов
лучшая музыка - без рояля.
Раньше-то порядок был: СВР, Прокофьев, да и ДД.
кризис? Раньше-то порядок был: СВР, Прокофьев, да и ДД.
правда.
сорри.
и 5й Тищенко все закончилось, с тех пор - тольео 2й Коллонтая могу выделить, а разливоны
Рябова меня не впечатляют как то.
http://kollontay.org/fd/works/op22/score/
Автоаннотация:
http://kollontay.org/fd/works/op22/op22_ann.txt
Дополнительно:
http://kollontay.org/fd/works/op22/literature/
В этом сочинении никогда так и не были сыграны несколько гимнов, что, впрочем, допустимо.
Добиться студийной записи мне тоже не удалось, хотя квартет им.Шостаковича довольно долго
имел это сочинение в репертуаре и поиграл его немало. В записи финала получилось не совсем
то, чтопредполагалось: звук барабана напрочь перекрыл все остальное, чего все же быть не
должнО. Для памяти скажу, что трубами (они стояли на балконе) дирижировал Коля Корндорф. В
партитуре предписан еще световой эффект (слепящий свет прожектора в глаза публике) в
кульминации, но так ни разу не сделали, насколько я знаю.
акцентах, берегите уши!
32-й минуты сильнейшая перемодуляция на акцентах, берегите уши!
минуты.
Наверное, я бы вместо тарелки взял гонг. Но это дело индивидуальное. Вообще же очень
лихо, и трубы хороши.
и столь же выдающихся исполнителей. В их коллекции должна быть также запись прекрасного
квартета Александра Балашова, в прошлом участника этого квартета. Уважаемый Андрей
Анатольевич, нет ли возможности разместить эту запись в Архиве?
уверены, что Андрюша на форуме? - У меня, к сожалению, записи Балашова той нету, хотя
композитор был заслуживающий внимания, очень согласен. мы занимались спасением его архива
в очень трудное время. - А с моим квартетом Андрею и товарищам его пришлось очень туго, но
и результат прекрасный. Но я не смог уговорить Андрея сделать нормальную запись для диска,
так и остался только лайф, увы. Много раз пытался кого-то еще попросить выучить,
бесполезно.
надо просто Шишлову позвонить и попросить запись Балашова, в оцифрованном виде, но надежда
только на Вас, я раньше лета вряд ли буду.
сначала было просто `Похвала` (так и изданы ноты), а он предложил добавить еще два слова,
и я не вдруг, но согласился. И уж тогда: Александр Вустин был редактором издания, также и
инициатором его.
так и остался только лайф...
эта.
более эта.
подготовка к январскому концерту?
форуме?
Сумароков.
объявился, но я не понял, как у него дела с собственно сочинением. Наверное, я
действительно перепутал, Саша, простите. Что же мы с Вами-то делали, виолончельную пьесу,
наверное, `Чувства злодея в Рожд.сочельник`? Андрея спрошу о записи, если увидимся в
Москве.
32-й минуты сильнейшая перемодуляция на акцентах, берегите уши!
`перемодуляция`? Хлопки такие?
пьесу, наверное, `Чувства злодея в Рожд.сочельник`? Андрея спрошу о записи, если увидимся
в Москве.
вспомню)- это, кстати, ответ precipitato (см. выше) и наверняка что-то еще. Спасибо за
ответ, очень надеюсь, что запись Балашова найдется
опять издавать, с прибавлением еще двух, неизданных. Там идея - издавать факсимильно,
рукописи, а у меня уже 20 лет только компьютер. Поэтому почти нет вариантов.
такие?
сохраняю черновики, по ним выправляю ошибки, всегда неизбежные.
всегда неизбежные.
сразу набор на компьютере стал. Раньше я сначала карандашом бледно писал, потом обводил
тушью, и затем стирал этот карандаш. Но, наверное, у нас очень разная и технология самой
работы в творчески-техническом смысле. Мне однажды пришлось в рекордные сроки написать
некое сочинение для концерта (`К темному устью`), было невозможно писать черновики. Мы
тогда жили далеко от центра, в метро и автобусах я продумывал, а потом просто записывал. И
эта экстремальная работа меня изменила, в сторону детальной подготовки перед
записыванием.
черновиков практически тоже работаю. Только если что-то рассчитать в полифонии и
полипространстве нужно - прикидываю, но не сохраняю. Маленькая стопочка есть невошедших
разных штук; что-то пригодилось, что-то пока нет.
в сторону детальной подготовки перед записыванием.
не могу без черновиков. А Денисов, например, писал только карандашом, потом переснимал.
черновиков. А Денисов, например, писал только карандашом, потом переснимал.
могу без черновика. Иногда ведь вначале какие-то отдельные куски возникают, между которыми
выстраиваются отношения. Это может вообще быть кода или что-то из середины, а часто вообще
отбраковывается. А потом, когда все уже определится, тогда в компьютер. А в докомпьютерную
эру также, как МК. Сначала карандашом, потом чернилами или тушью.
что-то пригодилось, что-то пока нет.
между которыми выстраиваются отношения. Это может вообще быть кода или что-то из середины,
а часто вообще отбраковывается.
сочиняется строго от начала до конца, притом в мельчайших деталях фактуры. Я буквально
только один случай могу вспомнить, когда пришлось сделать иначе: когда заказывали оперу,
потребовали кусок музыки из конца на пробу. Я показал первые 50 страниц партитуры (писать
клавир или дирекцион я тоже не умею), но - меня не поняли. Тогда пришлось себя уговорить
сочинить и показать фрагмент из-ближе-к-концу. Но теперь в этом месте вечный шов, во
всяком случае, в моём восприятии - там, где надо было вводить сочиненное ранее.
совсем. Музыка сочиняется строго от начала до конца, притом в мельчайших деталях
факта.
сразу.
только на брюхе могу ползать и землю грызть, как один известный персонаж.
совсем. Музыка сочиняется строго от начала до конца, притом в мельчайших деталях
фактуры.
должно выстроиться в голове и запечатлеться в виде каракулей в черновике. И есть жанры, в
которых я даже не могу представить себе, как можно сочинять от первой до последней ноты
последовательно. Практически все полифонические жанры и серийная техника.
всяком случае, в моём восприятии - там, где надо было вводить сочиненное ранее.
было выкинуть и сочинить заново. Это нормально и естественно. Чистовик часто очень сильно
от черновика отличается.
подтверждается, что у всех по-разному... И у композиторов прошлого тоже: у Бетховена
записные книжки, у Мусоргского нет черновых. Не знаю, а интересно, как Бах работал -
может, кто знает? Из моих друзей - у Котова нескончаемый поток черновых, Рябов все играл,
в том числе друзьям, а потом уже записывал, и еще я не уверен, что всегда записывал. А
поскольку мне пришлось пропустить много кандидатов на прием в СК, поделюсь опытом - часто
встречается и такое: нотная бумага расчерчена вперед до конца тетрадки по 4 такта, каждый
такт на 4/4, и, призвав вдохновение - вперед! Потом жирная черта, сочинение закончено, но
расчерченные пустые такты продолжаются и продолжаются!
нормально и естественно. Чистовик часто очень сильно от черновика отличается.
это тоже уже было невозможно, как бы Вы правы не были. (Второй раз то же самое - тоже
страшная проблема, о чем напишу ниже.) И опять-таки, это был ведь не черновик, а полностью
оформленный кусок партитуры. Второй раз мне пару раз пришлось сочинить, когда пропадал
файл (я набираю в программе SCORE, где 1 файл - 1 страница, а иногда и несколько файлов на
страницу). Последнее, что помнится - это хрюкнул компьютер (сгорел блок питания) вместе с
только что написанной страницей. Как ни пытался повторить - не мог. И попал вместо `до
минора` в `си минор`. Это во 2-м фп концерте, в финале. И опять-таки там шов получился,
каждый раз на этом месте тоже, как в опере, по живому резано.
может, кто знает?
при таком количестве опусов. Возможно, все эти сложнейшие соотношения вертикали и
горизонтали он видел сразу и отчетливо. Что-то вроде способности некоторых людей за
секунды сложнейшие математические вычисления в голове производить. Иначе объяснить
невозможно. И, увидев все целиком, уже садился записывать - от первой до последней ноты.
математик и музыкант, который и сайт мой сконструировал. Он фундаментально, как бы `с
начала` знает многие вещи в том числе в музыке, так вот, он сказал, что Бах имел такую
способность: глядя на тему [потенциальной фуги], говорил: эта тема имеет [17] вариантов
полифонических соединений. ДРУГИЕ ВАРИАНТЫ НЕВОЗМОЖНЫ. - И вот в видении этой
невозможности, по словам моего друга, и содержится недостижимая `счётная` гениальность. -
Где он это вычитал, не знаю. В таком варианте, конечно, смешно говорить о расчете индексов
и прочем. ЮМБуцко о Моцарте выражается так: он знал [число]... - Наверное, такие
наблюдения как-то подтверждает мысль о том, что музыка - явление типологичесвие
вневременнОе. Композитор такого надзвёздного уровня видит одномоментно всю сложнейшую
балансировку сочинения.
колоссальное впечатление !
Вопрос к автору : почему все Ваши сочинения ( те , которые я слышал во всяком случае ...)
так безумно сложны технически , и физически , такой вот тест на выносливость ? Это само
собой так получается , или Вы ставите перед собой такие задачи ?
Просто меня этот вопрос сейчас очень волнует
смотрят на план строящегося здания, а я только на брюхе могу ползать и землю грызть, как
один известный персонаж.
во всяком случае ...) так безумно сложны технически , и физически
конечно, ставите вопрос, и я не очень знаю ответ. Могу только предполагать, в этом ключе и
попробую ответить. Причиной, наверное, тому то, что я также и пианист. Вот часть острых
вопросов, интересовавших моего школьного педагога Игоря Константиновича Шведова (сына,
кстати, весьма известного церковного композитора Константина Шведова, а сын его - Дмитрий
- имеет страничку в нашем архиве, работает много лет в `Концертино`):
- что такое движение? заторможенное мышление (он приводил цитаты от известнейших
физиологов и философов)?
- почему ухо - орган балансировки, и как, получая удовлетворение от слушания музыки, мы
связываем его с математическими ее структурами, и при чем тут вестибулярный аппарат?
- рука пианиста анатомически соответствует крылу птицы, которое не так использует силу,
как рефлекторно-тактильно подстраивается к воздушным атмосферным потокам, которые равны в
таком случае ф-ной клавиатуре;
- я могу продолжать, а, что я безуспешно пытаюсь тут выразить - все же основа
музыкального мышления, которая приходит к нам (музыкантам!) ТАКТИЛЬНЫМИ путями. В этом же
смысле, и еще куда более изощренно, глухие умеют слышать музыку пальцами, кладя их на
крышку фортепиано (а Бетховен зажимал палочку в зубы и засовывал палочку внутрь
инструмента). Отсюда, может быть, следуют исполнительские сложности романтиков, что
особенно эстетически выражено у Шопена. Одно слушание его музыки - только часть
информации. Я даже склонен ощущать, что главное содержание его музыки - упрощенно
выражаясь, массаж! Конечно, я шучу - не грубый чувственный процесс, и не физиотерапия. Но
скажу одну для мужчины удивительную вещь: одна моя студентка мне говорила. что она
регулярно получает полноценный физиологический оргазм, `лаская` клавиши рояля, будь то
концерт или просто тренинг! Может быть, женщинам это понять проще, некоторые из них
говорили - да. Смешно, но факт. Разумеется, чувственный подход в таком плане мне
совершенно недоступен, но вот то, каким образом Шопен каждый раз ищет новые формы, если
хотите, новые `любовные позы` для рук - это содержательно и информативно. А не просто
интересно как упражнение, нет, это именно эмоционально-содержательно.
И интересно, как с кистью взаимодействует художник, кстати.
У меня что-то такое началось, в явной и осознанной форме, не с самого начала, но вот в
органной Трио-симфонии 1986 года уже совершенно явно и даже слишком акцентированно. Саша
Фисейский. который попросил меня что-то написть для него, когда-то занимался каратэ, и вот
пригодились старые навыки, как я думаю. Там немыслимые `упражнения` и для рук, и,
особенно, в педали. Кроме Саши, больше это играть никто и не пытается - хотя в былые годы,
когда АФ очень много играл опус по разным странам, это сочинение у органистов стало, как я
слышал, `легендарным` - ездили специально послушать, КАК Фисейский эти невероятия будет
играть. Так вот, там не тело следует за лепкой, а наоборот, музыка как бы облепляет
физические движения, специальным и умышленным образом устроенные. (В записи, которая тут
есть, Саша уж очень затормозил всю послекульминационную зону, но тут у нас с ним не
сходятся точки зрения, ничего не мог поделать).
Нечто подобное есть и в моей музыке для струнных. Есть очень близкая и дорогая мне
скрипачка Лена Денисова, которая сыграла почти всё, что у меня есть для скрипки, и, к
слову, тоже очень продирижировал ее муж Алеша Корниенко, мы планируем и дальше много чего.
Но у Денисовой на уровне какого-то личного `задания`, что ли, тут было много лет, о чем
даже писать больно - достаточно сказать, что однажды Лена сыграла мое сочинение с только
что сломанным мизинцем левой руки - представьте себе это физически... и даже еще страшнее
было. Но вот у меня нет аналогичного (да и быть не может) с альтистами, виолончелистами,
контрабасистами - и сочинения для этих инструментов или не исполнены, или не исполнены
достойно. Да и с духовыми всё не так гладко. Мой однокурсник, скажем - весьма известный
человек, Слава Лупачев - играл верхнее `си`, а теперь я и `ля` уже не могу добиться. А
увидев верхнее `до` (по письму) кларнета - кларнетист как-то раз начал просить показать
ему аппликатуру. - Я веду к тому, что не так моя музыка трудна, как требует настоящего
профессионализма и большой доли самоотверженности. = Простите за длиннейшее повествование.
надеюсь, что Вы хотя бы не читали подробно. Я сказал все равно только, ну, десятую долю
того, что хотел.
долю того, что хотел.
удовольствием прочитал бы
спасибо за комментарий !
прочитал бы еще !
только прочитала, но и сохранила в своих записках по форуму. И еще как бы почитала еще!
очень интересно на форуме, столько интересного узнаешь ))))
приходит к нам (музыкантам!) ТАКТИЛЬНЫМИ путями...
книжонку, в котором говорилось о музыкальной терапии и другой чепухе. Так вот, запомнился
такой пример: один известный хирург перед операцией включал Моцарта, но не для того чтобы
его послушать, а для того,чтобы `искупать` свои руки в исходящих из динамика вибрациях...
трудна, как требует настоящего профессионализма и большой доли
самоотверженно
( приведенными в цитате... ) трудно не согласиться
Другой вопрос---а надо ли от исполнителя действительно требовать самоотверженности в
плане высочайшей физической нагрузки и больших затрат личного времени ?
Объясню свой вопрос ---не секрет , что высочайший профессионализм как раз познается в
простых вещах . Мол , а сыграй-ка ровно вот эти несколько нот...А фиг сыграешь ! А
сыграй-ка эту фразу со всеми динамическими и агогическими оттенками , которые выписал в
нотах автор ! А оказывается , что вроде и нечего играть , а ---трудно !! я в своей
композиторской практике постоянно с таким сталкиваюсь...То есть вещь не требует совсем
самоотверженности , а вот профессионализма-то настоящего и не хватает !
Но я все-таки уже имел в своей жизни счастье ( я еще относительно молод ) , когда
исполнитель абсолютно адекватно , скрупулезно ( и при этом творчески ! ) прочитывал мой
текст ( если хотите , я в личке Вам вышлю таковой пример )
Другой пример ---есть один композитор на Л. , довольно у нас популярный в среде молодежи
, его даже называют ` гением ` ( впрочем , кого только так не называют...) , который
иногда пишет ( на компьютере ) совсем не -исполнимые вещи . И когда у исполнителя не
получается , то обвиняет он во всем исполнителя !
Как-то он меня встречает и говорит , мол , ему нравится , как я играю , и он для меня `
делает сонату ` ( так и сказал ))) . Ну , я говорю, мол , отлично , жду...
Через некоторое время он приносит мне сонату , а там следующее---довольно виртуозная ,
насыщенная партия фортепиано , и партия виолончели , которая все время в середине фактуры
, как педаль , подзвучка...Причем в этой фактурной материи , встречаются вещи, абсолютно
неиграбельные , где кострубатось и фальшь практически неизбежны , или ,допустим ,
встречаются интервалы , как ` ми большой октавы--- си малой ` ,тянущаяся нота...
я играть отказался ...Но потом ее играли , в архиве запись есть ( я отошлю ее Вам в
личном сообщении ) , играл очень хороший пианист , хорошая виолончелистка ...Естественно ,
партия влч существенно исполнительница отредактировала , тем не менее , я остался при
своем мнении
К чему я веду ?
Настоящий профессионализм может проявляться и в ` простых ` вещах , и отнюдь настоящий
профессионализм не всегда идет в паре с самоотверженностью , а также с физической огромной
нагрузкой и страданием , скорее , даже наоборот...
Вот такая у меня мысль , интересно прочитать Ваш ответ , произведение , которое я описал
, вышлю Вам в личке...
Ваш ответ , произведение , которое я описал , вышлю Вам в личке...
которое Вы описали, вычисляется довольно легко. Дать ссылку?
, извините , я случайно употребил украинское слово ))
Это имеется ввиду-- ` неуклюжесть , угловатость `
слово ))
Это имеется ввиду-- ` неуклюжесть , угловатость `
просто этого слова не знал) Спасибо.
легко. Дать ссылку?
Пожалуй , я сам дам :
http://classic-online.ru/ru/production/26581
( кстати , переслушав вновь , изменил несколько предвзятое свое отношение к этой пьесе ,
очень достойная работа )
Извините , Михаил , что в Вашей теме невольно возникла тема другого композитора ,
предлагаю вопросы касательно композитора на Л. обсуждать на его ветке , заодно и возбуждая
интерес к этой музыке ))
простых ` вещах , и отнюдь настоящий профессионализм не всегда идет в паре с
самоотверженностью
на мастер-классе рассказывал о работе с ССП над концертом-симфонией. Он там увидел в одном
месте очень неудобное соло трубы. И сказал об этом Прокофьеву. Тот засмеялся и сказал: так
я того и хочу! Представь, как он будет выглядеть - щеки надуты, морда красная!
:)
Кстати, тут есть видео этого мастер-класса.
http://classic-online.ru/ru/production/35113
С 14.30
это совсем не то, что я имел в виду. Когда Денисова принялась учить мои скрипичные каприсы
(только спустя лет 15 после их написания отважилась), я сказал: Лена, там как бы
недоработанный текст, потому что я надеялся, что неиграемые вещи мы с Вами сядем и
откорректируем вместе. Как бы ни было, я же не скрипач, хотя скрипку даже брал в руки,
чтоб проверить кое-что. - Нет, сказала, Лена, в том и проблема, что у тебя, как и всегда,
именно всё исполнимо, К СОЖАЛЕНИЮ. - И ни ноты не исправили, и даже штрихи, которые
сначала не выходили, вместе работая, наладили (быстрое стаккато смычком вниз, но не
рикошетное). Если вернуться назад, и я прошу прощения, что говорю о самом себе, то обычно
трудности-то больше не технические, а психологические. Проблема в том, что текст выглядит
традиционно, но не читается с листа никак. В ф-ном варианте, пока не распихаешь пальцы по
клавишам и физически не поймешь, как они там располагаются, ничего не сыграешь даже глядя
в ноты. То же и с виолончельной, скажем, музыкой и со всякой другой. Не работают готовые
исполнительские паттерны - так, что ли это выразить.
До Вами рекомендованной музыки пока не добрался. С этим у меня очень трудно, я сразу
слушать не могу, у меня по слушанию много долгов, прошу прощения. Я постараюсь с долгами
разобраться в близкие недели, может быть, примерно через месяц, условно говоря, горизонт
очистится. Оптимистично - потому что каникулы тут начались у нас, вернее, начинаются на
днях.
Вещи, которые Вы упоминаете составной частью профессионализма, так высоки, что в реальной
жизни мне даже не приходится обсуждать их. Люди просто вообще не обращают внимания на
темпы, агогику, фразировку и т.д., думают, что если хоть как-то играют написанные ноты в
похожем ритме, это предел желаний и даже мечтаний. Что не только современной музыки
касается.
Но писать виолончели дуодециму - это экстаз. Мы думать должны на уровне реального
понимания хотя бы аппликатуры и штрихов, а тут...
Лунева я знаю как автора `Тутти`, сочинение яркое, но партитуру не видел, ничего сказать
не могу. Конечно, одаренный, профессиональный человек. Так что удивительно. Что-то еще
попадалось, но впечатлило меньше - не помню, что оно было. Я так понимаю, что он постарше,
а времена были такие, когда уже за то спасибо, что люди серьезно работать продолжали, да
еще остались жить в Украине. Во всяком случае, в России провал в определенных генерациях -
совершенно реальный. Это еще так повезло, что в моем поколении (рожд. начало 50-х) много
людей, ну, кто-то уехал, кто-то умер, кто-то бросил это дело, но все же есть хотя бы
кем=чем сеять грядку дальше.
Я думаю, Вы меня понимаете - совершенно не стремлюсь к сложности как к таковой, но у меня
уже давно сложилось полнейшее робинзонство, я пишу исключительно для себя, музыку мою не
играют, играть не будут, и, в целом глядя, она никому не нужна совершенно точно. Поэтому
адресатом моего `творчества` является только мое личное удовольствие. Изредка находятся,
единично, люди, которым оно интересно исполнительски, ну, конечно, просим-просим, очень
рад. Но то частные случаи, а социального значения я ни малейшего себе не придаю, поэтому
считаю возможным делать то, что считаю нужным никого не спрашивая. Да иначе и не могу. В
конце же концов я так думаю, что если сочинение записано аудио, этого вполне достаточно.
Оно уже существует, кто хочет, может слушать. (Но если аудио нет - можно считать, что
сочинение и не сочинено, ибо без меня все равно никто не будет играть, а если и будет, то
его мать родная не узнает - проверено.) Да, один раз кто-то страшно напряжется (если имеет
для этого какой-то мотив), но все прочие могут совершенно не задумываться на эту тему,
поскольку дело уже сделано. В эпоху звукозаписи и интернета нет никакой нужды играть еще и
еще.
вибрациях
впрочем, они сделаны с копии на шипучей кассете, а оригиналы должны храниться на радио в
Москве.
кассете,
вправдку непонятки. Мне всегда было наплевать на звук записи, дома была монорадиола,
вплоть до начала 90-х годов. Нисколько не мешало. И моим коллегам-соработникам-приходанам
тоже. А искусственые всякие препарации способны привести в ярость. Слушаешь допотопные
записи Синодального хора и архидиакона Константина Розова, и изумляешься звуку, строю,
тембру и т.д. при том, что начало 20 века.
очень ему благодарен и самые теплые воспоминания храню, не знаю, за что Андрюша так ко мне
хорошо относился. Есть что вспомнить.
Спустя несколько лет переслушал, и еще больше да
Получается, у меня сегодня день музыки Коллонтая (и по совместительству день похода в
лес. Я сегодня психанул и пешком к лесу 5 километров, и потом еще столько примерно вглубь,
и потом назад соответственно столько. Транспорт не ходит, своего не имею, и даже
велосипеда нет, а пригодился бы сейчас, ох)
Спустя несколько лет переслушал, и еще больше да
Получается, у меня сегодня день музыки Коллонтая (и по совместительству день похода в
лес. Я сегодня психанул и пешком к лесу 5 километров, и потом еще столько примерно вглубь,
и потом назад соответственно столько. Транспорт не ходит, своего не имею, и даже
велосипеда нет, а пригодился бы сейчас, ох)
и не сыграно... Я договорился на новую запись, но теперь пауза как минимум...
Спустя несколько лет переслушал, и еще больше да
Получается, у меня сегодня день музыки Коллонтая (и по совместительству день похода в
лес. Я сегодня психанул и пешком к лесу 5 километров, и потом еще столько примерно вглубь,
и потом назад соответственно столько. Транспорт не ходит, своего не имею, и даже
велосипеда нет, а пригодился бы сейчас, ох)
глыбь в такой ситуации? может, не надо? кто там в этом лесу сейчас может обитать, какие
фармазоны, что знает.
глыбь в такой ситуации? может, не надо? кто там в этом лесу сейчас может обитать, какие
фармазоны, что знает.
Фармазоны - они ближе к краю, там, где загажено особенно. Проскочишь эту зону, а там уже
и не страшно
Шишлова, 1 скрипача и заводилы. 7 мая.
пожалуйста, научите науке - как Вы умудряетесь слушать? Мне душу мозолит сочиняемое - даже
если не занимаюсь собственно этим делом. А когда нет, рвут на части дела разного рода,
опять-таки ничего слушать невозможно. - Всю жизнь мучаюсь с этим, никогда не могу
освободить уши и все головы эти многочисленные.
как бы усеченные заключения многих частей - жеманство. Я хоть и попривык за десятилетия,
но, нахожу, это тонкое замечание. Больше никакой интересной критики не упомню. А
положительных реакций было немало, Задерацкий, Губайдулина что-то такое ободрительно
говорили, а ярче всех Михаэль Иосифович Ройтерштейн - `я думал, квартет пишется для пяти,
а оказалось, что для восьми` (подоплека такая: там в конце ударник и три трубы, МИ слышал
два раза, в первый раз пришел только ударник в фойе, а во второй еще и трубы залезли на
балкон, причем Коля Корндорф им там дирижировал, а я ударнику). -- Еще запомнилось, как
играли в Питере, ударник из Мариинки принес с собой такоооой треугольник, такого звука и
красоты, что я все остальное забыл. Оказалось, это еще чуть не царских времен знаменитый
инструмент с неизвестным вот таким звуковым секретом).
Андрюша приснопоминаемый, вечная тебе память! сегодня дома литию по нём спел. - Мы с ним
около консерватории случайно встретились не так много лет назад, у него уже руки ходуном
от паркинсона, и говорит - Миша, мечтаю, когда умру, чтоб сыграли на гражд.панихиде 8-ю
часть. Ох как же лестно такое слышать. И как обидно, что поленились сделать нормальную
запись - Андрей комплексовал, что не в состоянии уразуметь прочие части, а не целиком
записывать считал несолидным...
Еще с ним воспоминание. Там же есть гитарные приемы игры. Написано: большая дробь. Ни он,
ни другие не понимают. Объясняю - тоже не понимают. В итоге сует мне своего Гварнери и
говорит - давай покажи. Ну я показал. Звук был адский, Шишлов принялся исследовать весь ли
лак остался на месте... (Это еще поищи, чтоб свой драгоценный инструмент чужому в руки, да
еще композитору!!)
умудряетесь слушать? Мне душу мозолит сочиняемое - даже если не занимаюсь собственно этим
делом. А когда нет, рвут на части дела разного рода, опять-таки ничего слушать невозможно.
- Всю жизнь мучаюсь с этим, никогда не могу освободить уши и все головы эти
многочисленные.
3-4 ночью всего, днём час досыпаю - и времени больше, вот и... Опус этот Ваш - шедевр
совсем. И играют изумительно. Да, а вообще - я даже новые выкладки Уэббера стараюсь
смотреть в Ютубе, еженедельные, они замечательны. Ну, пока меня хватает, один опус
закончил только что, Новую Мессу, 2-й дописываю (последние страницы партитуры), 3-й в уме
и 4-й в зачатке, сегодня как раз записал последнюю стр, а 1-х пока нет. Как с цепи
сорвался, сам не понимаю - откуда. Но вот Страшный Двор Монюшко до сих пор целиком не
посмотрел, а скачал ведь недавнюю трансляцию. Так что нет в мире совершенства. Да, и я
спокойно пишу партитуры (когда в голове уже всё готово) под чужую музыку или кино. Вот и
успеваю.
очень мало сплю - часа по 3-4 ночью всего, днём час досыпаю - и времени больше, вот и...
Опус этот Ваш - шедевр совсем. И играют изумительно. Да, а вообще - я даже новые выкладки
Уэббера стараюсь смотреть в Ютубе, еженедельные, они замечательны. Ну, пока меня хватает,
один опус закончил только что, Новую Мессу, 2-й дописываю (последние страницы партитуры),
3-й в уме и 4-й в зачатке, сегодня как раз записал последнюю стр, а 1-х пока нет. Как с
цепи сорвался, сам не понимаю - откуда. Но вот Страшный Двор Монюшко до сих пор целиком не
посмотрел, а скачал ведь недавнюю трансляцию. Так что нет в мире совершенства. Да, и я
спокойно пишу партитуры (когда в голове уже всё готово) под чужую музыку или кино. Вот и
успеваю.
земли. Как раз в таком саду потрудился в Оптином скиту, и диву давался. Столько плодов!
Так что ура, двигайте! двигайтесь! Я спать перестал совсем вот, просто через час-другой
иду опять писать... Раньше слушать под писание иногда мог, теперь уже нет, мозг не тот.