`Весной 1960 года на глаза Шостаковичу попался томик стихов Саши Черного. Этот достаточно известный в начале XX века поэт (настоящее имя Александр Михайлович Гликберг, 1880—1932) сотрудничал во многих журналах, публиковал дерзкие политические сатиры. Две из них даже послужили поводом для запрещения журнала «Зритель», в котором они были опубликованы. После 1917 года поэт эмигрировал, долгое время его имя оставалось забытым. И вот, наконец, сборник стихов. Заинтересованный Шостакович тут же, во время чтения, стал делать пометки, отбирая тексты для будущего цикла. Их оказалось пять — «Критику», «Пробуждение весны», «Потомки», «Недоразумение» и «Крейцерова соната». В течение нескольких дней цикл, названный «Сатирами», был написан (закончен 18 июня 1960 года) и получил порядковый номер ор. 109. Во избежание неприятностей цензурного плана Шостакович сделал подзаголовок «Картинки прошлого». Первое исполнение «Сатир» состоялось в Малом зале Московской консерватории 21 февраля 1961 года.
Лаконичные, отмеченные типическими чертами творчества Шостаковича, «Сатиры» отличаются и специфическими приемами, усиливающими иронический характер произведения. Так, название каждою номера включено в вокальную партию: певец объявляет, что сейчас будет петь. Комизм усиливается и повторением отдельных слов, и стилизацией. В №2, «Пробуждении весны», фортепианное сопровождение основано на заимствовании из романса Рахманинова «Вешние воды» его бурного, передающего весенний разлив вод аккомпанементом, который, однако, у Шостаковича лишается рахманиновской полнозвучности, становится нарочито элементарным, графически четким. №3, «Потомки», — примитивный шарманочный вальс. В №4, «Недоразумение», «поэтесса бальзаковских лет» поет свои стихи на мелодию в духе салонного романса, банального, но с претензией на изысканность. №5, «Крейцерова соната», начинается имитацией скрипичного соло, после чего звучит начало оркестрового сопровождения арии Ленского «Куда, куда вы удалились», а музыкальная характеристика прачки Феклы выдержана в простонародном стиле.`
Л. Михеева
Алексей Фёдоров
(28.11.2019 15:17)
Оркестровка сделана Борисом Тищенко. Она считается `официальной`, скорее всего одобренной самим Шостаковичем, оркестровые ноты хранятся в издательстве DSCH.
известный в начале XX века поэт (настоящее имя Александр Михайлович Гликберг, 1880—1932)
сотрудничал во многих журналах, публиковал дерзкие политические сатиры. Две из них даже
послужили поводом для запрещения журнала «Зритель», в котором они были опубликованы. После
1917 года поэт эмигрировал, долгое время его имя оставалось забытым. И вот, наконец,
сборник стихов. Заинтересованный Шостакович тут же, во время чтения, стал делать пометки,
отбирая тексты для будущего цикла. Их оказалось пять — «Критику», «Пробуждение весны»,
«Потомки», «Недоразумение» и «Крейцерова соната». В течение нескольких дней цикл,
названный «Сатирами», был написан (закончен 18 июня 1960 года) и получил порядковый номер
ор. 109. Во избежание неприятностей цензурного плана Шостакович сделал подзаголовок
«Картинки прошлого». Первое исполнение «Сатир» состоялось в Малом зале Московской
консерватории 21 февраля 1961 года.
Лаконичные, отмеченные типическими чертами творчества Шостаковича, «Сатиры» отличаются
и специфическими приемами, усиливающими иронический характер произведения. Так, название
каждою номера включено в вокальную партию: певец объявляет, что сейчас будет петь. Комизм
усиливается и повторением отдельных слов, и стилизацией. В №2, «Пробуждении весны»,
фортепианное сопровождение основано на заимствовании из романса Рахманинова «Вешние воды»
его бурного, передающего весенний разлив вод аккомпанементом, который, однако, у
Шостаковича лишается рахманиновской полнозвучности, становится нарочито элементарным,
графически четким. №3, «Потомки», — примитивный шарманочный вальс. В №4, «Недоразумение»,
«поэтесса бальзаковских лет» поет свои стихи на мелодию в духе салонного романса,
банального, но с претензией на изысканность. №5, «Крейцерова соната», начинается имитацией
скрипичного соло, после чего звучит начало оркестрового сопровождения арии Ленского «Куда,
куда вы удалились», а музыкальная характеристика прачки Феклы выдержана в простонародном
стиле.`
Л. Михеева
самим Шостаковичем, оркестровые ноты хранятся в издательстве DSCH.