Скачать ноты
Аранжировка утерянного скрипичного концерта (см. BWV 1052R).

1. Allegro
2. Adagio
3. Allegro

Stuttgarter Kammerorchester
         (47)  


Romy_Van_Geyten (22.10.2012 02:09)
Друзья, по лёвиной наводке выкладываю концерты Баха в исполнении Константина Лифшица.
Предлагаю насладиться. По-моему, это просто замечательно!

op132 (22.10.2012 02:18)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Друзья, по лёвиной наводке выкладываю
концерты Баха в исполнении Константина Лифшица. Предлагаю насладиться. По-моему, это
просто замечательно!
спасибо всем четверым!!
...а еще Лифшиц здесь здорово играет Фрескобальди, не пропускаем.

victormain (22.10.2012 03:40)
op132 писал(а):
спасибо всем четверым!!
...а еще Лифшиц здесь здорово играет Фрескобальди, не пропускаем.
А ещё Рябова.

OlgaKz (22.10.2012 13:21)
Потрясающе исполнено! Интерпретации Лифшица так убедительны и талантливы! Оставляют
ощущение подлинности - именно так должен звучать Бах. И оркестр хорош! Спасибо за такое
драгоценное пополнение архива.

Maxilena (22.10.2012 14:06)
OlgaKz писал(а):
Потрясающе исполнено! Интерпретации Лифшица так
убедительны и талантливы!
Непременно послушайте у него `Искусство фуги`. В Архиве,
по-моему, нету, я погуглила и нашла, но адрес не помню((((

art15 (22.10.2012 14:08)
Maxilena писал(а):
Непременно послушайте у него `Искусство фуги`. В
Архиве, по-моему, нету, я погуглила и нашла, но адрес не помню((((
ОльгаКЗ уже
слушала `искусство фуги`. И мне советовала, за что я ей благодарен. Я за неделю уже 2 два
раза послушал в исп. Лившица иск. фуги.

Maxilena (22.10.2012 14:09)
art15 писал(а):
ОльгаКЗ уже слушала `искусство фуги`. И мне
советовала, за что я ей благодарен. Я за неделю уже 2 два раза послушал в исп. Лившица
иск. фуги.
Тогда ой!

OlgaKz (22.10.2012 14:50)
Maxilena писал(а):
Непременно послушайте у него `Искусство фуги`. В
Архиве, по-моему, нету, я погуглила и нашла, но адрес не помню((((
Спасибо, Елена! Я
уже прослушала ИФ в исполнении Лифшица и не один раз. Изумительно! И в архиве есть.

musikus (22.10.2012 16:34)
OlgaKz писал(а):
Потрясающе исполнено! Интерпретации
Лифшица...
Пока послушал только 1-ю часть. Суетливо как то...

OlgaKz (22.10.2012 17:32)
musikus писал(а):
Пока послушал только 1-ю часть. Суетливо как
то...
Темпераментно...

Maxilena (22.10.2012 19:15)
musikus писал(а):
Пока послушал только 1-ю часть. Суетливо как
то...
Просто он в темпе играет. Мне понравилось! Но Гульд - вне конкуренции.

Maxilena (22.10.2012 19:16)
musikus писал(а):
Пока послушал только 1-ю часть. Суетливо как
то...
Правда , Первый я не слушала, он у меня нелюбимый.

Maxilena (22.10.2012 19:18)
OlgaKz писал(а):
Спасибо, Елена! Я уже прослушала ИФ в исполнении
Лифшица и не один раз. Изумительно! И в архиве есть.
Простите! Мне уже сказали, что
есть.

sir Grey (22.10.2012 19:41)
Мне - не очень. И Шопена у него послушал - так... морковный кофе. Нет, не поклонник.

Andreewa (22.10.2012 19:46)
OlgaKz писал(а):
Я уже прослушала ИФ в исполнении Лифшица и не один
раз. Изумительно! И в архиве есть.
Ой, спасибо, А я то вспоминала,что хотела еще
послушать: это ИФ в исполнении Лифшица. Замечательное исполнение.

M_I_ (22.10.2012 22:45)
musikus писал(а):
Пока послушал только 1-ю часть. Суетливо как
то...
А мне это исполнение по духу напомнило картину П.А.Федотова `Завтрак
аристократа`.
Пианист играет бойко, но при этом всё время словно бы озирается.
Вот так, оказывается, можно концептуально играть Баха: `мелким бесом`.

Intermezzo (22.10.2012 23:57)
Это просто изумительно!! Впервые понравился весь концерт в исполнении фортепиано, пойду
слушать Гульда по горячим следам.

Maxilena (23.10.2012 17:08)
Intermezzo писал(а):
Это просто изумительно!! Впервые понравился весь
концерт в исполнении фортепиано, пойду слушать Гульда по горячим
следам.
Вот-вот-вот!!! Только начинайте с пятого, я пятого!!!!

Intermezzo (23.10.2012 20:01)
Maxilena писал(а):
Вот-вот-вот!!! Только начинайте с пятого, я
пятого!!!!
Я слушал ВСЕ. И не раз.

Maxilena (23.10.2012 20:02)
Intermezzo писал(а):
Я слушал ВСЕ. И не раз.
Я знаю. Но Вам же
раньше только клавесин нравился...

Intermezzo (23.10.2012 20:03)
Maxilena писал(а):
Я знаю. Но Вам же раньше только клавесин
нравился...
Да, Вы правы (я имел в виду, что слушал все, что Гульд записал у Гульда).
Послушал Гульда 1-й - все равно не мое. 5-й тоже послушал - тоже. Зато остальные вполне
пошли.

Maxilena (23.10.2012 20:19)
Intermezzo писал(а):
Да, Вы правы (я имел в виду, что слушал все, что
Гульд записал у Гульда). Послушал Гульда 1-й - все равно не мое. 5-й тоже послушал - тоже.
Зато остальные вполне пошли.
Это надо же! Бывает...

Nikkozh (31.01.2013 01:05)
Этот концерт уникален не только среди концертов других композиторов эпохи барокко, но и
среди концертов самого Баха. В нем сосредоточена такая мощь, такая энергетика... в
какие-то моменты Бах словно проваливается в двадцатый век, или еще в какое неведомое ему
будущее, или вообще сквозь время... Это, конечно, субъективно. Но, думаю, понятно, о чем
я. Исполнение этой вещи должно быть либо гениальным, либо его не должно быть.
Данного исполнения быть не должно...
Действительно, йогурт с кофе и отглаженный пиджачок...

Nikkozh (31.01.2013 01:29)
Вот, порылся на ю-тубе. Нашел: концовку первой части, не знаю, кто играет, - кадры из х/ф
Лотера Белага `И. С. Бах` 1985 года. Вот это мощь!
Потом нашел: мальчик лет десяти -одиннадцати Вовченко Денис. Он рвет всех!!! Я не слышал
ничего проще и в то же время гениальней. Секрет в том, что это ребенок, и он играет Баха
без малейшего чувства СОБСТВЕННОЙ ЗНАЧИМОСТИ и УНИКАЛЬНОСТИ. Он ПРОСТО ИГРАЕТ БАХА...

alexshmurak (31.01.2013 01:47)
Nikkozh писал(а):
в какие-то моменты Бах словно проваливается в
двадцатый век, или еще в какое неведомое ему будущее, или вообще сквозь время...
душа
устремляется ввысь

proffan (07.04.2013 20:58)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Друзья, по лёвиной наводке выкладываю
концерты Баха в исполнении Константина Лифшица. Предлагаю насладиться. По-моему, это
просто замечательно!
Непривычен темп и трактовка привык к Рихтеру и Гульду (они 2
противоположности в трактовке Баха)

proffan (07.04.2013 20:58)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Друзья, по лёвиной наводке выкладываю
концерты Баха в исполнении Константина Лифшица. Предлагаю насладиться. По-моему, это
просто замечательно!
Непривычен темп и трактовка привык к Рихтеру и Гульду (они 2
противоположности в трактовке Баха)

Rycnfynbyajrby (24.06.2016 19:26)
исполняет так, будто это композитор, застрявший между мендельсоном и кабалевским.
удивительно поверхностно.

Opus88 (24.06.2016 19:54)
Rycnfynbyajrby писал(а):
исполняет так, будто это композитор,
застрявший между мендельсоном и кабалевским. удивительно поверхностно.
Заинтриговало!
Люблю Мендельсона и Кабалевского (фамилии которых принято уважительно писать с заглавной
буквы) и решил послушать.

Очень понравилось! Бах - он Бах, а `застревает` все в головах )

Спасибо Romy за выкладку!

LAKE (24.06.2016 23:19)
Rycnfynbyajrby писал(а):
исполняет так, будто это композитор,
застрявший между мендельсоном и кабалевским. удивительно поверхностно.
Он вообще
застрял между всеми и всем. Вернее во всех и во всем. И даже не застрял, а проник во все и
во всех. А исполнение... прекрасное исполнение. Даже лучше, чем показалось Romy_Van_Geyten
в, страшно подумать, 2012 году.

LAKE (24.06.2016 23:49)
Nikkozh писал(а):
.... Но, думаю, понятно, о чем я.
....
Давненько таких гениальных эпистолярных исполнений собственных мыслей не
читывал.... выходит не зря жил какое-то время... или не выходит!? Нет, выходит, выходит.

Все выходит, выйдет и это.

Volovikelena (07.08.2022 00:06)
Филигранно, технично, без изъяна.
Странное у некоторых пианистов восприятие Баха - играть без оттенков, без нюансов, то
есть `под клавесин`. Не понимая при этом, что и клавесин может дать серьезный и очень
красивый спектр нюансов. Да, они очень отличаются от фортепиано, но они есть. И у
профессионального клавесиниста очень живая яркая музыкальная ткань.
А здесь - этюд с оркестром. Виртуозный, но этюд. Не в духе Шопена -Листа-Рахманинова, а
безукоризненно технически выполненная пьеса. Бах-то где? (При всём уважении ко всем
полемистам. Я по Вам скучаю. Очень.)

tagantsev (07.08.2022 04:25)
Volovikelena писал(а):
Филигранно, технично, без изъяна.
Странное у некоторых пианистов восприятие Баха - играть без оттенков, без нюансов, то
есть `под клавесин`. Не понимая при этом, что и клавесин может дать серьезный и очень
красивый спектр нюансов. Да, они очень отличаются от фортепиано, но они есть. И у
профессионального клавесиниста очень живая яркая музыкальная ткань.
Слава Богу, что
такие пианисты есть - Лившиц, Корорлев, Гульд, Тюррек, Соколов и др. Бах с нюансам и
оттенками - это уже не Бах, а цыганщина. Самое отвратительное исполнение Бах - это
Фейнберг (или Файнберг) - уж так глаза к небу закатывает, что Баха не слышно. То что можно
при исполениее Шопена, совершенно не допустимо при исполнении Баха. Ну, это примерно то же
самое как , если говяжую прежде чем жарить посолить, натереть чесноком, крицей, аджикой,
хмели-сумели или кориандром. Бах самодостаточен и украшать его не надо.
Конечно, совсем без нюаносив исполений не бывает, и Королева из ровно сколько надо, что
бы не испортить Баха.

Mikhail_Kollontay (07.08.2022 04:27)
Volovikelena писал(а):
При всём уважении ко всем полемистам
Что
до моей персоны, очень мало интересуюсь тем, как что-то исполнено, а переслушивать
концерт, который в собственном репертуаре, свыше сил.

Opus88 (07.08.2022 07:16)
А какие полемики (слово-то какое чуднОе)?

Бах - Творец архитектуры музыки/мысли. Всю структуру его выстроить - огромное умение и
труд. С одной стороны, структура весьма устойчива, но при искажении остаётся лишь какая-то
проекция, шарж, вместо многомерного величия и красоты.

Разумна аналогия с молекулой белка (основой жизни тел на Земле и может даже и на Марсе,
если поискать пристально-академически)).

Ноты - первичная последовательность звуков, как аминокислоты в белке.
На основании этой первичной последовательности, её функциональности, при правильных
условиях в молекулах белка выстраиваются вторичные структуры: спирали, листы, итд.
Но и это не все, чтобы белок смог успешно функционировать, как фермент, к примеру, -
вторичные структуры далее упорядочмваются в пространстве - третичная и даже четвертичная
организация.

Так и Бах, не только первичные связи нот.
И если не бережно исполнять - то можно денатурировать. Денатурированный белок - это может
быть питательно, конечно, но безжизненно.

Ну то есть отсебятина скорей безжизненна своей однобокостью, а правильное исполнение
впечатляет своей многомерной гармонией, и каждый может услышать свои проекции, и в каждый
раз разные грани красоты.

Aelina (07.08.2022 15:35)
Боже, и что только не присутствует в здешних интересных комментариях: и говяжьи отбивные,
и денатурированные белки, и категоричные ультимативные заявления типа: `Исполнение этой
вещи должно быть либо гениальным, либо его не должно быть`:)))

Спасибо всем!

Послушала, насладилась - чего боле?

Volovikelena (07.08.2022 21:08)
Я имела в виду нюансы не обязательно в виде `вздохов` и частой смены динамических
оттенков. (На клавесине, кстати, последние давным-давно возможны.) Легато и портаменто
тоже можно играть очень по разному. Я о некотором `безразличии`, другими словами -
формальности звучания. Ни у Рихтера, ни у Гульда, ни у моей любимой Марии Пиреш сего
качества не наблюдается. Очень разное качество и сила звука, но звук у всех живой,
объёмный. Интеллигентный или крепкий звук, но в каждом есть индивидуальность и то, что
наполняет концерт жизненной силой, энергией. (Кстати, темп здесь большого значения не
имеет, если эта энергия есть.)
Лифшиц, как мне показалось, очень правильно в быстром темпе нажимает клавиши. Точнее -
правильно к ним прикасается.
Вспомнила свою учительницу по фортепиано в музыкальной школе. Она в таком случае говорила
мне: `Ты не играешь! Ты пыль с клавиш вытираешь!`
Вот где-то такую `пыль`, особенно в первой части, да и в финале я у Лифшица
почувствовала. ИМХО, конечно.
Спасибо, что Вы отозвались. Почти совсем, как раньше.

tagantsev (07.08.2022 23:48)
Volovikelena писал(а):
Я имела в виду нюансы не обязательно в виде
`вздохов` и частой смены динамических оттенков. (На клавесине, кстати, последние
давным-давно возможны.) Легато и портаменто тоже можно играть очень по разному. Я о
некотором `безразличии`, другими словами - формальности звучания. Ни у Рихтера, ни у
Гульда, ни у моей любимой Марии Пиреш сего качества не наблюдается.
Каждый слышит
по-своему. Бах Лившица мне напоминает такую сжатую мощную пружину, лежит себе `без
нюансов`, однако, что-то говорит о том, что в ней накоплена колоссальная энергия. Еще
чуть-чуть, и рванет - мало не покажется.
А Вы не пробовали послушать Музыкальное приношение - особенно сонату. Насколько я понимаю
он сам его переложил для ф-но. Или Партиту для клавира си минор (французская увертюра),
BWV 831. Пружина вот-вот лопнет. Хотя допуская, что дело в Бахе, а не в Лившице.
А вообще-то хорошо, что есть и Лившиц, и Гульд, и Переш, и Соколов, и другие.

Opus88 (08.08.2022 03:29)
Volovikelena писал(а):
Я имела в виду нюансы не обязательно в виде
`вздохов` и частой смены динамических оттенков. (На клавесине ...
Вот где-то такую `пыль`, особенно в первой части, да и в финале я у Лифшица
почувствовала. ИМХО, конечно.
Спасибо, что Вы отозвались. Почти совсем, как раньше.
Вы отталкиваетесь от
клавесина, а Бах был прежде всего органистом, да и этот концерт переложение скрипичного.

И Лифшиц (в значительной степени, как и Гульд, а до этого Тюрек - ученица Термена) играет
очень органно, как мне представляется. Нажал и отпустил в очень правильное время - да и
всё, как вроде и упоминал Бах.

Но я не профессионал, а поверхностно нахватавшийся (у учителей музыки и здесь на форуме)
дилетант.

Почти как раньше, но былого не воротишь, не войдёшь в тот же поток... и много совсем не
вернуть... ... ...

oriani (08.08.2022 10:36)
Нюансировка Лившица -- это нюансировка в прямом смысле слова... прозрачно-воздушная игра
оттенков, тонкий намёк без окончательных утверждений и выводов, открытое пространство...
Замечательное исполнение.

Volovikelena (08.08.2022 18:18)
tagantsev писал(а):
Каждый слышит по-своему.
А Вы не пробовали послушать Музыкальное приношение - особенно сонату. Насколько я понимаю
он сам его переложил для ф-но. Или Партиту для клавира си минор (французская увертюра),
BWV 831. Пружина вот-вот лопнет. Хотя допуская, что дело в Бахе, а не в Лившице.
А вообще-то хорошо, что есть и Лившиц, и Гульд, и Переш, и Соколов, и
другие.
Слушала в других исполнениях. Партиту си минор - на клавесине в исполнении
Изольды Альгримм. Музыкальное приношение - в оркестровом варианте.
Но раз Вы так ратуете за Лифшица, послушаю эти произведения ещё раз - в его исполнении).
А в том, что они все есть - согласна, что это самое лучшее в музыке.

Volovikelena (08.08.2022 18:29)
Opus88 писал(а):
Вы отталкиваетесь от клавесина, а Бах был прежде
всего органистом, да и этот концерт переложение скрипичного.

И Лифшиц (в значительной степени, как и Гульд, а до этого Тюрек - ученица Термена) играет
очень органно, как мне представляется. Нажал и отпустил в очень правильное время - да и
всё, как вроде и упоминал Бах.
Бах владел клавесином не хуже. И в детстве клавесин
шел вперед органа, потому что органом он не везде мог пользоваться, а клавир мобильнее и
удобнее для расположения в доме. И органом овладел, уже имея навык игры на клавире (ножки
подрасти должны были). Так что не соглашусь с зауживанием Баховского исполнительства. А
репертуар его клавирных произведений не менее объемен, чем органный, и по степени
виртуозности не уступает. Партию педали, конечно, на клавесине не покажешь. Но король
инструментов на то и король.
Однако Бах и клавесин мог поднять на уровень короля-дофина.

А вот по поводу переложения скрипичного концерта картина совсем иная: в этом случае без
нюансов нельзя вообще. Это только представить себе партию клавира на скрипке - насколько
изменится сам характер мелодии, да и сам облик концерта.

Volovikelena (08.08.2022 18:32)
Opus88 писал(а):
Но я не профессионал, а поверхностно нахватавшийся
(у учителей музыки и здесь на форуме) дилетант.

Почти как раньше, но былого не воротишь, не войдёшь в тот же поток... и много совсем не
вернуть... ... ...
Да, людей не вернуть. Остальное, вроде как, меркнет рядышком. Но
они здесь остались частицей своего индивидуального восприятия и любви. Когда читаю их
высказывания, они как будто с нами.

Opus88 (11.08.2022 01:04)
Volovikelena писал(а):
Бах владел клавесином не хуже...

А вот по поводу переложения скрипичного концерта картина совсем иная: в этом случае без
нюансов нельзя вообще. Это только представить себе партию клавира на скрипке - насколько
изменится сам характер мелодии, да и сам облик концерта.
В моём ограниченном
представлении, в традиции, у Баха есть религиозная `высокая` (термин немецкого
менталитета) и светская музыка. В силу, моей ограниченности опять же, светские
Браденбургские концерты мне перпендикулярны в сравнении с Музыкальным приношением и
Искусством фуги. В последнем нет инструментов, и в этом весь Бах - его высшая точка. Так и
клавесин - ну что-то светское для домашнего музицирования в сравнении с церковным органом,
его мощью и красотой целенаправленными Служению

И в моём восприятии, Лифшиц играет органно, в традициях Тюрек и Гульда, и этот аскетизм
`высоких традиций` очень резонирует.

Volovikelena (13.08.2022 19:19)
Opus88 писал(а):
...светские Браденбургские концерты мне
перпендикулярны в сравнении с Музыкальным приношением и Искусством фуги. В последнем нет
инструментов, и в этом весь Бах - его высшая точка. Так и клавесин - ну что-то светское
для домашнего музицирования в сравнении с церковным органом, его мощью и красотой
целенаправленными Служению
Вам, наверное, не случилось встретить клавесиниста,
который смог бы раскрыть все возможности инструмента и что-то оставить про запас.
Я тоже довольно долгое время была очень невысокого мнения о клавесине как инструменте.
Виной тому было то, что я его услышала в неудачном сопоставлении. На дне Открытых дверей
перед моим поступлением в училище наши теоретики показывали, чем они занимаются и что
умеют. Среди предметов были три факультативных - История искусств, Орган и Клавесин.
И вот выступление на органе поставили первым номером концертно-просветительской
программы, а клавесин - вторым.
Ну, с учетом того, что играли студенты, которые учились играть в СССР вне основы на
западные традиции исполнительства, можете догадаться, какой был эффект от выступления. Что
играли, я не помню - дело было 34 года назад. Но орган меня на тот момент потряс, как и
возможность учиться на нем играть. А клавесин слушали сразу после органа с огромным
напряжением - его было почти не слышно. Так, звенит что-то себе самому на сцене. Хотя до
этого я не раз бывала на концертах клавесинной музыки в профессиональном исполнении, в
частности - Александра Майкапара. Но вот с этого момента появилось ощущение клавесина как
малозначимого инструмента.
До одного момента лет через 12. Моя подруга училась параллельно с нашим выпускным курсом
в Амстердамской консерватории на клавесине у Боба ван Асперена. Однажды он приехал в
Москву с концертом и выступил в Доме Музыки. Вот на этом концерте я впервые услышала и
увидела, что такое клавесин. И что такое прикосновение к клавишам, что такое звук на
клавесине и как он противостоит оркестру, причем очень немаленькому для камерного. Это
было гениальное исполнение мастера, настоящего мастера, который знал все секреты своего
искусства.
На него только смотреть было поразительно. Он, точно волшебник, колдовал над клавишами
своими непомерно длинными быстрейшими пальцами при опущенных кистях. Состояние восторга
тогда мне было не передать.
После этого я поняла, почему мне всегда было скучно на наших концертах: наши пианисты
играли на клавесине в темпе, но как на фортепиано. А клавесин - не фортепиано. Да,
клавишный, но принципиально другой инструмент. И понять это можно было, только
соприкасаясь с носителем клавесинного искусства той страны, где он появился и формировался
- Франции, Бельгии, Голландии, Англии, Германии, Швейцарии (там тоже хорошо учат).
Когда россияне получили возможность учиться клавесинному исполнительству за рубежом, вот
тогда и они заиграли. И это здорово, что появилась такая возможность. Там ведь каждую
`закорючку` учат расшифровывать согласно аутентичному исполнительству. Для них ведь это
своё, родное. Теперь и у нас в консерватории на факультете старинного и современного
исполнительства можно учиться в традициях немецкого, голландского исполнительства, так же
как и наши клавесинисты очень успешно выступают за границей.
Поэтому мне жаль, что Вы не встретились с достойным клавесинистом на своем пути. Даже не
просто достойным, а с гением. Среди них это тоже не частое явление. Когда вдруг встречаешь
- не в записи, а на концерте - это подарок, который помнишь всю жизнь.

Opus88 (14.08.2022 02:48)
Volovikelena писал(а):
...

Поэтому мне жаль, что Вы не встретились с достойным клавесинистом на своем пути. Даже не
просто достойным, а с гением. Среди них это тоже не частое явление. Когда вдруг встречаешь
- не в записи, а на концерте - это подарок, который помнишь всю жизнь.
Да, мне не
выпало слышать ван Асперена в живом концерте, но и достойных клавесинистов я думаю слышал,
хотя бы Tafelmusic из Торонто. В записях (что для клавесина часто и лучше) серьёзно слушал
Тюрек, и Ружичкову в какой-то мере. Но клавесин, правда, отнюдь не полюбил и скорее пришёл
к выводу, что `зачем`, как и эти такие нелепые барочные духовые...

Но речь ведь не о том, а о Бахе, его органных приоритетах. У меня во всяком случае такое
мнение сложилось и устоялось.

И если ведь удалось услышать суперталантливого балалаечника, это не сделает балалайку
гениальным инструментом, способным заменить скрипку. А наоборот - возможно, у Щедрина есть
звбавное.

Я писал уже много, что слышал, как на рояле можно великолепно имитировать клавесин, и я
исключительно за приобретении таких умений при должном ознакомлении с ИИИ (HIP).

И большое спасибо за диалог, но на этом форуме сейчас я ощущаю себя рыбой выброшенной на
берег (здесь уже всё отнюдь не так, как раньше, одни `400 символов` чего стоят, не говоря
о людях, и не стоит поэтому более; не буду больше писать, извините.

tagantsev (14.08.2022 06:05)
Opus88 писал(а):
серьёзно слушал Тюрек, и Ружичкову в какой-то мере.
Но клавесин, правда, отнюдь не полюбил и скорее пришёл к выводу, что `зачем`,
Но речь ведь не о том, а о Бахе, его органных приоритетах. У меня во всяком случае такое
мнение сложилось и устоялось.
Да! Клавесин ограничен в возможностях. Нет прямого
контакта с пальцами. Чем бы не нажал на клавишу - все едино, будь это палец или лом. Что
же остается? Казалось бы только выбор темпа. И все. Но это не так. Куперен в своем
руководстве писал, что в пассаже из восьми восьмушек не должно быть звуков одной
длительности (хотя все восьмушки). Длительность каждого звука должна микроскопически
отличаться! Тоже с сильными долями. В целом все ритмично, а локально нет. Вот чем владеют
выдающиеся клавесинисты - все не ровно, а кажется, что ровно. Микроскопические задержки и
ускорения. Это очень тонкая игра. Дандовская этим владела в совершенстве (и не только она
- например Любимов).

По поводу приоритетов Баха. Не думаю, что орган были его приоритетом. То что он написал
столько для органа связано с его службой. Самые его великие творения написаны не для
органа (перечислять не буду - сами знаете). Кстати, его органные сонаты-трио (6 штук) в
инструментальном исполнении звучат просто гениально, по сравнению с органом.



 
     
classic-online@bk.ru