1. Langsam. Schleppend. Wie ein Naturlaut – Im Anfang sehr gemächlich
2. Kräftig bewegt, doch nicht zu schnell
3. Feierlich und gemessen, ohne zu schleppen
4. Stürmisch bewegt

1884-88, rev. 1893-96

Запись - декабрь 1989 г. (Live recording).
         (9)  


Krestjanin (06.11.2013 22:34)
Два с половиной года тому назад исполнилось сто лет со дня смерти Малера. Третий канал
Чешского радио (культурный), посвятили Малеру умопомрачительно много эфирного времени.
Более двух недель можно было слышать передачи о нём и слышать его музыку. Чехи любят его и
считают его своим композитором - всё-таки родился в самом сердце Чехии, на Высочине и
основы музыкального образования получил тут же от чешских учителей.
И не зря ведь считают. В первых двух частях он смог звуками изобразить не просто Чехию,
но именно Высочину. Кто там бывал и слышал первую симфонию Малера, несомненно со мной
согласится.
Подзаголовок `Титан` дан был Малером по какому-то наваждению. Ничего титанического в
симфонии, ИМХО, нет. И, видимо, неспроста Малер вскоре убрал этот подзаголовок. Из
уважения к автору, ИМХО, этот прилипший подзаголовок следовало бы из названия симфонии
удалить.

abyrvalg (06.11.2013 23:36)
Krestjanin писал(а):


Подзаголовок `Титан` дан был Малером по какому-то наваждению. Ничего титанического в
симфонии, ИМХО, нет. И, видимо, неспроста Малер вскоре убрал этот подзаголовок. Из
уважения к автору, ИМХО, этот прилипший подзаголовок следовало бы из названия симфонии
удалить.
Говорят, что 3-я часть этой симфонии заочно называется `звери хоронят
охотника`. Но на самом деле был какой-то музыкальный критик, который якобы что-то слышал
от самого Малера, который описал 3-ю часть так: траурный марш в манере Калло. И
действительно, существует гравюра художника Калло, где изображены звери, хоронящие
художника, который всю жизнь гонялся за ними, стрелял в них. Но есть еще и старая
студенческая песенка под названием `Что ж ты спишь, братец Яков`, придуманная за семьсот
лет до появления Малера, которая звучит в похоронке. Просто Малер ее одел в похоронную
одежку.
Если говорить вообщем о симфонии, то чего туда только не понапихал Малер. Кто-то увидел
в них еврейские мотивы, кто-то усмотрел аллюзии на `Ромео и Джульетту` Чайковского.
Кстати, если прислушаться, то в самых последних тактах, там где валторны пропевают музыку,
слышны отзвуки будущего звукового девиза приключений зайца и волка в мультике `Ну,
погоди`!

alex590310 (12.06.2014 20:46)
abyrvalg писал(а):
Говорят, что 3-я часть этой симфонии заочно
называется `звери хоронят охотника`. ...
Хорошо читали Варгафтика `Партитуры тоже не
горят`, хоть бы что-нибудь от себя добавили

abyrvalg (12.06.2014 21:21)
alex590310 писал(а):
Хорошо читали Варгафтика `Партитуры тоже не
горят`, хоть бы что-нибудь от себя добавили
Да я никогда и не скрывал, что тырил из
Варгафтика. Раза 4 или 5 точно было. Не вижу ничего плохого в этом, если это интересно
будет кому-то. Да и вообще, главное не какие-то найденные отрывки, а общее понимание дела
и умение разбираться. Тырить чьи-то сформулированные забавные музыкальные факты про
`услышить ли хотите ль` - это не самое страшное, самое плохое - это стыренные чужие тезисы
и утверждения, и неумение самому формулировать свое общее видение того или иного
музыкального явления или процесса.

Romy_Van_Geyten (12.06.2014 21:35)
alex590310 писал(а):
Хорошо читали Варгафтика `Партитуры тоже не
горят`, хоть бы что-нибудь от себя добавили
Это не Варгафтик придумал, если что. Про
это рассказывает любой неленивый преподаватель консерватории на курсе истории зарубежной
музыки. Мне, например, об этом рассказывала Людмила Григорьевна Ковнацкая еще лет тридцать
назад. Так что все нормально.

evc (12.06.2014 21:55)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Про это рассказывает любой неленивый
преподаватель консерватории на курсе истории зарубежной музыки. Мне, например, об этом
рассказывала Людмила Григорьевна Ковнацкая еще лет тридцать назад. Так что все
нормально.
Мне другая Людмила, Гаврилова, док. иск., тож на курсе истории заруб.
музыки.

abyrvalg (12.06.2014 21:57)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Это не Варгафтик придумал, если что. Про
это рассказывает любой неленивый преподаватель консерватории на курсе истории зарубежной
музыки. Мне, например, об этом рассказывала Людмила Григорьевна Ковнацкая еще лет тридцать
назад. Так что все нормально.
Кстати говоря, я достаточно внимательно читаю
музыкальную литературу (да и за плечами уже довольно внушительный читательский багаж по
музыке), то уже давно стал замечать откуда тот или иной `писатель` берет мысли, вернее,
прослеживается правопреемство некоторых идей. У нас, например, с советских времен до сих
пор в некоторых трудах используется такое выражение как `григорианский хорал`, что ни в
какие ворота не лезет.

DeLaMer (15.11.2015 13:32)
Озаглавливать 1 симфонию Малера `Титан` - значит идти против воли композитора. Сам Малер в
письме Маршальку от 20.03.1896 писал: `С названием `Титан` и программой это действительно
так: в свое время друзья побудили меня, чтобы облегчить понимание D-durной сифмонии,
снабдить её своего рода программой. Таким образом, я уже задним числом выдумал это
название и объяснения. Теперь я снял их не только потому, что они не исчерпывающе и даже
не очень точно характеризуют произведение, но и потому, что испытал сам, на каком ложном
пути оказывается из-за них публика.`
И к слову надо заметить, что `Титан` - отсылка к одноименному роману Жан-Поля,
литературного кумира юного Малера.

Volovikelena (19.11.2021 22:23)
DeLaMer писал(а):
Озаглавливать 1 симфонию Малера `Титан` - значит
идти против воли композитора.
И к слову надо заметить, что `Титан` - отсылка к одноименному роману Жан-Поля,
литературного кумира юного Малера.
Жан-Поль (Иоганн Пауль Рихтер) был кумиром многих
молодых людей в эпоху Романтизма. Вот и Шуман не избежал влияния в `Крейслериане`. Да и
Гофмана романтики ценили.
А с названием Вы правы.



 
     
classic-online@bk.ru