Скачать ноты

1. Благослови, душе моя, Господа 2. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу 3. Единородный Сыне 4. Во Царствии Твоем 5. Херувимская 6. Символ Веры. American premiere: The Russian Chamber Chorus of New York, St. John the Divine Cathedral. May 31, New York, 1992
         (23)  


victormain (07.01.2013 08:20)
Самый конец подмонтирован из исполнения другого дня, там же, этим же коллективом: в этой
записи он не сохранился (монтаж хорошо слышан). Исполнение кое-где сыроватое, но пока это
всё, что у меня есть. У Володи я слышал превосходную запись, сделанную Саратовским хором;
как только заимею копию - размещу. Мне кажется, это лучшее сочинение крупного жанра (а я
его считаю таковым, а не циклом миниатюр) в православной хоровой традиции со времён
Рахманинова.

victormain (07.01.2013 08:28)
Забыл подписать важную деталь: соло контральто - Наташа Лютов (Natasha Lutov), это что-то
потрясающее.

Mikhail_Kollontay (07.01.2013 14:41)
victormain писал(а):
лучшее сочинение крупного жанра (а я его считаю
таковым, а не циклом миниатюр) в православной хоровой традиции со времён
Рахманинова.
Мне только кажется, что оно не в рамках музыки для церкви, а как бы `по
поводу`. Мне удивительно, как Володя такое написал, когда сам же смолоду не принимал как
раз-таки Всенощную Рахманинова (чем меня озадачивал!), и именно по такой причине, если
только я правильно его понимал. Он как-то интересно это выражал, вроде того, что -
продукция для валютного магазина `Березка`, специально для иностранцев. Боюсь переврать. И
сам такое же начал писать спустя годы.

paraklit (07.01.2013 16:15)
Боюсь вызвать обильное недовольство некоторых форумчан, но не сказать то, что думаю - не
смогу. Сразу оговорюсь, что Владимир Рябов мне - не друг и не недруг. У меня нет с ним
никаких отношений... Это сочинение я давно знаю в двух вариантах - и пять литургических
песнопений, и шесть... Когда - в силу каких-то коньюктурных причин оно попало в программу
новосибирского хора (а я был там в это время) - мне стало интересно, и я - по своему
обыкновению - пришел на репетицию и встал в хор... Хочу сказать, что это - очень плохое
сочинение! Типичная `коньюктурщина`! (Тогда была мода на это). В хоре звучит - ужасно. От
окончательного фиаско спасает лишь то, что у Рябова здесь (как и в других сочинениях)
основа вполне традиционно-тональная, и иногда все `собиралось` в какие-то адекватные
вертикали... Помню, автор взъерошенный подбегал то к одной хоровой группе, то к другой:
`Ну что вы поете? Вот так должно звучать!` - и садился за рояль.... Ну, на рояле-то
звучало неплохо!.. Да и хор пел те ноты, которые автор написал (я сам в хоре стоял, могу
подтвердить), но звучала - грязь! Хоровую музыку нельзя выдумывать на клавишах рояля!..
Мне странна оценка г-на victormain`а, что это нечто весьма значимое `...после
Рахманинова`! Простите, и до, и после Рахманинова было написано ТАКОЕ количество
музыкальных шедевров в жанрах богослужебной православной музыки! В справочнике Е. Левашова
указано четыреста семьдесят фамилий русских церковных композиторов только от Глинки до 17
года! Уже лет двадцать пять, работая певчим церковного хора, а потом и регентом, а
разыскиваю это лучшее,знаю его и пою! Эта сфера - в силу атеистических запретов - была
неведома, но она таит истинные золотые россыпи гениальных образцов! Рахманинов в этой
золотой жиле - один из многих... Нам в вузах это не показывали, но тот, кто с этим сумел
познакомиться - опус Рябова не стал бы даже упоминать!.. Как Качанов на это сочинение
повелся!...

victormain (07.01.2013 20:51)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Мне только кажется, что оно не в рамках
музыки для церкви, а как бы `по поводу`. Мне удивительно, как Володя такое
написал...
И мне удивительно. И в 1-ю очередь - по бесконечной интонационной свободе
в просодии, не отменяющей точность. А насчёт рамок - конечно, это паралитургика,
концертный опус. Очень сложный для исполнения, Вы ж понимаете. Держать строй в таких
вертикалях... Да полчаса...

victormain (07.01.2013 20:54)
paraklit писал(а):
...Как Качанов на это сочинение
повелся!...
Ну, видимо у нас с Колей уши посвежее Ваших будут.

victormain (07.01.2013 20:57)
paraklit писал(а):
.. Простите, и до, и после Рахманинова было
написано ТАКОЕ количество музыкальных шедевров в жанрах богослужебной православной
музыки!...
Не прощу. Я говорил только о `после`. Спорить не намерен: не интересно.

victormain (07.01.2013 21:05)
paraklit писал(а):
... Мне странна оценка г-на victormain`а, что это
нечто весьма значимое `...после Рахманинова`!...
Мне же странна Ваша реакция,
Владимир. Что, конкуренция? Но опус Рябова давно уже классика, с таким же успехом с
Бородиным можно конкурировать... Вы там про мои опусы хоровые спрашивали - так Вы себя не
утруждайте, пожалуйста. Мне не хочется, чтобы Вы ими занимались.

Mikhail_Kollontay (08.01.2013 08:12)
victormain писал(а):
опус Рябова
Я намного ближе к позиции
paraklit`а по этому делу.

victormain (08.01.2013 08:19)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Я намного ближе к позиции paraklit`а по
этому делу.
Догадываюсь. Но поделать ничего не могу. Ни с Вашим, Миша, мнением, ни с
моим, ни с опусом Рябова, совершенно, на мой справедливый взгляд, изумительным.

Mikhail_Kollontay (08.01.2013 08:26)
victormain писал(а):
Догадываюсь. Но поделать ничего не могу. Ни с
Вашим, Миша, мнением, ни с моим, ни с опусом Рябова, совершенно, на мой справедливый
взгляд, изумительным.
Бодаться (с опусом Володи) мне уж очень не хочется, потом, я
настолько внутри церковной жизни, что мне отвратительно само по себе существование того, о
чем Вы писали. Причем я не считаю себя правым в этом вопросе (например, о.Всеволод Чаплин
тоже не так думает, и даже со мной слегка полемизировал в прессе). Однако иначе ощущать я
не могу. Главное же для меня в том, что Володя и мог, и может быть на гораздо более
высоких творческих оборотах. Я думаю, это у него был такой период, ведь цикл еще до его
женитьбы написан, если не ошибаюсь, а ему трудно, с мамой, жилось тогда.

Mikhail_Kollontay (08.01.2013 08:41)
paraklit писал(а):
истинные золотые россыпи
Я вдруг вспомнил. Вы
знаете `Пещное действо` Кастальского? более чем странная партитура, конечно, но. Эти ноты
- большая редкость, мне их подарил Дмитрий Николаевич Шведов, младший брат церковного
композитора Константина Шведова и сам композитор, и тоже синодальщик (последний их
выпускник!). Только ноты у меня в Москве, раньше лета не доберусь, а если Вам интересно -
напомните, я отсканирую. У Константина тоже есть практически не известные вещи, скажем (в
рукописи), цикл - все 8 догматиков, где знаменный роспев гуляет, порезанный на сарделечки,
по разным голосам 4-хголосного хора, еще одна Литургия (не-юргенсоновская), мужская, ее
Алеша Шиповальников в США записал со своим церковным хором, есть у меня их диск. Кое-какие
еще есть редкости, сразу не соображу. Потом, есть неслабая библиотека патриарха Пимена (он
же сам был профессиональный регент), она доступна, в Москве, в Синодальной библиотеке
лежит. Хотя там, скорее, более известные вещи собраны. Мясникова я именно оттуда знаю.

victormain (08.01.2013 09:20)
Mikhail_Kollontay писал(а):
... я настолько внутри церковной жизни,
что мне отвратительно само по себе существование того, о чем Вы
писали...
Существование чего, Миша? О чём я писал? Собственно я человек не церковный
и музыкальное произведение воспринимаю как музыкальное произведение. И с этой точки зрения
его и рассматриваю. А пением умиленным надо на службе заниматься, это к искусству
отношения не имеет. А никакого о.Чаплина я не знаю. С такими отцами лучше чувствовать себя
сиротой. Партитура Рябова - концертное сочинение (хотя и празднично-храмовое, если бы в
церкви в этом понимали; но сейчас даже у католиков редко врубаются, и у протестантов, если
говорить о христианах), поэтому меня в ней интересуют: просодия; горизонталь с вертикалью;
кадансы; образная и акустическая драматургия. И тд. И по всем этим параметрах опус
является выдающимся произведением искусства. То есть, для православной сегодняшней
традиционной службы - никчемным. Чьи это проблемы - отдельный разговор. Но меня не
интересует полемика вокруг таких партитур, когда обсуждается их правильная или
неправильная молитвенность. Рябов создал чудо. А всё остальное по сравнению с этим фактом
- вещи праздные.

MargarMast (08.01.2013 09:26)
victormain писал(а):
Собственно я человек не церковный и музыкальное
произведение воспринимаю как музыкальное произведение. И с этой точки зрения его и
рассматриваю. А пением умиленным ...
Не слышала Рябова, но, Виктор - класс! :)

Mikhail_Kollontay (08.01.2013 09:27)
victormain писал(а):
музыкальное произведение воспринимаю как
музыкальное произведение
Вы написали слово паралитургика, а мне не хотелось его
повторять. Спорить с Вами я не стану. Только молитвенность и умиленность, как бы
эмоционально не воспринимать эти странноватые понятия, мало имеют отношения к хорошему или
дурному вкусу. А он у каждого свой. Потому и не спорю.

paraklit (08.01.2013 09:31)
victormain писал(а):
Не прощу. Я говорил только о `после`. Спорить не
намерен: не интересно.
Уважаемый victormain! Я подозревал, что с Рябовым Вы друзья,
но - ничего поделать не могу! Я бы промолчал, честное слово (так, как молчу обо многих не
нравящихся мне опусах - Вы заметили, наверно, что я не лезу в каждое обсуждение, как
некоторые) - но прочтя Вашу восторженную оценку смолчать уже не смог... Уши мои,
пожалуйста, не оценивайте - я же не оцениваю Ваши, но как оценивать Рябова? Ну, придумали
недавно музыковеды такую `лазейку` для оправдания паралитургических опусов современных
авторов, которым лень в храм походить - `музыкальная проповедь`... Но это - в том случае,
когда автор хотя бы корректно с текстом молитв обращается. Но тут ведь - ни того, ни
этого! Музыка - неинтересная, в прочтении канонического текста - ошибка на ошибке, смыслы
молитв автор не понимает... Ну, `в какие ворота` это сунуть? И последнее. Вы заметили,
может быть, что когда я размещаю сибиряков, что-то говорю о сочинении - просто, чтобы пост
появился - но оценок не даю НИКОГДА! Оценивайте все вы! Вот если бы и Вы так поступили -
не было бы всех моих пассажей! Простите, если Вас лично задел...

paraklit (08.01.2013 09:33)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Я вдруг вспомнил. Вы знаете `Пещное
действо` Кастальского? более чем странная партитура, конечно, но. Эти ноты - большая
редкость,
Названные Вам сочинения мне очень интересны, но об этом лучше не здесь
поговорить.

paraklit (08.01.2013 09:38)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Вы написали слово паралитургика, а мне не
хотелось его повторять...
Простите , это не самореклама. Когда в термин
`паралитургическая музыка` как в помойную яму стали валить все подряд - мне пришлось
чуть-чуть заняться этой проблемой и я написал статью `Паралитургическая музыка и проблема
канонической допустимости...` Хотелось бы в этой связи ваше, коллеги, мнение по этому
вопросу услышать. Тема - не развитая, может что подскажите. Статья валяется на сайте
`Академическая музыка Сибири`.

victormain (08.01.2013 09:50)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Вы написали слово паралитургика, а мне не
хотелось его повторять... ,молитвенность и умиленность... мало имеют отношения к хорошему
или дурному вкусу.
Миша, Вы знаете прекрасно, что паралитургической называют ту
музыку, которая сочинена на канонические тексты, но не предназначена для служебного
храмового использования. Скорее концертного. По тому, как сложилась служба стилистически.
А о молитвенности и умиленности я говорил без всякой иронии, разумеется. Просто именно эти
понятия сражаются с самой возможностью искусства в церкви, поэтому мне с ними не по
дороге. ПОэтому я, как человек искусства, лишаюсь церковного музицирования, а оно лишается
меня. Впрочем, американские премьеры Мессы моей благословлялись настоятелем епископального
храма, причём он просил паству отнестись к предстоящему как к службе, просто иной формы. И
никто не вопил, не махал зажигалками)) Рекомендую:
http://classic-online.ru/ru/performer/9691
И ещё: музыкальной экзегетики никто не отменял. И она редко сочетается со стилистикой
храмового пения у русских православных. Там - искусство; тут чисто прикладные музыкальные
функции. В которых справедливо было бы обходиться простой псалмодией, а комментировать
отдавать искусству.

Mikhail_Kollontay (08.01.2013 09:50)
paraklit писал(а):
`паралитургическая музыка`
До статьи так
сразу не доберусь, разгар экзаменов - то, что требует внимания, сейчас нереально. Я свое
мнение считаю частным, оно кратко: считаю недопустимым исполнение духовной музыки в
светских концертах. Наиболее остро воспринимаю концертные песнопения Евхаристического
канона.

Mikhail_Kollontay (08.01.2013 09:51)
victormain писал(а):
паралитургической называют ту музыку, которая
сочинена на канонические тексты, но не предназначена для служебного храмового
использования
Я больше на эту тему говорить не буду.

victormain (08.01.2013 09:56)
paraklit писал(а):
... Вы заметили, может быть, что когда я
размещаю...оценок не даю НИКОГДА!..
Да. Я порой даю. И впредь буду поступать так же,
по необходимости. Но полемизировать с Вами, как и обещал, не буду.

paraklit (08.01.2013 10:16)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Наиболее остро воспринимаю концертные
песнопения Евхаристического канона.
Абсолютно верно!



 
     
classic-online@bk.ru