`...Следующее значительное произведение, Соната ор. 13 (изд. 1805), посвященная Гайдну, отмечена чертами зрелого мастерства. Основу главной партии образует мотив хорала, помеченный в коде словом «Alleluja». Побочная партия состоит из двух разделов. Первый из них — певучий, решен в духе оперной кантилены*; он сменяется фигурациями на тонике и доминанте с вплетающимся мелодическим голосом. Гармонизованные таким образом блестящие разделы в экспозициях сонат и концертов часто встречаются ра и др. Однако в Сонате ор. 13, в отличие от некоторых других сочинений Гуммеля, масштабы фигурационного эпизода не выглядят чрезмерными. Характерная черта этой сонаты — четкая обособленность кантиленных и виртуозных разделов; это свойство стало впоследствии одной из отличительных черт сочинений Гуммеля зрелого периода.
Вторая часть сонаты — Adagio con gran espressione B-dur — своим сосредоточенным характером и стилем изложения примыкает к Adagio molto из бетховенской Пятой сонаты. Музыка у Гуммеля изобилует мощными нарастаниями, фактура насыщена полифонически. Однако, в отличие от бетховенских адажио с их «говорящими» паузами, широкими мелодическими ходами, мелодика Гуммеля более плавна, при этом сопровождающие голоса по-инструментальному извилисты.
Юмористическая главная партия блестящего финала в сонатной форме построена в духе классических симфонических тем, состоящих из двух элементов, и изложена в контрастных регистрах. Разработка этой части представляет собой стремительную фугу в бетховенской свободной манере.`
=================
* Итальянская оперная мелодика, несомненно, оказала влияние на характер и интонации многих гуммелевских тем. Подобные воздействия испытал впоследствии и Шопен. Быть может, в этом одна из причин многих сходных моментов в творчестве композиторов.
(из статьи С. В. Грохотова `Иоганн Непомук Гуммель - композитор, пианист, педагог`)
отмечена чертами зрелого мастерства. Основу главной партии образует мотив хорала,
помеченный в коде словом «Alleluja». Побочная партия состоит из двух разделов. Первый из
них — певучий, решен в духе оперной кантилены*; он сменяется фигурациями на тонике и
доминанте с вплетающимся мелодическим голосом. Гармонизованные таким образом блестящие
разделы в экспозициях сонат и концертов часто встречаются ра и др. Однако в Сонате ор. 13,
в отличие от некоторых других сочинений Гуммеля, масштабы фигурационного эпизода не
выглядят чрезмерными. Характерная черта этой сонаты — четкая обособленность кантиленных и
виртуозных разделов; это свойство стало впоследствии одной из отличительных черт сочинений
Гуммеля зрелого периода.
Вторая часть сонаты — Adagio con gran espressione B-dur — своим сосредоточенным
характером и стилем изложения примыкает к Adagio molto из бетховенской Пятой сонаты.
Музыка у Гуммеля изобилует мощными нарастаниями, фактура насыщена полифонически. Однако, в
отличие от бетховенских адажио с их «говорящими» паузами, широкими мелодическими ходами,
мелодика Гуммеля более плавна, при этом сопровождающие голоса по-инструментальному
извилисты.
Юмористическая главная партия блестящего финала в сонатной форме построена в духе
классических симфонических тем, состоящих из двух элементов, и изложена в контрастных
регистрах. Разработка этой части представляет собой стремительную фугу в бетховенской
свободной манере.`
=================
* Итальянская оперная мелодика, несомненно, оказала влияние на характер и интонации
многих гуммелевских тем. Подобные воздействия испытал впоследствии и Шопен. Быть может, в
этом одна из причин многих сходных моментов в творчестве композиторов.
(из статьи С. В. Грохотова `Иоганн Непомук Гуммель - композитор, пианист, педагог`)