Скачать ноты
1. Allegro moderato
2. Andante con moto
3. Rondo: Vivace

Посвящено эрцгерцогу Рудольфу Австрийскому

6 March 2008, Symphony Hall, Chicago.
         (73)  


cdtnkfyf (12.01.2022 17:55)
Вот можно и так исполнить этот бетховенский шедевр и, Боже мой, как это здОрово! Десятки
исполнений слушаны,любимый Концерт, и столько всевозможных пониманий этой невероятной
музыки. Правда, постоянно недоумеваю, что на таком сайте, где собрались сплошные меломаны,
ЛвБ слушают , на мой взгляд, совсем мало, наверное, измельчали страсти, иначе ничем не
объяснить, что такой музыкант не слушан с 2013 года. Спасибо за великолепного мастера,
прекрасный оркестр и дирижера и замечательное качество записи!

Musicologist (13.01.2022 03:42)
Действительно, с самого начала приковывает внимание - нешаблонно сыгран уже первый аккорд:
не строго-`сомкнуто`, а свободно-арпеджированно. Так иногда играют исполнители более
молодого поколения (в Европе - Безуиденхут, у нас - Миллер), поэтому услышать это из под
пальцев представителя `старой школы` прямо удивительно. И в такой же `арфовой` манере
выдержано всё начало 2-й части (!)
К сожалению, не обозначено, чьи каденции играет Роберт Левин. Это ведь не каденции
Бетховена? Если кто-то идентифицирует их автора, пусть не сочтет за труд поделиться
своим знанием.

Musicologist (13.01.2022 03:46)
cdtnkfyf писал(а):
Правда, постоянно недоумеваю, что на таком сайте,
где собрались сплошные меломаны, ЛвБ слушают , на мой взгляд, совсем мало, наверное,
измельчали страсти, иначе ничем не объяснить, что такой музыкант не слушан с 2013 года.
Спасибо за великолепного мастера, прекрасный оркестр и дирижера и замечательное качество
записи!
В финале же Левин на редкость свободно импровизирует даже там, где другие
обычно строго следуют тексту, прописанному в партитуре. Bravo!

cdtnkfyf (13.01.2022 13:20)
Musicologist писал(а):
Действительно, с самого начала приковывает
внимание - нешаблонно сыгран уже первый аккорд: не строго-`сомкнуто`, а
свободно-арпеджированно. ... И в такой же `арфовой` манере выдержано всё начало 2-й части
(!)
К сожалению, не обозначено, чьи каденции играет Роберт Левин. Это ведь не каденции
Бетховена? Если кто-то идентифицирует их автора, пусть не сочтет за труд поделиться
своим знанием.
Возможно, Вам поможет определить исполнение Белуччи в трёх указанных
каденциях, они есть в Архиве, пианист тоже , на мой взгляд, очень интересный.

rdvl (13.01.2022 20:24)
Musicologist писал(а):
(!)
К сожалению, не обозначено, чьи каденции играет Роберт Левин. Это ведь не каденции
Бетховена? Если кто-то идентифицирует их автора, пусть не сочтет за труд поделиться
своим знанием.
Это каденция Левина. Как композитор он написан много каденций к
фортепианным, скрипичным и даже валторновым концертам. Признанный специалист по Моцарту.
Сотрудничал с Хогвудом.

cdtnkfyf (13.01.2022 23:34)
rdvl писал(а):
Это каденция Левина. Как композитор он написан много
каденций к фортепианным, скрипичным и даже валторновым концертам. Признанный специалист по
Моцарту. Сотрудничал с Хогвудом.
.....а не Импровизации ли это Левина на чью-то
каденцию , насколько знаю , в Архиве представлены три- ЛвБ, Брамса и третью не помню,
Белуччи исполняет все .

rdvl (14.01.2022 09:53)
cdtnkfyf писал(а):
.....а не Импровизации ли это Левина на чью-то
каденцию , насколько знаю , в Архиве представлены три- ЛвБ, Брамса и третью не помню,
Белуччи исполняет все .
Левин не мог играть импровизацию на чужую каденцию. Он сам
большой мастер писать каденции, и не только их. По крайне настоятельным просьбам Г.
Риллинга он написал свои версии завершения Реквиема Моцарта, его же До минорной мессы, и
целого ряда других неоконченных произведений, чем ,собственно, и известен широко. Его
версии получили очень высокую оценку как специалистов, так и широкой публики. Так что
вопрос о авторстве каденции отпадает сам собой, даже без документального подтверждения.

cdtnkfyf (14.01.2022 12:30)
rdvl писал(а):
Левин не мог играть импровизацию на чужую каденцию. Он
сам большой мастер писать каденции, и не только их. По крайне настоятельным просьбам Г.
Риллинга он написал свои версии завершения Реквиема Моцарта, его же До минорной мессы, и
целого ряда других неоконченных произведений, чем ,собственно, и известен широко. Его
версии получили очень высокую оценку как специалистов, так и широкой публики.
Охотно
верю, я о его творческой деятельности читала и даже давала ссылку , спросила в надежде,
что откликнутся профессионалы и опровергнут. Но попутно вопрос- такое встречается в
исполнительской практике?

rdvl (14.01.2022 15:48)
cdtnkfyf писал(а):
Охотно верю, я о его творческой деятельности
читала и даже давала ссылку , спросила в надежде, что откликнутся профессионалы и
опровергнут. Но попутно вопрос- такое встречается в исполнительской практике?
Не
совсем ясно о каком `таком` вопрос? Мог ли Л. играть вариации на чужую каденцию? Да
никогда, даже в плохом сне. Если человек преотлично сочиняет, да ещё и играть так же
умеет, он ни за что на свете не будет использовать чужой материал при наличии своего,
любимого и выстраданного непосильным трудом(три каденции) ):

cdtnkfyf (14.01.2022 18:48)
rdvl писал(а):
Не совсем ясно о каком `таком` вопрос? Мог ли Л.
играть вариации на чужую каденцию? Да никогда, даже в плохом сне. Если человек преотлично
сочиняет, да ещё и играть так же умеет, он ни за что на свете не будет использовать чужой
материал при наличии своего, любимого и выстраданного непосильным трудом(три каденции)
):
Не о Левине речь, вопрос о примерах возможных импровизаций исполнителями на
чужие каденции, или импровизации вообще исключаются?

Sir Gray (14.01.2022 19:38)
cdtnkfyf писал(а):
...Десятки исполнений слушаны,любимый Концерт, и
столько всевозможных пониманий этой невероятной музыки. Правда, постоянно недоумеваю, что
на таком сайте, где собрались сплошные меломаны, ЛвБ слушают , на мой взгляд, совсем мало,
наверное, измельчали страсти, иначе ничем не объяснить, что такой музыкант не слушан с
2013 года....!
И у меня любимый. Слушаем.Ничего не измельчали, слушаем десятки
исполнений. А что бы Вы хотели услышать? Где Ваши отклики? Вдруг - Левин. Ах! Никто не
слушал. Слушали.

Ничего мне близкого я в ЭТОМ исполнении не услышал, вот и не пишу ничего. Очень хорошее
исполнение. И?

Назвать в алфавитном порядке, кого я слушаю в этом концерте? Могу. Хаскил. Вы не оценили?
Странно. Гульд? Тоже нет. Гизекинг? Шнабель? Нет, нет, нет.

А вот мы, сплошные меломаны, сплоховали насчет Левина. Плохо.

А превратить начало четвертого в арпеджио из пятого - много ума не надо. Все это - мир
после Гульда.

balaklava (14.01.2022 20:00)
Sir Gray писал(а):
..... кого я слушаю в этом концерте? Могу. Хаскил.
Вы не оценили? Странно. Гульд? Тоже нет. Гизекинг? Шнабель?.....
А мне больше всего
Поллини нравится, ну прям до обморока. Но кого тут интересует мнение любителя? Я даже не
знаю что такое арпеджио...

rdvl (14.01.2022 20:41)
cdtnkfyf писал(а):
Не о Левине речь, вопрос о примерах возможных
импровизаций исполнителями на чужие каденции, или импровизации вообще
исключаются?
Импровизацию ВООБЩЕ никто не посмел до сих пор отменить. Особенно в
джазе. Но и в классике тоже можно, но деликатно, в меру. Вот Бах , если ему что нравилось
у Вивальди и прочих собратьев по цеху, не стеснялся импровизировать и изменять. Гульд вот
тоже с темпами и прочим импровизировал до полного неприятия многими ярыми
музыкознатцами.
Да и мало ли. Когда у музыканта вдруг выпадает из головы на концерте часть нотного
текста , он тоже старается импровизацией затемнить собственную забывчивость. Ну и т.д.

Musicologist (15.01.2022 00:34)
cdtnkfyf писал(а):
Не о Левине речь, вопрос о примерах возможных
импровизаций исполнителями на чужие каденции, или импровизации вообще
исключаются?
Были примеры. Вот один из них: В. И. Сафонов написал свои каденции к
ре-минорному Концерту Моцарта, основываясь на каденциях Карла Рейнеке.

oriani (15.01.2022 00:56)
Musicologist писал(а):
Были примеры. Вот один из них: В. И. Сафонов
написал свои каденции к ре-минорному Концерту Моцарта, основываясь на каденциях Карла
Рейнеке.
Но ведь если каденции написаны, это уже никак не импровизация...

steinberg (15.01.2022 01:07)
oriani писал(а):
Но ведь если каденции написаны, это уже никак не
импровизация...
Почему? Можно посмотреть в ноты и сыграть всё что угодно, кроме того,
что там написано.

Musicologist (15.01.2022 01:12)
oriani писал(а):
Но ведь если каденции написаны, это уже никак не
импровизация...
Не спорю. Но, строго говоря, каденции почти всегда специально
сочинялись / готовились заранее. Растиражированная информация о том, что они
импровизировались `из головы` прямо на сцене - это миф.

Musicologist (15.01.2022 01:18)
cdtnkfyf писал(а):
.....а не Импровизации ли это Левина на чью-то
каденцию , насколько знаю , в Архиве представлены три- ЛвБ, Брамса и третью не помню,
Белуччи исполняет все .
Кстати, существуют ведь каденции к этому концерту, написанные
Н.К. Метнером! Они были впервые изданы в 1910-е годы, переиздавались и в его полном
собрании сочинений (советском). Интересно, представлены ли они в чьем-либо исполнении
здесь, на сайте?

Niksti (15.01.2022 04:04)
steinberg писал(а):
Почему? Можно посмотреть в ноты и сыграть всё что
угодно, кроме того, что там написано.
Ох! Немного опрометчивое заявление! Много ли
таких, даже среди самых выдающихся исполнителей, которые рискнут без предварительной
подготовки это сделать? Современное музыкальное образование к этому не располагает: оно
учит играть выученное, но не учит импровизировать. Наверное, есть исключения, но я о них
не знаю... Не то было в баховские времена...

steinberg (15.01.2022 12:40)
Niksti писал(а):
Ох! Немного опрометчивое заявление! Много ли таких,
даже среди самых выдающихся исполнителей, которые рискнут без предварительной подготовки
это сделать?
Барочники это точно умеют. Штрихи, диминуции и пр. пассажи в нотах не
выписываются.

oriani (15.01.2022 13:10)
Musicologist писал(а):
Но, строго говоря, каденции почти всегда
специально сочинялись / готовились заранее. Растиражированная информация о том, что они
импровизировались `из головы` прямо на сцене - это миф.
Но тогда мы имеем в виду
интерпретацию... а вопрос был об импровизации. Понятно, что исполняя из раза в раз один и
тот же концерт, музыкант мог позволить себе не напрягаться с импровизацией каденций во
время выступления, а подготовить их заранее, поскольку искусством импровизации владели(ют)
далеко не все исполнители, тут нужен особый талант. Но в прежние (уже далёкие) времена
искусству этому музыкантов всё же обучали. Что уж говорить о музыке до эпохи академизма...

rdvl (15.01.2022 14:07)
oriani писал(а):
тут нужен особый талант. Но в прежние (уже далёкие)
времена искусству этому музыкантов всё же обучали. Что уж говорить о музыке до эпохи
академизма...
В страшно далёкие времена звание музыканта просто- таки обязывало
уметь выпиликивать свои задумки прямо во время исполнения. Это было неотъемлемой
составляющей профессии. Поэтому в нотации тех времён мелизмы и прочие руладо- украшения не
всегда не то что не выписаны дотошно, но часто и вовсе отсутствуют. Чувство изящного
двигало руками. А певицы что вытворяли с ариями,а? Не то сейчас, эх, не то.

Musicologist (15.01.2022 14:25)
oriani писал(а):
Но тогда мы имеем в виду интерпретацию... а вопрос
был об импровизации.
Как же тогда определить то, что делает Левин? Наверное,
`реконструкция`?

cdtnkfyf (15.01.2022 16:11)
...прошу прощения за вторжение в профессиональную дискуссию, но всё так в искусстве
`повязано `... мне представляется, что любая импровизация как и интерпретация в
классической музыке всегда заранее продумана и подготовлена, и настолько ли разительно они
друг от друга отличаются? Вопрос к знатокам...

oriani (15.01.2022 20:41)
Musicologist писал(а):
Как же тогда определить то, что делает Левин?
Наверное, `реконструкция`?
Реконструкция -- едва ли... ведь Левин не воссоздаёт
утраченный текст, а пишет свой собственный, как бы альтернативный. Получается, выступает в
роли композитора, в каком-то смысле даже соавтора... Вопрос с однословным определением
оказался неожиданно сложным, во всяком случае, для меня... Подождём музыковедов. )

YAlex (15.01.2022 20:58)
Не могу с ходу припомнить ни одной каденции!
- которую я с большим удовольствием не выкинул бы из записи,
`как инородное тело`. Разве что в качестве `психологической поддержки` - исполнителю
размяться и разгуляться немного..?

Niksti (16.01.2022 00:49)
steinberg писал(а):
Барочники это точно умеют. Штрихи, диминуции и
пр. пассажи в нотах не выписываются.
Поскольку мы сейчас находимся `под шапкой`
Бетховена, я подразумевала послебарочных исполнителей. А барочники - да, они умеют
кое-что. В Германии у органистов есть предмет `импровизация`, правда, не знаю, каких высот
достигают рядовые студенты.

abcz (16.01.2022 01:21)
Niksti писал(а):
Поскольку мы сейчас находимся `под шапкой`
Бетховена, я подразумевала послебарочных исполнителей. А барочники - да, они умеют
кое-что. В Германии у органистов есть предмет `импровизация`, правда, не знаю, каких высот
достигают рядовые студенты.
Ну и послебарочные баловались.
Собственно, все эти выписанные авторские каденции и были попыткой как-то обуздать
своенравие и произвол `блестящих` исполнителей (которые, кстати, часто сами баловались
композицией). Они выделывали с авторским текстом удивительные вещи на сцене.

Musicologist (16.01.2022 11:40)
abcz писал(а):
Ну и послебарочные баловались.
Собственно, все эти выписанные авторские каденции и были попыткой как-то обуздать
своенравие и произвол `блестящих` исполнителей (которые, кстати, часто сами баловались
композицией). Они выделывали с авторским текстом удивительные вещи на сцене.
Судя по
тому, что выделывает Р.Левин (также балующийся композицией), попытки обуздания своенравия
и произвола результатов не дали. Скорее всего, `выписанные авторские` нагоняют на таких
исполнителей тоску.

oriani (16.01.2022 12:23)
rdvl писал(а):
звание музыканта просто- таки обязывало уметь
выпиликивать свои задумки прямо во время исполнения... Поэтому в нотации тех времён
мелизмы и прочие руладо- украшения не всегда не то что не выписаны дотошно, но часто и
вовсе отсутствуют.
Опять же, если выпиликиваются задумки, то это не импровизация,
т.к. она исключает любой замысел, а создаётся в сей же момент, здесь и сейчас. По
большому счёту -- увериться в истинном таланте импровизатора возможно только в том случае,
если тема для импровизации предлагается во время концерта и музыкант заранее с ней не
знакомился. Лист, к примеру.

abcz (16.01.2022 13:41)
Musicologist писал(а):
Судя по тому, что выделывает Р.Левин (также
балующийся композицией), попытки обуздания своенравия и произвола результатов не дали.
Скорее всего, `выписанные авторские` нагоняют на таких исполнителей тоску.
почему же?
Нынче у исполнителей считается хорошим тоном играть точный текст даже у барочных
композиторов, писавших (по умолчанию) в среде сплошных импровизаторов. А вот в каденциях
сам бог (композитор) велел играть что только душеньке угодно: это место для полёта
фантазии и самовыражения исполнителя по конвенции. Другое дело, действительно,
импровизировать (да хотя бы и приготовлять собственноручно каденцию) сейчас исполнители
как правило не умеют.

abcz (16.01.2022 13:55)
oriani писал(а):
Опять же, если выпиликиваются задумки, то это не
импровизация, т.к. она исключает любой замысел, а создаётся в сей же момент, здесь и
сейчас. По большому счёту -- увериться в истинном таланте импровизатора возможно только в
том случае, если тема для импровизации предлагается во время концерта и музыкант заранее с
ней не знакомился. Лист, к примеру.
это не совсем так, одно дело, допустим,
неприготовленная импровизация фуги, тут и Бах мог спасовать, другое дело, импровизация на
заданную мелодию и/или гармонию. Любой джаз-, рок-, фолк- (и т.п.) музыкант занимается
этим всю жизнь. Да и многие академические музыканты вполне способны забацать что-нибудь
этакое.
Конечно, уровень может быть разный.

Sir Gray (16.01.2022 16:14)
Sir Gray писал(а):
Назвать в алфавитном порядке, кого я слушаю в этом
концерте? Могу. Хаскил. Вы не оценили? Странно. Гульд? Тоже нет. Гизекинг? Шнабель? Нет,
нет, нет.

А вот мы, сплошные меломаны, сплоховали насчет Левина. Плохо.

А превратить начало четвертого в арпеджио из пятого - много ума не надо. Все это - мир
после Гульда.
Я почему-то не указал Микеланджели. Вот как надо играть!

rdvl (16.01.2022 19:30)
oriani писал(а):
Опять же, если выпиликиваются задумки, то это не
импровизация, т.к. она исключает любой замысел, а создаётся в сей же момент, здесь и
сейчас.
Тут такая тонкость, что даже джазмены свои т.н. импровизации готовят
загодя-заранее, отрабатывают ходы, обороты и то, что слушатель принимает как чистое
СЕЙЧАС- ИЗ ГОЛОВЫ ВЫЛЕТЕЛО есть результат большой предварительной домашней работы. Да,
таковы реалии жанра. А то мы как думали.... Сейчас Д.Пасс или кто иной великий так
придумал да и выдал с ходу. Дудки-с. Если помните, был такой хороший фильм ` Все утра
мира` с блистательным Ж. Депардье. Так вот по ходу сюжета его герой представляется
музыкантом (виуэлистом). А его спрашивают: а сымпровизировать сможете? Тема была дана и он
начал как бы импровизировать. Если на таком уровне-то да, согласен, можно и даже нужно в
обязательном порядке всем, всем, всем...

oriani (16.01.2022 21:50)
abcz писал(а):
это не совсем так, одно дело, допустим,
неприготовленная импровизация фуги, тут и Бах мог спасовать
Да, в целом согласна...
Но в Баха я всё-таки верю... )

abcz (16.01.2022 22:43)
oriani писал(а):
Да, в целом согласна... Но в Баха я всё-таки верю...
)
) ну, с темой Музыкального Приношения он таки затруднился, это факт.
Даже взял работу на дом.

Sir Gray (17.01.2022 17:53)
abcz писал(а):
) ну, с темой Музыкального Приношения он таки
затруднился, это факт.
Даже взял работу на дом.
Как я читал, трехголосную выдал сразу. А на шесть голосов -
затормозил.

steinberg (17.01.2022 18:39)
Niksti писал(а):
`под шапкой` Бетховена
Под колпаком. ...Нет в
рус яз предлога по отношению к человеку, со значением `под сенью`. Можно было б наверно
ещё сказать `У Людвига`, но здесь сразу ассоциации с пивной.
Размышляя об импровизации: понятно, что это спонтанность. В этом деле силён тип связанный
с ядром, тематизмом, центральным элементом (прям по-холоповски), основанный на привычке
вычленять о чём говорится и что говорится. К другому типу относится, например, восточный
таксим, к-рый (по определению, на мой взгляд очень правильному) есть поиск чего-то, что
может быть и не найдено. А вот что можно было бы сказать о концертных каденциях, я
например, не знаю.

oriani (17.01.2022 19:25)
Sir Gray писал(а):
Как я читал, трехголосную выдал сразу. А на шесть
голосов - затормозил.
А мне кажется, что Баху просто надоело развлекать Фридриха и он
придумал предлог, чтобы сбежать домой и уж там от души поимпровизировать в одиночестве на
шесть голосов. )

oriani (17.01.2022 19:32)
oriani писал(а):
А мне кажется, что Баху просто надоело развлекать
Фридриха и он придумал предлог, чтобы сбежать домой и уж там от души поимпровизировать в
одиночестве на шесть голосов. )
И вообще, импровизация Мастера -- это таинство.

``– Знаешь ли ты уже, – спросил теперь мастер, – что такое фуга? Лицо Кнехта выразило
сомнение..
– Хорошо, – сказал мастер, – тогда я тебе покажу. Лучше всего ты поймешь, если мы сами
сочиним фугу. Итак, для фуги прежде всего нужна тема, и тему мы не станем долго искать, мы
возьмем ее из нашей песни.
Он сыграл короткую мелодию, кусочек из песни, вырванный из нее, без головы и хвоста,
мотив прозвучал диковинно. Он сыграл тему еще раз, и вот уже дело пошло дальше, уже
последовало первое вступление, второе превратило квинту в кварту, третье было повторением
первого на октаву выше, а четвертое – второго, экспозиция закончилась клаузулой в
тональности доминанты. Вторая разработка свободнее переходила в другие тональности,
третья, с тяготением к субдоминанте, закончилась клаузулой в основном тоне. Мальчик
смотрел на умные белые пальцы игравшего, видел, как на его сосредоточенном лице тихо
отражалась проведенная тема, глаза под полуопущенными веками оставались спокойны. Сердце
мальчика кипело почтением, любовью к мастеру, а уши его внимали фуге, ему казалось, что он
впервые слушает музыку, за возникавшим перед ним произведением он чувствовал дух, отрадную
гармонию закона и свободы, служения и владычества, покорялся и клялся посвятить себя этому
духу и этому мастеру, он видел в эти минуты себя и свою жизнь и весь мир ведомыми,
выстроенными и объясненными духом музыки...``

tagantsev (17.01.2022 21:30)
oriani писал(а):
И вообще, импровизация Мастера -- это таинство.

``– Знаешь ли ты уже, – спросил теперь мастер, – что такое фуга? Лицо Кнехта выразило
сомнение..
– Хорошо, – сказал мастер, – тогда я тебе покажу.
Да уж! Игра в бисер - это одна
из лучших книг о Музыке и о Мастере. Вы меня просто сподвигнули ее перечитать.

Volovikelena (18.01.2022 01:41)
abcz писал(а):
Другое дело, действительно, импровизировать (да хотя
бы и приготовлять собственноручно каденцию) сейчас исполнители как правило не
умеют.
Вы уверены, что именно `как правило`?
Правда, сталкивалась, в основном, с опытом духовиков. Они регулярно сами пишут для себя
каденции к барочным концертам. Причем, со школьной скамьи.
Но и пианисты `не лыком шиты`. Как один из нестандартных примеров - Мацуев.
Нестандартных, потому что он ко 2 Рапсодии Листа такую джазовую композицию присовокупил,
что не знаешь, восторгаться техникой или смеяться.

Musicologist (18.01.2022 14:04)
Volovikelena писал(а):
Но и пианисты `не лыком шиты`.
Да,
существуют ведь и современные международные конкурсы пианистов-импровизаторов. И далеко не
только джазовых. Просто не все об этом знают.

abcz (18.01.2022 16:39)
Volovikelena писал(а):
Вы уверены, что именно `как правило`?
Правда, сталкивалась, в основном, с опытом духовиков. Они регулярно сами пишут для себя
каденции к барочным концертам. Причем, со школьной скамьи.
Но и пианисты `не лыком шиты`. Как один из нестандартных примеров - Мацуев.
Нестандартных, потому что он ко 2 Рапсодии Листа такую джазовую композицию присовокупил,
что не знаешь, восторгаться техникой или смеяться.
ну, статистики я не собирал, но
абсолютное большинство моих знакомых (академических) музыкантов импровизировать не умеют.
Духовики и народники - некоторое исключение, они много (и с детства) халтурят (не только
жмуры и свадьбы, но и вполне себе представительные джазовые коллективы, хоры-танцы,
разного рода сейшны...) вот и выучиваются. Другое дело, что написать каденцию и её же
сымпровизировать - две большие разницы.

Philanthropy (18.01.2022 17:23)
abcz писал(а):
Нынче у исполнителей считается хорошим тоном играть
точный текст даже у барочных композиторов, писавших (по умолчанию) в среде сплошных
импровизаторов.
уточните `тип` исполнителей, пожалуйста)) у аутентистов менять текст
уместным образом - орнаментику делать (что вообще святой долг), и даже добавлять где-то
голоса, тоже очень даже не возбраняется!

abcz (18.01.2022 18:33)
Philanthropy писал(а):
уточните `тип` исполнителей, пожалуйста)) у
аутентистов менять текст уместным образом - орнаментику делать (что вообще святой долг), и
даже добавлять где-то голоса, тоже очень даже не возбраняется!
`аутентист` - это
доведённая до абсурда специализация в музыке. Это как хирург по правой руке. Я говорил об
обычных универсалах.
Орнаментика, элементарные фактурные вариации - самое начало импровизации, но, всё же,
вряд ли это можно назвать импровизацией в полном смысле, просто декорирование ригидного
текста. Импровизатор создаёт (пусть и из старого) здесь и сейчас нечто новое, аутентист
либо раскрашивает наново давно изношенное, либо (и это иногда здорово звучит) своеобразной
инструментовкой, ударными, играющими странные ритмы, темпами, специфическими строями и
мотивной работой, создаёт на основе заданного текста (опять же) нечто новое и небывалое,
но такая работа очень далека от импровизации, это тщательно продуманная интерпретация.

cdtnkfyf (18.01.2022 18:48)
Musicologist писал(а):
Кстати, существуют ведь каденции к этому
концерту, написанные Н.К. Метнером! Они были впервые изданы в 1910-е годы, переиздавались
и в его полном собрании сочинений (советском). Интересно, представлены ли они в чьем-либо
исполнении здесь, на сайте?
... именно к этому Концерту встречала в Архиве каденции
самого ЛвБ, Брамса и Бузони, они указаны в исполнении Белуччи...

cdtnkfyf (18.01.2022 18:59)
tagantsev писал(а):
Да уж! Игра в бисер - это одна из лучших книг о
Музыке и о Мастере. Вы меня просто сподвигнули ее перечитать.
... а `Доктор Фаустус`
Томаса Манна( прототипом был Шёнберг)... композитор даже предъявлял писателю иск, но в
итоге всё решилось,кажется, миром.

abcz (18.01.2022 19:23)
Philanthropy писал(а):
уточните `тип` исполнителей, пожалуйста)) у
аутентистов менять текст уместным образом - орнаментику делать (что вообще святой долг), и
даже добавлять где-то голоса, тоже очень даже не возбраняется!
я вдруг подумал об
`аутентистах-универсалах`. Музыкантах, которые прилагали бы критерии аутентичного
исследования к музыке любого стиля и времени от древних Китая, Египта, Крита какого-нибудь
и так примерно века до XXI-го нашей эры. Чегтовски увлекательная была бы работа...

steinberg (18.01.2022 19:45)
abcz писал(а):
Орнаментика, элементарные фактурные вариации - самое
начало импровизации, но, всё же, вряд ли это можно назвать импровизацией в полном смысле,
просто декорирование ригидного текста.
Я тут хочу добавить свои 5 копеек из области
к-рая мне немного известна - восточная импровизация. Применительно к ближнеевосточной
традиции (19-20 вв) существует проблема отношения письменного текста и устной по сути муз
практики. Было замечено (Лагранж), что исполнитель (на востоке это всегда импровизатор так
или иначе) находится в состоянии конфликта с нотным текстом и шире с композиторской волей.
Он её как бы преодолевает. Т.е. ни в коем случае не следует ей и не декорирует, а скорее
соревнуется, уничтожает её. Не знаю, близко ли это барочному отношению к импровизации,
любопытно было б узнать.

Philanthropy (18.01.2022 20:32)
abcz писал(а):
`аутентист` - это доведённая до абсурда специализация
в музыке.
выбирайте выражения, Вы находитесь в обществе, где бывают очень разные люди
и очень разные специализации.

Philanthropy (18.01.2022 20:37)
Niksti писал(а):
Современное музыкальное образование к этому не
располагает: оно учит играть выученное, но не учит импровизировать. Наверное, есть
исключения, но я о них не знаю.
в России - практически нет, этому учат считанные
единицы. а в Европе, особенно на специализациях, которую там чуть выше назвали абсурдом,
типа historical improvisation в Гааге, или early music thoroughbass/ensemble direction в
Базеле - учат, и ещё как.
во Франкфурте Йеспер Кристенсен учит импровизировать в стиле XIX века, материалы
сохранились. на моих глазах Дмитрий Аблогин преспокойно делал сходу прелюдии-переходы
между произведениями Шумана.
да что уж там - уже детей в Гнесинской школе этому учат, опять же на моих глазах на
недавнем Gnessin competition мальчик-флейтист не подготовил каденцию к концерту Кванца
Pour Potsdam и отлично сымпровизировал, как будто так и было.

всё делается, лишь бы задаться целью и овладеть навыком :)

abcz (18.01.2022 20:39)
steinberg писал(а):
Было замечено (Лагранж), что исполнитель (на
востоке это всегда импровизатор так или иначе) находится в состоянии конфликта с нотным
текстом и шире с композиторской волей. Он её как бы преодолевает. Т.е. ни в коем случае не
следует ей и не декорирует, а скорее соревнуется, уничтожает её. Не знаю, близко ли это
барочному отношению к импровизации, любопытно было б узнать.
не близко и даже рядом
не стояло. В барочной музыке места импровизации и характер её были достаточно жёстко
обусловлены. Музыкант мог свободно импровизировать прелюдируя (т.е. это в службе перед
какими-то значащими номерами мессы, прежде всего, хорами), `интерлюдируя` между
танцевальными номерами, даже коллективно импровизируя в тафельмузыке, или, типа, `музыке
на воде`, или ещё чем-то в таком роде, в состязаниях мастеров. В сущности, эти
места-времена импровизации сохранились и по сей день: кабак, танцпол, джем, церковь (у
католиков и кое-где у протестантов до сих пор прелюдируют). В исполнении же облигатных
номеров любые элементы импровизации были подчинены тексту (сначала по священнодействию,
затем по традиции), допускалось именно что только декорирование. Впрочем, широко было
распространено пародирование (транскрибирование), но это не `борьба с композиторской
волей`, это простое её игнорирование.
(Да, при необходимости внутри облигатных номеров выделялись изолированные зоны для
импровизации. Этот приём тоже до сих пор жив.)

Philanthropy (18.01.2022 20:40)
Philanthropy писал(а):
выбирайте выражения, Вы находитесь в обществе,
где бывают очень разные люди и очень разные специализации.
уважаемый abcz, я,
кажется, неправильно Вас поняла, приношу свои извинения. собственно, то, кого Вы называете
универсалами, я назвала аутентистами - historically informed, короче :)

но слова всё же всем стоит, наверное, выбирать, да. чтобы таких неприятных эпизодов не
было.
ещё раз приношу извинения.

abcz (18.01.2022 20:52)
Philanthropy писал(а):
уважаемый abcz, я, кажется, неправильно Вас
поняла, приношу свои извинения. собственно, то, кого Вы называете универсалами, я назвала
аутентистами - historically informed, короче :)

но слова всё же всем стоит, наверное, выбирать, да. чтобы таких неприятных эпизодов не
было.
ещё раз приношу извинения.
) вероятно, да, вероятно, стоит.
Больше того, я знаю, что хирурги `для правой руки` существуют и абсолютно необходимы (для
музыкантов именно, Коллонтай как-то об одном таком писал).
Но меня сильно настораживает тенденция узкой специализации в искусстве. Это такой род
профессионализации, и вот это кажется мне не полезным. Ну, то есть, если искусство - род
бизнеса, то, конечно, полезно и даже неизбежно. А если искусство - это нечто иное?

steinberg (18.01.2022 21:27)
abcz писал(а):
В исполнении же облигатных номеров любые элементы
импровизации были подчинены тексту
Я не понимаю, что значит подчинены. Отношения
письменного и устного куда более интересны и многообразны (на Востке особенно, но это
отдельный разговор). Из Вашего объяснения мне лично непонятно: имел ли
исполнитель-импровизатор хоть какое-то пространство свободы? Если имел, можно ли описать
тот тип отношений с автором, к-рый при этом рождался? Интересно (кажется мне) главным
образом это, а не прелюдии и интерлюдии. Вы пишете о декорировании. А что это такое
(справедливый же вопрос)? ...

abcz (18.01.2022 21:55)
steinberg писал(а):
Я не понимаю, что значит подчинены.

Из Вашего объяснения мне лично непонятно: имел ли исполнитель-импровизатор хоть какое-то
пространство свободы? Если имел, можно ли описать тот тип отношений с автором, к-рый при
этом рождался? Интересно (кажется мне) главным образом это, а не прелюдии и интерлюдии.

Вы пишете о декорировании. А что это такое (справедливый же вопрос)?
...
гармонически и мелодически подчинены. Мелизматика не изменяет мелодии (и прочих
голосов), интонации, все новые элементы фактуры организованы авторской гармонией
(генерал-басом или аналитически).

Абсолютную свободу. Но в пределах места и времени. Т.е., прелюдируя (допустим), он мог
играть что попало (в пределах разумного), единственное ограничение - закончить надо в
тональности последующего хора. Отношений никаких, кроме формальных (исполняется авторская
месса, или концерт, или тема для импровизации), в ассоциациях обычно полная свобода
(исключая общебарочный ассоциативный фонд).

Декорирование (на Западе) - способ изменять не изменяя. Бах (и немалое число его
тогдашних коллег) были буквально фраппированы некоторыми исполнителями, которые неумеренно
применяли мелизматику до такой даже степени, что изменялся характер исполняемого
произведения, а мелодию было сложно опознать во всех этих красотах. И тем неполиткорректно
возмущались. Вплоть до мордобоя.
Так что, украшать можно и нужно, но эти украшения не должны изменять сущности
представляемого.

steinberg (18.01.2022 22:38)
abcz писал(а):
Так что, украшать можно и нужно, но эти украшения не
должны изменять сущности представляемого.
Что значит: играть что попало? Это плохая
мотивация. ...Про орнаментику всё же непонятно. На Востоке (опять же сравнивая) украшают,
чтобы скрыть мелодию, превратить прямой посыл в намёк. Хотя бы из этих представлений
понятно, зачем они нужны. Но (я не понимаю) если нужно, чтобы мелодия звучала, и
`украшения не должны менять сущность представляемого` зачем её украшать?

abcz (18.01.2022 23:01)
steinberg писал(а):
Что значит: играть что попало? Это плохая
мотивация. ...Про орнаментику всё же непонятно.

На Востоке (опять же сравнивая) украшают, чтобы скрыть мелодию, превратить прямой посыл в
намёк. Хотя бы из этих представлений понятно, зачем они нужны.

Но (я не понимаю) если нужно, чтобы мелодия звучала, и `украшения не должны менять
сущность представляемого` зачем её украшать?
почему `плохая`? Тут целая серия
мотиваций: создать звуковое пространство (приглушить шумовой фон), убить время (вечная и
неизбывная мотивация), настроить хор (рабочая), организовать время мессы
(мистико-композиционная), наконец (у некоторых) - создать прекрасное, пока другие
сплетничают (чем не достойная мотивация?).

Восточная и западная музыки несходны ни по технологии, ни по идеологиям (коих множество
на Востоке), ни по формам бытования. `Скрыть мелодию` - лишь одна из мистифицированных
идей, попытка объяснить технологию через тайну. На Западе такое тоже было (ещё при
Пифагоре), но с тех пор музыка сильно демистифицирована и десакрализована, в этом аспекте
совершенно невозможно их сравнивать.

Во-1-х, украшают, чтобы было красиво. Во-2-х, метро-ритм, определяемый гармонией (чего на
Востоке до массовых контактов с европейцами не было) требует контраста тяжёлого и лёгкого
времени, а большинство струнных (и короли барокко - орган и клавесин) не дают такого
контраста акустически, а, допустим, дробление сильной доли психологически утяжеляет её,
тремолирование позволяет продлять педальные звуки на инструментах с быстро затухающим
звуком и т.д. (т.е. - технологические фишки, в-3-х).

steinberg (18.01.2022 23:12)
abcz писал(а):
почему `плохая`? Тут целая серия мотиваций: создать
звуковое пространство (приглушить шумовой фон), убить время (вечная и неизбывная
мотивация), настроить хор (рабочая), организовать время мессы (мистико-композиционная),
наконец (у некоторых) - создать прекрасное, пока другие сплетничают (чем не достойная
мотивация?).
Не, мотивация, это когда я как-то понимаю, чтО играть (или чтО точно
играть не буду), а не когда: последнее важно, но его не достаточно.)
Во времена Пифагора Запада ещё не было.
Ваши примеры ничего не говорят содержательно об импровизации (возвращаясь к ней).

abcz (18.01.2022 23:18)
steinberg писал(а):
Не, мотивация, это когда я как-то понимаю, чтО
играть (или чтО точно играть не буду), а не когда: последнее важно, но его не достаточно.)


Во времена Пифагора Запада ещё не было.

Ваши примеры ничего не говорят содержательно об импровизации (возвращаясь к ней).
но
ведь в импровизации нет вопроса `чтО играть`. Импровизация - это не `чтО`, это просто
процесс. Процесс идёт, и что-то да получится. Какие тут могут быть специальные мотивации?

хе. Это Востока во времена Пифагора не было.

Какие примеры, например? Я, вроде бы, и примеров никаких не приводил. И что Вы понимаете
под `содержательным` или `бессодержательным`?

steinberg (18.01.2022 23:39)
abcz писал(а):
это просто процесс. Процесс идёт, и что-то да
получится.
А что значит просто процесс? Не понимаю.

У греков кажется ведь не было представлений о Востоке и Западе (в нашем смысле), Запада
(как цивилизации) они ещё не знали. Или я ошибаюсь?

Вы привели примеры `технических фишек`.
Не нравится слово `содержательно`, снимаю.)

abcz (19.01.2022 00:01)
steinberg писал(а):
А что значит просто процесс? Не понимаю.

У греков кажется ведь не было представлений о Востоке и Западе (в нашем смысле), Запада
(как цивилизации) они ещё не знали. Или я ошибаюсь?

Вы привели примеры `технических фишек`.
Не нравится слово `содержательно`, снимаю.)
ну вот, поезд едет: процесс. Дождь идёт:
процесс. Некто импровизирует или просто издаёт звуки. Или делает вид, что издаёт звуки.
Процесс, да.

Не было. Была Ойкумена, населённая часть мира, и то, что за краем мира. Но Индия-то была,
и даже какие-то связи с ней были. И нечто рагоподобное в ней было. Восток, то есть.

Ну, это вещь очевидная: мелизматика на Западе (в барочные времена) играла роль именно
музыкально-технологическую, каковой на тогдашнем Востоке и представить нельзя было, потому
что музыка там сугубо линеарная, к тому ж гетерофонная (отсюда конкуренция голосов,
произвол в голосоведении на фоне постоянного бурдона, полиметрия, полиритмия и вообще весь
спектр `поли-`). Не то на Западе. Бог един и едина тоника, всё в ней и всё к ней. Это
жёсткая тотальная организация музыкальной ткани вызывает такую же жёсткую тоническую (в
поэтическом смысле), акцентную систему ритмической организации (в отличие от силлабической
восточной). Это просто реальность такая: фишки есть, фишек не может не быть.

Philanthropy (19.01.2022 00:16)
steinberg писал(а):
На Востоке (опять же сравнивая) украшают, чтобы
скрыть мелодию, превратить прямой посыл в намёк. Хотя бы из этих представлений понятно,
зачем они нужны. Но (я не понимаю) если нужно, чтобы мелодия звучала, и `украшения не
должны менять сущность представляемого` зачем её украшать?
я здесь внесу, быть может,
несколько неожиданную мысль о лютневых (же) обработках 15-16 веков, где cantus, голос
обрабатываемой песни как раз старались всячески скрыть и спрятать, а не показать - и эта
же веселуха у вирджиналистов с их бесконечными диминуциями (даже без учёта орнаментики
сверху), и, следовательно, Испания и Нидерланды (и немножко Северная Германия) туда же.
то есть я бы не сказала, что и с Западом всё так уж однозначно. в конце концов, в
англоязычной тематической литературе вполне себе разграничивается ornaments и
ornamentation, и если первое как раз добавления к мелодии, то второе уже может и
прятать-видоизменять-маскировать её вполне.
хотя abcz в перечислении мотивации, на мой скромный, скорее прав, чем не. хотя мне тут
ещё было бы интересно, поскольку я с восточной музыкой не сталкивалась вообще, посмотреть
на взаимооотношения на Востоке диссонанса и консонанса - если у них такая категория вообще
была.

steinberg (19.01.2022 00:18)
abcz писал(а):
Бог един и едина тоника, всё в ней и всё к
ней.
На Западе Б-г не един, он триедин. Наверно это как-то соответствует
субдоминанте-доминанте-тонике.)

Philanthropy (19.01.2022 00:21)
steinberg писал(а):
На Западе Б-г не един, он триедин. Наверно это
как-то соответствует субдоминанте-доминанте-тонике.)
един в трёх Лицах, Один из
которых не то с двумя природами и двумя ипостасями (диа-), не то с единой из двух природой
и единой же из двух ипостасью (миафизитство)

впрочем, люди ещё сложнее устроены, чему мы и свидетели даже в этой дискуссии :)))))

abcz (19.01.2022 00:22)
steinberg писал(а):
На Западе Б-г не един, он триедин. Наверно это
как-то соответствует субдоминанте-доминанте-тонике.)
не. I-III-V ступеням. А вместе
они образуют тоническое трезвучие. Что зовём мы розой.

steinberg (19.01.2022 00:36)
Philanthropy писал(а):
посмотреть на взаимооотношения на Востоке
диссонанса и консонанса - если у них такая категория вообще была.
Тема интересная.
Представления о благозвучии были. Во всяком случае в `Большой книге музыки` Аль-Фараби
речь об этом идёт. При этом похоже, что это никак не коррелировало с тем как на практике
должны звучать голоса одновременно. Т.е. гетерофония там звучит порой очень причудливая.

steinberg (19.01.2022 00:44)
Philanthropy писал(а):
я здесь внесу, быть может, несколько
неожиданную мысль о лютневых (же) обработках 15-16 веков, где cantus, голос обрабатываемой
песни как раз старались всячески скрыть и спрятать, а не показать - и эта же веселуха у
вирджиналистов с их бесконечными диминуциями (даже без учёта орнаментики сверху), и,
следовательно, Испания и Нидерланды (и немножко Северная Германия) туда же.
А зачем
же они её хотели скрыть? Есть какие-то объяснения этого? Факт ведь любопытный. ...Зачем
скрывали на Востоке очень подробно разбирает, например, Г.Шамилли.

Philanthropy (19.01.2022 13:49)
steinberg писал(а):
А зачем же они её хотели скрыть? Есть какие-то
объяснения этого? Факт ведь любопытный. ...Зачем скрывали на Востоке очень подробно
разбирает, например, Г.Шамилли.
моё любимое объяснение чего угодно в этой и других
эпохах - ну вот прикольно им так было.
но подробнее - из головы вылетело, если честно. думаю, вполне можно найти объяснения (но
вряд ли на русском языке), если задаться целью.

oriani (19.01.2022 15:04)
steinberg писал(а):
А зачем же они её хотели скрыть? Есть какие-то
объяснения этого? Факт ведь любопытный.
Точного ответа не знаю, но вспомнилась одна
притча о трёх поколениях жителей побережья. Первое поколение выходило рано утром к морю и
встречало восход под пение молитвы. Их сыны тоже встречали восход, но уже без молитвы. А
когда настал черед внуков -- они продолжали день за днём вставать до рассвета и выходить
на берег... только они не знали, зачем это делают...
Если о музыке (орнаментике, в частности), то восточные традиционалисты, отвечая на вопрос
`зачем?`, что-то ещё вспомнят... но авторский европейский академизм -- это музыка третьего
поколения, как мне кажется. Сравнивать их трудно. В любом случае -- ответ всегда на
Востоке. )

steinberg (19.01.2022 19:21)
oriani писал(а):
Точного ответа не знаю, но вспомнилась одна притча о
трёх поколениях жителей побережья. Первое поколение выходило рано утром к морю и встречало
восход под пение молитвы. Их сыны тоже встречали восход, но уже без молитвы. А когда
настал черед внуков -- они продолжали день за днём вставать до рассвета и выходить на
берег... только они не знали, зачем это делают...
Притча Ваша прекрасна. ...По-моему
дело чаще не в том, что кто-то знает то, чего не знаю я, например, а в том, что на ту же
самую вещь, на к-рую смотрю и я, кто-то, смотрит совсем иначе. Это касается, в частности,
и орнаментики.

Sir Gray (20.01.2022 08:48)
steinberg писал(а):
Что значит: играть что попало? Это плохая
мотивация. ...Про орнаментику всё же непонятно. На Востоке (опять же сравнивая) украшают,
чтобы скрыть мелодию, превратить прямой посыл в намёк. Хотя бы из этих представлений
понятно, зачем они нужны. Но (я не понимаю) если нужно, чтобы мелодия звучала, и
`украшения не должны менять сущность представляемого` зачем её украшать?
Я, возможно,
не понял, чего я не понял. Но по-моему, АБЦ все объяснил очень хорошо.

Между номерами (определенными) играй что хочешь. А в других случаях есть бас, гармония.
Пример? Чакона Баха, где указаны только аккорды. Ну или в других случаях - сопровождение
с генерал-басом на клавесине.

Я не знаю, в «Хроматической» Бах, наверное, все сам прописал. Но, мне кажется, тут есть
простор.

А что Вы дальше пишете про Восток, так у нас был курс «Литература народов СССР», и нам
преподаватель рассказывал (а он знал! Русскую литературу там никто не знал, а он свое дело
– знал), что там (я не помню где, в советской республике), если попросить певца спеть
песню, то он мог спросить: «Вам на сколько? На десять минут? На час? На три часа? На
день?»

Это честно, учитель не врал. Как сегодня «Краткое содержание «Войны и мира»». На сколько
минут?

Боже! Какое счастье читать такие обсуждения, как это!



 
     
classic-online@bk.ru