Да... словом `фортепиано` объединяются в общем-то очень разные инструменты.
Недаром Es-dur`ный ноктюрн Глинки был написан `для арфы или фортепиано`. Если имелось в виду примерно такое фортепиано, то это совершенно естественно. :-)
Понятно также и брошенное мельком высказывание Бетховена - `когда-нибудь арфа и фортепиано будут представлять собой два совершенно различных инструмента` :-))))) И жизнь Бетховена пришлась как раз на время интенсивного развития этого инструмента (pianoforte, Hammerklavier) - в том числе и благодаря его собственному творчеству; даже в немалой степени, поскольку именно он склонен был требовать от фортепиано (и от других инструментов) `невозможного` - в отличие от Гайдна и Моцарта.
Недаром Es-dur`ный ноктюрн Глинки был написан `для арфы или фортепиано`. Если имелось в
виду примерно такое фортепиано, то это совершенно естественно. :-)
Понятно также и брошенное мельком высказывание Бетховена - `когда-нибудь арфа и
фортепиано будут представлять собой два совершенно различных инструмента` :-))))) И жизнь
Бетховена пришлась как раз на время интенсивного развития этого инструмента (pianoforte,
Hammerklavier) - в том числе и благодаря его собственному творчеству; даже в немалой
степени, поскольку именно он склонен был требовать от фортепиано (и от других
инструментов) `невозможного` - в отличие от Гайдна и Моцарта.