Скачать ноты

`Einstein`
Опера в трех актах с прологом, эпилогом и двумя интермедиями. Либретто Карла Миккеля. Время создания 1955 и 1971-1973 гг. Премьера состоялась 16 февраля 1974 г. в Дойче Штаатсопер в...Читать дальше
`Einstein`
Опера в трех актах с прологом, эпилогом и двумя интермедиями. Либретто Карла Миккеля. Время создания 1955 и 1971-1973 гг. Премьера состоялась 16 февраля 1974 г. в Дойче Штаатсопер в Восточном Берлине.

Главные действующие лица:
Эйнштейн (высокий бас)
Молодой физик (тенор)
Старый физик (бас)
В прологе, эпилоге и интермедиях:
Ганс Вурст (тенор) - комический персонаж немецкого народного театра, приблизительно соответствующий Арлекино или нашему Петрушке
Крокодил (альт)
Палач (бас)

Пролог
Ганс Вурст, олицетворяющий народ, открывает оперу возгласом: `Произошло нечто ужасное!` - сначала сжигали книги, а потом началась война. Эйнштейн бежал в Америку и угодил там в объятия `мнимых друзей` (`Друг людей заключил союз с врагами человечества`). Он слишком поздно заметил свою ошибку.

Первое действие
Картина 1. Толпа на площади перед оперным театром. Люди в униформе сжигают книги. Тощая женщина жалуется толстой, что штурмовики уже три недели держат в подвале ее мужа. Мужчину из толпы отправляют на танкостроительный завод. Старый и Молодой физики видят, как в костер бросают чучело Эйнштейна, и решают поскорее предупредить его.
Картина 2. Пятидесятилетний Эйнштейн сидит за столом у себя в кабинете. Старый и Молодой физики сообщают о грозящей ему опасности. Заслышав шум, они выпрыгивают в окно. Эйнштейн ищет совета в книгах, он по очереди открывает Галилео Галилея (`приверженец одиночного заключения`), Джордано Бруно (`сгоревший на костре`) и Леонардо да Винчи (`дожил до ста лет`). Наконец, он кладет в карман книгу Леонардо и покидает дом.
Картина 3. Штурмовики производят обыск в кабинете Эйнштейна, переворачивают все вверх дном.
Картина 4. Пустынная местность, ночь. Эйнштейн на пути в Америку. Старый и Молодой физики прощаются с ним. Хоть им приходится туго, они пока намерены остаться: `Все не так уж плохо`.
Картина 5. Раннее утро. По площади маршируют солдаты, распевающие непристойные песни. Старый физик надеется, что война истребит и `всякий сброд`, он собирается переждать события, укрывшись в своем доме. Молодой физик уповает на то, чтобы какая-нибудь болезнь или травма избавила его от воинской службы. Безносая проститутка обещает ему стопроцентное заражение, но вместо этого выдает его гестапо.
Картина 6. В тюрьме Молодой физик подвергается зверскому допросу. Его обвиняют в подрыве оборонной мощи страны. Неожиданно появляется адъютант и уводит Молодого физика – с ним желает поговорит Фюрорр (искаженное `фюрер`).
Картина 7. Ставка Фюрорра. Только что прибывший с передовой офицер докладывает, что `город красных` наконец взят ценой больших потерь. Фюрорр распоряжается организовать празднование победы. Второй офицер докладывает, что враг отбил город, при этом потери еще больше. Фюрорр распоряжается отправить на фронт восьмилетних детей. Входят Старый и Молодой физики. Фюрорр провозглашает тотальную войну и приказывает им `уничтожить те части света, которые мне сопротивляются`. Физики вынуждены согласиться и обещают разработать необходимое для этого оружие. С улицы доносятся ликующие крики толпы, согнанной для празднования победы.

Интермедия 1: Первая казнь Ганса Вурста
Приятный глазу ландшафт, посередине тихий пруд, слева проходит автотрасса, справа возвышается скала с большим плоским выступом.
Крокодил Э.Трой [Верный] представляется публике и жалуется на `вечный круговорот` своей жизни: когда он поедает жертву, он обязательно плачет, а когда он плачет, он должен обязательно кого-нибудь съесть. Палач выводит на выступ скалы закованного в цепи Ганса Вурста. Он приговорен к смертной казни за некое `отвратительнейшее` преступление, которое прямо не называется. Его последнее желание - сказать палачу `Ты - придурок!`. Но Ганс Вурст долго заикается, прежде чем ему удается все произнести правильно. Палач делает отметку о приведении приговора в исполнение, бросает преступника в пруд и удаляется. Поскольку Крокодил пока не голоден, он просит Ганса Вурста рассказать ему какую-нибудь печальную историю, но тот рассказывает смешной злободневный анекдот. Пока Крокодил надрывается от смеха, Ганс Вурст убегает. Крокодил кусает себя за хвост и постепенно проглатывает самого себя.

Второе действие
Картина 1. Эйнштейн на берегу Тихого океана. Ему кажется, что он слышит, как бушует война на другом конце света.
Картина 2. Рабочий кабинет Эйнштейна. Его чернокожая экономка докладывает о визите господина из Германии. Это Молодой физик, который тоже эмигрировал. Он сообщает, что Старый физик пытается создать атомную бомбу на основе расчетов Эйнштейна, и Эйнштейну следовало бы отозвать свои работы. Но два сенатора запрещают ученому какую бы то ни было политическую деятельность. Эйнштейн вновь ищет совета у Галилея, Дж. Бруно и Леонардо, но те не могут ему помочь. Галилей: `Я пресмыкался перед церковью. Моя жизнь была адом`, Бруно: `Я сопротивлялся. Адской была моя смерть`, Леонардо: `Смотри сам!` (ответ первосвященников Иуде, когда тот хотел вернуть им 30 серебреников).
Картина 3. Эйнштейн и Молодой физик намереваются получить аудиенцию у американского президента, они проходят через несколько приемных, и на каждом шагу их останавливают многочисленные охранники. В первой приемной Эйнштейн вручает охраннику документ, тот его читает и бросает в пневмопочту. В дверях Молодому физику удается отвлечь внимание охранника, и они попадают в следующую приемную, где им снова преграждают путь. Эйнштейн кладет на стол две бумаги и называет свое имя. В ответ охранник презрительно смеется: `Вот если бы вы были Эйнфельз…` [`штейн` = камень, `фельз` = скала]. Преодолев очередные двери, они оказываются в особенно большой приемной. У Эйнштейна больше нет документов, но охранник узнает его и просит автограф для своих детей, после чего нажимает на кнопку. В задней стене открываются потайные двери, и громогласный голос приказывает принять знаменитых гостей `как знаменитых гостей`.
Картина 4. Для работы над атомной бомбой президент обещает обеспечить Эйнштейна деньгами, пустыней и сотрудниками.
Картина 5. Раннее утро. Эйнштейн осознает, что теоретически спасти мир может только ядерный паритет.
Картина 6. Скалистое ущелье в Германии, вверху старинная церковь с органом. Три техника из подземной лаборатории по созданию атомной бомбы, планируют побег, так как положение Германии кажется им безнадежным. Начинается воздушный налет. Старый физик гонит техников на рабочие места, а сам поднимается в церковь и играет на органе. Появляется Молодой физик в американской форме, а вместе с ним два белых и три черных солдата. Они стреляют из пушек до тех пор, пока к ним не выходит Старый физик. Его арестовывают как ценного специалиста, а затем солдаты напиваются. Из подземной лаборатории выбираются три израненных техника и поспешно убегают.
Картина 7. Трансатлантическое предприятие. Работницы заколачивают ящики с изображенными на них черепами. Эйнштейн объявляет о предстоящем окончании войны и отправляет их по домам. Но работницы отказываются покидать цех – они потеряли на войне своих мужей и сыновей и теперь боятся безработицы. Входят Старый и Молодой физики, они торопятся изготовить атомную бомбу, `прежде чем война окончательно заглохнет`.
Картина 8. Бетонный бункер, вытянутый параллельно рампе во всю длину сцены. Сияет ослепительное солнце. В присутствии физиков производится испытание атомной бомбы. Солнце чернеет. Наступает полный мрак.
Картина 9. В полной темноте поют два хора. Они на разные лады оплакивают Хиросиму и Нагасаки.
Картина 10. Пустая сцена, яркий свет. Столетний Эйнштейн медленно подходит к краю сцены. По-английски и по-немецки он выражает глубокое сожаление о том, что его разработки стали причиной такой страшной трагедии, и винит во всем себя.

Интермедия 2: Вторая казнь Ганса Вурста
Палач вновь выволакивает связанного Ганса Вурста на выступ скалы. Последнее желание на этот раз не предусмотрено. Столкнув смертника в воду, палач уходит. Ганс Вурс надеется спастись с помощью хорошего анекдота и потчует Крокодила черным юмором. Крокодил смеется до слез и тут же проглатывает рассказчика.

Третье действие
Картина 1. Просторная площадь. Толпа требует прекращения войны: `Make love not war`. Все пускаются в разгул. Казанова активно соблазняет девушек. После первой неудачи он убеждает их словами: `Бомба может рухнуть на вас прежде, чем снизойдет любовь`. Все девушки получают его визитные карточки. Старый и Молодой физики комментируют происходящее.
Картина 2. Суд над физиками, подписавшими воззвание о запрете атомного оружия. Старый и Молодой физики идут на попятный и отзывают свои подписи, но Эйнштейн остается тверд. Его приговаривают к вечной славе за разработку атомной бомбы.
Картина 3. Бессмертие. Галилей, Джордано и Леонардо ожидают за пивом прибытия Эейнштейна. Джордано охлаждает для него пиво (ему такое занятие особенно приятно).
Картина 4. В рабочем кабинете Эйнштейна Молодой физик жалуется на то, что против своей воли вынужден заниматься дальнейшими военными разработками. Чернокожая экономка поет колыбельную песню и молится своему богу.
Картина 4а. Но для Молодого физика это не выход. Он решает уехать в ГДР и поет куплет из `Интернационала`, он выучил его еще в фашистской тюрьме. Эйнштейн сжигает свою работу, которой он посвятил последние 20 лет жизни, - только так он может предотвратить ее использование в военных целях. Чернокожая экономка приводит семилетнего мальчика, который хочет учиться у Эйнштейна, но мальчик не понимает слов ученого. Эйнштейн этим очень доволен.

Эпилог: Воскрешение Ганса Вурста
Декорация обеих интермедий. Палач едет верхом на Крокодиле и ласково его поглаживает. Воскресший Ганс Вурст с выступа скалы проповедует свое учение: `Никогда не следует кричать на мертвых палачей… Шутить можно, но в меру… Прогулка по лезвию бритвы иногда доставляет удовольствие`. Над прудом раскрывается огромная бритва, и Ганс Вурст танцует на лезвии: `Жизнь прекрасна`.

Х Свернуть

1978. Einstein - Theo Adam, Junger Physiker - Peter Schreier, Alter Physiker - Reiner Sub. Chor der Deutschen Staatsoper Berlin.
         (2)  


alebaranov (18.03.2021 14:25)
Совсем не безынтересно по музыке, но, по-моему, лучше по инструментальной части, чем по
вокальной, и временами больше похоже на театр Брехта, чем на собственнно оперу. А когда
вспомню, что здесь заняты Т.Адам и П.Шрайер с их чудесными голосами и тонким артистизмом,
то иной раз хочется спросить дирижёра: `Зачем же гвозди микроскопами забивать?`. Однако
спасибо загрузившему эту запись. Сделана она между 1974 (год премьеры произведения) и 1979
(год смерти автора, который здесь участвует в одной из разговорных ролей), более точных
сведений я не нашёл.

weina (23.03.2021 16:37)
Очень театральная опера, рассчитанная на яркую зрелищность. Думаю, в хорошей постановке
она могла бы произвести большое впечатление.
Мне понравился этот сплав сугубой серьезности и комичности, трагедии и балагана, иронии и
гротеска, цитат из Баха и Моцарта и авангарда. Тут действительно много от Брехта.

Синопсис добавила.



 
     
classic-online@bk.ru