`Wellingtons Sieg / die Schlacht bei Vittoria`, 1813
1. Битва (Marcia: Rule Britannia - Marcia: Marlborough - Битва. Allegro)
2. Победная симфония (Intrada. Allegro ma non troppo - Allegro con brio)
Скачать ноты
`Wellingtons Sieg / die Schlacht bei Vittoria`, 1813
1. Битва (Marcia: Rule Britannia - Marcia: Marlborough - Битва. Allegro) 2. Победная симфония (Intrada. Allegro ma non troppo - Allegro con brio) |
||
считал его как бы сейчас сказали "попсовым".
слушатели были в полном восторге. Даже седьмую симфония они восприняли как дополнение к
`Битве`. Однако если при жизни Бетховена Критики были лояльней,то после смерти они
Разнесли это сочинение в пух и прах. Считаеться что это произведение одно из слабых в
творчестве. Но это Батальная музыка. Зачем вкладывать туда нечто такое что б это считалось
шедевром. Эта музыка написана как симфоническая картина. Самый главный ее минус, это при
прослушивании чувствуеться некоторая незаконченность.В наше время ее почти не исполняют,
однако я не побоюсь сказать что она ничуть не хуже увертюры Чайковского `1812` год. Более
того если б это произведение Сочинил бы чайковский то и исполнялось оно чаще и считалось
по тематизму и построению не уступающим его лучшим произведениям. К Бетховену отношение
более строже. Он считаеться как бы идеал и далеко неплохие его сочинения не попадающие в
категорию тех недосягаемых шедевром,будут автоматически считаться слабыми. `Битву` я
считаю обязательно надо исполнять. Более того желательно на площади и с реальными ружьями
или пушками, и сто процентов никто не скажет что это плохое сочинение. Более того я вообще
советую не прислушиваться к мнению критиков. Ведь памятники критикам не ставят. В `Битве`
хорошо чувствуется его индивидуальный стиль.Но так же некоторая незавершенность, есть
ощущение что произведение с купюрами причем грубыми. Бетховен предложил куски разорваные
части. Самое главное достоинство это огромный состав оркестрантов. Это и подкупает
произведение. Вообще лично мне это сочинение понравилось. Несмотря на то что звучит оно
под управлением всеми ненавистного Караяна.
- как звенящая нота у Гульда. Что-то живое. Я ни в коем случае не оцениваю пост, просто
делюсь радостью. Обязательно сегодня послушаю это сочинение.
слог. Хочу что б вы поделились впечатлениями от прослушивания. Очень интересно его узнать.
том,что ВСЁ творчество Бетховена - АБСОЛЮТНЫЙ ШЕДЕВР!!! А как он решил пространственную
картину битвы? Что же касается фрагментарности... Разве битвы бывают плавными от начала и
до конца? Во всяком случае, форма решена авангардно для того времени, под стать XX веку.
Здесь никакая классическая сонатная форма не к месту.
P.S. сравнивать 1812 год и это произведение нельзя. Разный менталитет,разные задачи и
соответственно жанры. Бетховен написал битву, - Чайковский - победу! DIXI.
спешке. От того много ошибок, и дурной слог. Хочу что б вы поделились впечатлениями от
прослушивания. Очень интересно его узнать.
захватил.
Вот, получилось, что тогда я отвлекся, а потом – забыл. Сейчас послушал. Большое спасибо,
отличная вещь!
Даже странно слышать все эти выстрелы: неужели это возможно передать обыкновенными
инструментами оркестра? Еще и записали специально так, что стреляет то справа, то слева.
Меня всегда как-то забавляют такие вещи: как птички поют в 6-ой симфонии, или у Баха в
Страстях по Матфею говорится, что Иисус пошел в гору, – и звучит восходящая гамма. При
всем трагизме –не могу не улыбнуться.
Видимо, эта музыка звучит в фильме «Бетховен: дни жизни» с Банионисом в главной роли –
фильм, который я давно и тщетно ищу.
А Караян, не тот художник, который может позволить себе искусственные аккустические
вольности, да еще с музыкой Бетховена.
А Караян, не тот художник, который может позволить себе искусственные аккустические
вольности, да еще с музыкой Бетховена.
пушки? Из чего они?
исполнении Чайковского, не берусь сказать. Обуховская сталь подойдёт, хотя бронза ещё
`аутентичнее`.)))
это возможно передать обыкновенными инструментами оркестра? Еще и записали специально так,
что стреляет то справа, то слева...
Вот тут довольно подробно все сказано об этой вещи Бетховена.
Вот тут довольно подробно все сказано об этой вещи Бетховена.
довольно, но интересно. Спасибо. Оказывается, Иоганн Непомук - распространенное имя!
доволен....
`Бетховен гений.` – как бы Вам руку пожать?
`Но это Батальная музыка. Зачем вкладывать туда нечто такое что б это считалось
шедевром.` - действительно, зачем, если автор и так гений?
` Более того если б это произведение Сочинил бы чайковский то и исполнялось оно чаще и
считалось по тематизму и построению не уступающим его лучшим произведениям. К Бетховену
отношение более строже. .` - да, к Бетховену вообще запредельно строго относятся, а
Чайковскому все прощают, даже Фима СОбак ему простила одно богатое слово).
`Битву` я считаю обязательно надо исполнять. Более того желательно на площади и с
реальными ружьями или пушками, и сто процентов никто не скажет что это плохое сочинение.`
- конечно не скажет, когда грянет залп, защелкают ружейные затворы, дирижер с распущенными
кудрями выплевывая осколки, будет дирижерской палочкой корректировать огонь, а арфистки
(ну их тут нет, но - придут), будут бесстрашно шептать `шарман`, `шарман`; подтянутый
бронхиальный юноша виолончелист поправит пенсне, шмыгнет носом и кинется в самую гущу
сражения, где и падет на руки Аэлине, которая с плачем и слезами восторга вынесет тело из
вихря сражения, а затем снова возвратится туда ...за следующим дураком из оркестра. `Так
играть!` - крикнет Камброн последнему флейтисту, к которому уставшая Аэлина уже потеряет
интерес, поскольку будет завороженно ждать последнее камброновское `MERDE, блин!`.
`Более того я вообще советую не прислушиваться к мнению критиков. Ведь памятники критикам
не ставят.` - их перебьют там всех до одного, причем дважды будут посылать Старую Гвардию
добивать живучих гадов.
«Бетховен предложил куски, разорванные части. Самое главное достоинство это огромный
состав оркестрантов.» - само собой, если огромному составу оркестрантов предложить по
куску, то они кого угодно порвут на части и это станет главным достоинством совершаемой
музыкальной бойни.
«Это и подкупает произведение.» - да оно вообще не заиграет, если его не подмазать.
«Вообще лично мне это сочинение понравилось.» - согласен, а если Вас поставить во время
битвы на замену к пульту, то ….нет не надо, а то Наполеон победит.
В Вене проживал изобретатель-механик Иоганн Непомук Мельцель. Это был хороший пианист и
педагог, но истинным его призванием было изобретательство, и именно в этой сфере он достиг
выдающихся результатов. Бетховен сблизился с добродушным и честным Мельцелем, который
оказал композитору существенную услугу, сконструировав для него слуховую трубку.
Самым замечательным изобретением Мельцеля явился прибор, называемый «метрономом», который
равномерными ударами с абсолютной точностью устанавливает любой темп. В 1812 году этот
прибор, первоначально названный музыкальным хронометром, был сконструирован в виде
молоточка, отбивающего удары о деревянную наковальню. Прошло несколько лет, прежде чем
этот прибор принял современный вид (маятник с перемещающимся грузом). В этом новом виде
прибор получил всемирное распространение, и его шкала скоростей стала повсеместно точным
указателем темпов.
Ознакомившись в 1812 году с первой конструкцией прибора — «музыкальным хронометром»,
Бетховен пришел в восторг и написал канон для голосов под названием «Та-та-та»,
исполненный впервые на дружеской вечеринке в честь Мельцеля.
Подражание равномерным ударам молоточка можно слышать и в Allegretto восьмой симфонии, с
его четкими сопровождающими аккордами деревянных духовых.
Зимой 1812/13 года Мельцель открыл в Вене «художественный кабинет». Наряду с предметами
искусства там были представлены различные аппараты, изобретенные Мельцелем. Среди них
обращали на себя внимание два механических музыкальных прибора: механический трубач и
«пангармоникон». Трубач играл кавалерийский марш с сигналами под аккомпанемент фортепиано;
пангармоникон был значительно сложнее. Этот красиво отделанный механический орган»
устроенный наподобие шарманки с цилиндрическими валиками, соединял все инструменты
военного оркестра, действуя при помощи мехов. Пангармоникон исполнял несколько популярных
произведений, нанесенных изобретателем на валики: увертюру «Лодоиска» Керубини, военную
симфонию Гайдна, отрывки из оратории Генделя. Керубини сочинил специально для
пангармоникона музыкальное произведение «Эхо», а молодой Мошелес передал в распоряжение
Мельцеля для той же цели несколько маршей.
Деятельная натура изобретателя никогда не останавливалась на достигнутом: Мельцель
неустанно ставил перед собой новые задачи. Так, в 1813 году он был занят работой над
панорамой, изображающей пожар Москвы. Он же заказал Бетховену для пангармоникона
симфоническую батальную пьесу под названием «Битва Веллингтона при Виттории», имея в виду
предпринять совместно с ним прибыльную поездку в Лондон для демонстрации своих
изобретений.
В ту пору, пору непрерывных войн, охвативших всю Европу, народился и получил широкое
распространение особый музыкальный жанр — батальной музыки. Почти каждая битва
воспевалась; военной тематике посвящались симфонические, органные, фортепианные и иные
произведения. Таковы, например» «Пожар Москвы» Д. Штейбельта для фортепиано, «Морская
битва» Г. Фоглера для органа* [* Это любопытное произведение ловкого аббата состояло из
нескольких частей; первая — барабанный бой; вторая — военная музыка и марши (в морской
битве!); третья —движение судов; четвертое — волны; пятая — пушечные выстрелы; шестая —
крики раненых; седьмая — победные возгласы].
Написанная в благоприятный момент, «Битва при Виттории» принесла Бетховену больше славы и
денег, чем любое другое его произведение. Строго говоря, Бетховен не является единственным
автором «Битвы»: весь план пьесы, а также барабанные марши, трубные сигналы,
последовательность частей и эпизодов и характер изложения были заранее даны Мельцелем.
В октябре 1813 года «Битва» была уже готова для записи на валик. Но ни у композитора, ни
у изобретателя не оказалось денег на дорогостоящую поездку в Лондон.
Дальновидный, опытный в практических делах Мельцель, решил воспользоваться политическим
моментом и поставить «Битву» в «академии» для венской публики, но не в механической
записи, а в виде обычной симфонической пьесы. Он справедливо рассчитывал на успех такого
предприятия и был уверен, что такая «академия» дала бы нужные средства, тем более, что
можно было рассчитывать и на повторное исполнение. Бетховен согласился написать требуемое
переложение «Битвы» для симфонического оркестра, и в декабре 1813 года состоялись два
первых концерта в пользу воинов-инвалидов в университетском зале.
Мельцель обставил обе «академии» очень торжественно. Учитывая благотворительную цель этих
«академий», а также знаменитое имя Бетховена, он привлек к участию крупнейших музыкантов
Beны: Бетховен был главным дирижером; Сальери и Вейгль управляли оркестровыми группами на
правой и левой галереях (эти две группы изображали собою французские и английские войска);
Гуммель и молодой Мейербер воспроизводили пушечные выстрелы при помощи особых барабанов; в
оркестре играли знаменитые музыканты: скрипач Шупанциг, виолончелист Ромберг, контрабасист
Драгонетти. Программа состояла из трех номеров: «совсем новая симфония Бетховена»
(седьмая); два марша Дуссека и Плейеля в исполнении механического трубача Мельцеля;
«Победа Веллингтона».
Батальная композиция имела потрясающий успех. Чистый сбор достиг неслыханной цифры —
четырех тысяч гульденов. На седьмую симфонию никто не обратил внимания: один критик
впоследствии назвал это гениальное произведение «сопровождающей пьесой» к «Битве».
Оркестровый состав «Битвы» — симфонический оркестр, соединенный с двумя военными
оркестрами. Кроме того, группа ударных усилена двумя громадными барабанами, передающими
пушечные выстрелы, и специальными машинами, воспроизводящими звуки ружейных выстрелов. Две
сигнальные трубы — одна с английской, другая с французской стороны -- и два барабана, тоже
по одному с каждой стороны, предназначены были для изображения постепенно приближающегося
шествия обеих групп войск.
«Битва» состоит из пяти частей: английский марш «Правь, Британия»; французский:—
«Мальбрук в поход собрался»; «Битва» (центр произведения); штурмовой марш; победная
симфония.
Если первые слушатели «Битвы» отнеслись к этому бесспорно слабому произведению без тени
критики, если при жизни Бетховена лишь отдельные музыканты дали отрицательные отзывы об
этом шумном и малосодержательном сочинении, то последующие поколения отзывались о нем
резко отрицательно. Впрочем, в наши дни эти отзывы теряют всякое практическое значение,
так как`Битва` нигде не исполняется. Между тем у этого произведения есть несомненные
достоинства. Прежде всего, Бетховен обладал несравненным пониманием музыкальных жанров: он
отлично учел, что подобная парадная композиция интересна не столько индивидуальной
выразительностью музыки, сколько блеском и пышностью примененных звуковых средств, а также
своеобразной «театральностью». При дальнейших исполнениях «Битвы» (в Большом зале редута)
удалось устроить так, что группы «английских и французских войск» появлялись из двух
противоположных коридоров, создавая иллюзию битвы. Композитор написал это произведение
большими линиями, подобно стенным фрескам в живописи. Качество музыки свидетельствует о
том, что «Битва» — это как бы первоначальный остов большого симфонического сочинения:
намечены лишь общие контуры, музыка ограничивается лишь общими местами, и создается
впечатление, что этот остов подлежит переработке, чтобы стать в один ряд с некоторыми
оркестровыми произведениями того же автора.
http://intoclassics.net/publ/4-1-0-59
Из чего они?
современники ЛВБ. Получился славный хэппенинг, очень остроумный. И забавные цитатки -
`Мальбрук в поход собрался` и `God save the queen`. В советском музыковедении `Битву`
клеймили, как сочинение коньюнктурное, на потребу публики написанное. А по мне, так это
очень славная штука, с большим юмором сделанная. Кстати, я ее впервые услышал.
большим юмором сделанная. Кстати, я ее впервые услышал.
имеются: рукописная и печатная)
например. Ведь сидят целые студии, композиторы, компьютерщики, звукооператоры, монтируют
звук битвы и музыку, рассчитывают, подгоняют. А тут -нате вам, все в идеальном варианте!
Объемная, яркая, сочная картина! Титан ван Титаныч!
печатная)
предвосхитил современные искусства...
Battalia.
записи на валик. Но ни у композитора, ни у изобретателя не оказалось денег
ровно 200 лет со времени написания!)
Battalia.
четырёх оркестров с эффектом эхо, например)
Интересно, а оно на классик-онлайн имеется?
`Музыка на воде` для четырёх оркестров с эффектом эхо, например)
Интересно, а оно на классик-онлайн имеется?
композиторов писали, вроде `битва при Аустерлице, при Ваграме, при Вюрцбурге` и т.д.. Это
я сегодня навел справки. Я вот, например, никак не найду запись одного из самых известных
в то время батальных сочинений того времени - `Битва при Йене` Фукса. Причем на эту тему
делали затем многочисленные аранжировки для домашнего музицирования, типа `битва при Йене`
для двух гобоев или для двух флейт.