Скачать ноты
`Wellingtons Sieg / die Schlacht bei Vittoria`, 1813
1. Битва (Marcia: Rule Britannia - Marcia: Marlborough - Битва. Allegro)
2. Победная симфония (Intrada. Allegro ma non troppo - Allegro con brio)

Запись - 3 января 1969 г., Берлин.
         (22)  


GeorgeX (24.03.2010 23:21)
Читал, именно это произведение принесло всенародную известность Бетховену, хотя сам он
считал его как бы сейчас сказали "попсовым".

Sousa (02.08.2012 19:12)
Прослушав это произведение я остался доволен.Бетховен гений во всем. При жизни простые
слушатели были в полном восторге. Даже седьмую симфония они восприняли как дополнение к
`Битве`. Однако если при жизни Бетховена Критики были лояльней,то после смерти они
Разнесли это сочинение в пух и прах. Считаеться что это произведение одно из слабых в
творчестве. Но это Батальная музыка. Зачем вкладывать туда нечто такое что б это считалось
шедевром. Эта музыка написана как симфоническая картина. Самый главный ее минус, это при
прослушивании чувствуеться некоторая незаконченность.В наше время ее почти не исполняют,
однако я не побоюсь сказать что она ничуть не хуже увертюры Чайковского `1812` год. Более
того если б это произведение Сочинил бы чайковский то и исполнялось оно чаще и считалось
по тематизму и построению не уступающим его лучшим произведениям. К Бетховену отношение
более строже. Он считаеться как бы идеал и далеко неплохие его сочинения не попадающие в
категорию тех недосягаемых шедевром,будут автоматически считаться слабыми. `Битву` я
считаю обязательно надо исполнять. Более того желательно на площади и с реальными ружьями
или пушками, и сто процентов никто не скажет что это плохое сочинение. Более того я вообще
советую не прислушиваться к мнению критиков. Ведь памятники критикам не ставят. В `Битве`
хорошо чувствуется его индивидуальный стиль.Но так же некоторая незавершенность, есть
ощущение что произведение с купюрами причем грубыми. Бетховен предложил куски разорваные
части. Самое главное достоинство это огромный состав оркестрантов. Это и подкупает
произведение. Вообще лично мне это сочинение понравилось. Несмотря на то что звучит оно
под управлением всеми ненавистного Караяна.

sir Grey (02.08.2012 21:36)
Хороший текст какой-то получился, приятно читать. Все эти заглавные буквы и `более лучше`
- как звенящая нота у Гульда. Что-то живое. Я ни в коем случае не оцениваю пост, просто
делюсь радостью. Обязательно сегодня послушаю это сочинение.

Sousa (06.08.2012 17:32)
Здравствуйте уважаемый sir Grey. Пост написан в спешке. От того много ошибок, и дурной
слог. Хочу что б вы поделились впечатлениями от прослушивания. Очень интересно его узнать.

patlayenko (21.10.2012 22:12)
Сейчас, впервые слушал эту вещь Бетховена. Был потрясен! Теперь я окончательно убедился в
том,что ВСЁ творчество Бетховена - АБСОЛЮТНЫЙ ШЕДЕВР!!! А как он решил пространственную
картину битвы? Что же касается фрагментарности... Разве битвы бывают плавными от начала и
до конца? Во всяком случае, форма решена авангардно для того времени, под стать XX веку.
Здесь никакая классическая сонатная форма не к месту.
P.S. сравнивать 1812 год и это произведение нельзя. Разный менталитет,разные задачи и
соответственно жанры. Бетховен написал битву, - Чайковский - победу! DIXI.

sir Grey (22.10.2012 09:31)
Sousa писал(а):
Здравствуйте уважаемый sir Grey. Пост написан в
спешке. От того много ошибок, и дурной слог. Хочу что б вы поделились впечатлениями от
прослушивания. Очень интересно его узнать.
Как раз слог мне очень понравился, прямо
захватил.

Вот, получилось, что тогда я отвлекся, а потом – забыл. Сейчас послушал. Большое спасибо,
отличная вещь!

Даже странно слышать все эти выстрелы: неужели это возможно передать обыкновенными
инструментами оркестра? Еще и записали специально так, что стреляет то справа, то слева.
Меня всегда как-то забавляют такие вещи: как птички поют в 6-ой симфонии, или у Баха в
Страстях по Матфею говорится, что Иисус пошел в гору, – и звучит восходящая гамма. При
всем трагизме –не могу не улыбнуться.

Видимо, эта музыка звучит в фильме «Бетховен: дни жизни» с Банионисом в главной роли –
фильм, который я давно и тщетно ищу.

patlayenko (22.10.2012 18:39)
Бывает так, что ГЕНИЙ не всегда осознает глубину им созданного. Это о партитуре.
А Караян, не тот художник, который может позволить себе искусственные аккустические
вольности, да еще с музыкой Бетховена.

sir Grey (22.10.2012 19:42)
patlayenko писал(а):
/.../
А Караян, не тот художник, который может позволить себе искусственные аккустические
вольности, да еще с музыкой Бетховена.
Если кто может, что за вольности. Все эти
пушки? Из чего они?

railkunafin (22.10.2012 20:40)
Пушки сделаны были из бронзы, так же как у Генделя. А из чего стреляют при аутентичном
исполнении Чайковского, не берусь сказать. Обуховская сталь подойдёт, хотя бронза ещё
`аутентичнее`.)))

ak57 (22.10.2012 23:11)
sir Grey писал(а):
..Даже странно слышать все эти выстрелы: неужели
это возможно передать обыкновенными инструментами оркестра? Еще и записали специально так,
что стреляет то справа, то слева...
http://intoclassics.net/publ/4-1-0-59
Вот тут довольно подробно все сказано об этой вещи Бетховена.

sir Grey (22.10.2012 23:14)
ak57 писал(а):
http://intoclassics.net/publ/4-1-0-59
Вот тут довольно подробно все сказано об этой вещи Бетховена.
Довольно - не
довольно, но интересно. Спасибо. Оказывается, Иоганн Непомук - распространенное имя!

LAKE (27.12.2012 22:11)
Sousa писал(а):
Прослушав это произведение я остался
доволен....
Далее Ваши цитаты в кавычках, а моя признательность – без таковых.
`Бетховен гений.` – как бы Вам руку пожать?
`Но это Батальная музыка. Зачем вкладывать туда нечто такое что б это считалось
шедевром.` - действительно, зачем, если автор и так гений?
` Более того если б это произведение Сочинил бы чайковский то и исполнялось оно чаще и
считалось по тематизму и построению не уступающим его лучшим произведениям. К Бетховену
отношение более строже. .` - да, к Бетховену вообще запредельно строго относятся, а
Чайковскому все прощают, даже Фима СОбак ему простила одно богатое слово).
`Битву` я считаю обязательно надо исполнять. Более того желательно на площади и с
реальными ружьями или пушками, и сто процентов никто не скажет что это плохое сочинение.`
- конечно не скажет, когда грянет залп, защелкают ружейные затворы, дирижер с распущенными
кудрями выплевывая осколки, будет дирижерской палочкой корректировать огонь, а арфистки
(ну их тут нет, но - придут), будут бесстрашно шептать `шарман`, `шарман`; подтянутый
бронхиальный юноша виолончелист поправит пенсне, шмыгнет носом и кинется в самую гущу
сражения, где и падет на руки Аэлине, которая с плачем и слезами восторга вынесет тело из
вихря сражения, а затем снова возвратится туда ...за следующим дураком из оркестра. `Так
играть!` - крикнет Камброн последнему флейтисту, к которому уставшая Аэлина уже потеряет
интерес, поскольку будет завороженно ждать последнее камброновское `MERDE, блин!`.
`Более того я вообще советую не прислушиваться к мнению критиков. Ведь памятники критикам
не ставят.` - их перебьют там всех до одного, причем дважды будут посылать Старую Гвардию
добивать живучих гадов.
«Бетховен предложил куски, разорванные части. Самое главное достоинство это огромный
состав оркестрантов.» - само собой, если огромному составу оркестрантов предложить по
куску, то они кого угодно порвут на части и это станет главным достоинством совершаемой
музыкальной бойни.
«Это и подкупает произведение.» - да оно вообще не заиграет, если его не подмазать.
«Вообще лично мне это сочинение понравилось.» - согласен, а если Вас поставить во время
битвы на замену к пульту, то ….нет не надо, а то Наполеон победит.

yarunskiy (02.10.2013 03:14)
Битва Веллингтона при Виттории.

В Вене проживал изобретатель-механик Иоганн Непомук Мельцель. Это был хороший пианист и
педагог, но истинным его призванием было изобретательство, и именно в этой сфере он достиг
выдающихся результатов. Бетховен сблизился с добродушным и честным Мельцелем, который
оказал композитору существенную услугу, сконструировав для него слуховую трубку.
Самым замечательным изобретением Мельцеля явился прибор, называемый «метрономом», который
равномерными ударами с абсолютной точностью устанавливает любой темп. В 1812 году этот
прибор, первоначально названный музыкальным хронометром, был сконструирован в виде
молоточка, отбивающего удары о деревянную наковальню. Прошло несколько лет, прежде чем
этот прибор принял современный вид (маятник с перемещающимся грузом). В этом новом виде
прибор получил всемирное распространение, и его шкала скоростей стала повсеместно точным
указателем темпов.
Ознакомившись в 1812 году с первой конструкцией прибора — «музыкальным хронометром»,
Бетховен пришел в восторг и написал канон для голосов под названием «Та-та-та»,
исполненный впервые на дружеской вечеринке в честь Мельцеля.
Подражание равномерным ударам молоточка можно слышать и в Allegretto восьмой симфонии, с
его четкими сопровождающими аккордами деревянных духовых.
Зимой 1812/13 года Мельцель открыл в Вене «художественный кабинет». Наряду с предметами
искусства там были представлены различные аппараты, изобретенные Мельцелем. Среди них
обращали на себя внимание два механических музыкальных прибора: механический трубач и
«пангармоникон». Трубач играл кавалерийский марш с сигналами под аккомпанемент фортепиано;
пангармоникон был значительно сложнее. Этот красиво отделанный механический орган»
устроенный наподобие шарманки с цилиндрическими валиками, соединял все инструменты
военного оркестра, действуя при помощи мехов. Пангармоникон исполнял несколько популярных
произведений, нанесенных изобретателем на валики: увертюру «Лодоиска» Керубини, военную
симфонию Гайдна, отрывки из оратории Генделя. Керубини сочинил специально для
пангармоникона музыкальное произведение «Эхо», а молодой Мошелес передал в распоряжение
Мельцеля для той же цели несколько маршей.
Деятельная натура изобретателя никогда не останавливалась на достигнутом: Мельцель
неустанно ставил перед собой новые задачи. Так, в 1813 году он был занят работой над
панорамой, изображающей пожар Москвы. Он же заказал Бетховену для пангармоникона
симфоническую батальную пьесу под названием «Битва Веллингтона при Виттории», имея в виду
предпринять совместно с ним прибыльную поездку в Лондон для демонстрации своих
изобретений.
В ту пору, пору непрерывных войн, охвативших всю Европу, народился и получил широкое
распространение особый музыкальный жанр — батальной музыки. Почти каждая битва
воспевалась; военной тематике посвящались симфонические, органные, фортепианные и иные
произведения. Таковы, например» «Пожар Москвы» Д. Штейбельта для фортепиано, «Морская
битва» Г. Фоглера для органа* [* Это любопытное произведение ловкого аббата состояло из
нескольких частей; первая — барабанный бой; вторая — военная музыка и марши (в морской
битве!); третья —движение судов; четвертое — волны; пятая — пушечные выстрелы; шестая —
крики раненых; седьмая — победные возгласы].
Написанная в благоприятный момент, «Битва при Виттории» принесла Бетховену больше славы и
денег, чем любое другое его произведение. Строго говоря, Бетховен не является единственным
автором «Битвы»: весь план пьесы, а также барабанные марши, трубные сигналы,
последовательность частей и эпизодов и характер изложения были заранее даны Мельцелем.
В октябре 1813 года «Битва» была уже готова для записи на валик. Но ни у композитора, ни
у изобретателя не оказалось денег на дорогостоящую поездку в Лондон.
Дальновидный, опытный в практических делах Мельцель, решил воспользоваться политическим
моментом и поставить «Битву» в «академии» для венской публики, но не в механической
записи, а в виде обычной симфонической пьесы. Он справедливо рассчитывал на успех такого
предприятия и был уверен, что такая «академия» дала бы нужные средства, тем более, что
можно было рассчитывать и на повторное исполнение. Бетховен согласился написать требуемое
переложение «Битвы» для симфонического оркестра, и в декабре 1813 года состоялись два
первых концерта в пользу воинов-инвалидов в университетском зале.
Мельцель обставил обе «академии» очень торжественно. Учитывая благотворительную цель этих
«академий», а также знаменитое имя Бетховена, он привлек к участию крупнейших музыкантов
Beны: Бетховен был главным дирижером; Сальери и Вейгль управляли оркестровыми группами на
правой и левой галереях (эти две группы изображали собою французские и английские войска);
Гуммель и молодой Мейербер воспроизводили пушечные выстрелы при помощи особых барабанов; в
оркестре играли знаменитые музыканты: скрипач Шупанциг, виолончелист Ромберг, контрабасист
Драгонетти. Программа состояла из трех номеров: «совсем новая симфония Бетховена»
(седьмая); два марша Дуссека и Плейеля в исполнении механического трубача Мельцеля;
«Победа Веллингтона».
Батальная композиция имела потрясающий успех. Чистый сбор достиг неслыханной цифры —
четырех тысяч гульденов. На седьмую симфонию никто не обратил внимания: один критик
впоследствии назвал это гениальное произведение «сопровождающей пьесой» к «Битве».
Оркестровый состав «Битвы» — симфонический оркестр, соединенный с двумя военными
оркестрами. Кроме того, группа ударных усилена двумя громадными барабанами, передающими
пушечные выстрелы, и специальными машинами, воспроизводящими звуки ружейных выстрелов. Две
сигнальные трубы — одна с английской, другая с французской стороны -- и два барабана, тоже
по одному с каждой стороны, предназначены были для изображения постепенно приближающегося
шествия обеих групп войск.
«Битва» состоит из пяти частей: английский марш «Правь, Британия»; французский:—
«Мальбрук в поход собрался»; «Битва» (центр произведения); штурмовой марш; победная
симфония.
Если первые слушатели «Битвы» отнеслись к этому бесспорно слабому произведению без тени
критики, если при жизни Бетховена лишь отдельные музыканты дали отрицательные отзывы об
этом шумном и малосодержательном сочинении, то последующие поколения отзывались о нем
резко отрицательно. Впрочем, в наши дни эти отзывы теряют всякое практическое значение,
так как`Битва` нигде не исполняется. Между тем у этого произведения есть несомненные
достоинства. Прежде всего, Бетховен обладал несравненным пониманием музыкальных жанров: он
отлично учел, что подобная парадная композиция интересна не столько индивидуальной
выразительностью музыки, сколько блеском и пышностью примененных звуковых средств, а также
своеобразной «театральностью». При дальнейших исполнениях «Битвы» (в Большом зале редута)
удалось устроить так, что группы «английских и французских войск» появлялись из двух
противоположных коридоров, создавая иллюзию битвы. Композитор написал это произведение
большими линиями, подобно стенным фрескам в живописи. Качество музыки свидетельствует о
том, что «Битва» — это как бы первоначальный остов большого симфонического сочинения:
намечены лишь общие контуры, музыка ограничивается лишь общими местами, и создается
впечатление, что этот остов подлежит переработке, чтобы стать в один ряд с некоторыми
оркестровыми произведениями того же автора.

http://intoclassics.net/publ/4-1-0-59

Andrew_Popoff (02.10.2013 03:32)
sir Grey писал(а):
Если кто может, что за вольности. Все эти пушки?
Из чего они?
Насколько я знаю, пушки предусмотрены автором, об этом писали
современники ЛВБ. Получился славный хэппенинг, очень остроумный. И забавные цитатки -
`Мальбрук в поход собрался` и `God save the queen`. В советском музыковедении `Битву`
клеймили, как сочинение коньюнктурное, на потребу публики написанное. А по мне, так это
очень славная штука, с большим юмором сделанная. Кстати, я ее впервые услышал.

yarunskiy (02.10.2013 03:49)
Andrew_Popoff писал(а):
А по мне, так это очень славная штука, с
большим юмором сделанная. Кстати, я ее впервые услышал.
Тут ещё и две партитуры
имеются: рукописная и печатная)

Maxilena (02.10.2013 17:37)
Спасибо огромное! Невозможно интересно!!

Maxilena (02.10.2013 17:43)
Меня больше всего поразило, насколько же ЛВБ предвосхитил современные искусства - кино,
например. Ведь сидят целые студии, композиторы, компьютерщики, звукооператоры, монтируют
звук битвы и музыку, рассчитывают, подгоняют. А тут -нате вам, все в идеальном варианте!
Объемная, яркая, сочная картина! Титан ван Титаныч!

LAKE (02.10.2013 18:03)
yarunskiy писал(а):
Тут ещё и две партитуры имеются: рукописная и
печатная)
К этому кошмару только магнитофонной записи сражения недостает).

Intermezzo (02.10.2013 19:10)
Maxilena писал(а):
Меня больше всего поразило, насколько же ЛВБ
предвосхитил современные искусства...
Ну, он далеко не первый.) Вот у Бибера есть
Battalia.

yarunskiy (02.10.2013 23:54)
yarunskiy писал(а):
В октябре 1813 года «Битва» была уже готова для
записи на валик. Но ни у композитора, ни у изобретателя не оказалось денег
А ведь
ровно 200 лет со времени написания!)

yarunskiy (03.10.2013 00:04)
Intermezzo писал(а):
Ну, он далеко не первый.) Вот у Бибера есть
Battalia.
Да у многих что-то подобное есть. Вот у Моцарта `Музыка на воде` для
четырёх оркестров с эффектом эхо, например)
Интересно, а оно на классик-онлайн имеется?

abyrvalg (03.10.2013 00:34)
yarunskiy писал(а):
Да у многих что-то подобное есть. Вот у Моцарта
`Музыка на воде` для четырёх оркестров с эффектом эхо, например)
Интересно, а оно на классик-онлайн имеется?
На батальные темы очень много
композиторов писали, вроде `битва при Аустерлице, при Ваграме, при Вюрцбурге` и т.д.. Это
я сегодня навел справки. Я вот, например, никак не найду запись одного из самых известных
в то время батальных сочинений того времени - `Битва при Йене` Фукса. Причем на эту тему
делали затем многочисленные аранжировки для домашнего музицирования, типа `битва при Йене`
для двух гобоев или для двух флейт.



 
     
classic-online@bk.ru