(Начал было как нечто скетчеобразное, но потом повернулось иначе. Заранее извиняюсь).
Папа Иоганн, отпрыск безвестного венгерского булочника, считался органистом и композитором, но сочинять, казалось бы, не очень любил, хотя теперь, заглядывая в конец указателя Шмидера, поражаешься цифрам опусов за 1000. Да и современники не стимулировали его своим вниманием. Вчуже так и кажется, что Бах целыми днями возлегал на своей софе, там же кушал и отправлял все необходимые потребности, а ночью «умножал Христово воинство», результатом чего явился целый ряд опусов, как он мог бы называть своих отпрысков (и план коих, похоже, был «опусов» на 30).
Дети ИСБ, конечно, мал мала учились музыке: отдыхающий папенька сквозь дрему слушал, как они разыгрывают его клавесинные упражнения, но не дай бог было кому-то из них закончить пьеску кое-как, не разрешив ее полноценной доминантой: гневу папы (обманчиво казавшего спящим) не было предела. После такого безобразия, он даже не мог заснуть, и приходилось подниматься и заставлять виновника исправлять ошибку. Только услышав верное разрешение Бах мог успокоиться.
Тем временем, взрослевшие его дети начинали работать в семейном как бы подряде «BACH и сыновья».Основная нагрузка пала, в конечном итоге, на четверых сыновей ИСБ. Как композитор, талантливее других был старший из них – Вильгельм Фридеман, который по-своему имитировал фирменный стиль папы, и со временем обрел славу, стал именоваться «великим Бахом», в то время как папу Себастьяныча постепенно забывали (и, похоже, сыновей-композиторов это не очень волновало…).
не менее, Бах обожал своих детишек, хотя со временем стал забывать сколько их и путался в именах. Особенно любил он дочку Марию Магдалину, для которой между делом написал Orgel-Buchlein – “Органную книжечку», из 46 хоральных прелюдий, которые взрослые дяди играют до сих пор, а режиссер Тарковский одну из них («Ich ruf’ zu dir, Herr Jesu Christ, BWV 639 F minor) исользовал в своем «Солярисе», в сцене, где героиня под эту музыку левитирует…
Судьба ИСБ причудлива: в молодые годы имя Баха прогремело по Германии после истории с французским органистом Луи Маршаном, который, услышав как Бах импровизирует, отказался с ним состязаться и тайно бежал из Дрездена, где была назначена дуэль.
Но еще при жзни Баха, как уже говорилось, его стали забывать. Это удивительно. Какую музыку должен писать композитор, чтобы его современникам она казалась банальной , но, тем не менее, в должной мере была бы оценена спустя несколько поколений.
Последнее – типичная ситуация для гения-новатора, предлагающего говорить на новом языке, который современникам только предстоит освоить. И для этого требуется время! Но ведь Бах был ортодоксален, как в части формы выражения, так, тем более, содержания. Что же именно не поняли, не восприняли, должным образом не оценили современники в его музыке? Что в ней оказалось, может быть, для того времени «лишним», затруднительным и, как следствие, «не интересным»?
А, может быть, в ней чего-то недоставало? В сравнении с кем?!
И уж огда нужно также разобраться - что такого произошло спустя век, что изменилось в культурном запросе людей, в их способности расшифровывать язык искусства (не только в музыке)!
Итак, Баха, наверное, совсем бы забыли, если спустя век (sic!) после его кончины Мендельсон-Бартольди заново не открыл бы для мира сочинения Баха старшего, под музыку которого, оказавшуюся необозимо великой, мы порой левитируем…
Zoltan
(06.04.2021 17:05)
musikus писал(а):
Папа Иоганн, отпрыск безвестного венгерского булочника
А что, неужели это таки правда?
Хороший рассказ, спасибо
Romy_Van_Geyten
(06.04.2021 17:07)
musikus писал(а):
Итак, Баха, наверное, совсем бы забыли, если спустя век (sic!) после его кончины Мендельсон-Бартольди заново не открыл бы для мира сочинения Баха старшего
Это иллюзия, Баха никогда не забывали. Мендельсон открыл его только для публики. Музыканты прекрасно знали о нем - Моцарт знал музыку Баха, Бетховен изучал его. Мендельсон, конечно, большой молодец, но музыка Баха никуда не делась бы.
alexshmurak
(06.04.2021 17:40)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Это иллюзия, Баха никогда не забывали. Мендельсон открыл его
еврейский заговор -- `открыть` скучного полифониста и навязать его `гениальность` глупым гоям) чтобы они не мешали править Мировому Капиталу
Romy_Van_Geyten
(06.04.2021 17:47)
alexshmurak писал(а):
еврейский заговор -- `открыть` скучного полифониста и навязать его `гениальность` глупым гоям) чтобы они не мешали править Мировому Капиталу
Леша, Вы определенно можете сделать успешную карьеру политтехнолога.)
Maxilena
(06.04.2021 17:49)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Это иллюзия, Баха никогда не забывали. Мендельсон открыл его только для публики. Музыканты прекрасно знали о нем - Моцарт знал музыку Баха, Бетховен изучал его. Мендельсон, конечно, большой молодец, но музыка Баха никуда не делась бы.
Ну конечно же! Ведь тексты никуда не делись, они сохранились. А публика - а ля женщина с пониженной социальной ответственностью, фу на нее. Бах доступными ему средствами выразил Вселенную ( ну как не повторить удачный оборот?)) До чего еще никто так и не поднялся (тоже ничё так сказано)))
Ойййй! У меня сильное подозрение, что некто, напившись моцартовой крови, отвалился от него наконец, но принялся за Иоганна Нашевсё Себастьяновича!
Не выйдет! *Возмущенно машет пальцем перед носом уважаемого и любимого Имярека* Костьми за Баха встану и грудью лягу! М-да. Возможно, даже наоборот.
Maxilena
(06.04.2021 17:53)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Леша, Вы определенно можете сделать успешную карьеру политтехнолога.)
Не может. Иначе давно бы уже сделал. Это дело прибыльное.
Opus88
(06.04.2021 18:06)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Леша, Вы определенно можете сделать успешную карьеру политтехнолога.)
К сожалению, ныне страшное перепроизводство элит... отсюда и столько бед.
musikus
(06.04.2021 18:28)
Romy_Van_Geyten писал(а):
- Баха никогда не забывали
- Мендельсон открыл его только для публики.
- Музыканты прекрасно знали о нем, музыка Баха никуда не делась бы.
- Это очень утешает. Такое впечатлене,что Вы, Роми, жили и живете в Германии с баховских времен. Счастливец. Я-то руководствуюсь только книгами, которые для нас с Вами - общие. Во всех консерваторских учебниках по истории зап. музыки, которые стоят сейчас прямо передо мной и которые я недурно знаю (Розеншльд, Ливанова, Конен и пр.), случай Баха трактуется так, как я описал, и не иначе. Что думать?
- Как интересно с музыкантами. Они, что, целый век тайком от дуры-публики, наслаждались Бахом, как шольник Плейбоем, делая вид, что никакого Баха знать не знают? Что заставляло их - зная о гениальном Бахе - не играть его публично? Цензура? Политика?
musikus
(06.04.2021 18:36)
Zoltan писал(а):
А что, неужели это таки правда?
В интернете в самых разных статьях, в вики и пр. это есть. Встречал, к примеру, стаью с заглавием: `Бах - венгр?`
Romy_Van_Geyten
(06.04.2021 18:39)
musikus писал(а):
Во всех консерваторских учебниках по истории зап. музыки, которые стоят сейчас прямо передо мной и которые я недурно знаю (Розеншльд, Ливанова, Конен и пр.), случай Баха трактуется так, как я описал, и не иначе. Что думать?
Моцарт ознакомился с партитурами Баха благодаря ван Свитену, который был коллекционером баховских рукопискй. Это общеизвестно. Бетховен изучал ХТК Баха. К сожалению, я не помню, где об этом читал. Возможно у Кириллиной, но я в этом не уверен.
musikus
(06.04.2021 18:45)
Maxilena писал(а):
- меня сильное подозрение, что некто, принялся за Иоганна Нашевсё Себастьяновича!
- встану и грудью лягу!
- Не дождетесь. Сразу видно, что Вы так ни хрена не поняли. ИСБ - прямая противоположность ВАМ.
- Вот это, действительно, опасно.
musikus
(06.04.2021 18:49)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Моцарт ознакомился с партитурами Баха благодаря ван Свитену, который был коллекционером баховских рукопискй. Это общеизвестно. Бетховен изучал ХТК Баха. К сожалению, я не помню, где об этом читал. Возможно у Кириллиной, но я в этом не уверен.
Это же ничего не меняет и не объясняет.
Romy_Van_Geyten
(06.04.2021 18:50)
musikus писал(а):
Это же ничего не меняет и не объясняет.
Объясняет и меняет. Это значит, что традиция не прерывалась ни на секунду.
Maxilena
(06.04.2021 19:02)
musikus писал(а):
- Не дождетесь. Сразу видно, что Вы так ни хрена не поняли. ИСБ - прямая противоположность ВАМ.
- Вот это, действительно, опасно.
А вот и хрен я поняла. Дело не в их противоположности (которой в глубоком смысле и вовсе нету), а в Вашем отношении.
Zoltan
(06.04.2021 19:17)
musikus писал(а):
В интернете в самых разных статьях, в вики и пр. это есть. Встречал, к примеру, стаью с заглавием: `Бах - венгр?`
Интересно, что Гайдна на этот счет никто не исследует, вот он сто процентов хотя бы на четверть венгр
Romy_Van_Geyten
(06.04.2021 19:19)
Zoltan писал(а):
вот он сто процентов хотя бы на четверть венгр
Математика - это наше всё.)
Maxilena
(06.04.2021 19:21)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Объясняет и меняет. Это значит, что традиция не прерывалась ни на секунду.
А у меня вопрос. Насколько вообще в веке 19, столь богатом великими композиторами, была популярна и исполняема музыка композиторов барокко? Не Баха, а остальных?
Romy_Van_Geyten
(06.04.2021 19:33)
Maxilena писал(а):
А у меня вопрос. Насколько вообще в веке 19, столь богатом великими композиторами, была популярна и исполняема музыка композиторов барокко? Не Баха, а остальных?
Здесь можно ознакомиться с кое-какими подробностями:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BB%D0%BC%D0%B5%D1%87,_%D0%90%D1%80%D0%BD%D0 %BE%D0%BB%D1%8C%D0%B4
Maxilena
(06.04.2021 19:48)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Здесь можно ознакомиться с кое-какими подробностями:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BB%D0%BC%D0%B5%D1%87,_%D0%90%D1%80%D0%BD%D0 %BE%D0%BB%D1%8C%D0%B4
Спасибо, ознакомилась. То есть, стало быть, и остальные музыканты не были слишком популярны. Тогда о чем, собсно, речь-то?
Роми, дорогой, такие большие ссылки плохо работают, я их (па савету друзей)) гоняю через https://clck.ru/.
Romy_Van_Geyten
(06.04.2021 19:50)
Maxilena писал(а):
Роми, дорогой, такие большие ссылки плохо работают, я их (па савету друзей)) гоняю через https://clck.ru/.
Мне было лень.)
Maxilena
(06.04.2021 19:51)
Opus88 писал(а):
К сожалению, ныне страшное перепроизводство элит... отсюда и столько бед.
Ой, разве ж это элиты? Это ж просто прыщи на пупе.
Maxilena
(06.04.2021 19:51)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Мне было лень.)
Ой, как я Вас понимаю! Спасибо.
sir Grey
(06.04.2021 19:54)
Maxilena писал(а):
/.../
Роми, дорогой, такие большие ссылки плохо работают, я их (па савету друзей)) гоняю через https://clck.ru/.
У меня вообще ничего не открылось.
Romy_Van_Geyten
(06.04.2021 19:59)
sir Grey писал(а):
У меня вообще ничего не открылось.
Давайте, я Вам английскую версию дам, а Вы уже на русский сами переключитесь:
https://en.wikipedia.org/wiki/Arnold_Dolmetsch
Opus88
(06.04.2021 20:13)
Maxilena писал(а):
Ой, разве ж это элиты? Это ж просто прыщи на пупе.
А других нет.
Как народ заслуживает...
tagantsev
(06.04.2021 20:25)
Maxilena писал(а):
Спасибо, ознакомилась. То есть, стало быть, и остальные музыканты не были слишком популярны. Тогда о чем, собсно, речь-то?
Роми, дорогой, такие большие ссылки плохо работают, я их (па савету друзей)) гоняю через https://clck.ru/.
По моим представлениям, сформировавшихся из совокупности прочитанного, Вивальди, Телеман, Скарлатти, Перголези, Куперен, Рамо др - все были слегка подзабыты публикой, а потом переоткрыты для публики. Это довольно естественно, если вспомнить, что задевало душу публики 19 века, на что она было настроена - это Брамс, Шопен, Шуман, Лист, Малер, Брукнер. Исполнялись ЖИВЫЕ композиторы, а СД плееров тогда не было. Они складывали музыкальную ментальность публики - барочным композиторам там было тесновато.
Maxilena
(06.04.2021 20:53)
tagantsev писал(а):
все были слегка подзабыты публикой, а потом переоткрыты для публики. ... Они складывали музыкальную ментальность публики - барочным композиторам там было тесновато.
Вот я об чем и говорю. Не просто живые композиторы, но замечательно яркие- просто цветник.
Митя, привет.
ditlinda
(06.04.2021 21:38)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Моцарт ознакомился с партитурами Баха благодаря ван Свитену, который был коллекционером баховских рукопискй. Это общеизвестно. Бетховен изучал ХТК Баха. К сожалению, я не помню, где об этом читал. Возможно у Кириллиной, но я в этом не уверен.
Да, да - у Кириллиной;) С рукописями Баха Бетховена познакомил Кристиан Готлоб Неефе, учитель юного музыканта - композитор, автор зингшпилей, приехавший в Бонн из Саксонии, где он учился в Лейпцигском университете и там познакомился с Иоганном Адамом Хиллером - кантором школы при церкви Св.Фомы,где как известно, в свое время служил кантором И.С.Бах.
`До появления Неефе у юного Бетховена не было никакой возможности познакомиться с ХТК. К немалому изумлению учителя, мальчику эта «головоломная» музыка очень понравилась, и к двенадцати годам он начал бегло играть весь ХТК. Так же жадно «глотал» он новые произведения Моцарта и Гайдна, выходившие из печати и попадавшие в Бонн`
Volovikelena
(07.04.2021 00:06)
tagantsev писал(а):
Это довольно естественно, если вспомнить, что задевало душу публики 19 века, на что она было настроена - это Брамс, Шопен, Шуман, Лист, Малер, Брукнер. Исполнялись ЖИВЫЕ композиторы, а СД плееров тогда не было. Они складывали музыкальную ментальность публики - барочным композиторам там было тесновато.
Это - Германия, Франция, Австрия. А потом ведь началось проникновение в другие страны и взаимообогащение. Италия влияла всегда на этот клубок и близлежащие страны - Бельгию, Голландию, вкупе с Россией. Даже во второй половине 19 века ее влияние на оперное творчество было велико.
А вот норвежцы, датчане приезжали учиться в Лейпцигскую консерваторию. А из Латинской Америки - в Парижскую. И как европейское влияние преломлялось потом в национальных традициях и даже растворялось в них.
Но был такой островок в себе - Испания.
Andrew_Popoff
(07.04.2021 00:14)
tagantsev писал(а):
барочным композиторам там было тесновато.
Так и есть, Митя. Искусство живо если постоянно обновляется - старое уходит, а новое приходит. А с музыкой произошла странная вещь. После Войны старое не уходит. Сидит и сидит. А новому места нет, либо место в микроскопических фестиваликах на задворках. Это как тромб. В общем, музыка как искусство мертва. Жизнь постоянно должна обновляться. Вот кино пока живёт. Публика ходит в кино, где только новые фильмы. И она хочет всё время смотреть новое, а не пересматривать стопицотый раз Чаплина и Ханжонкова.
somm
(07.04.2021 00:35)
Andrew_Popoff писал(а):
Вот кино пока живёт. Публика ходит в кино, где только новые фильмы. И она хочет всё время смотреть новое, а не пересматривать стопицотый раз Чаплина и Ханжонкова.
представьте, если бы послевоенное кино составлял один артхаус?
somm
(07.04.2021 00:39)
tagantsev писал(а):
Исполнялись ЖИВЫЕ композиторы, а СД плееров тогда не было. Они складывали музыкальную ментальность публики - барочным композиторам там было тесновато.
не только музыку, ценить старину вообще начали совсем недавно. А раньше все в мусор. Это как заменить старые носки на новые, и все дела
Andrew_Popoff
(07.04.2021 00:44)
somm писал(а):
представьте, если бы послевоенное кино составлял один артхаус?
У вас довольно узкое представление о современной музыке. Кстати, современная музыка прекрасно себя чувствует. Мертва только академическая. Бетховен нашего времени - это какой-нибудь Моргенштерн. Только не думайте, что его будут помнить и слушать ещё триста лет, как Бетховена. Это же живое искусство, оно обновляется.
somm
(07.04.2021 00:50)
Andrew_Popoff писал(а):
У вас довольно узкое представление о современной музыке. Кстати, современная музыка прекрасно себя чувствует. Мертва только академическая. Бетховен нашего времени - это какой-нибудь Моргенштерн. Только не думайте, что его будут помнить и слушать ещё триста лет, как Бетховена. Это же живое искусство, оно обновляется.
а кто-то здесь про неакадемическую говорил?
remos
(07.04.2021 01:36)
Andrew_Popoff писал(а):
Вот кино пока живёт. Публика ходит в кино, где только новые фильмы. И она хочет всё время смотреть новое, а не пересматривать стопицотый раз Чаплина и Ханжонкова.
Да, и литература жива. Музыка академическая давно умерла, а популярная музыка позже началась и дольше прожила, но уже в наши дни дошла до своей смерти. Думаю музыкальное искусство не воскреснет, раньше произойдёт какой-нибудь катаклизм.
Andrew_Popoff
(07.04.2021 01:38)
remos писал(а):
Думаю музыкальное искусство не воскреснет
Надо разделять искусство и творчество. Музыка неразрывна с историей человечества. Исчезнет, когда все исчезнут.
Академическая музыка - небольшой этап, связанный, в основном, с жанром оперы. Остальное этот жанр обслуживало. И с церковью, конечно. Это уходит, жизнь продолжается.
remos
(07.04.2021 01:43)
Andrew_Popoff писал(а):
Надо разделять искусство и творчество. Музыка неразрывна с историей человечества. Исчезнет, когда все исчезнут.
Академическая музыка - небольшой этап, связанный, в основном, с жанром оперы. Остальное этот жанр обслуживало. И с церковью, конечно. Это уходит, жизнь продолжается.
Я имею ввиду, что средний уровень музыкального творчества упал - и это глобальное явление, и я не вижу предпосылок для его возрождения. А Моргенштерном я как-то не могу довольствоваться.
Andrew_Popoff
(07.04.2021 01:54)
remos писал(а):
Я имею ввиду, что средний уровень музыкального творчества упал - и это глобальное явление
Слишком смелое заявление. Тогда и уровень слушателя упал. Но если упали оба, как сравнивать?
Andrew_Popoff
(07.04.2021 01:57)
somm писал(а):
а кто-то здесь про неакадемическую говорил?
Судя по всему, академическую вы очень плохо знаете, раз всю её сводите к артхаусу.
Opus88
(07.04.2021 01:59)
remos писал(а):
Я имею ввиду, что средний уровень музыкального творчества упал - и это глобальное явление, и я не вижу предпосылок для его возрождения. А Моргенштерном я как-то не могу довольствоваться.
Для меня из актуальной популярной музыки - музыка к кинофильмам.
И Джон Уильямс - современный композитор сравнимый с Верди и Россини по актуальности, узнаваемости, исполняемости, итд его музыки.
remos
(07.04.2021 02:21)
musikus писал(а):
И уж тогда нужно также разобраться - что такого произошло спустя век, что изменилось в культурном запросе людей, в их способности расшифровывать язык искусства (не только в музыке)!
Музыка композиторов забывается или не забывается в независимости от каких-либо качеств сочинений.
Раньше я полагал, что не может быть забыты композиторы уровня Моцарта или Бетховена.
А сейчас я вижу, что может. Поэтому меня история с Бахом не удивляет. Вас же не удивляет, что в 19 веке уже не помнили Вивальди.
В наши дни также не помнят много талантов. Более того я вам скажу недостаточно знать, что есть, например, композитор Вивальди.
От этих я `знаю` ничего не меняется - важно общественное изменение отношения, смена учебных программ, репертуарной политики и т.д.
`Гением` по факту в общественном представлении Вивальди стал благодаря Ванессе Мэй, сыгравшей композицию Шторм.
А для Ойстраха, Когана и Хейфеца Вивальди был не более, чем один из авторов далёкого барокко - поэтому среди их записей вы не найдёте Времен года Вивальди. Вот так...
akin
(07.04.2021 03:40)
Opus88 писал(а):
Для меня из актуальной популярной музыки - музыка к кинофильмам.
Будете смеяться, но саундтрек к видеоиграм – вот где еще теплится жизнь. Взять хотя бы это https://www.youtube.com/watch?v=lZkfHZAhOY4
Вроде знакомо звучит, но в то же время и свежо.
Opus88
(07.04.2021 04:20)
akin писал(а):
Будете смеяться, но саундтрек к видеоиграм – вот где еще теплится жизнь. Взять хотя бы это https://www.youtube.com/watch?v=lZkfHZAhOY4
Вроде знакомо звучит, но в то же время и свежо.
Я не буду смеяться.
В концертах симфонии - музыка видеоигр одна из самых популярных, очень красиво звучит с живым оркестром.
И дети любят )
somm
(07.04.2021 09:11)
Andrew_Popoff писал(а):
Судя по всему, академическую вы очень плохо знаете, раз всю её сводите к артхаусу.
конечно, плохо, я же не музыковед
SmirnovPierre
(07.04.2021 09:59)
remos писал(а):
`Гением` по факту в общественном представлении Вивальди стал благодаря Ванессе Мэй, сыгравшей композицию Шторм.
https://youtu.be/I88x9-z_bXs
ВИА Пламя Под музыку Вивальди
Музыка В.Берковский, С.Никитин стихи А.Величанский, вокал Ирина Шачнева и Вячеслав Малежик, запись 1981 года.
Ванесса-Мэй Ванакорн Николсон (англ. Vanessa-Mae Vanakorn Nicholson; кит. ??, Chen Mei, род. 27 октября 1978) — британская скрипачка, композитор,
Достаточно?
tagantsev
(07.04.2021 16:02)
remos писал(а):
`Гением` по факту в общественном представлении Вивальди стал благодаря Ванессе Мэй, сыгравшей композицию Шторм.
Однако, сильное утверждение! Эта самая Мэй наверно сильно гордилась бы, если бы узнала, что она переоткрыла для человечества музыку Вивальди
Maxilena
(07.04.2021 16:55)
akin писал(а):
Будете смеяться, но саундтрек к видеоиграм – вот где еще теплится жизнь. Взять хотя бы это https://www.youtube.com/watch?v=lZkfHZAhOY4
Вроде знакомо звучит, но в то же время и свежо.
Не буду я смеяться. *голосом кота Матроскина* Я играаать буду! В любимые видеоигры. С саундтреками.
SmirnovPierre
(07.04.2021 18:04)
akin писал(а):
Будете смеяться, но саундтрек к видеоиграм – вот где еще теплится жизнь. Взять хотя бы это https://www.youtube.com/watch?v=lZkfHZAhOY4
Вроде знакомо звучит, но в то же время и свежо.
https://youtu.be/lCFRoOsBRxA
Советский марш из Red Alert 3
musikus
(08.04.2021 00:22)
remos писал(а):
`Гением` по факту в общественном представлении Вивальди стал благодаря Ванессе Мэй, Вот так...
Интересно мыслите, скажу я Вам. Вот так...
Maxilena
(10.04.2021 16:28)
SmirnovPierre писал(а):
https://youtu.be/lCFRoOsBRxA
Советский марш из Red Alert 3
Да-с. Послушала я этот саундтрек, потрясающий вирусный марш (а я вообще, как всякая девушка, люблю военные марши))) в роскошном исполнении симфонического оркестра, и у меня случился острый приступ патриотизма. Позавидовала нашим внукам. Возможно, они, наконец-то, поиграют в родные российские игры, а не будут шмалять по своим - надоело как-то.
Папа Иоганн, отпрыск безвестного венгерского булочника, считался органистом и
композитором, но сочинять, казалось бы, не очень любил, хотя теперь, заглядывая в конец
указателя Шмидера, поражаешься цифрам опусов за 1000. Да и современники не стимулировали
его своим вниманием. Вчуже так и кажется, что Бах целыми днями возлегал на своей софе,
там же кушал и отправлял все необходимые потребности, а ночью «умножал Христово
воинство», результатом чего явился целый ряд опусов, как он мог бы называть своих
отпрысков (и план коих, похоже, был «опусов» на 30).
Дети ИСБ, конечно, мал мала учились музыке: отдыхающий папенька сквозь дрему слушал,
как они разыгрывают его клавесинные упражнения, но не дай бог было кому-то из них
закончить пьеску кое-как, не разрешив ее полноценной доминантой: гневу папы (обманчиво
казавшего спящим) не было предела. После такого безобразия, он даже не мог заснуть, и
приходилось подниматься и заставлять виновника исправлять ошибку. Только услышав верное
разрешение Бах мог успокоиться.
Тем временем, взрослевшие его дети начинали работать в семейном как бы подряде
«BACH и сыновья».Основная нагрузка пала, в конечном итоге, на четверых сыновей ИСБ. Как
композитор, талантливее других был старший из них – Вильгельм Фридеман, который по-своему
имитировал фирменный стиль папы, и со временем обрел славу, стал именоваться «великим
Бахом», в то время как папу Себастьяныча постепенно забывали (и, похоже,
сыновей-композиторов это не очень волновало…).
не менее, Бах обожал своих детишек, хотя со временем стал забывать сколько их и
путался в именах. Особенно любил он дочку Марию Магдалину, для которой между делом
написал Orgel-Buchlein – “Органную книжечку», из 46 хоральных прелюдий, которые взрослые
дяди играют до сих пор, а режиссер Тарковский одну из них («Ich ruf’ zu dir, Herr Jesu
Christ, BWV 639 F minor) исользовал в своем «Солярисе», в сцене, где героиня под эту
музыку левитирует…
Судьба ИСБ причудлива: в молодые годы имя Баха прогремело по Германии после истории
с французским органистом Луи Маршаном, который, услышав как Бах импровизирует, отказался с
ним состязаться и тайно бежал из Дрездена, где была назначена дуэль.
Но еще при жзни Баха, как уже говорилось, его стали забывать. Это удивительно.
Какую музыку должен писать композитор, чтобы его современникам она казалась банальной ,
но, тем не менее, в должной мере была бы оценена спустя несколько поколений.
Последнее – типичная ситуация для гения-новатора, предлагающего говорить на новом
языке, который современникам только предстоит освоить. И для этого требуется время! Но
ведь Бах был ортодоксален, как в части формы выражения, так, тем более, содержания. Что
же именно не поняли, не восприняли, должным образом не оценили современники в его музыке?
Что в ней оказалось, может быть, для того времени «лишним», затруднительным и, как
следствие, «не интересным»?
А, может быть, в ней чего-то недоставало? В сравнении с кем?!
И уж огда нужно также разобраться - что такого произошло спустя век, что изменилось в
культурном запросе людей, в их способности расшифровывать язык искусства (не только в
музыке)!
Итак, Баха, наверное, совсем бы забыли, если спустя век (sic!) после его кончины
Мендельсон-Бартольди заново не открыл бы для мира сочинения Баха старшего, под музыку
которого, оказавшуюся необозимо великой, мы порой левитируем…
булочника
Хороший рассказ, спасибо
век (sic!) после его кончины Мендельсон-Бартольди заново не открыл бы для мира сочинения
Баха старшего
публики. Музыканты прекрасно знали о нем - Моцарт знал музыку Баха, Бетховен изучал его.
Мендельсон, конечно, большой молодец, но музыка Баха никуда не делась бы.
Мендельсон открыл его
его `гениальность` глупым гоям) чтобы они не мешали править Мировому Капиталу
полифониста и навязать его `гениальность` глупым гоям) чтобы они не мешали править
Мировому Капиталу
политтехнолога.)
Мендельсон открыл его только для публики. Музыканты прекрасно знали о нем - Моцарт знал
музыку Баха, Бетховен изучал его. Мендельсон, конечно, большой молодец, но музыка Баха
никуда не делась бы.
публика - а ля женщина с пониженной социальной ответственностью, фу на нее. Бах доступными
ему средствами выразил Вселенную ( ну как не повторить удачный оборот?)) До чего еще никто
так и не поднялся (тоже ничё так сказано)))
Ойййй! У меня сильное подозрение, что некто, напившись моцартовой крови, отвалился от
него наконец, но принялся за Иоганна Нашевсё Себастьяновича!
Не выйдет! *Возмущенно машет пальцем перед носом уважаемого и любимого Имярека* Костьми
за Баха встану и грудью лягу! М-да. Возможно, даже наоборот.
успешную карьеру политтехнолога.)
прибыльное.
успешную карьеру политтехнолога.)
отсюда и столько бед.
- Мендельсон открыл его только для публики.
- Музыканты прекрасно знали о нем, музыка Баха никуда не делась бы.
утешает. Такое впечатлене,что Вы, Роми, жили и живете в Германии с баховских времен.
Счастливец. Я-то руководствуюсь только книгами, которые для нас с Вами - общие. Во всех
консерваторских учебниках по истории зап. музыки, которые стоят сейчас прямо передо мной и
которые я недурно знаю (Розеншльд, Ливанова, Конен и пр.), случай Баха трактуется так, как
я описал, и не иначе. Что думать?
- Как интересно с музыкантами. Они, что, целый век тайком от дуры-публики,
наслаждались Бахом, как шольник Плейбоем, делая вид, что никакого Баха знать не знают? Что
заставляло их - зная о гениальном Бахе - не играть его публично? Цензура? Политика?
самых разных статьях, в вики и пр. это есть. Встречал, к примеру, стаью с заглавием: `Бах
- венгр?`
музыки, которые стоят сейчас прямо передо мной и которые я недурно знаю (Розеншльд,
Ливанова, Конен и пр.), случай Баха трактуется так, как я описал, и не иначе. Что
думать?
коллекционером баховских рукопискй. Это общеизвестно. Бетховен изучал ХТК Баха. К
сожалению, я не помню, где об этом читал. Возможно у Кириллиной, но я в этом не уверен.
Иоганна Нашевсё Себастьяновича!
- встану и грудью лягу!
поняли. ИСБ - прямая противоположность ВАМ.
- Вот это, действительно, опасно.
благодаря ван Свитену, который был коллекционером баховских рукопискй. Это общеизвестно.
Бетховен изучал ХТК Баха. К сожалению, я не помню, где об этом читал. Возможно у
Кириллиной, но я в этом не уверен.
объясняет.
поняли. ИСБ - прямая противоположность ВАМ.
- Вот это, действительно, опасно.
противоположности (которой в глубоком смысле и вовсе нету), а в Вашем отношении.
это есть. Встречал, к примеру, стаью с заглавием: `Бах - венгр?`
Гайдна на этот счет никто не исследует, вот он сто процентов хотя бы на четверть венгр
венгр
традиция не прерывалась ни на секунду.
столь богатом великими композиторами, была популярна и исполняема музыка композиторов
барокко? Не Баха, а остальных?
богатом великими композиторами, была популярна и исполняема музыка композиторов барокко?
Не Баха, а остальных?
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BB%D0%BC%D0%B5%D1%87,_%D0%90%D1%80%D0%BD%D0
%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B4
подробностями:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BB%D0%BC%D0%B5%D1%87,_%D0%90%D1%80%D0%BD%D0
%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B4
музыканты не были слишком популярны. Тогда о чем, собсно, речь-то?
Роми, дорогой, такие большие ссылки плохо работают, я их (па савету друзей)) гоняю через
https://clck.ru/.
работают, я их (па савету друзей)) гоняю через https://clck.ru/.
отсюда и столько бед.
Спасибо.
Роми, дорогой, такие большие ссылки плохо работают, я их (па савету друзей)) гоняю через
https://clck.ru/.
Вам английскую версию дам, а Вы уже на русский сами переключитесь:
https://en.wikipedia.org/wiki/Arnold_Dolmetsch
пупе.
Как народ заслуживает...
остальные музыканты не были слишком популярны. Тогда о чем, собсно, речь-то?
Роми, дорогой, такие большие ссылки плохо работают, я их (па савету друзей)) гоняю через
https://clck.ru/.
прочитанного, Вивальди, Телеман, Скарлатти, Перголези, Куперен, Рамо др - все были слегка
подзабыты публикой, а потом переоткрыты для публики. Это довольно естественно, если
вспомнить, что задевало душу публики 19 века, на что она было настроена - это Брамс,
Шопен, Шуман, Лист, Малер, Брукнер. Исполнялись ЖИВЫЕ композиторы, а СД плееров тогда не
было. Они складывали музыкальную ментальность публики - барочным композиторам там было
тесновато.
переоткрыты для публики. ... Они складывали музыкальную ментальность публики - барочным
композиторам там было тесновато.
но замечательно яркие- просто цветник.
Митя, привет.
благодаря ван Свитену, который был коллекционером баховских рукопискй. Это общеизвестно.
Бетховен изучал ХТК Баха. К сожалению, я не помню, где об этом читал. Возможно у
Кириллиной, но я в этом не уверен.
Бетховена познакомил Кристиан Готлоб Неефе, учитель юного музыканта - композитор, автор
зингшпилей, приехавший в Бонн из Саксонии, где он учился в Лейпцигском университете и там
познакомился с Иоганном Адамом Хиллером - кантором школы при церкви Св.Фомы,где как
известно, в свое время служил кантором И.С.Бах.
`До появления Неефе у юного Бетховена не было никакой возможности познакомиться с ХТК. К
немалому изумлению учителя, мальчику эта «головоломная» музыка очень понравилась, и к
двенадцати годам он начал бегло играть весь ХТК. Так же жадно «глотал» он новые
произведения Моцарта и Гайдна, выходившие из печати и попадавшие в Бонн`
задевало душу публики 19 века, на что она было настроена - это Брамс, Шопен, Шуман, Лист,
Малер, Брукнер. Исполнялись ЖИВЫЕ композиторы, а СД плееров тогда не было. Они
складывали музыкальную ментальность публики - барочным композиторам там было
тесновато.
другие страны и взаимообогащение. Италия влияла всегда на этот клубок и близлежащие страны
- Бельгию, Голландию, вкупе с Россией. Даже во второй половине 19 века ее влияние на
оперное творчество было велико.
А вот норвежцы, датчане приезжали учиться в Лейпцигскую консерваторию. А из Латинской
Америки - в Парижскую. И как европейское влияние преломлялось потом в национальных
традициях и даже растворялось в них.
Но был такой островок в себе - Испания.
тесновато.
уходит, а новое приходит. А с музыкой произошла странная вещь. После Войны старое не
уходит. Сидит и сидит. А новому места нет, либо место в микроскопических фестиваликах на
задворках. Это как тромб. В общем, музыка как искусство мертва. Жизнь постоянно должна
обновляться. Вот кино пока живёт. Публика ходит в кино, где только новые фильмы. И она
хочет всё время смотреть новое, а не пересматривать стопицотый раз Чаплина и Ханжонкова.
где только новые фильмы. И она хочет всё время смотреть новое, а не пересматривать
стопицотый раз Чаплина и Ханжонкова.
один артхаус?
не было. Они складывали музыкальную ментальность публики - барочным композиторам там
было тесновато.
раньше все в мусор. Это как заменить старые носки на новые, и все дела
артхаус?
музыка прекрасно себя чувствует. Мертва только академическая. Бетховен нашего времени -
это какой-нибудь Моргенштерн. Только не думайте, что его будут помнить и слушать ещё
триста лет, как Бетховена. Это же живое искусство, оно обновляется.
современной музыке. Кстати, современная музыка прекрасно себя чувствует. Мертва только
академическая. Бетховен нашего времени - это какой-нибудь Моргенштерн. Только не думайте,
что его будут помнить и слушать ещё триста лет, как Бетховена. Это же живое искусство, оно
обновляется.
где только новые фильмы. И она хочет всё время смотреть новое, а не пересматривать
стопицотый раз Чаплина и Ханжонкова.
давно умерла, а популярная музыка позже началась и дольше прожила, но уже в наши дни дошла
до своей смерти. Думаю музыкальное искусство не воскреснет, раньше произойдёт какой-нибудь
катаклизм.
разделять искусство и творчество. Музыка неразрывна с историей человечества. Исчезнет,
когда все исчезнут.
Академическая музыка - небольшой этап, связанный, в основном, с жанром оперы. Остальное
этот жанр обслуживало. И с церковью, конечно. Это уходит, жизнь продолжается.
неразрывна с историей человечества. Исчезнет, когда все исчезнут.
Академическая музыка - небольшой этап, связанный, в основном, с жанром оперы. Остальное
этот жанр обслуживало. И с церковью, конечно. Это уходит, жизнь продолжается.
ввиду, что средний уровень музыкального творчества упал - и это глобальное явление, и я не
вижу предпосылок для его возрождения. А Моргенштерном я как-то не могу довольствоваться.
творчества упал - и это глобальное явление
слушателя упал. Но если упали оба, как сравнивать?
по всему, академическую вы очень плохо знаете, раз всю её сводите к артхаусу.
творчества упал - и это глобальное явление, и я не вижу предпосылок для его возрождения. А
Моргенштерном я как-то не могу довольствоваться.
музыки - музыка к кинофильмам.
И Джон Уильямс - современный композитор сравнимый с Верди и Россини по актуальности,
узнаваемости, исполняемости, итд его музыки.
произошло спустя век, что изменилось в культурном запросе людей, в их способности
расшифровывать язык искусства (не только в музыке)!
или не забывается в независимости от каких-либо качеств сочинений.
Раньше я полагал, что не может быть забыты композиторы уровня Моцарта или Бетховена.
А сейчас я вижу, что может. Поэтому меня история с Бахом не удивляет. Вас же не удивляет,
что в 19 веке уже не помнили Вивальди.
В наши дни также не помнят много талантов. Более того я вам скажу недостаточно знать, что
есть, например, композитор Вивальди.
От этих я `знаю` ничего не меняется - важно общественное изменение отношения, смена
учебных программ, репертуарной политики и т.д.
`Гением` по факту в общественном представлении Вивальди стал благодаря Ванессе Мэй,
сыгравшей композицию Шторм.
А для Ойстраха, Когана и Хейфеца Вивальди был не более, чем один из авторов далёкого
барокко - поэтому среди их записей вы не найдёте Времен года Вивальди. Вот так...
кинофильмам.
Взять хотя бы это https://www.youtube.com/watch?v=lZkfHZAhOY4
Вроде знакомо звучит, но в то же время и свежо.
еще теплится жизнь. Взять хотя бы это https://www.youtube.com/watch?v=lZkfHZAhOY4
Вроде знакомо звучит, но в то же время и свежо.
В концертах симфонии - музыка видеоигр одна из самых популярных, очень красиво звучит с
живым оркестром.
И дети любят )
знаете, раз всю её сводите к артхаусу.
Вивальди стал благодаря Ванессе Мэй, сыгравшей композицию
Шторм.
ВИА Пламя Под музыку Вивальди
Музыка В.Берковский, С.Никитин стихи А.Величанский, вокал Ирина Шачнева и Вячеслав
Малежик, запись 1981 года.
Ванесса-Мэй Ванакорн Николсон (англ. Vanessa-Mae Vanakorn Nicholson; кит. ??, Chen Mei,
род. 27 октября 1978) — британская скрипачка, композитор,
Достаточно?
Вивальди стал благодаря Ванессе Мэй, сыгравшей композицию Шторм.
утверждение! Эта самая Мэй наверно сильно гордилась бы, если бы узнала, что она
переоткрыла для человечества музыку Вивальди
еще теплится жизнь. Взять хотя бы это https://www.youtube.com/watch?v=lZkfHZAhOY4
Вроде знакомо звучит, но в то же время и свежо.
Матроскина* Я играаать буду! В любимые видеоигры. С саундтреками.
еще теплится жизнь. Взять хотя бы это https://www.youtube.com/watch?v=lZkfHZAhOY4
Вроде знакомо звучит, но в то же время и свежо.
Советский марш из Red Alert 3
Вивальди стал благодаря Ванессе Мэй, Вот так...
так...
Советский марш из Red Alert 3
марш (а я вообще, как всякая девушка, люблю военные марши))) в роскошном исполнении
симфонического оркестра, и у меня случился острый приступ патриотизма. Позавидовала нашим
внукам. Возможно, они, наконец-то, поиграют в родные российские игры, а не будут шмалять
по своим - надоело как-то.