Богуслав Мартину - Кантата `Букет` для солистов, смешанного и детского хоров и малого оркестра, H.260
1937
Marie Fajtová (soprán), Lucie Hilscherová (mezzosoprán), Tomáš Kořínek (tenor), Miloš Horák (basbaryton), Dětský sbor Kantiléna se sbormistrem Jakubem Kleckerem a Český filharmonický sbor Brno se sbormistrem Petrem Fialou. Hraje Filharmonie Brno, dirigent Aleksandar Marković. Brno 2013
|
||
материала, проникновенность, живое чувство...
Удивительное мастерство и качество материала, проникновенность, живое
чувство...
вдохновенное! Спасибо, уважаемый hamerkop, за эту шикарную запись.
кантата! Исполнение такое вдохновенное! Спасибо, уважаемый hamerkop, за эту шикарную
запись.
выкладываете совершенно необыкновенные записи! Благодаря Вам я услышала столько чудесной
музыки, узнала новые имена - Ропарц, Фёрстер. Какие это счастливые открытия! Огромное Вам
спасибо.
Какие это счастливые открытия! Огромное Вам спасибо.
Благодаря Вам я услышала столько чудесной музыки, узнала новые имена - Ропарц, Фёрстер.
Какие это счастливые открытия! Огромное Вам спасибо.
открытия можно сделать именно в музыке!:)
музыке!:)
Удивительное мастерство и качество материала, проникновенность, живое
чувство...
писали. К тому же `Букет` как-то не отмечен чешской критикой. Чешская `Википедия`
составила рейтинг наиболее значимых творений Мартину из 33 опусов. `Букету` в нём места не
нашлось...
Но вот послушал и ... поверил. Прекрасная вещь, и исполнена здорово.
Удивило присутствие восточных мотивов в вещи, построенной на моравском фольклоре. Неужели
персы или турки так наследили на Мораве?
Может быть, мне, как дилетанту, померещилось? А показалось мне, что наш мастер кантат
Георгий Васильевич Свиридов находился под влиянием Мартину
Васильевич Свиридов находился под влиянием Мартину
активен в мире, его произведения мало исполнялись в СССР. монографии/исследования о нём
стали появляться в 1970-1980 гг, когда Свиридов был вполне сложившимся композитором.
когда Свиридов был вполне сложившимся композитором.
куча чешских дисков с Мартину. Что до Свиридова, то он уже вполне сформировался как
`свиридов` еще в 50-х г.г. А главное сопоставление `Мартину-Свиридов` уж очень
экстравагантное. По-моему, ничего общего. `Букет цветов`, скорее, исключение из правила
для Мартину, в ней нет ничего характерного для Мартину с его возбужденным, красочным
письмом, и не только оркестровым.
очень экстравагантное. По-моему, ничего общего...
отчётливо `вылавливал` краски в звучании хора, столь знакомые по свиридовским вещам.
Именно краски, а не темы. Есть на этом же портале тест на знание музыки, где надо угадать
автора по короткому отрезку. Если бы эти места из `Букета` попались мне на таком тесте, я
бы решил, что звучит незнакомая вещь Свиридова.
послушайте побольше другу его музыку - симфонии, особенно Шестую, Фрески Пьера делла
Франческо, Параболы, Концерты, тогда обсудим.
дисков с Мартину. Что до Свиридова, то он уже вполне сформировался как `свиридов` еще в
50-х г.г. А главное сопоставление `Мартину-Свиридов` ...
Мартину я знакомился в середине +- 80-гг, сначала по монографии переводной и ещё одной
русской, издавались, пусть и мало партитуры (Фрески те же), ф-п пьесы. были и советские
пластинки в фонотеках, а также супрафоновские, до сих пор с ностальгией вспоминаю оперу
`Жюльетта...`, увы теперь не могу найти ту запись 60-х гг. просто этот великолепный
композитор всё таки не позиционировался явно. насчёт Свиридова согласен, что он
сформировался раньше, чем в названных мной 70-х, 80-х.
другу его музыку - симфонии, особенно Шестую, Фрески Пьера делла Франческо, Параболы,
Концерты, тогда обсудим.
этого автора, Ваша рекомендация - повод для меня ее послушать.
очень интересно услышать Ваше мнение о ней. Мастер оркестра, краски, колорита - редкий.
Часто его музыка производит впечатление густой пастозной живописи. Порой звучание оркестра
у него становится вообще фантастичесикм, как уже в первых тактах Шестой симфонии-фантазии.
Кажется будто поет мистериальный хор... Общая манера - очень подвижная, я бы сказал,
возбужденная, это есть и в камерной его музыке, например - в трио `Бержеретт`. Использовал
много нестандарных составов, например - для 2-х стр. оркестров, ф-но и ударных, для форт.
трио и орк., для струнного квартета и оркестра и т.д. У него много опер, но я их
практически не знаю, увы. Давно как-то слышал `Джультту...` и `Ариадну`. `Страсти
по-гречески`, которая есть в Архиве, еще не слушал. Вообще же это, конечно, мастер,
стоящий рядом с Яначеком, для кого-то (но не для меня), может быть, и выше.
возбужденная, это есть и в камерной его музыке ...
элементов, конец 20 и все 30 гг, да и позднее. напр. в инстр. Кухонное ревью, нескольких
балетах, в ряде стилизованных ф-п пьес, в частности Кошачье шествие в ночь
солнцестояния...
жаль, что многие свои оркестровые сочинения он в 50-х гг `улучшал`, вернее убирал все
терпкости гармонии и ритма.
для меня он всю жизнь входит в 1-ю тройку любимых авторов (Айвз, Мартину, Веберн).
авторов (Айвз, Мартину, Веберн).
куда же, прости господи, делась остальная мировая музыка?
но куда же, прости господи, делась остальная мировая музыка?
категорично, воспринимаю и слушаю любую музыку, академическую и прочее, вплоть до
африканской этнической, или прогрессив - либо джаз-рока.
просто перечисленные имена наиболее сильно оказали воздействие в юности.
музыка?
интересуют вещи, которые могут оказаться тебе нужными, или непонятные с точки зрения
психотехнологии, что ли.
для композитора ведь иначе, интересуют вещи, которые могут оказаться тебе нужными, или
непонятные с точки зрения психотехнологии, что ли.
полной мере ) но, как сказал, интересуют далеко не три упомянутых имени: интересна палитра
музыки в целом, часто лит-ра, философия оказываются не менее привлекательными.
а Мартину меня задел когда-то, сейчас может нет эмоциональной окраски, но понимаю, что он
высокого уровня художник.
таком тесте, я бы решил, что звучит незнакомая вещь Свиридова.
этого не написал здесь, но ведь правда! ( кода финала, к примеру). Всегда это
подмечал!Давайте припишем такое сходство колорита ` родству душ` композиторов:)
Мартину удивительно самобытен, у него именно стиль, не манера. Потрясающий оркестровщик,
можно узнать его по одному сынструментованному аккорду.
самобытен, но только не в `Букете`. Послушайте еще раз `Сестру-отравительницу` (это вторая
часть) - явное подражание `Свадебке` Стравинского. А между Свиридовым - в свою очередь - и
Стравинским -прОпасть. Что касается лирики (в кантате), то она интонационно тоже очень
далека от Свиридова. Надо бы хорошенько вслушаться в Свиридова, пропитаться им, чтобы
понять, что уж на Мартину-то он определенно не походит.
оркестровочным мастерством Свиридова. (Не помню, кто об этом говорил.) Похоже, секрет
найден: оркестровал Ю.А.Фортунатов, или по крайней мере густо консультировал, как он
вообще это умел делать. Это черным по белому напечатано в словаре 2006 года `Московская
консерватория`, я как раз этот том сейчас просматриваю. Притом автор статьи об ЮАФ - вдова
Фортунатова. Хотя сам Юрий Александрович никогда этого не говорил - с другой стороны, в
голову не приходило спрашивать. Не похоже, чтобы Свиридов был особой его любровью. Вельо
Тормис или Тудор Кирияк - вот дело другое, о них постоянно, и приезжали обязательно в
гости на семинар в Иваново. `Судя по энергичному топанью, пришёл Тормис` (Тормис отряхивал
снег с валенок в сенях дачки). Вот уж у кого есть восхититься хоровой музыкой.
Ю.А.Фортунатов
мерзавец! Остается выяснить кто за него саму `музыку Свиридова` писал и все будет в
порядке.
Это напомнило мне давнюю историю 50-х г.г. в период бурного восхождения Рихтера. Один
мой приятель очень уж хотел доказать, что С.Т. - еврей, ибо по его убеждениям, гениальны
может быть только еврей. Он вот так же занимался напряженными биографическими изысканиями,
и однажды, похихикивая от счастья, сообщил мне: `А Рихтер - того, чешский еврей`. Я его
очень разочаровал, сказав, совершенно точно, Рихтер-отец - немец,а мама Москалева, увы,
русская. Но, как видим, поиски Истины - в разных направлениях - интенсивно продолжаются. И
если другими средствами никак не удается бросить тень на человека, то, вот, пжалста -
оркестрочку-то помога-а-а-ли... Одно утешает: я так думаю, что музыка самого Фортунатова
должна быть несомненным шедевром.
несомненным шедевром ...
композиции, не выделяясь особо, могли выучить прекрасных композиторов. Надя Буланже кого
только не выучила, или Михаил Ф. Гнесин.
хотя отрицать, что у них были существенные удачи в композиции всё же трудно.
композиции, не выделяясь особо,
желание под благовидным предлогом, так, знаете ли, невзначай, подпустить... Не мытьем, так
кактаньем. Что бы ни говорили о Свиридове, он состоялся как большое, принципиально важное
для русской культуры явление. И никакие `изыскания` этого не изменят.
большое, принципиально важное для русской культуры явление.
безоговорочно!
изменят.
отереть, да?
тот трёт. меня не раздражает.
Свиридова` писал и все будет в порядке.
бурного восхождения Рихтера. //
И если другими средствами никак не удается бросить тень на человека, то, вот,
пжалста
воду!
говорили о том, что вот, считает композитора бездарью. Если серьезно, первые сочинения
говорят о том, что Свиридов - человек большого таланта, дальше уже как Вам угодно. К
сожалению, тут вообще не только в музыке проблема. Что до Фортунатова, он еще в молодости
перестал сочинять почему-то, хотя удостоивался больших авансов, от Прокофьева в частности.
И полностью перешел на работу по изучению и преподаванию оркестровых вещей и тонкостей.
Весьма многие Юрию Алексанлровичу обязаны своим становлением, сквозь преподавание его в
консерватории (исключительно оркестровки и чтения партитур), цикла лекций по истории
оркестровых стилей (издана большая книжка, правда, с голоса), особенно -
многодесятилетнего ведения композиторского семинара в Иванове. И я там был, мед-пиво пил.
У нас как раз отношения не особо сложились, о чем можно долго, но вряд ли интересно. К
сожалению, наскольок знаю, в больших раздраях все закончилось у них с Тормисом, и вообще
тот факт что ЮА особенно много сделал для нац. республик, после известных событий,
конечно, попортило ему настроение немало. Из московских первое, что приходит в голову -
Головин, Броннер, так сразу н соображу, кто еще. Фортунатов немало сделал, восстанавливая
и редактируя всякое не свое: Осип Козловский, Галынин, например. Кому он `помогал`, кроме
Свиридова - не знаю, если кому интересно, можно спросить у его вдовы, Э.П.Федосовой,
профессора РАМ. Личность был яркая весьма. Я записал надиктованные им воспоминания о
композиторах ему памятных времен. Но Фортунатов просил меня не публиковать, так что как
минимум надо ждать. Там есть живые, интересные вещи. В разговорах я узнал о некоторых
именах, которых почти не знал, например, Сергей Ширинский, Евгений Павлов - композиторы
30-х годов, весьма достойные уж точно.
него тень?????
подразумевать, не то что уж произносить. Неважно, в позитивном или тем более негативном
аспекте. Мало того, иногда достаточно иметь черты лица, и тебя сживают со свету даже если
ты и не подразумеваешь даже. Так что желательно не иметь их, черт, никаких.
никаких.
пропитаться им, чтобы понять, что уж на Мартину-то он определенно не походит.
категориями `походит-не походит` было бы мелковато. Есть схожесть подходов к хоровой
фактуре ( взять хоть финал), к построению вокально-симфонического цикла-и это означает
исключительно `родство душ`, таинственное и загадочное, а не `Карл у Клары`...
Большинство присутствующих на форуме музыкантов (дм и простых слушателей) `поневоле иль
по воле` изрядно пропитано Свиридовым-просто потому, что его всегда было много и в
концертах, и в звукозаписи. И коль скоро такие мысли появляются- они как раз от рчень
хорошего знания и ощущения свиридовской манеры письма.
него тень?????
околомузыкальных или вовсе немузыкальных `пикантностях`, в поисках которых рыщут иные
любители искуйств. Национальность, как частное, здесь совершенно ни при чем. Просто
шуршать нужно меньше.
музыкантов (дм и простых слушателей) `поневоле иль по воле` изрядно пропитано
Свиридовым...
его всегда было много
должно было быть пропитано - кому дано - не только музыкой Свиридова, но и творениями
Мурадели. Но почему-то последнего не произошло. К чему бы это? Да и почему музыки С.
`всегда было много`? Может быть, это все таки связано с ее качеством? Что касается ее
`сходства` с Мартину (к которому, т.е. Мартину, я отношусь с громадным пиететом), то, ради
бога, считайте, что она сходна. От меня не убудет. Но лично мне не очень понятно добавком
в какую цельность будет это `сходство`. Это все равно, что говорить о похожести
Нестеровского `Явления отроку Варфоломею` с эйфелевскими башнями Робера Делануа. Главное
же, не удивлюсь, что вослед за признанием `сходства` последует столь популярный ныне у нас
намек на то, Карл у Клары украл...
добавком в какую цельность будет это `сходство`.
цельному и многогранному явлению `неофольклорного ренессанса` середины 20 столетия.
Вы считаете, что музыкой Вано Ильича люди не пропитаны? До сих пор его лучшие песни-
часть нашей жизни...
Что же до Карла и Клары-лично я предпочитаю отыскивание преемственных линий в искусстве
жалкому взгляду на музыку как на цепочку плагиатов осознанных и неосознанных.
пропитаны? До сих пор его лучшие песни- часть нашей жизни...
интересно. Не знаю как Вам, но мне возраст позволяет вспомнить времена когда Вано Ильича,
действительно, было много в эфире, но это вовсе не означает, что в душах.Выражение `До сих
пор его лучшие песни- часть нашей жизни...` меня просто приводит в сильнейшее недоумение,
и я, потеряв дар речи, умолкаю... Пусть другие форумчане, если им не лень, скажут вместо
меня какую часть их жизни занимает в эти дни творчество Вано Ильича Мурадели.
вместо меня какую часть их жизни занимает в эти дни творчество Вано Ильича
Мурадели.
вместо меня какую часть их жизни занимает в эти дни творчество Вано Ильича
Мурадели.
молодежи. Красиво и изящно. Не волнуйтесь- сейчас придут.
`Легендарный Севастополь` - ныне гимн города, `Бухенвальдский набат`, `Москва-Пекин`,
которую, с измененным текстом до сих пор поют на российско-китайских мероприятиях... можно
и продолжить.
Все ж не поголовно тут грудные младенцы силят, на форуме.
`Москва-Пекин`
Вано Ильича Мурадели
симфонию, не дослушал, невыносимо смешно. Поэтому некую часть занимает. Но бОльшую часть
занимает рассказ Казенина (?) о встрече Мурадяном (настоящая фамилия Мурадели) посетителя
на пороге его кабинета (ВИ возглавлял московский СК): `Ооо-о! Дорогой, сколько лет сколько
зим! как я тебя давно не видел! заходи, усаживайся!` - Гость входит, Мурадели стремительно
к секретарше, шёпотом: `Анна Моисеевна, кто это?`
это Вы мне?
Мартину!
В.И.Казенин уж как что расскажет-так это правда правдейшая.
интеллигенции...
порвали?
каштаны...`.
порвали?
города...
припоминаю. Вот `Севастопольский вальс` был действительно популярен. Но, благодаря Вам,
послушал Мурадели на Ютъюбе и получил таки удовольствие. Голосистые мужики поют в
черноморском ансамбле. Факт.
.
Факт.
вместо меня какую часть их жизни занимает в эти дни творчество Вано Ильича
Мурадели.
Марш космонавтов.
Шмурак отдыхает.:)
А я то деликатничал.:))
поставить, учитель. А выражение `я-то` здесь пишается через дефис, учитель. Как там у Вас
с учениками? Как они? Мне почему-то вспоминается капричос Гойи `Может ли ученик знать
больше?`. ПосмотрИте, наверное не знаете...Это № 37 у Гойи.
вроде не свадьба.
свадьба, а драка (суд по предыдущей паре постов) начинается. Ладно, чтоб вернуться к
Мартину, порву аккордеон из оперы` Жюльетта`.
начинается.
относился и отношусь с большим уважением, и идти в разнос как `старичку-троллю`
(определение, которое Вы сочли нужным лайкнуть), нет никакого желания. Если что не так -
извините.
закончить.
эмоциональную, именно на мои посты о Мартину и Свиридове. Ежели я пишу здесь, мне хочется
поделиться мыслями о музыке, а не поднимать флейм. К любым композиторам и их творчеству
приучен относиться бережно-потому подчеркнул, что и у Мурадели, не самого плохого
песенника, нечто останется в истории и памяти ( не симфонии, само собой).
К любым обострениям в переписке отношусь с горечью, потому и реагирую достаточно
игольчато. Рад Вашему последнему посту, считайте лайк убранным (возможности править форум
не дает). Взаимно извините, где и чем обидел; думаю, разности в воззрениях не помешают нам
любить музыку и спорить о ней.
С наилучшими пожеланиями
любить музыку и спорить о ней.
бы запятую поставить, учитель. А выражение `я-то` здесь пишается через дефис,
учитель.
рейде)))
этом. А об околомузыкальных или вовсе немузыкальных `пикантностях`,
что Вы об этом. Я ж не могла не задать такой вопрос, знала, что Вы ожидаете) А
относительно `пикантностей` - так ведь это свойственно завистникам в любой области
творчества. Тут вот совсем недавно наглядный пример был, после смерти Гоши(((((
мужикусов, оставить нельзя. Сразу грызетесь. Кошек надо любить!
Гойи.
Это Гойя их так пронумеровал , али проффессор какой?:)
Это Гойя их так пронумеровал , али проффессор какой?:)
графические работы - `Капричос` (80 офортов), `Тавромахия`, `Диспаратес`... Вся нумерация
его. Это, - если о Гойе. А если о `профессоре`, - то Вы явно упустили выгодную возможность
помолчать.
выгодную возможность помолчать.
Это Гойя их так пронумеровал , али проффессор какой?:)
Гойя-и-Лусьентес Франсиско Хосе. У меня к Вам, СмирновП, он `учитель` (с махонькой буквы),
вот какая претензия: зря Вы это на аватарку поместили портрет Северянина. Вы себя мыслите
Игорем Васильевичем? В результате теперь я невольно, вспоминая замечательного поэта
серебряного века, думаю о нем как-то пренебрежительно, как о слабоумном, хотя он, конечно,
совершенно здесь ни при чем.
Северянина. Вы себя мыслите Игорем Васильевичем?
За меньшее банят.:))
банят.:))
здесь по гамбургскому счету.:))
буквы), вот какая претензия: зря Вы это на аватарку поместили портрет
Северянина.
Он - хороший! Я точно знаю)))
банят.:))
лично...
вот. Опять грызутся! Пойду утоплюсь в ванне. Не выплыву, пока не восстановится
взаимоуважение и взаимообожание. Я от ваших ссор облетаю, как осенняя липа. Одна Вася меня
понимает! Пойду облетать(((((
чепляйтесь к Смирнову. Он - хороший! Я точно знаю)))
такая была полувековой давности. Мелодию помню, а слова - не очень. Как-то так: `На рейде
морском легла тишина, и вечер окутал туман...`
помню, а слова - не очень. Как-то так: `На рейде морском легла тишина, и вечер окутал
туман...`
песня, кстати.
военное время.
из написанных в военное время.
возможность редактировать посты...
песня, кстати.
бы возможность редактировать посты...
редактировать, но можно в исключительных случаях публиковать правильный вариант и просить
удалить предыдущий.
хотя Вы сказали вполне терпимо )
удивительно. Главным исполнителем является один из сильнейших европейских хоров - Чешский
филармонический хор в Брно (http://www.choirphilharmonic.cz), основанный современным гуру
чешской музыки Петром Фиалой, композитором, дирижёром, хормейстером. Хор даёт в этом году
около 70 концертов, треть из которых - в музыкальных метрополиях Европы - от Парижа до
Будапешта.
В здешнем архиве есть по крайней мере ещё одна запись этого хора со своим мэтром во главе
- Месса бревис Фибиха (http://classic-online.ru/ru/production/28062).