Скачать ноты
Посвящено Гидону Кремеру в память о Д. Шостаковиче
Станислав Малышев, скрипка; Екатерина Маркова, альт; Ольга Галочкина, виолончель; Мона Хаба, фортепиано; Александр Суворов, колокольчики; Антон Плескач, остальные ударные.
Московский Дом композиторов, 25 ноября 2009 |
||
запись!
БСО.
вдруг не пойму? Но вот, благодаря Юрию Константиновичу, начала слушать этого автора. А
понимаю, что мое мнение ничего не значит, но я вообще-то потрясена...
Симфонический Оркестр им.Чайковского, ранее - радио и ТВ, много лет руководимый
В.Федосеевым. а до него - Г.Рождественским.
им.Чайковского, ранее - радио и ТВ, много лет руководимый В.Федосеевым. а до него -
Г.Рождественским.
вообще-то потрясена...
для коллектива своих коллег, а для слушателей. Мне тоже нравится музыка Александра Вустина
это может быть иллюзорно. На самом деле поняли, но не можете вербализовать и даже вообще
отсканировать, это внутри где-то. У меня одна студентка просто гениально играла Баха и
Хиндемита (из Людус тоналис - я уже, кажется, писал это), и говорит: Слушай, но я
совершенно ничего не понимаю, просто играю и всё. Я отвечаю: это не твое бабье дело,
понимать. Добрый такой хохот в ответ - она со мной согласилась. Ну, дело не в бабьем деле,
Вы понимаете, я думаю. Вдруг щёлк - и свет зажёгся, что. как почему, никто, и автор тоже,
не знает. (Надо бы найти и выложить эту девчонку.)
играла Баха и Хиндемита (из Людус тоналис - я уже, кажется, писал это), и говорит: Слушай,
но я совершенно ничего не понимаю, просто играю и всё.
самое причем куда с более стандартным репертуатом. Совет: `Наслаждайтесь непониманием`.
более стандартным репертуатом. Совет: `Наслаждайтесь непониманием`.
нас с Вами ученики. Не пытаются лезть куда им не следует.
БСО - это Большой Симфонический Оркестр.
пытаются лезть куда им не следует.
им 2 поколения - все будет в порядке.
в которые не надо лезть. У нас как-то не так устроено. У кирайцев всё на нюансах (включая
самых промтых крестьян), через тонкости (а они непреодолимы всё равно) никто и не пытается
шагать и преодолевать предрассудки.
2 поколения - все будет в порядке.
гость-профессор в одном универе в Японии. И вот все эти годы одна и та же к ней
записывается, и играет 1-ю часть 7-й сонаты Прокофьева. Причём одинаково плохо все эти
годы. Лена: скажи, а ты почему так вот? Японка: я хочу добиться совершенства в этом
сочинении. - - - Тут сколько ни воспитуй... У меня проблема была с компьютером. В ВЦ
старейшиймудрейший говорит: может быть, сломана клавиатура. Давай попробуем другую. -
Ясное дело, толку нет. Говорит - а может быть, и эта тоже сломана. Давайте ещё одну. И так
несколько раз. И всё в таком роде у нас тут.
интонационная перекличка с Первым скрипичным (сразу вспоминается это ощущение - смеха
сквозь слезы), остроумно вставленная цитата (или почти цитата?) из Первого фортепьянного,
замечательное использование ударных во второй половине - какой-то выход в необъятное.
Называется `Приношение Гидону...` - Кремеру? Он это исполнял?
перекличка с Первым скрипичным
macabre: `Мадам, уронили вы что-то...`. Блестящее сочетание оригинальной авторской факуры
с интонационными аллюзиями из ДДШ.
очень понравилась оригинальная интонационная перекличка с Первым скрипичным (сразу
вспоминается это ощущение - смеха сквозь слезы), остроумно вставленная цитата (или почти
цитата?) из Первого фортепьянного, замечательное использование ударных во второй половине
- какой-то выход в необъятное.
Называется `Приношение Гидону...` - Кремеру? Он это исполнял?
исполнитель, на концерте, посвященном Шостаковичу (записи нет). Я вспомнил о юморе,
которым ДДШ спасался всю жизнь.
цитата : D-eS-C-H
но интонация работает.
работает.
отчетливо появляется в загадочной, особенно мною любимой, 3-й части 10-й симфонии ДДШ.
Шостаковича - впервые отчетливо появляется в загадочной, особенно мною любимой, 3-й части
10-й симфонии ДДШ.
Шостаковича - впервые отчетливо появляется в загадочной, особенно мною любимой, 3-й части
10-й симфонии ДДШ.
она и есть, но не обозначена так четко, как в 10-й симфонии. Этот период - с 1948 по 1953
- кульминационный у ДДШ (прибавьте ещё Пятый квартет). 1-й концерт вообще
сногсшибательный.
ощущение `узнавания` музыки Шостаковича - вроде бы кажется что цитаты, а с другой стороны
вроде и не цитаты - если это была цель, то она выполнена убедительно. Вопросы вызвало
очень долгое отсутствие какого-либо `противопоставления` - все таки одного сольмажорного
аккорда в конце как-то (для меня) маловато, хочется чего-то еще и гораздо раньше, для
того, чтобы картинка стала `стереоскопичной`. Вообще, мне кажется, с Шостаковичем `сложно`
обращаться - он один из тех `универсальных` авторов (примерно, как Маяковский в поэзии)
`стилем` которого можно все что угодно написать - `хоть прогноз погоды` (или гамму) - все
равно будет хорошо и очень `по-шостаковичевски` (`по-маяковски`). С другой стороны, он
(как и Маяковский) как правило, мало оставляет от индивидуальности цитирующего - именно в
силу своей яркости. Мне кажется, как `Приношение Кремеру памяти Шостаковича` это очень
хорошая, милая и мастерски инструментованная пьеса.
это великолепнейшая музыка, одно время была моя любимая у Шостаковича....а сейчас я больше
люблю 2-ой виолончельный - наверно, стал взрослее и циничнее ))))
обращаться
наверно, стал взрослее и циничнее ))))
самоцитирование. Исключение, может быть, самые последние вещи.
самоцитирование.
уникально хороших опусов - это уже, скорее, не самоцитирование и `усталость` а `разговор с
собой` - этим `разговором` сочинение и интересно.
И мне почему-то кажется что 2-й виолончельный написан немного `после знакомства` с
виолончельным концертом Б.Чайковского - это трудно словами выразить, потому что чисто
музыкально общего там ничего нет, но какой-то `сходный жест` чувствуется - по крайней мере
для меня.
сотни как правило уникально хороших опусов - это уже, скорее, не самоцитирование и
`усталость` а `разговор с собой` - этим `разговором` сочинение и интересно.
И мне почему-то кажется что 2-й виолончельный написан немного `после знакомства` с
виолончельным концертом Б.Чайковского - это трудно словами выразить, потому что чисто
музыкально общего там ничего нет, но какой-то `сходный жест` чувствуется - по крайней мере
для меня.
Что до Бориса Чайковского, то, к стыду своему, знаю его плохо (человека знал и очень
уважал), как и многих других несомненно стоящих авторов. Сейчас, к сожалению, поздно -
чаще переслушиваю любимое, причем круг этот, по-видимому, сужается.
самоцитирование. Исключение, может быть, самые последние вещи.
особенно трогают и Цветаевский цикл, и альтовая соната. Да, они как-бы другой Шостакович.
Тот же, но старец, который уже не спорит, больше молчит, говорит редко и тихо, но все
стараются услышать, не упустить ни одного слова.
Шостаковича - впервые отчетливо появляется в загадочной, особенно мною любимой, 3-й части
10-й симфонии ДДШ.
Наполеону. У него она, кстати, могла бы быть частью монограммы, но, кажется, нет. Просто
яркое зерно.
самоцитирование. Исключение, может быть, самые последние вещи.
лучшее, сравнимое только, наверное, с периодом ф-нного Квинтета и Трио памяти
Соллертинского, 1-й части Шестой симфонии (на мой вкус).
Не слышу я усталости ни в 15-й Симфонии, ни в Микеланджело. Наоборот: сильнейшая
коррекция всей творческой биографии в плюс.
А автоцентонность вообще ему была свойственна весь поздний период, да. Но я не думаю, что
это бьёт по качеству, нормально. И даже напротив.
поздних сочинениях, равно как и в 5-й симфонии. В обоих случаях перед композитором встала
непреодолимая сила: смерть/режим. Это не о качестве музыки, конечно.
сочинениях, равно как и в 5-й симфонии. В обоих случаях перед композитором встала
непреодолимая сила: смерть/режим. Это не о качестве музыки, конечно.
Симфонии и в Микеланджело не слышу. При всём трагизме ощущения в 15-й. А в Микеланджело и
вообще удалось ему стряхнуть с себя совершенно вот этот страх, о котором Вы совершенно
точно пишете. И болезнь, кстати, со страхом связанную, психозы то есть. Сюита эта -
невероятно здоровое для ДД сочинение. К счастью!
При всём трагизме ощущения в 15-й. А в Микеланджело и вообще удалось ему стряхнуть с себя
совершенно вот этот страх, о котором Вы совершенно точно пишете. И болезнь, кстати, со
страхом связанную, психозы то есть. Сюита эта - невероятно здоровое для ДД сочинение. К
счастью!
которого, как всегда, недоволен, хотя в данном случае ЕА не виновен - сочинение `не его`).
Микеланджело я продрал когда-то очень основательно, ибо аккомпанировал его Нестеренко. Мне
кажется, автоцитата там не из удачных, или я просто не смог ее сыграть/понять как надо бы.
Впрочем, это ведь ЕЕ говорил насчет цитаты - в конце темка в Фа диез мажоре - она была
написана ДД в 8-9 летнем возрасте, говорил мне Нестеренко. - Я не встречал печатной
информации по этому поводу. - Витя, я имею в виду не страх в смысле тремоло на уменьшенном
септаккорде, нет, я имею в виду невротическое состояние оцепенения, как таракан, которому
некуда бежать, и он замирает, вот и возникают и такие вот Fis-dur`ные образы, и шмяканье
костяшек конца 15 симфонии, и 7 слов 15го квартета, и упрощенческий выброс в 5-й симфонии.
Мне появление симфонии как бы понятно. Скажем, мне все равно, писать музыку пентатонную,
диатоническую, хроматическую или четвертитонную, писать для оркестра или для барабана
соло. Технически используются абсолютно те же приемы и принципы, но как бы разрешение
точек на дюйм, как в компьютерной картинке, различается. Не можете скушать 1200 точек,
тяжело вам? а, ну вот получИте 150, так понятнее? ну жрите, жрите, сволочи,
идиоты-вивисекторы. Что-то в этом роде. То есть тоже невротическая резкость, внезапное,
демонстративное забвение боли. Но боль не уходит, и мы это определённо видим.
слушал 15-ю с Мравинским (исполнением которого, как всегда, недоволен, хотя в данном
случае ЕА не виновен - сочинение `не его`). Микеланджело я продрал когда-то очень
основательно, ибо аккомпанировал его Нестеренко. Мне кажется, автоцитата там не из
удачных, или я просто не смог ее сыграть/понять как надо бы. Впрочем, это ведь ЕЕ говорил
насчет цитаты - в конце темка в Фа диез мажоре - она была написана ДД в 8-9 летнем
возрасте, говорил мне Нестеренко. - Я не встречал печатной информации по этому поводу. -
Витя, я имею в виду не страх в смысле тремоло на уменьшенном септаккорде, нет, я имею в
виду невротическое состояние оцепенения, как таракан, которому некуда бежать, и он
замирает, вот и возникают и такие вот Fis-dur`ные образы, и шмяканье костяшек конца 15
симфонии, и 7 слов 15го квартета, и упрощенческий выброс в 5-й симфонии.... То есть тоже
невротическая резкость, внезапное, демонстративное забвение боли. Но боль не уходит, и мы
это определённо видим.
тремолы, конечно) Но в Микеланджело она преодолевается, как мне кажется, и не финальной
офелически-эйфорической автоцитатой (хотя мне нравится этот материал), а чудесной `Ночью`.
Такого он, кажется, вообще никогда не писал ни до, ни после. Может быть намечалось в тихих
разделах Адажио в 5-й Симфонии. А про детскую автоцитату сейчас, кажется, всегда пишут; я
думаю, он сам сказал где-то. И там из Уствольской есть цитаты, насколько я помню, но не
помню, где и что.
Мне запись (из зала) Мрава 15-й Симфонии тоже не нравится, особенно перемедленной 2-й
частью. Но вот в концерте, на котором я был, сыграно было им замечательно. Он, кстати,
хорал 2-й части на 4 тактировал, диковатое визуальное впечатление производило, зато
идеального синхрона в вертикалях он этим добивался, а до остального - что за дело... Да,
так вот тогда (думаю, это 76-й год был, то есть 70-е ДД маячило, и Мрав всё время играл
его в разных комбинациях, преимущественно с 5-6 Чайковского) сыграно было здорово, а
зафиксировано оказалось другое исполнение, жаль. Вообще Вы будете удивлены, наверное, но я
лучшей записью 15-й считаю первую Максима, сразу же по написании, с БСО. И очень хорошо
недавно Хайтинк.
МШостаковича не раздражает, насколько я помню, а это главное. Про Уствольскую я вспомнил,
но не знаю, что именно там и где. Ночь, конечно, но мне многое помнится, даже `Нет
сладостней веселого занятья`, вообще вот такие лирически любовные моменты у ДД дорогого
стОят. - Насчет исполнения Мравинским, там даже не в нем дело, а в том, что он ничего не
внушил оркестру, который играет музыку как неродную. У тромбона вибрато отвратительное, не
туда и не о том. Оркестр в его руках не прочувствовал, что оно за музыка.
раздражает, насколько я помню, а это главное. Про Уствольскую я вспомнил, но не знаю, что
именно там и где. Ночь, конечно, но мне многое помнится, даже `Нет сладостней веселого
занятья`, вообще вот такие лирически любовные моменты у ДД дорогого стОят. - Насчет
исполнения Мравинским, там даже не в нем дело, а в том, что он ничего не внушил оркестру,
который играет музыку как неродную. У тромбона вибрато отвратительное, не туда и не о том.
Оркестр в его руках не прочувствовал, что оно за музыка.
3Совершенно согласен, тромбон во 2-й части жутко играет.
раздражает, насколько я помню, а это главное...
помню - Некрасов?
Некрасов?
наверное, с периодом ф-нного Квинтета и Трио памяти Соллертинского, 1-й части Шестой
симфонии (на мой вкус).
Рад, что этот разговор продолжен. То же неплохо бы и про Б. Чайковского.
работал). Рад, что этот разговор продолжен. То же неплохо бы и про Б. Чайковского.
Б.Чайковский тут причем?
andreiKo
Шёнберг, см., напр. Оду к Наполеону. У него она, кстати, могла бы быть частью монограммы,
но, кажется, нет. Просто яркое зерно.
обязательны, на слух очень рельефно DSСH рулит.
рельефно DSСH рулит.
сотни как правило уникально хороших опусов - это уже, скорее, не самоцитирование и
`усталость` а `разговор с собой` - этим `разговором` сочинение и интересно.
И мне почему-то кажется что 2-й виолончельный написан немного `после знакомства` с
виолончельным концертом Б.Чайковского - это трудно словами выразить, потому что чисто
музыкально общего там ничего нет, но какой-то `сходный жест` чувствуется - по крайней мере
для меня.
давности в БЗК почти стёрлось из памяти) - благодарен Вам за напоминание: одно из самых
оригинальных сочинений в этом жанре.
есть накладка, по моей вине, которую без партитуры можно и не различить. Кусок музыки в
горизонтально-подвижном контрапункте звучит, автором не предусмотренном. Хотя, так удобно
звучит, что кто его знает...
без партитуры можно и не различить. Кусок музыки в горизонтально-подвижном контрапункте
звучит, автором не предусмотренном. Хотя, так удобно звучит, что кто его знает...
имеет значения, для меня по крайней мере.