Вот странно: неужели за 11 лет никто не послушал это, на мой взгляд, одно из гениальных исполнений Барера.
Ученик Есиповой и Блуменфельда, профессор Киевской консерватории и впоследствии - представитель исполнительского искусства в США. Симон, Саймон... Семёном он был издревле.
Ещё ни у кого пока не встречала такого потрясающего темпа в фантазии. И ведь не просто - состязание на скорость. У Барера это имеет смысловую значимость. Это - путь, суетный, стремительный путь. К коде. А в ней такое сожаление о вот этой бесполезной суете жизни. Такая трактовка мне впервые пришла в голову именно в исполнении Барера.
И фуга у него очень хорошая. Кстати, и в ней темп довольно высокий.
Словом - гениальное прочтение Хроматической фантазии и фуги, на мой взгляд.
Запись, конечно, старая, если ещё учитывать, что пианист умер в 1951 году. Ему всего-то было 54 года. Случилось во время концерта. Жаль, что так рано.
Благодарю сердечно за эту запись.
Musicologist
(27.09.2024 01:00)
Volovikelena писал(а):
Вот странно: неужели за 11 лет никто не послушал это, на мой взгляд, одно из гениальных исполнений Барера.
Ученик Есиповой и Блуменфельда, профессор Киевской консерватории и впоследствии - представитель исполнительского искусства в США. Симон, Саймон... Семёном он был издревле.
Лена, спасибо. Он недооцененный и `не(до)услышанный`, ведь правда. Какую-то стихийную силу всегда ощущаешь в его игре. Карьера его, действительно, удивительная. Но вот - реальная история о нем. И тоже очень показательная. Цитирую (из мемуаров Г.М.Когана):
«Барер, с которым я познакомился довольно близко, был также учеником Блуменфельда. Он поражал виртуозностью, красотой и блеском техники в Испанской рапсодии Листа, в h-moll’ном каприччио Давида — Листа, в финале b-moll’ного концерта Чайковского (тема этого финала звучала у него с очарованием, какого я не встречал ни у одного исполнителя этого концерта), но был малоразвит в культурном отношении.
Впервые я увидел его в классе Блуменфельда, который помимо фортепианного класса вел еще в консерватории класс ансамбля. Я посещал этот последний (как слушатель) и помню, как в ожидании приезда Барера Блуменфельд рассказывал ученикам о том, какой это замечательный пианист. Поэтому, когда Барер, наконец, приехал и пришел в класс к Блуменфельду, мы во все глаза уставились на приезжую знаменитость.
Блуменфельд торжественно представил его присутствующим и посадил одну из лучших своих учениц играть в честь почетного гостя. По окончании игры Барер похвалил ученицу и спросил Блуменфельда, что она играла. «Ка-ак, Вы не знаете?» сконфуженно залепетал оторопевший Блуменфельд. Это была Тридцатая соната Бетховена (E-dur op. 109)…
В другой раз, сидя у меня дома, Барер с тем же простодушием вдруг спросил: «Григорий Михайлович, а почему Лист назвал свою пьесу “Долина Обермана”, а не просто “Долина Обера”?» Самое любопытное, что Барер играл в концертах эту пьесу, и играл хорошо, наивно полагая при этом, что в ней имеется в виду композитор Обер…»
Musicologist
(27.09.2024 01:31)
Volovikelena писал(а):
Словом - гениальное прочтение Хроматической фантазии и фуги, на мой взгляд.
Тут, наверное, необходимо прокомментировать: Барер играет ХФФ в `концертной обработке` Ганса фон Бюлова. И это тоже своего рода раритет, потому что он выступает здесь как адепт исполнительских традиций XIX столетия, и мы это слышим...
Mikhail_Kollontay
(27.09.2024 10:46)
Musicologist писал(а):
Барер
Я как будто вижу руки и манеру общения с музыкой - со звуком и клавиатурой - Аврелиана Григорьевича Руббаха, ученика и ассистента Феликса Блуменфельда (я много лет тесно общался и был Руббахом учИм, уже писал об этом). Не интерпретация, а само прикосновение к клавише, ласкательное, касательное, как АР говаривал, сердечное, что ли. Педаль обильная, но чуткая. Собственно, в какой-то степени и у Горовица это слышим, опять-таки ученика ФБ. А из учеников Руббаха в игре Николая Капустина и Евгении Пупковой.
Musicologist
(27.09.2024 14:23)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Евгения Пупкова
Можно попросить Вас поделиться какими-то словами об этой пианистке? Прочитал, что она ушла из жизни 2 года назад
Mikhail_Kollontay
(27.09.2024 17:03)
Musicologist писал(а):
Можно попросить Вас поделиться какими-то словами об этой пианистке? Прочитал, что она ушла из жизни 2 года назад
Евгения Григорьевна всю жизнь прожила в Уфе, и преподавала, но, как мне сказал Азамат Хасаншин, была там как бы неприемлема, в смысле непонятна, хотя была скромным, нормальным человеком. Каждый год играла НОВУЮ сольную программу, с большим примесом современной музыки, и конечно, без интереса публики. Есть на ютюбе канал, Евгения Пупкова, могу ссылку поискать - там не слишком много и уж совсем по качеству записи ой, но играет, и особенно Караманова, Булеза, Стравинского изумительно, по-моему. Кроме того, есть вебсайт, ей посвященный, там много очень ярких материалов. Тоже поищу, если не найдёте.
В начале 70-х годов: прихожу к Аврелиану Руббаху (мы были еще и друзья) - и вот, новое мне лицо, Евгения Пупкова с супругом и с огромным магнитофоном `Днепр`. Вот, и мы послушали ее запись, самопальную, разумеется, на этом самом магнитофоне, всех 20 взглядов Мессиана. И профессор, и я юный дурак, в восторге, и от неё, и от музыки - никто тогда еще не играл в СССР это, наверное.
Руббах сначала выкормил Исаака Каца, потом знаменитейшего профессора Горьковской консерватории - ребенком заселил его к себе, в свою с женой комнату в коммуналке, за ширмочку, вырастил, выучил, воспитал... Потом то же с Пупковой. Такие времена были. То есть она приехала просто к себе домой, из Уфы!
Остальное там прочитать можно. Вообще, наверное, я об этом уже писал где-то.
Musicologist
(27.09.2024 17:04)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Я как будто вижу руки и манеру общения с музыкой - со звуком и клавиатурой - Аврелиана Григорьевича Руббаха, ученика и ассистента Феликса Блуменфельда (я много лет тесно общался и был Руббахом учИм, уже писал об этом). Не интерпретация, а само прикосновение к клавише, ласкательное, касательное, как АР говаривал, сердечное, что ли
Интересно, а сохранились ли записи Руббаха? В любом случае, это Ваше свидетельство и косвенная встреча с учителем через запись Барера впечатляет очень. Но и про Пупкову хотелось бы узнать побольше.
Mikhail_Kollontay
(27.09.2024 17:14)
Musicologist писал(а):
Интересно, а сохранились ли записи Руббаха? В любом случае, это Ваше свидетельство и косвенная встреча с учителем через запись Барера впечатляет очень. Но и про Пупкову хотелось бы узнать побольше.
О Руббахе немало кто помнит, Александр Меркулов, например, писал (он тоже у него немного поучился), есть такой просто великий пианист Эдуард Сёмин, он нигде не говорит, но по косвенным признакам, и он, Игорь Кефалиди, пианистка Наталия Панкова о нем много написала (Наташу я к нему когда-то и притащил, она давно прима профессор в Екатеринбурге). Но записи вряд ли, он сцену очень давно оставил. Андрей Эшпай и Николай Копчевский, многие другие уже покойные. Руббах также был композитор, хотя на многое не претендовал, мы с ним на 2 роялях играли его `Дивертисмент`, помню, имелось в виду вступить в Союз композиторов, но что-то там не вышло, не знаю даже что. Я знаю, что играл разное включая современную музыку. Петрушку Стравинского, скажем - все это в совсем ранние годы, 20-е скорее всего. Я с ним общался в возрасте от 14 до 23 лет, и семьями, и всяко, в кино вместе, в шахматы, хоккей по ТВ и прочее, в магазин за выпивкой. Это всё как бэкграунд к главному и святому, в полной простоте общения и антифанаберии. Никогда ни копейки за уроки с меня не брал, хотя давал их по расписанию, систематически. Знал, что мы бедны, отчасти потому, наверное.
Про Пупкову вот больше ничего не знаю, но, говорю, поищите сайт, там все легко почитать.
Volovikelena
(27.09.2024 22:47)
Musicologist писал(а):
Лена, спасибо. Он недооцененный и `не(до)услышанный`, ведь правда. Какую-то стихийную силу всегда ощущаешь в его игре. Карьера его, действительно, удивительная.
Это тебе большое спасибо, Гриша. Столько интересных и необычных сведений и материалов всегда в твоей памяти и в работах.
А сила Барера именно стихийная, несметная.
исполнений Барера.
Ученик Есиповой и Блуменфельда, профессор Киевской консерватории и впоследствии -
представитель исполнительского искусства в США. Симон, Саймон... Семёном он был издревле.
Ещё ни у кого пока не встречала такого потрясающего темпа в фантазии. И ведь не просто -
состязание на скорость. У Барера это имеет смысловую значимость. Это - путь, суетный,
стремительный путь. К коде. А в ней такое сожаление о вот этой бесполезной суете жизни.
Такая трактовка мне впервые пришла в голову именно в исполнении Барера.
И фуга у него очень хорошая. Кстати, и в ней темп довольно высокий.
Словом - гениальное прочтение Хроматической фантазии и фуги, на мой взгляд.
Запись, конечно, старая, если ещё учитывать, что пианист умер в 1951 году. Ему всего-то
было 54 года. Случилось во время концерта. Жаль, что так рано.
Благодарю сердечно за эту запись.
послушал это, на мой взгляд, одно из гениальных исполнений Барера.
Ученик Есиповой и Блуменфельда, профессор Киевской консерватории и впоследствии -
представитель исполнительского искусства в США. Симон, Саймон... Семёном он был
издревле.
стихийную силу всегда ощущаешь в его игре. Карьера его, действительно, удивительная. Но
вот - реальная история о нем. И тоже очень показательная. Цитирую (из мемуаров
Г.М.Когана):
«Барер, с которым я познакомился довольно близко, был также учеником Блуменфельда. Он
поражал виртуозностью, красотой и блеском техники в Испанской рапсодии Листа, в h-moll’ном
каприччио Давида — Листа, в финале b-moll’ного концерта Чайковского (тема этого финала
звучала у него с очарованием, какого я не встречал ни у одного исполнителя этого
концерта), но был малоразвит в культурном отношении.
Впервые я увидел его в классе Блуменфельда, который помимо фортепианного класса вел еще в
консерватории класс ансамбля. Я посещал этот последний (как слушатель) и помню, как в
ожидании приезда Барера Блуменфельд рассказывал ученикам о том, какой это замечательный
пианист. Поэтому, когда Барер, наконец, приехал и пришел в класс к Блуменфельду, мы во все
глаза уставились на приезжую знаменитость.
Блуменфельд торжественно представил его присутствующим и посадил одну из лучших своих
учениц играть в честь почетного гостя. По окончании игры Барер похвалил ученицу и спросил
Блуменфельда, что она играла. «Ка-ак, Вы не знаете?» сконфуженно залепетал оторопевший
Блуменфельд. Это была Тридцатая соната Бетховена (E-dur op. 109)…
В другой раз, сидя у меня дома, Барер с тем же простодушием вдруг спросил: «Григорий
Михайлович, а почему Лист назвал свою пьесу “Долина Обермана”, а не просто “Долина
Обера”?» Самое любопытное, что Барер играл в концертах эту пьесу, и играл хорошо, наивно
полагая при этом, что в ней имеется в виду композитор Обер…»
фантазии и фуги, на мой взгляд.
играет ХФФ в `концертной обработке` Ганса фон Бюлова. И это тоже своего рода раритет,
потому что он выступает здесь как адепт исполнительских традиций XIX столетия, и мы это
слышим...
общения с музыкой - со звуком и клавиатурой - Аврелиана Григорьевича Руббаха, ученика и
ассистента Феликса Блуменфельда (я много лет тесно общался и был Руббахом учИм, уже писал
об этом). Не интерпретация, а само прикосновение к клавише, ласкательное, касательное, как
АР говаривал, сердечное, что ли. Педаль обильная, но чуткая. Собственно, в какой-то
степени и у Горовица это слышим, опять-таки ученика ФБ. А из учеников Руббаха в игре
Николая Капустина и Евгении Пупковой.
поделиться какими-то словами об этой пианистке? Прочитал, что она ушла из жизни 2 года
назад
словами об этой пианистке? Прочитал, что она ушла из жизни 2 года назад
Григорьевна всю жизнь прожила в Уфе, и преподавала, но, как мне сказал Азамат Хасаншин,
была там как бы неприемлема, в смысле непонятна, хотя была скромным, нормальным человеком.
Каждый год играла НОВУЮ сольную программу, с большим примесом современной музыки, и
конечно, без интереса публики. Есть на ютюбе канал, Евгения Пупкова, могу ссылку поискать
- там не слишком много и уж совсем по качеству записи ой, но играет, и особенно
Караманова, Булеза, Стравинского изумительно, по-моему. Кроме того, есть вебсайт, ей
посвященный, там много очень ярких материалов. Тоже поищу, если не найдёте.
В начале 70-х годов: прихожу к Аврелиану Руббаху (мы были еще и друзья) - и вот, новое
мне лицо, Евгения Пупкова с супругом и с огромным магнитофоном `Днепр`. Вот, и мы
послушали ее запись, самопальную, разумеется, на этом самом магнитофоне, всех 20 взглядов
Мессиана. И профессор, и я юный дурак, в восторге, и от неё, и от музыки - никто тогда еще
не играл в СССР это, наверное.
Руббах сначала выкормил Исаака Каца, потом знаменитейшего профессора Горьковской
консерватории - ребенком заселил его к себе, в свою с женой комнату в коммуналке, за
ширмочку, вырастил, выучил, воспитал... Потом то же с Пупковой. Такие времена были. То
есть она приехала просто к себе домой, из Уфы!
Остальное там прочитать можно. Вообще, наверное, я об этом уже писал где-то.
музыкой - со звуком и клавиатурой - Аврелиана Григорьевича Руббаха, ученика и ассистента
Феликса Блуменфельда (я много лет тесно общался и был Руббахом учИм, уже писал об этом).
Не интерпретация, а само прикосновение к клавише, ласкательное, касательное, как АР
говаривал, сердечное, что ли
случае, это Ваше свидетельство и косвенная встреча с учителем через запись Барера
впечатляет очень. Но и про Пупкову хотелось бы узнать побольше.
любом случае, это Ваше свидетельство и косвенная встреча с учителем через запись Барера
впечатляет очень. Но и про Пупкову хотелось бы узнать побольше.
помнит, Александр Меркулов, например, писал (он тоже у него немного поучился), есть такой
просто великий пианист Эдуард Сёмин, он нигде не говорит, но по косвенным признакам, и он,
Игорь Кефалиди, пианистка Наталия Панкова о нем много написала (Наташу я к нему когда-то и
притащил, она давно прима профессор в Екатеринбурге). Но записи вряд ли, он сцену очень
давно оставил. Андрей Эшпай и Николай Копчевский, многие другие уже покойные. Руббах также
был композитор, хотя на многое не претендовал, мы с ним на 2 роялях играли его
`Дивертисмент`, помню, имелось в виду вступить в Союз композиторов, но что-то там не
вышло, не знаю даже что. Я знаю, что играл разное включая современную музыку. Петрушку
Стравинского, скажем - все это в совсем ранние годы, 20-е скорее всего. Я с ним общался в
возрасте от 14 до 23 лет, и семьями, и всяко, в кино вместе, в шахматы, хоккей по ТВ и
прочее, в магазин за выпивкой. Это всё как бэкграунд к главному и святому, в полной
простоте общения и антифанаберии. Никогда ни копейки за уроки с меня не брал, хотя давал
их по расписанию, систематически. Знал, что мы бедны, отчасти потому, наверное.
Про Пупкову вот больше ничего не знаю, но, говорю, поищите сайт, там все легко почитать.
`не(до)услышанный`, ведь правда. Какую-то стихийную силу всегда ощущаешь в его игре.
Карьера его, действительно, удивительная.
интересных и необычных сведений и материалов всегда в твоей памяти и в работах.
А сила Барера именно стихийная, несметная.