`БРАНДЕНБУРЖЦЫ В ЧЕХИИ` (Branibori v Cechach) — опера Б. Сметаны в 3 д., либретто К. Сабины по одноименному рассказу И. К. Тыла и «Истории города Праги» В. В. Томска. Премьера: Прага, 5 января 1866...Читать дальше
`БРАНДЕНБУРЖЦЫ В ЧЕХИИ` (Branibori v Cechach) — опера Б. Сметаны в 3 д., либретто К. Сабины по одноименному рассказу И. К. Тыла и «Истории города Праги» В. В. Томска. Премьера: Прага, 5 января 1866 г.

Сюжет:

Хотя события оперы относятся к XIII в. (1279-1283), в идейном отношении она перекликалась с современностью. В ней выразились патриотические тенденции композитора. Исторический фон сюжета таков: после смерти Отакара II германский император назначил правителем Чехии бранденбургского маркграфа Отто, который угнетал народ и грабил страну. Опорой его были осевшие в Чехии германские колонисты. На бесправие и насилие чешский народ отвечал восстаниями.

Действие оперы развертывается в селе близ Праги и в самой Праге. До жителей села доходит известие, что в столице вспыхнуло восстание против бранденбургских палачей. Осторожный и медлительный староста Вольфрам сначала не верит слухам, но затем, увлеченный общим порывом, решает идти на помощь восставшим. В поместье старосты остаются три его дочери. Любви одной из них, Людише, тщетно домогается немец Таузендмарк, ставленник бранденбуржцев. Отвергнутый девушкой, он похищает ее вместе с двумя сестрами. Восстание в Праге подавлено, но народ продолжает борьбу с угнетателями. Своим предводителем он выбирает мужественного и умного бедняка Йиру. Людише, которой посчастливилось вырваться из плена, призывает народ к борьбе. Таузендмарк, опасаясь гнева народа, обвиняет Йиру в похищении дочерей старосты. Тщетно пытается тот доказать свою непричастность. Староста велит отвести его в тюрьму. Бранденбуржцы вновь захватили дочерей старосты, и приятель Таузендмарка капитан Варнеман требует за их освобождение выкуп. Таузендмарк выступает на суде обвинителем Йиры, которого приговаривают к смертной казни. Однако затем его невиновность доказывает молодой пражанин Юнош, возлюбленный Людише. Народ под водительством Йиры освобождает сестер. Таузендмарк изобличен в предательстве. Староста только теперь постигает всю меру подлости бранденбуржцев и вместе с Йирой готов идти на битву с врагом.

Опера Сметаны явилась новым словом в чешском искусстве. Музыка проникнута высокой гражданственной силой. Народ — главный герой произведения. Драматургический контраст обусловлен не только противопоставлением чехов немцам. В чешском лагере противостоят друг другу осторожный, избегающий открытого выступления староста Вольфрам и энергичный, смелый Йира. Основная сила восставших — бедняки. Своеобразный характер носят их хоры и танцы.

Постановка «Бранденбуржцев» долго откладывалась. Наряду с политическими мотивами немалую роль играл демократизм произведения, резко порывавший с оперной традицией.

В трудную пору чешской истории опера Сметаны служила одним из источников укрепления народного духа. Австрийские угнетатели препятствовали ее постановке, а некоторые немецкие музыковеды объявили неудачной. Более всего реакцию возмущал образ изменника Таузендмарка (его фамилия имеет символический смысл: тысяча марок — цена предательства). «Бранденбуржцы в Чехии» — великий памятник чешской национальной культуры. В 1924 г. опера была поставлена в Вене; впервые на русской сцене — в Челябинском театре оперы и балета в 1963 г. (под названием «Людише», под управлением И. Зака).

А. Гозенпуд.

Х Свернуть

Солисты, оркестр и хор Пражского национального театра, дирижёр Ян Гус Тихи. Прага, 1963 год.
         (7)  


Anonymous (16.08.2013 17:49)
Вольфрам Олбрамович, пражский староста (бас) - Карел Калаш
Ульрих Рокицанский, рыцарь (баритон) - Иржи Йоран
Юнош, молодой пражанин (тенор) - Иво Жидек
Ян Таузендмарк, молодой бюргер (баритон) - Зденек Отава
Варнеман, молодой сотник бранденбуржцев (тенор) - Антонин Вотава
Йира, человек из народа (тенор) - Богумир Вих
Людише, дочь Вольфрама (сопрано) - Милада Шубертова
Виченка, дочь Вольфрама (сопрано) - Милослава Фидлерова
Дечана, дочь Вольфрама (альт) - Вера Сукупова
Кмет (бас) - Эдуард Хакен
Судебный пристав (баритон) - Индрих Йиндрак

Anonymous (16.08.2013 17:50)
`БРАНДЕНБУРЖЦЫ В ЧЕХИИ` (Branibori v Cechach) — опера Б. Сметаны в 3 д., либретто К.
Сабины по одноименному рассказу И. К. Тыла и «Истории города Праги» В. В. Томска.
Премьера: Прага, 5 января 1866 г.

Сюжет:

Хотя события оперы относятся к XIII в. (1279-1283), в идейном отношении она перекликалась
с современностью. В ней выразились патриотические тенденции композитора. Исторический фон
сюжета таков: после смерти Отакара II германский император назначил правителем Чехии
бранденбургского маркграфа Отто, который угнетал народ и грабил страну. Опорой его были
осевшие в Чехии германские колонисты. На бесправие и насилие чешский народ отвечал
восстаниями.

Действие оперы развертывается в селе близ Праги и в самой Праге. До жителей села доходит
известие, что в столице вспыхнуло восстание против бранденбургских палачей. Осторожный и
медлительный староста Вольфрам сначала не верит слухам, но затем, увлеченный общим
порывом, решает идти на помощь восставшим. В поместье старосты остаются три его дочери.
Любви одной из них, Людише, тщетно домогается немец Таузендмарк, ставленник
бранденбуржцев. Отвергнутый девушкой, он похищает ее вместе с двумя сестрами. Восстание в
Праге подавлено, но народ продолжает борьбу с угнетателями. Своим предводителем он
выбирает мужественного и умного бедняка Йиру. Людише, которой посчастливилось вырваться из
плена, призывает народ к борьбе. Таузендмарк, опасаясь гнева народа, обвиняет Йиру в
похищении дочерей старосты. Тщетно пытается тот доказать свою непричастность. Староста
велит отвести его в тюрьму. Бранденбуржцы вновь захватили дочерей старосты, и приятель
Таузендмарка капитан Варнеман требует за их освобождение выкуп. Таузендмарк выступает на
суде обвинителем Йиры, которого приговаривают к смертной казни. Однако затем его
невиновность доказывает молодой пражанин Юнош, возлюбленный Людише. Народ под
водительством Йиры освобождает сестер. Таузендмарк изобличен в предательстве. Староста
только теперь постигает всю меру подлости бранденбуржцев и вместе с Йирой готов идти на
битву с врагом.

Опера Сметаны явилась новым словом в чешском искусстве. Музыка проникнута высокой
гражданственной силой. Народ — главный герой произведения. Драматургический контраст
обусловлен не только противопоставлением чехов немцам. В чешском лагере противостоят друг
другу осторожный, избегающий открытого выступления староста Вольфрам и энергичный, смелый
Йира. Основная сила восставших — бедняки. Своеобразный характер носят их хоры и танцы.

Постановка «Бранденбуржцев» долго откладывалась. Наряду с политическими мотивами немалую
роль играл демократизм произведения, резко порывавший с оперной традицией. Великий чешский
поэт Я. Неруда в эпиграмме так охарактеризовал позиции врагов оперы:


Нет, этой музыке никто из нас не рад!
Она, во-первых, к танцам непригодна,
А во-вторых, она народна,
А в-третьих, Сметана — ужасный демократ.
В ней в каждом такте, в каждом ариозо
Демократическая чудится угроза!

В трудную пору чешской истории опера Сметаны служила одним из источников укрепления
народного духа. Австрийские угнетатели препятствовали ее постановке, а некоторые немецкие
музыковеды объявили неудачной. Более всего реакцию возмущал образ изменника Таузендмарка
(его фамилия имеет символический смысл: тысяча марок — цена предательства). «Бранденбуржцы
в Чехии» — великий памятник чешской национальной культуры. В 1924 г. опера была поставлена
в Вене; впервые на русской сцене — в Челябинском театре оперы и балета в 1963 г. (под
названием «Людише», под управлением И. Зака).

А. Гозенпуд

Phalaenopsis (16.07.2014 20:14)
Anonymous писал(а):
`БРАНДЕНБУРЖЦЫ В ЧЕХИИ`
Это единственная не
комическая опера Сметаны. И как Вам она, Дмитрий?

Anonymous (16.07.2014 20:24)
Phalaenopsis писал(а):
И как Вам она, Дмитрий?
Мне нравится.
Конечно, можно сказать, что музыка вполне стандартная. Музыка оперы мощная по силе
национального духа.

victormain (17.07.2014 03:26)
Задремал я на диване под «Бранденбуржцев в Чехии». И привиделся мне такой сон.
Интерьер времён Гражданской, типа оперы `В бурю`, революционной приёмной. Молодая девка
укоряет своего молодого же возлюбленного, что зря он отправил под арест и трибунал
ефрейтора, что тот не виноват (типа Кассио такого). Возлюбленный очень ругается и говорит,
что он в своём праве. В приёмную врываются Свердлов и Сталин, в шинелях, при портупеях,
всё как положено. Свердлов (Сталин, конечно, помалкивает) требует всех удалить и
устраивает революционную выволочку молодому герою. Ефрейтор, говорит, не виноват, мы его
уже выпустили. А сержант, говорит, наоборот - враг. Нет, отвечает возлюбленный; тут моя
власть, а не ваша, кого хочу, говорит, того и сажаю. Тут Свердлов картуз срывает,
подскакивает к молодому начальнику, головой трясёт и кричит: `Я с девятьсот шестого года в
Сибири, у меня наколка на шее времён культа личности` (отодвигает курчавые волосы и
предъявляет наколку, типа номер). Под трибунал, - кричит, - пойдёшь!..... Всё это,
конечно, таким оперным ансамблем.
На этом я проснулся. Пели. Опера скоро закончилась, примерно так же, как и во сне.
Вот такие впечатления.

alexshmurak (17.07.2014 03:28)
victormain писал(а):
Задремал я на диване
вот так и проникают
рептилоиды в мысли людей. пока они спят на диване под оперу

victormain (17.07.2014 03:35)
alexshmurak писал(а):
вот так и проникают рептилоиды в мысли людей.
пока они спят на диване под оперу
Ага. Слушайте оперы Сметаны. Очень развивает.



 
     
classic-online@bk.ru