Форум » Композиторы » Д. Д. Шостакович
alexshmurak(29.08.2011 01:05)
Музыка невербальна и абстрактна. Для формирование постигаемой структуры наше восприятие
воспринимает музыку образно. Образное мышление невозможно без ассоциаций. Ассоциации, таким макаром, обогащают восприятие. Даже более того, ассоциации - своего рода `строительный материал`, или `смазка` для восприятия, чтобы хорошо, удобно уложить услышанное в сознании. Однако вербализировать музыку как цепь ассоциаций - значит ставить её в служебное положение. Своего рода саундтрек к фильму, который нам не показывают, но мы-то с вами знаем, где и что тут происходит. Это неизбежное упрощение, которое накладывает отпечаток на слушательские установки. Т. е. если нам сказали `Шостакович-советский (вариант - антисоветский)`, это, словно бы, нам одели на голову очки определённого цвета и попросили бы нас посмотреть картину. Графику бы мы уловили, а цвета оказались бы искажёнными.
MargarMast(29.08.2011 01:05)
Andrew_Popoff писал(а):
Я с детства предпочитаю сначала слушать Ну вот, потому Вы, Андрей - композитор, а я, так скаать - учёныймузыку, а уж потом, если что-то осталось неясным, прочитать и текст в программке. Поверьте, это гораздо лучше, чем сразу окрашивать то, что предстоит услышать, в какие-то политические наряды. ;).
alexshmurak(29.08.2011 01:05)
MargarMast писал(а):
Гамсун был действительно сторонником см. википедия
нацизма?
alexshmurak(29.08.2011 01:07)
MargarMast писал(а):
Это ещё один момент, почему надо знать, в какое Откудавремя творил композитор - писал ли он то, что хотел, как свободный художник, или всячеки пытался уйти от безумных требований властей - с соответствующим результатом. вы знаете, что никто не нагибал (политически, эстетически) во время писания Гийома де Машо? или Окегема? или Пиччини?)) История стирает все эти маркеры.
alexshmurak(29.08.2011 01:08)
alexshmurak писал(а):
Для формирование постигаемой структуры наше наше СОЗНАНИЕ, разумеется, описка
восприятие воспринимает музыку образно
MargarMast(29.08.2011 01:08)
alexshmurak писал(а):
До звёздочек - хорошо Что значит - `литература`? Это - моё восприятие. Я что -дальше пошла `литература`) не могу сказать - тревожный, или плачущий, или стонущий, или нежный - голос скрипки? Это всё бyдет `литература`? А Вы, Алёша, скажете - о, тут такая звуковысoтность - закачаешься, ну а структура - так ваще - застрелись. Так, да?
alexshmurak(29.08.2011 01:09)
`Литература` - в смысле, свободный стиль, метафоры) Вы можете сказать - тревожный. Но
второй скажет - весёлый. Третий - унылый. И все три будут правы. А вот если вы им скажете - это ТРЕВОЖНО! тогда вы отобьёте у них желание воспринимать непредвзято)
alexshmurak(29.08.2011 01:13)
`Тревожный` и прочее - это индивидуально. Представьте себе, вам объявляют:
`сейчас прозвучит ТРЕВОЖНАЯ музыка. в начале пройдёт тема ТРЕВОГИ, потом - побочная - ДОБРА. в разработке ДОБРО сменит ориентацию и станет ЗЛОМ, а тревога - БОРЬБОЙ. в репризе БОРЬБА победит, но в коде всё равно будет ощущение ТРЕВОГИ. автор был антисемитом и зоофилом. а теперь, дорогие друзья, слушайте, наслаждайтесь`
alexshmurak(29.08.2011 01:13)
согласитесь, после такого вступления сама музыка не полезет в горло :)
bubusir(29.08.2011 01:14)
MargarMast писал(а):
Именно поэтому публика не должна принимать Что значит `неправильно понять` ? `красивости` Шостаковича за чистую моменту - она может его совсем неправильно понять. Мы уже говорили о том, что музыку можно воспринимать неоднозначно )) Если уже на то пошло, то Гайдна мы сейчас `понимаем неправильно`---я на сто проц. в этом уверен! Потому что мы не в эстетическом контексте (мало кто из нас знает значение многих риторических фигур, которыми он пользовался ) Но мы слушаем его по-другому, он нас окрыляет,оставляет удовольствие, жить помогает, ну и хорошо! )) Шостик не исключение... Кстати, внимательный слушатель и без знания контекста может в `красивости` Ш. заметить червоточину. Что она означает понимание этой `червоточины` в таком случае для `внимательного слушателя` ? Правильно---тайну. И уже его дело---или копаться в архивах, или объяснить ее для себя по-своему, или оставить просто как тайну Музыка---хранилище тайн Кстати, Франком просто упиваться я лично не могу..Один из самых таинственных авторов
MargarMast(29.08.2011 01:22)
bubusir писал(а):
Кстати, внимательный слушатель и без знания Вы верно заметили - только тайна тайне рознь. Есть тайны - которые так иконтекста может в `красивости` Ш. заметить червоточину. Что она означает понимание этой `червоточины` в таком случае для `внимательного слушателя` ? Правильно---тайну. И уже его дело---или копаться в архивах, или объяснить ее для себя по-своему, или оставить просто как тайну Музыка---хранилище тайн Кстати, Франком просто упиваться я лично не могу..Один из самых таинственных авторов останутся таковыми - кстати, почему нельзя упиваться франковскими тайнами? А есть те, которые ужасно тревожат - именно из-за червоточины в красивостях. И зачем себя понапрасну мучить, когда это так легко объясняется? Когда ответ лежит на поврхности, потому что (только, ради Бога, не надо таких фамильярностей - типа там Шостик - ох, уж эта музыкальная молодёжь) Шостакович страшно переживал всё, что происходило вокруг. Он был прямой противоположностью Прокофьеву в этом отношении. Тот боялся за себя, а этот переживал за всех. Потому Прокофьев в чём-то - это чистый Прокофьев - никакого эзопова языка, он - такой, какой он есть. А Шостакович - нет, он был бы другим, абсолютно другим в других обстоятельствах.
MargarMast(29.08.2011 01:24)
bubusir писал(а):
опять этот пушкин под ногами! Вот она -современная молодёжь! Молодёжь, кончайте эпатировать!
alexshmurak(29.08.2011 01:25)
MargarMast писал(а):
И зачем себя понапрасну мучить, когда это так Вы меня простите,легко объясняется? Когда ответ лежит на поврхности, потому что (только, ради Бога, не надо таких фамильярностей - типа там Шостик - ох, уж эта музыкальная молодёжь) Шостакович страшно переживал всё, что происходило вокруг. Он был прямой противоположностью Прокофьеву в этом отношении. Тот боялся за себя, а этот переживал за всех. Потому Прокофьев в чём-то - это чистый Прокофьев - никакого эзопова языка, он - такой, какой он есть. А Шостакович - нет, он был бы другим, абсолютно другим в других обстоятельствах. MargarMast, но то, что Вы написали - просто ужасающе) То есть для Вас всё так просто и легко, так прям раз, два, три, и на всех налепили ценники?) Я Вам сочувствую
alexshmurak(29.08.2011 01:25)
MargarMast писал(а):
Вот она - современная молодёжь! Молодёжь, Хармса читать не пробовали?
кончайте эпатировать!
MargarMast(29.08.2011 01:27)
alexshmurak писал(а):
`Тревожный` и прочее - это индивидуально. Это вовсе не нужно - ктоПредставьте себе, вам объявляют: `сейчас прозвучит ТРЕВОЖНАЯ музыка. в начале пройдёт тема ТРЕВОГИ, потом - побочная - ДОБРА. в разработке ДОБРО сменит ориентацию и станет ЗЛОМ, а тревога - БОРЬБОЙ. в репризе БОРЬБА победит, но в коде всё равно будет ощущение ТРЕВОГИ. автор был антисемитом и зоофилом. а теперь, дорогие друзья, слушайте, наслаждайтесь` об этом говорит? О, господи, Алёша, ну куда Вас всё заносит куда-то не туда? И пожалуйста - не троитесь больше, а то у меня сейчас начнётся головокружение ;).
MargarMast(29.08.2011 01:27)
alexshmurak писал(а):
Хармса читать не пробовали? Хармсу -хармсово, а молодёжи - молодёжево.
alexshmurak(29.08.2011 01:28)
MargarMast, может, для Вас это прозвучит открытием, а может, Вы скажите, что я повторяю
кого-то, и Вы уже устали это слушать, но рассуждения о Прокофьеве и Шостаковиче, которые Вы написали выше... Как бы Вам сказать, не нарушив новые правила форума... Скажу так. Большинство профессионалов, да и некоторые аматоры в той области, к который мы все тут относимся, - так вот, большинство из нас стараются, что ли, менее простовато оценивать и менее простоватые установки себе ставить для таких сложных явлений...
alexshmurak(29.08.2011 01:28)
MargarMast, может, для Вас это прозвучит открытием, а может, Вы скажите, что я повторяю
кого-то, и Вы уже устали это слушать, но рассуждения о Прокофьеве и Шостаковиче, которые Вы написали выше... Как бы Вам сказать, не нарушив новые правила форума... Скажу так. Большинство профессионалов, да и некоторые аматоры в той области, к который мы все тут относимся, - так вот, большинство из нас стараются, что ли, менее простовато оценивать и менее простоватые установки себе ставить для таких сложных явлений...
alexshmurak(29.08.2011 01:28)
MargarMast, может, для Вас это прозвучит открытием, а может, Вы скажите, что я повторяю
кого-то, и Вы уже устали это слушать, но рассуждения о Прокофьеве и Шостаковиче, которые Вы написали выше... Как бы Вам сказать, не нарушив новые правила форума... Скажу так. Большинство профессионалов, да и некоторые аматоры в той области, к который мы все тут относимся, - так вот, большинство из нас стараются, что ли, менее простовато оценивать и менее простоватые установки себе ставить для таких сложных явлений...
alexshmurak(29.08.2011 01:29)
MargarMast писал(а):
Хармсу - хармсово, а молодёжи - Шостик, Станок, Чайник, Прок, Пендер - это ласково. Уверяю, никакогомолодёжево. неуважения тут нет.
MargarMast(29.08.2011 01:29)
alexshmurak писал(а):
Вы меня простите, MargarMast, но то, что Вы Это что - такая аргументация? Инаписали - просто ужасающе) То есть для Вас всё так просто и легко, так прям раз, два, три, и на всех налепили ценники?) Я Вам сочувствую что тут такого ужасающего - что я сказала, что Прокофьев был более собой, чем Шостакович, в своём творчестве? Что именно тут такого ужасающего?
alexshmurak(29.08.2011 01:30)
MargarMast писал(а):
Это что - такая аргументация? И что тут такого ответил выше, в очередном растроившемсяужасающего - что я сказала, что Прокофьев был более собой, чем Шостакович, в своём творчестве? Что именно тут такого ужасающего? каменте
MargarMast(29.08.2011 01:31)
alexshmurak писал(а):
Шостик, Станок, Чайник, Прок, Пендер - это Ребята, ну это в ваших консерваторияхласково. Уверяю, никакого неуважения тут нет. так принято, а нас, людей заслуженно старых и с палочками, это коробит. Пожалуйста, уважайте наши седины, если вы не слишком так уважаете Чайников, ОК?
alexshmurak(29.08.2011 01:32)
Приспосабливать свою лексику под кого-то из форумчан мы не будем. Достаточно того, что мы
почти не материмся и стараемся не переходить на личности :) :)
MargarMast(29.08.2011 01:34)
alexshmurak писал(а):
MargarMast, может, для Вас это прозвучит Это, знаете ли, дорогой Alex, как бы Вам это сказать, неоткрытием, а может, Вы скажите, что я повторяю кого-то, и Вы уже устали это слушать, но рассуждения о Прокофьеве и Шостаковиче, которые Вы написали выше... Как бы Вам сказать, не нарушив новые правила форума... Скажу так. Большинство профессионалов, да и некоторые аматоры в той области, к который мы все тут относимся, - так вот, большинство из нас стараются, что ли, менее простовато оценивать и менее простоватые установки себе ставить для таких сложных явлений... обидев - наводить этакую тень на этакий плетень. Я никого не упрощаю абсолютно - упрощается это в Вашей собственной голове. Вы мне ничего не сказали обратного.
Inversiya(29.08.2011 01:34)
alexshmurak писал(а):
может, Вы скажите, что я повторяю кого-то, и Вы Не слушать, но читать по три раза устала)))уже устали это слушать, Угомонит ли кто-нибудь, цицирона? (шучу))))
alexshmurak(29.08.2011 01:35)
Скажем так... именно для того, чтобы не обезображивать своё восприятие подобной
вульгаризацией, я выступаю за то, чтобы исторический контекст давать в эстетическом или культурологическом разрезе, с наименьшим количеством политики, личной жизни и пр. Да и эстетическая оценка предустановка часто (очень часто!) портит восприятие. Но тут, по крайней мере, легко опровергнуть (сама музыка, что называется, говорит). А в случае чего-то эдакого, околомузыкального, - музыка беззащитна. Налепишь какую-то мерзость, и не отлепится.
MargarMast(29.08.2011 01:36)
alexshmurak писал(а):
Приспосабливать свою лексику под кого-то из Нет, ребята, тут мы с вами можем не согласиться. Оставьте вашу терминологиюфорумчан мы не будем. Достаточно того, что мы почти не материмся и стараемся не переходить на личности :) :) для ваших кулуарных разговоров, а на общем собрании жильцов - просим придерживаться нормативной лексики, включая полные имена композиторов, начинающиеся с заглавной буквы! :)
alexshmurak(29.08.2011 01:37)
MargarMast писал(а):
Это, знаете ли, дорогой Alex, как бы Вам это Я и не хочу говорить обратное, я не хочу залезать в эту область) Я готовсказать, не обидев - наводить этакую тень на этакий плетень. Я никого не упрощаю абсолютно - упрощается это в Вашей собственной голове. Вы мне ничего не сказали обратного. говорить об эстетике, о технике, об исполнениях, о периодизации творчества... много тем. Но не люблю залезать в те области, которые называю околомузыкальными)
alexshmurak(29.08.2011 01:37)
MargarMast писал(а):
Нет, ребята, тут мы с вами можем не согласиться. Мне жаль, но... :)
Оставьте вашу терминологию для ваших кулуарных разговоров, а на общем собрании жильцов - просим придерживаться нормативной лексики, включая полные имена композиторов, начинающиеся с заглавной буквы! :)
alexshmurak(29.08.2011 01:38)
alexshmurak писал(а):
Да и эстетическая оценка имел в виду: да и предустановка в виде эстетической оценки
предустановка
MargarMast(29.08.2011 01:39)
alexshmurak писал(а):
Скажем так... именно для того, чтобы не Ой, Алёша, ну честное слово,обезображивать своё восприятие подобной вульгаризацией, я выступаю за то, чтобы исторический контекст давать в эстетическом или культурологическом разрезе, с наименьшим количеством политики, личной жизни и пр. Да и эстетическая оценка предустановка часто (очень часто!) портит восприятие. Но тут, по крайней мере, легко опровергнуть (сама музыка, что называется, говорит). А в случае чего-то эдакого, околомузыкального, - музыка беззащитна. Налепишь какую-то мерзость, и не отлепится. ну нельзя же всё время ходить вокруг да около и пускать какие-то пузыри возмущения. Я совершненно не понимаю, против чего Вы выступаете? Против того, что Шостакович отражал свой ужас и неприятие режима, в котором он жил, в своей музыки - и излом своей души, своё мучительное состояние - наряду со всем остальным? Против чего Вы так яростно спорите, я никак не могу понять????
MargarMast(29.08.2011 01:40)
MargarMast писал(а):
Ой, Алёша, ну честное слово, ну нельзя же всё музыке*
время ходить вокруг да около и пускать какие-то пузыри возмущения. Я совершненно не понимаю, против чего Вы выступаете? Против того, что Шостакович отражал свой ужас и неприятие режима, в котором он жил, в своей музыки - и излом своей души, своё мучительное состояние - наряду со всем остальным? Против чего Вы так яростно спорите, я никак не могу понять????
alexshmurak(29.08.2011 01:41)
MargarMast писал(а):
Ой, Алёша, ну честное слово, ну нельзя же всё Прежде всего, написанное Вами - гипотеза. Музыка Шостакович - невремя ходить вокруг да около и пускать какие-то пузыри возмущения. Я совершненно не понимаю, против чего Вы выступаете? Против того, что Шостакович отражал свой ужас и неприятие режима, в котором он жил, в своей музыки - и излом своей души, своё мучительное состояние - наряду со всем остальным? Против чего Вы так яростно спорите, я никак не могу понять???? гипотетична, она - есть. Её можно послушать. Можно сказать, его музыка, как и всякий другой продукт искусства - аксиома. Не нужно ничего доказывать, находить, выискивать, наклеивать, обзывать.
alexshmurak(29.08.2011 01:43)
Вот этот `ужас` и это `неприятие режима` - уже обеднение. Это уже голливуд, если хотите,
это уже сникерс, макдональдс, это уже Первый канал и `наши`.
alexshmurak(29.08.2011 01:47)
Представьте себе: вы в лесу. Вы наслаждаетесь запахом соснового леса, следите глазами за
солнечными пятнами, образовавшимися от сросшихся веток деревьев, слушаете негромкий шум ветра, щебет птиц... Кайф? А теперь представьте себе то же самое, но перед глазами всё время маячит баннер `КРАСИВЫЙ СОСНОВЫЙ ЛЕС тел. 059606059`, Вы переводите взгляд на небо, там написано `ЧИСТЫЙ ВОЗДУХ 60$ за кубометр`, Вы прислушиваетесь к птицам, а вместо них слышите `ЧИРИК ЧИРИК НЕДОРОГИЕ ПТИЧКИ ДВЕСТИ РУБЛЕЙ ЗА ШТУКУ`. :)
Inversiya(29.08.2011 01:48)
nikandrev писал(а):
Уважаемый Игорь! Не касаясь другихВо многом согласен с Вами (кстати, спасибо, что подсказали об исполнении Тосканини - действительно, забыл). Но кое в чём согласиться не могу. В частности, с мнением о якобы `антисталинском` характере музыки Шостаковича. Во-первых, именно сталинский стиль создал того шедеврального Шостаковича, перед которым мы все преклоняемся (вспомните, что он писал до 5 симфонии - в общем и целом бурда; или Прокофьев, к примеру, лучшие вещи создавший именно после возвращения в СССР, начиная с `Ромео и Джульетты`). аспектов сталинского правления, всё. что сделано было в стране в области искусства - и песенной и классической музыки, и кино, и архитектуры(метро, высотки, сталинки), и в других областях, включая наградных медалей - в общем, почти во всём чувствуется вкус. Кто обладал этим вкусом, сам Сталин или подобранные им кадры - неважно. Но монументальность, лаконичность и красота во всём- характерные черты сталинского времени.
alexshmurak(29.08.2011 01:48)
этой оппозицией я бы хотел продемонстрировать, так сказать, качество продукта без
`контекстуальных маркеров` и с ними :)
alexshmurak(29.08.2011 01:51)
Inversiya писал(а):
Не касаясь других аспектов сталинского правления, Вкус чувствуется в убийстве Мандельштама,всё. что сделано было в стране в области искусства - и песенной и классической музыки, и кино, и архитектуры(метро, высотки, сталинки), и в других областях, включая наградных медалей - в общем, почти во всём чувствуется вкус. Кто обладал этим вкусом, сам Сталин или подобранные им кадры - неважно. Но монументальность, лаконичность и красота во всём- характерные черты сталинского времени. Хармса, травле Ахматовой, Зощенко, Шостаковича, Прокофьева, вкус чувствуется в искусственном голоде 30х годов, вкус чувствуется в деле врачей, в лагерях, в зелёных воронках. Вы правы. Очень всё это было стильно, со вкусом. Гламур!
MargarMast(29.08.2011 01:51)
alexshmurak писал(а):
Вот этот `ужас` и это `неприятие режима` - уже Алёша, в Вашей голове такое количество стереотипов - которые, как быобеднение. Это уже голливуд, если хотите, это уже сникерс, макдональдс, это уже Первый канал и `наши`. это сказать - выработаны в форме антистереотипов, против тех, которые насаждались в обществе. Ну нельзя же себя так ограничивать, загонять себя в прокрустово ложе исключительно эстетического восприятия музыки, исключиотельно говорить о музыкальных формах, структурах, языке, материале, звуковысотности, длительностях, паузах, etc. Ну Вы же просто таким образом убиоваете душу в музыке - неужели Вам это непонятно? Музыка - это отражение всего, что естль в человеке - его души, его чувств, его настроений, его психических состояний, его мыслей, его ощущения времени, окружающего мира, абстрактных идей - всего, что есть именно в человеке, а не в автомате по производству структур и наращивания на эти структуры материала! Что это за подход такой жуткий??? Совершенно жуткий!! `Шмуpак, будь человеком!` (мультифильм такой про Баранкина знаете?)
alexshmurak(29.08.2011 01:53)
Мой подход заключается в том, чтобы меньше лгать - себе и другим - в том числе при
слушании музыки. А слушать музыку со всей этой трухой - означает лгать себе.
alexshmurak(29.08.2011 01:54)
Ложь может быть очень красивой, но она никогда не будет правдой :) Музыка не лжёт по
определению - в ней нет слов, в ней нет интереса к тебе, слушателю, - интерес есть только у тебя. Книга может обмануть, фильм может, театральная постановка может, рекламный плакат может, картина может. А музыка - нет.
alexshmurak(29.08.2011 01:55)
Музыка использовалась как эффективная оболочка для лжи (см. фильм С. Жижека `киногид
извращенца`, эпизод с разбором фильма Ч. Чаплина `великий диктатор`), но сама она оставалась беззащитной и честной.
MargarMast(29.08.2011 02:00)
alexshmurak писал(а):
Ложь может быть очень красивой, но она никогда Тьфу ты, десять тысяч тараканов! Музыка может лгать похлеще какого-нибудьне будет правдой :) Музыка не лжёт по определению - в ней нет слов, в ней нет интереса к тебе, слушателю, - интерес есть только у тебя. Книга может обмануть, фильм может, театральная постановка может, рекламный плакат может, картина может. А музыка - нет. лживо-публицистического романа. Алёша, у Вас в голове некоторым образом наблюдается некоторая каша. Но мы поговорим об этом потом. Всё, закрываю на сегодня дискуссионный лaрёк - а то не успею доделать свои очаровательные заявки на патенты. Спокойной всем ночи. До завтра. :)
alexshmurak(29.08.2011 02:01)
Может лгать наше восприятие, наша оценка музыки. Может лгать аннотация к музыке. Может
лгать исполнитель, играющий не те ноты, не ту динамику, но это уже более сложная ложь. Музыка же лгать не может, MargarMast. Это важный момент, имею в виду, разницу понимания, что есть музыка для Вас и для меня.
alexshmurak(29.08.2011 02:01)
Может лгать наше восприятие, наша оценка музыки. Может лгать аннотация к музыке. Может
лгать исполнитель, играющий не те ноты, не ту динамику, но это уже более сложная ложь. Музыка же лгать не может, MargarMast. Это важный момент, имею в виду, разницу понимания, что есть музыка для Вас и для меня.
Inversiya(29.08.2011 02:13)
musikus писал(а):
К вопросу о разнообразии творчества Шостаковича: А теперь представим, что остальная страна вкалывает наеще в 30-е г.г. он написал музыку к спектаклю Гамлет, поставленному Н.П.Акимовым как фарс. Там Офелия упивается вдрызг и поет залихватскую песенку. Музыка блестящая. Ее играл Рождественский, см. оп 36. Магнитке по 18 часов, строит тракторные заводы(они же военные). Конечно, стране нужна была другая музыка. Тем из авторов, кто не успел этого понять сам, наверное, приходилось намекать, что нужно следовать в ногу с эпохой. И песенный Шостакович в это время не менее гениален, чем симфонический.
alexshmurak(29.08.2011 02:18)
НАМЕКАТЬ! приходилось НАМЕКАТЬ!) великолепная лексика, Инверсия. действительно, инверсия)
Inversiya(29.08.2011 02:19)
yarunskiy писал(а):
Секрет мог быть в том, что эпизод `шествия Шествие фашизма началось в 23 годах с пивногофашистской армии` был написан Шостаковичем ранее самой 7-й симфонии, в 1939 году и мог быть как раз шествием `победоносной` советской армии, начавшей войну с Финляндией. Объявление войны привело к тому, что в декабре 1939 года СССР был объявлен военным агрессором и исключён из Лиги Наций. путча, к 33 году это было уже оформившееся движение со своей символикой, с вождём, всенародно избранным, с тюрьмами для коммунистов-интернационалистов, к 38 году это уже разнузданный агрессор, который вооружается и которого умиротворяют кусками чешских и австрийских земель. Почему в этом эпизоде нужно усматривать как бы критику автора на свою страну, в то время когда фашизм был на марше.
Inversiya(29.08.2011 02:25)
yarunskiy писал(а):
Опять умничаете? Не только для музыканта)))Это нормально для музыканта, воспитывавшегося в советское время - ЗНАТЬ музыку Шостаковича... Ненормальным было знание музыки Шелси, Фелдмана, Мосолова, Рославца, Веберна, Штокхаузена, Ноно... За ТАКОЕ знание можно было и с училища вылететь! Меня всегда восторгает кадр фильма Весна на заречной улице, как учительница ждала по динамику исполнения по её заказу второго концерта Рахманинова. Популяризация классической отечественной музыки - это же здорово.
Andrew_Popoff(29.08.2011 02:33)
Inversiya писал(а):
Шествие фашизма началось в 23 годах с пивного Я бы сказал, что шествие фашизма впутча, к 33 году это было уже оформившееся движение со своей символикой, с вождём, всенародно избранным, с тюрьмами для коммунистов-интернационалистов, к 38 году это уже разнузданный агрессор, который вооружается и которого умиротворяют кусками чешских и австрийских земель. Почему в этом эпизоде нужно усматривать как бы критику автора на свою страну, в то время когда фашизм был на марше. Германии началось с 18 года, после разгрома Германии. В Италии же эта зараза появилась еще раньше, боюсь соврать, но, кажется 1909 - 1911 годы. Само слово придумано в Италии.
Inversiya(29.08.2011 02:36)
MargarMast писал(а):
Потому что то, что ДДШ писал бы совершенно Мне так кажется, он писал бы хуже. другую музыку - если б он жил в другое время и в другом обществе - по-моему, неоспоримо - Вы так не считаете? Весь творческий дар вполне мог уйти в гудок мюзиклов. Потому что творческий человек должен быть под гнётом. как кислая капуста, и время это доказало. Была в СССР несвобода - было искусство. Настала свобода - искусство ушло в гудок. Что-то не знаю примеров, подобных по уровню Шостаковичу в свободной Америке.
alexshmurak(29.08.2011 02:40)
Andrew_Popoff писал(а):
Я бы сказал, что шествие фашизма в Германии В такомначалось с 18 года, после разгрома Германии. В Италии же эта зараза появилась еще раньше, боюсь соврать, но, кажется 1909 - 1911 годы. Само слово придумано в Италии. случае, шествие большевизма началось с событий анекдота про вовочку и `брата сашу`
Andrew_Popoff(29.08.2011 02:41)
Inversiya писал(а):
Мне так кажется, он писал бы хуже. Это ошибочная и довольно порочная точка зрения. Скажите еще такуюВесь творческий дар вполне мог уйти в гудок мюзиклов. Потому что творческий человек должен быть под гнётом. как кислая капуста, и время это доказало. Была в СССР несвобода - было искусство. Настала свобода - искусство ушло в гудок. Что-то не знаю примеров, подобных по уровню Шостаковичу в свободной Америке. банальность, что художник должен быть голодным. Напомню также, что в США в 20-м веке работали величайшие музыканты, безо всякого тоталитарного гнета - Стравинский и Рахманинов, к примеру. А был и Гершвин, и старик Айвз, в эмиграции там творили Барток, Шенберг, Хиндемит. Я уж не говорю о Кейдже, Райхе, Барбере. Да много имен.
Inversiya(29.08.2011 02:47)
alexshmurak писал(а):
Просто были примеры (или расстрелянные, или Пожалуйста, назовите имена смывшихся иписавшие в стол, или благополучно `смывшиеся`) авторов, которые не пошли на эстетический (подчёркиваю! не идеологический) компромисс. что с ними стало - их особые успехи, взлёты. Пока вспоминаю Стравинского...но всё лучшее он создал в свой ранний период, живя в России (за исключением Реквиема)
alexshmurak(29.08.2011 02:50)
Inversiya писал(а):
Пожалуйста, назовите имена смывшихся и что с В сталинское время смыться было нельзя. Кое-кого ильичними стало - их особые успехи, взлёты. Пока вспоминаю Стравинского...но всё лучшее он создал в свой ранний период, живя в России (за исключением Реквиема) посадил на параход. А смывались в основном начиная с 60х, и уж об этом-то Вы прекрасно знаете. Называть всех?
Andrew_Popoff(29.08.2011 02:51)
Inversiya писал(а):
Пожалуйста, назовите имена смывшихся и что с Рахманинов написал свое лучшее сочинение - `Симфоническиеними стало - их особые успехи, взлёты. Пока вспоминаю Стравинского...но всё лучшее он создал в свой ранний период, живя в России (за исключением Реквиема) танцы`, Стравинский написал `Симфонию псалмов`, `Эбеновый концерт`, Концерт для 2-х роялей, `Похождения повесы`, `Историю солдата` - да огромное количество гениальной музыки. Кстати, `Весну` и `Петрушку` он тоже не в России писал.
alexshmurak(29.08.2011 02:53)
Рахманинов написал также Третью Симфонию, Рапсодию на тему Паганини. Но Рахманинов -
действительно неудачный пример, так как мало писал после революции, которую воспринимал как трагедию, в отличие от Стравинского и Прокофьева, которые её не заметили. Сужу по биографии, увы, залезаю на богомерзкую околомузыкальную почву, фу.
alexshmurak(29.08.2011 02:54)
Касательно Стравинского - ему, по-моему, было вообще по барабану, где жить. Уважуха.
Andrew_Popoff(29.08.2011 02:54)
Шенберг написал самое гениальное свое сочинение - `Уцелевший из Варшавы`.
Имена Вареза, Барбера, Копленда Вам, кажется, ни о чем не говорят?
Inversiya(29.08.2011 02:56)
alexshmurak писал(а):
Ну, кому что. Это вопрос вкуса. Мне сейчас )))Совок и ...совок. совок, как стиль любого тоталитарного строя, не интересен. Было два совка. Один - который шёл на потребу невзыскательного вкуса. Другой - творчество в лучшем его виде. Мне ближе пример из живописи. Дейнеку все знают по журнальным репродукциям - бегущие, крепкие спортсмены и спортсменки, в здоровом теле здоровый дух. А есть Дейнека лирический, его не тиражировали так, как `полезного` для идеи художника. Совок Попкова - почти наив, но за душу берёт. Очень неоднозначное время)))
Andrew_Popoff(29.08.2011 02:56)
alexshmurak писал(а):
Рахманинов написал также Третью Симфонию, Рапсодия - хорошее сочинение. Но, при моем прохладномРапсодию на тему Паганини. Но Рахманинов - действительно неудачный пример, так как мало писал после революции, которую воспринимал как трагедию, в отличие от Стравинского и Прокофьева, которые её не заметили. Сужу по биографии, увы, залезаю на богомерзкую околомузыкальную почву, фу. отношении к музыке Сергея Васильевича, единственное, что по-настоящему меня захватывает, это `Танцы`.
alexshmurak(29.08.2011 02:59)
Andrew_Popoff писал(а):
Рапсодия - хорошее сочинение. Но, при моем А представляете себе Рахманинова в совке? При Сталине?!)))
прохладном отношении к музыке Сергея Васильевича, единственное, что по-настоящему меня захватывает, это `Танцы`.
Andrew_Popoff(29.08.2011 03:01)
alexshmurak писал(а):
А представляете себе Рахманинова в совке? При С трудом. Ну, да чорт с ним, со Сталиным. Чего Вы к нему прицепились?Сталине?!))) Помер он, нетути. Никто сейчас не командует, не приказывает. Вернее, и командуют, и приказывают. Но это заказчики. Они за это платят. :)
alexshmurak(29.08.2011 03:02)
Andrew_Popoff писал(а):
С трудом. Ну, да чорт с ним, со Сталиным. ЯЧего Вы к нему прицепились? Помер он, нетути. Никто сейчас не командует, не приказывает. Вернее, и командуют, и приказывают. Но это заказчики. Они за это платят. :) прицепился ни к нему, а к известным годам жизни С. В. Если бы мы говорили о Стравинском, я бы попросил представить его при Хрущёве :) :)
Inversiya(29.08.2011 03:04)
alexshmurak писал(а):
Кому что. Adcv, я и сейчас вам боюсь, так что, Не боится только глупыйсчитайте, хоть какую-то сталинскую функцию Путин продолжил. человек.Мы же не станем говорить правду - не в форумах , - а своему начальству. Потому что это нормально - бояться, т.е. остерегаться)))
Inversiya(29.08.2011 03:07)
alexshmurak писал(а):
А вообще очень забавное желание - чтобы `нас Говорят - хотим, чтоб нас боялись, но подразумеваютвсе боялись`. Есть практически стопроцентный способ: станьте бандитом, рэкетиром, гопником. Вас будут все бояться! - то что хотят, чтоб нас уважали. А если нет некоего страха, то и уважение не родится.
Andrew_Popoff(29.08.2011 03:07)
alexshmurak писал(а):
Я прицепился ни к нему, а к известным годам Как раз при Хрущеве он приезжал в Москву и остался очень доволен. :)
жизни С. В. Если бы мы говорили о Стравинском, я бы попросил представить его при Хрущёве :) :)
Inversiya(29.08.2011 03:10)
Andrew_Popoff писал(а):
Вы, Алекс, видите ситуацию в России несколько Верьте мне,мойискаженно. Мы тоже воспринимаем Украину сквозь призму разной брехни. Н родной город - как коридор, по которому украинцы из одной части города едут на работу в другую часть своего города.
Andrew_Popoff(29.08.2011 03:11)
Inversiya писал(а):
Не боится только глупый человек.Мы же не станем Страшно подумать, где Выговорить правду - не в форумах , - а своему начальству. Потому что это нормально - бояться, т.е. остерегаться))) работаете... Почему не станете? Я своему начальству всегда говорю то, что о нем думаю. :) Нет, конечно, начальство Вас может уволить, это правда. Но это, кажется, не зависит от того, какая власть на дворе.
Inversiya(29.08.2011 03:21)
bubusir писал(а):
И через 200 лет именно так будут ее слушать А вотя , кстати, тоже всегда именно так слушаю ДДШ, меня всегда поташнивало от околомузыкального ореола, который всегда витает возле музыки Шостаковича поспорю. Есть такая фраза о художественном произведении. «Красивое произведение искусства хорошо и само по себе, но лишь история дает ему крылья». В случае 7й симфонии крылья ей дали ...как ни прискорбно сказать...именно дни войны. Скажем,10-я красивее, а именитее 7-я.
Inversiya(29.08.2011 03:32)
alexshmurak писал(а):
Вкус чувствуется в убийстве Мандельштама, Вы приводитеХармса, травле Ахматовой, Зощенко, Шостаковича, Прокофьева, вкус чувствуется в искусственном голоде 30х годов, вкус чувствуется в деле врачей, в лагерях, в зелёных воронках. Вы правы. Очень всё это было стильно, со вкусом. Гламур! исторические факты. А речь была о художественности произведений. Две эти категории лежат в разных плоскостях.
Andrew_Popoff(29.08.2011 03:51)
Inversiya писал(а):
А вот поспорю. Жаль, что Вы не помните автора фразы. Я с нейЕсть такая фраза о художественном произведении. «Красивое произведение искусства хорошо и само по себе, но лишь история дает ему крылья». В случае 7й симфонии крылья ей дали ...как ни прискорбно сказать...именно дни войны. Скажем,10-я красивее, а именитее 7-я. согласен. Представьте, что ДДШ не написал бы ее в 42-м, а благополучно дожил бы до 2005 и написал бы к 60-летию Победы. Мда, продукт бы оказался пррсроченным, уж больно сильно мир изменился. Вот и мы не хотим симфоний писать.
MargarMast(29.08.2011 04:23)
alexshmurak писал(а):
Представьте себе: вы в лесу. Вы наслаждаетесь Я не очень поняла - какая ассоциация с тем, что я написала, как Я воспринимаюзапахом соснового леса, следите глазами за солнечными пятнами, образовавшимися от сросшихся веток деревьев, слушаете негромкий шум ветра, щебет птиц... Кайф? А теперь представьте себе то же самое, но перед глазами всё время маячит баннер `КРАСИВЫЙ СОСНОВЫЙ ЛЕС тел. 059606059`, Вы переводите взгляд на небо, там написано `ЧИСТЫЙ ВОЗДУХ 60$ за кубометр`, Вы прислушиваетесь к птицам, а вместо них слышите `ЧИРИК ЧИРИК НЕДОРОГИЕ ПТИЧКИ ДВЕСТИ РУБЛЕЙ ЗА ШТУКУ`. :) скрипичный концерт Шостаковича? Если поют птицы в лесу - я что, не могу сказать, что я сегодня слышала, как поют птицы в лесу? Я что - предлагаю заменять музыку комментариями по поводу неё? Алёша, что с Вашей хвалёной логикой? Такое впечатление, что Вы говорите - Вы были сегодня в лесу? но зачем это Вы говорите, что Вы там слышали пение птиц - это околесная тематика, мы об этом не говорим, фи, мы обходим её стороной. Да ещё Вы говорите, что они пели чудесно? Фу, какая литературщина.
MargarMast(29.08.2011 04:25)
Inversiya писал(а):
Не касаясь других аспектов сталинского правления, Великолепно! Ура, все за сталинский ампир -всё. что сделано было в стране в области искусства - и песенной и классической музыки, и кино, и архитектуры(метро, высотки, сталинки), и в других областях, включая наградных медалей - в общем, почти во всём чувствуется вкус. Кто обладал этим вкусом, сам Сталин или подобранные им кадры - неважно. Но монументальность, лаконичность и красота во всём- характерные черты сталинского времени. как всё было добротно сделано - просто на века! Думаю, он хотел прожить бессмертную жизнь и превратить всё именно в тот самый монолит - чтобы до скончания человеческого рода - правда, он бы приблизил его очень быстро.
MargarMast(29.08.2011 04:27)
MargarMast писал(а):
Я не очень поняла - какая ассоциация с тем, что окололесная*
я написала, как Я воспринимаю скрипичный концерт Шостаковича? Если поют птицы в лесу - я что, не могу сказать, что я сегодня слышала, как поют птицы в лесу? Я что - предлагаю заменять музыку комментариями по поводу неё? Алёша, что с Вашей хвалёной логикой? Такое впечатление, что Вы говорите - Вы были сегодня в лесу? но зачем это Вы говорите, что Вы там слышали пение птиц - это околесная тематика, мы об этом не говорим, фи, мы обходим её стороной. Да ещё Вы говорите, что они пели чудесно? Фу, какая литературщина.
MargarMast(29.08.2011 04:31)
Andrew_Popoff писал(а):
Жаль, что Вы не помните автора фразы. Я с ней Андрей, Вы говорите, что Вы не хотитесогласен. Представьте, что ДДШ не написал бы ее в 42-м, а благополучно дожил бы до 2005 и написал бы к 60-летию Победы. Мда, продукт бы оказался пррсроченным, уж больно сильно мир изменился. Вот и мы не хотим симфоний писать. писать 7-ую симфонию Шостаковича? А то ведь - как было бы интересно - Шостакович сказал бы - ух ты, все симфонии уже написаны - зачем это я буду писать 15 симфоний, когда П.И.Ч. уже написал семь?
MargarMast(29.08.2011 04:38)
Inversiya писал(а):
Вы приводите исторические факты. Уважаемая Inversiya, о художественностиА речь была о художественности произведений. Две эти категории лежат в разных плоскостях. каких именно произведений Вы говорите? О художественности стихотворения `Мы живём, под собою не чуя страны`?
Andrew_Popoff(29.08.2011 04:46)
MargarMast писал(а):
Андрей, Вы говорите, что Вы не хотите писать Шостакович жил в мире идей, выражать себя в этом жанре тогда было7-ую симфонию Шостаковича? А то ведь - как было бы интересно - Шостакович сказал бы - ух ты, все симфонии уже написаны - зачем это я буду писать 15 симфоний, когда П.И.Ч. уже написал семь? естественно в СССР - прямое высказывание доходило, волновало. На Западе в послевоенное время уже не было идей, и сам жанр угас. Значительных симфоний там не появилось. Даже было неприятие этого жанра, невольно ассоциировавшегося с тоталитарным строем. Все великие симфонии написаны в тоталитарных монархических государствах, это был естественный язык для выражения своего приятия или, наоборот, протеста против существующей действительности. Это язык сопротивления, бунта. А в условиях либеральной серости серьезные протесты... Против чего? За что? За права геев? За установление демократии в Зимбабве? Против курения? За аборты? Не смешите!
MargarMast(29.08.2011 04:52)
Andrew_Popoff писал(а):
Шостакович жил в мире идей, выражать себя в Интерeсная точка зрения. А противэтом жанре тогда было естественно в СССР - прямое высказывание доходило, волновало. На Западе в послевоенное время уже не было идей, и сам жанр угас. Значительных симфоний там не появилось. Даже было неприятие этого жанра, невольно ассоциировавшегося с тоталитарным строем. Все великие симфонии написаны в тоталитарных монархических государствах, это был естественный язык для выражения своего приятия или, наоборот, протеста против существующей действительности. Это язык сопротивления, бунта. А в условиях либеральной серости серьезные протесты... Против чего? За что? За права геев? За установление демократии в Зимбабве? Против курения? За аборты? Не смешите! чего протестовал Чайковский в своей 6-й? Против смерти? А в 5-й? А в 4-й? А против чего протестовал Малер - в своей 5-й же? Почему это у Вас симфонии ассоциируются с протестом? Ну даже если так - тогда нужно написать симфонию протеста против серости :).
Andrew_Popoff(29.08.2011 05:00)
MargarMast писал(а):
Интерeсная точка зрения. А против чего Противпротестовал Чайковский в своей 6-й? Против смерти? А в 5-й? А в 4-й? А против чего протестовал Малер - в своей 5-й же? Почему это у Вас симфонии ассоциируются с протестом? Ну даже если так - тогда нужно написать симфонию протеста против серости :). серости бороться не возможно, сопротивление этой среды ничтожно, существенных ударов нанести нельзя. Это все равно, что пытаться молотом деформировать воду. Против чего или за что боролись великие симфонисты? Это неважно, сама среда давала им пищу для этого.
MargarMast(29.08.2011 05:04)
Andrew_Popoff писал(а):
Против серости бороться не возможно, Но Вы мне всё-таки не сказали,сопротивление этой среды ничтожно, существенных ударов нанести нельзя. Это все равно, что пытаться молотом деформировать воду. Против чего или за что боролись великие симфонисты? Это неважно, сама среда давала им пищу для этого. Андрей, на чём основано Ваше обобщение, что симфоническая форма ассоциируется с протестным характером? Включая примеры с Чайковским и Малером? Малер вообще не протестовал ни против чего. У него, насколько я понимаю, была очень глубокая философская концепция касающаяся его мироощущения и мировоззрения - мне ужасно хочется побольше почитать об этом в околомузыкальной литературе ;).
Andrew_Popoff(29.08.2011 05:13)
MargarMast писал(а):
Но Вы мне всё-таки не сказали, Андрей, на чём Я говорил не только о протестах, но об идеях вообще.основано Ваше обобщение, что симфоническая форма ассоциируется с протестным характером? Включая примеры с Чайковским и Малером? Малер вообще не протестовал ни против чего. У него, насколько я понимаю, была очень глубокая философская концепция касающаяся его мироощущения и мировоззрения - мне ужасно хочется побольше почитать об этом в околомузыкальной литературе ;). Вы разве не замечаете, как девальвировались идеи? Вот, к примеру, смерть. Эта тема считается сейчас крайне неприличной, если только мы не говорим о ней абстрактно, относительно каких-то совсем неизвестных нам людей, о которых мы узнали из новостей, о страшилках в кино, о философских категориях, о теме смерти в творчестве Малера или Чайковского, о чем угодно, только не о том, что она когда-нибудь коснется и нас, и наших близких. Мы и думать об этом не хотим, делаем вид, что будем жить вечно. А Чайковский и Малер об этом думали. Каждый день. Без страха, мужественно.
MargarMast(29.08.2011 05:25)
Andrew_Popoff писал(а):
Я говорил не только о протестах, но об идеях Это неправда, Андрей. вообще. Вы разве не замечаете, как девальвировались идеи? Вот, к примеру, смерть. Эта тема считается сейчас крайне неприличной, если только мы не говорим о ней абстрактно, относительно каких-то совсем неизвестных нам людей, о которых мы узнали из новостей, о страшилках в кино, о философских категориях, о теме смерти в творчестве Малера или Чайковского, о чем угодно, только не о том, что она когда-нибудь коснется и нас, и наших близких. Мы и думать об этом не хотим, делаем вид, что будем жить вечно. А Чайковский и Малер об этом думали. Каждый день. Без страха, мужественно. Это абсолютная неправда. Люди не мельчают и не крупнеют. Это всё какие-то досужие домыслы. Просто сейчас информационное море, в котором тонут какие-нибудь блестящие идеи, всеобщая демократизация во всех областях человеческой деятельности - что приводит, конечно, к размыванию многих критериев, включая качественные критерии в области искусства. Просто все стали суетиться и мельтешить - чтобы успеть, успеть, успеть - прямо, как я. Как сейчас организовать `болдинскую осень`? Ведь это требует философской отрешённости и сосредоточения на чём-то внутренне главном, важном - и при этом - с обострённым взглядом на окружающий мир. Сейчас и Болдино-то найти тяжело. Так что - я не думаю, что люди измельчали. Я думаю, что мы, в своей собственной суете, пропускаем какие-то важные вещи в жизни, не даём себе возможность остановиться и подумать. А мысли о смерти - вероятно, они тоже забалтываются. Каждый человек думает о смерти. Это абсолютно естественно. Разве есть те, которые об этом не думают? Но важно - как думают, и как об этом говорят.
MargarMast(29.08.2011 05:29)
Вообще - очень, очень интересно проследить исторические эпохи, когда мир просто взрывался
рождением огромного числа генильных или близких к гениальным людей - и проследить, с чем это связано. Это действительно было бы любопытно, хотя наверняка такие исследования уже проводились.
kollontay_(29.08.2011 08:52)
alexshmurak писал(а):
нет, наверное, таких слушателей, которые Ох, ну ровно наоборот. Мне мои друзья-евреи про Вагнера и Штраусаслушают музыку, скажем, Рихарда Штрауса и думают: проклятый коллабрационист. Или, нет, наверное, таких слушателей, которые слушают оперы Вагнера и думают о его антисемитизме. продырявили мозг. Слушать эту музыку они не только отказываются, но и других заставляют себе следовать, даже и не евреев.
kollontay_(29.08.2011 08:58)
MargarMast писал(а):
чистый Прокофьев - никакого эзопова языка, он - Я думаю, что тематика у Прокофьева совсем другая. Столоверчениетакой, какой он есть и все, что с ним связано. Выворотная сторона жизни человека. Финал Седьмой сонаты. Конец 7-й симфонии. Магизм. `Огненный Ангел`. Нету даже пересечений с тем, чем жил в искусстве Шостакович. Неприменим и эзопов язык.
MargarMast(29.08.2011 09:01)
kollontay писал(а):
Я думаю, что тематика у Прокофьева совсем другая. У Прокофьева - столоверчение? ЭтоСтоловерчение и все, что с ним связано. Выворотная сторона жизни человека. Финал Седьмой сонаты. Конец 7-й симфонии. Магизм. `Огненный Ангел`. Нету даже пересечений с тем, чем жил в искусстве Шостакович. Неприменим и эзопов язык. что - связано с мистицизмом? Никогда в жизни не определила бы Прокофьева в мистики. По-моему, он был сугубым реалистом, но с очень богатой фантазией. |
||
контекст привязался к нему как мокрая тряпка к ноге, и даже после смерти жития не дает
(извините за неуклюжий каламбур...))
я считаю, что это унижает в некотором роде композитора. Он ведь большой мастер, там есть
что слушать даже без подробностей биографии