И я слышу сразу в тональности, и, уверен, все коллеги-композиторы.
Для меня высота тона - неотъемлимая часть идентичности данного звука. Но это связано с тем. что у меня очень хороший частотный слух. Уверен, для Скрябина, скажем, такой проблемы вообще не было, учитывая, что у него не было абсолютного слуха.
У меня не абсолютный слух,я выбираю тональность из тесситурных соображений.
Но все же совсем разное звучит, если одну и ту же последовательность играть от си или от до.
И, конечно, тесситура большое значение имеет. Писать в си мажоре для арфы и трубы, и в ре-бемоль мажоре для гитары не самое разумное решение.
/../Уверен, для Скрябина, скажем, такой проблемы вообще не было, учитывая, что у него не было абсолютного слуха.
А как он тональности подбирал? У меня тоже нет абсолютного слуха, но какие-то простые тональности ассоциируются с определенными произведениями. Скажем, при фа-миноре я думаю про прелюдию из обоих томов ХТК, про этюд Шопена, там... Но, чтобы ассоциация возникла, меня должны предупредить: исполняется то-то и то-то, фа-минор.
и тем не менее пасторальный модус у нее тоже есть - B-dur из первого тома.
Тэкс. Пофантазируем. Прелюдия Б дур ХТК1: битва и победа архангела Михаила над Сатаной. Иначе зачем завершать восходящим пассажем. Фуга, слышите аллилуию в обоих удержанных противосложениях? А в теме, двойнике темы Цис дур 1 тома, 5 и 6 нота, как он его ногами-то топчет. Ничего себе пастораль. Но Вы тоже правы.
САЗКА О МУЗЫКЕ
Было время когда на земле господствовал Бог. Люди почитали его, исполняли все его заповеди, жили в мире и согласии. Для Бога построили прекрасный храм, где собирались для духовной молитвы... Никто не помнит, где и когда появилась Музыка. Но она появилась. Поначалу люди относились к ней, как к забаве. не придавая ей серьезного значения. Но как-то в храме кто-то предложил не читать, а спеть молитву. Понравилось. В храм повалила толпа народа, так как благодаря Музыке, молиться стало намного приятнее. Некоторые даже просто заходили в храм, чтобы послушать Музыку. А потом люди осознали, что Музыка красива сама по себе и без слов, и изобрели музыкальные инструменты. Все меньше звучала молитва, все больше Музыка. Народ же не мог нарадоваться и вскоре в храме стало тесно. И тогда решили построить отдельно здание, где бы звучала только Музыка. И построили. И назвали его `Храмом Музыки`. И пошел туда народ, а в храм божий стали ходить все меньше и меньше.Появились профессионалы музыкальные: сочинители, музыканты, критики. Направления разные. Стали люди не только слушать Музыку ,но и обсуждать ее. Появились разногласия, переростающие в потасовки. Разделились на группы и каждая построила свой храм музыкальный... Заросла тропинка в Храм божий. Не было больше мира и согласия на земле. Забыли люди про Бога, заменив его Музыкой. И только самые просветленные умы догадывались, что под личиной музыкальной сам Дьявол скрывается.
Жил был серый волк. Он насиловал овец, поросят, красную шапочку и т. д. И слушал Брамса. И Шуберта. Но однажды он услышал Крама. Он извинился перед всеми изнасилованными и пригласил их к себе в гости, послушать Крама. Там-то они на него и накинулись. Сначала выбили зубы, потом взяли шпиль из под виолончели, воткнули в глаз, перебили хребет и хорошо потоптались по нему. А потом включили Чёрных ангелов и занялись коллективным межвидовым сексом.
СКАЗКА О ГОГОЛЕ (скорее быль)
Николай Васильевич Гоголь был равнодушен к музыке, зато даром красноречия и талантом писательским обладал в полной мере. После успеха `Мертвых душ` возгорелся писатель желанием написать продолжение. На одном дыхании создавался 2 том. Никогда еще Гоголь не творил так вдохновенно, буд-то какая-то неведомая сила ему в этом помогала. Каждая строка была отшлифована до совершенства небывалого. Количество гласных и согласных подчинялось законам гармонии доселе невиданным, благодаря чему, фразы светились красотой необыкновенной и дышали при этом простотой и легкостью. Небыло сомнения, что книга эта затмит своей славой не только все предыдущие произведения Гоголя, но и всю литературу мировую... Еще и еще перечитывал писатель свое новое произведение, пока не забылся сном блаженным в кресле с рассыпанными вокруг листами рукописными. И снится ему сон вещий, будто идет он по полю бесконечному васильковому и видит на горизонте зарево кровавое. Приблизившись, увидел, что это костер гигантский из книг святых библейских сложенный. А вокруг в неистовстве бесовском пляшет люд честной с плакатами, на которых цитаты из 2 тома `Мертвых душ` написаны. Страшно стало Гоголю! Проснулся он в поту холодном, шинель на плечи накинул и стал сжигать рукопись, дабы не сбылось предвидение роковое. Хорошо горели листы рукописные, жарко стало в комнате. Сбросил с себя писатель шинель на пол. И тут начались чудеса удивительные: зашевелилась вдруг шинель, вздыбилась и, стали из-под нее выползать людишки разные, ликом схожие на Толстого да Достоевского, Лескова да Чернышевского, Мережковского да Булгакова и прочей нечисти писательской... Схватился Николай свет Васильевич за голову буйную, слег в постель и вскорости в муках тяжких помер...
Дорогая Макси , днем Вам было грустно и скучно ...
Постараюсь отвлечь Вас от грустных мыслей и ответить на несколько вопросов несложного теста. Условно назову его `` Ассоциации ``.Уважаемые и любимые форумчане , присоединяйтесь.Чем больше участвующих в тесте , тем веселее потом будет сравнивать ответы...
1)Ваши эпитеты к слову ``ЛЕС ``( какой лес , какого времени года , климата и т. д.) Приветствуются музыкальные и художественные ассоциации!!!
2)Вы долго шли по горной тропе , устали...И вдруг перед Вами КУВШИН.Опишите ваши действия ( дополнительных вопросов задавать нельзя )
3) Эпитеты к слову ``Лошадь``, ассоциации.
Например , я бы ответила так :``Лошадь --умное красивое животное , возникает желание прокатиться верхом .Л. --грациозные в беге и красивые у Артура Брагинского.
4)Эпитеты и ассоциации--слово ``ДЕЛЬФИН ``
5)Вы заблудились в лесу. Перед Вами--избушка...Опишите алгоритм Ваших действий.
6) Эпитеты и ассоциации --слово ``ЧАЙКА ``.
7) Вы мечтали о поездке к морю...Ваша мечта неожиданно сбылась.И вот оно--МОРЕ...Перед Вами.Опишите свои действия..
Что означают сии ``ассоциации ``, естественно узнаете потом....
1) лес разумеется комаринный (не люблю лес(((
2) ну... кувшин????
ВЫ знаете я давно не встречал кувшинов в горах. Опыта мало.
3) Полностью с Вами согласен:``Лошадь --умное красивое животное , возникает желание прокатиться верхом .Л. --грациозные в беге и красивые у Артура Брагинского.
4) Скумбрия
5) см пункт 2.
6) Лариса
7) Я плохо плаваю, потому ассоциации отвратительные
Дорогая Макси , днем Вам было грустно и скучно ...
Постараюсь отвлечь Вас от грустных мыслей
1. Зимний лес средней полосы России. Обожаю! `На тройке`
2. Кувшин? Если пустой - матерясь, разбивает об голову незадачливого спутника, какого-то хрена затащившего в горы. Альпийская симфония Р.Штрауса
3. Лошадь? Все мы немножко лошади. Загнанных лошадей пристреливают. Сам ты лошадь, ой, нет, мерин. Почему-то `Порги и Бесс`.
4. Дельфин? Толстый и умный. Я плаваю, как дельфин. `Шехерезада`, 1 часть.
5. Избушка, встань ко мне передом, а ко всем задом. Ага, там Баба-Яга? Ничо, споемся, авось чем покормит (ням-ням). `Песня Леля`
6. Чайка? Ненавижу! (пьесу Чехова). Всех чаек -фтопку. Месса Фр. Ассизского Копытько (это люблю). `Святой Франциск и птицы` Андрея Попова (люблю)
7. Элина, убью! Мечтаю поехать на море, но не могу. Упаду и сутки буду мокнуть. Ария варяжского гостя. Ария индийского гостя. Увертюра (или вступление?) к `Летучему Голландцу`
1. Зимний лес средней полосы России. Обожаю! `На тройке`
Добавка: кто в лес, кто выпить. Лес -это наше все. Можно еще посылать к лешему. А также водяные, русалки, кикиморы (впрочем, они болотные), Царевна-лягушка и Иван Абрамович... тьфу ты, царевич. Еще козленочек на сером волке... И вообще у меня сегодня день Малера.
Только не adagietto из 5-й, умоляю. Я пересмотрел `Смерть в Венеции`, сегодня эта музыка - моя!:-) Сан-Марко, `Флориан` за спиной Богги, канал Гранде, мост Вздохов, Рива деи Скьявони - `приезжать в Венецию на поезде, всё равно, что пробираться во дворец с чёрного хода`(Т.Манн). Ничего, кроме Верлена:`Я - бледный римлянин эпохи Апостата...Где умирает блеск пурпурного заката...etc. И друг Густава фон Ашенбаха прав в очередной раз:`Музыка - самое амбициозное искусство`!
Aelina писал(а):1) Запах хвои,`скрипки` раскачивающихся сосен,и конечно кукушка..,и белочка по сосне..
2)Лошадь-мускулистые ноги,величавая походка,повиновение настоящему мужчине..
3)Дельфин,сама душа,доброта,улыбка и полная свобода в безграничном пространстве..
4)Про кувшин забыл:возьму,осмотрю весь!каждую трещинку ..и пожалуй возьму с собой..
5) Конечно зайду навстречу приключениям-а вдруг интернет есть..
6)Чайка-маленький ангелочек над бескрайним морем..,жалобно кричаший,как буд то ищущий любви и тепла..Хочется,приютить,согреть,успокоить!
7)Хочу штормящей пучины,поднырнуть под могучую волну....и т.д.,а потом вдыхать морскую влагу,созерцая на светлые блики солнца в темной воде,наслаждаясь крутизной земли во время штиля..
7)Хочу штормящей пучины,поднырнуть под могучую волну....и т.д.,а потом вдыхать морскую влагу,созерцая на светлые блики солнца в темной воде,наслаждаясь крутизной земли во время штиля..
Хорошо , жду ответов и от других форумчан...
Спасибо !
Можно слышать все тональности и без абсолютного слуха, насколько понимаю.
Безусловно, если всегда иметь под рукой камертон (не как предмет, а как функцию). Но развитый музыкант, даже и без абсолютного слуха, приобретает столь мощный относительный, что его возможности интонирования, ладогармонического мышления практически неотличимы от (по количественным показателям) тех, кто с абсолютным.
Абсолютный слух (конвенциональный) к чёртовой бабушке не годится если например работаешь в микрохроматике системы Шелси, или Поппе. Не работает он со спектральными техниками, которые `уточняют` частоты по отношению к натуральному звукоряду того или иного фундаментального тона, игнорируя темперацию. Не работает он в условиях смены строя из-за разных показателей настройки (скажем, крайне опасно определять сходу высоту строя у аутентичных оркестров). Не работает он в условиях поехавшего от старости (или от чего?) строя старой записи. Часто на этом проваливался сам
Был очень забавный случай, на концерте 27 декабря (кажется...) на Трудностях перевода в Москве, когда пелось произведение другого композитора на Ш., там было всего три ноты. И мы с Гошей Д., человеком с, мягко говоря, не худшим слухом, долго потом спорили - что это были за звуки (в абсолютном выражении)? Прав оказался я. Но прав относительно лишь авторского замысла. Что это было `на самом деле` (то есть в герцах по отношению к 440), неизвестно.
1.Лето. Конец августа. Влажный ,бархатисто-смолистый, еловый аромат. Тишь. Гулкая и спокойная,как отдалённое звучание эха.
Ассоциация : ` Корзина с еловыми ветками ` Паустовского.
2. ` Здравствуй , милый кувшинчик. Я так мечтала о твоей живительной влаге , которую ты даришь мне ,подобно холодному горному ручью , бодряшему крисстальными иголками в палящем зное солнца.
3.Лошадь...Ни фига ! Конь !!! Неодомашненное овсожуйное животное.
А , Пегас , не побоюсь этого слова.
Златогривый конь ( не мерин сивый )
Буцефал , признающий только хозяина-победителя !
4.Дельфины- самые искренние , чистые и добрые существа , не знающие корысти и лести , приносящие радость , а в трудную минуту- спасение.
5.На опушке леса стояла избушка. Такая ладненькая да складненькая , да на ножках , да на курьих ! ` Ну-ка , любезная , повернись ко мне передом , к лесу- задом.`
Дверцу отворю : ` Ну , здрасти ! `
6.` Чайки над волной верны кораблю...`
7.Бодисерфинг...
1.Лето. Конец августа. Влажный ,бархатисто-смолистый, еловый аромат. Тишь. Гулкая и спокойная,как отдалённое звучание эха.
Я всё думал, что мне эта лирическая зарисовка напоминает, а потом вспомнил:
Начало очень хорошего летнего дня (симфония)
Чуть только прокричал петух, Тимофей выскочил из окошка на крышу и испугал всех, кто проходил в это время по улице. Крестьянин Харитон остановился, поднял камень и пустил им в Тимофея. Тимофей куда-то исчез. `Вот ловкач!` - закричало человеческое стадо, и некто Зубов разбежался и со всего маху двинулся головой об стену. `Эх!` - вскрикнула баба с флюсом. Но Комаров сделал этой бабе тепель-тапель,и баба с воем убежала в подворотню. Мимо шел Фитилюшкин и посмеивался. К нему подошел Комаров и сказал: `Эй, ты, сало!` - и ударил Фитилюшкина по животу. Фитилюшкин прислонился к стене и начал икать. Ромашкин плевался сверху из окна, стараясь попасть в Фитилюшкина. Тут же невдалеке носатая баба била корытом своего ребенка. А молодая толстенькая мама терла хорошенькую девочку лицом о кирпичную стенку. Маленькая собачка, сломав свою тоненькую ножку, валялась на панели. Маленький мальчик ел из плевательницы какую-то гадость. У бакалейного магазина стояла длинная очередь за сахаром. Бабы громко ругались и толкали друг друга кошелками. Крестьянин Харитон, напившись денатурату, стоял перед бабами с расстегнутыми штанами и произносил нехорошие слова.
Таким образом начинался хороший летний день.
Бабы громко ругались и толкали друг друга кошелками. Крестьянин Харитон, напившись денатурату, стоял перед бабами с расстегнутыми штанами и произносил нехорошие слова.
Итак , прошло несколько дней.Мой тест показался интересным для пяти человек--и то замечательно !
А ассоциации следующего плана...
1 ``ЛЕС``--творческий потенциал ( карьерный рост )
Например , для Макси её замечательная работа--``ВСЁ``.
По карьерной лестнице она взлетит на тройке , когда в волосах появится ``зимняя`` седина.
Игорь Гедальевич , у Вас много недоброжелателей--комаров.Купите жидкость от их укусов--и вперёд !!! Удачи !!!
Карапуз заблудится в трёх соснах , а Жоржу не следует верить в предсказания гороскопов и гадалок--кукушек !!!
А Людмиле --успехов в её уникальной творческой деятельности !!!...И не переживай за опечатку.Подумаешь , вместо ``шишек ``--``ветки``.Я однажды вместо ``коричные `` написала ``коричневые ``--и ничего...
2 ``КУВШИН``--Божий Дар .
Нужно было не рассматривать каждую его трещинку и не колоть о башку спутника , а выпить ДО ДНА !!!
Как сегодня я пью до дна фужер Шампанского за здравие Юрия Константиновича !!!
3.4.5. ``ЛОШАДЬ``--мужчина , ``ЧАЙКА ``--женщина , ``ДЕЛЬФИНЫ ``--дети.
Радует одно , что Карапузу его пивное пузо не позволило превратиться в чайку..., а у игоря --любимая женщина-жена-Лариса.
ОЙ!!! Макси , а Вы --женоненавистница !!!ВАУ !!! Надеюсь я --исключение из Вашего правила...ОЙ !!!
6.``Избушка ``--отношение к смерти.
Тому , кто не побоялся войти внутрь--конец будет хэппи
7 ``Море``--любовная страсть
... без комментариев...
.
Равнодушный к музыке человек никогда бы не сказал: `Но если музыка нас оставит, что будет с нашим миром?`.
Ну что Вы, нельзя же так серьезно воспринимать сборник `Арабески`. Гоголь просто оттачивал свое перо, большая часть текста написана ради красного словца... Недаром ведь сборник заканчивается `Записками сумасшедшего`...
Помимо `Арабесок` есть куча других свидетельств. Рекомендую Вересаевский труд `Гоголь в жизни`.
Читая Тургенева, Достоевского, Куприна,того же Толстого, у меня не возникает никаких сомнений в их любви к музыке. А вот, читая Гоголя-есть. А что там болтают биографы - это всего лишь описание внешней оболочки. В чужую душу они заглянуть не в состоянии.
Читая Тургенева, Достоевского, Куприна,того же Толстого, у меня не возникает никаких сомнений в их любви к музыке. А вот, читая Гоголя-есть./.../
Я - не гоголевед, но к литературоведению имею отношение. Действительно, высказываний Гоголя о классической музыке известно мало. Он очень любил украинские песни, просто до конца своих дней. Вот, что я знаю. Учитывая, что украинские песни по красоте занимают третье место в мире после неаполитанских, думаю, он музыку чувствовал.