Хотелось бы знать у кого какие музыкальные предпочтения в этом жанре. На сегодняшний момент мне лично нравятся:
И.С.Бах - `Страсти по Матфею`
Месса си-минор
Моцарт - Реквием
Вивальди - Stabat Mater (с Андриесом Шоллем)
Гендель - `Мессия`
Бетховен - `Торжественная месса`
Мендельсон - Оратория `Илия`
`Сон в летнюю ночь`
Брух - Оратория `Одиссей`
Верди - Реквием.
Из наших:
Колокола Рахманинова
Иоанн Дамаскин, по прочтении псалма Танеева
Здравица, Александр Невский, На страже мира Прокофьева
Перезвоны Гаврилина
Реквием Денисова
Пушкинский венок, Снег идет Свиридова
1.Бах месса соль минор ( Херревеге)
2.Зеленка месса Votiva
3.Бах оратория ` Страсти по Матфею` ( Херревеге)
4.Бах оратория` Страсти по Иоанну` ( Сузуки)
5.Бах месса си минор ( Хор и оркестр Московской гос. консерватории Гульмут Риллинг)
6.Вивальди кантата `Stabat Mater`( с Андресом Шоллем или Карлосом Меной)
7.Перголези `Stabat Mater`( с Андресом Шоллем)
8.Рахманинов ` Колокола`
9.Свиридов `Пушкинский венок`
10.Все реквиемы у Зеленки
11Реквием Моцарта ( с Бартоли)
12.весь мне известный репертуар хора под управлением Прайзмана.
Плетнев. Очень и очень неплохо. запись по-моему 2003 года. А если точнее, было исполнено с помощью Минина - руководителя Московского Камерного хора, который приложил руку к подготовке хора. А всей сборной командой (солисты+хор+оркестр) дирижирует Плетнёв.
Поразительно!!! Вроде все из России. Ни кто не вспомнил ни Архангельского, ни Шведова, ни Чеснокова, ни Христова, ни Гречанинова, ни Львова. Я уже на говорю ни о Турчанинове или Балакиреве, и уж тем более о Бртнянском.
Ни кто не вспомнил ни Архангельского, ни Шведова, ни Чеснокова, ни Христова, ни Гречанинова, ни Львова. Я уже на говорю ни о Турчанинове или Балакиреве, и уж тем более о Бртнянском.
Ну так выделите наиболее ценное из хоровых вещей у этих композиторов. Не все же там равноценно.
Добавлю 2 хора из `Трубадура` (особенно люблю мужской хор стражников из 3, кажется, акта). Хор из `Набукко` уже, кажется, упомянули. И вовсе хор не фууууу. В нем совершенно особенное очарование. Хороший хор - это ого-го!!
Ни кто не вспомнил ни Архангельского, ни Шведова, ни Чеснокова, ни Христова, ни Гречанинова, ни Львова. Я уже на говорю ни о Турчанинове или Балакиреве, и уж тем более о Бртнянском.
Хотелось бы знать у кого какие музыкальные предпочтения в этом жанре.
Окегем, Палестрина, Джезуальдо, Машо.
Совершенно потрясающее хоровое письмо у Верди - в `Аиде`, в `Риголетто`, `Травиате`, Набукко`.
У Баха - везде круто. Пожалуй, отдельно отмечу Magnificat - шедевр из шедевров в плане хора.
`Реквием` Лигети.
Концерт на Нарекаци у Шнитке
Есть очень классные вещи у Паши Карманова - `Спи, мое сердце`
`Дамаскин` Танеева
Мартынов - `Ночь в Галиции`
В.Полевая - `Моление теплое`, `Слово`, `Сугревушка`
Неправда Ваша! Хороший хор - это прекрасно! Нет ничего чудеснее нерукотворного инструмента - человеческого голоса.
Кинут что-нибудь несъедобное, в виде `хор - это фуууу`, и начинается спор на ровном месте. А тот кто кинул, сидит довольный и потирает руки от `счастья`.
Рекомендую послушать Мессу Стриджо под названием Ecco si beato giorno. Написано для 40 голосов, где для каждого голоса имеется своя партия. Вообщем, это самое сложное полифоническое произведение Ренессанса.
Ну а что, симфония фуууу уже не раз было, скажем, можно и хор.
Да нет, господа. Симфония - фу-у, а вот хор - отнюдь не фу-у... Ну я так думаю... А упомянуть забыли П. Мироносицкого, С Богословского, наконец П. Иванова-Радкевича, Ф. Мясникова, П. Рукина, в конце концов! Это уже ХХ век. У них есть просто гениальные вещи...
Балдеть можно от ритмухи, которая бьет 140 раз в минуту по балде. А Малеровский Veni creator... и Гётевская вторая часть - все таки - чуток отличается от `музыки` для фитнеса. Самую малость, конечно, но отличается... Если же серьезно, то Восьмую нужно слушать много и НЕ ОДИН ГОД, надобно повзрослеть вместе с ней. Мне когда-то, по глупости, гимн казался очень `шумным`. Лишь позже там для меня зазвучали изумительные человеческие голоса... А оркестровое вступление ко 2-й части, это вообще нечто неповторимое в мировой музыке, хотя и все остальное, что там на протяжении еще целого часа происходит, трудно с чем бы то ни было сопоставить. Из исполнений рекомендую запись Бернстайна с Лондонским орк., там, где Эрна Спооренберг и др.
Только сейчас обратил внимание на то, что упоминание о Восьмой Малера попало в поток `Любимая хоровая музыка`. Это полнейшая ерунда. Разве звучание хора у Малера это `хоровая музыка`?
Балдеть можно от ритмухи, которая бьет 140 раз в минуту по балде. А Малеровский Veni creator...
Уой! Ну что я могу поделать, если балдею не от ритмухи, а от Восьмой Малера?) При первом же прослушивании она меня и колошматила по балде 140 раз в минуту... Что поделать, такая примитивная (я). Но мне кажется, что при всей ее экзотичности, что ли, но эту симфонию можно отнести к хоровым произведениям.
Из симфоний с голосами хотелось бы выделить 13 Шостаковича `Бабий Яр`.
Ужас как не люблю я эту симфонию и 14-ю... там ещё и общая `на двоих` с Бриттеном темка присутствует (одно из ранних сочинений ББ, кажется оп.2, или оп.8))).
Почему я не люблю это - объяснить не в состоянии.
Не ложится - и всё!
Ecco si beato giorno. Написано для 40 голосов, где для каждого голоса имеется своя партия. Вообщем, это самое сложное полифоническое произведение Ренессанса.
как по мне, то 40-голосный spem in alium таллиса выразительнее и мессы, и одноимённого мотета стриджо
Ай, ай, Леночка! `Примитивная`. Напрашиваетесь на комплимент... Но всё же. Какая ж в Восьмой `экзотика`. Это у Мессиана экзотика. А то, что Малер писал для хора... Ну да, формально - хоровая музыка. Но на самом деле хоровая музыка это, знаете, когда хор мальчиков и девочек у Струве задорно поет что-нибудь из Дм.Бор. Кабалевского или, там, хор студентов МГУ упражняется в со-гласии. Я бы даже многие `хоровые` произведения - от Баховских `Страстей` до Всенощной Рахманинова и произведений Свиридова не назвал бы `хоровой` музыкой. Это, прежде всего, Музыка, в которой звучащим инструментом избран хор - звуковое средство, единственно подходящее для выражения авторской идеи, творческой задачи. А то вот недавно слышал... каватину Фигаро в исполнении хора. Пошлость невероятная.
Вот еще вспомнил великолепнейшие хоровые номера в `Иване Грозном` Прокофьева, в частности, в версии Федосеева: Увертюра- пролог, Свадьба-величание (это просто шедевр), Степь татарская, Пушкари и др.
Но на самом деле хоровая музыка это, знаете, когда хор мальчиков и девочек у Струве задорно поет что-нибудь из Дм.Бор. Кабалевского или, там, хор студентов МГУ упражняется в со-гласии.
Ой, нет, меня не так учили. Есть произведения - для хора. Точно так же, как для оркестра, квартета, голоса, инструмента и пр. То есть, для меня понятие хор имеет высокий смысл, хор как уникальный инструмент. Конечно, напрашиваюсь! Сам себя не похвалишь (даже путем выманивания комплиментов у хороших людей) - три дня ходишь как оплеванная)))
А то, что Малер писал для хора... Ну да, формально - хоровая музыка.
В принципе, верно. Обычно такие произведения обозначают как `вокально-симфонические произведения`, или `произведения для оркестра и хора`.
Кстати, в свое время одной из любимейших таких произведений у меня была `Кармина Бурана` Орфа.
Одной из любимейших таких произведений у меня была `Кармина Бурана` Орфа.
Другие кантаты `Триумфов` тоже интересны, а в чем-то - более интересны, чем КБ, особенно `Триумф Афродиты`. Правда, там много от Стравинского, но все же слушать интересно - в быстрой части - блестящий поток с замечательной ритмической игрой. `Песни Катулла` чуть менее интересны, это, на мой взгляд, какой-то промежуточный стилевой этап для Орфа - между КБ и ТА. Это, конечно, тоже `хоровая музыка` (и уж никак не `симфоническая`), но здесь хор на месте, его ничем не заменишь (как и в `Перезвонах` Гаврилина).
а в чем-то - более интересны, чем КБ, особенно `Триумф Афродиты`. Правда, там много от Стравинского, но все же слушать интересно
Да-да! Причем в `Триумфе Афродиты` хоры в сопровождении красочных трех фортепиано прямо напоминают масленичные гуляниия в `Петрушке` Стравинского.
И согласен, что еще две вами перечисленные кантаты столь же интересны, что и КБ. Не зря они объединены единым театральным триптихом.
Ох. Все сохранила. Слушать по Вашим заметкам - жизни не хватит... А Вы ВСЕ слушали и прочувствовали! Знаете, Юрий Константинович, Вы - счастливый человек!
В классической музыке после Баха лучший хор, по-моему, в `Волшебной Флейте`. Во всех его модификациях: видимый, невидимый, мужской, полный. И все услышаны и написаны совершенно бесподобно.
В классической музыке после Баха лучший хор, по-моему, в `Волшебной Флейте`. Во всех его модификациях: видимый, невидимый, мужской, полный. И все услышаны и написаны совершенно бесподобно.
В пассионовских партитурах он вообще непревзойдён по части того, чего с хором вытворяет.
Вообще, по-поводу Баха меня всё больше посещает мысль, что он был намного выше всех хоровых и технически-инструментальных проблем, когда сочинял - его `Слушатель` находится на другом уровне.
Вообще, по-поводу Баха меня всё больше посещает мысль, что он был намного выше всех хоровых и технически-инструментальных проблем, когда сочинял - его `Слушатель` находится на другом уровне.
Насчёт Слушателя - это, извините, моветон. А проблем у него было предостаточно, в 1-ю очередь именно хоровых. Можно быть 100 раз выше их, но петь и играть от этого лучше не станут. Так что Эмпиреи получаются весьма миражные. Хотя Бах, думаю, в конечном итоге невероятными усилиями добивался вполне приемлемого качества исполнений.
Хотя Бах, думаю, в конечном итоге невероятными усилиями добивался вполне приемлемого качества исполнений.
Мне довелось петь басовую партию в Магнификате однажды. Когда в консе учился, устроился в какой-то хор (их много тогда появилось в Москве) подработать. Должен сказать, написано невероятно удобно. Сложнейшая фактура так удачно распределена по регистрам, что петь одно удовольствие. Никаких там витаний `в эмпиреях` и впомине не было. Блестящая профессиональная работа, рассчитанная на то, что спеть может даже не сильно хороший хор, а звучать будет божественно и эффектно.
Конечно, не все равноценно. Просто я удивился, что целый пласт выпал из поля зрения.
Как-то не лежит у меня к этому душа. После Титова все как-то мало меня трогает. Ну, у Бортнянского пара вещей, у Березовского концерт хороший `Не отвержи`. А далее - не мое. Даже Рахманинов. Но нравится `Отче наш` из Литургии Чайковского и его же `Был у Христа-младенца сад`. И еще у Стравинского `Богородице`.
Ну, у Бортнянского пара вещей, у Березовского концерт ... Даже Рахманинов. `Отче наш` Чайковского у Стравинского `Богородице`.
Бортнянский ???? - местами, а вообще-то это итальянская музыка на русском языке. Из этой породы есть еще Дегтярев, Сарти др. Про Березовского я забыл - но он очень не ровный. `Отче наш` Чайковского - очень даже хорош, может даже это его единственная церковная музыка для хора акапелльного пеня, которую можно петь. Рахманинова целиком - ужас, но вот `Тебе поем` и `Богородице дево радуйся` это ДА!!!! Стравинского не слышал - надо бы послушать.
О! Классная ветка! Спасибо, balaklava, за идею. Ну, кроме уже названного:
Шуман - Рай и Пери
Брукнер - все три мессы
Онеггер - Жанна и Крики мира
Копытько - Месса в честь Святого Франциска
Эшенвалдс - Легенда о замурованной даме, Страсти и воскресение.
момент мне лично нравятся:
И.С.Бах - `Страсти по Матфею`
Месса си-минор
Моцарт - Реквием
Вивальди - Stabat Mater (с Андриесом Шоллем)
Гендель - `Мессия`
Бетховен - `Торжественная месса`
Мендельсон - Оратория `Илия`
`Сон в летнюю ночь`
Брух - Оратория `Одиссей`
Верди - Реквием.