Об истории создания и постановки «Велизария» рассказал в своей статье «Гаэтано Доницетти и театр Ла Фениче» известный итальянский музыкальный критик Родольфо Челлетти:
«В то время, когда на... Читать дальше
Об истории создания и постановки «Велизария» рассказал в своей статье «Гаэтано Доницетти и театр Ла Фениче» известный итальянский музыкальный критик Родольфо Челлетти:
«В то время, когда на сцене Сан Карло шла «Лючия», Доницетти писал своему другу Джампьери — директору флорентийской библиотеки — 26 сентября 1835 года, что собирается приехать в Венецию во время будущего карнавала на первое представление своей новой оперы в Ла Фениче. По прошествии нескольких месяцев стало известно название новой оперы - «Велизарий». Но если сюжет был выбран в полном соответствии с интересами Ла Фениче, то плата от Натале Фабриччи была не очень высокой — 8000 франков. Кроме того, возник и ряд трудностей, сопровождавших создание оперы. Во-первых, пришлось заменить либреттиста, которого импресарио хотел взять именно в Венеции. Этим либреттистом был некто Пьетро Бельтраме, но маэстро не хотел разрыва с Каммарано, который работал с ним над «Лючией». Чтобы завершить конфликт в свою пользу, Доницетти прибег к дипломатии: «Не имев успеха, никто не может предсказать свою судьбу. Поэтому со стороны Бельтраме было бы неосторожно стать либреттистом, оставаясь столь далеким от композитора и не зная его стиля работы». Другим пунктом обуждения был подбор певцов. Среди них были и столь известные, как великая Унгер и баритон Сальватори, но в то же время в их числе оказалась и молодая красавица Антониетта Виалъ, которую Доницетти определил, как «фальшивое» сопрано и контральто «в маске». Вдобавок, у маэстро не было под рукой тенора и баса, что мешало ему работать над оперой. «Одним из недостатков певцов является то, что мне не всегда удобно писать для них музыку, так как для одной партии они подходят, а для другой — нет. Поэтому мне хотелось бы знать причину, по которой мое создание может рухнуть». Это говорил маэстро еще 24 октября, начиная работу. Прекрасного тенора Иньяцио Пазини и баса Саверио Джорджи маэстро смог окончательно выбрать только через месяц. 25 ноября с новой партитурой Доницетти покинул Неаполь и морем, через Геную, прибыл 3 декабря в Милан, где в течение месяца работал над переработкой «Марии Стюарт», премьера которой состоялась на сцене Ла Скала 30 декабря при участии Марии Малибран, в силу печальных обстоятельств оказавшейся без голоса (сказывалась болезнь, которая через несколько месяцев приведет к смерти великой певицы). В обстановке всеобщего страха перед надвигающейся холерой и огорченный малым успехом «Марии Стюарт» Доницетти оставил Милан 4 января 1836 года и после семнадцатилетнего перерыва вернулся в Венецию.
В Ла Фениче дела шли не очень хорошо, точнее, все хуже и хуже, как писал Доницетти 14 января Наполеоне Петруччи в Падую. Ставилась опера «Джованна I Неаполитанская» генуэзца Антонио Гранара, и с нетерпением ожидалось возвращение на сцену «Осады Коринфа» Россини. Доницетти предсказывал, что публика будет разочарована из-за участия Антониетты Виаль. Так и оказалось — если снаружи театр был осажден поклонниками красавицы, то внутри россиниевская «Осада» не удалась. Таким образом, Доницетти вновь способствовал популярности театра, возросшей после премьеры «Велизария» (главные роли исполняли Саверио Джорджи (Юстиниан), Челестино Сальватори (Велизарий), Иньяцио Пазини (Аламир), Каролина Унгер (Антонина) и Антониетта Виаль (Ирена), дирижировал Гаэтано Марес), прошедшей 4 февраля с шумным успехом. «Привилегированная газета Венеции» писала, что «успех был самый блестящий, наиболее полный и замечательный. Трудно вспомнить более успешную премьеру».
Этим незабываемым вечером открылась серия из 28 спектаклей. Это событие было отмечено гравюрой, на которой изображение мужественного лица маэстро было окружено портретами четырех главных исполнителей. И в дальнейшем «Велизарию» сопутствовала счастливая судьба — после успешного появления в Ла Скала в августе 1836 года он был повторен 32 раза, а в последующие 10 лет с оперой познакомилась публика всей Европы (от Парижа до Петербурга, от Турции до Эстонии) а также Америки (Нью-Йорк, Филадельфия, Мехико, Рио-де-Жанейро). На сцену Ла Фениче опера возвращалась в 1839 и 1841 годах, и после долгого перерыва, в 1969 году.
«Велизарий» имел шумный успех у публики. Созданный сразу после «Лючии», он знаменует собой дальнейшее развитие драматического начала в творчестве Доницетти. Будучи вдохновленным присутствием великой трагической актрисы, какой была Каролина Унгер, на этот раз Доницетти идет необычным путем, направляя ресурсы бельканто на достижение драматического эффекта, акцентируя исполнительскую декламацию, что наиболее сильно характеризует состояние персонажей, усиливая роль хора, непосредственно принимающего участие в действии. Хотелось бы сказать, что решение Доницетти проблем трагедии Велизария и Антонины могло бы найти аналогию с будущей проблематикой Верди при раскрытии драмы Леди Макбет; но связь этих двух опер требует дополнительного обсуждения» (Перевод Е. Соколова).
Сложные обстоятельства, сопровождавшие создание «Велизария» (к названным в статье надо добавить, что незадолго до этого у Доницетти умер горячо любимый им отец, а связанный многочисленными обязательствами композитор даже не смог проститься с ним) не могли не сказаться на качестве произведения. Сам автор признавал, что «Велизарий» отделан значительно слабее «Лючии». Однако изумительная доницеттиевская музыка заставляет слушателя забыть об анализе соотношения достоинств и недостатков, и наслаждаться ею.
Действие оперы происходит в 565 году — в последний год царствования императора Византии Юстиниана I (483—565). Иллириец незнатного происхождения, Юстиниан стал императором в 527 году. При нем Византийская империя достигла своего расцвета и стала крупнейшим государством мира. В главных завоевательных войнах (Северная Африка — 534 г.; юго-восточная Испания – 554 г.; государство остготов и Италия 555 г.) императорские войска возглавлял великий полководец Велизарий (504-565), трагическая судьба которого (по ложному обвинению он был ослеплен) и послужила сюжетом оперы. По сей день не установлено, каким литературным произведением воспользовался Каммарано при создании либретто, однако можно предположить, что первоисточником послужила «драма в стихах в 5-ти отделениях» «Велизарий» известного немецкого драматурга Эдуарда Шенка. Драма пользовалась большой популярностью, в том числе и в России, где была впервые поставлена в Петербурге 2 ноября 1839 года (перевод И. Г. Ободовского) и держалась в репертуаре до 80-х годов.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: «Триумф». После победы над готами Велизарий во главе войск возвращается в Константинополь, император и народ восторженно приветствуют его. Жена Велизария, Антонина, будучи уверена, что много лет назад их сын погиб от руки отца, по наущению Эутропио замышляет месть. Подделав письма полководца, они обвиняют его в государственной измене. Император и Сенат после мучительных сомнений выносят приговор — изменник будет ослеплен и изгнан из страны. Напрасно Велизарий пытается доказать свою преданность родине — ведь в своё время он, увидев в вещем сне, что его сын поведёт врагов отчизны, решился на сыноубийство.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ: «Изгнание». Воины с грустью обсуждают печальную судьбу своего полководца. Аламир, пленный гот, которому Велизарий заменил отца, решает отомстить Византии.
Вместе с опальным военачальником в изгнание отправляется его дочь Ирена.
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ: «Смерть». Странствующие Велизарий и Ирена встречают войско алан и болгар, которое возглавляют Оттарио и Аламир. Выясняется, что Аламир — сын Велизария и Антонины, чудом оставшийся в живых — вещий сон сбывается. Аламир покидает Оттарио и вместе с отцом спешит к византийским войскам.
Измученная угрызениями совести Антонина признаётся императору, что оклеветала мужа. Ирена рассказывает о сражении с захватчиками — слепой Велизарий встал во главе войск и одержал победу. Она сообщает Антонине, что Аламир — её пропавший сын. Вносят смертельно раненого Велизария. Он прощается с детьми, поручая их заботам императора. Антонина умоляет простить её, но обессилевший Велизарий умирает. Безмерно отчаяние Антонины, император и народ проклинают её.

Х Свернуть

Опера `Велизарий` (1835),  (Доницетти)
Antonina - Leyla Gencer, Irene - Mirna Pecile, Belisario - Giuseppe Taddei, Giustiniano - Nicola Zaccaria, Alamiro - Umberto Grilli, Eudora - Rina Pallini, Eutropio - Bruno Sebastian, Eusebio - Giovanni Antonini, Ottario - Augusto Veronese. Chor: La Fenice di Venezia. Запись 1969 г., Венеция.
       
 
     
Наши контакты