Джон Алдис

Джон Алдис (хормейстер)
Премьера оперы состоялась 26 декабря 1830 года в Милане в театре Каркано.
Действующие лица:
Генрих VIII, король Англии (бас)
Анна Болейн, его супруга (сопрано)
Джейн Сеймур, фрейлина Анны... Читать дальше
Премьера оперы состоялась 26 декабря 1830 года в Милане в театре Каркано.
Действующие лица:
Генрих VIII, король Англии (бас)
Анна Болейн, его супруга (сопрано)
Джейн Сеймур, фрейлина Анны (меццо-сопрано)
Лорд Рошфор, брат Анны (бас)
Лорд Ричард Перси (тенор)
Сметон, паж королевы (альт)
Сэр Хэрви, королевский офицер (тенор)
Придворные, офицеры, лорды, солдаты, егеря
Действие происходит в 1536 г., спустя три года после свадьбы Генриха со своей второй женой Анной Болейн.

Первое действие
Первая картина
В Виндзорском замке придворные ожидают прибытия короля. Они подозревают, что у короля новая возлюбленная и сочувственно перешептываются о предстоящем падении королевы Анны. Джейн Сеймур испытывает угрызения совести.
Появляется Анна и, чтобы развеять царящую в замке унылую атмосферу и свою собственную меланхолию, просит пажа Сметона что-нибудь спеть. Однако когда Сметон, тайно влюбленный в королеву, заводит серенаду о `первой любви`, Анна решительно прерывает его. В глубине души она тоскует по своей первой любви - лорду Перси. В разговоре с Джейн Анна признается, что одинока и несчастна в браке с королем и предостерегает свою фрейлину от соблазнов трона.
Оставшись одна, Джейн Сеймур предается мучительным переживаниям - вдруг Анна узнает о ее связи с королем? Ее репутация под угрозой. Поэтому когда появляется Генрих, она умоляет его прекратить отношения. Но король понимает ее слова по-своему, он думает, что Джейн сама хочет стать королевой, и это только укрепляет его в желании избавиться от надоевшей супруги.
Вторая картина
Король затевает коварную интригу: чтобы получить основания для обвинения королевы в супружеской измене, он возвращает из ссылки лорда Перси. В дворцовом парке происходит встреча Перси с братом Анны лордом Рошфором, Перси признается, что не может забыть Анну, Рошфор пытается предостеречь его.
Среди придворных, собравшихся принять участие в королевской охоте, Анна неожиданно замечает бывшего возлюбленного и не может скрыть своего смятения. Генрих с лицемерной приветливостью приглашает Перси остаться при дворе.
Третья картина
Обожающий королеву паж Сметон хочет вернуть на место миниатюрный портрет Анны, который он недавно тайком унес из ее покоев. В последний раз он целует дорогой образ. Но в этот момент слышатся приближающиеся голоса, и паж поспешно прячется за занавеску.
Входят Анна и ее брат Рошфор. Анна сильно обеспокоена и боится себя скомпрометировать, однако все же поддается на уговоры брата и решается в первый и последний раз принять у себя Перси. Перси незамедлительно приходит и пылко уверяет королеву, что так и не смог изгнать из своего сердца любви к ней. Анна признается, что она бесконечно несчастна в браке с королем, но просит Перси уехать из страны и жениться на какой-нибудь достойной женщине. От этих слов Перси приходит в отчаяние и выхватывает меч с намерением вонзить его себе в грудь. Сметону, который все видит из своего укрытия, кажется, что Перси собирается убить королеву, он выскакивает из-за занавески с намерением помешать этому. Внезапно входит король с приближенными, и Сметон от испуга роняет на пол портрет Анны. Это дает королю желанное `доказательство` того, что Анна обманывает его не только с Перси, но и с пажом. Несмотря на протесты и просьбы Анны он приказывает арестовать всех троих, а заодно и Рошфора.

Второе действие
Первая картина
Анну держат взаперти в одном из покоев замка. Она не питает иллюзий относительно своей судьбы. По приказу короля Хэрви удаляет от нее всех фрейлин. Джейн Сеймур застает королеву за молитвой. Она советует Анне признать свою вину – это единственный способ избежать казни (при этом ясно, что Джейн выполняет поручение короля), но для Анны ложь и бесчестье неприемлемы. Из речей Джейн становится ясно, что в деле замешана любовница Генриха, и Анна спрашивает, кто эта женщина, но Джейн не выдает ее имени и лишь называет ее `несчастной`. Возмущенная Анна проклинает неизвестную и по реакции Джейн, которая не может скрыть своего ужаса, догадывается, что это и есть ее соперница. Она ошеломлена своим открытием, но постепенно ее возмущение сменяется сочувствием и прощением: виновата во всем не Джейн, а ее соблазнитель – Генрих.
Вторая картина
Заседание трибунала. Ради спасения обожаемой королевы паж, введенный в заблуждение Генрихом, решается на ложь и признает себя виновным. Вслед за ним Перси утверждает, что Анна, в сущности, должна быть его законной женой, а ее брак с королем следует признать недействительным. Анна приходит в такое смятение, что едва не лишается чувств, вместе с тем она бесконечно тронута словами Перси. Возмущенный до глубины души король приказывает увести обоих в тюрьму.
Джейн предпринимает последнюю попытку спасти жизнь королевы. Когда Хэрви оглашает смертный приговор, все фрейлины и придворные взывают к милосердию короля. Джейн еще раз горячо умоляет Генриха пощадить супругу, но тот остается непреклонен.
Третья картина
Лорд Перси и Рошфор ожидают казни в лондонском Тауэре. Хэрви приносит хорошую весть: Генрих помиловал их. Однако, узнав о том, что на Анну королевская милость не распространяется, они предпочитают умереть вместе с ней.
Перед казнью фрейлины преисполнены сочувствия к королеве. Когда вводят Анну, все понимают, что она не в себе и рассудок ее помутился: она то воображает, что это день ее свадьбы с Генрихом, то эмоционально переживает расцвет своей любви к Перси. Но вот вводят остальных приговоренных, и сознание Анны ненадолго проясняется, она опускается на колени для молитвы. Внезапно до слуха всех присутствующих доносятся звуки ликования и праздничных салютов – это Генрих отмечает свое бракосочетание с Джейн Сеймур. Анна просит Бога простить их. В заключение всех приговоренных ведут на плаху.

Х Свернуть

Opera `Anna Bolena` (1830),  (Donizetti)
Enrico (Henry) VIII, King of England - Pauel Plishka, Anna Bolena, his wife - Beverley Sills, Giovanna Seymour - Shirley Verrett, Lord Rochefort - Robert Lloyd, Lord Riccardo Percy - Stuart Burrows, Smeton - Patricia Kern, Sir Hervey - Robert Tear. 1972.
      (1)  
Акт первый. Вестминстерский дворец
Елизавета получает письмо от французского короля, в котором тот просит ее руки для своего брата герцога Анжуйского. Одновременно король просит выпустить из... Читать дальше
Акт первый. Вестминстерский дворец
Елизавета получает письмо от французского короля, в котором тот просит ее руки для своего брата герцога Анжуйского. Одновременно король просит выпустить из заточения и отправить во Францию Марию Стюарт, которая уже много лет заключена в замке Фотерингей по обвинению в покушении на английский престол. За Марию просит также Тэлбот, граф Шрусбери. Категорически против высказывается лорд Сесил. Многое будет зависеть от позиции королевского фаворита графа Лестера. Елизавета оставляет Лестера с придворными. Тэлбот просит Лестера поддержать освобождение Марии и для этого устроить личную встречу Марии с Елизаветой. Лестер соглашается. Все, кроме Лестера, уходят. Возвращается Елизавета. После длительного объяснения Елизавета позволяет Лестеру убедить себя — она встретится с Марией и тогда решит ее судьбу.

Акт второй. Парк замка Фотерингей
Мария со своей придворной дамой Анной Кеннеди прогуливается по парку. Прекрасный весенний день рождает в душе узницы надежду на возможное освобождение. Издалека доносятся звуки приближающейся кавалькады охотников. Герольд сообщает, что это королева Елизавета. Входит Лестер. Он рассказывает Марии, что устроил как бы случайную встречу Елизаветы с нею, и умоляет Марию смирить свою гордость и на коленях молить об освобождении. Только так можно добиться милости Елизаветы. Входит Елизавета в сопровождении Тэлбота, Сесила и придворных. Мария опускается на колени. Елизавета подает руку для поцелуя. Кажется, примирение вот-вот состоится, но Сесил провоцирует Елизавету, и та подвергает Марию насмешкам, перечисляет ее любовников, обвиняет в организации убийства собственного мужа. Гордость Марии оскорблена. Она бросает Елизавете самое страшное для той обвинение в том, что она не дочь Генриха, так как её мать Анна Болейн была уличена в супружеской измене и казнена за это, а сам король Генрих подвергал сомнению происхождение Елизаветы. Примирение более невозможно. Елизавета в гневе уходит. Марию берут под стражу.

Акт третий. Сцена первая. Кабинет Елизаветы
Сесил настаивает на том, чтобы Елизавета подписала для Марии смертный приговор. Елизавета колеблется. Входит Лестер и просит помиловать Марию. Тогда Сесил обвиняет Лестер в том, что тот интригует в пользу Марии, потому что решил помочь ей захватить английский престол, жениться на ней, и таким образом стать королем. Разгневанная Елизавета подписывает приказ о казни Марии.

Акт третий. Сцена вторая. Комната Марии
Лорды Сесил и Тэлбот приносят Марии смертный приговор. После его оглашения королева просит Тэлбота остаться: она испытывает к нему чувство уважения. Мария безутешна: приближается смерть, и призраки былых грехов тревожат её, ей то и дело мерещится тень её секретаря Риччо, убитого её мужем. Лорд Тэлбот открывает ей тайну, которая скрыта от всех при дворе: он — католический священник. Мария исповедуется ему в грехах праздности, гордыни и суесловия, признается, что хотела в союзе с дворянином Бабингтоном убить Елизавету и бежать из тюрьмы. Тэлбот отпускает ей грехи и причащает святых таинств.

Акт третий. Сцена третья. Большой зал в замке Фотерингей
Придворные Марии оплакивают свою королеву. Входит Анна. Она в отчаянии. Появляется Мария. Она идет с гордо поднятой головой в королевской мантии и короне. Торжественно прощается она со своими придворными, с Анной, благодарит за службу. Появляются Сесил, Тэлбот и Лестер. Мария благодарит Тэлбота и Лестера за помощь, с презрением отвечает Сесилу, предрекает скорый конец правления Елизаветы и возвращение на престол законной династии Стюартов. Все потрясены королевским величием Марии. Ее уводят на казнь.

Премьера состоялась 30 декабря 1835 года в Милане в театре Ла Скала. Опера попала под запрет цензуры в 1836 году и практически не исполнялась до середины ХХ века.

Х Свернуть

Opera `Maria Stuarda` (1835),  (Donizetti)
Maria Stuarda - Beverly Sills, Elisabetta - Eileen Farrell, Anna Kennedy - Patricia Kern, Roberto - Stuart Burrows, Giorgio Talbot - Louis Quilico, Lord Guglielmo Cecil - Christian du Plessis. Запись 1971 г.
      (1)  
 
     
Наши контакты