ЗИНАИДА ДИДЕНКО (СОПРАНО)





Выводить по: популярности | алфавиту



Последние комментарии к записям

lesovichenko (27.02.2018 19:36) не в сети не в сети
Дуэтная сцена Манон и Де Грие. 4 д.
lesovichenko (06.05.2018 18:20) не в сети не в сети
А. М Лесовиченко СВЕТ УШЕДШЕЙ ЗВЕЗДЫ // Музыка и время, 2018,№3, с.26-27.

Когда заканчивается жизнь видного артиста, у каждого его почитателя остаётся чувство
расставания с целым периодом собственной жизни. Такова профессия: сценические выступления
порождают сильные переживания, а те, в свою очередь, служат опорными сигналами памяти.
Артист уходит, но впечатления о нём ещё долго держатся как свет потухшей звезды.
Для Новосибирска такой звездой, связавшей поколения 60-х-80-х годов, была Народная
артистка России, певица, обладавшая прекрасным драматическим сопрано - Зинаида Диденко. В
начале нынешнего февраля мы простились с этим замечательным человеком, оставившим нас на
80-м году жизни.
Более четверти века она блистала на сцене Новосибирского театра оперы и балета, с 1965
года, после окончания Нижегородской (тогда – Горьковской) консерватории (класс проф. Е.Г.
Крестинского). Была исполнительницей классических партий, среди которых – Аида, Татьяна,
Ярославна, Лиза, Флория Тоска, Манон Леско, Русалка, Виолетта, Джильда, Дездемона, Леонора
(и в «Трубадуре» и в «Фиделио»), Сантуцца, Мария в «Мазепе», Наталья в «Чародейке»,
ведущие партии в «Сицилийской вечерне», «Дон-Карлосе», в советских операх («В бурю» и
«Безродный зять» Т.Н. Хренникова, «А зори здесь тихие» К.В. Молчанова)... Рядом со своими
блестящими партнёрами – Лидией Мясниковой, Валерием Егудиным, Алексеем Левицким,
Александром и Владимиром Прудниками, Владимиром Урбановичем, Анатолием Жуковым, Раисой
Котовой – она находится в числе тех мастеров, которые составили гордость театра, сделали
его одним из крупнейших художественных центров страны. Учитывая, что это происходило в
годы после «Карибского кризиса», когда Новосибирск рассматривался в качестве «запасной»
столицы СССР, Новосибирская опера воспринималась современниками как одна из «лицевых»
организаций советской культуры, её солисты ценились не просто как артисты, но как
«сокровище» великого государства, его духовная сила.
Кроме театральных работ Зинаида Диденко создала большой массив камерно-вокальных
образов в романсах , среди которых произведения П. Чайковского, С. Рахманинова, М.
Таривердиева, В. Гаврилина. А в кругу близких людей её вспоминают ещё и как замечательную
исполнительницу украинских песен, которые она пела с юности, привезя их из родного
Славянска.
Несмотря на большую занятость в театре, у Зинаиды Захаровны было достаточно энергии,
чтобы заниматься многими другими делами. Прежде всего, вокальной педагогикой. С 1974 года
она преподавала в Новосибирской консерватории. Стала ведущим профессором. После ухода со
сцены это оказалось главным делом жизни. В 1992 году она возглавила кафедру сольного пения
и до самого своего конца была её бесспорным лидером. Во многом она сформировала ядро
нынешней новосибирской вокальной школы. Среди выпускников класса Диденко – народные и
заслуженные артисты, лауреаты различных конкурсов – Александр Выскрибенцев, Ольга Бабкина,
Олег Видеман, Татьяна Горбунова, Ирина Новикова, Ольга Егудина, Ирина Чурилова, Светлана
Медведева, Марина Токарева. Надо отметить, что авторитет кафедры постоянно держится на
высоком уровне. Об этом свидетельствует огромный, по нынешним временам, конкурс среди
абитуриентов.
Неуёмная натура Зинаиды Захаровны проявилась ещё и в измерении общественного лидера.
Многие годы она возглавляла профсоюзные организации и в театре и в консерватории,
принимала участие в деятельности профсоюза работников культуры Новосибирской области.
Совсем нетипичным для академической певицы был неизбывный интерес к любительскому
творчеству. Она была председателем Новосибирской организации Всероссийского музыкального
общества, постоянным членом всех певческих конкурсов, проходивших в Новосибирске. Видела в
этом свою ответственность перед слушателями. Кроме того, рассматривала такие мероприятия в
качестве источника пополнения вокального факультета консерватории.
Сохранились немногочисленные записи пения нашей звезды. По ним можно (хоть и
приблизительно) составить представление о мастерстве певицы, но и без них память о Зинаиде
Диденко будут долго хранить ценители оперы, коллеги и ученики. Имя её навсегда вписано в
анналы музыкальной культуры Сибири.
 
     
Правообладателям | По всем вопросам пишите на classic-online@bk.ru