Нажмите на дату, чтобы поменять:
 
   
Тема: Фортепианный цикл `Из дневника`: Тетрадь третья `Дорога к дому` (1990—2007)
Композитор: Юрий Буцко. Исполнитель: Андрей Комиссаров
Комментирует: Mikhail_Kollontay (19.04.2024 12:47)


steinberg писал(а):
Послушал целиком. Музыка держит. Образ лимба. Выше спор о вариациях: я услышал здесь центон, формульность.
Конечно, этих слов не понимаю, но у меня такой случай: я чрезвычайно высоко ставил всегда самые ранние сочинения Буцко, заканчивая примерно ф-нной сонатой, затем в моем понимании наступил огромный, длиннейший провал, которому конца видно не было, но вот, и это исторический момент, Коммиссаров сумел доказать обратное в 3-й тетради. Я ее только глазами смотрел (мне Марина дала ноты), и глазами тоже почудилось нечто новенькое, а оказалось, что мне не померещилось. Надеюсь, это не единичный такой из поздних опусов. А то в последние годы у нас с Буцко было так налажено: мы встречались, обменивались партитурами и записями - и потом ни гугу. Ни мне все это было никак, ни, как я понимаю, моё ему...


Тема: Серенада ночного сторожа для контрабаса, струнных и континуо
Композитор: Генрих Бибер. Исполнитель: Татьяна Гринденко
Комментирует: SmirnovPierre (15.04.2024 13:57)


Приобрела необычайную популярность его знаменитая «Серенада с обязательным призывом ночного сторожа» (1673). Эта пьеса — своеобразная сюита программного характера. Тема сторожа — богемский народный напев из сборника «Богемские братья». Бибер в предисловии описывает необходимый прием исполнения этой серенады: «В Чаконе приходит ночной сторож. Это похоже на то, как здесь сегодня регулярно выкликают время. Инструменты играют все без смычка, как лютня (то же в Гавоте), что хорошо получается, если скрипки держать под рукой». Развитие приемов этой серенады можно проследить в «Ночной страже в Мадриде» Боккерини.https://vk.com/@vinyldrott-genrih-ignac-franc-biber
С хорошим чувством юмора был человек.


Тема: Симфония №5 cи-бемоль мажор (1944)
Композитор: Сергей Прокофьев. Исполнитель: Александр Сладковский
Комментирует: Mikhail_Kollontay (15.04.2024 10:21)


Volovikelena писал(а):
Седьмая
Я думаю, самое тяжелое, наоборот, сочинение у СС, вот 1-я - да, согласен насчет ЕЁ легкости (хотя есть в оркестровых партиях просто как нарочно трудноисполнимые вещи). - Мало того, что Прокофьев уже был физически, по здоровью, еле жив, так он еще был унижен, как прочие коллеги, безобразным постановлением 1948 года, и еще хуже того, как я знаю, набрал долгов-кредитов под строительство дома-дачи на Николиной горе, и денег-то не стало совсем! Может, не все знают, какую положительную и благородную роль тут сыграл Сергей Баласанян, который что-то мог по линии радио, где работал (а может, тут и Атовмьян поспособствовал - помощник и почти соавтор Прокофьева), и вот, детская редакция радио заказала несколько сочинений. Ясно, детских. Заказ позволил просто выжить, но так или иначе, здоровье, может быть, и вера в себя были растоптаны. В музыке 7-й так удивительно смешаны бодрое пионерство, которое требовано было от властей, со знанием гения-пророка о своем завершенном пути, а уж жутче, чем кода симфонии, и представить себе ничего не могу. Я уже как-то писал тут об этом, сказка вроде фильма `Золушка`, смерть с косой, в ожерелье из хрустальных черепов, входит, поскрипывая половицами - тот смертный дьявольский ужас, который мы помним еще по Наваждению и Огненному ангелу, сублимирован таким вот образом, прошел автор путь до точки: до детской сказки, не изжив, а усилив свою природную театральность=бытийность. Не знаю как и сказать. -- Мне случилось работать над начатым, но не написанным 6-м концертом Прокофьева, и не забыть набросков медленной части, где прямо зримо видно, как постепенно угасает и сознание, и просто пишущая рука, теряя смысл, лад и физически почерк - и такой документ писал человек еще довольно молодой по годам, Принц, выжатый и выброшенный на помойку как старая тряпка. И уж наверное он помнил и о первой жене, и о сыновьях, и о том, что с ними со всеми сделали. Страшно и думать. И вот - подоплека 7-й, по-моему.


2
Тема: Симфония №5 cи-бемоль мажор (1944)
Композитор: Сергей Прокофьев. Исполнитель: Александр Сладковский
Комментирует: nikolay (15.04.2024 06:07)


violent писал(а):
А вот тут обидно... Со всем остальным согласен, даже лайкнул, но зачем Вам в конце понадобился этот пошлый банальный снобизм? Зачем это деление... Вы поймите.............
Ваше снисходительно-величественное ДАЖЕ ЛАЙКНУЛ ..... и вдруг какие-то обиды .....

А эти так обидевшие Вас слова не напоминают Вам Ваши наставления ко мне? - `Поймите, нет ничего более простого и примитивного, чем тупое отрицание непонятного. Значительно сложнее понять и разобраться. Ибо нет ничего более приятного в жизни как прозрение и открытие для себя чего-то нового.`

А `коктейль негативных чувств: обиды, отрешенности и пустоты ...` может запросто накрыть СНОБА когда профессионалы, аристократия сайта, `высший свет`,к которым он так стремится, его не понимают.


Тема: Симфония №5 cи-бемоль мажор (1944)
Композитор: Сергей Прокофьев. Исполнитель: Александр Сладковский
Комментирует: Volovikelena (14.04.2024 23:26)


Mikhail_Kollontay писал(а):
Вот как всё меняется, в моё время 5-я (я о Прокофьеве) была чем-то таким само собой разумеющимся, и не вызывала особого интереса, а 6-я очень даже. Хотя, конечно, в обеих видно, что автору как-то все нелегко стало даваться, и чувствуется определенное усилие, что ли.
Мясковского я не упрекаю.) Просто мне легче в его партитурах ориентироваться, есть определенная ясность.

Прокофьева 6-ую сейчас послушала в исполнении Ансерме. Знаю, что не лучший вариант. Ансерме обычно аккуратист, играет без куража.
Но в принципе очень неплохо для первого прослушивания. Лирические темы у Прокофьева хороши, но ничего особо нового в тематизме я не заметила. У него характерный почерк в лирических темах и их инструментовке. Один фрагмент у духовых, правда, удивил. Он там как-то вылез отдельным духовым эпизодом. Но с первого раза в логике разобраться трудно, мне нужно будет раз 6-7, чтобы разобраться. Впечатление хорошее осталось, но и немного давящее ощущение есть.
Про то, что трудно давалось написание, соглашусь. Человек очень меняется с возрастом, и его отношение к жанру, наверное, требует перемен. В 6-ой есть философичность, опыт, очень всё взвешено.
Седьмая после нее - легкая, невесомая и такая милая. Вроде легкая на первый взгляд, а мудрости, в ней, пожалуй, больше, чем в 6-ой.
Как в высказывании протоиерея Николая Гурьянова: `Над мудрыми есть премудрые, а над премудрыми - святая простота.`


Тема: Симфония №5 cи-бемоль мажор (1944)
Композитор: Сергей Прокофьев. Исполнитель: Александр Сладковский
Комментирует: Mikhail_Kollontay (14.04.2024 22:29)


Volovikelena писал(а):
6-ую я не помню, чтобы слушала когда-нибудь. Возможно, в консерваторские годы она была у нас каким-то боком в программе
Вот как всё меняется, в моё время 5-я (я о Прокофьеве) была чем-то таким само собой разумеющимся, и не вызывала особого интереса, а 6-я очень даже. Хотя, конечно, в обеих видно, что автору как-то все нелегко стало даваться, и чувствуется определенное усилие, что ли. (Такое бывает, кто-то более резко стартует, как Мендельсон, и не может удержаться на уровне, а кто-то силу именно на склоне лет настоящую показывает, как Лист или Григ.) Однако 5-ю несравненно чаще играют, это да. Я думаю, что в 6-й довольно трудная партитура, исполнительски, требует бОльшей работы, иначе все рассыплется, как вот сыплется же и эта запись, несмотря на то, что шлагер же играют. А если 6-ю так сыграть, то просто позор выйдет.

Вообще же - я в пропавшем посте про это писал - советский симфонизм страдает весь от схоластики, кто им сказал, что надо писать сонатные формы, или большие трехчастные, а ля Гайдн? так что и про Мясковского Ваш этот же упрёк точен. Я писал, что из наших - только Стравинский вывернулся более или менее, хотя тоже условно это, и у него уж совсем не симфонный способ развития, мышления и т.д. Уж совсем смешно, еще в 60-е годы меня вот учили писать сначала периоды, а потом сонатное аллегро - кому это нужно и какое отношение имеет к действительности??? имел счастье уже в своей 1-й категорически уйти от этой картонки, но ведь и до сих пор этого нередко не понимают. Ну я отвлекся.


1
Тема: Симфония №5 cи-бемоль мажор (1944)
Композитор: Сергей Прокофьев. Исполнитель: Александр Сладковский
Комментирует: Volovikelena (14.04.2024 21:57)


Mikhail_Kollontay писал(а):
Может быть, поделитесь, что в ней Вам не так? у меня, конечно, никакой особой любви тут нет...
Ничего особенного с музыковедческой точки зрения не скажу, так как написана вполне профессионально, интересна с точки зрения оркестровки, тематизма и его разработки. Да и форма скерцо пусть и не нова, но впечатляет.
Для меня она тяжелая, давит. Местами бывает ощущение ужаса, но не моего, а за тех, кто там в эпицентре, кто это переживал воочию. У Прокофьева это получилось передать.
Бывает, что читаешь книгу, к которой именно из-за полноты переживаний и тяжести на душе от этой полноты не хочешь возвращаться больше никогда. Вот у Прокофьева эта тяжесть в симфонии во всех частях. Даже в финале. Для меня лично.
У Шостаковича в седьмой много конкретики, но я к ней без напряжения каждый раз возвращаюсь. Проживаю заново, но мне в нее нетрудно вернуться. Может быть из-за того, что она как-то абсолютно понятна в первой части. Её читаешь, зная, что дальше, и всё равно каждый раз как заново. От нее каждый раз ощущаю боль, но к этой боли не страшно возвращаться.
А от 5-ой Прокофьева боли нет, но в нее не хочется погружаться. Мне ее хочется скорее стряхнуть с себя и подольше не вспоминать.
А 6-ую я не помню, чтобы слушала когда-нибудь. Возможно, в консерваторские годы она была у нас каким-то боком в программе, но у меня не отложилась. Да и не любила я Прокофьева в юности. Разве что к `Алексанлру Невскому` и `Ромео и Джульетте` были более теплые отношения. А потом с началом работы он пошел приоткрываться потихоньку, периодически приводя в восторг. С тем, что есть произведения гениальные в его творчестве, признаю и спорить никогда не буду.


Тема: Симфония №5 cи-бемоль мажор (1944)
Композитор: Сергей Прокофьев. Исполнитель: Александр Сладковский
Комментирует: Volovikelena (14.04.2024 18:13)


violent писал(а):
А вот тут обидно... Классическая музыка просто не может не заставить задуматься. Перед ней мы тут все равны... Понятно, что все мы разные со своими тараканами, но я категорически против деления, особенно деления форумчан на любителей и профессионалов.
Простите, я не хотела Вас обидеть. Никогда не хотела.
Вот за Прокофьева было очень обидно.

Я не делю форумчан никогда, потому что бывают среди них представители не музыкальных профессий, у которых и кругозор шире, и слушали куда больше музыкантов, и мнение их всегда ярче, свежее, интереснее, чем зачастую у музыковедов. Наш Музикус тому пример первый. А иногда профессиональные музыканты могут такое сморозить, что шоковой терапии подобно. И я ляпы выдаю в их числе.
Так что не делю никого и никогда.

Но слушать действительно по-разному можно. Я сейчас не о фоне. Когда произведение знаешь и слушаешь неоднократно с партитурой, оно дает с каждым разом всё больше понимания и интересных находок слушателю. Начинаешь видеть детали, которых не замечал раньше. В том числе и вот эти нити-`швы`, о которых мы говорили. А база в виде музыкального образования как раз подталкивает вот к таким аналитическим вещам.

Я Вам честно признаюсь, что не люблю эту симфонию и добровольно бы ее никогда не переслушивала. Но работа есть работа, и мне регулярно приходится ее переслушивать и заново анализировать для студентов так, чтобы им могло понравиться. (И ведь интересно, что некоторые проникаются ее реалиями и воспринимают с пониманием.) И я с ними вижу каждый раз то, что раньше не замечала, и чего в голову придти не могло.
В этот раз одно из новых ощущений было о том, как Прокофьеву (и любому другому композитору) было сложно что-то писать в этом жанре после того, как континентально прогремела 7 симфония Шостаковича в 1942 и дальше. Писать симфонию во время войны и о войне - изначально быть готовым к сравнению не в твою пользу. А Прокофьев это понимал и всё таки написал очень по своему и в некоторых моментах не менее страшно.

Простите за большой текст. Просто не смогла не вступиться за Прокофьева.


Тема: Симфония №5 cи-бемоль мажор (1944)
Композитор: Сергей Прокофьев. Исполнитель: Александр Сладковский
Комментирует: violent (14.04.2024 17:39)


Volovikelena писал(а):
.....
У него произведения не для развлечения. О них и в них принято думать. Ну, для тех, кто умеет или хочет научиться.)
А вот тут обидно... Со всем остальным согласен, даже лайкнул, но зачем Вам в конце понадобился этот пошлый банальный снобизм? Зачем это деление на думающих и ищющих развлечений? Вы поймите, Вас тут читают и почитают. На этом сайте за долгие годы я перевидал много личностей всяких, каких угодно, но не было среди них недумающих. Классическая музыка просто не может не заставить задуматься. Перед ней мы тут все равны... Понятно, что все мы разные со своими тараканами, но я категорически против деления, особенно деления форумчан на любителей и профессионалов. Иногда вот кто-нибудь заинтригует каким-либо музыкальным произведением, что душа прямо рвётся наружу высказаться, но в конце приписочка `а что думают об этом профи?`, настроение тут же меняется, огонь в душе угасает и тебя накрывает смешанный коктейль негативных чувств: стыда, обиды, отрешённости и пустоты...


2
Тема: 6 багателей для фортепиано (1823-1824)
Композитор: Людвиг ван Бетховен. Исполнитель: Михаил Коллонтай
Комментирует: Mikhail_Kollontay (14.04.2024 17:00)


Чувство-море писал(а):
Если бы у Бетховена
Если о Лунной сонате: задача удержать ритм, не уклоняться вправо-влево, все, что ты имеешь сказать, сказать только звуком и артикуляцией. Заранее решить, где ты даешь себе свободу, 1-2 раза - в данном случае это квинтсекстаккорд почти перед кодой и наступление самой коды (где вступают литавры то есть). Таким образом, исполнительский процесс главным образом рациональный и стОит недорого тем самым. Однако иметь такой контроль нелегко, вот и я тут не совладал с роялем - кое-что не ответило, а уж о мазне и не говорю, ноя идеальной чистотой я никогда не владел, поскольку рояль дело не моё. Это от количества работы не зависит, если нет внимания, то внимания нет. А кому-то это легко, всегда всё точно играют. Впрочем - и они порой, особенно с возрастом, теряют ноты. Вчера вот как раз слушал концерт Брамса 1-й, играет прекраснейший музыкант, эстонский, Ивари Илья (он у меня когда-то учился год-два), казалось, Ивари всегда был как воспроизводимый компакт-диск по точности - но, смотрю, даже он пару нот зацепил в этом не особо сложном сочинении. Хотя ему там в кадре что-то лет 55, но уже и это немало. https://youtu.be/rSZ4YzDvJOg

Надо понимать, что съемка запись чисто репортажного характера, это значит, что пиано невозможно. Чем нежнее берешь пиано, тем грубее автоматика выталкивает его наверх самым реальным образом.

Казалось, мелизматику играл не спеша, как хотел, но звучит-то гадость везде.

А если о багателях, там совсем другая задача, куда ближе к романтической музыке, свобода, наоборот, совершенно необходима. но вопрос какая и где именно.


1
Тема: Симфония №5 cи-бемоль мажор (1944)
Композитор: Сергей Прокофьев. Исполнитель: Александр Сладковский
Комментирует: Volovikelena (13.04.2024 23:52)


violent писал(а):
Первая часть симфонии скучноватая. Фрагментарно вроде неплохо, местами замечательно, но в целом... Прокофьев мастер фрагмента, музыкальных идей. Но вот сшивать эти фрагменты в единое целое для него мука и как результат - отсутствие цельности. Первая часть - это вынужденный фундамент здания. А вот вторая часть - это само здание.
Бедный Прокофьев - `сшивать` фрагменты не умел, оказывается. И цельность где-то завалялась.
А может быть Вы просто не заметили мастерски сделанных швов? Есть ведь мастера, в том числе, хирурги, которые сшивают незаметно для, скажем, непрофессионального взгляда.
Иначе бы Вы и цельность заметили.
Мне приходится с разным Прокофьевым работать - оперным, балетным, симфоническим, фортепианным. И цельность не только есть - она меня поражает, насколько мастерски сделана.
А монтажность - его привычный принцип работы. Да и не только у него. У Мясковского в симфониях иногда просто чертёж наблюдается, до того всё разложено по полочкам. (И не мудрено - инженер по первой профессии.) Каждой теме - своё место. Аж с цезурами. И прекрасно воспринимается.
А Прокофьев не чертит - он просто любит яркие контрасты, очень яркие, и притом не выглядит эклектиком. А нити, которыми он всё сшивает, обычно видны не с первого раза и часто - начиная с конца.
У него произведения не для развлечения. О них и в них принято думать. Ну, для тех, кто умеет или хочет научиться.)


4
Тема: Симфония №5 cи-бемоль мажор (1944)
Композитор: Сергей Прокофьев. Исполнитель: Александр Сладковский
Комментирует: Mikhail_Kollontay (13.04.2024 11:06)


violent писал(а):
Первая часть симфонии скучноватая
Штука в том, что изменились требования к исполнению и записи. Люди настолько вошли в своем восприятии в уровень небольшого числа лидирующих оркестровых коллективов и суперзаписей, с безукоризненной, гиперперфектной отделкой того и другого, что уже не могут воспринимать продукт, если он не вполне корректен. Ведь тут все систематически играют не вместе, как попало. И звук при записи с концерта выверить тоже у нас невозможно. Мы не анализируем, не особенно замечаем это, не понимаем в чем дело конкретно - мы просто разочарованы.

Я всё это не от теории, а от постоянной работы последних лет над собственными записями оркестра. Получаешь записанный материал, который тошно, воистину тошно слышать. И дальше надо огромный терпеливый труд по доводке и подгонке. Иногда даже небольшое число точечных поправок улучшает восприятие в 3,62 раза.

А композитор... что композитор, он в полной зависимости от озвучания его партитуры.


3
Тема: Симфония №5 cи-бемоль мажор (1944)
Композитор: Сергей Прокофьев. Исполнитель: Александр Сладковский
Комментирует: violent (13.04.2024 08:36)


Первая часть симфонии скучноватая. Фрагментарно вроде неплохо, местами замечательно, но в целом... Прокофьев мастер фрагмента, музыкальных идей. Но вот сшивать эти фрагменты в единое целое для него мука и как результат - отсутствие цельности. С другой стороны, понимаю, взявшись за грандиозное строительство, коей является 5 симфония, невозможно обойтись без общего плана, конструкции, архитектоники и пр. Первая часть - это вынужденный фундамент здания. А вот вторая часть - это само здание. И тут истинный Прокофьев выдаёт нам такого Гауди! Я просто в оглушительном восторге пребываю. Бесовство тут в полной своей красе. Ох уж эти безумные танцы по кругу. И что-то мне напоминает этот хоровод? Ну да, конечно, финал `8 с половиной` Феллини...

Тема: `Демон Лапласа`, цикл для фортепиано (2024) в шести частях
Композитор: Алексей Шмурак. Исполнитель: Тымиш Мельник
Комментирует: alexshmurak (08.04.2024 15:41)


SmirnovPierre писал(а):
что имелось в виду под демоном Лапласа
мысленный эксперимент
есть собственно программа каждой из частей:

1. Сказка о потерянном времени:
- клиповое мышление, дереализация и деперсонализация, отчуждение, невозможность пережить и охватить, невозможность пережить в собственном теле, травма упоминания, блокирование переживания;

2. Вальгалла:
- символическое, идеальное пространство объединения духов и символов, пространство после страдания, но и пространство после смерти;

3. Теория всего и 6. Все:
- логичность, причинность, последовательность, универсальность, неотвратимость;

4. Бесконечная шутка:
- невроз демонстративного поведения, невротическое желание понравиться, ужас фрустрации (желание, которое не может осуществиться);

5. Колыбельная для вулкана:
- диалектика успокоения и истерики; каждая стабильность разражается кризисом; каждое противостояние выдыхается и рождает новую стабильность.

Если кому удобнее слушать с нотами, есть на Ютубе:
https://youtu.be/O5FWDmeG6sQ


3
   
         
         
Наши контакты