CLASSIC-ONLINE.RU
Регистрация
Поиск по сайту
КОМПОЗИТОРЫ
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
ТОП 100
/
ПО СТРАНАМ
/
ПО ЭПОХАМ И НАПРАВЛЕНИЯМ
/
КНИГИ
ИСПОЛНИТЕЛИ
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
ТОП 100
/
КОЛЛЕКТИВЫ
/
КНИГИ
Пользователь: olgavard
Информация о пользователе olgavard (
не в сети
)
Дата регистрации:
23.12.2009 00:24
Последний визит:
12.09.2024 01:50
Страна:
Украина
Город:
Киев
Пол:
Женский
Еще о себе:
Музыкант, люблю все прекрасное.
Добавил аудио:
74
Комментарии:
1
Плейлист:
5
Друзья:
2
Тема:Камерный концерт для фортепиано, скрипки и 13 духовых (1923-25)
(02.03.2019 16:00)
Камерный концерт (1925) — последнее сочинение атонального периода. В
нем наблюдаются элементы додекафонной техники, уже созданной к тому
времени Шёнбергом, но додекафонии как всеохватной системы
звуковысотных связей здесь еще нет.
Если «Воццек» оказался первым опытом и вместе с тем крупнейшей удачей
Берга в оперном жанре, то Камерный концерт стал его великолепным
достижением в концертном жанре, тоже фактически ничем не
подготовленным. Концерт посвящен пятидесятилетию Шёнберга (в 1924
году), хотя автор и не успел его завершить к дате. Произведение
открывается эпиграфом, основанным на звуковых криптограммах имен и
фамилий трех главных представителей Нововенской школы Арнольда
Шёнберга, Альбана Берга и Антона Веберна. Эти последовательности
звуков служат интонационной основой многих тем концерта и эпизодически
трактуются как микросерии. Таким образом, концерт оказывается своего
рода манифестом союза трех композиторов-единомышленников.
Камерный концерт Берга продолжает лучшие традиции классического
инструментального концерта. Его сольные партии изложены с виртуозным
блеском, они звучат на богатом ансамблевом фоне, в развертывании
формы сказываются принципы игры и соревнования. Но традиционное
игровое начало представлено здесь в чрезвычайно индивидуализированной
форме, «инструментальный сюжет» концерта совершенно неповторим. После
упомянутого краткого эпиграфа, звучащего у солирующих инструментов и
валторны, скрипка умолкает надолго: первая часть концерта (в форме
темы и пяти вариаций) написана для фортепиано и ансамбля, причем
тема, исполняемая ансамблем, по своей роли близка к первой,
оркестровой экспозиции классического инструментального концерта *.
* Идея краткого показа солирующего инструмента в самом начале первой,
оркестровой экспозиции заимствована Бергом, по-видимому, из Четвертого
фортепианного концерта Бетховена.
Вторая часть (Adagio) исполняется скрипкой в сопровождении ансамбля,
и только в третьей части, написанной в форме рондо с интродукцией,
соединяются оба солирующих инструмента, причем в интродукции они
выступают без ансамбля – это совместная каденция двух солистов.
Построение частей и всего цикла также основано на оригинально
трактуемых игровых принципах.
Все вариации первой части точно воспроизводят ведущий мелодический
голос темы, но в разных модификациях: первая вариация (для одного
солирующего, фортепиано) – в прямом движении, вторая • в ракоходном,
третья - в инверсии, четвертая – в ракоходе инверсии, пятая – снова в
прямом движении (в этих трансформациях с очевидностью сказывается
влияние додекафонной техники). Неожиданна и форма самой темы —
сонатная экспозиция (как уже говорилось, тема выступает в роли
первой, оркестровой экспозиции).
Вторая часть представляет собой зеркально симметричную
концентрическую форму, основанную на пяти темах (с их многочисленными
вариантами): начиная с определенного момента (это ось симметрии) весь
прозвучавший ранее материал излагается ракоходно, возвращаясь в итоге
к своему началу. Ракоходное движение (правда, неточное) охватывает
все слои фактуры.
В третьей части можно увидеть совсем уже исключительное явление –
контрапункт форм. В ней совмещаются композиционные структуры и
материал первой части (тема с вариациями) и второй (те же пять тем в
той же последовательности и с использованием ракоходного движения). Но
оба пласта структуры различимы лишь при анализе, так как они
переплетаются и сильно видоизменены, линии ведущих голосов двух
предыдущих частей порою трудноузнаваемы. Вместе же они составляют...
третью форму – рондо с интродукцией.
Сказанного достаточно, чтобы оценить степень оригинальности
построения Камерного концерта. Но еще более неожиданным оказывается
его эмоциональное содержание: вместо обычной для концертного жанра
объективации музыкальных эмоций, даже трагических, в произведении
Берга, при всем виртуозном блеске изложения инструментальных партий,
господствует глубоко интимный тон высказывания (нечто подобное можно
найти только в Ля-мажорном фортепианном концерте Листа, сочинении
гораздо более светлого характера, свободном от пессимистической
рефлексии). Музыка Камерного концерта выражает эмоции преимущественно
сумрачные, Adagio (пожалуй, и первая часть) проникнуто эротическим
томлением, порой мучительным, достигающим невиданной ранее
интенсивности, одухотворенности и богатства оттенков.
https://www.classic-music.ru/6zm119.html
Наши контакты
Тема:Камерный концерт для фортепиано, скрипки и 13 духовых (1923-25)
(02.03.2019 16:00)
нем наблюдаются элементы додекафонной техники, уже созданной к тому
времени Шёнбергом, но додекафонии как всеохватной системы
звуковысотных связей здесь еще нет.
Если «Воццек» оказался первым опытом и вместе с тем крупнейшей удачей
Берга в оперном жанре, то Камерный концерт стал его великолепным
достижением в концертном жанре, тоже фактически ничем не
подготовленным. Концерт посвящен пятидесятилетию Шёнберга (в 1924
году), хотя автор и не успел его завершить к дате. Произведение
открывается эпиграфом, основанным на звуковых криптограммах имен и
фамилий трех главных представителей Нововенской школы Арнольда
Шёнберга, Альбана Берга и Антона Веберна. Эти последовательности
звуков служат интонационной основой многих тем концерта и эпизодически
трактуются как микросерии. Таким образом, концерт оказывается своего
рода манифестом союза трех композиторов-единомышленников.
Камерный концерт Берга продолжает лучшие традиции классического
инструментального концерта. Его сольные партии изложены с виртуозным
блеском, они звучат на богатом ансамблевом фоне, в развертывании
формы сказываются принципы игры и соревнования. Но традиционное
игровое начало представлено здесь в чрезвычайно индивидуализированной
форме, «инструментальный сюжет» концерта совершенно неповторим. После
упомянутого краткого эпиграфа, звучащего у солирующих инструментов и
валторны, скрипка умолкает надолго: первая часть концерта (в форме
темы и пяти вариаций) написана для фортепиано и ансамбля, причем
тема, исполняемая ансамблем, по своей роли близка к первой,
оркестровой экспозиции классического инструментального концерта *.
* Идея краткого показа солирующего инструмента в самом начале первой,
оркестровой экспозиции заимствована Бергом, по-видимому, из Четвертого
фортепианного концерта Бетховена.
Вторая часть (Adagio) исполняется скрипкой в сопровождении ансамбля,
и только в третьей части, написанной в форме рондо с интродукцией,
соединяются оба солирующих инструмента, причем в интродукции они
выступают без ансамбля – это совместная каденция двух солистов.
Построение частей и всего цикла также основано на оригинально
трактуемых игровых принципах.
Все вариации первой части точно воспроизводят ведущий мелодический
голос темы, но в разных модификациях: первая вариация (для одного
солирующего, фортепиано) – в прямом движении, вторая • в ракоходном,
третья - в инверсии, четвертая – в ракоходе инверсии, пятая – снова в
прямом движении (в этих трансформациях с очевидностью сказывается
влияние додекафонной техники). Неожиданна и форма самой темы —
сонатная экспозиция (как уже говорилось, тема выступает в роли
первой, оркестровой экспозиции).
Вторая часть представляет собой зеркально симметричную
концентрическую форму, основанную на пяти темах (с их многочисленными
вариантами): начиная с определенного момента (это ось симметрии) весь
прозвучавший ранее материал излагается ракоходно, возвращаясь в итоге
к своему началу. Ракоходное движение (правда, неточное) охватывает
все слои фактуры.
В третьей части можно увидеть совсем уже исключительное явление –
контрапункт форм. В ней совмещаются композиционные структуры и
материал первой части (тема с вариациями) и второй (те же пять тем в
той же последовательности и с использованием ракоходного движения). Но
оба пласта структуры различимы лишь при анализе, так как они
переплетаются и сильно видоизменены, линии ведущих голосов двух
предыдущих частей порою трудноузнаваемы. Вместе же они составляют...
третью форму – рондо с интродукцией.
Сказанного достаточно, чтобы оценить степень оригинальности
построения Камерного концерта. Но еще более неожиданным оказывается
его эмоциональное содержание: вместо обычной для концертного жанра
объективации музыкальных эмоций, даже трагических, в произведении
Берга, при всем виртуозном блеске изложения инструментальных партий,
господствует глубоко интимный тон высказывания (нечто подобное можно
найти только в Ля-мажорном фортепианном концерте Листа, сочинении
гораздо более светлого характера, свободном от пессимистической
рефлексии). Музыка Камерного концерта выражает эмоции преимущественно
сумрачные, Adagio (пожалуй, и первая часть) проникнуто эротическим
томлением, порой мучительным, достигающим невиданной ранее
интенсивности, одухотворенности и богатства оттенков.
https://www.classic-music.ru/6zm119.html