Пользователь: abyrvalg

         
   
Информация о пользователе abyrvalg (не в сети )




   
   


Тема:Semi-опера `Король Артур`
(10.07.2015 08:37)
Эта постановка в свое время была одна из самых экстравагантных и
бесшабашных по замыслу. Я её смотрел сначала с недоумением, а потом
понял в чём весь прикол - просто спектакль надо смотреть до конца.
А если говорить о самом сочинений, то `Король Артур` — одна из самых
громоздких и сложных для постановки опер 17 века. Дело в том, что
оперная традиция английского барокко мало напоминает континентальную,
хотя в самой музыке Перселла присутствует выдает явные различные
влияния именно континентальных образцов, начиная от музыки круга Люлли
и его учеников. Надо также иметь в виду, что во времена композитора
жил да был в прямом смысле этого слова веселый король Карл 2, с очень
весёлым и неунывающим нравом, который всемерно старался подражать
своему французскому коллеге, шикарному Людовику 14, и посему приятный
французский аромат как раз должен был быть по нраву. Но проблема была
в том, что веселый аглицкий король, основной заказчик перселловских
опер, был не слишком тонким меломаном: злые языки утверждали, что он
любит только ту музыку, под которую ему легко отбивать такт носком
сапога.
И не нашли ничего лучшего как написать оперу для потехи короля не на
обычно принятый в то время мифологический, а на
национально-исторический сюжет. И вместо стройной формы а-ля Люлли в
архитектонике - получилась утомительная многословность и дробность.
Хотя казалось бы, вроде сам выбор сюжета, король Артур, с его целой
горой персонажей и сюжетных линий - Круглый стол, королева Гиневра,
Ланселот Озерный, - была бы круть невероятная на выходе. Ан нет. Но
когда, смотришь эту оперу, то начинаешь понимать, что в либретто
Джона Драйдена сама история Артура, сражающегося с
саксонцем-язычником, королем Кентским Освальдом, оказывается только
предлогом для какой-то безумно и лихо закрученной путаной
аллегорической мешанины, в основе которой лежит одно прославление
великого британского государства. Что-товроде нашего патриотического
`Ивана Сусанина`, только с нимфами, пастухами, солдатами и гениями,
где христианство смешалось с язычеством и тд. Куча-мала, короче.
Десятки персонажей, величественные сцены с хорами, перемежающиеся
какими-то мини-фарсами и мини-балетами,— вот что такое `Король Артур`.
Финал же оперы, вообще, хоть стой - хоть падай по наглядности: хор
флудит незамысловато про эль, пудинг и прочую старую добрую Англию;
потом появляется Венера, которая нарекает страну своим жилищем, а
после этого трогательного намека на гомерический блуд, царивший при
королевском дворе, вдруг звучит обращение к св. Георгию Победоносцу —
патрону Великобритании.
Но и это ещё не всё. Когда досматриваешь до конца оперу, с его,
временами, величественными эпизодами, разбавленными иногда
действительно смешными вещами, много разговорных диалогов; музыка
доходчива не только интеллектуалам, но и простому люду, с эффектными
зрелищами, - то в голову приходит одна единственная мысль, - так это
же чистой воды мюзикл. В опере, по сути дела, заложены все ингредиенты
какого-нибудь популярного развлекательного шоу. Ай да Перселл.
Хотя в самой постановке не всё бесспорно, бывает либо не додумали
что-то, либо переборщили. Но в целом, от просмотра этой всей
фантасмагории удовольствие действительно можно получить.
    


Тема:Опера `Орфей и Эвридика` (1762)
(08.07.2015 20:25)
precipitato писал(а):
С возвращением!
I`ll
be back
    


Тема:Опера `Сибирь`
(29.03.2015 09:54)
Andrew_Popoff писал(а):
Увы, как я и ожидал,
сюжетец - клюква полная. Особенно забавляют имена. Женские: Стефана,
Никона; мужские: Глеби, Алексис. :)

Неужели русская жизнь такая непонятная?
Либреттисты Джордано
понимали в русской жизни столько же, сколько я понимаю в квантовой
физики. Причем у Джордано ведь две оперы на русский сюжет - `Федора` и
эта `Сибирь`. Та же `Федора` тоже блещет своей несуразностью. Чего
стоит только `нигилист` Лорис Ипанов, и `шпионка` Федора.
У меня, кстати, целая коллекция `русских` опер забугорных
композиторов. В свое время была популярна `История Русской империи при
Петре Великом` Вольтера, легшая в основу многих опер, самые известные
петровские из них у Гретри, Доницетти и Лорцинга.
Кстати говоря, наши известные литературные произведения довольно
часто попадают в основу либретто ихних опер. У Галеви была `Пиковая
дама`, На `Женитьбу` Гоголя положили музыку Мартину и Вернер Эгк с
одноименными операми, У Яначека, понятное дело, `Из мертвого дома` и
`Катя Кабанова` по `Грозе`. `Медведь` Чехова у Уолтона есть, есть
даже опера швейцарца Зутермейстера `Раскольников` по `Преступлению и
наказанию`. Даже у известного Альфано, досочинившего концовку к
`Турандот` есть опера `Воскресение` по понятно какому произведению.
Но это если берут за основу какое-то произведение, а если либреттисты
начинают сами выдумывать либретто про русскую жизнь, то тогда
действительно хоть стой хоть падай. `Иван четвертый` Бизе, где имеется
некий персонаж с фамилией Ёрлофф, страшно обиженный на царя и главная
действующая сила - черкесы, прямо требующие у царя свою независимость,
они так прям и поют в опере хором: `да здравствует наша
независимость`. У Дворжака есть совершенно фантастическая опера
`Димитрий`, где вроде бы русская история описывается из Смутного
времени про Лжедмитрия, но основной конфликт - какой-то диковатый
любовный треугольник Димитрий - Марина - Ксения, дочь Бориса Годунова;
Шуйский в опере почему-то оказывается опекуном Ксении и т.д. и т.д.,
хотя музыка замечательная сама по себе.
Кстати говоря, тема русской оперы зарубежных композиторов вообще как
минимум можно рассматривать как тему для научной диссертации, т.к.
подобных опер немало было сочинено, начиная с оперы `Борис Годунов,
или Коварством достигнутый трон` Маттезона.
    


Тема:Пролегомены (легкие пьесы для фортепиано) (2014)
(27.03.2015 19:08)
LAKE писал(а):
1. Думаю, что не может. Он,
конечно, может сочинить ` какое-нибудь высокодуховное сочинение`, но
оно таковым и останется, а в качестве православной церковной музыки
будет никуда не годным:). Никак не пойму, что Вы хотите донести до
понимания? Не стоит, наверное, смешивать светскую и церковную
`духовности`:)) Вот заметьте, уважаемый abyrvalg, с какой
настойчивочть светская музыкальная духовность:) старается встроиться в
церковную, а вот церковная православная музыка себя совершенно не
навязывает в филармониях:).
2. Естественно, вот и Mikhail_Kollontay написал справедливые слова:
`Что должно православное пение делать в концертах, интересно знать.
`
1. Ну вот собственно Вы и написали то, что я хотел донести.

2. С помощью Ваших слов я теперь согласен с Mikhail_Kollontay.

То есть получается все со всем согласны. А о чем тогда я спорю?
    


Тема:Пролегомены (легкие пьесы для фортепиано) (2014)
(27.03.2015 18:44)
LAKE писал(а):
Чем больше авторства в такого рода
духовной музыке, тем меньше в ней той самой духовности, религиозной
духовности. Мессы неавторские, строгие:) и даже очень, скажем,
древние:), у большинства слушателей, имею в виду соответственным
образом религиозно воспитанных слушателей, вызывают, уж простите,
чувства высокие, мысли о вечном, очеловечивают, сиречь обожествляют
большинство из нас. Мессы же авторские, коими `кишат` два последних
столетия, при всей красоте, изысканности гармонических решений и
проч., могут вызвать искреннее восхищение ими как таковыми, но
совершенно не настраивают на общение с Тем, к Кому они обращены.
Православие в духовной музыке упорно идет не в ногу со всеми этими
процесами, уж простите, поголовной, всеобъемлющей, плановой
либерализации, тем самым сохраняя самоё себя. И правильно делает, как
мне кажется:)
Вы меня извините, но то что Вы написали, это больше
похоже на схоластику. Для меня духовная музыка - это любая музыка
(церковная, околоцерковная или не церковная), которая настраивает меня
на высокие мысли, и это могут быть и кантаты Баха, и оратории Генделя,
и `Колокола` СВР, и последние сонаты Бетховена. Я совсем не
религиозный человек, но тем не менее для меня разделять духовную
музыку в зависимости от того - принадлежит ли она безымянным именам
среди клира или имеет авторство среди светских композиторов, - это
такая же ересь как и продажа индульгенции. Как будто нецерковный
человек не в состоянии без помощи того же православия сочинить
какое-нибудь высокодуховное сочинение. Церковная музыка, на мой
взгляд, вообще по большому счету не имеет самостоятельного значения
без соответствующей литургической службы и имеет больше
вспомогательные функции для создания нужной атмосферы для молитвенных
действий.
    


Тема:Пролегомены (легкие пьесы для фортепиано) (2014)
(27.03.2015 18:00)
musikus писал(а):
Это не про СВР.
Да, это не
про СВР, если только не вырывать из контекста слова.
    


Тема:Пролегомены (легкие пьесы для фортепиано) (2014)
(27.03.2015 07:41)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Дурили как могли, в
общем.
Вообще-то, по-поводу такой музыки трудно сказать, — почему
у нас так все сложилось с органом, колокольчиками и т.д., то ли дело
в художественной косности православия, или в отсутствии действительно
сильной традиции авторской духовной музыки (и, соответственно,
авторских вольностей), которая была в Европе. Но в нашем обиходе
православная духовная музыка почему-то достаточно робко заявляет о
себе как о совсем самостоятельном произведении, чем западная. Причем
это характерно было даже в начале 20 века, в пору поисков и
экспериментов. Хотя вроде Гречанинов и писал для хора и органа, но это
только потому, что сам искренне мечтал ввести орган в православное
богослужение. И заметно было, что не было какой-то потребности
навязать духовной музыке стандартные консерваторские стереотипы (на
что совсем плохо смотрели), а скорее была потребность в сочинительстве
навязать себе нечто наугад вычитываемое в церковной музыки. Этим,
кстати, отличается `Литургия` СВР. Он же с первых дней задумывал
`Литургию` как концертное произведение, в котором он, впрочем, не
пошел по пути заимствования из арсенала традиционных распевов. Это все
будет в его `Всенощной`. Он просто педантично сочинял, скрупулезно
перекладывая на музыку каждое слово, отведенное хору в богослужебной
практике. Хотя можно было создать из этой `Литургии` многочастную
циклическую концертную композицию. Никто вроде не запрещал. Кстати, в
первом исполнении `Литургии` в Питере в 1909 году на концерте было
запрещено даже хлопать, что в очередной раз говорит о какой-то
косности. Вообще же странное впечатление до сих пор производят наши
литургические произведения при их концертном исполнении: это все равно
что при исполнении Эсхила или Софокла на сцену выйдет один хор и
отбарабанит свою партию при полном отсутствии актеров. Мы уже
упомянули ектению, когда дьякон дьякон произносит фразы-прошения, в
ответ на которые хор (всего-навсего рефреном) повторяет: `Господи
помилуй`. И таких ектений много. И у того же СВР имеются специально
сочиненные пассажи, где временами просто десятки раз подряд
повторяется одно и то же `Господи помилуй` и ничего больше. Хотелось
бы это слушать не так формально и в виде сплошной заунылой монотонии.
    
   
         
Наши контакты