Пользователь: abyrvalg

         
   
Информация о пользователе abyrvalg (не в сети )




   
   


Тема:Оратория `Иуда Маккавей` (1746)
(23.02.2015 17:59)
abyrvalg писал(а):
Но очень давило, правда,
мнение так называемых `авторитетных людей`, писавших, что Гендель,
мол, это такой пустоватый композитор, чьи громкие сочинения больше
похожи на цимбалы с хором, чем на глубокие содержательные
произведения.
Кстати, это мнение почему-то только у нас
распространено до сих пор. Во всем мире интерес к Генделю, начиная с
60-х годов, стал просто огромным. Количество постановок уже
неисчислимо, я уже не говорю про чисто генделевские оперные фестивали
как в Геттингене, наподобие Зальцбурского. Почести, которые оказывают
Генделю нынешние театры, нынешние исполнители и, что самое главное,
звукозаписывающие компании, совершенно ошеломляют. По степени
популярности и многотиражности Гендель уже более чем уверенно теснит
многих `мастистых зубров`, составлявших прежде основной репертуар
оперных театров. По количеству выходящих записей его опер — тем более.
Даже интерес к Моцарту явно пошел на спад в последнее время — в
случае же с Генделем спада, насколько я вижу, не предвидится.
Очевидно, музыка Генделя настолько нравится публике ,что тут все
всерьез и надолго; и только наши театры до сих пор плетутся в хвосте,
видимо тоже считая, что Гендель Баху не ровня. Ставить не умеют, а
если ставят - то убожество какое-то одно. Ну и публика отечественная
наша тоже, видать, до Генделя не созрела, увы.
    


Тема:Оратория `Иуда Маккавей` (1746)
(23.02.2015 17:15)
Maxilena писал(а):
Вы знаете, это стааарый спор -
о личностях творцов.
Несколько лет назад я еще был убежден ,что
Гендель и рядом не стоял с Бахом. После того как я существенно начал
продвигаться в, так сказать, в изучении Генделя, то мнение мое стало
постепенно меняться. Но очень давило, правда, мнение так называемых
`авторитетных людей`, писавших, что Гендель, мол, это такой пустоватый
композитор, чьи громкие сочинения больше похожи на цимбалы с хором,
чем на глубокие содержательные произведения.
Сейчас же, после того как прослушал очень много Генделя, про себя
могу точно сказать, что я сделался истинным гендельянцем, искренне
полюбил музыку Генделя и исключительно ее ценю. А все досужие
рассуждения закоренелых бахистов, что все оратории и оперы Генделя не
стОят одной кантаты Баха - ну, это их проблемы. Вернее, это значит,
что они вовсе не знают творчество Генделя и все.
Я бы мог, конечно, здесь написать еще сто пятьдесят строк в защиту
Генделя, но все это бесполезно, если человек не знает творчества
Генделя. Гендель и Бах - это две разные планеты, два разных полюса
мировоззрения и сравнивать их также глупо как, скажем, оперы Доницетти
с операми Мусоргского.
    


Тема:Оратория `Иуда Маккавей` (1746)
(23.02.2015 16:21)
Maxilena писал(а):
А через 30 дней будем
праздновать рождение того, из-за которого Гендель остался великим, но
не стал величайшим.
Вы знаете, мне Гендель симпатичен не только
как композитор, но и как человек. Бах - это человек в футляре, если уж
сравнивать с Генделем, а у последнего не только творчество, но и сама
жизнь была насыщенной. Одни его только деловые путешествия по Европе
чего стОят, а как он свою коммерцию поставил на поток, это же супер.
Во-первых, он был супербогат; известно, что после себя он оставил 20
тыс. фунтов стерлингов (сегодня это около трех миллионов долларов).
Во-вторых, он был юристом, закончил юридический факультет университета
в родном Галле. В-третьих, он Гендель был одним из первых музыкантов,
для кого стипендии при дворе перестали быть главным источником дохода.
Он не только писал музыку, но и ставил свои произведения на сцене.
Т.е. он был и композитором, и либреттистом, и импресарио. Плюс - его
финансовая и деловая находчивость в творчестве. Как известно, он на
своих операх не очень-то разбогател и тогда прибегнул к сочинению
оратории, которые прибыли давали гораздо больше, потому что для них не
требовались костюмы с декорациями. А еще больше ему удавалось
сэкономить на певцах. Оратории, как правило, исполнялись относительно
недорогим хором, в который Гендель брал местных певцов. Он быстро
оценил преимущества ораторий и после `Мессии` не написал ни одной
оперы. И такая новая стратегия позволила ему выйти из-под опеки
аристократии и полагаться на собственный талант и зрителей.
Гендель был идеальным бизнесменом с точки зрения деловой этики. Он
сумел за отдельные заказы получать крупные суммы денег, а в 1723 года
его назначили на должность сочинителя музыки для часовни его
величества, не требовавшую особых усилий, но также приносившую 200
фунтов стерлингов в год. В том же году Георг стал еще и учителем
музыки принцесс. А эта необременительная работа тоже давала ему 200
ф.с. в год. А также получал какое-то время и жалованье в качестве
директора оркестра Королевской академии музыки.
Став богатым, Гендель переехал в шикарный дом на Брук-стрит, где
прожил более 30 лет и - сейчас там его музей, - а также
коллекционировал картины и рисунки. В его собрании были работы
Рембрандта, Рейсдала, Ватто, Пуссена, Брейгеля, Караччи.
Славился Гендель и щедростью: он был одним из организаторов Фонда
помощи старым музыкантам и их семьям, а также главным спонсором одной
из лондонских больниц.
Я уже не говорю про его торговлю акциями на бирже.

Что-нибудь есть из этого у Баха? - Нет. Гендель - это гениальная
личность, по масштабам которого никто не сравнится.
    


Тема:Оратория `Иуда Маккавей` (1746)
(23.02.2015 14:32)
Наконец-то доехали, доплыли до 330-летия Фридриха Георгиевича. Да еще
и в день мужского праздника - 23 февраля. Ну и конечно же в голову
пришла идея выложить самую военную, самую милитаризованную его
ораторию `Иуда Маккавей`. Вдохновеннейшая, надо сказать, работа. Что
выделывает хор, какие вдохновенные арии поет Маккавей, все эти боевые
кличи - два часа превращаются в миг, вообще не замечаешь время,
настолько все подчинено одному замыслу: ошеломить и впечатлить
публику.
Кстати говоря, это сейчас эта оратория ни о чем не говорит, а при
жизни Генделя и на всем протяжении 19 века она была вторым, после его
`Мессы`, самым популярным сочинением композитора. Шутка ли - около 60
исполнении только при жизни Генделя!! Причем Гендель сочинил эту
ораторию в 1747 году в поддержку одной военной английской кампании
против очень серьезной в то время антиправительственной оппозиции в
стране, поддерживаемой Франции. Но сочинил нечто потрясающее по
вдохновению и воодушевлению вещь. Но надо сказать ,что и дирижер с
оркестром постарался, я специально много записей перебирал, но когда
наткнулся на эту, то понял, что этот аргентинский дирижер фору даст
многим известным зубрам, придав оратории поистине могучую кинетическую
энергию, да еще и звук такой оказался - толстый, многослойный.
Я вот когда слушаю, например, эти эпизоды: с 49.45 по 55.00 под
названием `Tune the harps` или с 89.05 по 94.20 `Never bow we down` -
то я понимаю, почему в 18 и 19 веках эта оратория была популярной -
публика, наверное, просто билась в экстазе от такой музыки.
Для ориентира: 1 акт - до 41.20, 2 акт - до 94.20.
Приятного прослушивания.
    


Тема:Оратория `Времена года` (`Die Jahreszeiten`, 1799-1801)
(21.02.2015 19:34)
Как все в жизни причудливым образом переплетено.
Как известно, либретто Гайдну в этой оратории обеспечил барон Готфрид
ван Свитен (тот самый - фанат Моцарта) известный венский меломан и
меценат, который перевел поэму шотландца Д. Томсона, который, пожалуй,
и известен только этим малюсеньким вкладом в историю музыки; правда,
он сочинил еще и текст песни `Rule, Britannia!` — `Правь, Британия!` -
неофициальный гимн Британской империи. Кстати, почувствуйте разницу с
предыдущей ораторией Гайдна `Сотворение мира`, где певцы-солисты
исполняли партии Адама, Евы и ангелов. А здесь просто-на простаки,
революция свершилась в старинной ораториальной традиции, когда три
солиста изображают простых крестьян Симона, Лукаса и Ханну, ну а хор,
соответственно, их коллег по сельскохозяйственной деятельности. А
может быть мода в то время была такая на все сельское, когда королевы
мечтательно доили коров на придворцовых специально отстроенных фермах,
а Карамзин страшно завидовал счастливым швейцарам, живущим `в объятиях
прелестной натуры`.
Кстати, Свиттен наседал на Гайдна с требованием внедрить в партитуру
всякие там звукоподражательные фокусы, типа пение птиц, чириканья,
кваканья на фоне разнообразных сезонных метеорологических явлений, что
вызывало у композитора непонимание - зачем это все в оратории. Но
когда тот показал ораторию `Израиль в Египте` Генделя, в которой
последний не стеснялся изображать жужжание мух и скачки жаб, то Гайдн
наконец-то уступил требованиям.
Кстати, чем примечательна запись Якобса? - а тем, что, как пишут в
буклете, она исполняется в оригинальной версии.
    


Тема:Оратория `Соломон` (1749)
(20.02.2015 21:41)
Красивейшая оратория Генделя, здесь композитор непостижим в своей
красоте и в своем величии. А я вообще , когда слушаю эту музыку,
напрочь растворяюсь.
Вообще удивительное дело - оратория в Англии, это же ничто иное как
многолетний эксперимент Генделя по созданию и внедрению английской
оратории. Странный для Британии жанр, да и смотрите как все
противоречиво: корни католические, ближайшие примеры лютеранские,
сюжеты однозначно священные, но музыкальный язык-то, ЯЗЫК-ТО!! - ведь
довольно далек от аскетической традиционной церковной музыки. Кстати
говоря, если обратить внимание - то из 25 английских ораторий Генделя
чисто христианские сюжеты только у двух — все остальные (за некоторым
исключением) связаны с ветхозаветными событиями и персонажами. Злые
языки писали, что Гендель намеревался привлечь на представления
богатых еврейских коммерсантов, что, возможно, и не лишено каких-то
оснований. А может быть просто ветхозаветные истории со всевозможными
героическими фигурами ему искренне нравились и он искал в них поле для
своей музыкальной фантазии. Но это даже видно по тому, что персонажи
его ораторий зачастую выглядят куда более убедительны драматургически
и психологически, чем герои его же итальянских опер.
Сюжета, как такового, вообщем-то в этой оратории нет. За исключением
эпизода - знаменитого решения Соломона по делу о двух женщинах, не
поделивших ребенка. А дальше по ходу действия он построил храм, удачно
женился; впечатлил царицу Савскую своей роскошью и мудростью.
Музыкальных красот, конечно, не счесть. Очень богато оркестрованная
партитура со всевозможными музыкальными находками. Например, когда
оркестр подражает пению птиц: отрывок с 51.55 по 58.50 (ария Королевы,
речитатив и хор), красотееееень, умереть от счастья просто можно.
Кстати, надо отметить высочайший уровень мастерства в этой записи
дирижера Даниэла Ройса с Берлинской академией старинной музыки и
камерным хором RIAS, который действительно исключительно украсил эту
ораторию. Солисты тоже подобраны безупречно (контральто Сара Конноли,
сопрано Сьюзен Гриттон и Кэролин Сэмпсон, тенор Марк Пэдмор и баритон
Дэвид Уилсон-Джонсон) — проверенные генделевские исполнители, которым
материал дается великолепно. Эта запись, я думаю, доставит огромное
удовольствие всем любителям музыки.
    


Тема:Оратория `Геркулес`
(20.02.2015 21:12)
Продолжаю себя развлекать Генделем в преддверии его юбилея.
Не мог пройти мимо российской премьеры музыкальной драмы `Геркулес`
1745 года выпуска. Заметьте, что это не опера и не оратория, а
музыкальная драма!!! - Гений Генделя опередил Вагнера на целое
столетие, вот так вот! Хотя dramma per musica, вообщем-то, весьма
часто встречается в партитурах 17 и 18 веков, но все равно - нечего
музыковедам морочить нам мозги насчет первопроходца Вагнера. Но
вернемся к нашим..... к нашему `Геркулесу`. На самом деле, в главных
ролях здесь выступает не Геркулес, а его супруга Деянира, и стОило бы
назвать сий опус не `Геркулесом`, а `Деянирой`. Кстати сказать, У
Генделя вообще на удивление много интересных и сильных женских
образов, с учетом, конечно, условной для тех барочных времен
психологией в театре XVIII века и небольшой сравнительно эмоциональной
составляющей, способной зацепить современного слушателя. Но именно
Деянира, раздираемая страхами и ревностью супруга Геракла, среди них,
пожалуй, самая колоритная.
Хотя либретто `Геркулеса`, прямо-таки скажем, было довольно
революционным в то время, т.к. преподобный Т. Броутон, автор либретто
`Геркулеса`, напрямую вдохновлялся трагедией Софокла `Трахинянки`, что
мало соответствовало принятым в тогдашней опере драматургическим
стандартам — пошибу Расина и Корнеля, адаптированному для итальянской
литературной стихии и для мерной чувствительности эпохи Просвещения.
В сюжете наличествует ревность, которая всему виной, или `адская
зараза`, как называет ее хор из второго действия. Возвращающийся с
победой к концу первого действия Геркулес приводит среди пленников
прекрасную царевну Иолу; ну естественно ,что тут же начинаются
подозрения, женские склоки, сцены, обстановка все больше накаляется,
пока, наконец, Деянира не посылает мужу в надежде его приворожить
тунику, пропитанную отравленной кровью кентавра Несса.
Само же выступление в зале им. Чайковского было удивительно хорошим,
порадовал и наш отечественный хоровой ансамбль `Интрада`, замечательно
исполнивший все хоровые номера и это страшно приятно, когда молодая
команда, как выяснилось, поет английского Генделя так, что впору
закрыть глаза и представить, что слушаешь хоровые ансамбли матерых
зубров Гардинера или Пиннока.
    
   
         
Наши контакты