Скачать ноты
1. Увертюра
2. Фанфары и Мелодрама
3. Антракт ко 2-му акту
4. Мелодрама
5. Антракт к 3-му акту
6. Мелодрама
7. Элегия
8. Траурный марш, Фанфары, Финальный марш




DzhiTi (20.08.2012 19:32)
Сюжет трагедии Шекспира «Гамлет» привлекал Чайковского с 1876 г., а в 1885 г. им сделан
набросок с подтекстовкой на английском языке начальных слов монолога Гамлета «To be or not
to be» («Быть или не быть»). Сохранились наброски в записной книжке № 4, выполненные, как
считают библиографы композитора, осенью 1887 г. в селе Флоровское. В период работы над
Пятой симфонией Чайковский сообщил в письме от 22 июля 1888 г. своему большому другу
баронессе Надежде Филаретовне фон Мекк, что он работает над увертюрой, которую «давно уже
собирался написать». Есть мнения, что замысел симфонии связан с программным вариантом по
трагедии «Гамлет».

12 ноября 1888 г. в Петербурге в Третьем симфоническом собрании Русского музыкального
общества была исполнена увертюра-фантазия «Гамлет» по Шекспиру f-moll, ор. 67, посвященная
Эдварду Григу, отличающаяся значительностью музыкальной мысли и ярким напряженным
драматизмом, дирижировал автор. В своей увертюре композитор использует излюбленный прием,
имеющий семантическое значение смерти: он применил удары тамтама в кульминации увертюры,
характеризующие смерть Гамлета. Музыка «Гамлета» носит действенный, волевой характер. Если
в медленном и тяжело развертывающемся вступительном Largo lugubre поставлен вопрос «Быть
или не быть?», то сжатая, упруго динамичная тема главной партии характеризует Гамлета,
вступающего в борьбу со злом, ложью и предательством.

Основной драматургический конфликт композитор представил в обобщенном воплощении, но
многие эпизоды музыки тесно связаны с образами и сюжетом шекспировской трагедии. Нежная и
печальная первая тема побочной партии, порученная гобою, ассоциируется с образом Офелии.
Сам Чайковский считал тембр гобоя самым близким тембру человеческого голоса, поручая ему
проникновенные, бесконечно пронзительно печальные музыкальные темы, часто самые
кульминационные в своих произведениях. Далее в увертюре характерна маршевая тема, впервые
появляющаяся в разработке увертюры-фантазии, а затем более широко развиваемая в коде,
названа композитором в одном из эскизов как тема Фортинбраса. «Страшное крещендо»
(crescendo), прерываемое громовым аккордом духовых fffff с ударом гонга, в коде фантазии
должно по замыслу композитора, передать смерть Гамлета, затем звучит скорбная тема в
характере траурного марша как «послесловие» к трагедии.

Партитура издана в издательстве П. И. Юргенсона в 1890 г. Специальной литературной
программы «Гамлет» не имел, замечания программного характера дошли до нас в эскизах к
увертюре. Увертюра-фантазия, значительно переделанная, стала увертюрой в музыке к
спектаклю «Гамлет» по Шекспиру.

Осенью 1890 г. к Чайковскому неоднократно обращался французский актер Л. Гитри с просьбой
написать музыку к «Гамлету» для французской труппы. План музыкального оформления выполнен
Гитри, который послал композитору французское издание трагедии Шекспира с пометами всех
нужных для его спектакля мест, им же составлен перечень нужных отдельных музыкальных
номеров. Партитура музыки с указанием фрагментов текста Шекспира утрачена, сохранилась
рукописная копия из архива Михайловского театра. Далее в прижизненном и последующих
изданиях музыкальные номера публиковались без привязки к фрагментам текста. Первое издание
выполнено знаменитым издательством П. И. Юргенсона в 1892 г. В январе 1891 г. композитор
закончил музыку к спектаклю «Гамлет», op. 67, первое исполнение состоялось 9 февраля 1891
г. в Петербурге в Михайловском театре в бенефисе Л. Гитри.

sholohov (21.08.2012 01:18)
Собственно, новой музыки в данном опусе мало. Увертюра - представляет собой сокращённый
вариант уверюры-фантазии. Наиболее интересным в ней представляется окончание темы
гобойного соло не в миноре, как в оригинале, а в мажоре оба раза. Фактура сильно упрощена.
Отсутствует эффектная кода, вместо этого минорный вариант маршевой темы связующей. Это
достаточно интересно.
Далее, из оригинальной музыки только две интермедии, одна из которых вполне симпотичная,
но однобразная, а другая - вариант темы вступления из увертюры. В ней наиболее интересным
представляется то, что она сильно предвещает опыты киномузыки композиторов ХХ века.
Очень симпатичный траурный марш в последнем номере. Остальная музыка заимствована из
музыки к `Снегурочке` (самый известный антракт), вальса из Третьей симфонии (без трио) и
Элегии памяти Самарина. Всё завершает марш на связующей теме из увертюры.
В целом интересно, с точки зрения работы композиторской мысли в момент возвращения
позднего Чайковского к своим ранним произведениям.



 
     
Наши контакты