Модест Мусоргский
МОДЕСТ МУСОРГСКИЙ (1839–1881)







`Близ южного берега Крыма. Байдарки` (каприччио), пьеса для фортепиано (1880)
`Близ южного берега Крыма. Гурзуф у Аю-Дага`, пьеса для фортепиано (1880)
`В деревне` (полуфантазия), пьеса для фортепиано (1880)
`Взятие Карса`, торжественный марш (1880)
`Воспоминание о детстве`, пьеса для фортепиано (1857)
`Детские игры - уголки`, пьеса для фортепиано (1859/1860)
`Дума`, пьеса для фортепиано (1865)
`Из воспоминаний детства`, две пьесы для фортепиано (1865)
`Иисус Навин`, для хора и оркестра (1874-77)
`Картинки с выставки`, оркестровки
`Картинки с выставки`, цикл пьес для фортепиано (1874)
`Ночь на Лысой горе`, симфоническая поэма (1867)
`Поражение Сеннахериба`, для хора и оркестра (1866-67/1874)
`Раздумье` (листок из альбома), пьеса для фортепиано (1880)
`Слеза`, пьеса для фортепиано (1880)
`Шалунья`, пьеса для фортепиано (1865)
`Швея` (скерцино), пьеса для фортепиано (1871)
Арии из опер
Вокальный цикл `Без солнца` (1874)
Вокальный цикл `Детская` (1868-72)
Вокальный цикл `Песни и пляски Смерти` (1875-77)
Гопак весёлых паробков из оперы `Сорочинская ярмарка` - авторская транскрипция для фортепиано (1880)
Интермеццо в классическом стиле для фортепиано (оркестра) си минор (1860-61/1867)
Музыка к трагедии `Эдип в Афинах` (фрагмент) (1858-61)
Опера `Борис Годунов` (1868-73)
Опера `Борис Годунов` (арии)
Опера `Женитьба` (неоконченная) (1868)
Опера `Саламбо, или Ливиец` (неоконченная) (1863-66)
Опера `Сорочинская ярмарка` (неоконченная) (1874-80)
Опера `Хованщина` (неоконченная) (1872-80)
Песня `Ах, ты, пьяная тетеря`
Песня `Где ты, звёздочка?` (1857/1858/1863-66)
Песня `Гопак` (1866/1868)
Песня `Калистрат` (1864)
Песня `Козёл`
Песня `Колыбельная Ерёмушки` (1868)
Песня `Ночь` (1864/1868)
Песня `Пирушка` (1867)
Песня `По грибы` (1867)
Песня `По-над Доном сад цветет` (1867)
Песня `Раек`
Песня `Светик Саввишна` (1866)
Песня `Семинарист` (1866)
Песня `Стрекотунья-белобока`
Песня Мефистофеля в погребке Ауэрбаха (`Песня о блохе`) (1879)
Полька `Подпрапорщик` для фортепиано (1852)
Романс `Желание` (1866)
Романсы, песни
Симфония ре мажор (неоконченная) (1860-62)
Скерцо для фортепиано (оркестра) си-бемоль мажор (1858)
Соната для фортепиано в 4 руки до мажор (неоконченная) (1860)
Страстный экспромт `Воспоминание о Бельтове и Любе`, пьеса для фортепиано (1859)
Части произведений
Шесть песен в оркестровке Игоря Маркевича
Ярмарочная сцена из оперы `Сорочинская ярмарка` - авторская транскрипция для фортепиано (1880)


Последние комментарии к произведениям композитора

sir Grey (14.06.2012 17:36) не в сети не в сети
1) `Воспоминания о детстве`. А я слышал сегодня по `Орфею` пьесу оттуда - `Уголки`. У нас
ее нет?

2)И что у нас за `Детские игры`? Это другой абсолютно цикл?

3) И можно ли говорить о прямом непосредственном влиянии Шумана на Мусоргского? Почти до
подражания? Когда Шуман приезжал к нам? Мусоргский вообще его слышал?
Mikhail_Kollontay (14.06.2012 18:21) не в сети не в сети
sir Grey писал(а):
Шуман
Они в балакиревском кружке все это
изучали, и Шумана, и Берлиоза. Конечно, были влияния, и это хорошо. `Уголки` существуют в
двух редакциях, причем первая малоисполнима. Автор лихо играл на ф-но. Предполагался такой
цикл, есть большой кусок еще одной пьесы, завершенной Каратыгиным. Но у Мусоргского такая
мешанина с названиями, что лучше прочитать об этом в каких-то серьезных комментариях, если
Вас интересуют в деталях такие вещи.
victormain (14.06.2012 18:26) не в сети не в сети
poiuytr писал(а):
`Уголки` существуют в двух редакциях, причем первая
малоисполнима.
В каком смысле? Объясните, пожалуйста, очень интересно.
Mikhail_Kollontay (14.06.2012 18:40) не в сети не в сети
Так а что объяснишь, там всё сплошь параллельными терциями (иногда квартами), в том числе
в левой руке. Известно, что именно исполнением этой пьесы, и именно терциями Мусоргский
всех наповал. Во 2-й редакции всё одноголосно.
sir Grey (14.06.2012 18:47) не в сети не в сети
poiuytr писал(а):
Они |//|
Большое спасибо, я понял, что к чему.
Спасибо.
art15 (29.01.2016 13:18) не в сети не в сети
Вроде бы и мелодия простая, но за душу берет, наичеловечнейшая.

Фортепианное наследие невелико, жаль. Хорошо давались программно-нарративные форт.
сочинения, судя по картинкам, да и другое все в порядке.
art15 (15.09.2012 12:13) не в сети не в сети
Чересчур медленно.
art15 (14.09.2016 15:15) не в сети не в сети
Наши играют эту пьесу медленно, иностранцы намного быстрее, и кто же прав?
art15 (14.09.2016 15:17) не в сети не в сети
Михаил Георгиевич, спасибо за записи фортепианного Мусоргского, обычно их обходят
стороной, за исключением КсВ.
Mikhail_Kollontay (14.09.2016 15:36) не в сети не в сети
art15 писал(а):
Михаил Георгиевич, спасибо за записи фортепианного
Мусоргского, обычно их обходят стороной, за исключением КсВ.
Я не смог понять Вас, но
думаю, что это самая ужасная и постыдная из моих здесь размещенных записей, это касается
звука, как будто веником в рожу.
steinberg (14.09.2016 15:55) не в сети не в сети
Необычное впечатление производит (не первый уже раз) игра пианиста Коллонтая. Есть
безупречная внятность целого и частей, при этом выходит (на мой слух) что-то очень
недружелюбное (с позволения сказать) по отношению к самой природе этой вещи, вполне
жанровой, как мне представляется. Вот уж действительно мистика.
Mikhail_Kollontay (14.09.2016 16:21) не в сети не в сети
steinberg писал(а):
Необычное впечатление производит (не первый уже
раз) игра пианиста Коллонтая. Есть безупречная внятность целого и частей, при этом выходит
(на мой слух) что-то очень недружелюбное (с позволения сказать) по отношению к самой
природе этой вещи, вполне жанровой, как мне представляется. Вот уж действительно
мистика.
Вообще не раз так бывало, что недопонимание со звукорежиссерами - я уж как
могу увожу в мягкость, но они упорно меня вытаскивают на погромче, а результате звук
такой, о каком я уже написал. То есть как бы я играю на недоуровне, из-за этого удары
молоточков на поверхности. Это было с разными людьми у меня такое. Плохо я поясняю и
непрофессионально, не знаю, как сказать-то. Из-за этого ряд записей не удалось довести,
например, Фа мажорную сонату Моцарта, где медленная часть ВСЯ вот так в рыло слушателю
вышла, то же было с аккомпанементами Глинки некоторыми (вокал то есть). Лунную сонату не
смогли тоже записать, уперлись в 1-ю часть.
sir Grey (14.09.2016 17:39) не в сети не в сети
Mikhail_Kollontay писал(а):
Вообще не раз так бывало, что
недопонимание со звукорежиссерами - я уж как могу увожу в мягкость, но они упорно меня
вытаскивают на погромче, а результате звук такой, о каком я уже написал. То есть как бы я
играю на недоуровне, из-за этого удары молоточков на поверхности. Это было с разными
людьми у меня такое. Плохо я поясняю и непрофессионально, не знаю, как сказать-то. Из-за
этого ряд записей не удалось довести, например, Фа мажорную сонату Моцарта, где медленная
часть ВСЯ вот так в рыло слушателю вышла, то же было с аккомпанементами Глинки некоторыми
(вокал то есть). Лунную сонату не смогли тоже записать, уперлись в 1-ю часть.
Может,
будете у нас на Колыме... Я пойду, точно.

Скажите, пожалуйста, тут без опусов, без всего. Можно легко найти в сети список
фортепьянных сочинений Мусоргского?
Tihiro (24.06.2011 00:19) не в сети не в сети
Мне почему-то больше нравится эта редакция, сделанная Римским-Корсаковым. Спасибо,
понравилось.
hamerkop (24.06.2011 00:37) не в сети не в сети
Рад, что понравилось! `Иисуса` Мусоргский вообще не успед оркестровать, поэтому именно у
Римского эта пьеса предстаёт в законченном виде.
Cypros (01.05.2012 13:38) не в сети не в сети
Надо же, какая музыка! Удивительная, ангельская! Особенно в средней части!
Римскому-Корсакову хорошо удалось раскрасить клавир Мусоргского медью!
Cypros (01.05.2012 13:48) не в сети не в сети
Веленьем Иеговы сокрушить Израиль должен
Амореев нечестивых, непреклонных Откровенью.

Пали стены Иерихона, в Гаваоне враг наш гибнет,
И на холмах Ханаана станет днесь Ковчег Завета.
Смело, смело в бой! Вперёд!

Наголо твой меч, Израиль! Смело стрелы, копья в дело!
Смело, свободно взлетает орёл крылатый,
В сводах голубых зорко следит добычу.

Израиль, не дремли, враг твой коварен;
Соблазнам не внимай жен Ханаана.

Ты сильной десницей врага Иеговы
И род нечестивых рассей по земле!

Бог Авраама тебе в том защита во век.
Бог Авраама, Бог Иакова погубит врага.

Плачут жены Аммореи, стоном стонут веси Хананеи,
А под Гайем тучи грозныя висят.

Под стенами Гаваона рухнут царства древней Аммореи
И прольются реки горьких слёз.

Внемли Израиль: остановилось солнце.

В славу Иеговы сокрушить Израиль должен
Аммореев нечестивых, непреклонных Откровенью.

Пали стены Иерихона, в Гаваоне враг наш гибнет,
И на холмах Ханаана, станет днесь Ковчег Завета.
Смело, смело в бой! Вперёд!

Наголо твой меч, Израиль! Смело стрелы, копья в дело!
Плачут жены Ханаана, льют потоки горьких слёз.

Славьте Навина, Иеговы избранника!
Славьте из рода в род все колена Израиля!
Славьте, пойте героя Навина!

Сгибло племя Хананеев непреклонных Откровенью
И засиял ковчег Завет!
Слава Иегове вседержителю, Господу сил.
Cypros (01.05.2012 13:50) не в сети не в сети
Слова написал сам Модест Петрович!
steinberg (01.05.2012 13:53) не в сети не в сети
Cypros писал(а):
Надо же, какая музыка! Удивительная, ангельская!
Особенно в средней части! Римскому-Корсакову хорошо удалось раскрасить клавир Мусоргского
медью!
...по-моему медь добавил Аббадо, у Светланова её нет.
steinberg (01.05.2012 13:58) не в сети не в сети
Cypros писал(а):
Слова написал сам Модест
Петрович!
...интересно, что кульминационная фраза: `остановилось солнце` находится,
кажется, в месте золотого золотого сечения...О формализмах в Картинках с выставки однажды
здесь интересно говорил Коллонтай...
Cypros (01.05.2012 13:59) не в сети не в сети
steinberg писал(а):
...по-моему медь добавил Аббадо, у Светланова её
нет.
Значит Аббадо молодец:)
Cypros (01.05.2012 14:00) не в сети не в сети
steinberg писал(а):
...интересно, что кульминационная фраза:
`остановилось солнце` находится, кажется, в месте золотогосечения...
Вообще это
произведение по форме идеально выстроено, мне кажется!
steinberg (01.05.2012 14:01) не в сети не в сети
Cypros писал(а):
Значит Аббадо молодец:)
...ну да, без них не
так ярко. Но Мусоргский тоже молодец...
steinberg (01.05.2012 14:04) не в сети не в сети
Cypros писал(а):
Вообще это произведение по форме идеально выстроено,
мне кажется!
...да не только это. Коллонтай ссылался на какую-то работу о влиянии
кабалы (не больше не меньше) на Мусоргского. Звучит, конечно, диковато, но лично меня
давно уже ничего не удивляет.
Cypros (01.05.2012 14:06) не в сети не в сети
steinberg писал(а):
...ну да, без них не так ярко. Но Мусоргский тоже
молодец...
Мне кажется, успел бы Мусоргский оркестровать это сочинение, добавил бы
туда меди как следует! Да и сама тематика предполагает трубы (Иерихонские)! Иеhошуа
бен-Нун был ведь прекрасным дирижером военно-духового оркестра! От его концертов стены
ломались!
Cypros (01.05.2012 14:07) не в сети не в сети
steinberg писал(а):
о влиянии кабалы (не больше не меньше) на
Мусоргского.
Не исключено:)
steinberg (01.05.2012 14:12) не в сети не в сети
Cypros писал(а):
Да и сама тематика предполагает трубы (Иерихонские)!
Иеhошуа бен-Нун был ведь прекрасным дирижером военно-духового оркестра! От его концертов
стены ломались!
...ну да!!! А солнце остановилось, я сейчас не вспомню, это ведь не
при Иерихо, кажется. вообще странно, что если Мусоргский действительно просчитывал свои
вещи, то почему не оркестровал...наверное считал это занятием не благородным.
Cypros (01.05.2012 14:14) не в сети не в сети
steinberg писал(а):
я сейчас не вспомню, это ведь не при
Иерихо
Тоже не могу припомнить!:)
Cypros (01.05.2012 14:15) не в сети не в сети
steinberg писал(а):
почему не оркестровал...наверное считал это
занятием не благородным.
Надеялся на Николая Андреича:)
steinberg (01.05.2012 14:16) не в сети не в сети
Cypros писал(а):
Тоже не могу припомнить!:)
...точно не при
Иерихо. Пора перечитывать.
steinberg (01.05.2012 14:17) не в сети не в сети
Cypros писал(а):
Надеялся на Николая Андреича:)
...на Римского,
в общем, и на всё варьете....
Cypros (01.05.2012 14:18) не в сети не в сети
steinberg писал(а):
...точно не при Иерихо. Пора
перечитывать.
Да, солнышко было до Иерихо! Пойду-ка открою Танах:)
steinberg (01.05.2012 14:20) не в сети не в сети
Cypros писал(а):
Да, солнышко было до Иерихо! Пойду-ка открою
Танах:)
...по-моему после. Иерихо взяли, кажется, сразу, а там где солнышко - один из
последних боевых эпизодов. Прийду домой, тоже открою...
Cypros (14.06.2012 08:43) не в сети не в сети
Веленьем Иеговы сокрушить Израиль должен
Амореев нечестивых, непреклонных Откровенью.

Пали стены Иерихона, в Гаваоне враг наш гибнет,
И на холмах Ханаана станет днесь Ковчег Завета.
Смело, смело в бой! Вперёд!

Наголо твой меч, Израиль! Смело стрелы, копья в дело!
Смело, свободно взлетает орёл крылатый,
В сводах голубых зорко следит добычу.

Израиль, не дремли, враг твой коварен;
Соблазнам не внимай жен Ханаана.

Ты сильной десницей врага Иеговы
И род нечестивых рассей по земле!

Бог Авраама тебе в том защита во век.
Бог Авраама, Бог Иакова погубит врага.

Плачут жены Аммореи, стоном стонут веси Хананеи,
А под Гайем тучи грозныя висят.

Под стенами Гаваона рухнут царства древней Аммореи
И прольются реки горьких слёз.

Внемли Израиль: остановилось солнце.

В славу Иеговы сокрушить Израиль должен
Аммореев нечестивых, непреклонных Откровенью.

Пали стены Иерихона, в Гаваоне враг наш гибнет,
И на холмах Ханаана, станет днесь Ковчег Завета.
Смело, смело в бой! Вперёд!

Наголо твой меч, Израиль! Смело стрелы, копья в дело!
Плачут жены Ханаана, льют потоки горьких слёз.

Славьте Навина, Иеговы избранника!
Славьте из рода в род все колена Израиля!
Славьте, пойте героя Навина!

Сгибло племя Хананеев непреклонных Откровенью
И засиял ковчег Завет!
Слава Иегове вседержителю, Господу сил.
steinberg (14.06.2012 11:16) не в сети не в сети
Спасибо за нотки! ...на всякий случай: послушайте Саламбо Мусоргского - услышите Исуса
Навина!
hamerkop (14.06.2012 11:51) не в сети не в сети
steinberg писал(а):
Спасибо за нотки! ...на всякий случай: послушайте
Саламбо Мусоргского - услышите Исуса Навина!
Послушайте ещё и авторскую редакцию
(есть в Архиве) - разница велика)
steinberg (14.06.2012 12:11) не в сети не в сети
hamerkop писал(а):
Послушайте ещё и авторскую редакцию (есть в
Архиве) - разница велика)
...спасибо слышал.
Cypros (14.06.2012 12:40) не в сети не в сети
steinberg писал(а):
Спасибо за нотки! ...на всякий случай: послушайте
Саламбо Мусоргского - услышите Исуса Навина!
спасибо!!! Действительно, услышал!!!
Тема `Плачут жены амореев...` даже больше впечатлила, чем в `Иисусе...`
Modus (14.05.2017 21:35) не в сети не в сети
В `Саламбо` этот эпизод называется `Танец со змеёй`, насколько я знаю. 100% уверенности
нет, инфа из тега ВКонтакте ).
Mikhail_Kollontay (15.05.2017 04:14) не в сети не в сети
Modus писал(а):
В `Саламбо` этот эпизод называется `Танец со змеёй`,
насколько я знаю. 100% уверенности нет, инфа из тега ВКонтакте ).
Сомневаюсь. Но мог
забыть.
Mikhail_Kollontay (15.05.2017 06:41) не в сети не в сети
Mikhail_Kollontay писал(а):
Сомневаюсь. Но мог забыть.
Что-то в
голове: `Боевая песнь ливийцев`. ? Проверить бы.
Mikhail_Kollontay (15.05.2017 06:42) не в сети не в сети
Mikhail_Kollontay писал(а):
Что-то в голове: `Боевая песнь ливийцев`.
? Проверить бы.
Серова весьма напоминает однако, Юдифь. Общая атмосфера приводит к
сходству аккордов и альтераций. Потому, наверное, МП и бросил Саламбо. Ощутил моменты
вторичости, вапмучности. Вот чего в Борисе уж нету.
hamerkop (15.05.2017 07:54) не в сети не в сети
Mikhail_Kollontay писал(а):
Что-то в голове: `Боевая песнь ливийцев`.
? Проверить бы.
Она и есть
Mikhail_Kollontay (15.05.2017 08:38) не в сети не в сети
Mikhail_Kollontay писал(а):
моменты вторичости
То есть
вторичность в отношении Даргомыжского есть, но она скорее, мне кажется, Мусоргскому была
желанна. Мелькают там прямо чуть не цитаты. (Только МП не располагал ядом, которым
самоотравлен был АС.)
Modus (15.05.2017 08:57) не в сети не в сети
Mikhail_Kollontay писал(а):
Что-то в голове: `Боевая песнь ливийцев`.
? Проверить бы.
Боевая песнь ливийцев - это основная тема из `Иисуса Навина`. Плачут
жёны там в другом месте.

Строго говоря, этот номер есть в редакции Наговицина, но не Пешко, полагаю, Наговицин
переработал фрагмент `Иисуса Навина` и вставил в свою редакцию `Саламбо`. Но сама тема в
опере присутствует ещё в конце арии Мато в тюрьме.
Mikhail_Kollontay (15.05.2017 09:39) не в сети не в сети
Modus писал(а):
в редакции Наговицина, но не Пешко
Дались же
редакции. Тогда уж надо редакцию Сенилова тоже учитывать, наверное.
Modus (22.05.2017 00:09) не в сети не в сети
Mikhail_Kollontay писал(а):
Дались же редакции. Тогда уж надо
редакцию Сенилова тоже учитывать, наверное.
Выложите - будем учитывать ).
piroman (30.12.2013 20:45) не в сети не в сети
И не надо никакой оркестровки...
sir Grey (30.12.2013 20:47) не в сети не в сети
piroman писал(а):
И не надо никакой оркестровки...
Он, наверное,
собирался оркестровать?
piroman (31.12.2013 11:14) не в сети не в сети
sir Grey писал(а):
Он, наверное, собирался оркестровать?
Как я
знаю, он вообще редко оркестровал свои сочинения...Мне кажется что в `клавирном` варианте
это звучит лучше...
sir Grey (31.12.2013 11:53) не в сети не в сети
piroman писал(а):
Как я знаю, он вообще редко оркестровал свои
сочинения...Мне кажется что в `клавирном` варианте это звучит лучше...
Я даже хотел
спросить другое. Не есть ли клавирный вариант - набросок, черновик, а он собирался - не
оркестровать, а писать для оркестра?

Уж очень непривычно оратория под ф-но. Если это авторский замысел, то это какой-то
месседж ... message, который следует расшифровывать.

А существуют ли оперы под ф-но? Специально так написанные. Ходят люди, поют, а в углу
сидит тапер.
m3r3l3j (31.12.2013 13:10) не в сети не в сети
Может, дурь скажу, но мне касательно опер под фортепиано вспоминаются сценические
произведения Ребикова.
Mikhail_Kollontay (31.12.2013 14:53) не в сети не в сети
sir Grey писал(а):
набросок, черновик
Нет, у Мусоргского не было
привычки к черновым, он сразу начисто писал.
piroman (01.01.2014 21:46) не в сети не в сети
sir Grey писал(а):
Я даже хотел спросить другое. Не есть ли клавирный
вариант - набросок, черновик, а он собирался - не оркестровать, а писать для оркестра?

Уж очень непривычно оратория под ф-но. Если это авторский замысел, то это какой-то
месседж ... message, который следует расшифровывать.

А существуют ли оперы под ф-но? Специально так написанные. Ходят люди, поют, а в углу
сидит тапер.
Я же не говорю что он не собирался оркестровать, понятное дело что
оратория не для ф-но, я утверждаю что Мусоргский не стал бы оркестровать так как это
сделал Римский-Корсаков, это видно уже по клавиру.
 
     
Правообладателям | По всем вопросам пишите на classic-online@bk.ru