Борис Тищенко
БОРИС ТИЩЕНКО (1939–2010)
Борис Тищенко (фортепиано)







Lament (1974)
Requiem Aeternam (Памяти принцессы Гальяни Вадхана) op.150
`Sinfonia Robusta` (1970) op. 46
``Юэфу``, четыре хора на древние китайские юэфу (1959) op. 14
`Брату`. Для сопрано, арфы и флейты на стихи М. Лермонтова (1986) op. 98
`Двенадцать`, балет в одном действии. Либретто Л. Якобсона по поэме А. Блока. (1963). op. 25
`Дорога`, вокальный цикл для меццо-сопрано и фортепиано
`Три загадки` (№ 1) и `Три полифонюдии` (№ 2) (1960) op. 19
`Ярославна`, балет в трех актах op. 58
Бег времени. Вокальный цикл для сопрано и струнного оркестра. Слова А. Ахматовой. op.135
Белый аист, четыре песни на стихи О. Шестинского для среднего голоса и фортепиано (1958/1997) op. 10
Вариации для фортепиано op. 1
Вариации на три темы Д. Шостаковича
Грустные песни - вокальный цикл для сопрано и фортепиано на слова разных авторов op. 22
Данте-симфония №1 `Среди живых` (1998) op.123
Данте-симфония №2 `Входящие, оставьте упованья` (2000) op.123
Данте-симфония №3 `Ад` (2001) op.123
Данте-симфония №4 `Чистилище`(2003) op.123
Данте-симфония №5 `Рай` (2005) op.123
Двенадцать инвенций для органа (1964), Op. 27
Квинтет для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано (1985) op. 93
Концерт для арфы с оркестром (1977) op. 69
Концерт для виолончели с оркестром №2 op. 45
Концерт для виолончели, семнадцати духовых, ударных и фисгармонии, (1963) op. 23
Концерт для кларнета и фортепианного трио (1990) op.109
Концерт для скрипки с оркестром №1 (1958; 1964) op. 9
Концерт для скрипки с оркестром №2 (Скрипичная симфония) (1982) op. 84
Концерт для скрипки, фортепиано и струнного оркестра (2006) op.144
Концерт для флейты, фортепиано и струнного оркестра (1972) op. 54
Концерт для фортепиано с оркестром (1962) op. 21
Музыка к кинофильму `Суздаль` (1964) op. 30
Опера `Краденое солнце` op. 40
Реквием, на стихи Анны Ахматовой op. 35
Симфония `Хроника блокады` (1984) op. 92
Симфония № 8 op.149
Симфония № 9 (неоконченная, оркестрована С. Нестеровой)
Симфония №1 op. 20
Симфония №2 `Марина` (1964) op. 28
Симфония №3 op. 36
Симфония №4 op. 61
Симфония №5 (1976) op. 67
Симфония №6 op.105
Симфония №7 op.119
Соната для фортепиано и колоколов № 7 (1982) op. 85
Соната для фортепиано № 1 a-moll (1957-1995), посв. Д. Д. Шостаковичу op. 3
Соната для фортепиано № 10 (1997) op.124
Соната для фортепиано № 11 (2008) op.151
Соната для фортепиано № 2 (1960) op. 17
Соната для фортепиано № 3 (1965) op. 53
Соната для фортепиано № 4 (1972) op. 53
Соната для фортепиано № 5 (1973) op. 56
Соната для фортепиано № 6 (1975) op. 64
Соната для фортепиано № 8 (1986) op. 99
Соната для фортепиано № 9 (1992), посвящается Владимиру Полякову op.114
Соната № 1 для виолончели соло (1960) op. 18
Соната № 2 для виолончели соло (1979) op. 76
Соната № 2 для скрипки соло в 7 частях op. 63
Струнный квартет №1 (1957) op. 8
Струнный квартет №2 (1959) op. 13
Струнный квартет №3 (1970) op. 47
Струнный квартет №4 (1980) op. 77
Струнный квартет №5 (1984) op. 90
Струнный квартет №6 (2008) op.148
Танго для двух виолончелей (2009)
Три песни для меццо-сопрано и фортепиано на стихи Марины Цветаевой (1970) op. 48
Чертеж, вокальный цикл для среднего голоса и фортепиано на слова разных авторов (1955/95) op.120
Эгосюита для фортепиано (1957) op. 6


Последние комментарии к произведениям композитора

Andrew_Popoff (16.03.2014 16:16) не в сети не в сети
Замечательная штука!
OlgaKz (16.03.2014 16:38) не в сети не в сети
Andrew_Popoff писал(а):
Замечательная штука!
Да, замечательно!
Очень близко к моему внутреннему восприятию этих стихов, к моему ощущению скрытой музыки
их.
Коллонтай в цикле «К темному устью» тоже обращается к этому тексту Лермонтова (№5
«Завещание»). Исполняет цикл Н.Бурнашева совершенно изумительно! Мне интересно было
сравнить эти два прочтения.
Andrew_Popoff (16.03.2014 18:20) не в сети не в сети
OlgaKz писал(а):
Коллонтай в цикле «К темному устью» тоже обращается
к этому тексту Лермонтова (№5 «Завещание»). Исполняет цикл Н.Бурнашева совершенно
изумительно! Мне интересно было сравнить эти два прочтения.
Спасибо за наводку, я еще
не слышал этот цикл М.Коллонтая.
Mikhail_Kollontay (16.03.2014 18:31) не в сети не в сети
Andrew_Popoff писал(а):
Спасибо за наводку, я еще не слышал этот цикл
М.Коллонтая.
Ой не знаю. Наташа поёт феноменально, сочинение мне крайне дорого, но
запись за пределами критики.
kirillsrjabcevs (03.09.2014 16:39) не в сети не в сети
Какая интересная вещь!Раньше никогда ещё не слушал Тищенко!
Sovet (22.09.2014 21:31) не в сети не в сети
Да, вещь превосходная!

...Очень рад, что мне повезло: я знаком с Ириной Анатольевной Донской (она
соучредительница нашего колледжа им. Тищенко, в котором частично служу).
victormain (10.02.2014 22:18) не в сети не в сети
Понятно, почему так хорошо. Это 1973, последний лучший его период.
Издательское обозначение опуса:
Дорога. Вокальный цикл для меццо-сопрано и фортепиано. На стихи Овсея Дриза, соч. 57

Дорога. Перевод Г. Сапгира
Я и мама. Перевод Г. Сапгира
Город шуток. Перевод Р. Сефа
Доброй ночи. Перевод Г. Сапгира
Письмо. Перевод Р. Сефа
Про дождик. Перевод Г. Сапгира
Обиды. Перевод Г. Сапгира и Р. Сефа
Куда убегает зима. Перевод Ю. Мориц
Natashkes (10.02.2014 23:22) не в сети не в сети
Это не совсем так. В 1973 году были созданы `Пять песен на стихи Овсея Дриза`. А в 90-е
сочинены ещё три номера, в т.ч. самые сильные, потрясающие: `Обиды` и `Куда убегает зима`
(самый лучший). И это получился цикл `Дорога`. Так что `1973 г` - последний его лучший
период - всего лишь стереотип. Начиная с 90-х Борис Тищенко создал множество выдающихся
произведений, которым ещё только предстоит путь к широкой публике.
victormain (11.02.2014 00:58) не в сети не в сети
Natashkes писал(а):
...`1973 г` - последний его лучший период - всего
лишь стереотип...
Это не стереотип, а моё мнение. После Арфового Концерта Борис
Иванович лично мне неинтересен. А за уточнение и выкладку - спасибо.
Mikhail_Kollontay (11.02.2014 09:54) не в сети не в сети
victormain писал(а):
После Арфового Концерта
У меня с арфовым
вышло прямо трагично. Мы занимались с ученицей по композиции, дома, и я по какому-то
поводу решил ей показать. Музыкант она отменный, надо сказать. Посмотрели, стали слушать.
И я похолодел, вдруг поняв, что делаю что-то не то, потому что музыка, которая мне
казалось очень даже ничего себе пару десятилетий назад. Только я подумал, Наталия
Владимировна моя и говорит - зачем мы слушаем это? и пошла и пошла в критику, теми
словами, которые у меня были внутри, понятно. Так что я, Витя, боюсь, что если Вы по
прошествии лет попробуете опять войти в это сочинение, как бы не вышло аналогичной
истории. сейчас я такую музыку Тищенко воспринимаю как музыку Галины Ивановны, но
полностью лишённую её женской слабости и обаяния, и тут не удаётся ровно ничего
компенсировать мужским напором, не приводящим, э-э, ни к каким результатам.
victormain (11.02.2014 18:38) не в сети не в сети
Mikhail_Kollontay писал(а):
У меня с арфовым...Посмотрели, стали
слушать. И я похолодел, вдруг поняв, что делаю что-то не то, потому что музыка, которая
мне казалось очень даже ничего себе пару десятилетий назад...
В 70-х я даже партитуру
рукописную у Тищенко брал смотреть, так понравилось. Зеркальная ладовая конструкция
отразилась через пару лет в моих `Ноктюрнах` для плохо темперированных цимбал,
электрооргана и ударных, ныне не существующих. Миша, я с тех пор 2 раза Арфовый концерт
переслушивал. Один раз резко понравилось, другой - резко нет. Который из них был раньше -
не помню ))
victormain (11.02.2014 18:40) не в сети не в сети
Mikhail_Kollontay писал(а):
...сейчас я такую музыку Тищенко
воспринимаю как музыку Галины Ивановны, но полностью лишённую её женской слабости и
обаяния, и тут не удаётся ровно ничего компенсировать мужским напором, не приводящим, э-э,
ни к каким результатам.
...Женской силы - тоже:)
Я вообще согласен. На поверку фигуры получились совершенно несопоставимые, при всех
бесспорных природных достоинствах Б.И.Т. Да он и сам так считал.
Mikhail_Kollontay (12.02.2014 06:40) не в сети не в сети
victormain писал(а):
...Женской силы - тоже:)
Так да, она и
есть, через слабость, что так хорошо в искусстве вообще, типический вариант. Это главное,
что всегда надо объяснять ученикам - если хочешь чего добиться, то сдавайся. И победишь.
Льюис Кэролл. Жизнь наша проходит в Зазеркалье.
victormain (12.02.2014 08:40) не в сети не в сети
Mikhail_Kollontay писал(а):
Так да, она и есть, через слабость, что
так хорошо в искусстве вообще, типический вариант. Это главное, что всегда надо объяснять
ученикам - если хочешь чего добиться, то сдавайся. И победишь. Льюис Кэрролл...
Да, в
этом смысле - конечно. И всё-таки её акустический спектр я бы никак к слабостям (я
понимаю, чтО Вы имеете в виду, Миша) не отнёс. К оголённости, беззащитности - да. Но в них
и есть огромная сила. Впрочем, мы об одном говорим, вопрос термина.
Mikhail_Kollontay (12.02.2014 09:31) не в сети не в сети
victormain писал(а):
об одном говорим
Наверное, Витя. Я только
чувствую у ГИ еще тонкость, деликатность, слышание отзвуков - не то, чтоб специально
женские качества, но все же женщинам как-то более приписываемые.
victormain (13.02.2014 03:47) не в сети не в сети
Mikhail_Kollontay писал(а):
Наверное, Витя. Я только чувствую у ГИ
еще тонкость, деликатность, слышание отзвуков - не то, чтоб специально женские качества,
но все же женщинам как-то более приписываемые.
Я тоже. Не говоря уже о том, что в
молодости она была очень хороша собой.
Andreii (18.01.2010 06:40) не в сети не в сети
Играет Киевский национальный оркестр современной проффессиональной авангардной музыки
Andreii (22.01.2010 22:22) не в сети не в сети
Пишите коментарии
MargarMast (02.07.2011 06:55) не в сети не в сети
Прочитала статью о Тищенко, которого я практически не слышала, в которой музыка Тищенко к
балету `Ярославна` названа `гениальной`. Я только начала её слушать, и она меня
совершенно захватила. Это удивительная по своей силе и художественной выразительности
музыка. Совершенно удивительная.
MargarMast (02.07.2011 07:57) не в сети не в сети
Вернулась к `Ярославне`. Ночь на дворе, а Игорь в поход ещё не ушёл. Если кто-нибудь
дослушает до конца - поделитесь, друзья. Интересно, что вы скажете. До потом.
ak57 (13.02.2014 23:19) не в сети не в сети
Очень интересно. Однако как такое можно станцевать? На мой непросвещенный взгляд, музыка
можно, сказать совершенно `антибалетная`. Даже `Икар` Слонимского на порядок более
театрален. Уж не говоря о всяких там `Легендах о любви` и `Семи красавицах`, которые
определенно изначально предназначались для сцены.
precipitato (13.02.2014 23:45) не в сети не в сети
ak57 писал(а):
Очень интересно. Однако как такое можно станцевать? На
мой непросвещенный взгляд, музыка можно, сказать совершенно `антибалетная`. Даже `Икар`
Слонимского на порядок более театрален. Уж не говоря о всяких там `Легендах о любви` и
`Семи красавицах`, которые определенно изначально предназначались для
сцены.
Спектакль был прекрасный, поверьте.
Mick_M (13.02.2014 23:48) не в сети не в сети
precipitato писал(а):
Спектакль был прекрасный, поверьте.
Помню
спектакль в Малеготе - Виноградов-Любимов. Эпизод `Стон земли` до сих пор перед глазами.
ak57 (13.02.2014 23:50) не в сети не в сети
precipitato писал(а):
Спектакль был прекрасный, поверьте.
В док.
фильме о Тищенко, который на этом сайте, есть несколько фрагментов из этого спектакля. Так
что, это тем более удивительно для меня.
Andrew_Popoff (13.02.2014 23:53) не в сети не в сети
precipitato писал(а):
Спектакль был прекрасный,
поверьте.
Интересно, а видео не сохранилось? Очень хотелось бы увидеть.
precipitato (13.02.2014 23:58) не в сети не в сети
Andrew_Popoff писал(а):
Интересно, а видео не сохранилось? Очень
хотелось бы увидеть.
Увы - кажется ничего нет.
Andrew_Popoff (14.02.2014 00:01) не в сети не в сети
precipitato писал(а):
Увы - кажется ничего нет.
Очень жаль. Я
попробую поискать.
victormain (14.02.2014 03:38) не в сети не в сети
precipitato писал(а):
Увы - кажется ничего нет.
Несколько
небольших фрагментов репортажного типа. Но вот во Франции запросто может быть полная
съёмка: `Ярославну` году в 75-м туда возили. А Тищенко не пустили, насколько я помню. Если
есть - всплывёт, как английская съёмка `Жизели` с Улановой, с гастролей Большого т-ра в
Лондоне: через полвека.
Mick_M (14.02.2014 03:45) не в сети не в сети
victormain писал(а):
Несколько небольших фрагментов репортажного
типа. Но вот во Франции запросто может быть полная съёмка: `Ярославну` году в 75-м туда
возили. А Тищенко не пустили, насколько я помню. Если есть - всплывёт, как английская
съёмка `Жизели` с Улановой, с гастролей Большого т-ра в Лондоне: через полвека.
Знаю,
что лгитмиковские студенты ТВ-режиссуры Ю.Карасика снимали по просьбе самого Олега. Вроде
даже полностью и с двух (!!!) камер ТЖК:)
victormain (14.02.2014 04:01) не в сети не в сети
Mick_M писал(а):
Знаю, что лгитмиковские студенты ТВ-режиссуры
Ю.Карасика снимали по просьбе самого Олега. Вроде даже полностью и с двух (!!!) камер
ТЖК:)
Значит, найдётся)
Mikhail_Kollontay (14.02.2014 08:35) не в сети не в сети
ak57 писал(а):
как такое можно станцевать
Связан ли танец с
музыкой? для меня это большой вопрос. Так же, как: связан ли вокал со словом? Думаю,
пришло время для разделений, период детства должен же закончиться когда-то и для этих
искусств. Мне случилось очень давно видеть большой кусок балета без музыки, и это
произвело большое впечатление, так что было досадно, что музыка все-таки спустя сколько-то
минут зазвучала. Это не в укор качеству музыки.
paraklit (15.02.2014 07:54) не в сети не в сети
Ух ты, Гергиев сыграл! Обязательно послушаю... А музыка и впрямь гениальная. Таких
партитур за ХХ век было написано (по моему, разумеется, мнению) - ну, разве что перечесть
на пальцах двух рук...
victormain (15.02.2014 08:13) не в сети не в сети
Mikhail_Kollontay писал(а):
Связан ли танец с музыкой? для меня это
большой вопрос. Так же, как: связан ли вокал со словом? Думаю, пришло время для
разделений, период детства должен же закончиться когда-то и для этих
искусств...
Напрямую - нет. Но когда удачно связано, почему нет? Тем более, что слово
может быть совершенно условным: фонема, не более. Танец без музыки бывает очень хорош, но
я лично человек инертный и в таких случаях всегда жду, что вот-вот вступит какой-нибудь
завалящий бассетгорн. А вот танец со словом, модный в последнее время (балетные Пассионы,
Мессы, Ноймайеры) - дикая безвкусица и беспомощность (в отличие от Половецких Плясок, где
поют, и пляшут, и ничего: само естество).
paraklit (15.02.2014 08:18) не в сети не в сети
victormain писал(а):
жду, что вот-вот вступит какой-нибудь завалящий
бассетгорн.
Классно сказано! Я обязательно студентам процитирую! Правда, мне очень
понравилось!
dushah (15.02.2014 08:52) не в сети не в сети
victormain писал(а):
Но когда удачно связано, почему
нет?
привязано. связано - когда взаимозависимо. в области интерактива пока фсё очень
плохо, но - есть
childcomposer (28.06.2014 01:25) не в сети не в сети
ak57 писал(а):
Очень интересно. Однако как такое можно
станцевать?
А между прочим, в партитуре балета, в эпизоде затмения, Тищенко прописал
строчку-нитку: Ritmo coreografico ! Там в оркестре генеральная пауза, и остается только
Хореографический ритм, продолжающий ритмическое остинато! Как такое можно не станцевать?
Rycnfynbyajrby (17.08.2017 19:16) не в сети не в сети
и сейчас музыка воспринимается свежо, завораживающе драматичной. начинал он здорово. но
где-то надломился.впрочем жёны и не то творят.
precipitato (17.08.2017 19:19) не в сети не в сети
Rycnfynbyajrby писал(а):
и сейчас музыка воспринимается свежо,
завораживающе драматичной. начинал он здорово. но где-то надломился.впрочем жёны и не то
творят.
Причем тут жены?
 
     
Правообладателям | По всем вопросам пишите на classic-online@bk.ru