Пользователь: alexshmurak

         
   
Информация о пользователе alexshmurak (не в сети )




   
   


Тема:Симфония №5 cи-бемоль мажор (1944)
(14.10.2021 06:32)
По старой памяти решил переслушать финал Пятой симфонии Прокофьева
(немного перематывал, но вот буквально самый конец послушал очень
внимательно) и подумал, как это парадоксально: блестящая,
ошеломляющая, напоказ умно сделанная музыка, которая эстетизирует
дьявольское (тоталитаризм, зло, равнодушие, машинерию, лицемерие,
подхалиство), и тем самым легитимирует. Музыка эта не умозрительная,
не вялая, напротив, очень грувовая, дьявольски завлекательная именно
движенчески, от неё трудно оторваться и за ней хочется следовать. Она
глубоко социальна, несмотря на крайнее высокомерие
Прокофьева-человека.

Я это не к тому, что искусство должно быть инструментом
контрпропаганды и критики; нет, конечно. Но слушая позднего
Прокофьева, трудно отделаться от ощущения, что он легитимирует
тоталитарное, бесчеловечное; это своего рода очаровательный
антагонист, условный Джокер у Нолана или Петир Бейлиш из Игры
Престолов или Лорн Малво из первого сезона Фарго. Это явно не критика
толпы; на толпу Прокофьеву плевать, он работает только с властью и
личностями. Думаю, он отлично прижился бы при нынешних диктаторах.
Интересно, сработался ли бы он с Хржановским? Да вообще без проблем,
наверное. Ещё и музыку для Абрамович написал бы.

В то же время современная электронная танцевальная, гораздо более
глубоко социальная, тем более нисколько не высокомерная, — музыка
гораздо более жёсткая и прямая по саунду, просто сделанная
(интеллектуально более просто, имею в виду) — не оправдывает, конечно,
современное зло (кстати, а что такое современное зло?), поскольку
находится к нему по крайней мере идеологически в оппозиции, в
андеграунде, но ведь она в то же время и нисколько не критична. Она
мирно сосуществует. Логичнее с Прокофьевым сравнить, конечно, не
условное техно, а, скорее, хип-хоп (?), но есть ли подобное в хип-хопе
— знатоки, подскажите? Умная, блестящая, эстетизирующая дьявольская и
тем самым парадоксально обвиняющая, развенчивающая, так сказать. Не
прямая критика, нет. Как раз наоборот, под вывеской официоза. Понятно,
что информационное поле другое и степень искренности другой, не так
много надо притворяться сейчас.

Кстати, что-то подобное ощутил на ужасающем фильме Веном-2-Карнаж,
когда Веном, притворяясь не собой, а человеком в костюме Венома, то
есть притворяясь тем, кто притворяется им (!), начал со сцены в клубе
читать политкорректные воззвания. Мол, наша сила в разности, долой
ксенофобию и т. д. Толпа в клубе угодливо подкрикивала, поддерживала.
Это было очень сильно, даже немного неловко было на это смотреть,
физически неловко. Жаль, что это, наверное, единственный умный момент
в фильме. И не слишком-то социальный, скорее, так, милый фельетончик.

Не понимаю, как решить эту этическо-эстетическую проблему, то есть
баланс `умности` `показушности` `критичности` `очаровательности` и
`легитимации`. Можно сделать критично и нелегитимно, но это, как
правило, не так умно. А если умно, то не так показушно. Понятно, что
тут не может быть некоей идеальной формулы. Но даже на примере
условных коллег Прокофьева можно проследить, как может этот самый
баланс работать иначе: Свиридов (имею в виду воздействие музыки) не
очаровывает, поскольку он не такой умный, но в то же время он
нисколько и не критичный. Шостакович критикует, но не так
очаровательно, ему приходится применять много безобразного, грубого,
иногда даже тупого. Это всё музыка социальная; Уствольская же,
например, принципиально в стороне от социального, она исключительно
личностная. Физиологична, но не социальна. Трудно представить себе
воздействие такой музыки на общество; на личность — можно.
    


Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №23 ля мажор (1786)
(20.05.2021 23:14)
Volovikelena писал(а):
А Саурон - это
кто?
Плохой парень из `Властелина колец`
    


Тема:"Синяя птица", кончерто гроссо для скрипки, виолончели, фортепиано и камерного оркестра
(20.05.2021 18:13)
diamax писал(а):
Боже ! Неужели Лёша стареет
?
признаки были заметны уже в 2012, когда, собственно, и написан
комментарий про Рыбникова
    


Тема:Концерт Рiccolo для струнного оркестра (1988)
(11.05.2021 00:37)
слишком пахнет Сибелиусом -- то есть реально, как Сибелиус + некоторые
сонорные эффекты
    


Тема:Соната-фантазия для виолончели соло (1974)
(09.05.2021 00:42)
кстати, запись повышена на полтона. до звучит как до-диез
    
   
         
Наши контакты