1893-96, rev. 1906
1.С силой. Решительно.
2.Tempo di Menuetto. Очень сдержанно. Не торопиться!
3.Comodo. Scherzando. Без спешки.
4.Очень медленно. Misterioso. Абсолютное ppp. (Alt-Solo)...Читать дальше
1893-96, rev. 1906
1.С силой. Решительно. 2.Tempo di Menuetto. Очень сдержанно. Не торопиться! 3.Comodo. Scherzando. Без спешки. 4.Очень медленно. Misterioso. Абсолютное ppp. (Alt-Solo)...Читать дальше
1893-96, rev. 1906
1.С силой. Решительно. 2.Tempo di Menuetto. Очень сдержанно. Не торопиться! 3.Comodo. Scherzando. Без спешки. 4.Очень медленно. Misterioso. Абсолютное ppp. (Alt-Solo) 5.Весело по темпу и с выражением дерзости. (Соло альта, женский хор и хор мальчиков) 6.Медленно. Покойно. Прочувствованно. Первоначально к этой симфонии была программа: 1.„Пан пробудился. Лето вступает в права“ 2.„Что мне рассказывают цветы на лугу“ 3.„Что мне рассказывают звери в лесу“ 4.„Что мне рассказывает человек“ 5.„Что мне рассказывают ангелы“ 6.„Что мне рассказывает Любовь“ от публикации которой Малер впоследствии отказался. Часть IV О человек! Внимай! Что говорит глубокая полночь? «Я спал, я спал, Я пробудился от глубокого сна. Мир глубок, И глубже, чем думал день. Глубока его скорбь. Радость – еще глубже скорби: Боль говорит: «Погибай!» Но всякая радость хочет вечности – Хочет глубокой, глубокой вечности!» (Ф. Ницше «Полуночная песнь Заратустры») Часть V Поют три ангела сладостный напев, Благостно звучит он в небе. Они, ликуя, радуются тому, Что Петр от своих грехов свободен. Когда Сам Иисус за столом Со своими двенадцатью учениками вечерю вкушал, то: «Что стоишь ты здесь? Когда я на тебя смотрю, плачешь ты», – сказал Иисус. – Как мне не плакать, милостивый Боже, Я преступил все десять заповедей. – Ты не должен плакать! – Иду я и плачу горько. Ах, прошу, сжалься надо мной! – Если ты нарушил заповеди, Пади на колени и молись Богу! Люби Бога всегда – И с тобой пребудет небесная благодать, Святая, которой нет конца! Небесная благодать уготована Петру По милости Иисусовой – и всем во благо. (Из «Волшебного рога мальчика») Х Свернуть
Клаудио Аббадо
(дирижер)
,
Джесси Норман
(сопрано), Венский филармонический оркестр
, Хор Венской государственной оперы
|
||
Малера и Штутгартским симфоническим оркестром. Это его первый концерт в качестве главного
дирижера этого оркестра.
Лайвстрим начинается в 20:00.
Вот линк: https://goo.gl/jXvps9
смогут посмотреть и послушать Курентзиса с Третьей Малера и Штутгартским симфоническим
оркестром. Это его первый концерт в качестве главного дирижера этого оркестра.
Лайвстрим начинается в 20:00.
Вот линк: https://goo.gl/jXvps9
Грандиозно выстроенное целое с множеством тончайших подробностей. Торжествующая жизнь и
всепобеждающая любовь - плакать хочется от счастья.
Грандиозно выстроенное целое с множеством тончайших подробностей. Торжествующая жизнь и
всепобеждающая любовь - плакать хочется от счастья.
самая моя любимая. Если не трудно, расскажите, пожалуйста, как Курентзис в целом строил
симфонию. Там, у большинства дирижеров есть, мне кажется, трудности со 2-й и 3-й частями,
которые у некоторых исполнителей стилистически выпадают из контекста. Очень по-разному
играют и 1-ю часть (диапазон - от победносного шествия до тризны). А самое главное -
финальное адажио, которое, на первый взгляд, такой всеохватный жертвенный апофеоз любви.
Но на самом деле в этом адажио есть страшная, гибельная кульминация, делающая симфонию
абсолютно трагической, а финал - прощением и прощанием. Интересно, как это у Курентзиса.
Курентзис в целом строил симфонию.
Там, у большинства дирижеров есть, мне кажется, трудности со 2-й и 3-й частями, которые у
некоторых исполнителей стилистически выпадают из контекста. Очень по-разному играют и 1-ю
часть (диапазон - от победносного шествия до тризны). А самое главное - финальное адажио,
которое, на первый взгляд, такой всеохватный жертвенный апофеоз любви. Но на самом деле в
этом адажио есть страшная, гибельная кульминация, делающая симфонию абсолютно трагической,
а финал - прощением и прощанием. Интересно, как это у Курентзиса.
попробую.
1-ю часть я пережила как своего рода сотворение мира, преодоление инерции неживого,
застывшего, ликование природы. Дальше ничего не выпало, а пошло вширь и вглубь -
любование, упоение красотой этого мира.
Удаленная труба в 3-й части звучала, как голос Неба, и весь оркестр - весь мир тихо
отзывался на ее зов, это была вселенская гармония. В конце 3-й части разверзлась, конечно,
страшная бездна небытия, но ей никто всерьез не поверил, и правильно сделал - ведь в 4-й
части прямым текстом дается обещание вечной радости, а тема 5-й - прощение.
Адажио очень сильно по эмоциям. Мне кажется, это Христос на кресте. Страшная кульминация
- смерть Бога - цена искупления вечной жизни и вечной радости, которая и торжествует в
заключительных тактах.
Примерно так.
совпадает, хотя единого впечатления у меня никогда не было. Так, мне всегда казалось очень
убедительным исполнение Кондрашина - энергичное, цельное, в котором победительное и
драматическое непротиоречиво сочетаются (как известно, Р.Штраус говорил о Кraftig
enscheiden, что это майские демонстрации рабочих...). А у Бернстайна, к примеру, это
часть, скорее, трагическая и самая продолжительная, сиречь медленая (сравнительно с
другими дирижерами). Что касается финала, то я всегда ценил, как ни странно не то, чтобы
быстрое, но достаточно динамичное его звучание. Динамичное в том смысле, что тут должно
сохраняться естественное дыхание. Ваше упоминание о Христе можно принять, но мне кажется.
что тут и обыкновенного человека вполне достаточно... Это адажио - о каждом из нас.
трудности со 2-й и 3-й частями, которые у некоторых исполнителей стилистически выпадают из
контекста.
не большинства дирижёров? Всё же, если собирать симфонии из ранее написанного материала
аки конструктор, то на выходе могут быть проблемы с единством контекста. Независимо от
гениальности автора такой `сюиты`. Это еще больше относится ко второй симфонии.
Хотя честно признаться, я к Малеру с его сюитами сентиментально привязан. Он один из
композиторов, увлекших меня музыкой в пору первой молодости. А любовь и ненависть всегда
где-то рядом. Надеюсь, что не побьют)
Жаль, что пропустил трансляцию, но спасибо за ссылку. Быть может позже выложат.
это скорее вина Малера, а не большинства дирижёров?
слушаешь. В других симфониях эта особенность стиля Малера воспринимается как элемент его
полистилизма. Но в Третьей настолько сильно и с самого начала звучит трагическое начало,
что порой хочется пропустить эти две зоо-пасторальные части и оставить лишь 1,4,5 и 6-ю,
образующие вполне отчетливый цикл. Впрочем, есть исполнения, где 2 и 3-я части как-то
более органично вписываются в контекст остальных частей. Например - исполнение
Е.Ф.Светланова.
других симфониях эта особенность стиля Малера воспринимается как элемент его полистилизма.
Но в Третьей настолько сильно и с самого начала звучит трагическое начало, что порой
хочется пропустить эти две зоо-пасторальные части и оставить лишь 1,4,5 и 6-ю, образующие
вполне отчетливый цикл. Впрочем, есть исполнения, где 2 и 3-я части как-то более органично
вписываются в контекст остальных частей. Например - исполнение Е.Ф.Светланова.
самом деле , есть очень интересный корпус сочинений крупной формы, где, скажем так - не
все идеально с формой.
И эти сочинения отнюдь не являются неполноценными, наоборот - они представляют особенный
интерес для интерпретаторов.
Лично я очень трепетно отношусь к этой категории муз.произведений.
Небольшое несовершенство, диспропорция несут в себе очень хрупкий и трогательный элемент
себе очень хрупкий и трогательный элемент
относить эти особенности письма Малера к недостаткам. Это как в экспрессионистической
живописи - нарушение, скажем, естественных пропорций лица, подчеркивающее его особенности
(как, например,у Модильяни, Сутина или Шиле), или утрированный цвет, которого нет в
природе, но который усиливает образное звучание работы (как у фовистов). Другое дело, что
любые отклонения `от нормы` все равно должны быть эстетически оправданы. Кто-то из
корифеев, чуть ли не Гоголь, сказал, что в сказке золотые яблоки на яблоне это нормально,
но яблоки на березе - абсурд.
Соломаткина вспомнил бы. А так, начиная с Дуччо и Чимабуэ... Кстати в кино, в клипах, в
частности, поиск норм нарушения правил (скажем так; с пресловутой восьмёрки начиная)
всегда в деле, всегда акцентны, если на месте.
Соломаткина вспомнил бы. А так, начиная с Дуччо и Чимабуэ...
порой почти примитив, Насколько это в тему - не знаю. Дуччо, Чимабуэ это еще готика, ну
проторенессанс. В эти времена любой стилевой сдвиг - революция. Иди в любую сторону, все
будешь новатором. Но и позже тоже. Смотришь на мертвого Христа Мантеньи, на выставленные
вперед, как в широкоугольнике, стопы с дырками от гвоздей, и думаешь - какой же смелостью
нужно было обладать, чтобы вот так - тогда - писать, хоть это и был уж Ренессанс.
Мантенья, да. Где-то у Достоевского эта вещь упоминается, кстати. Соломаткин очень глубок,
тем не менее. Не Федотов, совсем. Федотов, да жанр.
с седьмой симфонии и далее у меня очень живо ассоциируется с экспрессионизмом и вообще
всем искусством начала ХХ века. А 1-4 в моем восприятии привязаны к веку XIX, и
экспрессионистский элемент в них ещё окончательно достоинством не стал, он скорее сбивает
с толку. Исполнение Светланова обязательно послушаю, как только дойдут руки.
упоминается, кстати. Соломаткин очень глубок, тем не менее. Не Федотов, совсем. Федотов,
да жанр.
единстве и его нарушениях, либо художественно оправданных и образующих органический
авторский стиль, либо о пестростилье. Кстати, Соломаткин достаточно пестр: густой жанр на
грани сатиры, рисунок порой напоминающий примитив и, наконец, фактура типа малых
голландцев.