Главная Густав Малер Симфония № 3 ре минор для альта, хора мальчиков, женского хора и оркестра

Симфония № 3 ре минор для альта, хора мальчиков, женского хора и оркестра,  (Малер)

Густав Малер (1860–1911)

Симфония № 3 ре минор для альта, хора мальчиков, женского хора и оркестра

Скачать ноты

1893-96, rev. 1906

1.С силой. Решительно.
2.Tempo di Menuetto. Очень сдержанно. Не торопиться!
3.Comodo. Scherzando. Без спешки.
4.Очень медленно. Misterioso. Абсолютное ppp. (Alt-Solo)...Читать дальше
1893-96, rev. 1906

1.С силой. Решительно.
2.Tempo di Menuetto. Очень сдержанно. Не торопиться!
3.Comodo. Scherzando. Без спешки.
4.Очень медленно. Misterioso. Абсолютное ppp. (Alt-Solo)
5.Весело по темпу и с выражением дерзости. (Соло альта, женский хор и хор мальчиков)
6.Медленно. Покойно. Прочувствованно.

Первоначально к этой симфонии была программа:
1.„Пан пробудился. Лето вступает в права“
2.„Что мне рассказывают цветы на лугу“
3.„Что мне рассказывают звери в лесу“
4.„Что мне рассказывает человек“
5.„Что мне рассказывают ангелы“
6.„Что мне рассказывает Любовь“
от публикации которой Малер впоследствии отказался.

Часть IV
О человек! Внимай!
Что говорит глубокая полночь?
«Я спал, я спал,
Я пробудился от глубокого сна.
Мир глубок,
И глубже, чем думал день.
Глубока его скорбь.
Радость – еще глубже скорби:
Боль говорит: «Погибай!»
Но всякая радость хочет вечности –
Хочет глубокой, глубокой вечности!»
(Ф. Ницше «Полуночная песнь Заратустры»)

Часть V
Поют три ангела сладостный напев,
Благостно звучит он в небе.
Они, ликуя, радуются тому,
Что Петр от своих грехов свободен.
Когда Сам Иисус за столом
Со своими двенадцатью учениками вечерю вкушал, то:
«Что стоишь ты здесь?
Когда я на тебя смотрю, плачешь ты», – сказал Иисус.
– Как мне не плакать, милостивый Боже,
Я преступил все десять заповедей.
– Ты не должен плакать!
– Иду я и плачу горько.
Ах, прошу, сжалься надо мной!
– Если ты нарушил заповеди,
Пади на колени и молись Богу!
Люби Бога всегда –
И с тобой пребудет небесная благодать,
Святая, которой нет конца!
Небесная благодать уготована Петру
По милости Иисусовой – и всем во благо.
(Из «Волшебного рога мальчика»)

Х Свернуть

Выводить записи: по популярности | по рейтингу исполнителя | по алфавиту | сначала аудио | сначала видео

Запись - сентябрь 1980 г., Вена.
Добавил: Lucifer , 29.12.2009 13:09            (19)  


Live - 19 August 2007 - Lucerne
Добавил: Avia , 06.09.2019 22:30            (0)  


Hildegard Roessl-Majdan - mezzo-soprano. Vienna Boys` Choir. Запись - 27 апреля 1952 г., Вена.
Добавил: serbar , 03.03.2015 20:13            (7)  


Керстин Мейер - контральто. Запись - 3 мая 1969 г., Манчестер.
Добавил: Osobnyak , 07.05.2016 22:16            (0)  


Frauen & Knabenchor der St. Hedwigs-Kathedral. Запись - 8 марта 1969 г., Берлин.
Добавил: Osobnyak , 18.05.2016 04:24            (0)  


Toonkunstkoor Amsterdam, Boy choir Zanglust. Live, 14 july 1957.
Добавил: ATTILA , 04.02.2013 22:42            (0)  


Martha Lipton - soprano. Women`s Chorus of The Schola Cantorum & Boy`s Choir of the Little Church Around the Corner. Запись - 3 апреля 1961 г., Нью-Йорк.
Добавил: Mustang525 , 01.03.2011 11:57            (82)  


New York Choral Artists, Brooklyn Boys Chorus. Запись - ноябрь 1987 г., Нью-Йорк.
Добавил: Leb1 , 06.11.2013 00:48            (0)  


Live - 29 November 1947, London. (UK Premiere)
Добавил: Avia , 28.05.2019 20:13            (0)  


Запись - февраль 2001 г., Вена.
Добавил: Leontiy13 , 17.11.2009 23:54            (0)  


Violeta Urmana - mezzo soprano. New York Choral Artists, American Boychoir, Vienna Philharmonic Orchestra, Pierre Boulez - conductor. Carnegie Hall, New York, 4 March 2001.
Добавил: art15 , 28.10.2012 05:27            (0)  


Camerata Singers. Little Church Around the Corner Boys` Choir and the Trinity Church Boys` Choir. Brooklyn Boys` Choir. Broadcast of October 23, 1976, Avety Fisher Hall.
Добавил: Osobnyak , 30.09.2015 22:23            (0)  


Kelley O’Connor, mezzo-soprano, Women of the Cleveland Orchestra Chorus, Cleveland Orchestra Children’s Chorus. 01.10.2015, Severance Hall, Cleveland
Добавил: weina , 13.08.2017 15:37            (3)  


Tiffin Boys` Choir. Ladies of the London Symphony Chorus. Recorded: September 2007, London.
Добавил: amadei , 23.04.2011 22:08            (0)  


После исполнения Зандер говорит о содержании симфонии! Lilli Paasikivi - mezzo-soprano. Ladies of the London Philharmonic Choir (Neville Creed - chorus master). Tiffin Boys` Choir (Simon Toyne - chorus master). Запись - 28 февраля и 2 марта 2003 г., Лондон.
Добавил: herrrafael , 24.01.2013 13:49            (1)  


Doris Soffel - contralto. Limburger Domsingknaben. Women`s Chorus of the Frankfurter Kantorei. Запись - 18-19 апреля 1985 г., Франкфурт.
Добавил: Ugnenko , 26.02.2010 09:14            (0)  


Женская группа Московского государственного хора, детский хор - руководитель Владислав Соколов. Запись 1961 г., Москва.
Добавил: Eugene_X , 11.05.2011 23:09            (0)  


Contralto – Marjorie Thomas. Tölzer Knabenchor. Women`s Choir Of The Bavarian State Radio. Запись - май 1967 г., Мюнхен.
Добавил: alexskvor , 19.04.2009 18:29            (0)  


Gerhild Romberger (alt), Damen des MDR Rundfunkchors, Knabenchor collegium iuvenum Stuttgart, SWR Symphonieorchester & Teodor Currentzis (conductor) / Sept. 2018, Liederhalle Stuttgart
Добавил: Cypros , 09.03.2019 12:32            (0)  


Recorded in 1962.
Добавил: herrrafael , 24.01.2013 16:19            (0)  


Women of the Chicago Symphony Chorus. Glen Ellyn Children`s Chorus. Чикаго, 1975 г.
Добавил: art15 , 10.09.2012 21:03            (0)  


Запись - 24-30 апреля 1985 г., Вена.
Добавил: herrrafael , 11.01.2013 12:05            (72)  


Philharmonia Voices. Tiffin Boy`s Choir. Запись - 8 мая 2011 г., Лондон.
Добавил: Osobnyak , 04.02.2018 15:26            (0)  


March 1967 - Regina Resnik - Chicago Symphony Chorus and Orchestra
Добавил: Avia , 28.05.2019 22:42            (0)  


Vienna Singverein Women`s Chorus, Vienna Boy`s Choir. Запись - 16 сентября 2004 г., Вена.
Добавил: Osobnyak , 17.05.2016 23:13            (0)  


Mezzo-soprano - Beatrice Krebs. Запись - 15 апреля 1956 г., Нью-Йорк.
Добавил: LndGrsmv , 03.07.2011 14:43            (0)  


Frauenchor des WDR. Knabenschola des Kolner Domchores. Запись - 31 октября 1960 г.
Добавил: Osobnyak , 01.07.2015 02:28            (0)  


Dagmar Pecková - mezzo-soprano. Women of the Rundfunkchor Berlin. Knabenchor Hannover (chorus master - Heinz Hennig).
Добавил: ClassicNik , 13.01.2018 21:20            (0)  


Miroslav Kejmar (Flugelhorn), Kuehn Children`s Choir (Jiri Chvala), Prague Philharmonic Choir (Josef Veselka). Запись - 16-19 декабря 1981 г., Прага.
Добавил: Cypros , 07.09.2011 16:34            (0)  


Tanglewood Festival Chorus. American Boychoir. Запись - апрель 1993 г., Бостон.
Добавил: Osobnyak , 15.05.2016 16:30            (0)  


Live - 5 February 2015 - Natalie Stutzmann, mezzo - The Limburger Domsingknaben, Europachores Frankfurt - Frankfurt Radio Symphony Orchestra
Добавил: Avia , 29.08.2019 12:18            (0)  


Birgit Remmert - contralto. City of Birmingham Symphony Youth Chorus, City of Birmingham Symphony Chorus. Recorded: Symphony Hall, Birmingham, October 5-7, 1997.
Добавил: Cypros , 07.04.2012 11:20            (0)  


Ladies of the Gothenburg Symphony Chorus, Gothenburg Boys Choir, Gothenburg Cathedral Boys Choir. Konserthus, Gothemburg, 18 September 2009.
Добавил: art15 , 29.09.2012 15:16            (0)  


Nathalie Stutzmann, Berlin Philharmonic Orchestra, Sir Simon Rattle. Philharmonie, Berlin, 5 February 2011.
Добавил: art15 , 08.08.2013 16:20            (0)  


Концерт в Стокгольме! РАРИТЕТ!!! Anna Larsson, alto soloist Boys from the Nacka Music School Women`s Choir from the Swedish Radio Choir The Swedish Radio Symphony Orchestra Conductor Jevgenij Svetlanov Venue: Berwald Concert Hall, Stockholm October 4, 1999
Добавил: hamerkop , 10.08.2011 03:31            (13)  


Russian Academic Choir of the TV `Ostankino`, Moscow Boys` Cappella, Olga Alexandrova - mezzo-soprano, Russian State Symphony Orchestra, Conductor Evgeny Svetlanov. Recorded on December 24 and 28 1994 at the Large Hall of the Moscow Conservatory, and issued by Saison Russe through Harmonia Mundi in the West (RUS 288111.12) in 1995.
Добавил: art15 , 19.09.2013 16:26            (0)  


Филармонический оркестр BBC, K. Cargill. Запись сделана 13.02.2010.
Добавил: mkonovalov2255 , 19.06.2011 06:42            (0)  


Women`s Voices Of The Philharmonia Chorus, New London Children`s Choir. Recorded: January/February 1994, London.
Добавил: Cypros , 28.06.2011 22:32            (0)  


Brigitte Pretschner - contralto. Bulgarian National Choir `Svetoslav Obretenov` (choirmaster - Georgi Robev). `Bodra Smyana` Children`s Choir. Запись - апрель 1990 г., София.
Добавил: Cypros , 09.01.2014 19:55            (0)  


Ortrun Wenkel - contralto. Southend Boys` Choir. London Philharmonic Choir. Запись - октябрь 1979 г., Лондон.
Добавил: Anthony , 13.02.2010 12:17            (0)  


Vance George (chorus director). Recorded live at Davies Symphony Hall, San Francisco, 25-29 September 2002.
Добавил: Cypros , 25.04.2015 09:59            (0)  


Jard van Nes - mezzo-soprano. Women of the Ernst-Senff-Chor. Toelzer Knabenchor. Запись - декабрь 1990 г., Берлин.
Добавил: D-503 , 09.05.2009 23:12            (0)  


Women of the Chicago Symphony Chorus, Chicago Children`s Choir. Запись - 19-21 октября 2006 г., Чикаго.
Добавил: Osobnyak , 18.03.2016 22:39            (0)  


Jard van Nes - mezzo-soprano. Recording May 7, 1995.
Добавил: herrrafael , 01.03.2013 02:13            (0)  


Netherlands Radio Choir and the Boys` Chorus of St. Willibrord Church, Amsterdam. Запись - май 1966 г., Амстердам.
Добавил: Osobnyak , 30.05.2016 15:11            (0)  


Gerhild Romberger - mezzo-soprano. Augsburg Cathedral Boys` Choir. Bavarian Radio Womens` Choir. Запись - 16-17 июня 2016 г., Мюнхен.
Добавил: Mahlerisking , 11.04.2018 11:34            (0)  


Katarina Karneus - contralto. Swedish Radio Symphony Chorus, Swedish Radio Symphony Orchestra, Daniel Harding - conductor. 12 September 2008, Berwaldhallen, Stockholm.
Добавил: art15 , 18.11.2012 17:40            (0)  


Birgit Remmert - contralto. Schweizer Kammerchor. Запись - 27 февраля - 1 марта 2006 г., Цюрих.
Добавил: herrrafael , 28.05.2013 11:47            (0)  


Mihoko Fujimara - contralto. New National Theatre Chorus, The Little Singers of Tokyo. NHK Hall, Tokyo, 11 February 2011, live.
Добавил: art15 , 23.05.2014 07:23            (0)  


Netherlands Children`s Choir. Recorded: 5-9 May 2003.
Добавил: amadei , 22.04.2011 17:37            (4)  


Запись - 1-4 октября 1960 г.
Добавил: TonyG , 10.08.2019 12:20            (0)  


Soprano – Helga Dernesch. Chicago Symphony Chorus, Glen Ellyn Children`s Chorus. Запись - ноябрь 1982 г., Чикаго.
Добавил: Dmitriyd14 , 08.09.2010 22:53            (0)  


Ruth Siewert - contralto. Mitclieder des Südfunk Chor. Recorded: September 7, 1960, Stuttgart.
Добавил: art15 , 19.09.2014 14:19            (0)  


Boyschoir Rijnmond and boys of the Sacramentskoor Breda, Groot Omroepkoor. Soloists: Bart Claessen (trombone), Liviu Prunaru (violin), Frits Damrow (posthorn). Recorded on Friday 5 February 2010, Concertgebouw, Amsterdam.
Добавил: art15 , 19.10.2012 12:48            (3)  


Последние комментарии

alexshmurak
  однозначно лучше Булеза
DeLaMer
  Очень хорошее исполнение!
DeLaMer
  Это Люцернский Фестивальный оркестр?
Romy_Van_Geyten
  Завтра (20.09) те, кому это интересно, смогут посмотреть и послушать Курентзиса с Третьей
Малера и Штутгартским симфоническим оркестром. Это его первый концерт в качестве главного
дирижера этого оркестра.
Лайвстрим начинается в 20:00.
Вот линк: https://goo.gl/jXvps9
weina
  Romy_Van_Geyten писал(а):
Завтра (20.09) те, кому это интересно,
смогут посмотреть и послушать Курентзиса с Третьей Малера и Штутгартским симфоническим
оркестром. Это его первый концерт в качестве главного дирижера этого оркестра.
Лайвстрим начинается в 20:00.
Вот линк: https://goo.gl/jXvps9
Большое спасибо за ссылку, Роми! Это было прекрасно!
Грандиозно выстроенное целое с множеством тончайших подробностей. Торжествующая жизнь и
всепобеждающая любовь - плакать хочется от счастья.
musikus
  weina писал(а):
Большое спасибо за ссылку, Роми! Это было прекрасно!
Грандиозно выстроенное целое с множеством тончайших подробностей. Торжествующая жизнь и
всепобеждающая любовь - плакать хочется от счастья.
Завидую. Не довелось. А 3-я -
самая моя любимая. Если не трудно, расскажите, пожалуйста, как Курентзис в целом строил
симфонию. Там, у большинства дирижеров есть, мне кажется, трудности со 2-й и 3-й частями,
которые у некоторых исполнителей стилистически выпадают из контекста. Очень по-разному
играют и 1-ю часть (диапазон - от победносного шествия до тризны). А самое главное -
финальное адажио, которое, на первый взгляд, такой всеохватный жертвенный апофеоз любви.
Но на самом деле в этом адажио есть страшная, гибельная кульминация, делающая симфонию
абсолютно трагической, а финал - прощением и прощанием. Интересно, как это у Курентзиса.
weina
  musikus писал(а):
Если не трудно, расскажите, пожалуйста, как
Курентзис в целом строил симфонию.
Там, у большинства дирижеров есть, мне кажется, трудности со 2-й и 3-й частями, которые у
некоторых исполнителей стилистически выпадают из контекста. Очень по-разному играют и 1-ю
часть (диапазон - от победносного шествия до тризны). А самое главное - финальное адажио,
которое, на первый взгляд, такой всеохватный жертвенный апофеоз любви. Но на самом деле в
этом адажио есть страшная, гибельная кульминация, делающая симфонию абсолютно трагической,
а финал - прощением и прощанием. Интересно, как это у Курентзиса.
Трудно, конечно, но
попробую.
1-ю часть я пережила как своего рода сотворение мира, преодоление инерции неживого,
застывшего, ликование природы. Дальше ничего не выпало, а пошло вширь и вглубь -
любование, упоение красотой этого мира.
Удаленная труба в 3-й части звучала, как голос Неба, и весь оркестр - весь мир тихо
отзывался на ее зов, это была вселенская гармония. В конце 3-й части разверзлась, конечно,
страшная бездна небытия, но ей никто всерьез не поверил, и правильно сделал - ведь в 4-й
части прямым текстом дается обещание вечной радости, а тема 5-й - прощение.
Адажио очень сильно по эмоциям. Мне кажется, это Христос на кресте. Страшная кульминация
- смерть Бога - цена искупления вечной жизни и вечной радости, которая и торжествует в
заключительных тактах.
Примерно так.
musikus
  weina писал(а):
Трудно, конечно, но попробую.
Спасибо. Многое
совпадает, хотя единого впечатления у меня никогда не было. Так, мне всегда казалось очень
убедительным исполнение Кондрашина - энергичное, цельное, в котором победительное и
драматическое непротиоречиво сочетаются (как известно, Р.Штраус говорил о Кraftig
enscheiden, что это майские демонстрации рабочих...). А у Бернстайна, к примеру, это
часть, скорее, трагическая и самая продолжительная, сиречь медленая (сравнительно с
другими дирижерами). Что касается финала, то я всегда ценил, как ни странно не то, чтобы
быстрое, но достаточно динамичное его звучание. Динамичное в том смысле, что тут должно
сохраняться естественное дыхание. Ваше упоминание о Христе можно принять, но мне кажется.
что тут и обыкновенного человека вполне достаточно... Это адажио - о каждом из нас.
musikus
  musikus писал(а):
медленая
медленНая
musikus
  musikus писал(а):
Кraftig enscheiden
EnTscheiden
muzikoamanto
  musikus писал(а):
Там, у большинства дирижеров есть, мне кажется,
трудности со 2-й и 3-й частями, которые у некоторых исполнителей стилистически выпадают из
контекста.
Ох, по-моему почти у всех. Вам не кажется, что это скорее вина Малера, а
не большинства дирижёров? Всё же, если собирать симфонии из ранее написанного материала
аки конструктор, то на выходе могут быть проблемы с единством контекста. Независимо от
гениальности автора такой `сюиты`. Это еще больше относится ко второй симфонии.
Хотя честно признаться, я к Малеру с его сюитами сентиментально привязан. Он один из
композиторов, увлекших меня музыкой в пору первой молодости. А любовь и ненависть всегда
где-то рядом. Надеюсь, что не побьют)
Жаль, что пропустил трансляцию, но спасибо за ссылку. Быть может позже выложат.
musikus
  muzikoamanto писал(а):
Ох, по-моему почти у всех. Вам не кажется, что
это скорее вина Малера, а не большинства дирижёров?
Эта мысль всегда возникает, когда
слушаешь. В других симфониях эта особенность стиля Малера воспринимается как элемент его
полистилизма. Но в Третьей настолько сильно и с самого начала звучит трагическое начало,
что порой хочется пропустить эти две зоо-пасторальные части и оставить лишь 1,4,5 и 6-ю,
образующие вполне отчетливый цикл. Впрочем, есть исполнения, где 2 и 3-я части как-то
более органично вписываются в контекст остальных частей. Например - исполнение
Е.Ф.Светланова.
bubusir
  musikus писал(а):
Эта мысль всегда возникает, когда слушаешь. В
других симфониях эта особенность стиля Малера воспринимается как элемент его полистилизма.
Но в Третьей настолько сильно и с самого начала звучит трагическое начало, что порой
хочется пропустить эти две зоо-пасторальные части и оставить лишь 1,4,5 и 6-ю, образующие
вполне отчетливый цикл. Впрочем, есть исполнения, где 2 и 3-я части как-то более органично
вписываются в контекст остальных частей. Например - исполнение Е.Ф.Светланова.
На
самом деле , есть очень интересный корпус сочинений крупной формы, где, скажем так - не
все идеально с формой.
И эти сочинения отнюдь не являются неполноценными, наоборот - они представляют особенный
интерес для интерпретаторов.
Лично я очень трепетно отношусь к этой категории муз.произведений.
Небольшое несовершенство, диспропорция несут в себе очень хрупкий и трогательный элемент
musikus
  bubusir писал(а):
Небольшое несовершенство, диспропорция несут в
себе очень хрупкий и трогательный элемент
Мне никогда и в голову не приходило,
относить эти особенности письма Малера к недостаткам. Это как в экспрессионистической
живописи - нарушение, скажем, естественных пропорций лица, подчеркивающее его особенности
(как, например,у Модильяни, Сутина или Шиле), или утрированный цвет, которого нет в
природе, но который усиливает образное звучание работы (как у фовистов). Другое дело, что
любые отклонения `от нормы` все равно должны быть эстетически оправданы. Кто-то из
корифеев, чуть ли не Гоголь, сказал, что в сказке золотые яблоки на яблоне это нормально,
но яблоки на березе - абсурд.
steinberg
  musikus писал(а):
Сутина
Я бы в этой связи из русских художников
Соломаткина вспомнил бы. А так, начиная с Дуччо и Чимабуэ... Кстати в кино, в клипах, в
частности, поиск норм нарушения правил (скажем так; с пресловутой восьмёрки начиная)
всегда в деле, всегда акцентны, если на месте.
musikus
  steinberg писал(а):
Я бы в этой связи из русских художников
Соломаткина вспомнил бы. А так, начиная с Дуччо и Чимабуэ...
Ну, Соломаткин... Жанр,
порой почти примитив, Насколько это в тему - не знаю. Дуччо, Чимабуэ это еще готика, ну
проторенессанс. В эти времена любой стилевой сдвиг - революция. Иди в любую сторону, все
будешь новатором. Но и позже тоже. Смотришь на мертвого Христа Мантеньи, на выставленные
вперед, как в широкоугольнике, стопы с дырками от гвоздей, и думаешь - какой же смелостью
нужно было обладать, чтобы вот так - тогда - писать, хоть это и был уж Ренессанс.
steinberg
  musikus писал(а):
Смотришь на мертвого Христа Мантеньи, .
Ну,
Мантенья, да. Где-то у Достоевского эта вещь упоминается, кстати. Соломаткин очень глубок,
тем не менее. Не Федотов, совсем. Федотов, да жанр.
muzikoamanto
  musikus писал(а):
Это как в экспрессионистической живописи
Малер
с седьмой симфонии и далее у меня очень живо ассоциируется с экспрессионизмом и вообще
всем искусством начала ХХ века. А 1-4 в моем восприятии привязаны к веку XIX, и
экспрессионистский элемент в них ещё окончательно достоинством не стал, он скорее сбивает
с толку. Исполнение Светланова обязательно послушаю, как только дойдут руки.
musikus
  steinberg писал(а):
Ну, Мантенья, да. Где-то у Достоевского эта вещь
упоминается, кстати. Соломаткин очень глубок, тем не менее. Не Федотов, совсем. Федотов,
да жанр.
Как-то мы сдвинулись от Малера к Соломаткину... Речь шла о стилевом
единстве и его нарушениях, либо художественно оправданных и образующих органический
авторский стиль, либо о пестростилье. Кстати, Соломаткин достаточно пестр: густой жанр на
грани сатиры, рисунок порой напоминающий примитив и, наконец, фактура типа малых
голландцев.
serbar
  Hilde Rossl-Majdan (Mezzo Soprano)
OlgaKz
  serbar писал(а):
Hilde Rossl-Majdan (Mezzo Soprano)
Ох, дорогой
serbar, Вы прямо кудесник!
Тонны благодарностей за эту запись!
weina
  Здесь темпы тоже довольно затянуты, а оторваться от музыки невозможно, и не подгоняешь ее
своим «опережающим слухом», принимаешь, как есть, с благодарностью. Вообще выбор темпа и
соотношение темпов, вещь очень важная (наверное, не только для меня). И если уж
замедляться, то надо, чтоб выразительность оркестра вырастала в разы - а именно это здесь
и происходит! Теперь вот кажется, что только так и надо исполнять Третью.

Впервые (в моем восприятии, разумеется) дирижеру удалось соскоблить с марша 1-й части
революционный налет (этот налет присутствует почти во всех исполнениях, которые я слышала,
- недаром Р.Штраус говорил что-то о «шествии первомайских колонн»). Из музыки уходит
агрессивный напор, остается радость и бьющая через край энергия пробуждающейся к жизни
природы.

Во 2-й и 3-й частях «за кадром» отчетливо звучит и восхищение богатством окружающего
мира, ведущего свою скрытую от посторонних глаз, загадочную и мудрую, жизнь, и немножко
снисходительная, но исполненная добродушия улыбка.

Меццо-сопрано очень красивое, но главное - поет ровно, как по ниточке, и с нужной
отрешенностью.

Медленный финал заставляет еще острее прочувствовать трепет души, соприкасающейся с
вечностью, восхождение к апофеозу небесной любви.

Вообще вся концепция симфонии - от мертвых камней до вершин духа - воплощена с такой
прозрачной ясностью, что действительно ее можно в известном смысле назвать «гайдновской»
(как это делал сам Малер).
Очень яркое, достойнейшее исполнение. Спасибо за выкладку!
musikus
  weina писал(а):
Здесь темпы тоже довольно затянуты, а оторваться от
музыки невозможно, и не подгоняешь ее своим «опережающим слухом», принимаешь, как есть, с
благодарностью.
Запись 3-й с Ш.Адлером - одна из самых первых по времени в моей
фонотеке. Может быть поэтому она мне до сих пор кажется лучшей. Темпы первой части мне,
как раз, кажутся самыми убедительными. Это, все таки, не первомайское шествие, а - драма.
weina
  musikus писал(а):
Запись 3-й с Ш.Адлером - одна из самых первых по
времени в моей фонотеке. Может быть поэтому она мне до сих пор кажется лучшей. Темпы
первой части мне, как раз, кажутся самыми убедительными. Это, все таки, не первомайское
шествие, а - драма.
Я со всем согласна, кроме `драмы`. Хотя зарождение и становление
жизни, преодоление косной, тяжелой неподвижности и явлено у Малера как мучительный,
трудный процесс, но в целом все очень оптимистично и даже с изрядной долей юмора.
musikus
  weina писал(а):
Я со всем согласна, кроме `драмы`. Хотя зарождение и
становление жизни, преодоление косной, тяжелой неподвижности и явлено у Малера как
мучительный, трудный процесс, но в целом все очень оптимистично и даже с изрядной долей
юмора.
Говоря `драма`, я имел в виду, прежде всего, 1-ю часть, хотя, пожалуй, не
отказался бы от этого определения и по отношению ко всей симфонии. Насчет юмора и
оптимизма... Не знаю, может быть. Лирика - да, особенно во 2-й и 3-й частях, которые
напоминают мне атмосферу `Лисички-плутовки`... Квинтэссенция смысла - финал. Там - всё. И
он не только глубоко драматичен, но и более того. Там, в начале последней трети, звучит
абсолютно трагическая кульминация, которая - несмотря на призыв к любви и всепрощению -
ясно говорит о тщете всего. Для меня это - момент истины в симфонии, ее итог.
weina
  musikus писал(а):
Говоря `драма`, я имел в виду, прежде всего, 1-ю
часть

2-й и 3-й частях, которые напоминают мне атмосферу `Лисички-плутовки`...

Квинтэссенция смысла - финал. Там - всё. И он не только глубоко драматичен, но и более
того. Там, в начале последней трети, звучит абсолютно трагическая кульминация, которая -
несмотря на призыв к любви и всепрощению - ясно говорит о тщете всего. Для меня это -
момент истины в симфонии, ее итог.
Да-да, я, естественно, тоже о 1-й части говорила.

!!!

Я понимаю, о чем Вы говорите. На протяжении всего финала не раз возникают скорбные и
обреченные интонации, я их воспринимаю как символ всего земного, преходящего. Они как бы
противопоставляются главной теме, преграждают дорогу к духовному прозрению и просветлению.
(Так же, как в 1-й части тема мертвого, инертного начала не раз встает препятствием на
пути ликующего марша). В том месте, о котором Вы говорите, эти скорбные интонации
достигают своей кульминации, и здесь действительно можно услышать крушение всего и полную
катастрофу. Но у меня, с моим идеалистическим мировоззрением, внимание легко и естественно
переключается на их однозначное преодоление в 3-й кульминации. Как грандиозно и
величественно звучит в конце главная тема! Разве можно после этого фиксироваться на
земном…
К слову, интонационно главная тема финала напоминает вступление к 1-й части – сигнал к
пробуждению и поэтому воспринимается как итог и венец всего сквозного развития после
первоначального толчка. Вообще в этой симфонии, как и везде у Малера, можно найти
множество интонационных перекличек (тема «зарождения жизни» из 1-й части, например,
превращается потом в «бим-бом», обрамляющее 5-ю часть).
 
 

 
 
     
Правообладателям | По всем вопросам пишите на classic-online@bk.ru