Оригинальное название — Orfeo ed Euridice

Опера в трех действиях Кристофа Виллибальда Глюка на либретто (по-итальянски) Раньеро да Кальцабиджи, основанное на греческой мифологии.

Действующие...Читать дальше
Оригинальное название — Orfeo ed Euridice

Опера в трех действиях Кристофа Виллибальда Глюка на либретто (по-итальянски) Раньеро да Кальцабиджи, основанное на греческой мифологии.

Действующие лица:

ОРФЕЙ, певец (контральто или тенор)
ЭВРИДИКА, его жена (сопрано)
АМУР, бог любви (сопрано)
БЛАЖЕННАЯ ТЕНЬ (сопрано)

Время действия: мифическая античность.
Место действия: Греция и Гадес.
Первая постановка: Вена, «Бургтеатр», 5 октября 1762 года; постановка второй редакции (на французском языке), на либретто П.-Л. Молина: Париж, Королевская академия музыки, 2 августа 1774 года.

Орфей был величайшим музыкантом в греческой мифологии. Действительно, он был столь великим, что возникла целая религия — орфизм, и Орфею поклонялись как богу уже примерно двадцать пять веков назад. Поэтому его история всегда казалась очень естественной для оперы. И действительно, самая ранняя из дошедших до нас оперных партитур основана на сюжете об Орфее. Это «Эвридика» Якопо Пери. Она датируется примерно 1600 годом, а вскоре после этого написано еще несколько опер об Орфее. Композиторы XVIII и XIX веков продолжали обращаться к этому персонажу; из новейших авторов можно назвать Дариюса Мийо.

Но единственная оперная версия данного сюжета, которую можно услышать в наши дни — это «Орфей и Эвридика» Глюка. Кстати, это самая ранняя опера из традиционно исполняемых в современных театрах, и датируется она 1762 годом. 5 октября этого года композитор дирижировал ее премьерой в Вене. Тогда она шла на итальянском языке, и роль Орфея исполнял Гаэтано Гваданьи, кастрат, то есть мужской альт. Позднее опера была поставлена во Франции, где кастраты не принимались на сцене, и Глюк переписал эту партию для тенора. Но в наше время (если не считать постановок во Франции) дается, как правило, итальянская версия, а роль Орфея исполняет контральто — то есть, естественно, контральто женское.

Глюк и его либреттист, Раньеро да Кальцабиджи, опустили многие детали, имеющиеся в мифе об Орфее, в результате на сцене происходит не слишком много действия. Но зато мы одарены множеством хоровых номеров (особенно в первом действии), а также многочисленными балетными вставками. Ввиду отсутствия действия эта опера почти ничего не теряет в концертном исполнении, а также лучше других сохраняет свои достоинства в аудиозаписи.

ДЕЙСТВИЕ I

Орфей только что потерял свою красавицу жену Эвридику, и опера начинается (после довольно бодрой увертюры) в гроте перед ее гробницей. Сначала в сопровождении хора нимф и пастухов, а затем один он горько скорбит о ее смерти. Наконец он решает вернуть ее из подземного царства. Он намеревается овладеть Гадесом, вооружившись лишь слезами, вдохновением и лирой. Но боги сжалились над ним. Амур, этот маленький бог любви (то есть Эрос, или Купидон) говорит ему, что он может спуститься в подземный мир. «Если нежной лиры услада, если певучий голос твой смирят гнев владык этой тьмы роковой, — уверяет Орфея Амур, — ты уведешь ее из мрачной бездны ада». Орфею необходимо выполнить лишь одно условие: не оборачиваться и не бросать ни единого взгляда на Эвридику, пока он не выведет ее, невредимую, обратно на землю. Это именно то условие, которое Орфею — он знает об этом — будет труднее всего выполнить, и он молит богов о помощи. В этот момент звук барабанов изображает гром, сверкает молния — так отмечено начало его опасного путешествия.

ДЕЙСТВИЕ II

Второе действие переносит нас в подземное царство — Гадес, — где Орфей сначала побеждает фурий (или эвменид), а затем получает свою супругу Эвридику из рук Блаженных теней. Хор фурий драматичен и устрашающ, но постепенно, по мере того как Орфей играет на лире и поет, они смягчаются. Это на редкость простая музыка, она замечательно передает драматизм происходящего. Ритмический рисунок данного эпизода еще не раз появляется в опере. В заключение фурии танцуют балет, который Глюк сочинил несколько ранее, чтобы изобразить схождение в ад Дон-Жуана.

Элизиум — прекрасное царство Блаженных теней. Сцена, сначала слабо освещенная как бы утренней зарей, постепенно наполняется утренним светом. Появляется Эвридика, печальная, с блуждающим взглядом; она тоскует по отсутствующему другу. После того как Эвридика удаляется, постепенно сцену заполняют Блаженные тени; они прогуливаются группами. Все это является хорошо известным «Танцем (гавотом) Блаженных теней» с его необычайно выразительным соло флейты. После того как Орфей уходит с фуриями, Эвридика поет вместе с Блаженными тенями об их тихой жизни в Элизиуме (райском загробном мире блаженства). После того как они исчезают, вновь появляется Орфей. Он один и теперь воспевает представшую его взору красоту: «Che puro ciel! che chiaro sol!» («О, лучезарный, дивный вид!»). Оркестр воодушевленно играет гимн красотам природы. Привлеченные его пением, вновь возвращаются Блаженные тени (звучит их хор, но сами они еще невидимы). Но вот маленькая группа этих Блаженных теней приводит Эвридику, лицо которо закрыто вуалью. Одна из Теней соединяет руки Орфея и Эвридики и снимает с Эвридики вуаль. Эвридика, узнав супруга, хочет выразить ему свой восторг, но Тень дала знак Орфею, чтобы он не поворачивал головы. Орфей, идя впереди Эвридики и держа ее за руку, поднимается ней по тропинке в глубине сцены, направляясь к выходу из Элизиума. При этом он не поворачивает к ней головы, хорошо помня о поставленном ему богами условии.

ДЕЙСТВИЕ III

Последнее действие начинается с того, что Орфей ведет свою жену обратно на землю по скалистому ландшафту мрачным переходам, извилистым тропам, опасно нависающим скалам. Эвридика ничего не знает о том, что боги запретили Орфею даже мимолетный взгляд на нее, прежде чем они достигнут земли. Пока они движутся так, Эвридика постепенно преображается из Блаженной тени (каковой она была во втором действии) в реальную живую женщину с горячим темпераментом. Она, не понимая причин такого поведения Орфея, горько жалуется на то, как безучастно он теперь к ней относится. Она обращается к нему то нежно, то восторженно, то с недоумением, то с отчаянием; она хватает Орфея за руку, стараясь обратить на себя внимание: «Мне брось один лишь взгляд...» — умоляет она. Неужели Орфей больше не любит свою Эвридику? И пока Орфей убеждает ее в обратном и жалуется богам, она становится все более и более настойчивой. В конце концов она пытается прогнать его: «Нет, уйди! Лучше мне опять умереть и забыть тебя...» В этот драматический момент их голоса сливаются. И вот Орфей бросает вызов богам. Он обращает свой взгляд на Эвридику и заключает ее в свои объятия. И в тот момент, когда он касается ее, она умирает. Наступает самый знаменитый момент в опере — ария «Che faro senza Euridice?» («Потерял я Эвридику»). В отчаянии Орфей хочет покончить с собой ударом кинжала, но в последний момент ему является маленький бог любви, Амур. Он останавливает Орфея в этом его отчаянном порыве и страстно взывает: «Эвридика, воскресни». Эвридика как бы пробуждается от глубокого сна. Боги, говорит Амур, столь поражены верностью Орфея, что решили вознаградить его.

Заключительная сцена оперы, которая происходит в храме Амура, представляет собой серию соло, хоров и танцев во славу любви. Это гораздо более счастливый конец, чем тот, что известен нам по мифологии. Согласно мифу, Эвридика остается умершей, а Орфея разрывают на куски фракийские женщины в негодовании, что самозабвенно предаваясь сладостной скорби, он пренебрег ими. XVIII век предпочитал, однако, счастливые концовки своих трагических опер.

Генри У. Саймон (в переводе А. Майкапара)

Х Свернуть

Римский полифонический хор, w/ Collegium Musicum Italicum. 1965 год.
         (22)  


abyrvalg (08.07.2015 18:35)
Мне один видео-спектакль нравится, хочу Вам выложить, хотя и качество звука не очень. Но
зато Эвридика хороша.

Leb1 (08.07.2015 19:47)
abyrvalg писал(а):
Мне один видео-спектакль нравится, хочу Вам
выложить, хотя и качество звука не очень. Но зато Эвридика хороша.
Ура! Abyrvalg
вернулся! :)

А я, вот, после завтра улетаю до сентября.
Кроме музыки у меня еще страстишка есть - горы.

precipitato (08.07.2015 20:10)
abyrvalg писал(а):
Мне один видео-спектакль нравится, хочу Вам
выложить, хотя и качество звука не очень. Но зато Эвридика хороша.
С возвращением!

abyrvalg (08.07.2015 20:20)
Leb1 писал(а):
А я, вот, после завтра улетаю до
сентября.
`Малыш, а как же я?` (С)

abyrvalg (08.07.2015 20:25)
precipitato писал(а):
С возвращением!
I`ll be back

abyrvalg (08.07.2015 20:44)
Leb1 писал(а):
Кроме музыки у меня еще страстишка есть -
горы.
Тогда надо Вам взять с собой Альпийскую симфонию Штрауса, там как раз в музыке
восхождение в гору с ослепительной кульминацией на вершине горы.

Maxilena (08.07.2015 21:56)
abyrvalg писал(а):
I`ll be back
Гоша!Гошенька! Гошунчичек!
Вернуууулся! Уррррра!!!

Maxilena (08.07.2015 22:03)
Leb1 писал(а):
Ура! Abyrvalg вернулся! :)

А я, вот, после завтра улетаю до сентября.
Кроме музыки у меня еще страстишка есть - горы.
Доброго пути и удачи! берегите себя!

abyrvalg (08.07.2015 22:23)
Maxilena писал(а):
Гоша!Гошенька! Гошунчичек! Вернуууулся!
Уррррра!!!
Ну, а я, как посмотрю, форум по-прежнему скорее жив, чем не жив, и это
радует.

Leb1 (08.07.2015 22:26)
Maxilena писал(а):
Доброго пути и удачи! берегите себя!
Спасибо!

Leb1 (08.07.2015 22:33)
abyrvalg писал(а):
Тогда надо Вам взять с собой Альпийскую симфонию
Штрауса, там как раз в музыке восхождение в гору с ослепительной кульминацией на вершине
горы.
В музыке я не буду излишне ограничен. :)
У меня с собой будет 60 гигабайт.

abyrvalg (08.07.2015 23:01)
Leb1 писал(а):
В музыке я не буду излишне ограничен. :)
У меня с собой будет 60 гигабайт.
Говорят, на вершинах гор хорошо идёт 4.33 минуты
тишины Кейджа. Музыка льётся сама собой, ничего не мешает созерцать.

Aelina (08.07.2015 23:04)
abyrvalg писал(а):
Ну, а я, как посмотрю, форум по-прежнему скорее
жив, чем не жив, и это радует.
Немного встрепенулся во(за) время проведения 15
конкурса Чайковского.
А за кого болели Вы? хотя бы вкратце поделитесь своими впечатлениями, плиззз.

abyrvalg (08.07.2015 23:08)
Aelina писал(а):
Немного встрепенулся во(за) время проведения 15
конкурса Чайковского.
А за кого болели Вы? хотя бы вкратце поделитесь своими впечатлениями, плиззз.
К
сожалению, я вообще не смотрел. Не в курсе.

abyrvalg (08.07.2015 23:16)
Aelina писал(а):
Немного встрепенулся во(за) время проведения 15
конкурса Чайковского.
А за кого болели Вы? хотя бы вкратце поделитесь своими впечатлениями, плиззз.
В
основном налегал на некоторых представителей барокко и как оказалось всё не так запущено.
Сплошные мифы вокруг этого периода; 19 век, все-таки, такую колоссальную мифологию
развернул по-поводу старинной музыки, что, к сожалению, всё это в махровом виде передалось
и нашим консерваториям.

Leb1 (09.07.2015 07:57)
abyrvalg писал(а):
Говорят, на вершинах гор хорошо идёт 4.33 минуты
тишины Кейджа. Музыка льётся сама собой, ничего не мешает созерцать.
Зачем же, траур
не должен омрачать созерцание гор. А музыка Кейджа у меня всегда ассоциируется с
``Похоронным маршем на смерть Великого Глухого`` Альфонса Алле.

abyrvalg (09.07.2015 09:48)
Leb1 писал(а):
Зачем же, траур не должен омрачать созерцание гор. А
музыка Кейджа у меня всегда ассоциируется с ``Похоронным маршем на смерть Великого
Глухого`` Альфонса Алле.
Да я имел в виду 4.33 скорее в переносном смысле, что иногда
в горах лучше в тишине пребывать, прислушиваясь к естественному фону звуков.

alebaranov (09.07.2015 11:24)
abyrvalg писал(а):
Мне один видео-спектакль нравится, хочу Вам
выложить, хотя и качество звука не очень. Но зато Эвридика хороша.
А вот интересно,
как выкладывают видео? Я что-то не вижу соответствующей кнопки.

Mikhail_Kollontay (09.07.2015 11:27)
alebaranov писал(а):
А вот интересно, как выкладывают видео? Я что-то
не вижу соответствующей кнопки.
Наверху посмотрите. Только в виде ссылки это
делается.

alebaranov (09.07.2015 13:09)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Наверху посмотрите. Только в виде ссылки
это делается.
Именно это я и имел ввиду: что непосредственно на classic-online видео
не выложишь.

rdvl (09.07.2015 21:17)
alebaranov писал(а):
Именно это я и имел ввиду: что непосредственно
на classic-online видео не выложишь.
Это есть правильно. И место экономится, и
претензий никаких, даже от внуков, ежели что.

alebaranov (10.07.2015 10:18)
rdvl писал(а):
Это есть правильно. И место экономится, и претензий
никаких, даже от внуков, ежели что.
Увы! Было бы желание, а повод для претензий
всегда найдется.



 
     
classic-online@bk.ru