Скачать ноты Арсений - Луис Родригес (бас); Дианора - Катиа Мореза (меццо-сопрано); Спинальба - Ана Кинтанс(сопрано); Ипполит - Фернандо Гимараеш (тенор); Элиса - Инес Мадейра (меццо-сопрано); Веспина - Жоана Сеара (сопрано); Леандр - Марио Алвес (тенор); Тоньо - Жуан Фернандес (бас). `Os Musicos do Tejo`, дирижёр Маркус Магаляес. 2011 год.
|
||
итальянская буффа. Для Европы очень характерно было писать под итальянский образец. И
португальцы не отставали.
итальянский образец.
же много зависит от таланта. Вот скажем Пиччини, несмотря на о что сам Пушкин о нём слово
молвил, всё же остался в тени Глюка, величайшего оперного реформатора, перехватившего
пальму первенства у итальянцев. И в дальейшем Мейербер, Вагнер пытались развивать оперное
искусство с большой буквы, в то время как итальянские коллеги тупо пилили бабло, строча
оперу за оперой подобно тому как сегодня клепают сериалы...
La scuola degli amanti` K.588. Самый шикарный образец. И другие есть. Жанр Buffa был
востребован в его время.
таланта. Вот скажем Пиччини, несмотря на о что сам Пушкин о нём слово молвил, всё же
остался в тени Глюка, величайшего оперного реформатора, перехватившего пальму первенства у
итальянцев. И в дальейшем Мейербер, Вагнер пытались развивать оперное искусство с большой
буквы, в то время как итальянские коллеги тупо пилили бабло, строча оперу за оперой
подобно тому как сегодня клепают сериалы...
триадой - `Риголетто`, `Травиата`, `Трубадур`.
бабло, строча оперу за оперой подобно тому как сегодня клепают сериалы...
`Риголетто`, `Травиата`, `Трубадур`.
`Риголетто`, `Травиата`, `Трубадур`.
типичный консерватор. Всё это мог сочинить Доницетти, поживи он поболе. Именно поэтому, на
мой взгляд, Верди подвёл черту всей итальянской опере и её зарубежных эпигонов. Лучше
Верди в этом консервативном стиле всё равно не напишешь, поэтому оставалось только одно,
менять стилистику, форму, что, собственно и произошло в дальнейшем...
- вещь преходящая. Еще Масканьи и Леонкавалло за древко подержатся. Но Пуччини с ним
шагнет в 20 век.
типичный консерватор. Всё это мог сочинить Доницетти, поживи он поболе. Именно поэтому, на
мой взгляд, Верди подвёл черту всей итальянской опере и её зарубежных эпигонов. Лучше
Верди в этом консервативном стиле всё равно не напишешь, поэтому оставалось только одно,
менять стилистику, форму, что, собственно и произошло в дальнейшем...
форму, и менял. Только не акцентировал на этом. У него все главные события и кульминации
решаются в ансамблях сквозного развития - дуэтах-диалогах. Риголетто с Джильдой (1 д., 2
д. и 3д.); Джильда с герцогом (1),; квартет (3), которым так Гюго восхищался. А дуэт
Виолетты с Жермоном из 2 д. `Травиаты` вообще на себя берет главную основу композиции и 2
акта, и всей оперы в целом.
А основу Моцарт еще в `Дон Жуане` закладывал.
типичный консерватор. Всё это мог сочинить Доницетти, поживи он поболе. Именно поэтому, на
мой взгляд, Верди подвёл черту всей итальянской опере и её зарубежных эпигонов. Лучше
Верди в этом консервативном стиле всё равно не напишешь, поэтому оставалось только одно,
менять стилистику, форму, что, собственно и произошло в дальнейшем...
Верди не занимался, но все-таки, думаю, Вы неправильно говорите. И зрелые-то оперы у него
сильно между собой разнятся по подходу, как бы сказать-то, рисунку, тем более оркестровому
стилю. Но в поздних он просто уже другой композитор. `Фальстафа` я воспринимаю как
протоголливудское нечто, он учуял то, что будет востребовано уже вот-вот, а `Отелло`
отличается от многого другого даже и по работе с вокалом, к которому применяются новые
требования, одна партия Яго чего стОит. В оркестре Верди тут разгулялся уж совсем, разве
можно сравнить его оркестр тут с оркестром `Набукко` или чего другого. Трудно сказать, как
бы развивались Беллини с Доницетти, больно мало пожили они. Россини сам отошел от дел. А
Верди показал нам в этом смысле где раки зимуют. В общем, никак не принимаю определения
его как консерватора.
все-таки, думаю, Вы неправильно говорите. И зрелые-то оперы у него сильно между собой
разнятся по подходу, как бы сказать-то, рисунку, тем более оркестровому стилю. Но в
поздних он просто уже другой композитор. `Фальстафа` я воспринимаю как протоголливудское
нечто, он учуял то, что будет востребовано уже вот-вот, а `Отелло` отличается от многого
другого даже и по работе с вокалом, к которому применяются новые требования, одна партия
Яго чего стОит. В оркестре Верди тут разгулялся уж совсем, разве можно сравнить его
оркестр тут с оркестром `Набукко` или чего другого.
Но вот что Вы скажете о `Волшебной флейте` Моцарта? Разве она не так же разительно
отличается от всего им прежде созданного? Что она нечто совсем иное, неожиданное, новое?
скажете о `Волшебной флейте` Моцарта? Разве она не так же разительно отличается от всего
им прежде созданного? Что она нечто совсем иное, неожиданное, новое?
переобулся, но ему было не привыкать же. Я не знаю, как у коллег, но ведь как, вот я
что-то сделал, понял, как это можно делать, ну и довольно, не буду же я всю оставшуюся
жизнь писАть один и тот же кончерто гроссо 400 раз. Думаю, таких непосед немало, хотя
далеко далеко не все
не привыкать же. Я не знаю, как у коллег, но ведь как, вот я что-то сделал, понял, как это
можно делать, ну и довольно, не буду же я всю оставшуюся жизнь писАть один и тот же
кончерто гроссо 400 раз. Думаю, таких непосед немало, хотя далеко далеко не все
этими повторами и самоповторами, наверное, и различается творческая работа от
ремесленнической. Хотя... хотя нередки случаи скатывания творчества до ремесленничества, и
наоборот.
различается творческая работа от ремесленнической. Хотя... хотя нередки случаи скатывания
творчества до ремесленничества, и наоборот.
повторов. Повторы есть обязательно, иначе не выйдет.
повторов. Повторы есть обязательно, иначе не выйдет.
в соседствующих произведениях одного автора в любой области творчества. Но когда из года в
год все новые творения являются вариацией одного, как правило, первого, образца, когда все
последующее становится сродни, как остроумно заметил balaklava, клепанию сериалов, - то
тут уже трудно говорить о различении качеством, это уже просто навевает скуку и потерю
интереса.
И, думается мне, что ничего с веками не меняется.
Все рассуждения о прогрессе музыкальном - как рябь на поверхности воды.
Завтра ветер подует с противоположной стороны и - по неосознанному наитию - суждения
сразу изменят свой вектор.
как рябь на поверхности воды.
не возможен. Он еще может быть, да и то относительный и условный, в рамках жанра, стиля,
периода, эпохи. Прогресс возможен, и должен быть, только в творчестве отдельно взятого
композитора, писателя, художника.
итальянский образец.
укладывается под подразумеваемый Вами итальянский образец своих коллег-современников. А
для Вас есть такой?:)
не укладывается под подразумеваемый Вами итальянский образец своих коллег-современников. А
для Вас есть такой?:)
то есть от `Риголетто`, а потом Пуччини. И `Паяцы` Леонкавалло тоже в обычную схему не
лезут. Но со второй половины 19 века многое поменялось в итальянской опере вообще, так что
`Паяцы` - следствие того, что музыкальная характеристика героев с подачи Верди становится
глубоко психологичной. Не случайно по операм начинают фильмы снимать 100 лет спустя.
Проблемы все той же актуальности, что и 100-150 лет назад. Глубина душевного мира героев
интересна и понятна до сих пор, а если молодежи не понятна, то, по крайней мере,
интересна. Они же на себя примеряют: а я бы так смогла? (Пойти на самопожертвование, как
Джильда или Виолетта.)
А итальянских опер я знаю очень немного, сейчас пытаюсь что-то наверстать с Архивом.
надо было указать, что я имел в виду оперу 18 века, а еще конкретнее, композитора эпохи
классицизма; хотя границу между барокко и классицизмом я практически не различаю.
По прочтении Вашего поста мне захотелось задать Вам еще один вопрос, раз уж Вы сами
заговорили о Верди: я понимаю, что разделение музыки на эпохи более-менее условно, но тем
не менее к какому периоду отнести позднего Верди, поскольку в Википедии написано, что
музыку романтизма (1820-1890) в Италии представляет только `ранний Джузеппе Верди`?
виду оперу 18 века, а еще конкретнее, композитора эпохи классицизма; хотя границу между
барокко и классицизмом я практически не различаю.
По прочтении Вашего поста мне захотелось задать Вам еще один вопрос, раз уж Вы сами
заговорили о Верди: я понимаю, что разделение музыки на эпохи более-менее условно, но тем
не менее к какому периоду отнести позднего Верди, поскольку в Википедии написано, что
музыку романтизма (1820-1890) в Италии представляет только `ранний Джузеппе
Верди`?
направлениях. Но специалист в итальянских операх я никудышный и слушала их такой мизер,
что безумно грустно самой. Поэтому мои ответы Вам покажутся, наверное, весьма стандартными
и малоинтересными, но попробую изложить, что знаю. Сначала о Верди.
В опере середины 19 века появилось новое направление - Реализм, которое наделало немало
переполоху в театральном искусстве как в западно-европейском, так и у нас. И Верди явился
таким начинателем со своими `Риголетто` и `Травиатой`, хотя вершиной его реализма будут
называть `Аиду`. Может быть, из-за использования особой сферы ориентальности в ее музыке,
хотя мне непонятно, чем `Травиата` менее реалистична. К нему так хорошо подтянутся Массне,
Делиб и Бизе во Франции, а у нас - Даргомыжский с `Русалкой` и идеей `Каменного гостя`.
Про границу между барочной оперой и классической сказать легче, потому что здесь
водоразделом в некотором смысле становится Глюк со своей оперной реформой,
сформулированной в `Альцесте`, но примененной еще в `Орфее`. И хотя страна другая, влияние
его сказалось довольно сильно, так же, как в эпоху барокко влияние Генделя на итальянскую
оперу.
Правда, парадоксально звучит и так неожиданно совпадает факт в жизни двух немецких
композиторов: Оба в молодости живут приблизительно одинаковое количество лет в Италии,
пишут оперы-seria в итальянском стиле и признаются добрыми итальянцами `Лучшими
итальянскими оперными композиторами`?
Какого композитора эпохи классицизма Вы имеете в виду, я не знаю, потому что совсем не
сильна в этом вопросе и почти никого не слушала, за исключением фрагментов. И в жанре
сериа, и буффа было очень много талантливых композиторов со своими свежими идеями. И
Галуппи, и Траэтта, и Пиччини, Чимароза, Паизиелло, Йомелли - можно их очень много
назвать. Перголези очень много сделал одной своей `Служанкой-госпожой`, но он в Ваше время
не укладывается. А ведь умер в самом начале пути - 26 лет. Как Лермонтов. И тоже столько
всего успел.
Кстати, Саккини и Сальери шли за Глюковской реформой в последние годы творчества. Моцарту
был симпатичен Мартин-и-Солера. Он его в `Дон жуане` процитировал.
Я не знаю, кто Вам показался особенным среди них.
Даргомыжский с `Русалкой` и идеей `Каменного гостя`
меня тут неизвестное дело, насколько Даргомыжский активно и насколько сознательно
пользовался французскими первоисточниками. Одна откровенная цитата из `Фауста` в `Госте`
есть точно, так это случайное наблюдение - но сколько же нам очень плохо известных опер АС
мог оприходовать! Ведь и Глинка вроде бы оприходовал Обера, как указал Холопов (целотонная
гамма Черномора), и опять-таки, вряд ли ЮН залезал в дебри истории фр.оперы, где и сами
французы, как я хорошо знаю, несведущи. У нас в консерватории на полках пылятся никому не
ведомые оперы Мегюля, скажем - в большом количестве. Разве до них доберешься. Ну, полистал
я, но это надо серьезно заняться, куда мне. Я к тому веду разговор: существует, вероятно,
справедливая идея о востребованности и тасканности из русской музыке во Франции Дебюсси, а
за ним и других, но никогда не встречал исследований о том, откуда русские-то чего
понатаскали. Ведь Даргомыжский подолгу жил и во Франции, и в Бельгии. Кто бы вот полазил
по зарубежным архивам, наверное, там и переписка, и еще что должно же остаться (между
прочим, у нас переписка Даргомыжского не издана, позорище!). Вроде того, как наши туристы
разыскали плоды послероссийской жизни Брюллова в Италии - там целый дом-музей, масса
живописных работ, в частности, НИКОМУ не известный портрет Лермонтова. Причем позднего!
Они опубликовали книгу еще, кажется, в конце или даже середине 80-х - и что? кто-то знает
об этой книге, об этих фактах и просто о картинах??? так и кануло. никому не интересно,
что ли? что мы за люди за такие, я не понимаю. (Надо было мне отксерить, хоть выходные
данные списать, не догадался.) Они архивы Обухова и Вышнеградского облазивают (и спасибо
за это, скажем, Елене Польдяевой), но русская классика западло. Я уже об этом писал. Нет
хуже антирусских, чем русские. Очень хорошо помню, как с этим явлением воевал Сергей
Беринский, как на каком-то заседании он начал орать, когда что-то такое показывали
матрешечноперезвонного плана опять - для меня русская музыка, это вершина аристократизма в
искусстве, для меня Глинка вершина русской музыки, как вам не стыдно с вашими скверными
пошлостями показываться-то. Дословно не помню, но что-то такое. Конечно, в жару дискуссии,
простим за это, но ведь правда.
интересный и познавательный ответ!)
Реализм, значит?!.. Точно!.. да!.. и приведенные Вами примеры композиторов реалистов:
Верди, Бизе, Массне, Делиб, Леонковалло, добавлю от себя - Масканьи, - все они всегда мне
казались из одной компании)... Но почему в Википедии ни слова о музыке реализма? Даже если
она явилась направлением внутри романтизма, его частью, одной из составляющих, - почему об
этом направлении ни слова? Почему их всех настойчиво представляют романтиками? Чтобы в
этом разобраться, надо дать четкое и ясное определение этого направления.
`Композиторы-романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и
богатство внутреннего мира человека` (Википедия). А разве Верди не выражал глубину и
богатство внутреннего мира человека? Кто бы в этом сомневался! Значит, он все-таки
романтик. Тогда при чем тут реализм? зачем он? что он означает? Что же такое в нем вызвало
переполох?
А теперь об `особенном` композиторе). Мне очень интересно узнать, одному ли мне он
кажется таким не укладывающимся, не вписывающимся в общий поток итальянской оперы 18 века.
Но если даже и так, если мои впечатления-чувства исключительно субъективные, сугубо мои,
пусть ошибочные, глубоко неверные, - тем не менее для меня, причину моего такого его
восприятия Вы объяснили!) Глюк - до которого я, к стыду своему, все никак не могу
добраться, - произвел, значит, оперную реформу, явившись, как Вы пишете, в некотором
смысле водоразделом между барокко и класицизмом; и за ним, Глюком, шел мой особенный,
которого вы Все же назвали - это Сальери!) Саккини я слушал только `Крестянку при дворе` -
красивая, забавная опера-буффа, но душу мою не покорила); значит, обратимся к его
операм-сериа. И напоследок отдельное спасибо Вам за наводку на Мартин-и-Солера - впервые о
нем слышу!)
неизвестное дело, насколько Даргомыжский активно и насколько сознательно пользовался
французскими первоисточниками. Одна откровенная цитата из `Фауста` в `Госте` есть точно,
так это случайное наблюдение - но сколько же нам очень плохо известных опер АС мог
оприходовать! Ведь и Глинка вроде бы оприходовал Обера, как указал Холопов (целотонная
гамма Черномора), и опять-таки, вряд ли ЮН залезал в дебри истории фр.оперы, где и сами
французы, как я хорошо знаю, несведущи. У нас в консерватории на полках пылятся никому не
ведомые оперы Мегюля, скажем - в большом количестве. Разве до них доберешься. Ну, полистал
я, но это надо серьезно заняться, куда мне. Я к тому веду разговор: существует, вероятно,
справедливая идея о востребованности и тасканности из русской музыке во Франции Дебюсси, а
за ним и других, но никогда не встречал исследований о том, откуда русские-то чего
понатаскали. Ведь Даргомыжский подолгу жил и во Франции, и в Бельгии. Кто бы вот полазил
по зарубежным архивам, наверное, там и переписка, и еще что должно же остаться (между
прочим, у нас переписка Даргомыжского не издана, позорище!).
этом ничего. Но тема интересная.
Но почему в Википедии ни слова о музыке реализма? Даже если она явилась направлением
внутри романтизма, его частью, одной из составляющих, - почему об этом направлении ни
слова? Почему их всех настойчиво представляют романтиками? Чтобы в этом разобраться, надо
дать четкое и ясное определение этого направления. `Композиторы-романтики старались с
помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека`
(Википедия). А разве Верди не выражал глубину и богатство внутреннего мира человека? Кто
бы в этом сомневался! Значит, он все-таки романтик. Тогда при чем тут реализм? зачем он?
что он означает? Что же такое в нем вызвало переполох?
А теперь об `особенном` композиторе). Мне очень интересно узнать, одному ли мне он
кажется таким не укладывающимся, не вписывающимся в общий поток итальянской оперы 18 века.
Но если даже и так, если мои впечатления-чувства исключительно субъективные, сугубо мои,
пусть ошибочные, глубоко неверные, - тем не менее для меня, причину моего такого его
восприятия Вы объяснили!) Глюк - до которого я, к стыду своему, все никак не могу
добраться, - произвел, значит, оперную реформу, явившись, как Вы пишете, в некотором
смысле водоразделом между барокко и класицизмом; и за ним, Глюком, шел мой особенный,
которого вы Все же назвали - это Сальери!) Саккини я слушал только `Крестянку при дворе` -
красивая, забавная опера-буффа, но душу мою не покорила); значит, обратимся к его
операм-сериа. И напоследок отдельное спасибо Вам за наводку на Мартин-и-Солера - впервые о
нем слышу!)
в музыке` в поисковике, и столько всего выскочит нужного и ненужного. В одной статье там
говорится о реалистических тенденциях в творчестве Венских классиков и о проявлении черт
реализма в эпоху Возрождения. Там и Гайдн, и Монтеверди - все реалисты.
А реализм в опере 19 века возник именно в связи с тем, что не только герои буффы вели
себя на сцене естественно. (Это все таки комедия положений для развлечения почтеннейшей
публики.) Верди наделал переполох тем, что заговорил о вещах, о которых в опере говорить
было не принято. Да и в литературе и Бомарше за свою трилогию о Фигаро шишек наполучал, и
Гюго нелегко свои пьесы проталкивать было. В `Риголетто` разврат аристократического
общества назван своими именами. А в `Травиате` на сцене главная героиня - падшая женщина,
душа которой чище многих светских аристократок - законных жен. И вообще сама идея, что
порок, грех, признанный смертным, выходит на сцену на всеобщее обозрение - уже скандал,
приведший к провалу премьеры `Травиаты`. Изгои общества становятся героями опер. А потом,
спустя 2 года у нас на сцене `Русалка` Даргомыжского с проблемой, о которой все знают, но
говорить не принято - бастарды княжеские на Руси. А ведь из них нередко рождались
уникальнейшие личности - св. князь Владимир, креститель Руси; А.П.Бородин. А Пушкин в
первой половине 19 пишет `Дубровского`, косвенно оговаривая ту же тему. В 20 веке она
вернется в `Воццеке` Берга и в `Лулу`. Тюрьма, игорный дом, война, убийства, коррида -
список реалистических тем огромный. И при этом можно романтиком оставаться, и как Верди, и
как Даргомыжский, и как Массне, Бизе и другие.
А музыку Сальери я не знаю совсем. Пока росла, она как-то усиленно замалчивалась в нашей
стране. По радио или в театре было не услышать. В учебных заведениях муссировалась тема
его интриг против Моцарта и, как конечный итог, его отравления. Сейчас возможностей
послушать Сальери много. Я знаю только, что он - автор около 40 опер, духовной музыки.
Уважал талант и оперную эстетику Глюка и был его последователем. Поэтому ничего не смогу
Вам о его музыке сказать, кроме того , что у Вас не может быть неверных и глубоко
ошибочных впечатлений. Они у нас все свои, все субъективные. И мы не можем кому-нибудь
сказать, что есть на свете только два мнения - `Моё и Неправильное`. Если Вам близок
Сальери, это Ваш выбор, и он для Вас абсолютно правильный на данный момент. Так же, как и
любой другой в разное время десятилетий и суток. :)
его последователем.
Явился и открыл нам новы тайны
(Глубокие, пленительные тайны),
Не бросил ли я все, что прежде знал,
Что так любил, чему так жарко верил,
И не пошёл ли бодро вслед за ним (с)
Явился и открыл нам новы тайны
(Глубокие, пленительные тайны),
Не бросил ли я все, что прежде знал,
Что так любил, чему так жарко верил,
И не пошёл ли бодро вслед за ним (с)
И встречным послан в сторону иную?
Вы посоветовали, в поисковике `Реализм в музыке`, - результат: все разделения и
классификации условны. И все же... Верди, Бизе, Чайковкий и другие для меня будут, с Вашей
подачи, реалистами. И дело тут не в содержании сюжета, тематики, а в присущем им всем
особом звучании, не похожем на модернистов-авангардистов, не совсем похожем на романтиков,
и совсем не похожем на классицистов-барокканцев. А-а-а! Кого бы на какую бы полку и
коробку не пытались втиснуть, если их творения нам нравятся - будем слушать, наслаждаться,
восхищаться! - не обращая ровно никакого внимания кем или когда они были созданы.
Явился и открыл нам новы тайны
(Глубокие, пленительные тайны),
Не бросил ли я все, что прежде знал,
Что так любил, чему так жарко верил,
И не пошёл ли бодро вслед за ним (с)
Но сердцу моему по-прежнему милы и те, кто шли пред ним.))