Самое крупное создание Танеева в консерваторские годы - симфония ми минор (Первая симфония), законченная в 1874 году как очередная экзаменационная работа. Эту симфонию композитор посвятил Елене Сергеевне Танеевой, жене старшего брата. Знакомство с этим сочинением, которое Сергей Иванович несомненно играл на рояле друзьям, вызвала сочувственный отзыв Г.А. Лароша: `Рукопись эма... гораздо более, что исполнительские успехи Танеева, внушает мне мысль, что в этом крайне молодом артисте заключены богатые задатки и что мы вправе ожидать от него блестящей музыкальной карьеры`. Изучивший симфонию сорок лет спустя критик В.Г. Каратыгин, сдержанно оценивая ее как целое (на фоне более поздних сочинений Танеева), отметил очень непосредственное, искреннее, наивно-простодушное Andantino и многие моменты блестящего финала`. Стилистически симфония примыкает к ранним опусам Чайковского в этом жанре, большую роль в ней играет народно-песенный материал, взятый как цитата, что позднее было не свойственно ни Чайковскому, ни Танееву. В финале Танеев сделал пометку `Style Peterbourgois` (`петербургский стиль`). Интересно, что народная песня, положенная в основу финала, много лет спустя зазвучала в масленичных сценах `Петрушки` Стравинского. При жизни Танеева симфония осталась неисполненной и неизданной и прозвучала только в 1948 году, тогда же вышла и партитура.
Савенко С.И. Сергей Иванович Танеев, М.: Музыка, 1984.
alexa_minsk
(06.03.2014 23:49)
Хотя в буклете альбома (Chandos Records) указанo, что оркестр называется `Russian State Symphony Orchestra`, на самом деле это Государственная академическая симфоническая капелла России, которой В.Полянский руководит с 1992г.
симфония), законченная в 1874 году как очередная экзаменационная работа. Эту симфонию
композитор посвятил Елене Сергеевне Танеевой, жене старшего брата. Знакомство с этим
сочинением, которое Сергей Иванович несомненно играл на рояле друзьям, вызвала
сочувственный отзыв Г.А. Лароша: `Рукопись эма... гораздо более, что исполнительские
успехи Танеева, внушает мне мысль, что в этом крайне молодом артисте заключены богатые
задатки и что мы вправе ожидать от него блестящей музыкальной карьеры`. Изучивший симфонию
сорок лет спустя критик В.Г. Каратыгин, сдержанно оценивая ее как целое (на фоне более
поздних сочинений Танеева), отметил очень непосредственное, искреннее, наивно-простодушное
Andantino и многие моменты блестящего финала`. Стилистически симфония примыкает к ранним
опусам Чайковского в этом жанре, большую роль в ней играет народно-песенный материал,
взятый как цитата, что позднее было не свойственно ни Чайковскому, ни Танееву. В финале
Танеев сделал пометку `Style Peterbourgois` (`петербургский стиль`). Интересно, что
народная песня, положенная в основу финала, много лет спустя зазвучала в масленичных
сценах `Петрушки` Стравинского. При жизни Танеева симфония осталась неисполненной и
неизданной и прозвучала только в 1948 году, тогда же вышла и партитура.
Савенко С.И. Сергей Иванович Танеев, М.: Музыка, 1984.
Symphony Orchestra`, на самом деле это Государственная академическая симфоническая капелла
России, которой В.Полянский руководит с 1992г.