Скачать ноты
1. Allegro non troppo e molto maestoso - Allegro con spirito
2. Andantino semplice - Prestissimo
3. Allegro con fuoco

Оригинальная версия .Симфонический Оркестр Западноберлинского Радио, дирижер Юрий Темирканов; запись 1986 года. Оцифровка пластинки (запись цифровая.)
         (35)  


72AG_AlexNN (26.04.2011 01:15)
Непонятно в каком смысле `оригинальная версия`. Это исполнение по авторской редакции П.И.
Чайковского. Наверное единственное такое исполнение концерта. Все остальные играют по
редакции А.И. Зилоти.

Valery2 (15.05.2011 15:33)
72AG_AlexNN писал(а):
Непонятно в каком смысле `оригинальная
версия`. Это исполнение по авторской редакции П.И. Чайковского. Наверное единственное
такое исполнение концерта. Все остальные играют по редакции А.И. Зилоти.

Господи, вот в том смысле и есть оригинальная версия, что как задумано автором (и
записано в первый раз), так и исполнено. И исполнено, правду говоря, на редкость
проникновеннно. Кто только не играет этот концерт! Примечательно, что именно Берман, с его
феноменальными виртуозными данными, играет так бережно, даже где-то `нежно` - кому
довелось видеть Бермана на эстраде, наверное, поймёт...

musikus (15.05.2011 19:22)
Оригинальность этой редакции распознается с трудом. Арпеджированные аккорды в самом
начале, во вступлении и что-то там с медными в коде финала. Если и есть другие
особенности, то - для специалистов. В художественном отношении никаких особых изменений, в
сравнении с ред. Зилоти, не заметно.

Valery2 (15.05.2011 19:34)
musikus писал(а):
Оригинальность этой редакции распознается с
трудом. Арпеджированные аккорды в самом начале, во вступлении и что-то там с медными в
коде финала. Если и есть другие особенности, то - для специалистов. В художественном
отношении никаких особых изменений, в сравнении с ред. Зилоти, не заметно.

МУЗИКУС, Вы не заметили существенной купюры в финале (то есть тут-то этот эпизод есть -
см. в данной записи хронометраж 31.45 - 32.12, это в редакции Зилоти он купирован; думаю,
что это не пошло во вред концерту - сия `прогулка по далеким тональноостям` весьма и
весьма расхолаживает. В подтверждение - практическое отсутствие интереса к оригинальной
редакции среди исполнителей. Только Жуков пытается найти некие `компромиссные` аккорды во
вступлении - не компакт, но вроде и не совсем арпеджио (звучит, кстати, интересно), однако
ж финал он играет с традиционной купюрой.

musikus (15.05.2011 20:38)
Valery2 писал(а): МУЗИКУС, Вы не заметили...

Все. Кирдык. Моё реноме рухнуло.

Valery2 (15.05.2011 21:19)
musikus писал(а):
Valery2 писал(а): МУЗИКУС, Вы не
заметили...

Все. Кирдык. Моё реноме рухнуло.


Поплачьте, поплачьте... Токо зачем? Никуда оно не денется, Ваше реноме. Я слушал впервые
эту редакцию давно довольно, и прекрасно знаю разницу. Вы, по всей вероятности, нет - ну
так многие даже профи про неё знают? Уверяю Вас, я, при абсолютной оторванности от муз.
мира, и то умудрился встретить таких, которые ни бум бум о существовании разных редакций и
1-го, и 2-го концертов.

Valery2 (15.05.2011 21:27)
PS. Или Вас опять на иронию пробило? (Ух, как нужно редактирование на форуме - воистину -
написано пером... слово не воробей... и будет твоя глупость висеть веки вечные)

musikus (15.05.2011 22:12)
Valery2 писал(а): ...и то умудрился встретить таких, которые ни бум бум
о существовании разных редакций и 1-го, и 2-го концертов.

Не так показательно скромничать, Валерий. Но замечу - как же это Вы, такой
`зануда`, не упомянули еще и о существовании также и 3 частной редакции 3-го концерта
П.И.?

Valery2 (15.05.2011 22:28)
musikus писал(а):
Valery2 писал(а): ...и то
умудрился встретить таких, которые ни бум бум о существовании разных редакций и 1-го, и
2-го концертов.

Не так показательно скромничать, Валерий. Но замечу - как же это Вы, такой
`зануда`, не упомянули еще и о существовании также и 3 частной редакции 3-го концерта
П.И.?


А надо было?
Упоминаю.
Вот, слышал, есть трехчастная редакция третьего концерта Чайковского, представляете? А
мне-то, дурню, всё только одночастные попадаются...
Прошу извинений у тени Лазаря Наумовича...

musikus (15.05.2011 23:12)
Полагаю, что вообще не надо было так суетиться ни с редакцией 1-го, ни 2-го, не говоря уже
о 3-м. В какую цельность всё это?Суета это все (как и научные изыскания по поводу концерта
Д.Б.К. - всё тщательнЕе, тщательнЕе...). Как говорили древние - vanitatum vanitas.

kollontay_ (14.07.2011 18:31)
Авторская редакция хоть и выглядит понежнее зилотиевской, но она пианистически весьма
бестолкова и незвучаща (имею в виду разницу в малозаметных деталях фактуры в 1-й части),
на мой взгляд. Как всегда, запись слушать нет моих сил, так что рассуждаю только о нотном
материале. Что до меццо-форте в начале, то впечатление такое, что сам Петр Ильич не понял,
какой силы и энергетики вещь он создал. Просто дико выглядит это меццо-форте, при всем
глубочайшем уважении к автору. Я бы на месте Зилоти еще что-то такое сделал бы с мало
зачем нужным вальсом во 2-й части.

72AG_AlexNN (17.07.2011 01:03)
kollontay писал(а):
Авторская редакция хоть и выглядит понежнее
зилотиевской, но она пианистически весьма бестолкова и незвучаща (имею в виду разницу в
малозаметных деталях фактуры в 1-й части), на мой взгляд. Как всегда, запись слушать нет
моих сил, так что рассуждаю только о нотном материале. Что до меццо-форте в начале, то
впечатление такое, что сам Петр Ильич не понял, какой силы и энергетики вещь он создал.
Просто дико выглядит это меццо-форте, при всем глубочайшем уважении к автору. Я бы на
месте Зилоти еще что-то такое сделал бы с мало зачем нужным вальсом во 2-й части.
Вот
так вот, не больше и не меньше. Оказывается это Чайковский не понял что и как он написал.
А может быть это Вы, господин музыкант с высшим консерваторским образованием не поняли
что, как и зачем написал П.И. Чайковский? Может быть Вы откроете партитуру концерта (а не
клавир) и посмотрите, что в начале дико звучат именно дубасящие полновесные аккорды в
редакции Зилотти в то время, когда тема проходит у виолончелей и 1-х скрипок в октаву, при
гармонической педали у деревянных духовых. И что в редакции Чайковского арпелдированные
аккорды звучат куда как более логично и очень естественно получается нарастание к
заключительному проведению темы tutti. Никогда не задумывались об этом?? И может быть Вы
все-таки прослушаете запись, прежде чем рассуждать?

kollontay_ (17.07.2011 09:46)
72AG_AlexNN писал(а):
Вот так вот, не больше и не меньше. Оказывается
это Чайковский не понял что и как он написал. А может быть это Вы, господин музыкант с
высшим консерваторским образованием не поняли что, как и зачем написал П.И. Чайковский?
Может быть Вы откроете партитуру концерта (а не клавир) и посмотрите, что в начале дико
звучат именно дубасящие полновесные аккорды в редакции Зилотти в то время, когда тема
проходит у виолончелей и 1-х скрипок в октаву, при гармонической педали у деревянных
духовых. И что в редакции Чайковского арпелдированные аккорды звучат куда как более
логично и очень естественно получается нарастание к заключительному проведению темы tutti.
Никогда не задумывались об этом?? И может быть Вы все-таки прослушаете запись, прежде чем
рассуждать?
Глубокоуважаемый 72AG_AlexNN, конечно, я вполне мог не понять
Чайковского. Партитуру я знаю, тем более, что многократно сам этот концерт играл. И
конечно, у автора все прекрасно написано. Профессионально тут можно, однако, о чем-то
рассуждать. Рояль в среднем регистре и в MF, тем более если речь идет о тех древних роялях
(на которых опять-таки мне приходилось играть и концерты) - это вполне беззвучное
учреждение рядом даже с легкими (не такими уж!) деревянными и меццофортными струнными. Я
так полагаю, что именно поскольку рояль не был слышен, Зилоти и предложил дубовую свою
версию. Но калейдоскоп от этого повернулся, и оказалось, что усиления рояля при повторении
после 1-й короткой каденции и так достаточно. Вероятно, это и убедило Чайковского -
вероятно, он изначально хотел предусмотреть возможность динамизирования больше, чем желал
собственно этого жидкого и невразумительного MF? А тот потенциал страсти, который автор
вложил в свой ранний шедевр, и переживания той жуткой драмы, которая разыгрывалась в это
время, MF выражает совсем не в том смысле и не в той трагической силе. (Запись слушать,
простите, я не буду, совсем не в ней интерес.) Мое мнение таково, что перед нами не столь
уж частый случай, когда постороннее редактирование предложило достойный вариант
исполнительской интерпретации, и к тому же этот вариант, как я понимаю, авторизован. Никто
не мешает играть 1-ю редакцию, ведь верно? Может быть, я неправ, и все постепенно вернется
к автору, как это происходит с `Борисом Годуновым`, где Р-К с Шостаковичем тоже
предприняли вполне дубовые попытки вернуть шедевр на сцену, поскольку публика на тот
момент не была готова воспринять слишком бережный оркестр и хотела слышать труляля. Сейчас
уже Мусоргский видится вполне убедительным и не нуждается в действительно дико выглядящих
упрощениях. Но так мы пойдем дальше - что делать с 3-м концертом??? Мы имеем авторскую
волю в виде одночастной версии. Но вряд ли верно утверждать, что 3-хчастная не имеет
никаких прав. Сам в прошлом я стоял на более пуристических позициях, просто постепенно
увидел, что изменения, которые вносит жизнь, попадают в сочинение не просто так, а под
давлением каких-то серьезных обстоятельств. Кроме того, как композтор, с одной стороны, и
как исполнитель, с другой, на практике многократно принимал удачную правку текста
исполнителями, и моя правка тоже была авторами часто принимаема с удовольствием. По этому
всему я не думаю. что все обстоит так просто и прямо.

Ferulyov (17.07.2011 15:26)
Пока не послушал запись (сейчас попробую), могу, даже в отрыве от произведения, сказать,
что прецеденты не совсем адекватного практического выражения идей в готовом тексте -
вполне имеющая место быть практика. Мой отец, высокопрофессиональный дирижёр,
свидетельствует, что, например, у Шумана есть такая проблема в симфониях: их оркестровка
не вполне филигранна, и грешит слишком частыми и тотальными дублировками, таким образом
несколько нивелируя само качество музыки, что ли... И это мнение распространено. Брамс,
кстати, метод дублировок реализовал как раз на высоте. И его не критикуют. Да и сам я,
пробуя сочинять, столкнулся с тем, что подбор средств и градаций выражения замысла, да и
выкристализовывание самого замысла - это то, что весьма и весьма во многом не само в руки
идёт... Я НЕ Чайковский и быть им близко не могу, но ПРАКТИКА, как таковая, касается всех,
и я думаю, не один великий мастер не избегал известных `шатаний`. Так что, понимая
праведный гнев противников позиции Kollontay, я думаю, что он не справедлив в таком
безапеляционном виде.

Ferulyov (17.07.2011 15:28)
* `Не один великий мастер`
Верно: `Ни один великий мастер`

`Не` и `ни`...

Valery2 (17.07.2011 18:07)
kollontay писал(а):
Авторская редакция хоть и выглядит понежнее
зилотиевской, но она пианистически весьма бестолкова и незвучаща (имею в виду разницу в
малозаметных деталях фактуры в 1-й части), на мой взгляд. Как всегда, запись слушать нет
моих сил, так что рассуждаю только о нотном материале. Что до меццо-форте в начале, то
впечатление такое, что сам Петр Ильич не понял, какой силы и энергетики вещь он создал.
Просто дико выглядит это меццо-форте, при всем глубочайшем уважении к автору. Я бы на
месте Зилоти еще что-то такое сделал бы с мало зачем нужным вальсом во 2-й части.
А
вот я, пожалуй, соглашусь с основным тезисом этого поста - по части энергетики вступления
(кстати, САМ Берман в своей книге утверждает, что переделка MF арпеджио на FF `компакт` во
вступлении - идея Ганса фон Бюлова, он начал так играть гораздо раньше, чем Зилоти печатно
зафиксировал новый вариант). Другой вопрос - имеют ли исполнители право на подобное
отступление от авторской редакциии. И сам Петр Ильич вроде бы протестовал против переделок
Зилоти. Не слишком, видимо, решительно, коль скоро такая редакция появилась (мне почему-то
кажется, что Зилоти опубликовал свои редакции 1 и 2 концертов уже после кончины
композитора - кто-то может подтвердить или опровергнуть?). Но поезд-то ушёл - играют по
Зилоти... тем более, что поправки фактурных неудобств в первой части (я их не слышу,
только слышал ПРО), любой профи мог только приветствовать. Однако вот не соглашусь с
КОЛЛОНТАЙ по части вальса в середине второй части. Зилоти очень изобретательно сделал
поправки в фп партии и предложил купюры (опять же как в 1-м, так и во 2-м конц.), но что
именно ему надо было давать вместо того милого вальсового эпизода? Убрать - изуродовать,
самому, что ли, сочинить? тож не годится... по пути Зюсмайра он, слава богу, не пошел, тем
более что опус-то был завершен.

kollontay_ (17.07.2011 18:24)
Valery2 писал(а):
А вот я, пожалуй, соглашусь с основным тезисом
этого поста - по части энергетики вступления (кстати, САМ Берман в своей книге утверждает,
что переделка MF арпеджио на FF `компакт` во вступлении - идея Ганса фон Бюлова, он начал
так играть гораздо раньше, чем Зилоти печатно зафиксировал новый вариант). Другой вопрос -
имеют ли исполнители право на подобное отступление от авторской редакциии. И сам Петр
Ильич вроде бы протестовал против переделок Зилоти. Не слишком, видимо, решительно, коль
скоро такая редакция появилась (мне почему-то кажется, что Зилоти опубликовал свои
редакции 1 и 2 концертов уже после кончины композитора - кто-то может подтвердить или
опровергнуть?). Но поезд-то ушёл - играют по Зилоти... тем более, что поправки фактурных
неудобств в первой части (я их не слышу, только слышал ПРО), любой профи мог только
приветствовать. Однако вот не соглашусь с КОЛЛОНТАЙ по части вальса в середине второй
части. Зилоти очень изобретательно сделал поправки в фп партии и предложил купюры (опять
же как в 1-м, так и во 2-м конц.), но что именно ему надо было давать вместо того милого
вальсового эпизода? Убрать - изуродовать, самому, что ли, сочинить? тож не годится... по
пути Зюсмайра он, слава богу, не пошел, тем более что опус-то был завершен.
Кстати,
насчет вальсового эпизода - критика восходит к Ракову, это мы с ними как-то по ходу
разговора обсуждали, Николай Петрович так высказался, и уж потом я задумался, что, в самом
деле, вальс-то по качеству музыки несколько простит сочинение, и после такого
невероятного, фантастического начала престиссимо он - снижение образа, не в позитивном
смысле слова. Но Вы правы, речи о выкидывании и уродовании я не вел, а только говорил в
том смысле, что Зилоти мог бы об этом подумать и, может, предложить какой-то вариант
автору. Там же пианист сидит и что-то непонятное чирикает (в Ре мажоре, имею в виду), а
оркестр играет тему, ее автор даже солисту не дал сыграть ведь. Иногда сталкиваешься с
явными недотяжками (это по моему мнению - оговорюсь на всякий случай, что вообще не
высказываю чего-то решительного почти никогда, но не писать же каждый раз это идиотское
`по моему мнению`) у классиков и знаю, как легко можно было бы делу помочь, но, конечно,
не решаюсь. С современниками все, как уже писал, очень просто, потом это вполне бывает
принято и издано, и никто не узнает, что там было, и не надо. Надо еще выяснить, какова
доля участия Ростроповича, например, в `Симфонии-концерте` Прокофьева, или в виолончельных
пьесах Шапорина, а то говорят, что чуть ли не сам Ростропович их и написал (он же был
композитором), во всяком случае последнюю. Ну и пусть, что это меняет? А уж что в оперных
и особенно балетных театрах делают на глазах авторов, это и так ясно, тут уж не всегда
выходит `позитивно`. А иногда и позитивно, не думаю, что некоторые купюры в `Жизни за
Царя` уж так бессмысленны. В общем, музыка - это живое дело все-таки.

Valery2 (17.07.2011 18:56)
Немного офтоп, но всё ж таки интересно - в интермеццо 3 концерта Рахманинова вальсовый
эпизод тоже ощущается несколько вставным, и солист тоже тему вальса не играет, только
аккомпанемент...

Ferulyov (17.07.2011 22:27)
Valery2 писал(а):
Немного офтоп, но всё ж таки интересно - в
интермеццо 3 концерта Рахманинова вальсовый эпизод тоже ощущается несколько вставным, и
солист тоже тему вальса не играет, только аккомпанемент...
Valery2, простите, но я
уверен, что там всё не так. Для `аккомпанемента` там слишком важная роль мелодической, я
бы сказал, `микромелодической`, линии. Так что, и сам оркестровый, собственно, вальс,
может оказаться как бы фоном, дальней картиной или общим содержательным контекстом, в
рамках которого рояль плетёт свою конкретику. К тому же, там мелодические обороты в партии
рояля, которые параллельно, как и материал оркестра, варьируют заглавную тему концерта.
Подход к этому вальсу выполнен по принципу контраста и ухода от главного драматургического
ядра части, а так же с эффектом неожиданности, так что с точки зрения музыкальной
`режиссуры` не может считаться вставным или, тем более, выпадающим. Тут дело уже в том,
как исполнитель всё воспроизводит. У Рахманинова ведь ещё докопаться надо до
первоначального зерна, а потом оттолкнуться от него и по всем составляющим `сложится
пасьянс`, и логика будет железная. То есть, она там есть, только надо её познать, так
сказать. Valery2, Вы какое исполнение предпочитаете? Или Вы руководствуетесь собственным
исполнением или разбором?

Ferulyov (17.07.2011 23:09)
Вернее даже, я бы сказал, и оркестр, и фортепиано сливаются в единую какую-то картину,
отдалённую как бы от нас по времени. При этом оркестр словно рисует общую какую-то
атмосферу, среду, отдалённую от нас и окрашенную в ностальгические тона, а у рояля тогда
проносится вереница трудноуловимых мелькающих эпизодов, может быть, обрывисто, всполохами
озаряющих память. В общем, тут отношения между `этажами` многоэтажной драматургии, а не
главенствующей партии с аккомпанементом, пожалуй. Простите меня за оффтоп и за ранее
допущенные грамм. ошибки!

kollontay_ (18.07.2011 10:01)
Простите за вторжение - мне кажется, что у Рахманинова случай не похож. Там филигранно
выписанное `нечто` в серединке 2-й части, быстрый вальс внутри обычного вальса, так
сказать, вальс в голове. Фрактал, вроде фа минорного этюда Шопена: два вальса один в
одном. У ПИ все прямее.

Valery2 (18.07.2011 21:48)
Ну, я предпочитаю Соколова с 3-м Рахманинова, включая и обсуждаемый эпизод. Должен
согласиться, что аналогия с 1-м Чайковского несколько внешняя. Тем не менее я (возможно, в
силу многолетней привычки) никак НЕ могу воспринимать вальсовую серединку у Чайковского
как нечто НЕ присущее органически музыкальной ткани и НЕ вписанное естественно, так
сказать, в последовательность происходящих событий.

kollontay_ (19.07.2011 16:59)
Valery2 писал(а):
я (возможно, в силу многолетней привычки) никак НЕ
могу воспринимать вальсовую серединку у Чайковского как нечто НЕ присущее органически
музыкальной ткани и НЕ вписанное естественно, так сказать, в последовательность
происходящих событий
Конечно же, автор был и тут на высоте, речь о нюансах.

Чувство-море (10.12.2012 14:07)
ну и ну. непонятная вещь. смесь балета, может быть-оперы, фортепианного концерта и ещё
чего-нибудь. а начало? зачем оно здесь? явно не отсюда..(или же остальное не от него))
мдааа

GeorgeX (17.03.2013 00:44)
akriize писал(а):
ну и ну. непонятная вещь. смесь балета, может
быть-оперы, фортепианного концерта и ещё чего-нибудь. а начало? зачем оно здесь? явно не
отсюда..(или же остальное не от него)) мдааа
Это Вы в принципе про концерт? Или про
авторскую редакцию?

Чувство-море (17.03.2013 01:44)
GeorgeX писал(а):
Это Вы в принципе про концерт? Или про авторскую
редакцию?
про авторскую редакцию и вообще про концерт.
У меня создалось такое впечатление, что на Автора снизошло какое-то совершенно
сногшибательное!, потрясающее! озарение, Вдохновение, (как бы из-вне) - Это вступление, а
дальше не знаю как дело было.. может и отложено ))

Mikhail_Kollontay (17.03.2013 07:39)
akriize писал(а):
на Автора снизошло какое-то совершенно
сногшибательное!, потрясающее! озарение, Вдохновение
И Вы совершенно правы. Знатоки
изложат, но там были некие внешние события.

Чувство-море (18.03.2013 00:42)
Mikhail_Kollontay писал(а):
И Вы совершенно правы. Знатоки изложат,
но там были некие внешние события.
Ну, вот же Музыка какая, ну что за откровение. `не
спрятаться, не скрыться`, ни исполнителю, ни композитору.
а ещё, мне очень понравилось ваше исполнение этого концерта. Темп хороший, изящная
лёгкость в медленных частях как нельзя естественна и трогательна. так и не заметила, как
`провалилась` в саму музыку. Просто Волшебно!! Правда в напряжённых моментах ПИЧ-то в
музыке, на самом деле - душу вытрясет.., но удивила так же и - мягкость, аккуратность
оркестра. Здорово! хоть и парадоксально.. ))
Спасибо. большое удовольствие )

Mikhail_Kollontay (18.03.2013 07:11)
akriize писал(а):
парадоксально
Вы извините, я не понял, Вы это
записи Бермана, или моей, или какой? Не отвечайте, если трудно определиться... Смайл тут
необходим.

Чувство-море (19.03.2013 08:00)
Mikhail_Kollontay писал(а):
!!!!!.. ))))))

proffan (19.12.2013 20:44)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Вы извините, я не понял, Вы это записи
Бермана, или моей, или какой? Не отвечайте, если трудно определиться... Смайл тут
необходим.
Уважаемые знатоки творчества Петра Ильича прошу Вас всё таки ответить, как
Вам это исполнение 1-ого концерта ПИЧ, ведь в нем слились такие выдающиеся исполнители,
как маэстро Юрий Темирканов, так и замечательный пианист Лазарь Берман (это я по его 3-ему
концерту Рахманинова сужу)?

Sovet (16.11.2014 04:42)
Исполнение очень хорошее.
И оркестр лучше слышно в некоторых эпизодах, чем обычно.
И `октавные триоли` (гл. п. первой части) яснее с ударением на ПЕРВУЮ долю триоли, как и
следует, а не `форшлагами` с ударением на вторую, как это частенько звучит.
И `шансонетка` в середине второй части звучит яснее, чем обычно.

Но `особость` больше именно в исполнении, нежели в собственно следовании оригинальному
тексту (за исключением самого начала, понятно).
Ведь и `зилотиевскую редакцию` вполне можно играть мягче, без супер-бравуры.

Вообще же Первый Чайковского - он именно такой, в некотором смысле `шопеновский`. В том
смысле, что его можно играть даже в чисто лирическом ключе, без особенного `героизма`
В отличие от Второго и Третьего, которые - `листовские`. Вот тут без
грома-звона-мартеллятного пафоса (в крайних частях, конечно) делать нечего - всё
провиснет.
Как и у Листа.

Rycnfynbyajrby (17.09.2018 20:01)
то, что создал гений ПИЧ -свято. редактировать гения невозможно. можно только подладить к
своему обывательскому удобству.
оригинальная версия и есть, то, что хотел гений.

Sovet (27.09.2018 12:38)
Сам Лазарь Берман писал по поводу своей работы над оригинальной версией концерта (а он
многократно играл `традиционную`) - что будто океанский корабль поставили в док и счищают
с него налипшие ракушки и прочее...

Sovet (27.09.2018 12:42)
Кстати, шансонетка чисто французского свойства - 2-я часть Второго концерта Сен-Санса
ОЧЕНЬ похожа по настроению.
А первым рецензентом премьеры этого концерта (солист - автор, дирижер - А. Рубинштейн)
был именно ЧАЙКОВСКИЙ :-))))))



 
     
classic-online@bk.ru