Одноактная опера на русском и итальянском языках, написанная в 1894 году для Всероссийского съезда художников и открытия Третьяковской галереи. Либретто А. Крюкова и Модеста Чайковского....Читать дальше
Одноактная опера на русском и итальянском языках, написанная в 1894 году для Всероссийского съезда художников и открытия Третьяковской галереи. Либретто А. Крюкова и Модеста Чайковского. Оригинальный русский текст А.Крюкова, итальянский перевод L.Egidi.
Действующие лица: - Рафаэль (меццо-сопрано в партитуре, также тенор в некоторых постановках) - Форнарина, натурщица Рафаэля (сопрано) - кардинал Бибиена (бас) - народный певец (тенор) - ученики Рафаэля, жители Рима Действие происходит в Риме в XVI веке. Рафаэль распускает своих учеников в связи с празднованием карнавала. Мысли его поглощены Форнариной, — красавицей, которую он повстречал у фонтана. Однако патрон художника, кардинал Бибиена, хотел бы женить Рафаэля на своей племяннице. Народ на улице зовёт «маэстро Рафаэля» и Форнарину присоединиться к гуляньям. Слышится любовная песня народного певца. Неожиданно появляется кардинал. Он упрекает художника в том, что будучи уже почти членом семьи, тот остаётся наедине с незнакомой женщиной. Рафаэль признаётся кардиналу, что любит Форнарину. Разгневанный кардинал подстрекает народ сорвать с Рафаэля «маску злого лицемерья», осудить греховность художника. В гневе он срывает полотно с только что законченной картины и благоговейно отступает перед образом Мадонны, написанной с Форнарины. https://ru.wikipedia.org/wiki/Рафаэль_(опера) Х Свернуть
Виктор Смирнов
(дирижер)
,
Зара Долуханова
(меццо-сопрано), Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения
, Хор Всесоюзного Радио и Центрального телевидения
Рафаэль - В.Калужский, Форнарина - З.Долуханова, кардинал - А.Королев, народный певец - В.Кравцов. Запись 1956 года.
|
||
искусства: первый Всероссийский съезд художников. К этому съезду Аренскому, в то время уже
достаточно известному композитору, автору оперы «Сон на Волге», двух симфоний,
фортепианного концерта и камерных сочинений, была заказана опера. Сюжетом, подходящим к
случаю, была избрана одна из легенд, связанных с именем великого художника эпохи
Возрождения Рафаэля, — о его любви к юной натурщице Маргарите, прозванной Форнариной
(булочницей). Либретто написал некий А. А. Крюков, о котором не сохранилось никаких
сведений. В то время в Москве жили два довольно известных человека с такой фамилией и
инициалами: второстепенный поэт и журналист, работавший в одной из московских газет.
Вероятно, один из них и был автором, но даты их жизни неизвестны.
Конечно, образ Рафаэля в либретто оказался весьма далеким от подлинного образа
гениального мастера, однако это не помешало композитору с увлечением работать. «Рафаэль»
был создан им очень быстро — всего за пять недель. Этому способствовало соответствие жанра
одноактной оперы дарованию композитора, лирика по преимуществу, предпочитавшего малые
формы. Своей опере Аренский дал подзаголовок «Музыкальные сцены из эпохи Возрождения».
Первоначально партия Рафаэля предназначалась для меццо-сопрано, но позднее была поручена
тенору.
Опера впервые была исполнена 24 и 25 апреля 1894 года на сцене зала Московского
благородного собрания силами учащихся Московской консерватории перед участниками съезда,
которые восприняли ее очень доброжелательно. Присутствовавший на премьере Танеев, один из
самых авторитетных музыкантов России, был настолько тронут, что не мог сдержать слез.
Пресса также была положительной. Первая театральная постановка «Рафаэля» была осуществлена
в петербургском Мариинском театре. Премьера состоялась 13 декабря 1895 года.
осуществлена в петербургском Мариинском театре. Премьера состоялась 13 декабря 1895
года.
тенор неплох.
Стоило послушать ради нее. И тенор неплох.
прекрасны! Частенько переслушиваю эту замечательную оперу.
Частенько переслушиваю эту замечательную оперу.
думала, наивная, что это неаполитанская песня)))
что это неаполитанская песня)))
Вообще, первоначальное либретто к опере написано на итальянском языке (собственно с таким
либретто она и исполнялась впервые). К тому же, автор писал оперу на итальянский сюжет,
поэтому и использовал некоторые музыкальные итальянские мотивы.
самых авторитетных музыкантов России, был настолько тронут, что не мог сдержать слез.
Пресса также была положительной.
к Танееву (слёз, правда не лил) и к той прессе. В этой опере есть всё, чтобы понравиться
слушателям.(Помните, была такая радиопередача - `Опера для слушателей`). Ясный сюжет,
красивая музыка и даже мировой шлягер(песня Певца за сценой), И всё это на протяжении
немногим более получаса. И тем не менее, ставилась ли она за последние 50 лет хотя бы раз?
Или здесь играет роль предубеждение о Аренском, как о второстепенном композиторе(читал
такие мнения даже на этом сайте).
на итальянском языке
под итальянскую музыку. Знаменитая песня Певца за сценой мне,например, напоминает
фарандолу или что-то в этом роде.
композиторе(читал такие мнения даже на этом сайте).
не так уж мало.
вообще критерии первостепенности и второстепенности? Стоит понимать, что если композитор
второстепенный, то он менее талантлив?
второстепенности? Стоит понимать, что если композитор второстепенный, то он менее
талантлив?
талантливости? Как по мне, то у Аренского талантливые произведения. Не хуже, чем у
первостепенных композиторов.
то у Аренского талантливые произведения. Не хуже, чем у первостепенных
композиторов.
Чайковский. И ничего страшного.
в музыкальной плоскости, и плохо вербализуется. У Аренского музыкальные способности были
сравнимы с Моцартовскими, у Чайковского ниже среднего. А по масштабу и таланту, Чайковский
стоит пары десятков Аренских.
Но и у Аренского есть свои достоинства, конечно. И он заслуживает внимания.
их значимость, изо всех сил увидеть `гениальность` в их музыке, пыжишься доказать другим о
их величине, вообщем всячески приподнять их авторитет. И страшно обидно, когда о них
говорят снисходительно. Проходит время, включаешь случайно что-нибудь из Чайковского и
понимаешь всю второстепенность композиторов `второго эшелона`. И ничего с этим не
поделаешь.
второстепенными авторами. Хочется иногда приподнять их значимость,
опускать, тогда и приподнимать не пришлось бы. :) Аренский очень достойный автор, и
нисколько его заслуг не умаляет превосходство Чайковского. Просто публика может переварить
ограниченное число брэндов. Число это очень невелико - десятка полтора. А достойных
авторов - сотни.
число брэндов. Число это очень невелико - десятка полтора. А достойных авторов -
сотни.
искусстве. Мейербер и Обер - были в свое время известными брэндами, за которые публика
охотно платила деньги.
Мы же говорим о музыкальных достоинствах того или иного композитора.
актива, в том числе и в искусстве. Мейербер и Обер - были в свое время известными
брэндами, за которые публика охотно платила деньги.
Мы же говорим о музыкальных достоинствах того или иного композитора.
верно. Существует концертный рынок. Кто на нем? Рахманинов, Чайковский, Бетховен, Шопен,
Бах, Вивальди. Реже Моцарт, Шуман, Брамс. Еще реже Шостакович, Равель, Прокофьев
(концерты), Гендель. В опере - Верди, Пуччини, Вагнер, Моцарт, опять Чайковский. Эти
авторы занимают 60-70 процентов концертно-оперного рынка. Остальное - отдельные постановки
и исполнения хрестоматийных авторов - Гайдна, Дебюсси, Берлиоза, изредка в качестве
экзотики даже Мессиан, Айвз, Свиридов.
И все это очень достойные композиторы, сливки, можно сказать, лучшее из лучшего. Но ведь
мир музыки ими не ограничивается, он гораздо разнообразнее. И тут, мне кажется,
сравнительный анализ не так уж нужен - кто кого лучше. Интереснее сам автор, его мир.
Представьте, что читаете книгу. Гоголь, пожалуй, величайший в мире писатель. Но и у
Мамина-Сибиряка свой неповторимый мир, захватывающий и интересный.
А что у него интересного можно-то послушать?
интересного можно послушать?
что просто устал от него. Но не тянет. Если говорить о лучшем - обязательно послушайте
`Симфонические танцы` и Рапсодию на темы Паганини, пьесы-фантазии - опус 3, 3 и 4 концерты
(хотя, концерты все можно слушать, но у меня аллергия на 1, 2 и 3-й). Первое трио соль
минор тоже хорошее. Но вообще, все можно слушать. Автор, в основном, очень качественный.
интересного можно-то послушать?
Рахманинова, у него можно слушать почти все, за исключением не знаю чего (я далеко не
рахманинововед), но все русское, что я слышал - замечательно или даже гениально.
интересного можно послушать?
заезженный до дыр-то автор. Почаще выходите из Вашего средневековья и пыльно-архивного
барокко, open your mind.
Рахманинова, у него можно слушать почти все, за исключением не знаю чего (я далеко не
рахманинововед), но все русское, что я слышал - замечательно или просто
гениально.
остальное - да, все очень высокого качества. Но я разлюбил. Хотя, в юности я Сергея
Васильевича боготворил и ставил выше всех русских. А сейчас из русской плеяды ставлю на
1-е место Глинку и Чайковского. Это высочайший мировой уровень.
Уж заезженный до дыр-то автор. Почаще выходите из Вашего средневековья и пыльно-архивного
барокко, open your mind.
архивно-запыленного, это под каким углом посмотреть. Кому-то оно гораздо свежее романтизма
и даже определенного 20-го века... Дистанция делает с искусством удивительные вещи, порой
парадоксальные.
бы лучше сказал бы, что можно проигнорировать у него. Салонные вещи из 10 опуса - слабые,
1-я симфония - так себе, 1-я форт. соната - очень на любителя, канитель вобщем, Можно еще
назвать с пяток вещей проходных, но все остальное можно слушать, не сумлеваясь. Даже оперы
хороши у него.
Анонимус пошутил, а народ повелся... :)
место Глинку и Чайковского. Это высочайший мировой уровень.
не могу уже много лет слушать. Впрочем, как и Рахманинова. Такое перенасыщение, что хоть
клизму вставляй.
Анонимус пошутил, а народ повелся... :)
разговора. :)
второстепенными авторами. Хочется иногда приподнять их значимость, изо всех сил увидеть
`гениальность` в их музыке, пыжишься доказать другим о их величине, вообщем всячески
приподнять их авторитет. И страшно обидно, когда о них говорят снисходительно. Проходит
время, включаешь случайно что-нибудь из Чайковского и понимаешь всю второстепенность
композиторов `второго эшелона`. И ничего с этим не поделаешь.
По-моему, второ- и т.д. -степенные авторы для того и существуют, чтобы на их фоне особенно
сочно и незамыленно звучали первостепенные. Нельзя же питаться одними пирожными - а
`публика` именно это и делает - оттого у нее - музыкальный диабет и несварение от порой
острых и интересных блюд.
Да и вообще - большинство из нас - всего лишь почва для произрастания гениев. Я лично
себя так и рассматриваю - как материал для будущего. Чем плохо?
слушать. Впрочем, как и Рахманинова. Такое перенасыщение, что хоть клизму
вставляй.
что за дело?
слушать. Впрочем, как и Рахманинова. Такое перенасыщение, что хоть клизму
вставляй.
воле?
боготворил и ставил выше всех русских. А сейчас из русской плеяды ставлю на 1-е место
Глинку и Чайковского. Это высочайший мировой уровень.
боготворил, но уже давно и теперь болею Стравинским :)
именно это и делает - оттого у нее - музыкальный диабет и несварение от порой острых и
интересных блюд.
Скорее, жрут то, что выкидывают на рынок. А возможно, Гуммель понравится публике больше
Бетховена. :)
давно и теперь болею Стравинским :)
интересного можно-то послушать?
фортепиан очень нравится
:)
Я иногда любительское видео делаю. И оглядываясь в прошлое, вижу, что музыке Рахманинова
отвел достойное место. ``Овидеорядил`` 2-3 прелюдии, брал Симф. танцы, Остров мертвых.
А вот под Чайковского монтировать никогда не хотелось. :(
поэма!
может, и не шутил.
:)
произрастания гениев.
вот это ваше `мы`- это кто?
что при всем невероятном разнообразие человеческих судеб, характеров, талантов, вкладов,
так скаать, в общую копилку человеческих ценностей - а ведь каждый человек что-то
привносит в эту самую ноосферу - со временем все-таки начинают торчать именно верхушки, и
торчать они буду во все века, несмотря и невзирая.
И, кстати, некоторые из тех, которых время временно ;) поднимает на гребне - со временем
таки опадают - вместе с его течением. Мне почему-то кажется, что Рахманинов будет торчать
века, а К... опадет. Не называю во избежании. ;)
;) поднимает на гребне - со временем таки опадают - вместе с его течением. Мне почему-то
кажется, что Рахманинов будет торчать века, а К... опадет. Не называю во избежании.
;)
верхушки, и торчать они буду во все века, несмотря и невзирая.
скачет по поверхности. И верхушки так же поверхностно понимает.
гадать.)
Четыреста тридцать три. :)
интересного можно-то послушать?
хуже.
Четыреста тридцать три. :)
крайней мере, не раньше, чем Рахманинова. А вообще, забудут всех. Или никого.
Чайковского просто ненавидят. Но мне что за дело?
Ваныча, и Сергей Василича я так же люблю, как и двадцать лет назад. Просто у меня нет
желания по сто пятидесятый раз слушать то, что давно уже осело у меня в голове. По этим
композиторам у меня в голове давно стоят stop, pause и play, с любого места прокручу сам.
Василича я так же люблю, как и двадцать лет назад. Просто у меня нет желания по сто
пятидесятый раз слушать
причине. Но если слышу живьем, то МИГ и ПИЧ восхищают, а СВР, скорее, раздражает.
забудут. По крайней мере, не раньше, чем Рахманинова. А вообще, забудут всех. Или
никого.
очень музыку жалко. :)
цивилизации. И вот тогда очень музыку жалко. :)
как и всякая информация, неуничтожима. А котов жаль.
недалекий, хотя почему-то считаете себя умным. Но зачем это непрерывно демонстрировать?
Вообще, идите вы к черту. От вас тошнит.
Маргариту Неистовую. Или это только так каатся?
поинтересоваться, а чем так раздражает?
Рахманинов, Чайковский, Бетховен, Шопен, Бах, Вивальди. Реже Моцарт, Шуман, Брамс. Еще
реже Шостакович, Равель, Прокофьев (концерты), Гендель.
рассуждениями Шерлока Холмса о мозге и о захламленном чердаке.
Возможно буду не очень точен при вербализации, простите. Любить музыкальное произведение
- это отвести для него место в душе. А если ``по-атеистски``, то держать его в мозгу. О
чем Вы и Абырвалг и говорили, произведение живет в человеке.
Когда произведение вторично, то его труднее разместить в себе, если там уже есть нечто
подобное. Но даже и первичное произведение труднее разместить, если место уже занято нечто
подобным.
Возможно поэтому многие слушатели ограничиваются несколькими вершинами многогранника,
которые вы перечислили.
раздражает?
раздражает?
тому же может быть неправильно истолкована, достойнейшего музыканта и человека, которого
глубоко уважаю. А мое отношение - это личное.
Холмса о мозге и о захламленном чердаке.
Возможно буду не очень точен при вербализации, простите. Любить музыкальное произведение
- это отвести для него место в душе. А если ``по-атеистски``, то держать его в мозгу. О
чем Вы и Абырвалг и говорили, произведение живет в человеке.
Когда произведение вторично, то его труднее разместить в себе, если там уже есть нечто
подобное. Но даже и первичное произведение труднее разместить, если место уже занято нечто
подобным.
Возможно поэтому многие слушатели ограничиваются несколькими вершинами многогранника,
которые вы перечислили.
музыки. Я с ней работаю. И отношения у меня с ней гораздо ближе, и церемоний, как и бывает
между близкими, гораздо меньше.
или даже гениально.
даже больше нравится.
трудно.
исполняют...
Собинов пел.
раздражает.
известные, для меня чересчур сопливо-сентиментальны. Творчество же СВР, наоборот,
воодушевляет. В нем такая чувственная мужественность с несгибаемой волей слышится.
А вот под Чайковского монтировать никогда не хотелось. :(
шумо-музыкально-хроникальный пролог `Был месяц май` Хуциева. Вот просто посмотрите и потом
расскажете мне впечатления.
сочинения ПИЧ, даже известные, для меня чересчур сопливо-сентиментальны.
например? Я таких знаю пару, но в лучшей музыке у него нет ни капли сопливости или
сентиментальности. Впрочем, кто знает, кто от чего плачет.
Корещенко, наверное...
Хуциева.
Посмотрю обязательно.
нравится.
приплюсовать, русский период перетянет, пожалуй. Всё-таки и Остров Мёртвых, и Всенощная.
Да и с 3-м Концертом у меня порядок, с 1 и 3 частями.
Кужамьяров. Или Касьянов.
такая чувственная мужественность с несгибаемой волей слышится.
грохотом пустота, один план, внешний. Иногда даже не то что до сентиментальности, но даже
до гламурности - как в `То было раннею весной, в тени берез то было` - какая тень у берез
ранней весной??? где??? в Сочи?, `Здесь хорошо`, 2-й концерт. Я не против этой
прямолинейности, за нее его и любят, на День Победы во время минуты молчания всегда
играют; но мне это никакой пищи для мозга и души не дает.
кафка одобряэ
Посмотрю обязательно.
http://www.youtube.com/watch?v=vZ5moeJNrpg
будет, а если лучшие романсы приплюсовать, русский период перетянет, пожалуй. Всё-таки и
Остров Мёртвых, и Всенощная. Да и с 3-м Концертом у меня порядок, с 1 и 3 частями.
как же `Колокола`? А Прелюдии, Этюды-картины? Виолонч. соната?
рахманиновского опуса. Так что, может, и не шутил.
слушал этого композитора. Стало интересно, поэтому и решил посоветоваться. Но всё же,
думаю, Средневековье, Ренессанс и Барокко для меня интереснее.
план, внешний.
всегда играют
Но я не помню, чтобы 2-ю или 3-ю часть симфтанцев играли.
Впрочем, всё это - не те аргументы.
`Грохот.. пустота..`
интересного.
сочинение?
интереснее.
И, конечно, современная.
И, конечно, современная.
http://www.youtube.com/watch?v=vZ5moeJNrpg
Вы не поверите. Я это слямзил (совершенно неосознанно). В одном из фильмов пролог пустил
под шум колес, мотора и ветра в мчащемся по горной дороге автомобиле. И сзади этого шума
потихоньку начинает проявляться музыка из вступления к Страстям по Матфею.
Андропов, думаете Чайковского по телеку не крутили?
дороге автомобиле. И сзади этого шума потихоньку начинает проявляться музыка из вступления
к Страстям по Матфею.
замечательно работает. Я всю жизнь этим пользуюсь вовсю, и в кино, и в театре, да и в
собственно музыке не раз делал.
голливудских фильмов, где герои говорят: `Из американских композиторов я больше всего
люблю Рахманинова...`
страшно крамольную вещь, но мне не особо нравится 6-я симфония ПИЧ. Здесь я не про сопли и
сентиментальность, а про другое. Меня никогда не поражало воображение эта симфония и
относился я к ней всегда достаточно прохладно. Вот от `Бури` и его форт. концертов всегда
тащился, а `Евгений Онегин` опять-таки не берет и все. `Орлеанскую деву` всегда на руках
носил и от форт. трио балдел, а `Ромео и Джульетта` никогда не брала за душу. У меня с
Чайковским не все равномерно.
Виолонч. соната?
очень хороша, а вот к Колоколам я почему-то всегда был совершенно равнодушен. При том, что
и По-Бальмонт, и собственно партитура великолепны.
по телеку не крутили?
этих вроде бы и так нет, исчезать неоткуда. А Корещенко я даже пьесу знаю фортепианную и
кое-что из `Ледяного дома`. Уровень, примерно, Валентины Бергман-Серовой. А между тем, с
большой золотой медалью консу закончил, `Пиковую Даму` чуть было не написал вместо ПИЧ.
Вот это был бы номер)
эмоциональным миром я позволяю только Скрябину.
только Скрябину.
какие выразил ПИЧ в своей 6-й, т.е. предчувствие скорого конца, подытоживание жизни, то в
этом отношении мне всегда нравилась 9-я Малера.
схожих настроений, какие выразил ПИЧ в своей 6-й, т.е. предчувствие скорого конца,
подытоживание жизни, то в этом отношении мне всегда нравилась 9-я Малера.
стыду я её плохо знаю. Качественную запись Бернстайна осенью раздобыл, и уже давно к ней
прицеливаюсь, но уединиться от домочадцев не могу. А в наушниках слушать не хочу.
Очень люблю 10-ю. Но стараюсь слушать только до ударов - а то там очень страшно. :))
Скрипичный Берга, в этом смысле, более щадящий.
выношу его веселого и народного, вроде Думки или финала 2 концерта.
Думки или финала 2 концерта.
Сабонеева.
Но примерно так: ``Кучерская музыка, говорил Скрябин, и начинал изображать какую-то
свистопляску``.
Думки или финала 2 концерта.
после письма Татьяны вся сцена с наигрышем и в следующей картине `Девицы-красавицы`.
замечательный: после письма Татьяны вся сцена с наигрышем и в следующей картине
`Девицы-красавицы`.
уместно написана, можно и ещё поискать.
Сабонеева.
Но примерно так: ``Кучерская музыка, говорил Скрябин, и начинал изображать какую-то
свистопляску``.
кого, собственно, Скрябин любил. Наверное, только себя. Писали, как-то раз Скрябин в кругу
музыкантов, сидя за столом, вдруг поднялся и мечтательно произнес среди прочего: `Я -
Бог`. По моему, Лядов ему в ответ сказал: `Ну какой ты Бог, ты просто петушок`.
которые живы и здравствуют.
по телеку не крутили?
мне не особо нравится 6-я симфония ПИЧ.
вовсе не вредит, и его музыке тоже. :)